Научная статья на тему 'Организация работы с несовершеннолетним осужденным, отбывающим наказание без изоляции от общества, и его семьей'

Организация работы с несовершеннолетним осужденным, отбывающим наказание без изоляции от общества, и его семьей Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
2256
211
Поделиться
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ / ОТБЫВАЮЩИЙ НАКАЗАНИЕ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / СЕМЬЯ / «СРЫВ СОЦИАЛИЗАЦИИ» / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Колесникова Наталья Евгеньевна

В статье рассматриваются особенности социализации подростка-правонарушителя, типы семей, воспитывающих подростка с криминальным поведением, технологии работы сотрудников уголовно-исполнительных инспекций с несовершеннолетними: социально-реабилитационные технологии, аутсорсинговые программы, организация социально-психологической и психотерапевтической помощи, межведомственное взаимодействие.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Колесникова Наталья Евгеньевна,

Organization of Work with Families of Juvenile Convicts Serving Sentence in Society

The article deals with peculiarities of a juvenile offender’s socialization, types of families parenting juveniles with deviant behavior, technologies used by corrections’ officers working with juveniles: technologies of social rehabilitation, outsourcing programs, organization of socially psychological and psychotherapy assistance, interdepartmental cooperation.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Организация работы с несовершеннолетним осужденным, отбывающим наказание без изоляции от общества, и его семьей»

УДК 159.99

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ОСУЖДЕННЫМ, ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЕ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА, И ЕГО СЕМЬЕЙ

Н. Е. Колесникова

В статье рассматриваются особенности социализации подростка-правонарушителя, типы семей, воспитывающих подростка с криминальным поведением, технологии работы сотрудников уголовно-исполнительных инспекций с несовершеннолетними: социально-реабилитационные технологии, аутсорсинговые программы, организация социально-психологической и психотерапевтической помощи, межведомственное взаимодействие.

Ключевые слова: несовершеннолетний осужден-

ный, отбывающий наказание без изоляции от общества, семья, «срыв социализации», дезадаптация, социальнореабилитационные программы, межведомственное взаимодействие, социально-психологическая и психотерапевтическая помощь.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации предусматривает единство и взаимосвязь социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными, поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, закрепление в законодательстве социальной и психологической работы в качестве средств исправления осужденных. Это является особенно актуальным для несовершеннолетних осужденных. Доктор философии, профессор по социальной работе и уголовному правосудию Альбер Р. Робертс и доктор философии, помощник профессора по социальной работе П. Браунелл в статье «Век судебной социальной работы: соединяя прошлое с настоящим» отмечают, что если осужденным предоставить возможность учиться, получить профессию, пользующуюся спросом на рынке труда, развить жизненно важные умения и навыки, пройти терапию для конфронтационных групп

и лечение для алкоголиков или наркоманов, научить жить в своей семье, «тогда у них появится реальная возможность вести законопослушный образ жизни, особенно если они молоды»

Несовершеннолетние, отбывающие наказание без изоляции от общества, относятся к лицам, совершившим уголовные правонарушения или преступление. В статье 14 Уголовного кодекса Российской Федерации отмечено, что преступления — это общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены под угрозой наказания. К ним относятся: кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилование, мошенничество и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения — наказание как в виде лишения свободы, так и без изоляции от общества, которое применяется к лицам, достигшим возраста уголовной ответственности, — 16 лет, а за некоторые преступления — 14 лет. Когда речь идет о несовершеннолетних с противоправным поведением, то имеется в виду тот факт, что по хронологическому возрасту индивид, не достигший 18 лет, является ребенком, совершившим правонарушение. Это свидетельствует прежде всего «о срыве» процесса социализации подростка и необходимости организации работы по ее восстановлению. И хотя в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. специально не выделено направление работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание без изоляции от общества, и их семьями, к нему можно отнести «поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному, с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики» 2.

В докладе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации за 2011 г. содержатся следующие данные: «в 2011 году на учетах уголовноисполнительных инспекций (далее — УИИ) состояли 39 121 человек (2010 год — 47 388 человек, 2009 год — 59 752 человек). Из них осуждены условно — 31 190 человек, к обязательным работам — 6661, к ограничению свободы — 882, к исправительным работам — 362, с отсрочкой отбывания наказания — 23, к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — 3 человека» 3. С учетом того, что эти несовершеннолетние отбывают наказания, не связанные с лишением свободы, большинство из них проживают в семье (по данным прокурорской отчетности за 2012 г.).

Однако анализ практической работы свидетельствует, что большинство семей с несовершеннолетними правонарушителями имеют различные нарушения развития (неполная семья — семья с одним родителем, неблагополучная семья (где родители или один из них употребляют спиртные напитки, не работают, ведут аморальный образ жизни и т. д.), малообеспеченная семья и др.). Специальные исследования также показали, что большинство проблем с поведением криминогенного характера у подростков связаны с семьей (Ф. Адлер, С. Бессуднова и В. Москвичев, С. Беличева, Н. Иглина, Н. Колесникова, М. Писевич, Н. Цветкова и др.). Американский ученый Ф. Адлер называет семью обществом в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общежития. Эту мысль подтверждают и исследования российских ученых. Так, З. А. Аксютина и С. А. Маврин, анализируя проблемы социального воспитания молодежи, отмечают, что важным аспектом профилактики противоправного поведения несовершеннолетних является пристальное внимание к «семьям, ведущим асоциальный образ жизни. Деградация взрослого (пьянки, драки, судимости и пр.) формирует у ребенка пренебрежение к труду, деформированную среду потребностей и т. д., кроме того, дети из подобных семей отличаются высокой криминальной активностью» 4. В. В. Москвичев указывал, что «все отклонения в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ — имеют в своей основе один источник — социальную дезадаптацию, корни которой лежат в проблемах семьи» 5. С. С. Ры-жаков отмечает, что «негативные качества личности подростка возникают при дефиците родительской любви, когда дети обделены и не получают необходимого заряда положительных эмоций, лишены родительской привязанности» 6.

Однако именно через семью происходит социализация личности. В отчете правительства Великобритании выделено 9 факторов, важных для понима-

ния того, почему впервые осужденные граждане совершают повторные преступления после отбывания наказания. Первым в этом рейтинге назван фактор «наличие семьи» 7.

Наиболее часто социализация подростка, осужденного к альтернативному наказанию, проходит в рамках девиантной субкультуры семьи и ближайшего окружения, а значит, подросток не имеет понятия об общечеловеческих ценностях и нормах, у него не сформирована модель законопослушного поведения. И дезадаптация его поведения носит антиобщественный характер (о чем свидетельствует наличие судимости). Такую форму социализации С. А. Бели-чева предлагает назвать десоциализацией 8. По мнению автора, десоциализация — не что иное, как социализация, совершаемая под влиянием негативных десоциализирующих влияний, которые приводят к социальной дезадаптации, проявляющейся в нарушении норм морали и права, к деформации системы внутренней регуляции и формированию искаженных ценностно-нормативных представлений и антиобщественной направленности. Основной эмпирический признак десоциализации — поведенческая социальная дезадаптация. Негативные десоциализирующие влияния делятся на прямые и косвенные. К прямым десоциализирующим влияниям относится ближайшее окружение, где напрямую демонстрируются образцы асоциального поведения, антиобщественных ориентаций и убеждений, действуют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, внешние поведенческие регуляторы.

Становление социально полезных связей подростка-правонарушителя, восстановление в правах проходит через социальную адаптацию. Чтобы справиться с ситуацией «срыва» социализации, человек должен приспособиться к условиям общества, встать на путь законопослушного поведения. Подростки-правонарушители нуждаются в помощи, суть которой — «доращивание личности» до минимума социальной зрелости, который открывает путь к социально одобряемому поведению в обществе. Для этого нужны специальные социальнореабилитационные программы (технологии), отвечающие ряду требований. Одну из таких технологий создали, апробировали и доказали эффективность как для осужденных, отбывающих наказание в пенитенциарном учреждении, так и для осужденных к альтернативным лишению свободы наказаниям кандидат психологических наук Н. Е. Колесникова и доктор психологических наук, профессор Н. А. Цветкова. Данная технология (Программа развития социальнопсихологической состоятельности осужденных к наказаниям без изоляции от общества 9):

— развивает: базовые механизмы социализации личности (это «идентификация — обособление»)

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

и индивидуального социального развития (это «типизация — индивидуализация»); базовые механизмы саморегуляции социального поведения (это антиципация — временная, пространственная, личностноситуативная и самооценка); правовое самосознание;

— корригирует: стиль саморегуляции поведения; асоциальные установки (негативный личный опыт, открытая жестокость, завуалированная жестокость, брюзжание, обоснованный негативизм);

— формирует: жизненно важные умения (планирование, моделирование, программирование, оценка результатов) и качества личности (гибкость и самостоятельность); привычку думать и мечтать позитивно, даже находясь в трудной жизненной ситуации; привычку сосредоточивать внимание на своих чувствах, осознавать и выражать их; умение общаться и работать в группе (это одна из главных задач возрастного развития).

Однако социально-реабилитационные программы, применяемые в целях «доращивания личности» несовершеннолетнего правонарушителя, успешны при условии того, что происходят положительные изменения в его семье. Вряд ли можно улучшить человека, не улучшив близкую ему среду. Поэтому сотруднику уголовно-исполнительной инспекции необходимо организовать работу в двух основных направлениях взаимодействия — с осужденным-подростком и с его семьей.

Семья в понимании социальных психологов — это малая группа, основанная на браке и (или) кровном родстве, члены которой связаны взаимными общими правами и обязанностями, эмоциональной близостью и совместным ведением хозяйства. Общим критерием транскультурального понимания того, что такое «нормальная семья», является факт, что за семью как за целое ответственность несет отец, он — глава и кормилец 10. Все остальные типы семей, согласно психологическому подходу, являются аномальными 11.

Английские специалисты, работающие с подростками в школах бедных районов городов Великобритании с высоким уровнем криминального поведения, разработали типологию семей, воспитывающих подростков с криминальным поведением 12:

— «остывшая» семья характеризуется тем, что родственники избегают встреч со специалистами, игнорируют приглашения на собрания и консультативные встречи. Некоторые родители могут быть столь придавлены необходимостью заботиться о своей семье, что у них слишком мало времени и энергии на общение со специалистами;

— «отчужденная» — семья, в которой родители не склонны к кооперации со специалистами;

— «враждебная» семья — родителей характеризует постоянное раздражение и недовольство рабо-

той специалиста. Они занимаются поисками недочетов и реализуют себя посредством угроз, разоблачений, жалоб в вышестоящие инстанции;

— «наказывающая» — семья, родители в которой осуществляют насильственные действия или не уделяют своим детям того внимания, которое им нужно;

— семья, «обвешанная проблемами» — родители с личностными, брачными и семейными проблемами, которые не могут уделять достаточного (или нужного) внимания своим детям;

— «уязвимая» семья — родители имеют ограничения (заболевания, особые нужды, ограниченные ресурсы) и не могут реализовать все нужды ребенка (выполнить относительно ребенка все родительские функции);

— семья — «маятник ожиданий» — родственники ожидают от подростка то слишком много, то слишком мало;

— «иная» семья — родители являются представителями этнических меньшинств, стремятся сохранить культурные особенности, требуют четкого следования неким религиозным нормам и т. д.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Успешность работы с несовершеннолетним, осужденным к альтернативным наказаниям, и его семьей во многом зависит от включения в систему профилактики противоправного поведения всех ведомственных и гражданских институтов социализации человека. Поэтому важным фактором в организации работы с семьей является осуществление межведомственного взаимодействия. Цель межведомственного взаимодействия — это нейтрализация прямых и косвенных десоциализирующих влияний социальной среды на несовершеннолетних с делинквентным поведением и каждого из них — на окружающую социальную среду, повышение уровня социальной защищенности как самих малолетних делинквентов, так и законопослушных граждан, не столько методами контроля и устрашения первых, сколько путем организации социального сопровождения первых вторыми в целях профилактики рецидивов противоправного поведения и детской преступности 13. Это в конечном итоге позволит повысить уровень социальной безопасности российского общества и качество жизни для всех.

Кроме того, сотруднику уголовно-исполнительных инспекций нужно учитывать тот факт, что семья, имеющая в своем составе судимых, относится к типу семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время социально-психологическая работа с такими семьями строится в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 14 и требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52885-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье»

(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 563-ст 15), введенного в действие с 1 января 2009 г. Стандарт устанавливает состав, объемы и формы всего комплекса социальных услуг семьям в трудной жизненной ситуации. Поэтому психологу или инспектору уголовно-исполнительных инспекций в случае поступления запросов о помощи в разрешении семейных проблем от осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества (либо от членов их семей), можно привлекать к их решению психологов социальных служб и, таким образом, осуществлять посредническую функцию (аутсорсинг). Эта модель является приоритетной и для европейских стран, которые успешно отошли от «спасения» социально уязвимых слоев населения и делают акцент на профилактических мерах и предоставлении социальных услуг. Считается, что такая модель профессиональной социальной работы с индивидами и группами способствует росту их ответственности за собственную жизнь и активизации их ресурсов.

Эффективность работы с семьей основывается на определении баланса между контролем, заботой и активизацией семьи (традиционно применяемые средства и методы работы уголовно-исполнительных инспекций — наказание и контроль).

Для организации социально-психологической и психотерапевтической помощи как отдельным индивидам, так и семье традиционно используется психоаналитический подход (Н. Аккерман, К. Сэд-жер и др.), когнитивно-поведенческий (Р. Дрейкурс, А. Эллис и др.), применяется позитивная семейная психотерапия (Н. Пезешкиан и Х. Пезешкиан), гештальт-терапия, нейролингвистическое программирование (Дж. Гриндер, Р. Бендлер, В. Сатир), трансгенерационная психология (Б. Хеллингер, А. Шут-цебергер, В. де Гольджак, У. Франке и др.), трансактный анализ (Э. Берн), модели стратегической семейной терапии (Дж. Хейли, К. Маданес, П. Вацлавика, Л. Хоффман и др.), основанные на системном подходе и направленные на формирование у членов семьи ответственности друг за друга. Кроме того, в семейной психотерапии возможно использование проективных методов (сказкотерапия, арт-терапия, игруш-котерапия и др.).

Таким образом, в настоящее время для организации взаимодействия как с несовершеннолетним подростком-правонарушителем, так и с его семьей недостаточно традиционно применяемых средств и методов работы уголовно-исполнительных инспекций — наказания и контроля. Оправданными являются другие варианты: 1) работа без глубинного анализа семейных проблем — краткосрочная тера-

пия, оптимизация взаимодействия в период отбывания наказания (В. В. Шмидт, В. Р. Шмидт, И. А. Кузнецова); 2) осуществление посреднических функций и вовлечение в работу с семьей внешних служб, которые могли бы реализовать более длительную работу, — опосредованная поддержка подростка через оказание помощи семье; 3) разработка и реализация социально-реабилитационных программ для «доращивания личности» и наделение подростка знаниями и навыками по преобразованию своих установок относительно жизни в семье — работа с психологической зависимостью; 4) межведомственное взаимодействие в целях социального контроля для управления процессом исполнения наказания и профилактики детской преступности.

В целом это позволит повысить уровень социальной безопасности российского общества и качество жизни каждого отдельного гражданина.

1 URL: http://www.sprc.ru/library (дата обращения: 23.12.2012).

2 Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 43, ст. 5544. С. 12130-12146.

3 Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. URL: http:// kompechat.tularegion.ru/netcat_files/1923/2966/h_89c73fe771435 2eae1500e32017cd8ae (дата обращения: 26.09.2013).

4 Аксютина З. А., Маврин С. А. Социальное воспитание как проблема правоохранительной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 3(42). С. 38-41.

5 Социальная работа с несовершеннолетними. Опыт организации социальной службы. М., 2000. 148 с.

6 Рыжаков С. С. Причины, условия преступности несовершеннолетних в фокусе психолого-криминологического интереса // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 1 (36). С. 37-40.

7 Баранов Ю. В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии. СПб., 2006. 275 с.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

8 Беличева С. А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. М., 2004. 134 с.

9 Цветкова Н. А., Колесникова Н. Е. Технологии социально-психологической работы с осужденными без изоляции от общества. Псков, 2011. 403 с.

10 Мид М. Культура и мир детства / сост. и предисл. И. С. Кона. М., 1989. 429 с.

11 Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб., 1996. 176 с.

12 Шмидт В. В., Шмидт В. Р., Кузнецова И. А. Быстро, долго, никак: проблемы социальной работы с семьей осужденного подростка. М., 2006. 68 с.

13 Цветкова Н. А., Колесникова Н. Е. Указ. соч. С. 273.

14 Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации : федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ // Рос. газета. 1995. 19 дек.

15 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».