психокоррекция и регуляция состояний
УДК 343.95
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЖЕНЩИНАМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА
Н. Е. Колесникова
В статье рассматриваются социальные, психологические и криминологические особенности женщин-правонарушителей. Предлагается организация психологической работы с женщинами, отбывающими наказание без изоляции от общества, в соответствии с моделью помощи.
Ключевые слова: женская преступность, альтернативное лишению свободы наказание, социальные, индивидуально-личностные и криминологические особенности женщины-преступницы, развивающая модель помощи.
Женская преступность во все времена рассматривалась как особое явление, и в XXI в. оно носит волнообразный характер, с общей тенденцией роста '. Нравственно-правовое поведение женщин предопределяет поведение детей, несовершеннолетних, молодежи 2. В силу своей специфики преступность женщин может оказывать самое отрицательное воздействие на общество и его институты. По словам Ю. М. Антоняна, показатель женской преступности служит показателем нравственного здоровья общества. Психологические аспекты женской преступности рассматривались также в работах ряда антропологов и психологов, среди которых такие известные ученые, как П. Н. Тарновская, Л. А. Меликишвили, М. И. Боб-нева, Ю. Свирин, М. И. Еникеев и др.
К социальным причинам женской преступности исследователи относят следующие: значительно более активное участие женщин в общественном производстве; ослабление главных социальных институтов и социального контроля 3; безработицу, невостребованность на рынке труда молодежи (в первую очередь — лиц женского пола), недостатки правового регулирования женского труда; возрастающую напряженность в обществе, конфликты и враждебность между людьми, которые более остро воспринимаются женщинами; рост наркомании, алкоголизма, проституции, бродяжничества среди женщин; растущее расслоение общества (по материальным, культурным, досуговым и другим показателям); резкое разрушение стереотипов образа жизни, смену жизненных ориен-
тиров и ценностей (таких как милосердие, человеколюбие и др.); повышенную криминогенность культуры, навязываемую средствами массовой информации, и др. 4 Среди социальных причин женской преступности особое место занимает семья: отсутствие в семье мужчины-кормильца, ослабление института семьи на фоне ослабления традиционной формы семьи, отчуждение между супругами и детьми 5.
Как отмечают исследователи, современной российской женской преступности присущи некоторые общие особенности и закономерности. Исследования криминологов свидетельствуют о том, что темпы роста числа женщин, совершивших преступления, опережают соответствующий показатель мужской преступности 6. Женская преступность обладает высокой степенью латентности — 47-56% 7 (наиболее часто это преступления, совершенные на почве семейно-бытовых конфликтов). В настоящее время наблюдаются опасные тенденции усиления женской преступности: рост тяжких насильственных преступлений, рецидив 8, омоложение женской преступности 9, организованный характер преступлений (40% «женских преступлений» совершены в группе 10; доля женщин среди квартирных воров — 12,8%, и 80,0% квартирных краж с участием женщин совершаются в группе с мужчинами 11). Особую тревогу вызывает тот факт, что на рубеже XX-XXI вв. происходит увеличение доли женщин в совершении преступлений против безопасности страны 1 2. В частности, террористические структуры все больше задействуют женщин-самоубийц при совершении террористических актов (во многих западноевропейских странах женщины составили от одной четвертой до половины всего состава террористических групп) 13.
Количество деяний против семьи и несовершеннолетних составляет 5% от общего числа преступлений, за последние годы более чем вдвое выросло число убийств матерями новорожденных 14. Кроме того, к преступлениям против семьи и детей относятся: жестокое обращение с ребенком, препятствие обучению в школе, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей 15. Особенно разрушительными для общества являются факты вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность каждой второй женщиной-преступницей16 (например, для перевозки и сбыта наркотических веществ 17).
Исследователи выделяют разные психологические особенности женщин, совершивших преступления, однако наиболее часто в научной литературе упоминаются:
— психофизиологические особенности — повышенная возбудимость, раздражительность. У женщин чаще, чем у мужчин, происходят нервно-психические срывы, возникают стрессовые состояния (фрустрация, депрессия, тоска, обреченность). У большинства осужденных женщин отмечается высокая тревожность, вызванная отчуждением родных и окружающих 18;
— наличие своеобразной психологической защиты, выражающейся в том, что женщины, совершившие преступление, считают виновными в своих бедах и поступках других людей (близких, приятелей, друзей, супругов), а не себя;
— одной из самых ярких потребностей женщин является потребность в самоутверждении. Эту потребность женщины-преступницы реализуют любой ценой, включая уничтожение чужой жизни 19;
— для преступниц характерны стойкость аффективных психотравмирующих переживаний и высокая импульсивность, что приводит к неадекватной оценке возникающих жизненных ситуаций, плохому прогнозированию последствий своих поступков, де-зорганизованности и необдуманности поведения 20;
— женщины, в силу присущих им особенностей нервной деятельности (более высокая подвижность, эмоциональность, возбудимость и т. д.), быстрее мужчин становятся агрессивными 21. Часто это является основой жестоких преступлений, совершенных женщинами.
Совокупность социальных, индивидуально-личностных и криминологических особенностей женщин предопределяет рост современной российской женской преступности. Несмотря на рост женской преступности в целом, важно, что законодатель стремится женщину, совершившую противоправные действия, оставить на свободе, используя весь арсенал наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения числа женщин, отбывающих наказание без изоляции от общества. Хотя социальный статус осужденных свидетельствует об углубляющейся маргинализации женщины, тем не менее именно в период отбывания наказания у них остается возможность изменить свою жизнь. Однако без участия специалистов (психолога, социального работника, психотерапевта, психиатра) сделать это сложно. Соответственно, данная категория осужденных при постановке на учет в уголовно-исполнительную инспекцию становится объектом внимания психологов, и социально-психологическая работа с женщинами в период отбывания срока наказания — ключевое условие их социальной реабилитации 22.
Работа психологов с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, регламентируется приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 декабря 2005 г. № 238 «Об утверждении Инструкции по организации
деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы». Работа с осужденными без изоляции от общества направлена на формирование психологического барьера на последующее совершение преступлений и противоправных действий, а также выработку социально приемлемых способов реагирования на жизненные ситуации. Так, в главе 2 Инструкции названа основная цель — повышение эффективности исполнения наказаний на основе использования достижений современной психологической науки и практики, а также определены задачи психологических служб 2 3. Адаптируя рассматриваемую Инструкцию для работы психологов с осужденными женщинами, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (УИИ), можно выделить основные направления:
— психологическое обследование женщины, подготовку психологического портрета на основе углубленного изучения;
— описание личностных и индивидуально-психологических особенностей, способствовавших совершению преступления, прогноз поведения женщины в различных ситуациях;
— изучение микросреды и ее влияния на поведение женщины;
— оказание психологической помощи осужденной в вопросах личных, семейного консультирования, профориентации и устранение психологических трудностей при трудоустройстве, преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, формирование позитивного отношения к обществу, труду, семье.
Решением коллегии ФСИН России (приказ ФСИН России от 4 июня 2010 г. № 259) предусматривается участие УИИ в социальной работе с осужденными, нуждающимися в социальной поддержке со стороны государственных органов.
Оптимальной формой работы с осужденными-женщинами, отбывающими наказание, является технология социально-психологического сопровождения. При этом психолог ориентируется на постулат о том, что, если изменится хотя бы одна женщина, осужденная к наказанию без лишения свободы, улучшится все общество. Организация социально-психологического сопровождения осужденных женщин должна носить комплексный характер, интегрируя методы исполнения наказаний (контроль и наказание) и социально-психологической помощи (например, социально-психологическая работа с женщинами в трудной жизненной ситуации).
Целостный процесс социально-психологического сопровождения женщин, состоящих на учете в УИИ, построенный в соответствии с развивающей моделью помощи, включает следующие структурные компоненты 24:
1) социально-психологическая диагностика и об следование личности;
2) выявление психологических, социальных и социально-психологических факторов, обусловливающих делинквентное поведение;
3) моделирование технологии социального сопровождения осужденной с учетом совокупности факторов делинквентности, половозрастных, индивидуально-личностных, культурно-религиозных и других особенностей, а также содержания приговора суда;
4) составление индивидуальной программы социально-психологической реабилитации, поиск соответствующих социальных служб и подбор специалистов (аутсорсинговые услуги), определение условий, форм и методов работы с женщиной, заключение контракта с осужденной;
5) определение показателей, методов и критериев оценки эффективности социально-психологической работы с осужденной (а также применяемой технологии);
6) организация межведомственного взаимодействия в целях реализации целей и задач социально-психологической реабилитации осужденной, оформление писем и подписание договоров о сотрудни честве;
7) реализация программы социально-психологической работы с применением методов текущего контроля социальной реабилитации осужденной;
8) оценка достигнутых результатов (повторная социально-психологическая диагностика личности и социальной сети осужденной);
9) прогноз постепенного снижения степени социальной уязвимости осужденной и определение условий, при которых женщина, отбывшая срок наказания без изоляции от общества, сможет вести законопослушный образ жизни.
Подводя итог изложенному, обратимся к совещанию группы экспертов, принимавших участие в XII Конгрессе ООН по организации работы с женщинами, совершившими правонарушения. В каждой стране, включая Россию, отметили они, необходимо прилагать усилия для организации и поощрения всесторонних и ориентированных на конкретные результаты исследований: правонарушений, совершаемых женщинами; причин, побуждающих женщин вступать в конфликт с системой уголовного правосудия; влияния, которое оказывают вторичная криминализация и тюремное заключение на женщин; характерных черт женщин-правонарушителей; а также на создание программ, направленных на сокращение рецидива правонарушений среди женщин. Это должно стать основой для эффективного планирования, подготовки программ и выработки политики в ответ на потребности женщин-правонарушителей в социальной реинтеграции 25. Россия учитывает международные рекомендации и в настоящее время проводит работу с женщинами-правонарушителями.
1 Российский статистический ежегодник. 2006. М., 2006.
806 с.
2 Лунев В. В. Криминология : учебник для бакалавров. М., 2013. 686 с.
3 Антонян Ю. М. Криминология : учебник для бакалавров. М., 2013. 523 с.
4 Серебрякова В. А. Преступность среди женщин как объект криминологического изучения // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1975. Вып. 22. С. 30-31.
5 Лунев В. В. Указ. соч.
6 Криминология / под ред. В. Д. Малкова. М., 2011. 527 с.
7 Акулина Е. А., Тарло Е. Г. Латентная преступность в Российской Федерации. М., 2003. 30 с.
8 Шилов А. И., Карпушина М. В. Социально-демографическая характеристика осужденных женщин, совершивших преступления после отбытия наказания (при рецидиве) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 4. С. 40-42.
9 Криминология / под ред. В. Д. Малкова.
10 Там же.
11 Иващенко А. П., Алексеева Е. А. Личностные особенности квартирных воров // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2. С. 76-78.
12 Степанян Ш. У. Современная женская преступность в России и пути ее предупреждения // Рос. следователь. 2011. № 8. С. 27-33.
13 Марьин М. И., Касперович Ю. Г. Психология террористов-смертниц // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 1. С. 6-10.
14 Панов С. Л. Динамика преступности женщин // Преступность в России и борьба с ней: региональный аспект. М., 2003. С. 151-157.
15 Кастерина Н. В. Изучение причин агрессивных действий у впервые осужденных женщин // Психология. 2007. № 13. С. 13-14.
16 Степанян Ш. У. Указ. соч. С. 27-33.
17 Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990. 220 с.
18 Пенитенциарная психология / Ю. А. Дмитриев, Б. Б. Казак. Ростов н/Д, 2007. 681 с.
19 Антонян Ю. М. Криминология : учебник для бакалавров. М., 2013. 523 с.
20 Криминология / под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 2010.
800 с.
21 Марьин М. И., Касперович Ю. Г. Указ. соч. С. 6-10.
22 Цветкова Н. А., Колесникова Н. Е. Технологии социально-психологической работы с осужденными без изоляции от общества. Псков, 2011. 403 с.
23 Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы : приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 13 декабря 2005 г. № 238. URL: http://www.vcom.ru/ cgi-bin/db/zakdoc?_reg_number=%C20503160 (дата обращения: 20.01.2014).
24 Цветкова Н. А., Колесникова Н. Е. Указ. соч. 403 с.
25 Итоги работы Совещания группы экспертов по разработке специальных дополнительных правил обращения с женщинами, находящимися в заключении, и женщинами, в отношении которых применяются меры, связанные или не связанные с содержанием под стражей : доклад, представленный Председателем группы экспертов на Двенадцатом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Сальвадор, Бразилия, 12-19 апреля 2010 г. V/09-89226 (R). Р. IV. Правило 67.