Научная статья на тему 'Социально-педагогическая запущенность несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества как Фактор, лежащий в основе формирования предрасположенности к криминализации их личности'

Социально-педагогическая запущенность несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества как Фактор, лежащий в основе формирования предрасположенности к криминализации их личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ / ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ РИСКА ПОВТОРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / PREDICTION OF RECIDIVISM OF CONVICTED PERSONS / THE CRIMINALIZATION OF THE INDIVIDUAL JUVENILE OFFENDERS / SOCIAL AND EDUCATIONAL NEGLECT / FACTORS OF RISK ASSESSMENT RE-SENTENCED JUVENILE DELINQUENCY WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дядченко Е. А.

В статье представлены подходы зарубежных и отечественных авторов к проблеме прогнозирования рецидивной преступности осужденных. Изучены особенности негативного средового воздействия на формирование предрасположенности к криминальному образу жизни несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества и повторному совершению противоправных деяний в период условного осуждения. Проанализированы различия в структуре ситуативно формирующихся типичных личностных и поведенческих реакций в результате негативного влияния криминальной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND EDUCATIONAL NEGLECT OF MINORS CONVICTED WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY AS A FACTOR UNDERLYING THE PREDISPOSITION TO THE FORMATION OF CRIMINALIZATION OF THEIR IDENTITY

The article presents approaches of foreign and domestic authors on the problem of predicting recidivism of convicted persons. The features of the negative impact on the formation of predisposition to criminal lifestyles of juveniles convicted without isolation from society and re-commit illegal acts during the period of probation. Analyzed the differences in the structure of a typical emerging situational personality and behavioral reactions due to the negative impact of the criminal environment.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая запущенность несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества как Фактор, лежащий в основе формирования предрасположенности к криминализации их личности»

УДК 343.85

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА КАК ФАКТОР, ЛЕЖАЩИЙ В ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К КРИМИНАЛИЗАЦИИ ИХ ЛИЧНОСТИ

© 2012 Е. А. Дядченко

ИК № 5 ГУФСИН по Самарской области

Аннотация. В статье представлены подходы зарубежных п отечественных авторов к проблеме прогнозирования рецидивной преступности осужденных. Изучены особенности негативного средового воздействия на формирование предрасположенности к криминальному образу жизни несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества и повторному совершению противоправных деяний в период условного осуждения. Проанализированы различия в структуре ситуативно формирующихся типичных личностных и поведенческих реакций в результате негативного влияния криминальной среды.

Ключевые слова: прогнозирование рецидивной преступности осужденных, криминализация личности несовершеннолетних правонарушителей, социально-педагогическая запущенность, факторы оценки риска повторной преступности несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества.

Повторная преступность несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества становится сейчас одной из проблем, приобретающих глобальный характер. Так, анализ статистических данных показал, что в 2009 г. по учетам уголовно-исполнительных инспекций (далее - УИИ) прошло около 80 тысяч несовершеннолетних, а по состоянию на 1 января 2010 г. на учете инспекций состояло 32 666 несовершеннолетних, причем осуждены условно с испытательным сроком 30 645 человек, аналогичная тенденция наблюдается и в 2011 г. Следует отметить, что 17% несовершеннолетних, от общего количества состоящих на учете, ранее привлекались к уголовной ответственности1.

Среди несовершеннолетних осужденных без лишения свободы около 10% составляют девочки, из них около 45% не достигли 16-летнего возраста, столько же не заняты учебой и трудом. Не имеют родителей (опекунов, попечителей) 3% подростков, 11% проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении, где родители или законные представители не исполняют своих обязанностей, отрицательно влияют на их поведение. Криминальный рецидив при условном осуждении в течение 2 лет после испытательного срока составляет 32%, вплотную приближаясь к уровню рецидива среди освободившихся из мест лишения свободы2.

Все это свидетельствует о повышенной социальной опасности повторных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, необходимости изучения связанных с ними проблем и разработки мер по их предупреждению.

В связи с этим актуализируется проблема психологического прогноза повторных преступлений несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества в период условного осуждения3.

Признавая отсутствие в пенитенциарной психологии специальных исследований по психологическому прогнозу повторной преступности несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества, следует отметить, что некоторые аспекты указанной проблемы были рассмотрены в рамках юридической психологии4.

Наиболее успешно исследования по данной проблеме проводились в криминальной (Ю. М. Антонян, А. Н. Пастушеня, Е. Г. Самовичев) и пенитенциарной (А. П. Иващенко, Е. Н. Казакова, В. Ф. Пирожков) психологии, где показана возможность и целесообразность прогнозирования поведения лиц, склонных к совершению преступлений и осужденных, в условиях исправительного учреждения и после освобождения5.

Первые пенитенциарно-психологические исследования по вопросам прогнозирования провели еще в 1920-х гг. М. Н. Гернет и Ю. Ю. Бехтерев. Возобновлены подобные разработки были лишь в 1970-х гг. (А. С. Михлин).

Успех прогнозирования поведения отбывших уголовное наказание ученые (А. С. Михлин, В. Ф. Пирожков, Н. И. Соколов, А. С. Севрюгин и др.) связывают с тремя группами факторов: личность самого осужденного; условия жизни после освобождения; условия, в которых находился осужденный в исправительном учреждении, его статус в неформальной стратификации заключенных, степень сформированности у него «тюремного синдрома»6.

Прогноз поведения освобожденных из исправительных учреждений показывает, что вероятность непреступного поведения у впервые осужденных выше, чем у судимых во второй и более раз, где такой уверенности не имеется. Эти лица либо не отказывались от преступных намерений, либо их поведение будет зависеть от сложившейся ситуации. Такая зависимость во многом, как уже подчеркивалось, определяется семейными отношениями, трудовым стажем, сроком наказания, отношением к преступлению и наказанию, степенью ресоциализации и др.7

За последние два десятилетия зарубежными практиками накоплен целый массив результатов, которые бросают вызов пессимистическому мнению о том, что «ничего не работает с правонарушителями». Новые исследования, преимущественно североамериканские, представляют нам все больше свидетельств того, что уровень повторных судимостей может быть снижен, если повлиять на факторы, от которых зависит риск противоправного поведения правонарушителя в будущем.

По словам Макгвайра (1996), эти факторы, часто описываемые как криминогенные, могут быть социальными и личными, и на них должна быть направлена интервенция. Эндрюс (1996) определил в качестве криминогенного фактора любую сферу, дефицит которой правонарушитель имеет в настоящее время, а сокращение этого дефицита приведет, следовательно, к сокращению риска повторного правонарушения8.

Так, Кларк и др. (1993) суммируют данные по клиническому прогнозированию риска, основанному на выводах профессионалов. Блекборн (1984) объясняет, что при клиническом заключении много источников ошибок, в том числе личные факторы, связанные с сотрудником и правонарушителем, которые, как он полагает, создают «воображаемые корреляции», которые непреднамеренно делают заключение предубежденным.

В других обзорах (Холи и Палмер (1994), Гендро и Коггин (1996) подводятся итоги исследования, использующего социальные динамические факторы для предсказания повторных правонарушений. В обоих обзорах делается вывод, что социальные динамические факторы способны прогнозировать повторные правонарушения9.

Как мы видим, в большинстве исследований отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме предполагается наличие у рецидивистов субъективной причины преступного поведения, которая объективно существует и социально обусловлена. Поэтому изучение их личности, проведенное в трех направлениях, позволяет дать всестороннюю оценку поведения конкретного лица и наметить программу воздействия10. Речь в данном случае идет о криминально-психологическом, социальном и психологическом изучении личности11.

В нашем исследовании приняли участие 356 несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества. Контрольную группу составили 169 несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества, впервые отбывающих условное наказание и не совершивших ни одного повторного противоправного деяния за весь период отбывания наказания. Экспериментальную группу составили 187 несовершеннолетних, имеющих две и более условные судимости и совершивших повторное противоправное деяние во время отбывания условного наказания.

С нашей точки зрения, структура личности неоднократно судимых несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества является специфичной для данной группы несовершеннолетних и формируется в результате негативного средового воздействия. В качестве основного фактора негативного средового воздействия на формирование базовых

индивидуально-личностных свойств личности несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества выступает социально-педагогическая запущенность, лежащая в основе совершения ими противоправного деяния.

Как показали результаты нашего исследования, возраст несовершеннолетних впервые осужденных без изоляции от общества в среднем старше, чем у несовершеннолетних осужденных, совершивших повторные противоправные деяния в период отбывания условного наказания. Это говорит о том, что склонность к антиобщественному поведению у данной категории подростков сложилась в более раннем возрасте и очевидно связана с социально-педагогической запущенностью. Именно с конфликтными и педагогически несостоятельными семьями, которые в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей, связывается антиобщественный образ жизни правонарушителей, которые начинают совершать преступления с раннего возраста.

Анализ по 1-критерию Стьюдента показал, что существуют значимые различия средних значений у несовершеннолетних, впервые осужденных без изоляции от общества, и несовершеннолетних осужденных, совершивших повторные противоправные деяния во время условного осуждения, по количеству приводов их в милицию до условного осуждения (рис. 1).

Приводы о милицию 1 Приводы в милицию 2-3 Приводы в милицию Приводы в милицию

более 3 нет

Рис. 1. Средние значения количества приводов в милицию несовершеннолетних, впервые осужденных без изоляции от общества, и несовершеннолетних осужденных, совершивших повторные противоправные деяния во время условного осуждения

Количество приводов в милицию до условного осуждения выше у несовершеннолетних осужденных, совершивших повторные преступления во время условного осуждения, но главное то, что они все равно идут на совершение противоправного деяния. Данный факт подтверждает негативное влияние семейного фактора на раннее формирование антиобщественного поведения подростка, а также может свидетельствовать о слабой эффективности социально-профилактической и психологической работы инспекций по делам несовершеннолетних (далее - ИДИ) с неблагополучными семьями 2.

В настоящее время появление несовершеннолетних правонарушителей довольно часто связано с дефектами структуры семьи, которые могут касаться как внешней (отсутствие одного из родителей), так и внутренней (нарушение взаимоотношений между членами семьи) структуры.

Несовершеннолетние осужденные, совершившие повторные противоправные деяния во время условного осуждения, в детском возрасте в основном проживали в неполных семьях и воспитывались без отца, что также подтверждает нашу гипотезу о социальнопедагогической запущенности данной категории подростков. Данный характер дефектного воспитания несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества в неполных семьях подтверждается и исследованием Г. Э. Бреслава, который утверждает, что «...неспособность устанавливать позитивные отношения с отцом оказывается одним из решающих факторов формирования у мальчиков антиобщественной направленности».

Согласно системной семейной терапии Б. Хеллингера, разрушение семейной структуры под влиянием социальных факторов приводит к нарушению трансляции «семейных» сценариев и возникновению процессов компенсации этих нарушений13. Интерпретация иерархии семейной структуры по Б. Хеллингеру позволяет сделать нам следующие выводы: у несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества, совершивших повторные преступления во время отбывания условного наказания, чаще встречаются старшие сестры, которые начинают компенсировать отсутствие материнской любви по отношению к младшим братьям, занимаясь воспитанием подростка, будущего преступника (рис. 2).

Рис. 2. Средние значения показателей воспитания членами семьи и близкими родственниками несовершеннолетних, впервые осужденных без изоляции от общества, и несовершеннолетних осужденных, совершивших повторные противоправные деяния во время условного осуждения

График дефицитов в удовлетворении моральных и материальных потребностей несовершеннолетних, впервые осужденных без изоляции от общества, и несовершеннолетних осужденных, совершивших повторные противоправные деяния во время условного осуждения, раскрывает механизм дефектного воспитания, ведущего к их преступному поведению как компенсации недостатка внимания и любви со стороны родителей (рис. 3).

внимании со стороны окружающих

Рис. 3. Частота встречаемости дефицитов в удовлетворении моральных и материальных потребностей несовершеннолетних, впервые осужденных без изоляции от общества, и несовершеннолетних осужденных, совершивших повторные противоправные деяния

во время условного осуждения

Несовершеннолетние осужденные без изоляции от общества, совершившие повторные преступные деяния в период отбывания наказания, в большей степени испытывали в детском возрасте дефициты внимания, друзей и питания, которые в данном случае, видимо, следует также понимать как недостаток внимания, а не количества пищи. Отсутствие дефицитов в игрушках и книгах, наверное, следует понимать как желание близких откупиться от подростка, что также подтверждает гипотезу о социально-педагогической запущенности несовершеннолетних.

Известно, что внутрисемейные отношения оказывают существенное влияние на школьные успехи подростков (Hurrelman, Engel, Holler, and Nordlohne, 1988; Masselam, Marcus, and Stunkard, 1990). Семья закладывает фундамент личности, а школа должна выполнить главный труд по ее строительству, причем нередко школе приходится заниматься укреплением, а порой и кардинальной перестройкой самого фундамента, так как не каждая семья умеет правильно воспитывать своих детей.

Наличие значимых различий в средних значениях по отношению к обучению в школе между несовершеннолетними, совершившими повторное преступление в период условного осуждения, и несовершеннолетними, впервые условно осужденными, подтверждает гипотезу о социально-педагогической запущенности подростков (рис. 4).

Учеба плохо Учеба хорошо Учеба Прогулы часто Прогулы почти Остался на Перерывы в

посредственно никогда второй год обучении

Рис. 4. Средние оценки отношения несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества к учебному процессу в школе в двух группах респондентов

Несовершеннолетние, совершившие повторные противоправные деяния во время условного осуждения, в основном плохо либо посредственно относились к учебе. Они часто прогуливали занятия, неоднократно оставались на второй год и, как следствие, имеют перерывы в обучении, тогда как несовершеннолетние, впервые условно осужденные, хорошо обучались в школе, на второй год не оставались, почти никогда не пропускали занятия и не имели перерывов в обучении. Это может свидетельствовать о том, что родители не участвовали в школьной жизни и не были заинтересованы успехами своих детей в учебе, что также подтверждается полученными данными об образовательном уровне несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества.

На рисунке 5 можно увидеть, что средние значения показателя «уровень образования» у несовершеннолетних осужденных, совершивших повторные противоправные деяния во время условного осуждения, ниже, чем у несовершеннолетних, впервые отбывающие наказание условно. Эти факты позволяют говорить о том, что большинство подростков, по сути, представляют собой когорту социальных сирот, воспитанием и образованием которых родители не занимаются, и которым уготована лишь суровая «школа улицы».

Образование Обучение в Обучение в Обучение в Обучения в

настоящее время в настоящее время в настоящее время в настоящее время школе ПУ техникуме нет

Рис. 5. Средняя частота распределения образовательного уровня несовершеннолетних, впервые осужденных без изоляции от общества, и несовершеннолетних осужденных, совершивших повторные противоправные деяния во время условного осуждения

На личность подростка в семье, ее формирование в дальнейшем отрицательное влияние оказывает и то, что с ним совместно проживают близкие люди, которые ранее были осуждены за те или иные преступления, т.е. имели судимость. Нередко родители и другие близкие родственники выступают в роли тех, кто вовлекает их в совершение преступления. Так, на рисунке 6 можно увидеть, что в семье несовершеннолетних осужденных, имеющих неоднократную условную судимость, есть судимые родственники (отец, брат, дядя), что свидетельствует о наличии у них криминальной зараженности.

Есть судимые Судим отец Судима мать Судим брат Судим дядя

родственники

Рис. 6. Частота встречаемости случаев наличия судимых родственников

в двух группах испытуемых

Это и подтверждается самостоятельной оценкой несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества мотива совершения ими преступления (рис. 7). Несовершеннолетние, имеющие неоднократную условную судимость, отрицают мотивы совершения преступления, видимо, чтобы усложнить следствие, что также говорит о наличии у них криминального опыта. Кроме того, гораздо реже на преступление данную категорию респондентов толкает реальная нужда в деньгах, самозащита или влияние других. Они совершают преступление, воспринимая его как привычное дело, вошедшее в их образ жизни. Характерно также увеличение числа преступлений ради алкоголя. «Украл, выпил -в тюрьму» - известная криминальная романтика.

Рис. 7. Средние оценки несовершеннолетними осужденными без изоляции от общества мотива совершения преступления в двух группах испытуемых

Средние значения значимых различий отношения несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества к потерпевшим показывает характер сформировавшегося криминального сознания у несовершеннолетних правонарушителей. Так, низкие средние значения показателей: «чувство вины; стыда; положительное отношение к потерпевшему» и высокие у показателя «отношение к потерпевшим нейтральное (никакое)» у неоднократно судимых несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества свидетельствует о том, что их преступные деяния приобретают уже профессиональной характер. Они не отягощены муками совести, а также человеческим отношением к потерпевшему (рис. 8).

потерпевшему потерпевшему потерпевшему потерпевшему потерпевшему потерпевшему жалость стыд вина положительное отрицательное никакого

содеянное

Рис. 8. Средняя частота распределения показателя «отношение к потерпевшему» у контрольной и экспериментальной группы

Что касается факторов, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними осужденными в период условного осуждения, то следующий график раскрывает механизм превращения социально-педагогической запущенности в криминальную личность (рис. 9).

-Несовершеннолетние, осужденные впервые

Фактор способств. соверш. преступл. (Семья)

Фактор способств. соверш. преступл. (Правоохр. органы)

Фактор способств. соверш. преступл. (Тяж. уел. жизни)

Фактор способств. соверш. преступл. (Влечение к алк., нарк.)

Фактор способств. соверш. преступл. (Особ, моего харктера)

Фактор способств. соверш. преступл. (Друзья, товарищи)

Рис. 9. Частота распределения факторов, способствующих совершению противоправных деяний несовершеннолетними осужденными без изоляции от общества в контрольной и экспериментальной группах

Все факторы, кроме семьи, имеют различия у группы неоднократно судимых несовершеннолетних осужденных к условной мере наказания и впервые осужденных без изоляции от общества, при этом у последних еще остаются такие особенности, как «собственный характер» и «наличие друзей». Данный факт является подтверждением идеи о преступном «профессионализме» неоднократно судимых несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества, поскольку преступления являются существенной частью жизни данной группы респондентов, без которой она теряет смысл, затрудняется самоуважение и т.п.

Сделаем выводы:

1. Склонность к антиобщественному поведению у неоднократно судимых несовершеннолетних осужденных сложилась в раннем возрасте под влиянием социальнопедагогической запущенности.

2. Основными факторами ранней криминализации личности несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества под воздействием социально-педагогической запущенности выступают: неоднократные приводы в милицию подростков до условного осуждения; дефекты внешней структуры семьи (неполные семьи и воспитание без отца) и нарушение семейной иерархии по Б. Хеллингеру; дефициты в удовлетворении моральных и материальных потребностей несовершеннолетних правонарушителей; плохое/посредственное отношение к учебе и, как следствие, низкий уровень образования; наличие судимых близких родственников.

3. Механизм превращения социально-педагогической запущенности несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества в криминальную личность представлен проявлением таких факторов, как отрицание мотива совершения преступлении; отрицание ответственности за совершение преступного деяния (обвинение правоохранительных органов, тяжкие условия жизни и др. в совершении подростками преступлений), увеличение числа преступлений ради алкоголя; отсутствие чувства вины, стыда, положительного отношения к потерпевшим; оценка преступления как образа жизни, без которой она теряет смысл, затрудняется самоуважение и т.п. Данные факторы позволяют оценить риск совершения повторных противоправных деяний несовершеннолетними осужденными в период условного осуждения.

1 Князев А. В. Нормативные основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний и иных уголовно-правовых мер без изоляции от общества, реабилитации осужденных и профилактике профессиональной деформации сотрудников // Психологическое обеспечение уголовно-исполнительных инспекций: сборник материалов проблемного семинара. - М.: ФСИН России, 2007. - С. 12.

2 Некрылова С. Ю. Современное состояние и развитие уголовно-исполнительных инспекций // Психологическое обеспечение уголовно-исполнительных инспекций: сборник материалов проблемного семинара. - М.: ФСИН России, 2007. -С. 5-8.

3 Дядченко Е. А. Детерминанты рецидивных преступлений несовершеннолетних осужденных без лишения свободы И их учет в психологическом прогнозе // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 57-63.

4 Поздняков В. М. Методы юридической психологии: состояние и перспективы развития: лекция. - Рязань, 1998.

5 Дмитриев Ю. А., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

6 Ушатиков А. И. Психопрогнозирование поведения осужденных после освобождения // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТП-ДАНА; Закон и право, 2003. - С. 269.

7 Дмитриев Ю. А., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2007; Пастушеня А. Н. Психология личности преступника // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТП-ДАНА; Закон и право. - 2003. - С. 128; Ушатиков А. И. Психопрогнозирование поведения осужденных после освобождения // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТП-ДАНА; Закон и право, 2003. - С. 269.

8 Система оценки правонарушителя (СисОП). - М.: PRI, 2005. - 256 с.

9 Там же.

10 Психология в отборе персонала / Д. Купер, А. Робертсон. - СПб.: Питер, 2003. - С. 30-36.

11 Организация воспитательно-профилактической работы с осужденными, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы: учеб. пособие / Б. Б. Казак, Е. О. Ананьева, Н. П. Белая, С. А. Дьячковский, В. Е. Матвеенко, А. Н. Пастушеня, В. В. Сергеева, И. Н. Смирнова / под общ. ред. С. Н. Пономарева. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002.-С. 161.

12 Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации. - М., 2001. - С. 8.

13 Хачатурян С. Д., Худоконенко С. А. Особенности эмоциональной близости в семьях несовершеннолетних, осужденных без лишения свободы // Прикладная юридическая психология. - Вып. 3. - С. 95.

SOCIAL AND EDUCATIONAL NEGLECT OF MINORS CONVICTED WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY AS A FACTOR UNDERLYING THE PREDISPOSITION TO THE FORMATION OF CRIMINALIZATION

OF THEIR IDENTITY

© 2012 E. Dyadchenko

Summary. The article presents approaches of foreign and domestic authors on the problem of predicting recidivism of convicted persons. The features of the negative impact on the formation ofpredisposition to criminal lifestyles of juveniles convicted without isolation from society and re-commit illegal acts during the period ofprobation. Analyzed the differences in the structure of a typical emerging situational personality and behavioral reactions due to the negative impact of the criminal environment.

Keywords: prediction of recidivism of convicted persons, the criminalization of the individual juvenile offenders, social and educational neglect, factors of risk assessment re-sentenced juvenile delinquency without isolation from society.

УДК 316.62

ЭТИМОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «ПСИХИЧЕСКИЕ ДЕВИАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ»

© 2012 А. В. Кулаков

Самарский юридический институт ФСИН России

Аннотация. В статье исследуется этимология термина «девиация» с позиции специалистов различных областей знаний, на основе чего автор предлагает собственное определение понятия «психическая девиация осужденного».

Ключевые слова: девиация, психика, психическая девиация, отклонение, психическая аномалия, алкоголизм, наркомания, токсикомания, эпилепсия, шизофрения в стадии стойкой ремиссии, при реактивных состояниях, вменяемость, осужденный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.