Научная статья на тему 'Нормативно-правовые основы изучения личности несовершеннолетних правонарушителей'

Нормативно-правовые основы изучения личности несовершеннолетних правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
842
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ / IDENTIFICATION OF A JUVENILE OFFENDER / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DELINQUENT BEHAVIOR / ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / JUVENILE DELINQUENCY / ПРАВОНАРУШИТЕЛИ С ПСИХИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ / OFFENDERS WITH MENTAL HEALTH PROBLEMS / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / SYSTEM OF VALUES / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / INDIVIDUAL PREVENTIVE WORK / СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / THE SYSTEM OF CHILD NEGLECT AND JUVENILE CRIME / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ / SOCIO-DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS OF PERSONALITY TYPOLOGIES AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF OFFENDERS / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ / ЮВЕНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / JUVENILE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермасов Евгений

Анализируются правовые основы изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя. Изучение особенностей личности и социального окружения подростка является одной из ювенальных технологий, что отражено в международных правовых актах. Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает участие социальных работников и психологов в досудебном и судебном разбирательстве. Личность несовершеннолетнего правонарушителя следует рассматривать как многоуровневую систему, выделяя четыре сферы характеристик: социально-демографическую; уголовноправовую; систему ценностей; направленность личности подростка. Специальное внимание следует уделять выявлению лиц с психическими отклонениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ермасов Евгений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzes the legal framework for the study of personality of the juvenile offender. The study of personality characteristics and social environment of adolescents is one of the juvenile technologies, as reflected in international legal instruments. Code of Criminal Procedure Code provides for the involvement of social workers and psychologists in the pretrial and trial proceedings. Identification of a juvenile offender should be considered as a multilevel system, highlighting four areas of performance: the socio-demographic, criminal law, a system of values, personal orientation teenager. Special attention should be paid to the identification of persons with mental disabilities.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые основы изучения личности несовершеннолетних правонарушителей»

Евгений Ермасов

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Аннотация. Анализируются правовые основы изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя. Изучение особенностей личности и социального окружения подростка является одной из юве-нальных технологий, что отражено в международных правовых актах. Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает участие социальных работников и психологов в досудебном и судебном разбирательстве. Личность несовершеннолетнего правонарушителя следует рассматривать как многоуровневую систему, выделяя четыре сферы характеристик: социально-демографическую; уголовно-правовую; систему ценностей; направленность личности подростка. Специальное внимание следует уделять выявлению лиц с психическими отклонениями.

Ключевые слова: личность несовершеннолетнего правонарушителя; делинквентное поведение; подростковая преступность; правонарушители с психическими отклонениями; система ценностей; индивидуальная профилактическая работа; система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; социально-демографические характеристики личности; типологические и личностные свойства правонарушителей; ювенальные технологии.

Abstract. Analyzes the legal framework for the study of personality of the juvenile offender. The study of personality characteristics and social environment of adolescents is one of the juvenile technologies, as reflected in international legal instruments. Code of Criminal Procedure Code provides for the involvement of social workers and psychologists in the pretrial and trial proceedings. Identification of a juvenile offender should be considered as a multilevel system, highlighting four areas of performance: the socio-demographic, criminal law, a system of values, personal orientation teenager. Special attention should be paid to the identification of persons with mental disabilities.

Keywords: identification of a juvenile offender; delinquent behavior; juvenile delinquency; offenders with mental health problems; the system of values; individual preventive work; the system of child neglect and juvenile crime; socio-demographic characteristics of personality typologies and personal characteristics of offenders; juvenile technology.

Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя является условием профилактики подростковой преступности

Анализ особенностей личности и социального окружения подростка - одна из ювенальных технологий

Изучение личности подростка, совершившего правонарушение, является важной предпосылкой эффективной профилактики подростковой преступности. Основная цель данного направления работы - повышение эффективности коррекции поведения несовершеннолетних правонарушителей. Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя позволяет не только установить истоки отклоняющегося поведения, но и определить основные методы воздействия на подростка, членов его семьи и лиц, входящих в его ближайшее окружение. Реализация данной цели направлена на оздоровление социальной обстановки в среде подростков и оказание помощи несовершеннолетним, вступившим в противоречие с законом.

Основными задачами изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя являются:

• изучение социального окружения подростка, его направленности;

• выявление индивидуальных особенностей личности подростка, оказывающих влияние на его поведение;

• определение доминирующих стратегий поведения подростка в трудных жизненных ситуациях;

• выявление социальных условий, способствовавших совершению правонарушения;

• определение степени криминальной зараженности подростка;

• прогнозирование склонности к правонарушениям;

• определение методов воздействия на личность правонарушителя, членов его семьи и лиц, входящих в его ближайшее окружение.

В рекомендациях парламентских слушаний «Законодательное обеспечение практики внедрения ювенальных технологий в деятельность судов общей юрисдикции и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации» (Москва, 12 ноября 2009 г.) указывается, что в целях обеспечения всесторонней защиты прав и законных интересов детей, создания действенной системы социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, снижения уровня преступности несовершеннолетних, в том числе рецидивной, необходимо внедрять в практику работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних современные ювенальные технологии. Всесторонний анализ особенностей личности и социаль-

Необходимость изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя отражена в международных правовых актах

Участие социальных работников и психологов в досудебном и судебном разбирательстве предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом РФ

ного окружения подростка, совершившего правонарушение (преступление), призван стать одной из ювенальных технологий, позволяющих на этапе досудебного и судебного разбирательства привлекать социальных работников и психологов с целью установления истоков противоправного поведения, а также определения адекватных мер уголовно-правового и социально-психологического воздействия на личность правонарушителя.

Необходимость изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя находит свое отражение в международных правовых актах, прежде всего, в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила ООН 1985 г.), Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г., ратифицирована Российской Федерацией в 1998 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), в которых предусмотрено использование ювенальных технологий в судебной практике (экономия уголовной репрессии, усиление воспитательного воздействия, оказание помощи несовершеннолетним, оказавшимся в конфликте с уголовным законом, с целью их интеграции в общество, предупреждения рецидива и обеспечения общественной безопасности).

Привлечение на этапе досудебного и судебного разбирательства социальных работников и психологов с целью установления истоков противоправного поведения, а также определения адекватных мер уголовно-правового и социально-психологического воздействия на личность правонарушителя предусмотрено отдельными статьями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 421 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, необходимо не только установить возраст несовершеннолетнего, но и условия его жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности его личности, а также влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

В соответствии с требованиями статьи 425 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при проведении допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством

Органы

и учреждения

системы

профилактики

безнадзорности

и правонарушений

несовершеннолетних

обязаны проводить

индивидуальную

профилактическую

работу

или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога является обязательным. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), о чем делается отметка в протоколе.

Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возложена обязанность проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних правонарушителей, а также их родителей или иных законных представителей, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (статья 5). В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, а также другие органы, учреждения и организации, участвующие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации. Индивидуальная профилактическая работа, представляющая собой деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий, в обязательном порядке предполагает всестороннее изучение личности и социального окружения несовершеннолетнего правонарушителя.

В городе Москве

заключено

соглашение

по внедрению

элементов

ювенальной

юстиции

Создана

Межведомственная рабочая группа по формированию, внедрению и развитию ювенальных технологий в городе Москве

Проводится работа

по созданию

института

социальных

ювенальных

работников

Социальные

работники

и психологи

являются членами

системы

ювенального

правосудия

В целях повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, Московского городского суда, Главного Управления внутренних дел по городу Москве, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве по внедрению отдельных элементов ювенальной юстиции 21 августа 2008 года было заключено четырехстороннее соглашение. Предметом соглашения стало обеспечение сотрудничества и совместной деятельности сторон в целях оказания помощи следствию, суду и органам исполнения наказания при производстве по делам несовершеннолетних в получении максимально полной и объективной информации о несовершеннолетнем, условиях его жизни и воспитания, необходимой для проведения объективного расследования совершенного преступления и/или вынесения приговора и последующего сопровождения в случае вынесения приговора, не связанного с лишением свободы.

В ноябре 2008 года распоряжением первого заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы Л. И. Швецовой была создана Межведомственная рабочая группа по формированию, внедрению и развитию ювенальных технологий в городе Москве. В ее состав вошли представители органов исполнительной власти в лице сотрудников Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, Московского городского суда, Главного Управления внутренних дел по городу Москве, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по городу Москве, а также учреждений и общественных организаций, в компетенцию которых входят полномочия по реализации мер, направленных на внедрение ювенальных технологий в городе Москве.

В настоящее время Департаментом семейной и молодежной политики Правительства Москвы проводится активная работа по созданию института социальных ювенальных работников, который позволил бы внедрить ювенальные технологии в систему правосудия в отношении несовершеннолетних. В штаты Межрайонных центров «Дети улиц» введены должности социальных ювенальных работников, проводится работа по закреплению их статуса и конкретизации функциональных обязанностей.

Таким образом, необходимость изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя вытекает не только из норм международного права, но и Российского законодательства. Социальные работники и

В подростковом возрасте формируются моральные основы и социальные установки поведения

Почему среди молодежи такой большой процент преступивших закон?

психологи, специализирующиеся на работе с несовершеннолетними правонарушителями, являются полноправными членами системы ювенального правосудия, а также системы профилактики безнадзорности, беспризорности и рецидивной преступности среди несовершеннолетних.

Подростковый возраст - возраст, когда формируются моральные основы, социальные установки, вырабатывается отношение к различным моральным и правовым запретам, ведется поиск пределов допустимого поведения. И, в то же время, существует дисгармония социально-нравственного и физического созревания, повышенная возбудимость, неуравновешенность, преобладание возбуждения над торможением, о чем должен помнить психолог и воспитатель, проводя работу с подростком. В этот период жизни завершается формирование личности, появляется способность правильно воспринимать реальность и критически оценивать свои поступки. В то же время на поведение личности оказывают существенное влияние сложившиеся стереотипы. У молодежи еще отсутствует достаточный жизненный опыт, в ряде случаев она непоследовательна и не умеет направить свою энергию на общественно-полезную деятельность [1, с. 146]. Поэтому среди молодежи в несколько раз больше, чем в других возрастных категориях, осужденных за кражи (статья 158 Уголовного кодекса Российской Федерации), грабеж (статья 161 Уголовного кодекса Российской Федерации), незаконное хранение и сбыт наркотиков (статья 228 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Большой процент преступивших закон среди молодежи объясняется тем, что социальная ситуация развития молодого человека - это ситуации выбора жизненного пути, основными из которых являются: обучение в вузе, поиск работы, служба в армии, иждивенчество, «бегство» от общества, бродяжничество, уход в криминальный мир. Выбор жизненного пути зависит от того, решена или не решена задача самоопределения. Самоопределение предполагает активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей и выяснение на этой основе смысла собственного существования. На уровне индивидуального поведения источником социальной активности служит несоответствие объективных свойств человека требованиям занимаемой позиции в системе общественных отношений, в социальной структуре общества, проявляющееся в социальной неустроенности, конфликт-

Личность несовершеннолетнего правонарушителя -это личность гражданина, привлеченного к административной или уголовной ответственности

Концепции,

объясняющие

природу

делинквентного

поведения,

подразделяются на

психогенетические

(биологизаторские),

психосоциальные

и интегральные

ности, агрессивности, аутсайдерстве и т.п. Социальная неустроенность, конфликтность, неудовлетворенность толкает молодого человека на поиски выхода, который у одних может быть найден в работе, учебе, творчестве, а у других - в насилии, вандализме, алкоголизме, наркомании, хулиганстве [2, с. 3].

Прежде чем изучать личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей, необходимо определиться в сущности таких категорий, как «личность», «личность правонарушителя», так как в научной литературе нет единой позиции по данному вопросу. Анализ исследований показывает, что категория «личность» используется, прежде всего, как социальная характеристика человека (как гражданина определенного государства, юридического субъекта, имеющего определенные права и полномочия). Поэтому, когда используют понятие «личность правонарушителя», то, с юридической точки зрения, имеют в виду человека, совершившего правонарушение, виновность которого установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства. Следуя данной логике, «личность несовершеннолетнего правонарушителя» - это личность гражданина, привлеченного к административной или уголовной ответственности. Совершение подростком правонарушения влечет за собой постановку на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, Инспекцию по делам несовершеннолетних органа внутренних дел. В случае, если подросток привлечен к уголовной ответственности по достижении им четырнадцатилетнего возраста, он либо направляется в места лишения свободы, либо, если ему назначено приговором суда альтернативное уголовное наказание, не связанное с изоляцией от общества, становится на учет в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства.

При изучении личности правонарушителя важно прежде всего выявлять те свойства и социальные условия, которые способствовали совершению подростком правонарушения.

Если проанализировать концепции, объясняющие природу делинквентного поведения, то их можно объединить в три группы: психогенетические (биологиза-торские), психосоциальные и интегральные.

Первая группа концепций объясняет причины совершения правонарушений влиянием биологических (врожденных) свойств человека; вторая - соци-

Личность несовершеннолетнего правонарушителя рассматривается как многоуровневая система

Группы

характеристик

личности:

социально-

демографические

характеристики

ально сформированными свойствами и навыками поведения; третья - взаимовлиянием биологических и социальных факторов.

К биологическим, природным свойствам чаще всего относят такие черты, как темперамент, неосознаваемые влечения, особенности проявления эмоциональной сферы, агрессию и т.п.; к социально-сформированным -систему отношений человека, его опыт, социальные ценности, интересы, склонности, идеалы, знания. В отечественной психологии преобладает точка зрения, что природные предпосылки развития личности, его физические данные, его нервная и эндокринная системы, преимущества и дефекты психики влияют на формирование индивидуально-психологических свойств личности. Однако биологическое входит в структуру личности не в своем неизменном («чистом», врожденном) виде, а как социально обусловленное («превращенное в социальное») [3].

Исходя из системных представлений личность несовершеннолетнего правонарушителя рассматривается как многоуровневая система, имеющая различные природу и функции: сугубо социальные свойства (образование, социальное положение в обществе и др.); природные свойства (пол, возраст, особенности нервной системы); личностные свойства (особенности мышления и восприятия, темперамент и характер), социально-психологические (ценностные ориентации, направленность, социально-психологический статус).

При изучении личности подростка, совершившего правонарушение, целесообразно выделить четыре группы характеристик: социально-демографические характеристики, уголовно-правовые характеристики, система ценностей и направленность личности подростка.

Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя необходимо начинать с его социально-демографических характеристик. Под социально-демографическими характеристиками следует понимать возраст, социальную принадлежность, образование, профессиональную подготовку, пол. Эти характеристики, будучи индивидуальными для каждой личности, вместе с тем проявляются как типологические свойства, то есть относительно однородные и типичные для больших групп людей независимо от их направленности.

Так, исходя из того, к какой возрастной категории относится тот или иной подросток (ранняя юность -14-16 лет; юность - 16-18 лет), ему должны быть присущи и соответствующие психологические качества. Поэ-

Следует учитывать социальную принадлежность подростка

Значение семейного положения

Уголовно-правовые характеристики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тому социальный работник и психолог должны хорошо ориентироваться в возрастной психологии, уметь определить соответствие между личностными качествами изучаемой личности и типовыми свойствами, которые должны быть присущи людям данного возраста.

Социальная принадлежность подростка к определенному слою (страте) и род занятий (сельский или городской житель, без определенного места жительства и т.п.) позволяет глубже понять истоки его поведения, определенные привычки и взгляды на жизнь.

Образование коррелирует с уровнем развития личности и характером совершаемых преступлений.

Пол осужденных и, как принято говорить в последнее время, гендерные особенности во многом определяют характер совершенных правонарушений, особенности психологии и поведения.

Важны семейное положение несовершеннолетнего и его отношения с родственниками. Анализ данных статистики показывает, что отсутствие или наличие слабых семейных связей является одним из условий криминализации личности и, напротив, контакты с родственниками, их поддержка служат предпосылкой успешной ресоциализации личности.

При изучении несовершеннолетних внимание обращается на наличие родителей, так как известно, что большинство правонарушителей молодежного возраста выросли в неполных семьях. Вместе с тем, с позиций социальной психологии, важно акцентировать внимание не только на самом факте наличия или отсутствия родителей, а на отношениях, которые складывались в семье. Важную роль в развитии и формировании ребенка оказывают другие члены семьи (чаще всего, бабушки). Это значимый социально-психологический феномен, который должен учитываться специалистом, работающим с подростком. Психологическая близость несовершеннолетнего к тому или иному члену семьи позволяет использовать последнего в качестве передаточного механизма воспитательного воздействия на него самого.

Уголовно-правовая характеристика осужденного -это те свойства личности, которые характеризуют подростка, в первую очередь, как правонарушителя, который привлечен к административной или уголовной ответственности (с 14 лет). Уголовно-правовая характеристика представлена следующими показателями: квалификация совершенного правонарушения; вид ответственности (наказания); количество совершенных правонарушений (преступлений).

Каждый второй правонарушитель считает назначенное ему наказание несправедливым

Система ценностей и направленность личности подростка

Квалификация совершенного правонарушения. Наиболее значительная часть подростков совершают правонарушения, связанные с нарушением общественного порядка (употребление алкоголя, хулиганство и т.д.).

Вид ответственности (наказания). Данный показатель, наряду с квалификацией совершенного правонарушения, не только указывает на тяжесть совершенных деяний, но и существенно влияет на психическое состояние и поведение подростка.

Количество совершенных правонарушений (преступлений) также является значимым фактором, формирующим представления о криминальной зараженности правонарушителя.

Отношение подростка к совершенному правонарушению, потерпевшему, наличие чувства вины, раскаяние.

Многочисленные исследования правонарушителей и преступников показывают, что каждый второй, привлеченный судом к уголовной ответственности, считает назначенное ему наказание неправильным, а около трети правонарушителей не до конца понимают социальную опасность совершенных ими преступлений. Такие правонарушители отличаются неустойчивым поведением, пассивностью, безразличием: они отрицают необходимость мероприятий воспитательного значения для их исправления. При этом критическая переоценка правонарушителем своего прошлого, моральное осуждение совершенного и правонарушения в целом в сочетании с позитивными ценностями и ориентациями на дальнюю перспективу, положительными изменениями в поведении характеризует вполне достаточный уровень формирования правосознания у подростка. Не случайно полное, настоящее, искреннее раскаяние человека в совершенном проступке считается частью исправления (коррекции). Тем самым подчеркивается исключительно важное его значение в нравственном совершенствовании личности. Поэтому раскаяние и отношение к наказанию должны обязательно приниматься во внимание при оценке поведения правонарушителя.

В соответствии с ценностно-нормативной концепцией личности правонарушителя в качестве криминально значимого свойства личности выделяется такое свойство, как ценностность, которое выражает «пристрастное» отношение к предметам, людям и себе. «Оно определяет первоисточник социальной активности человека, того ядра личности, которое обусловливает опреде-

Психическое здоровье

и трудоспособность правонарушителя

Типологические и личностные свойства

правонарушителей

ленное видение действительности и избирательность поведения» [4, с. 114].

Именно жизненные ценности, нравственные качества, отношение к правовым нормам, совестливость, их сформированность и направленность должны, в первую очередь, быть объектом диагностики социальных работником и психологов. На основе изучения изменений, которые происходят в ценностно-нормативной сфере личности, можно прогнозировать совершение подростками повторных правонарушений.

Особую значимость имеют такие ценности, как собственность, деньги, человеческая жизнь, семья, чувство гражданского (национального) долга, порядочность, честность, ответственность за данное слово и другие нравственные и жизненно важные ценности. Изучая ценности правонарушителей, важно обращать внимание на изменение в их ценностных ориентациях.

Психическое здоровье и трудоспособность правонарушителя - это характеристика личности, которая во многом может определять особенности их поведения (особенно наличие таких заболеваний, как алкоголизм, наркомания, игромания и другие виды аддик-тивных расстройств, а также туберкулез, ВИЧ-инфекция и др.).

Особое внимание следует уделять выявлению лиц с психическими отклонениями. Психические аномалии можно определить как отклонения от нормы в поведении, познавательных процессах (мышлении, памяти, восприятии), эмоциональном состоянии, отношениях с окружающими. Естественно, степень психического отклонения бывает различная. Имеются отклонения в форме психической болезни, когда человек становится невменяемым и не может осознавать сути происходящего. Как известно, такие люди, даже если они совершили общественно опасные действия, не могут быть привлечены к ответственности. Им назначается принудительное лечение в специализированных психиатрических больницах. Мы же рассматриваем правонарушителей, которые, хотя и имеют различного рода психические аномалии, но являются вменяемыми и могут контролировать свои действия.

Практика показывает, что правонарушители с психическими отклонениями гораздо чаще совершают повторные правонарушения (преступления).

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что значительное количество правонарушителей обладают однородны-

Индивидуально-

психологические

свойства могут

выступать в роли

предпосылок

делинквентного

поведения

Социальный фактор неоднозначно сказывается на развитии личности

Личность правонарушителя имеет свою типологию

ми психологическими свойствами. Среди них ведущими свойствами являются: импульсивность, агрессивность, гиперчувствительность в межличностных взаимоотношениях, отчужденность и плохая социальная приспособленность. Сочетание этих свойств с негативным содержанием ценностно-нормативной системы имеет криминогенное значение и также специфично для преступников [5].

Вместе с тем, отмеченные индивидуально-психологические свойства выступают лишь в роли «ускорителя» (предпосылки) делинквентного поведения, но не являются фатальными признаками личности правонарушителя. Доказательством этого служит, во-первых, наличие правонарушителей, у которых не выявляются криминально значимые личностные свойства (высокий уровень экстраверсии, нейротизма и т.п.), во-вторых, наличие данных свойств у значительного числа законопослушных граждан. Необходимо учитывать, что в процессе формирования личности отдельные индивидуально-психологические свойства могут затруднять процесс социализации (например, экстраверсия, нейротизм) и требовать более тщательных усилий в воспитании человека.

Влияние социальных факторов также не всегда однозначно сказывается на развитии личности. Так, неблагоприятные факторы в семье (злоупотребление родителей спиртными напитками, антиобщественные поступки и др.), могут сформировать у подростка устойчивую установку «жить по-другому, стать иным, чем родители». Это происходит потому, что у человека формируется самосознание, представление о себе и окружающем мире, своя Я-концепция. Это важные механизмы в регуляции поведения человека.

Обследование правонарушителей показывает, что большинство из них неадекватно и нереалистично оценивают действительность и свои возможности. Как правило, они «не видят», не осознают причинно-следственной связи между своим образом жизни, личностными качествами и совершенным правонарушением (преступлением). Пытаясь уйти от ответственности, искажая и утаивая факты криминального поведения, многие несовершеннолетние правонарушители выстраивают целую систему психологической защиты [6, с. 44-62], вытесняя из сознания реальные обстоятельства совершенного и чувство вины.

Полученные за последние годы результаты эмпирического изучения личности правонарушителей в срав-

нении с законопослушными убедительно свидетельствуют о наличии некоторых отличительных особенностей, в том числе и психологических. Различия эти в наибольшей мере выражены в отношении к таким ценностям, как общественная деятельность, эстетические удовольствия, брак, любовь, дети, семья. Правонарушители более фаталистичны и меланхоличны, они крайне отрицательно оценивают повседневные дела и личные перспективы, у них снижена потребность в саморегуляции и в дальнейших планах они предпочитают беззаботное существование.

1. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии / Под ред. проф. С. Н. Пономарева. -Рязань, 2002.

2. Психолого-педагогические методы практической работы с осужденными молодежного возраста // Сб. материалов научно-практического семинара (Вологда, 30 марта 2006 г.) / Под ред. З. А. Колесниковой. -Вологда, 2006.

3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. - М., 1998.

4. Ефремова Г. Х., Ратинов А. Р. Личность преступника // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. - М., 2003. -С. 113-114.

5. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., 1996.

6. Ратинов А. Р., Ефремова Г. Х. Психологическая защита и самооправдание в генезисе преступного поведения // Личность преступника как объект психологического исследования. - М., 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.