Результаты диагностики нервно-психической устойчивости у медицинских работников (разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова)
Диагностируемые показатели кол-во человек в %
Неудовлетворительная НПУ 12 30,0%
Удовлетворительная НПУ 16 40,0%
Хорошая НПУ 10 25,0%
Высокая НПУ 2 5,0%
Полученные в ходе исследования результаты указывают на то, что преобладающей в выборке исследования являются группа лиц с удовлетворительным уровнем нервно-психической устойчивости (40%). Можно говорить о том, что эти лица могут характеризоваться как способные достаточно эффективно противостоять привычным стрессам. Вместе с тем, существует вероятность дезорганизации деятельности или же нервно-психических срывов в ситуациях, которые характеризуются экстремальным характером течения. Неудовлетворительный уровень нервно-психической устойчивости имеют 30% участников исследования. Эти лица могут характеризоваться как имеющие высокий уровень нервно-психических срывов. Хороший уровень нервно-психической устойчивости диагностируется у 25% медицинских работников, тогда как высокий уровень нервно-психической устойчивости выявлен у двух участников исследования (5%). Эти участники характеризуются сравнительно низкой вероятности дезорганизации деятельности под влиянием стрессоров трудовой деятельности. Эти участники имеют высокий уровень устойчивости деятельности даже в трудных условиях труда.
Результаты диагностики позволяют заключить, что для медицинских работников характерным является преимущественно удовлетворительная и неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость.
Выводы. Таким образом, подводя итоги проведенного эмпирического исследования можно заключить, что в выборке исследования преобладают лица с умеренным и низким уровнем стрессоустойчивости, а также с умеренным и повышенным уровнем стресса. Данные обстоятельства указывают на то, что характер профессиональной деятельности в условиях пандемии существенным образом сказывается на актуальном психологическом статусе медицинских работников. Полученные данные обуславливают значимость осуществления целенаправленной деятельности формирования стрессоустойчивости медицинских работников.
Выводы.
1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб: Питер, 2009. - 500 с.
2. Темрокова С.Б. Профессиональное выгорание медицинских работников: причины и последствия [Электронный ресурс] / С.Б. Темрокова //. Режим доступа: https://www.ppip.idnk.ru/index.php/-2-2013/9-2011-02-24-12-27-14/-3-2011/294-2011-09-28-11-01-37 (дата обращения: 09.04.2021)
3. Хавкина, И.В. Психологические факторы и условия профессиональной деятельности врача [Электронный ресурс] / И.В. Хавкина // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-i-usloviya-professionalnoy-deyatelnosti-vracha/viewer (дата обращения: 09.04.2021)
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук Чертовикова Анастасия Сергеевна
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования
«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ОСУЖДЕННЫХ ЗА НАСИЛЬСТВЕННЫЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Аннотация. Автором обозначена проблема исследования ценностно-смысловой сферы личности в психологии, актуальность изучения ценностно-смысловой сферы осужденных в пенитенциарной психологии. Представлены результаты эмпирического исследования ценностно-смысловой сферы осужденных за насильственные преступления, в рамках которого у них выделены доминирующие ценности и смысложизненные ориентации в сравнении с осужденными за корыстные преступления.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности, ценности, смысложизненные ориентации, пенитенциарная психология, осужденные, осужденные за насильственные преступления, осужденные за корыстные преступления, содержание ценностно-смысловой сферы осужденных.
Annotation. The author outlines the problem of studying the value-semantic sphere of personality in psychology, the relevance of studying the value-semantic sphere of convicts in penitentiary psychology. The article presents the results of an empirical study of the value-semantic sphere of those convicted of violent crimes, within the framework of which they have highlighted the dominant values and life-meaning orientations in comparison with those convicted of mercenary crimes.
Keywords: the value-semantic sphere of personality, values, life-meaning orientations, penitentiary psychology, convicts, convicted of violent crimes, convicted of mercenary crimes, the content of the value-semantic sphere of convicts.
Введение. В последнее время в психологии наблюдается все больший интерес к изучению личности как субъекту изменений в своей жизни. Осознается важность понимания мира как единого целого и значимость ценностных и смысловых составляющих в жизни каждого человека. В свою очередь, система ценностей и смыслов образуют ценностно-смысловую сферу, которая представляет собой важную составляющую в структуре личности, определяющую ее направленность, при этом являясь наивысшим уровнем контроля поведения личности в социуме.
В психологической науке на современном этапе развития общества наблюдается возрастающий интерес к изучению одного из компонентов личностной мотивации - ценностно-смысловой сферы. Изучению ценностно-смысловой сферы личности посвящены исследования таких отечественных психологов, как А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Е.А. Березина, А.В. Капцова, Ю.А. Шмидта, А.Н. Леонтьева, Б. Ольшанского, А.В. Серого, М.С. Яницкого и многих других.
Ценностно-смысловая сфера личности - это функциональная система, которая создает смыслы и цели человеческой жизни и регулирует пути их достижения. Ценностно-смысловая сфера включает в себя два основных компонента - систему ценностных ориентаций и систему личностных смыслов. Представленные компоненты тесно связаны с понятием личности, так как они тесно связаны с изучением человеческого поведения.
Ценности играют роль важного связующего звена между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром. Ценности обычно понимаются как идеальные цели общества, социальной группы или отдельного человека. Кроме того, значения представляют собой определенную точку отсчета при оценке определенных событий. Таким образом, ценности задают направление действий и мыслей людей, служат образцами для оценки и сравнения желаемого и действительного [2, с. 28].
Ценности включают в себя три компонента:
- когнитивный компонент, который объясняет, отражая социальные функции данной ценности в социальном мире, а смысл - как «смысл для самого себя». Эти два компонента могут перекрывать или частично перекрывать друг друга. Именно ценности, имеющие личностный смысл для человека, становятся регуляторами и ориентирами его жизни и поступков;
- эмоциональный компонент - это переживание ценностного состояния. По мнению В. Дильтея, эмоции, чувства представляют собой личностное выражение ценностей;
- поведенческий компонент, который представлен реализацией принятой личностью ценности в поведении и деятельности.
Вместе с понятием «ценность» существует ряд сходных категорий, которые, так или иначе, выделяют ту или иную сторону или функцию, выполняемую ценностью. Прежде всего, это социальные и личностные ценности, а также ценностные ориентации. Понятия «социальные ценности» и «личностные ценности» обычно подчеркивают их принадлежность к определенной общности людей (обществу в целом, социальной группе) или к самому индивиду. Они обычно рассматриваются вместе, либо в тесных отношениях, либо в оппозиции друг к другу [4, с. 103].
Социальные ценности, выступающие в качестве неких общественных идеалов, выработанных общественным сознанием, усваиваются индивидом в процессе социализации и формируют ценностные структуры личности, то есть трансформируются в личностные ценности.
Преобладание различных ценностей в любом обществе определяет их иерархию. Несмотря на существование общих ценностей в обществе, каждый человек имеет индивидуальную иерархию личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между социальным личностным бытием. Ценности непостоянны, они меняются со временем в результате исторической деятельности людей, так же как меняются сами люди [1, с. 64].
Вопрос о ценностях и смыслах личности широко отражен в теоретических и эмпирических исследованиях, но современное состояние психологического знания характеризуется несоответствием между очевидной значимостью в динамично меняющейся российской культуре и степенью систематичности, комплексности и обширности исследований в этой области. Таким образом, несмотря на огромный объем исследований, необходимо отметить неоднозначность научных представлений, как в целом, так и в части отдельных компонентов ценностно-смысловой сферы.
Изложение основного материала статьи. Ценностно-смысловая сфера - это высший уровень регуляции социально значимого поведения, системообразующая основа личности. Нарушения ее развития часто приводят к потере интереса к жизни, приводят к ощущению бесцельности существования. Это может спровоцировать активный поиск новых стимулов и сделать личность более уязвимой и уязвимой к негативному влиянию антисоциальных групп. В условиях пенитенциарной системы этот риск для осужденных значительно возрастает.
Ценностно-смысловая сфера играет немаловажную роль в поведении человека, находящегося в исправительном учреждении (А.А. Истомин, А.С. Михлин, В.Ф. Пирожков, А.Р. Ратинов, Г.Ф Хохряков, В.В. Яковлев и др.). Как показывают результаты ряда исследований, у человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, рушится прежняя система ценностей, и он начинает формировать новую, в зависимости от трудности своего положения, от эмоционального потрясения, переживания новых эмоциональных состояний [3, с. 212].
Ценностно-смысловая сфера является центральным, ядерным образованием личности, и, воздействуя в целом на поведение человека в каждой конкретной ситуации, обусловливает общую направленность его жизни. В этой связи изучение содержательных особенностей ценностно-смысловой сферы осужденных позволит осуществлять профилактику негативных установок и способствовать преодолению дальнейшей деформации смысловой сферы личности осужденного как необходимого условия успешной адаптации в обществе после освобождения.
Целью эмпирического исследования стало изучение особенностей ценностно-смысловой сферы осужденных за насильственные преступления. Для реализации данной цели был осуществлен сравнительный анализ содержания ценностно-смысловой сферы осужденных за насильственные и корыстные преступления. В качестве психодиагностических методов исследования были использованы такие методики, как опросник «Обзор ценностей» Ш. Шварца и методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева.
Совместно со Смирновой Е.С. было проведено исследование на базе ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области. Участниками исследования стали 50 осужденных мужского пола за насильственные и корыстные преступления в возрасте от 33 до 40 лет, осуждены были впервые. Выборка была разделена на две группы: в экспериментальную группу вошли 25 осужденных за насильственные преступления, в контрольную - 25 осужденных за корыстные преступления. Экспериментальная и контрольная группы были примерно сбалансированы по следующим критериям: возраст, образование, семейное положение, срок лишения свободы, срок уже отбытого наказания. Для сравнения содержания ценностно-смысловой сферы осужденных за насильственные и корыстные преступления был использован U-критерий Манна-Уитни.
Рассмотрим полученные результаты. При анализе и интерпретации результатов опросника ценностных ориентаций Ш. Шварца важно учитывать, что диагностируются два различных типа ценностей:
1. Нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структура ценностей, оказывающая наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющаяся в реальном социальном поведении.
2. Ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности.
В таблице 1 представлены в сравнении показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов среди осужденных экспериментальной и контрольной группы.
Сравнение типов ценностей на уровне нормативных идеалов у осужденных экспериментальной
и контрольной группы
Обзор ценностей Ранговые показатели Уровень
Экспериментальная Контрольная статистической
группа группа значимости
1) Конформность 4 3 -
2) Традиции 7 9 0,05
3) Доброта 1 5 0,01
4) Универсализм 6 7 -
5) Самостоятельность 3 4 -
6) Стимуляция 10 10 -
7) Гедонизм 8 6 0,05
8) Достижения 5 2 0,05
9) Власть 9 8
10) Безопасность 2 1 -
Значимыми нормативными приоритетами осужденных за насильственные преступления являются следующие: «доброта», «безопасность», «самостоятельность», «конформность». Осужденные за корыстные преступления на первые места ставят следующие ценности: «безопасность», «достижения», «конформность», «самостоятельность», «доброта».
Сравнивая результаты обеих групп, можно увидеть, что значения по шкалам находятся практически в одном числовом диапазоне. Но несмотря на то, что доминирующее значение, как в первой, так и во второй группах испытуемых принадлежит одним и тем же ценностям, они занимают разные ранговые значения.
В результате сравнительного анализа данных по первой части методики, отражающей наиболее устойчивые представления человека о том, как действовать, тем самым определяя его жизненные принципы поведения, были обнаружены существенные различия в следующих ценностях: «достижения», «традиции», «доброта», «гедонизм».
Высокие показатели по значению «достижение» (при р<0,05), и второе место в рейтинговой позиции определяют доминирующее положение этой ценности для группы лиц, осужденных за корыстные преступления, в отличие от группы лиц, осужденных за насильственные преступления. Соответственно, эти показатели свидетельствуют о необходимости достижения контрольной группой личностного успеха через проявление компетентности в соответствии с социокультурными стандартами, что влечет за собой социальное одобрение. В то время как в группе осужденных за насильственные преступления эта величина занимает нейтральную позицию (пятый ранг). Низкие значения ценности «традиции» (при р<0,05) наблюдаются как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Однако обработка данных выявила различия высокой значимости, так у осужденных за насильственные преступления по рангу данная ценность стоит выше, чем у осужденных за корыстные преступления. Этот факт, на наш взгляд, можно объяснить тем, что для группы лиц, осужденных за насильственные преступления, уважение и принятие обычаев и идей, соответствующих криминальной субкультуре, являются актуальными и значимыми ценностями, в то время как показатели в группе осужденных за корыстные преступления свидетельствуют об обратном. Различия присутствуют также в ценностях «доброта» (при р<0,01) и «гедонизм» (при р<0,05). Шкала «доброта» у осужденных экспериментальной группы находиться на первом месте, а у осужденных контрольной группы на пятом. Как и в первой, так и у второй группы данная ценность находится в первой пятерке ценностей, однако осужденные за насильственные преступления ставят доброту намного выше по значимости, нежели чем осужденные за корыстные преступления. Это может свидетельствовать о том, что осужденные за насильственные преступления в условиях лишения свободы стараются держаться в группе, начинают ценить дружбу, становятся верными друзьями. Возможно, это сказывается за счет того, что в пенитенциарном учреждении очень сложно быть одиночкой, тем более осужденным за насильственные преступления. Возможно, после совершения преступления от общения с ними отказались друзья и родственники, поэтому они и находят друзей среди людей их окружающих.
Шкала «гедонизм» у осужденных экспериментальной группы находиться на восьмом месте по значимости, в отличие от осужденных контрольной группы, у которых данная ценность располагается на шестом месте. Мотивационная цель данного типа определяется наслаждением и удовольствием. Осужденные, находясь в местах лишения свободы, не могут вести полноценный образ жизни и наслаждаться ей, а значит, данная ценность отходит на последнее место, так как они еще не скоро смогут довольствоваться жизнью в полной мере.
В таблице 2 представлены в сравнении показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов среди осужденных экспериментальной и контрольной группы.
Таблица 2
Сравнение типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов у осужденных экспериментальной и
контрольной группы
Обзор ценностей Ранговые значения Уровень статистической значимости
Экспериментальная группа Контрольная группа
1) Конформность 4 6 0,05
2) Традиции 6 9 0,01
3) Доброта 1 3 0,05
4) Универсализм 5 5 -
5)Самостоятельность 2 1 -
6) Стимуляция 9 8 -
7) Гедонизм 7 7 -
8) Достижения 8 4 0,01
9) Власть 10 10 -
10) Безопасность 3 2 -
Как видно из таблицы, значимыми индивидуальными приоритетами осужденных за насильственные преступления являются следующие: «самостоятельность», «доброта», «безопасность», «конформность». Осужденные за корыстные преступления на первые места ставят такие ценности, как: «самостоятельность», «безопасность», «доброта», «достижения».
Сравнительный анализ результатов по второй части опросника, более зависимой от внешней среды, например, также демонстрируют наличие значимых различий по ряду ценностей между двумя группами испытуемых.
Значимые различия на уровне индивидуальных приоритетов были обнаружены по следующим ценностям: «доброта», «конформность», «традиции», «достижения».
Высокие показатели ценности «доброта» наблюдаются как в группе осужденных за корыстные преступления (третий ранг), так и в группе осужденных за насильственные преступления (первый ранг). Выявленные достоверные различия (при р <0,05) по этому показателю свидетельствуют о том, что для осужденных за насильственные преступления характерно проявление позитивного взаимодействия, осознание необходимости принадлежности и обеспечение благополучия своей группы. Эта ценность не только доминирует на уровне нормативных идеалов личности, осужденной за насильственные преступления, но и является вершиной в их иерархической структуре ценностей.
В целом высокие показатели этой ценности в обеих группах испытуемых проявляются в том, что осужденные экспериментальной и контрольной групп характеризуются значимостью таких ценностей, как «полезность», «лояльность», «снисходительность», «честность», «ответственность», «дружба» и «зрелая любовь» в пределах своей референтной группы.
Выявленные значимые различия в шкале «достижения» (при р <0,01) свидетельствуют о высокой значимости в поведении стремления продемонстрировать компетентность в соответствии с социальными стандартами с целью социального одобрения для группы лиц, осужденных за корыстные преступления (4-й ранг). В то время как в группе лиц, осужденных за насильственные преступления, эта ценность не проявляется по отношению к детерминации поведения.
Видимые различия были выявлены среди ценностей «конформность» (при р<0,05) и «традиции» (при р<0,01). Данные ценности находятся рядом по значимости в выборе осужденных за насильственные преступления. Однако, ценность «конформность» находится в пятерке наиболее важных ценностей, для осужденных экспериментальной группы, в отличие от осужденных контрольной группы, у которых данная ценность стоит на шестом месте. Ценность «конформность» описывается, как сдерживания себя от действий, которые могут причинить вред другим. Ценность «традиции» объясняется, следованием традиций, норм и правил, которые действуют в обществе. У осужденных контрольной группы данная ценность стоит почти на последнем месте по значимости, в отличие от осужденных экспериментальной группы. Осужденные за насильственные преступления могут в какой-то мере следовать традициям и нормам, так как, как отмечалось выше, они стараются держаться в группах и не противоречить их правилам поведения.
Далее представлен сравнительный анализ показателей смысложизненных ориентаций у осужденных за насильственные и корыстные преступления (см. таблицу 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ смысложизненных ориентаций у осужденных экспериментальной
и контрольной группы
Смысложизненные ориентации Экспериментальная группа Контрольная группа Уровень статической значимости
Осмысленность жизни 92,5 101 0,01
Процесс жизни 27,1 29,3 -
Цели в жизни 28,5 32,4 0,05
Результативность жизни 23,3 24,9 -
Локус контроля - Я 19,2 22,2 0,05
Локус контроля - жизнь или управляемость жизни 24,2 26,6 -
Результаты теста «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева показали, что группа осужденных за корыстные преступления, имеет более высокие баллы по всем шкалам, по сравнению с группой осужденных за насильственные преступления. Получены значимые различия по таким шкалам, как «Осмысленность жизни», «Цели в жизни», «Локус контроля - Я».
Как показано в таблице 3 осужденные за насильственные преступления по шкале «Цели в жизни» имеют низкие значения по сравнению с осужденными за корыстные преступления (при p<0,05). Таким образом, у этой части осужденных не так много целей, направленных на будущее, придающих жизни осмысленность.
Различия по шкале «Локус контроля - Я» (при p<0,05), свидетельствуют о том, что осужденные за корыстные преступления в большей мере относят себя к сильным личностям, которые обладают свободой выбора, тогда как осужденные за насильственные преступления преимущественно не верят в свои силы.
Шкала «Осмысленность жизни» отображает общий уровень осмысленности жизни. Данные по этой шкале показывают (при p<0,01), что осужденные за насильственные преступления в меньшей степени осознают цели и смысл собственной жизни в отличие от осужденных за корыстные преступления.
Выводы. В ходе исследования было выявлено что, в группе лиц, осужденных за насильственные преступления, наблюдается умеренный уровень общего внутреннего конфликта ценностей и их наличия. Это говорит о том, что пребывание в исправительных учреждениях приводит к упрощению системы ценностных ориентаций и актуализации более низких терминальных ценностей. В процессе отбывания наказания осужденные становятся более «интернализированными», и это отражается в изменении их ориентации в сфере сознания. Испытуемые меньше ориентируются на смысл жизни, что значительно снижает общий смысл их существования. Для осужденных за насильственные преступления важными ценностями являются «доброта», «конформизм» и «традиции». Осужденные ориентируются на помощь другим людям, для них важно выбор хорошего окружения, создание дружеских отношений в коллективе. Осужденные за насильственные преступления следуют и подчиняются традициям, нормам и правилам, которые действуют в их среде.
Знание содержания ценностно-смысловой сферы осужденных необходимо для сотрудников пенитенциарных учреждений в целях разработки возможных направлений работы по изменению внутреннего мира осужденных, что
позволит приобщить их к более широкому кругу ценностей, сориентировать на перспективу, на построение отдаленных целей, а не на реализацию сиюминутных потребностей, что будет способствовать ресоциализации осужденных.
Литература:
1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 5. - С. 64-65.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
3. Маркова А.Т. Роль ценностно-смысловой сферы в психокоррекционной работе с осужденными // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации): сб. тез. выступ. и докл. участников (г. Рязань, 21-23 нояб. 2017 г.): в 8 т. -Рязань: Академия ФСИН России, 2017. - С. 212-220.
4. Хохряков Г.Ф., Голубев В.П. Ценностные ориентации и их влияние на противоправное поведение осужденных // Социально-психологические проблемы профилактики правонарушений в исправительно-трудовых учреждениях: Сб. науч. тр. - Рязань, 1982. - С. 105-106.
Психология
УДК 159.9
кандидат педагогических наук, доцент Яблонских Юлия Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат психологический наук, доцент Дроздова Наталья Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ИНФОСОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема инфосоциализации подрстающего поколения, определяемая как четко структурированный процесс информационного становления личности, связанный с увеличением информационных связей личности, среди которых наибольшей популярностью пользуются компьютерные игры.
Ключевые слова: подросток, социализация личности, инфосоциализация личности, этапы инфосоциализации, компьютерные игры, Интернет-зависимость.
An^tatton. This article discusses the problem of infosocialization of the younger generation, defined as a clearly structured process of informational formation of personality associated with an increase in personal information connections, among which the most popular are computer games.
Keywords: teenager, personality socialization, infosocialization of personality, stages of infosocialization, computer games, Internet addiction.
Введение. В настоящее время в современном мире одной из основных проблем общественного развития выступает гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. В ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. В связи с этим в настоящее время является проблема инфосоциализация подрастающего поколения посредством компьютерных игр.
Изложение основного материала статьи. В современном информационном обществе к традиционному пониманию социализации личности добавляются дефиниции такого феномена, как инфосоциализация.
Быстрые и бурные изменения в современном социуме, связанные со стремительным ростом информционно-коммуникационных технологий, свидетельствуют о том, что инфосоциализацию подрастающего поколения можно рассматривать как определенный процесс информационного становления личности, связанный с увеличением информационных связей личности, среди которых наибольшей популярностью пользуются компьютерные игры, захватывающие с каждым годом все большее внимание подростков.
Инфосоциализация выступает качественно новой ступенью социализации. В связи с популярностью компьютерных технологий, изменяются процессы освоения окружающей (виртуальной в том числе) среды и взаимодействия с действительностью. Развитие информационного общества стимулирует изменение процессов информационной социализации личности и способствует формированию качественно новой, информационной культуры. Для современного человека информационная картина мира становится образом реальности, совокупностью знаний, соотношений главных и периферических аспектов. Личность структурирует знания об окружающем мире в той системе понятий, которая соответствует его этапу развития, и этапу развития общества в целом.
В современном мире феномен компьютерных игр занимает устойчивое место в жизни почти каждого подростка и многих взрослых. Игровое пространство представляет собой платформу, предоставляющую игрокам возможность реализовываться, поэтому компьютерные игры можно назвать сильнейшим средством инфосоциализации. В научной психолого-педагогической литературе большой акцент делается на необходимости психолого-педагогического сопровождения подростков в информационном пространстве; на оказании подросткам помощи и поддержки специалистами различного уровня, а также их родителями.
Компьютерные игры на сегодняшний день широко используются в целях развития когнитивных функций мозга, формировании необходимых навыков, коррекции нарушений развития, а также в медицинских целях. Но практического целенаправленного использования игр для развития инфосоциализации в научном мире не производилось. Как правило, развитие данной сферы посредством компьютерных игр у подростков происходит стихийно-педагогического вмешательства в подобный процесс обычно не производится. Возможно, причиной подобного упущения является отсутствие практики совместной работы специалистов подобного направления и разработчиков компьютерных игр.
Компьютерные игры открывают подросткам новые миры, красочные, с невероятно развернутой сюжетной линией. В виртуальном мире нам под силу стать храбрейшим главным героем, спасающим мир, окунуться в морские глубины, отправиться в прошлое, в будущее, выйти на поле сражения с мифическими существами, и, наконец, выиграть и чувствовать себя победителем, или проиграть, потерять все и... начать сначала!
Проблему инфосоциализации подростков посредством компьютерных игр изучали: А.Е. Войскунский, С.Г. Григорьев, А.В. Ермоленко, М.С. Иванов, Н.А. Цой и др.