УДК 159.99
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ОСУЖДЕННЫМ, ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЕ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА, И ЕГО СЕМЬЕЙ
Н. Е. Колесникова
В статье рассматриваются особенности социализации подростка-правонарушителя, типы семей, воспитывающих подростка с криминальным поведением, технологии работы сотрудников уголовно-исполнительных инспекций с несовершеннолетними: социально-реабилитационные технологии, аутсорсинговые программы, организация социально-психологической и психотерапевтической помощи, межведомственное взаимодействие.
Ключевые слова: несовершеннолетний осужден-
ный, отбывающий наказание без изоляции от общества, семья, «срыв социализации», дезадаптация, социальнореабилитационные программы, межведомственное взаимодействие, социально-психологическая и психотерапевтическая помощь.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации предусматривает единство и взаимосвязь социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными, поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, закрепление в законодательстве социальной и психологической работы в качестве средств исправления осужденных. Это является особенно актуальным для несовершеннолетних осужденных. Доктор философии, профессор по социальной работе и уголовному правосудию Альбер Р. Робертс и доктор философии, помощник профессора по социальной работе П. Браунелл в статье «Век судебной социальной работы: соединяя прошлое с настоящим» отмечают, что если осужденным предоставить возможность учиться, получить профессию, пользующуюся спросом на рынке труда, развить жизненно важные умения и навыки, пройти терапию для конфронтационных групп
и лечение для алкоголиков или наркоманов, научить жить в своей семье, «тогда у них появится реальная возможность вести законопослушный образ жизни, особенно если они молоды»
Несовершеннолетние, отбывающие наказание без изоляции от общества, относятся к лицам, совершившим уголовные правонарушения или преступление. В статье 14 Уголовного кодекса Российской Федерации отмечено, что преступления — это общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены под угрозой наказания. К ним относятся: кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилование, мошенничество и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения — наказание как в виде лишения свободы, так и без изоляции от общества, которое применяется к лицам, достигшим возраста уголовной ответственности, — 16 лет, а за некоторые преступления — 14 лет. Когда речь идет о несовершеннолетних с противоправным поведением, то имеется в виду тот факт, что по хронологическому возрасту индивид, не достигший 18 лет, является ребенком, совершившим правонарушение. Это свидетельствует прежде всего «о срыве» процесса социализации подростка и необходимости организации работы по ее восстановлению. И хотя в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. специально не выделено направление работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание без изоляции от общества, и их семьями, к нему можно отнести «поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному, с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики» 2.
В докладе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации за 2011 г. содержатся следующие данные: «в 2011 году на учетах уголовноисполнительных инспекций (далее — УИИ) состояли 39 121 человек (2010 год — 47 388 человек, 2009 год — 59 752 человек). Из них осуждены условно — 31 190 человек, к обязательным работам — 6661, к ограничению свободы — 882, к исправительным работам — 362, с отсрочкой отбывания наказания — 23, к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — 3 человека» 3. С учетом того, что эти несовершеннолетние отбывают наказания, не связанные с лишением свободы, большинство из них проживают в семье (по данным прокурорской отчетности за 2012 г.).
Однако анализ практической работы свидетельствует, что большинство семей с несовершеннолетними правонарушителями имеют различные нарушения развития (неполная семья — семья с одним родителем, неблагополучная семья (где родители или один из них употребляют спиртные напитки, не работают, ведут аморальный образ жизни и т. д.), малообеспеченная семья и др.). Специальные исследования также показали, что большинство проблем с поведением криминогенного характера у подростков связаны с семьей (Ф. Адлер, С. Бессуднова и В. Москвичев, С. Беличева, Н. Иглина, Н. Колесникова, М. Писевич, Н. Цветкова и др.). Американский ученый Ф. Адлер называет семью обществом в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общежития. Эту мысль подтверждают и исследования российских ученых. Так, З. А. Аксютина и С. А. Маврин, анализируя проблемы социального воспитания молодежи, отмечают, что важным аспектом профилактики противоправного поведения несовершеннолетних является пристальное внимание к «семьям, ведущим асоциальный образ жизни. Деградация взрослого (пьянки, драки, судимости и пр.) формирует у ребенка пренебрежение к труду, деформированную среду потребностей и т. д., кроме того, дети из подобных семей отличаются высокой криминальной активностью» 4. В. В. Москвичев указывал, что «все отклонения в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ — имеют в своей основе один источник — социальную дезадаптацию, корни которой лежат в проблемах семьи» 5. С. С. Ры-жаков отмечает, что «негативные качества личности подростка возникают при дефиците родительской любви, когда дети обделены и не получают необходимого заряда положительных эмоций, лишены родительской привязанности» 6.
Однако именно через семью происходит социализация личности. В отчете правительства Великобритании выделено 9 факторов, важных для понима-
ния того, почему впервые осужденные граждане совершают повторные преступления после отбывания наказания. Первым в этом рейтинге назван фактор «наличие семьи» 7.
Наиболее часто социализация подростка, осужденного к альтернативному наказанию, проходит в рамках девиантной субкультуры семьи и ближайшего окружения, а значит, подросток не имеет понятия об общечеловеческих ценностях и нормах, у него не сформирована модель законопослушного поведения. И дезадаптация его поведения носит антиобщественный характер (о чем свидетельствует наличие судимости). Такую форму социализации С. А. Бели-чева предлагает назвать десоциализацией 8. По мнению автора, десоциализация — не что иное, как социализация, совершаемая под влиянием негативных десоциализирующих влияний, которые приводят к социальной дезадаптации, проявляющейся в нарушении норм морали и права, к деформации системы внутренней регуляции и формированию искаженных ценностно-нормативных представлений и антиобщественной направленности. Основной эмпирический признак десоциализации — поведенческая социальная дезадаптация. Негативные десоциализирующие влияния делятся на прямые и косвенные. К прямым десоциализирующим влияниям относится ближайшее окружение, где напрямую демонстрируются образцы асоциального поведения, антиобщественных ориентаций и убеждений, действуют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, внешние поведенческие регуляторы.
Становление социально полезных связей подростка-правонарушителя, восстановление в правах проходит через социальную адаптацию. Чтобы справиться с ситуацией «срыва» социализации, человек должен приспособиться к условиям общества, встать на путь законопослушного поведения. Подростки-правонарушители нуждаются в помощи, суть которой — «доращивание личности» до минимума социальной зрелости, который открывает путь к социально одобряемому поведению в обществе. Для этого нужны специальные социальнореабилитационные программы (технологии), отвечающие ряду требований. Одну из таких технологий создали, апробировали и доказали эффективность как для осужденных, отбывающих наказание в пенитенциарном учреждении, так и для осужденных к альтернативным лишению свободы наказаниям кандидат психологических наук Н. Е. Колесникова и доктор психологических наук, профессор Н. А. Цветкова. Данная технология (Программа развития социальнопсихологической состоятельности осужденных к наказаниям без изоляции от общества 9):
— развивает: базовые механизмы социализации личности (это «идентификация — обособление»)
и индивидуального социального развития (это «типизация — индивидуализация»); базовые механизмы саморегуляции социального поведения (это антиципация — временная, пространственная, личностноситуативная и самооценка); правовое самосознание;
— корригирует: стиль саморегуляции поведения; асоциальные установки (негативный личный опыт, открытая жестокость, завуалированная жестокость, брюзжание, обоснованный негативизм);
— формирует: жизненно важные умения (планирование, моделирование, программирование, оценка результатов) и качества личности (гибкость и самостоятельность); привычку думать и мечтать позитивно, даже находясь в трудной жизненной ситуации; привычку сосредоточивать внимание на своих чувствах, осознавать и выражать их; умение общаться и работать в группе (это одна из главных задач возрастного развития).
Однако социально-реабилитационные программы, применяемые в целях «доращивания личности» несовершеннолетнего правонарушителя, успешны при условии того, что происходят положительные изменения в его семье. Вряд ли можно улучшить человека, не улучшив близкую ему среду. Поэтому сотруднику уголовно-исполнительной инспекции необходимо организовать работу в двух основных направлениях взаимодействия — с осужденным-подростком и с его семьей.
Семья в понимании социальных психологов — это малая группа, основанная на браке и (или) кровном родстве, члены которой связаны взаимными общими правами и обязанностями, эмоциональной близостью и совместным ведением хозяйства. Общим критерием транскультурального понимания того, что такое «нормальная семья», является факт, что за семью как за целое ответственность несет отец, он — глава и кормилец 10. Все остальные типы семей, согласно психологическому подходу, являются аномальными 11.
Английские специалисты, работающие с подростками в школах бедных районов городов Великобритании с высоким уровнем криминального поведения, разработали типологию семей, воспитывающих подростков с криминальным поведением 12:
— «остывшая» семья характеризуется тем, что родственники избегают встреч со специалистами, игнорируют приглашения на собрания и консультативные встречи. Некоторые родители могут быть столь придавлены необходимостью заботиться о своей семье, что у них слишком мало времени и энергии на общение со специалистами;
— «отчужденная» — семья, в которой родители не склонны к кооперации со специалистами;
— «враждебная» семья — родителей характеризует постоянное раздражение и недовольство рабо-
той специалиста. Они занимаются поисками недочетов и реализуют себя посредством угроз, разоблачений, жалоб в вышестоящие инстанции;
— «наказывающая» — семья, родители в которой осуществляют насильственные действия или не уделяют своим детям того внимания, которое им нужно;
— семья, «обвешанная проблемами» — родители с личностными, брачными и семейными проблемами, которые не могут уделять достаточного (или нужного) внимания своим детям;
— «уязвимая» семья — родители имеют ограничения (заболевания, особые нужды, ограниченные ресурсы) и не могут реализовать все нужды ребенка (выполнить относительно ребенка все родительские функции);
— семья — «маятник ожиданий» — родственники ожидают от подростка то слишком много, то слишком мало;
— «иная» семья — родители являются представителями этнических меньшинств, стремятся сохранить культурные особенности, требуют четкого следования неким религиозным нормам и т. д.
Успешность работы с несовершеннолетним, осужденным к альтернативным наказаниям, и его семьей во многом зависит от включения в систему профилактики противоправного поведения всех ведомственных и гражданских институтов социализации человека. Поэтому важным фактором в организации работы с семьей является осуществление межведомственного взаимодействия. Цель межведомственного взаимодействия — это нейтрализация прямых и косвенных десоциализирующих влияний социальной среды на несовершеннолетних с делинквентным поведением и каждого из них — на окружающую социальную среду, повышение уровня социальной защищенности как самих малолетних делинквентов, так и законопослушных граждан, не столько методами контроля и устрашения первых, сколько путем организации социального сопровождения первых вторыми в целях профилактики рецидивов противоправного поведения и детской преступности 13. Это в конечном итоге позволит повысить уровень социальной безопасности российского общества и качество жизни для всех.
Кроме того, сотруднику уголовно-исполнительных инспекций нужно учитывать тот факт, что семья, имеющая в своем составе судимых, относится к типу семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время социально-психологическая работа с такими семьями строится в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 14 и требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52885-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье»
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 563-ст 15), введенного в действие с 1 января 2009 г. Стандарт устанавливает состав, объемы и формы всего комплекса социальных услуг семьям в трудной жизненной ситуации. Поэтому психологу или инспектору уголовно-исполнительных инспекций в случае поступления запросов о помощи в разрешении семейных проблем от осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества (либо от членов их семей), можно привлекать к их решению психологов социальных служб и, таким образом, осуществлять посредническую функцию (аутсорсинг). Эта модель является приоритетной и для европейских стран, которые успешно отошли от «спасения» социально уязвимых слоев населения и делают акцент на профилактических мерах и предоставлении социальных услуг. Считается, что такая модель профессиональной социальной работы с индивидами и группами способствует росту их ответственности за собственную жизнь и активизации их ресурсов.
Эффективность работы с семьей основывается на определении баланса между контролем, заботой и активизацией семьи (традиционно применяемые средства и методы работы уголовно-исполнительных инспекций — наказание и контроль).
Для организации социально-психологической и психотерапевтической помощи как отдельным индивидам, так и семье традиционно используется психоаналитический подход (Н. Аккерман, К. Сэд-жер и др.), когнитивно-поведенческий (Р. Дрейкурс, А. Эллис и др.), применяется позитивная семейная психотерапия (Н. Пезешкиан и Х. Пезешкиан), гештальт-терапия, нейролингвистическое программирование (Дж. Гриндер, Р. Бендлер, В. Сатир), трансгенерационная психология (Б. Хеллингер, А. Шут-цебергер, В. де Гольджак, У. Франке и др.), трансактный анализ (Э. Берн), модели стратегической семейной терапии (Дж. Хейли, К. Маданес, П. Вацлавика, Л. Хоффман и др.), основанные на системном подходе и направленные на формирование у членов семьи ответственности друг за друга. Кроме того, в семейной психотерапии возможно использование проективных методов (сказкотерапия, арт-терапия, игруш-котерапия и др.).
Таким образом, в настоящее время для организации взаимодействия как с несовершеннолетним подростком-правонарушителем, так и с его семьей недостаточно традиционно применяемых средств и методов работы уголовно-исполнительных инспекций — наказания и контроля. Оправданными являются другие варианты: 1) работа без глубинного анализа семейных проблем — краткосрочная тера-
пия, оптимизация взаимодействия в период отбывания наказания (В. В. Шмидт, В. Р. Шмидт, И. А. Кузнецова); 2) осуществление посреднических функций и вовлечение в работу с семьей внешних служб, которые могли бы реализовать более длительную работу, — опосредованная поддержка подростка через оказание помощи семье; 3) разработка и реализация социально-реабилитационных программ для «доращивания личности» и наделение подростка знаниями и навыками по преобразованию своих установок относительно жизни в семье — работа с психологической зависимостью; 4) межведомственное взаимодействие в целях социального контроля для управления процессом исполнения наказания и профилактики детской преступности.
В целом это позволит повысить уровень социальной безопасности российского общества и качество жизни каждого отдельного гражданина.
1 URL: http://www.sprc.ru/library (дата обращения: 23.12.2012).
2 Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 43, ст. 5544. С. 12130-12146.
3 Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. URL: http:// kompechat.tularegion.ru/netcat_files/1923/2966/h_89c73fe771435 2eae1500e32017cd8ae (дата обращения: 26.09.2013).
4 Аксютина З. А., Маврин С. А. Социальное воспитание как проблема правоохранительной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 3(42). С. 38-41.
5 Социальная работа с несовершеннолетними. Опыт организации социальной службы. М., 2000. 148 с.
6 Рыжаков С. С. Причины, условия преступности несовершеннолетних в фокусе психолого-криминологического интереса // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 1 (36). С. 37-40.
7 Баранов Ю. В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии. СПб., 2006. 275 с.
8 Беличева С. А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. М., 2004. 134 с.
9 Цветкова Н. А., Колесникова Н. Е. Технологии социально-психологической работы с осужденными без изоляции от общества. Псков, 2011. 403 с.
10 Мид М. Культура и мир детства / сост. и предисл. И. С. Кона. М., 1989. 429 с.
11 Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб., 1996. 176 с.
12 Шмидт В. В., Шмидт В. Р., Кузнецова И. А. Быстро, долго, никак: проблемы социальной работы с семьей осужденного подростка. М., 2006. 68 с.
13 Цветкова Н. А., Колесникова Н. Е. Указ. соч. С. 273.
14 Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации : федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ // Рос. газета. 1995. 19 дек.
15 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».