Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/62PSMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Маркова Т.А. Апробация программы коррекции ценностно-смысловой сферы личности осужденных-инвалидов // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/62PSMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Markova T.A. (2019). Approbation of the program of correction of value-semantic areas of personality of convicted persons with disabilities. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/62PSMN219.pdf (in Russian)
УДК 159.9:343.8 ГРНТИ 15.21.51
Маркова Татьяна Александровна
ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», Рязань, Россия
Адъюнкт факультета «Подготовки научно-педагогических кадров»
E-mail: marckova.tatyana2013 @yandex.ru
Апробация программы коррекции ценностно-смысловой сферы личности осужденных-инвалидов
Аннотация. В статье рассматривается ценностно-смысловая сфера как важная составляющая в структуре личности, определяющая ее направленность и поведение в обществе. Анализируются особенности смысловой сферы, а именно смысложизненных ориентаций и жизненной удовлетворенности, осужденных мужского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Придается значение смысловой сфере, как проявлению в критических ситуациях. Показана актуальность изучения ценностно-смысловой сферы осужденных-инвалидов. Определена важность работы психолога с осужденными, с физической инвалидностью. Изучается влияние наличия группы инвалидности на смысложизненные ориентаций и удовлетворенность жизнью осужденных мужского пола. Проведенный анализ научной литературы направляет на коррекцию ценностно-смысловой сферы данной категории осужденных. Рассматриваются результаты апробации программы переориентации ценностно-смысловой сферы осужденных-инвалидов. Осуществлен анализ возможностей проведения групповой психологической работы для коррекции ценностно-смысловой сферы осужденных. Предложены основные блоки коррекционной программы, описан опыт ее применения в группе осужденных-инвалидов. Содержание программы построено с учетом специфических черт характерных для людей с ограниченными возможностями здоровья. Сравнительный анализ результатов психодиагностического обследования и самоотчетов осужденных и полученного экспертного мнения сотрудников исправительного учреждения, позволил определить психокоррекционное воздействие, осуществляющееся в рамках программы по формированию и переориентации ценностно-смысловой сферы, на развитие у респондентов определенных характеристик личности. Исследование было организовано с применением методик «Смысложизненные ориентации» (СЖО) и методики «Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ). Полученные в ходе исследования результаты будут полезны для психологов пенитенциарных учреждений и всех, кто работает с осужденными-инвалидами. Подведены итоги, объясняющие актуальность и значимость данной статьи.
Ключевые слова: осужденные-инвалиды; ценностно-смысловая сфера; смысл жизни; удовлетворенность жизнью; ценности; ценностные ориентации; коррекционная работа; психологический тренинг
В «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» определяется, что одной из её целей является поиск, разработка и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики1. Эта норма права имеет отношение ко всем осужденным, отбывающим уголовные наказания, в том числе к осужденным-инвалидам. В настоящее время приобретает первостепенное значение проблема обеспечения условий для инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в том числе их социально-психологической адаптации в исправительном учреждении, исправлению и ресоциализации. Это подтверждает необходимость оказания внимания осуждённым-инвалидам, как одной из наиболее уязвимых категорий осужденных [1].
Инвалиды сталкиваются с затруднениями в быту, в обслуживании, многие осужденные-инвалиды имеют хронические заболевания, болеют. Им необходима различного рода поддержка и помощь (материальная, психологическая, медицинская, юридическая, педагогическая и т. д.) [2]. Некоторые не могут справляться без помощи окружающих их людей, например, при осуществлении ежедневного приема пищи, гигиенических процедур и т. д. Нельзя забывать о том, что инвалидность, как основную из всех социальных проблем, в силу разных обстоятельств и причин разрешить окончательно невозможно [3]. Следовательно, коррекционные и профилактические мероприятия должны иметь связь с поиском возможностей для самопринятия, самокомпенсации и самореализации в существующих обстоятельствах. А проведение данной работы невозможно без коррекции их ценностно -смысловой сферы [4].
Научно доказано, что ценностно-смысловая сфера личности - это функциональная система, которая формирует смыслы и цели деятельности человека в своей жизни, контролирующая способы их достижения. Её роль возрастает в жизненно сложных ситуациях, когда у человека существуют проблемы осуществления жизненных ценностей [5]. По мнению Д.А. Леонтьева, «...отсутствие сформированной системы личностных ценностей порождают ощущение внутренней «пустоты», ориентацию человека вовне - на внешние критерии оценки, на некритичное принятие групповых норм поведения и мировоззрения в целом» [6, с. 26]. В данных условиях могут развиваться криминальные ценности, ориентированные на удовлетворение ежеминутно возникающих потребностей.
Ценностно-смысловая сфера личности представляет сложную иерархическую систему, позволяющую мотивировать поведение и деятельность человека. Ее расшатывание неизбежно приводит к появлению разных девиантных форм и делинквентных видов поведения, связанных с нарушением норм законодательного права [7]. Работа с осужденными-инвалидами по повышению осознанности смысла жизни и смысловой регуляции своего жизненного пути позволит осуществлять профилактику негативных установок личностного развития, и способствовать преодолению дальнейшей деформации смысловой сферы личности осужденного [8].
1 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 43, ст. 5544; 2012, № 24, ст. 3213).
В связи со сказанным выше, основной задачей данного исследования была разработка и апробация программы, направленной на переориентацию ценностно-смысловой сферы осужденных-инвалидов, а также на профилактику ее негативных изменений, происходящих в процессе нахождения инвалидов в местах лишения свободы. Как известно, более эффективное изменение системы ценностно-смысловых ориентаций может быть достигнуто в процессе групповой работы. Главным доводом в пользу данной формы коррекции ценностно-смысловой сферы осужденных-инвалидов является то, что групповая форма взаимодействия обладает ценными коррекционными ресурсами, которых нет в индивидуальной работе. Изучение и понимание групповых смыслов и ценностей, сравнение их со своей ценностно-смысловой сферой ведет к расширению, переосмыслению ценностно-смыслового опыта личности и повышению потенциала смысловой регуляции своего жизненного пути. Групповая форма коррекционной работы, способствует динамическому раскрытию ценностно-смысловых структур личности и их изменению в процессе взаимодействия друг с другом, а также активного обмена ценностями и смыслами.
В качестве формы реализации программы групповой работы был выбран тренинг, под которым понимается, совокупность активных методов практической психологии, использующиеся с целью формирования навыков самопознания и саморазвития [9]. Теоретико-методологической основой для разработки и реализации программы стали основные положения субъектно-деятельностного подхода, онтосубъектного подхода (Лисецкий К.С., 2008) [10], принципах экзистенциально-гуманистической психологии в понимании Д.А. Леонтьева (1999) [11], а также с учетом специфических принципов работы группы И.В. Вачкова, С.Д. Дерябо (2004) [12].
В качестве важного средства выравнивания дефектов развития смысловой сферы, в тренинговой программе используется смыслотехника [13], которая представляет собой систему приемов, средств и методов психологического воздействия на смысловую сферу личности в целях ее формирования и коррекции. Цель каждой отдельной смыслотехнической процедуры заключается в том, чтобы запустить и активизировать смысловые процессы, которые направлены на построение или трансформацию смысловых структур личности. Воздействие на смысловые структуры личности через работу с отдельными смысловыми процессами - это верный путь групповой работы, направленный на коррекцию ценностно-смысловой сферы.
При составлении программы учитывалось следующее: выявленные психологические и физические особенности осужденных с группой инвалидности, специфика взаимоотношений с другими людьми (родственниками, другими осужденными, сотрудниками исправительного учреждения), условия и срок отбывания наказания. В группе делается акцент на здоровой составляющей человека, чтобы он сам поверил в себя, сформировал жизненные задачи.
Подбор упражнений осуществлялся с учетом особенностей физического и психологического состояния осужденных-инвалидов, также учитывались интеллектуальные особенности осужденных. При этом коррекционно-формирующее воздействие осуществлялось на конкретные компоненты ценностно-смысловой сферы с целью решения следующих задач по их оптимизации:
• переоценка ценностей, придание им социально-положительной направленности;
• осмысление собственной жизни, находясь в условиях социальной изоляции;
• раскаяние в совершенном преступлении, принятие на себя ответственности за него;
• определение жизненных планов, формирование жизненных целей;
• мотивирование к саморазвитию и самосовершенствованию, выбору законопослушного образа жизни;
• формирование просоциального поведения осужденных.
Также реализация указанных данных задач осуществлялась не только через групповую, но и через индивидуальную и самостоятельную коррекционную работу с осужденными-инвалидами.
В рамках индивидуальной работы был применен дифференциальный подход, подбирались различные задания с целью психологической самопомощи. Данная работа проводилась в виде индивидуальных встреч в кабинете для групповой и коррекционной работы с осужденными, где осужденные могли задавать вопросы по выполненной индивидуальной коррекционной работе. Это позволило выявить глубокие личные переживания осужденных, которые они не смогли высказывать в присутствии других осужденных.
Самостоятельная работа осуществлялась осужденными через выполнение дополнительных (домашних) заданий. Выполнение заданий способствует повышению их личной ответственности и развитию творческого потенциала, осужденные не ограничены во времени и находятся наедине с самим собой, тем самым осуществляя «самовоспитание» [14].
Участие в тренинге строилось на добровольной основе, после проведения индивидуальной беседы, с целью разъяснения особенностей запланированной работы. Выдвигались следующие требования к отбору участников тренинга (Дебольский М.Г.):
• психическое здоровье (в групповую работу не следует включать осужденных с психическими и психиатрическими диагнозами);
• однородность неофициальных статусных позиций (не рекомендуется включать в состав группы авторитетов и пренебрегаемых, для которых требуются специальные индивидуальные коррекционные программы; «Авторитеты» будут сдерживать активность других осужденных в связи со своим статусом, а пренебрегаемые будут вызывать агрессию);
• возрастная однородность (необходимо, чтобы среди участников группы не было большого разброса по возрасту, так как это создает дополнительные барьеры во взаимопонимании);
• разнородность по характеру совершенного преступления (осужденные за насильственные преступления могут не приниматься остальными участниками группы, что отрицательно сказывается на самораскрытии и обратной связи) [15].
Каждое занятие состоит из трех частей: разминки (приветствия), основной части и заключительной части (рефлексии). Приветствие создает атмосферу доброжелательности, группового доверия и принятия, способствовало сплочению участников. Разминка настраивает на продуктивную работу группы, оказывает влияние на эмоциональное состояние участников. Содержание основной части определяется целью занятия. Рефлексия занятия - предполагает ретроспективную оценку (своих чувств, состояний) прошедшего занятия.
В связи с изложенным выше, цель разработанной нами программы заключалась в переориентации осужденными-инвалидами собственной ценностно-смысловой сферы, и содействовать в поиске смысложизненных ориентации.
Время проведения: количество занятий - 10, проводятся один раз в неделю. Длительность одного примерно 2 часа, в зависимости от скорости выполнения упражнений участниками группы.
Этапы тренинговой работы:
1. Организация работы в тренинговой группе. Происходит отбор участников тренинга и учет пожеланий при подборе упражнений, заполнение психологических контрактов, обсуждение цели и задач тренинга, знакомство участников друг с другом, с целью формирования позитивной и доверительной обстановки. Обсуждаются основные правила предстоящей работы, обговариваются даты и время проведения занятий.
2. Проведение тренинговых занятий. Выполняются упражнения, прорабатываются различные жизненные ситуации, происходит обмен опытом, изучается и обсуждается новая информация. Происходит осмысление собственной жизни, переоценка ценностей, определение жизненных планов и целей.
3. Оценка продуктивности тренинга. Подводятся итоги о проделанной работе, осуществляется обратная связь от участников тренинга и ведущего, проговаривается дальнейшая работа по саморазвитию и самореализации.
Характеристики группы: занятия проводятся в малых группах (оптимальное количество участников 6-8 человек). В группу могут входить мужчины любого возраста, при условии полной добровольности. Особенность тренинга состоит в том, что в нем могут принимать участие как люди, имеющие группу инвалидности, так и физически здоровые осужденные, в целях профилактики деструктивного поведения.
В соответствии с разработанными критериями данная программа была апробирована на осужденных мужского пола, имеющие группу инвалидности, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в количестве 8 человек (экспериментальная группа). В контрольную группу также вошли 8 осужденные, но физически сохранные, не имеющие группу инвалидности (выборка репрезентативна).
После реализации тренинговой программы проводилось повторное обследование участников. Данное обследование было организовано через 1 месяца после участия испытуемых в программе. Промежуток по времени между первым и вторым диагностическими замерами был 3 месяца. Результаты коррекционного воздействия могут быть видны не сразу. Изменения, происходящие в ценностно-смысловой сфере личности, не могут быть только результатом коррекционного воздействия, они требуют собственной работы личности на протяжении некоторого периода времени. Оценка эффективности коррекционного воздействия через промежуток времени позволяет говорить не только об отсроченных результатах разработанной тренинговой программы.
Оценка эффективности эксперимента осуществляется с помощью проведения комплекса психодиагностических методик, которые применялись во время констатирующего эксперимента, анализа поведенческих изменений, самоотчетов осужденных, опроса сотрудников исправительных учреждений. Сравнение данных первичной и повторной психодиагностики, дисциплинарной практики осужденных, участвующих и не участвующих в тренинге позволило сформулировать выводы относительно наличия изменений внутри личности.
Полученные результаты методики «Смысложизненные ориентации» (А.Н. Леонтьева) [16] отражающие изменения в осмысленности жизни у осужденных--инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Средние показатели осужденных по методике СЖО в экспериментальной и контрольной группах (в стэнах)
Показатели смысложизненных ориентаций Экспе риментальная группа
До экспер. После экспер. d
Цели в жизни 4,87 6,41 1,54
Процесс жизни 4,62 6,23 1,61
Результат жизни 5,25 6,34 1,09
Локус контроля-Я 4,5 6,2 1,7
Локус контроля-Жизнь 4,37 5,65 1,28
Осмысленность жизни 4,62 6,47 1,85
Среднее значение 4,7 6,22 1,51
Показатели смысложизненных ориентаций Контрольная группа
До экспер. После экспер. d
Цели в жизни 5,12 5,35 0,23
Процесс жизни 4,62 4,42 -0,2
Результат жизни 4,75 5 0,25
Локус контроля-Я 5,37 5,31 -0,06
Локус контроля-Жизнь 5,12 5,45 0,33
Осмысленность жизни 5,12 5,27 0,15
Среднее значение 5,01 5,13 0,11
Пояснения: d - разница средних арифметических значений
Анализ полученных данных позволяет отметить у осужденных из контрольной группы положительные изменения. Данные результаты свидетельствуют о том, что проведенное в рамках эксперимента коррекционное воздействие на смысложизненные ориентации осужденных позволило повысить уровень смыслового восприятия жизненного пути, целей и себя.
Как видно из таблицы 2, у осужденных, участвующих в эксперименте, наблюдаются положительные тенденции в развитии рассмотренной в методике «Индекс жизненной удовлетворенности» [17] характеристики личности. Внутриличностные изменения, произошедшие после проведения коррекционной работы, выражаются в виде положительного роста общего психологического состояния человека, степени его психологического комфорта и социально-психологической адаптированности.
Таблица 2
Средние показатели осужденных по методике ИЖУ в экспериментальной и контрольной группах (в стэнах)
Показатели Экспериментальная группа
До экспер. После экспер. d
Индекс жизненной удовлетворенности 4,87 6,32 1,45
Контрольная группа
До экспер. После экспер. d
4,62 4,48 -0,14
Пояснения: d - разница средних арифметических значений
Индекс жизненной удовлетворенности осужденных-инвалидов вырос, что указывает на снижение уровня эмоциональной напряженности, более высокую эмоциональную устойчивость, понижение уровня тревожности, повысился уровень, насколько это возможно в местах лишения свободы, удовлетворенности сложившейся ситуацией и своей роли в ней.
Результаты самоотчетов осужденных позволили выделить следующие позитивные изменения их переживаний и поведения:
• снижение интенсивности негативных эмоциональных состояний;
• вера в лучшее;
• повышение уверенности в себе, вера в себя, в свои возможности;
• увеличение осмысленности своих действий;
• налаживание отношений с окружающими (осужденными, сотрудниками администрации).
Анализ дисциплинарной практики показал снижение количества нарушений порядка отбывания наказания у осужденных, участвующих в тренинге. У осужденных, участвующих в тренинге по оптимизации переживаний, значительно снизилось количество нарушений порядка отбывания наказания, в то время как в контрольной группе данный показатель остался на прежнем уровне. Полученные результаты указывают на эффективность эксперимента, так как одной из его задач было формирование просоциального поведения осужденных.
Из бесед с сотрудниками исправительного учреждения, непосредственно взаимодействующих с участниками тренинга, стало известно, что несколько осужденных выявили желание трудоустроиться и продолжить обучение. Кроме того, опрошенные сотрудники отмечают позитивные тенденции в поведении осужденных в виде повышения дисциплинированности и ответственности при соблюдении правил внутреннего распорядка, развития коммуникативных способностей осужденных и снижения конфликтности.
Сравнительный анализ результатов психодиагностического обследования и самоотчетов осужденных и полученного экспертного мнения сотрудников исправительного учреждения, позволяет констатировать, что психокоррекционное воздействие, осуществляющееся в рамках программы по формированию и переориентации ценностно-смысловой сферы, способствовало развитию у респондентов следующих характеристик личности: осмысленность жизни, рефлексия жизненного пути, правопослушность поведения, мотивация к саморазвитию, ориентированность на будущее. В результате реализации программы осужденные сформировали у себя определенную систему ценностей, личностных смыслов, целей, и планов на будущее, и развитие способности быть субъектом в выборе и реализации собственных ценностных представлений.
В дальнейшем возможно модификация данной программы с целью улучшения информационных и коррекционных блоков с учетом социально-демографических и криминологических характеристик участников. Можно включить просмотр художественных фильмов и передач, направленных на развитие и формирование ценностных и смысложизненных ориентаций, с последующим обсуждением.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркова Т.А. Особенности ценностных ориентаций осужденных-инвалидов // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/61PDMN119.pdf (доступ свободный).
2. Психология инвалидности: Метод. указания / Сост. Н.А. Соловьева; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль, 2004. - 47 с.
3. Value-notional relations of people with persons with disabilities in additional and alternative education and in other inclusive social practices. Stepanova G.A., Tashcheva A.I., Markova T.A., Shpakovskaya E.Yu., Tokar O.V., Bazhenova N.G., Arpentieva
https://mir-nauki.com
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. 12.
13.
14.
15.
16. 17.
M.R., Kirichkova M.E. International Journal of Education and Information Technologies. 2019. - Т. 13. - С. 41-48.
Маркова Т.А. Исследование смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. - Т. 23. - № 2. - С. 75-79.
Серый А.В, Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. - Кемерово.: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.
Леонтьев ДА. От социальных ценностей к личностным: социогенез феноменологии ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1997. - № 41. - С. 26.
Самойлик Н.А. Ценностно-смысловая сфера женщин, осужденных без изоляции от общества. Психопедагогика в правоохранительных органах. Издательство: Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (Омск) 2015, № 4(63). - С. 34-38.
Карпинский К.В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности. Гродно, 2002. С. 27-28.
Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. Речь. 2004. - 272 с.
Лисецкий К.С. Субъектная детерминация наркотической зависимости личности: монография / К.С. Лисецкий; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Самарский гос. ун-т", Психологический фак., Каф. общ. психологии и психологии развития. - Самара: Универс групп, 2008. - 230 с.
Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности / Д А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 486 с.
Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
Василюк Ф.Е. Психотехника переживания: учеб. пособие / Ф.Е. Василюк. - М., 1991. - 24 с.
Петухов Е.В. Психологическая помощь осужденным в самовоспитании: учеб. пособие. М., 1998. - 48 с.
Дебольский М.Г. Проведение социально-психологических тренингов с осужденными: метод. пособие. М.: НИИ ФСИН России, 2005. - С. 17.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2006. - 18 с.
Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути / Сост. и общ. ред. А.А. Кроника. М.: Изд. Группа "Прогресс" - "Культура", 1993. - С. 107-114.
Markova Tatyana Aleksandrovna
Academy of law and management of the Federal penal service of Russia, Ryazan, Russia
E-mail: marckova.tatyana2013 @yandex.ru
Approbation of the program of correction of value-semantic areas of personality of convicted persons with disabilities
Abstract. The article deals with the value-semantic sphere as an important component in the structure of the individual, which determines its orientation and behavior in society. The features of the semantic sphere, namely life orientations and life satisfaction, male convicts serving a sentence of imprisonment are analyzed. The importance of the semantic sphere as a manifestation in critical situations is given. The urgency of studying the value-semantic sphere of convicts with disabilities is shown. Determined the importance of the work of the psychologist with prisoners with physical disabilities. The influence of the presence of a disability group on life orientations and life satisfaction of male convicts is studied. The analysis of scientific literature is directed to the correction of the value-semantic sphere of this category of convicts. The results of approbation of the program of reorientation of the value-semantic sphere of convicts with disabilities are considered. The analysis of the possibilities of group psychological work for the correction of the value-semantic sphere of convicts is carried out. The basic blocks of the correctional program are proposed, the experience of its application in the group of convicts with disabilities is described. The content of the program is built taking into account the specific features specific to people with disabilities. The comparative analysis of the results of psychodiagnostic examination and self-reports of convicts and the obtained expert opinion of correctional officers allowed to determine the psychocorrectional impact carried out within the framework of the program on the formation and reorientation of the value-semantic sphere, on the development of respondents' certain characteristics of personality. The study was organized with the use of techniques of "Semantically-life orientation" (WCS) and the method "the Index of life satisfaction" (the ONE). The results of the study will be useful for psychologists of penitentiary institutions and all those who work with convicts with disabilities. The results explaining the relevance and significance of this article are summarized.
Keywords: convicts with disabilities; value and semantic sphere; meaning of life; life satisfaction; values; value orientations; correctional work; psychological training