ПСИХОЛОГИЧЕКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МУЖСКОГО ПОЛА, ОСУЖДЕННЫХ ПОВТОРНО К АЛЬТЕРНАТИВНЫМ МЕРАМ НАКАЗАНИЯ
© 2017 Е. А. Дядченко
Аннотация. В статье изучаются особенности ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних мужского пола, осужденных повторно к альтернативным мерам наказания, анализируются причины деструктивных трансформаций ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних, детерминирующих совершение повторных преступных деяний.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности, детерминанта, несовершеннолетний мужского пола, осужденный к альтернативным мерам наказания, повторная преступность.
AXIOLOGICAL SPHERE OF THE MALE MINER OFFENDERS RECONVICTED TO ALTERNATIVE TO IMPRISONMENT
© 2017 E. Dyadchenko
Summary. The article examines the peculiarities of axiological sphere of the male miner offenders reconvicted to alternative to imprisonment, analyzes the reasons ^for the destructive transformation of axiological sphere of a minor, determining repeted criminal acts.
Keywords: axiological sphere of theperson, determinant, male offenders, sentenced to alternative to imprisonment recidivism.
Ценностные ориентации и система личностных смыслов - два основных компонента ценностно-смысловой сферы личности, неразрывно связанных между собой и выступающих важнейшими регуляторами жизнедеятельности человека1. Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций личности является разнообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, которая выражает социально-детерминированные отношения личности к действительности2. А. Р. Ратинов пишет: «подобно тому, как психологический анализ потребностей преобразуется в анализ мотивов, так и анализ мотивов по существу переходит в анализ ценностей в качестве мотивообразующих факторов, ибо иерархия мотивов является проекцией ценностной структуры личности»3.
Противоречие между ценностями общества и ценностно-смысловой ориентацией личности несовершеннолетнего преступника выступает важной составляющей его социально-психологического портрета4. В ряде исследований показано, что у несовершенно-
1 Штефан Е. Ф. Ценностно-смысловая сфера осужденных и пути ее коррекции // Преступление, наказание, исправление: II Международный пенитенциарный форум (к 60-летию принятия Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и 30-летию принятия Минимальных стандартных правил, касающихся отправлений и докладов участников (Рязань, 25-27 ноября 2015 г.): в 8 т. - Рязань: Академия ФСИН России, 2015. - С. 375.
2 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - Серия: Мастера психологии. - 720 с.
3 Ратинов А. Р. Ценностно-нормативная концепция в юридической психологии // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А. М. Столяренко. - М., 2003. - С. 75.
4 Игошев К Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения: учебное пособие. - Горький, 1974. - С. 27.
ВЕСТНИК СЮИ
летних правонарушителей не выражена потребность в смысле жизни, отмечается пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям как источникам смысла жизни. Отмечено существенное расхождение между реальными и декларируемыми ценностями и смыслами жизни, а также нечеткость жизненных целей и отставание в развитии жизненных планов. При этом «деформации смысловой сферы являются «ядерными» характеристиками криминальной личности, поскольку вносят ключевой вклад в дизрегуляцию ее жизненного пути и социального поведения» . Итак, усваивание несовершеннолетним преступником негативных моделей поведения неизменно ведет к субъективной перестройке его иерархии ценностей6. Мы согласны с позицией Б. С. Братуся в том, что «это не просто отрицание социально одобряемых ценностей человеком, а речь идет прежде всего о формировании достаточно очерченной и жесткой системы «отрицательных» ценностей»7.
Таким образом, наличие у подростка мотива выбора цели поступка и принятие решения, а также оценка возможных последствий повторного преступного деяния напрямую зависят от знания закона и адекватного понимания им его значения8. Исходя из этого совершение несовершеннолетним мужского пола, осужденных повторно к альтернативным мерам наказания, нового преступного деяния демонстрирует его твердое намерение продолжать преступную деятельность, вопреки принятым мерам уголовно-правового характе-ра9. Рассмотрим более детально структуру ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних мужского пола, осужденных повторно к альтернативным мерам наказания.
Исследование структуры ценностно-смысловых ориентаций личности несовершеннолетних мужского пола, осужденных повторно к альтернативным мерам наказания, проводилось с использованием следующего комплекса методик: «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика Ш. Шварца, «Смысложизненные ориентации» А. Е. Леонтьева (далее - СЖО).
Анализ значимых различий средних значений шкал методики М. Рокича показал, что для несовершеннолетних мужского пола, осужденных повторно к альтернативным мерам наказания, первостепенными терминальными ценностями выступают «счастливая семейная жизнь» и «любовь», а инструментальными - «чуткость», «терпимость». Одновременно значимость таких ценностей, как «самоконтроль», «воспитанность» и «исполнительность», снижается. Выясним причины данного выбора ценностей в группе исследуемых респондентов.
Важность первых ценностей (терминальных), на наш взгляд, обусловлен недостатком заботы и внимания к подросткам со стороны родителей. Обнаружено, что в семьях несовершеннолетних мужского пола, осужденных повторно к альтернативным мерам наказания, царила неблагополучная, с высоким уровнем конфликтности нравственно-психологическая атмосфера. Наблюдались частые случаи злоупотребления родителями спиртными напитками и применение физического насилия в отношении подростка10. Молодые люди рассказывали, что «часто «испытывали грубость и неуважение к себе со стороны взрослых». Имеются случаи постановки членов семьи несовершеннолетнего на наркологический и психиатрический учеты.
Наши данные корреспондируются с исследованиями ряда авторов, доказывающих, что «семьи, где хотя бы один из родителей страдает аддиктивными зависимостями или психическими заболеваниями, отличаются крайней жестокостью по отношению к своим детям»11.
5 Карпинский К. В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности. - Гродно, 2002. - С. 27-28.
6 Залящев Г. С. Сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы у осужденных подростков и учащихся общеобразовательных школ // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14. - № 2(2). - С. 371.
7 Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1988.
8 Ефремова Г. Х, Ратинов А. Р. Изучение правосознания и общественного мнения о преступности и деятельности правоохранительных органов: пособие по методологии и методике исследований. - М., 1989.
9 Дядченко Е. А. Психологическое прогнозирование рецидивных преступлений несовершеннолетних мужского пола, осужденных без лишения свободы: дис. ... канд. психол. наук. - Рязань, 2014. - С. 77-78.
10 Там же. - С. 139.
11 Реуцкая И. Е. Психологические особенности родителей и несовершеннолетних из неблагополучных семей // Прикл. юрид. психология. - 2011. - № 3. - С. 85-88.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Мы согласны с Г. С. Залящевым в том, что ближайшее социальное окружение в большей степени несет ответственность за возможную деформацию ценностной сферы подростка в процессе взросления12, так как в процессе социализации усвоение личностью ценностей макросреды всегда опосредовано микросредой. Исходя из этого демонстрация членами семьи подростка социально нежелательных образцов поведения приводит к тому, что у него с раннего возраста начинает формироваться установка к соучастию в антиморальном образе жизни - алкоголизация (наркотизация), побеги из дома, бродяжничество, участие в субкультурных подростковых группах, в том числе совершавших правонарушения в группе13. Об этом свидетельствуют и результаты исследования типов мотивационных целей по методике Ш. Шварца14 у несовершеннолетних мужского пола, осужденных повторно к альтернативным мерам наказания. Так, на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов наиболее значимыми у исследуемой респондентов выступают ценности «достижение», «самостоятельность», «доброта» и «гедонизм». Однако необходимо пояснить, что значимость ценности «доброта» у мальчиков-подростков выступает только на уровне нормативных идеалов. Иными словами, их стремление к сохранению благополучных отношений ограничивается, как правило, неформальными группами сверстников асоциальной направленности, с которыми они поддерживают позитивные личные контакты15. Поскольку их межличностные отношения с одноклассниками в школе, в том числе и учителями являются неконструктивными, конфликтными, негативными16. Именно из-за отчужденности несовершеннолетних мужского пола, осужденных повторно к альтернативным мерам наказания, от первичных институтов социализации личности, сохраняющаяся у них потребность в самостоятельности, автономности и независимости от окружающих приобретает направленность антисоциальную. Достижение личного успеха в криминаль-
17
ной среде становится основополагающим смыслом их жизнедеятельности. Мы согласны с мнением В. А. Погорской в том, что «значимость ценностей и смыслов формируется на основании набора ценностей, принадлежащих обществу, в зависимости от уровня субъективного благополучия, эмоционального комфорта или дискомфорта, переживаемого личностью18.
Исследование смысложизненных ориентаций у несовершеннолетних мужского пола повторно осужденных к альтернативным мерам наказания, выявило значительное снижение средних значений показателей шкал методики СЖО - «интерес и эмоциональная насыщенность», «цели в жизни». Это свидетельствует об утилитарности их смысложизненных ориентиров. Из бесед с подростками выяснено, что они не удовлетворены своей жизнью в настоящем, поэтому преимущественно живут вчерашним днем. Отсутствие способности контролировать события собственной жизни и веры в свои силы подтверждается низкими значениями по шкалам «управляемость жизнью» и «удовлетворенность самореализацией». Кроме того, у них отсутствует уверенность в том, что они больше не совершат преступлений в будущем. Отвечая на вопрос «Уверенны ли в том, что больше никогда не совершите преступления?», несовершеннолетние мужского пола, осужденные повторно к альтернативным мерам наказания, расплывчато отвечали: «Не знаю, как повернется судьба», «Жизнь суровая, могут просто
12 Залящев Г. С. Указ. соч. - С. 371.
13 Дядченко Е. А. Психологическое прогнозирование рецидивных преступлений несовершеннолетних, осужденных без лишения свободы: монография. - Самара, 2014. - С. 137.
14 Schwartz S. H. Universals in the structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // In M. P. Zanna (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology. Orlando, FL: Academic. - 1992. - № 25. - Vol. 1-65.
15 Дядченко Е. А. Указ. соч. - 226 с.
16 Дядченко Е. А. Социально-педагогическая запущенность у несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества, как фактор, лежащий в основе формирования предрасположенности к криминализации их личности // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал - № 1(6)/2012. - С. 77-85.
17 Дядченко Е. А. Детерминанты рецидивных преступлений несовершеннолетних, осужденных без лишения свободы, и их учет в психологическом прогнозе // Казанский педагогический журнал: методология, теория, практика: науч. психол.-пед. журн. - 2008. - № 2. - С. 57-62.
18 Погорская В. А. Содержание ценностно-смысловой сферы личности студентов в зависимости от уровня субъективного благополучия // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 2(5). - С. 32-36.
ВЕСТНИК СЮИ
подставить...», «Не уверен, воспитывать нужно было в детстве...», «Постараюсь не совершать», «Всякое может случиться.», «От этого никто не застрахован»19 и т. п.
Таким образом, результаты исследования позволяют констатировать, что в структуре личности несовершеннолетних мужского пола, осужденных повторно к альтернативным мерам наказания, доминирует деформированная система ценностно-смысловых ори-ентаций. Формирование деструкций в ценностно-смысловой сфере происходит под воздействием внешних (ситуативных) факторов, детерминирующих выбор подростками де-линквентного способа в решении большинства жизненных проблем. Деформация в области просоциальных человеческих ценностей и смысложизненных ориентиров у несовершеннолетних мужского пола, осужденных повторно к альтернативным мерам наказания, компенсируется ростом их криминальной активности и самоутверждением в подростковых группах асоциальной направленности, что обусловливает наличие у них криминогенного потенциала личности, сформированного под влиянием социального отчуждения20.
Библиографический список
Schwartz, S. H. Universals in the structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries / S. H. Schwartz // In M. P. Zanna (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology. Orlando, FL: Academic. - 1992. - № 25. - Vol. 1-65.
Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. - М., 1988.
Дядченко, Е. А. Детерминанты рецидивных преступлений несовершеннолетних, осужденных без лишения свободы, и их учет в психологическом прогнозе / Е. А. Дядченко // Казанский педагогический журнал: методология, теория, практика: науч. психолого-педагогический журнал
- 2008. - № 2. - С. 57-62.
Дядченко, Е. А. Психологическое прогнозирование рецидивных преступлений несовершеннолетних, осужденных без лишения свободы: монография / Е. А. Дядченко, В. М. Поздняков.
- Самара, 2014. - 226 с.
Дядченко, Е. А. Социально-педагогическая запущенность у несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества, как фактор, лежащий в основе формирования предрасположенности к криминализации их личности / Е. А. Дядченко // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал - 2012. - № 1(6)/2012. - С. 77-85.
Ефремова, Г. Х. Изучение правосознания и общественного мнения о преступности и деятельности правоохранительных органов: пособие по методологии и методике исследований / Г. Х. Ефремова, А. Р. Ратинов. - М., 1989.
Залящев, Г. С. Сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы у осужденных подростков и учащихся общеобразовательных школ / Г. С. Залящев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14. - № 2(2). - С. 371.
Игошев, К. Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения: учебное пособие / К. Е. Игошев. - Горький, 1974.
Карпинский, К. В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути де-виантной личности / К. В. Карпинский. - Гродно, 2002.
Погорская, В. А. Содержание ценностно-смысловой сферы личности студентов в зависимости от уровня субъективного благополучия / В. А. Погорская // Вектор науки ТГУ. - 2011.
- № 2(5). - С. 32-36.
Психология подростка / под общ. ред. А. А. Реана. - СПб., 2003.
Ратинов, А. Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход / А. Р. Ратинов // Личность преступника как объект психологического исследования. - М., 1979. - С. 10.
Ратинов, А. Р. Ценностно-нормативная концепция в юридической психологии / А. Р. Ратинов // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А. М. Столяренко. - М., 2003. - С. 75.
Реуцкая, И. Е. Психологические особенности родителей и несовершеннолетних из неблагополучных семей / И. Е. Реуцкая // Прикл. юрид. психология. - 2011. - № 3. - С. 85-88.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
19 Дядченко Е. А. Указ. соч. - С. 139-141.
20 Дядченко Е. А., Поздняков В. М. Указ. соч. - С. 139-144.