Научная статья на тему 'Влияние инвалидности на смысложизненные ориентации и удовлетворенность жизнью осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы'

Влияние инвалидности на смысложизненные ориентации и удовлетворенность жизнью осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ОСУЖДЁННЫЕ-ИНВАЛИДЫ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛОВЫЕ ЦЕННОСТИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / CONVICTS / DISABILITY / DISABLED CONVICTS / PERSONAL MEANING / LIFE ORIENTATIONS / SEMANTIC VALUES / LIFE SATISFACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркова Татьяна Александровна

В статье приводятся результаты исследования психологических особенностей инвалидов мужского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Изучается влияние наличия группы инвалидности на смысложизненные ориентаций и удовлетворенность жизнью осужденных мужского пола, оценивается «источник» их смысла жизни. Также оценивается локус контроль-Я (Я хозяин жизни); локус контроль-жизнь (управляемость жизни); общий показатель осмысленности жизни. Проведен корреляционный анализ с целью определения взаимосвязи показателей методики «Смысложизненные ориентации» с показателем методики «Индекс жизненной удовлетворенности». Выявлена связь между собственной оценкой жизни осужденным-инвалидом в целом, с уровнем удовлетворенности всей жизнью, что влияет на их адаптацию к условиям изоляции, исправление и поведение в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маркова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of disability on life orientation of the convicts serving the penalty of deprivation of liberty

The article presents the results of a study of psychological characteristics of disabled males serving a sentence of imprisonment. The influence of availability of disability group on life orientations and life satisfaction of convicted males is studied, the "source" of their meaning of life is estimated. The locus of control-I (I am the master of life) is also estimated; locus of control is life (controllability of life); a general indicator of the meaning of life. A correlation analysis was carried out to determine the relationship between the indicators of the method "Life orientations" with the indicator of the method "life satisfaction Index". The connection between own assessment of life of the disabled convict on the whole, with the level of satisfaction with all life that influences their adaptation to conditions in isolation,reformation and behaviour in general is revealed.

Текст научной работы на тему «Влияние инвалидности на смысложизненные ориентации и удовлетворенность жизнью осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы»

УДК 159.923

Маркова Татьяна Александровна

Академия ФСИН России, г. Рязань marckova.tatyana2013@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ НА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

В статье приводятся результаты исследования психологических особенностей инвалидов мужского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Изучается влияние наличия группы инвалидности на смысложизненные ориентаций и удовлетворенность жизнью осужденных мужского пола, оценивается «источник» их смысла жизни. Также оценивается локус контроль-Я (Я - хозяин жизни); локус контроль-жизнь (управляемость жизни); общий показатель осмысленности жизни. Проведен корреляционный анализ с целью определения взаимосвязи показателей методики «Смысложизненные ориентации» с показателем методики «Индекс жизненной удовлетворенности». Выявлена связь между собственной оценкой жизни осужденным-инвалидом в целом, с уровнем удовлетворенности всей жизнью, что влияет на их адаптацию к условиям изоляции, исправление и поведение в целом.

Ключевые слова: осужденные, инвалидность, осуждённые-инвалиды, личностный смысл, смысложизненные ориентации, смысловые ценности, удовлетворенность жизнью.

В российском законодательстве понятие «инвалид» определяется как «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Гражданину, признанному инвалидом, устанавливается группа инвалидности (I, II или III), а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид» [11].

Инвалидность требует о человека мобилизации всех психических и физических сил, ставит его в особые условия жизни. И далеко не каждый человек с инвалидностью в состоянии сам справиться с данной ситуацией. Возможно развитие психической дезадаптации. Может наблюдаться нарушение саморегуляции, эмоциональная неуравновешенность, тревожность, утомляемость, ряд психических проблем и нежелательные формы поведения. Все это сказываться на психологическом состоянии инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы [8].

По статистическим данным численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы по состоянию на 1 июля 2017 года, имеющих инвалидность I, II, III группы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях составила 18990 человек, из них 455 чел. - инвалиды I группы, 8067 чел. - инвалиды II группы, 10468 чел. - инвалиды III группы [10, с. 55]. Как видно, большинство осужденных-инвалидов имеют II или III группу инвалидности, они испытывают затруднения в бытовом обслуживании, многие страдают хроническими заболеваниями, часто болеют, а некоторые не могут обойтись без посторонней помощи при осуществлении ежедневного приема пищи, процедур связанных с личной гигиеной и т. д.

Существует большое число работ, посвященных проблемам инвалидов и инвалидности (В.М. Аста-

пов, Е.Ф. Ачильдиева, А.А. Баранов, В.П. Беляева, Л.И. Демидова, Т.А. Добровольская, Р.К. Игнатьева, И.П. Каткова, В.В. Кузнецова, С.С. Кучин-ский, О.И. Лебединская, Н.Р. Линова, Л.В. Молчанов, С.П. Пяпков, Г.Г. Силасте, Н.Б. Шабалина, И.А. Шамес, Б.Ю. Шапиро, С.П. Шевчук, Ю.Г. Эл-ланский и др.), однако эти исследования практически не касались инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Изучая именно эту тему, не следует забывать о том, что на изменения психики человека с инвалидностью влияют не только личные качества человека, но и среда, в которой он находиться. Окружающая среда дает не только ресурсы, необходимые для его эффективной адаптации, но и таит в себе определенный риск для него [1]. И в сложившейся ситуации становится более актуальной и значимой работа и помощь психолога. Данная деятельность невозможна без глу -бокого психологического изучения личности.

В «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» подчёркивается, что одной из её целей является «поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики» [4]. Эта норма права относится ко всем осужденным, в том числе к осужденным-инвалидам. На основе этого существует необходимость особого внимания к инвалидам, к их адаптации в условиях изоляции и исправлению, в связи с их особым состоянием.

Воздействие факторов, связанных с ограничением прав, невозможностью полного удовлетворения важных для личности потребностей, требования режима и существующих в исправительном учреждении межличностных отношений специфически отражается на смысловых компонентах личности [2]. А.Г. Здравомыслов писал: «Ценностные

© Маркова Т.А., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

93

ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии» [3, с. 49]. Тем самым, отбывая наказание в виде лишения свободы, у многих осужденных проявляется деформация базовых ценностей, в том числе и смысла жизни.

Как правило, смысловые ценности отражаются в форме смысложизненных ориентаций и служат значимым фактором социального контроля взаимоотношения людей и поведения индивида. Ключевой потребностью человека выступает стремление к смыслу, удовлетворение которой связано с возможностью возложения на себя ответственности, веры в способность самому контролировать свою судьбу. Основным показателем личностного смысла является осмысленность жизни [5]. В.Э. Чуд-новский указывает на то, что смысложизненные ориентации должны быть «продуктивными», т.е. адекватными, и способствовать позитивному развитию личности [12].

Инвалиды ощущают острый кризис в процессе изменения смысловой сферы в целом, а нормы тюремной субкультуры таят в себе опасность дальнейшей деформации личности. Перед психологами пенитенциарной системы стоит сложная цель, а именно добиться того, чтобы осужденный сам стремился к исправлению, к изменению своей личности, а для этого у него должно быть понимание того для чего и ради чего живет. Поэтому внимание к исследованию смысловой сферы осужденных-инвалидов важно для психокоррекционной работы с целью изменения их поведения в условиях исправительного учреждения и подготовки к жизни в новых условиях. И есть основание полагать, что смысловая сфера личности осужденного-инвалида имеет специфические деформации по сравнению с осужденными, не имеющими инвалидность, что проявляется в снижении уровня осмысленности жизни и удовлетворенности жизнью, неспособностью взять на себя ответственность и осуществлять контроль над своей судьбой.

Исходя из выше сказанного, мы выявили следующее:

- важность изучения психологических особенностей осужденных-инвалидов, в том числе их смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью, которые влияют на их адаптацию к условиям в изоляции, исправление и поведение в целом;

- разногласие между достаточной степенью изученности смысловой сферы инвалидов и малой изученностью смысловой сферы инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы;

- у осужденных-инвалидов, по сравнению с осужденными, не имеющими инвалидность, имеются специфические деформации, влияющие на уровень осмысленности жизни и удовлетворенности жизнью.

С целью изучения влияния наличия инвалидности на показатели удовлетворенности жизнью и смысложизненные ориентации было проведено эмпирическое исследование в исправительных колониях общего и строгого режимов, а так же в колониях-поселениях Псковской, Самарской, Свердловской, Калужской, Новосибирской областей, Республики Калмыкия, Пермского и Ставропольского края.

В исследовании приняли участие 331 осужденный мужского пола (без психических расстройств), имеющих группу инвалидности (20 человек с 1-й, 118 человек со 2-й и 193 человек с 3-й группой). Для выявления особенностей смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью осужденных-инвалидов в исследовании также участвовали 233 осужденных, не имеющих группу инвалидности, без психических расстройств (контрольная группа, выборка репрезентативна). Всего приняло участие 564 человека.

Исследование было организовано с применением методики «Смысложизненные ориентации» (СЖО) (в адаптации Д.А. Леонтьева), позволяющей оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Методика состоит из субшкал: цели в жизни; процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни; результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией; локус контроль-Я (Я - хозяин жизни); локус контроль-жизнь, или управляемость жизни; общий показатель осмысленности жизни [6].

Также в исследовании, с целью изучения общего психологического состояния человека, степень его психологического комфорта и социально-психологической адаптированности, на что имеет прямое влияние личностный смысл человека, применялась методика «Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ) (в адаптации Н.В. Паниной). Под категорией «жизненная удовлетворенность» понимается представление человека о психологическом комфорте: интерес к жизни как противоположность апатии; решительность, целеустремленность, последовательность в достижении жизненных целей; согласованность между поставленными и реально достигнутыми целями; положительная оценка собственных качеств и поступков; общий фон настроения [7].

Анализ связанности жизненной удовлетворенности и смысложизненных ориентаций проходил при помощи ранговой корреляции Спирмена.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что не все осужденные с группой инвалидности имеют четкие планы и цели на будущее, которые придают интерес к жизни, своему существованию и развитию.

Вестник КГУ А 2019

94

Таблица 1

Средние показатели смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью осужденных в зависимости от группы инвалидности (в стэнах; N = 564)

Показатели I группа II группа III группа Без группы

Смысложизненные ориентации (методика СЖО) Цели в жизни 4,33 5,35 6,06 6,43

Процесс жизни 4,33 4,13 5,03 6,15

Результат жизни 4,5 5,3 5,74 6,11

Локус контроль-Я 5,04 4,97 5,17 6,37

Локус контроль-жизнь 4,33 5,35 5,31 6,58

Осмысленность жизни 4,66 4,82 5,74 6,65

Удовлетворенность жизнью (методика ИЖУ) 5,16 5,24 5,43 6,59

Примечание: 1-3,5 - низкое значение; 3,5-7,5 - среднее; 7,5-10 - высокое значение.

Во всех группах получены средние значения по показателям смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью, но у осужденных с инвалидностью данные значения ниже, чем у осужденных без инвалидности (табл. 1). В целом значение по общему показателю СЖО у осужденных с группой инвалидности ниже, чем у осужденных без инвалидности. Мы можем говорить, о наличии факта влияния инвалидности у осужденных на смысложизненные ориентации и уровень удовлетворенности жизнью в сторону снижения.

Как видно из данных таблицы 1, значения по показателю «Цели в жизни» (будущее) ниже у осужденных с группой инвалидности, чем у осужденных без инвалидности, при этом у осужденных с I группой инвалидности данное значение самое низкое из всех (4,33 стэнов). Это указывает на меньшую выраженность у некоторых осужденных-инвалидов (в большей степени осужденных с I группой инвалидности) целей в будущем, которые, в свою очередь, придают осмысленность, направленность и временную перспективу. Возможно, эти люди живут прошлым, жизнью до получения инвалидности.

Не все осужденные с группой инвалидности (по сравнению с осужденными без инвалидности) имеют четкие планы и цели в настоящем (показатель «Процесс жизни»), которые придают интерес к жизни, к своему существованию и развитию. Они воспринимают свою жизнь в настоящем менее эмоционально насыщенной и менее наполненной смыслом. По данному показателю самые низкие значения у осужденных с I (4,33 стэнов) и II (4,13 стэнов) группой инвалидности (разница незначительная), что непосредственно связано с их тяжелым физическим состоянием, которое негативно влияет на уровень удовлетворенности жизнью и на интерес к жизни в настоящем.

Результативность жизни (прошлое), или удовлетворенность самореализацией оценивается осужденными-инвалидами ниже, чем осужденными физически сохранными, что указывает на неудовлетворенность прожитой частью жизни. Осуж-

денные с I группой инвалидности, по сравнению с остальными опрошенными, в большей степени считают свою жизнь наименее продуктивной и осмысленной (4,5 стэнов).

Значения по показателю «Локус контроль - Я» (Я - хозяин жизни) получились примерно одинаковыми у всех осужденных с инвалидностью, но в среднем они ниже, чем у осужденных без группы инвалидности. Это указывает на неверие осужденных с инвалидностью в свои силы контролировать события собственной жизни. Не все инвалиды представляют себя как сильного человека, обладающего достаточной свободой выбора, способного построить свою жизнь в соответствии со своими представлениями о смысле и целями на жизнь.

Что касается показателя «Локус контроль-жизнь» (Управляемость жизни), то здесь общие значения также ниже у осужденных с инвалидностью, а самые низкие из всех у осужденных с I группой инвалидности (4,33 стэнов). Им в большей степени присуща вера в то, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и нет смысла загадывать что-то на будущее.

Изучив смысложизненные ориентации, мы исследовали, насколько в жизни осужденного с инвалидностью присутствует значимая цель, в какой степени он считает процесс своей жизни интересным и насыщенным. Далее изучим, в какой степени осужденные-инвалиды удовлетворены своей жизнью, теми результатами, которых уже достигли, что так важно для людей, находящихся в местах лишения свободы.

Из таблицы 1 мы видим, что по ИЖУ самые высокие значения у осужденных без группы инвалидности (6,59 стэнов), у осужденных с инвалидностью данные значения ниже. Самые низкие получились значения у осужденных с I группой инвалидности (5,16 стэнов). Это указывает в целом на более низкое общее психологическое состояние осужденного с инвалидностью, на более низкую степень его психологического комфорта и социально-психологической адаптированности, что соот-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

95

Таблица 2

Значения коэффициентов корреляции смысложизненных ориентаций и жизненной удовлетворенности осужденных (К = 564)

Показатели смысложизненных ориентаций (методика СЖО) I группа II группа III группа Без группы

Удовлетворенность жизнью (методика ИЖУ)

Цели в жизни 0,26 0,37 0,3 0,33

Процесс жизни 0,36 0,45 0,44 0,46

Результат жизни 0,3 0,53 0,43 0,55

Локус контроль-Я 0,23 0,43 0,43 0,4

Локус контроль-жизнь 0,44 0,38 0,45 0,47

Осмысленность жизни 0,35 0,48 0,49 0,48

Среднее значение коэффициентов корреляции 0,32 0,44 0,42 0,49

Примечание: жирным шрифтом выделены статистически достоверные коэффициенты корреляции.

ветственно, негативно сказывается на личностном смысле человека. Для них в меньшей степени, чем для осужденного без инвалидности характерна такая характеристика, как интерес к жизни.

Проведенный далее корреляционный анализ указал, что большинство показателей методики СЖО взаимосвязаны с показателем методики ИЖУ (табл. 2).

Более значимые корреляции были отмечены в группе осужденных без инвалидности. Все коэффициенты корреляции являются положительными (г > 0,2). Полученный результат указывает на то, что, чем выше у осужденного с инвалидностью интерес к жизни и эмоциональная насыщенность, удовлетворенность самореализацией, есть цели в жизни, он осознает себя хозяином жизни, контролирует свою жизнь, тем выше уровень удовлетворенности всей жизнью, что так важно для людей, находящихся в местах лишения свободы. Чем выше, продуктивнее и осмысленнее осужденный с инвалидностью оценивает свою жизнь в своем настоящем, тем выше у него уровень удовлетворенности жизнью.

На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. Наличие группы инвалидности у осужденных, находящихся в местах лишения свободы, более негативно сказывается на их смысложизнен-ных ориентациях, чем у осужденных без инвалидности. Данный факт более выражен у осужденных с I группой инвалидности, в связи с их более сложным физическим состоянием;

2. Наличие инвалидности у осужденных, находящихся в местах лишения свободы, оказывает более негативное влияние на их удовлетворенность жизнью в целом, чем у осужденных без инвалидности. Данный факт более выражен у осужденных с I группой инвалидности, в связи с их более сложным физическим состоянием;

3. Чем выше, продуктивнее и осмысленнее осужденный с инвалидностью оценивает свою жизнь в целом, тем выше будет уровень удовлетворенности всей жизнью [9], что в свою очередь бу-

дет положительно влиять на их адаптацию к условиям изоляции, исправление и поведение в целом.

Подводя итог вышесказанному, мы можем говорить о том, что осужденные, имеющие группу инвалидности, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в связи с их особым состоянием, являются одной из наиболее социально-уязвимых категорий осуждённых. Данная категория требует к себе определенный подход в психокоррекционной работе, так как нормы тюремной субкультуры таят в себе опасность дальнейшей деформации личности. Чем более наполненной смыслом воспринимает осужденный с инвалидностью свою жизнь в настоящем (процесс), тем более высок у него уровень удовлетворенности жизнью, что снижает опасность деформации личности. Необходима дальнейшая работа по исследованию смысловой сферы осужденных-инвалидов и на его основе - по оказанию помощи в поиске личного смысла, интереса к собственной жизни, нахождение своего Я.

Библиографический список

1. Бутенко С.В. Формирование ценностно-смысловой сферы подростков-сирот. - Уральск: Ре-дакционно-издательский центр ЗКГУ им. М. Уте-мисова, 2012. - 72 с.

2. Гончарова Н.А. Ценностные детерминанты личности несовершеннолетних правонарушителей // Отечественный журнал социальной работы. - 2012. - № 2. - С. 45-53.

3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2004. - 288 с.

4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 43. - Ст. 5544; 2012. -№ 24. - Ст. 3213.

5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2007. - 512 с.

96

Вестник КГУ ^ 2019

6. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). - М.: Смысл, 2006. - 18 с.

7. Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути / сост. и общ. ред. А.А. Крони-ка. - М.: Изд. группа «Прогресс» - «Культура», 1993. - С. 107-114.

8. Маркова Т.А. Основы изучения ценностно-смысловой сферы осуждённых инвалидов // Гуманитарные науки в XXI веке. - 2016. - № 35. -С. 134-137.

9. Маркова Т.А. Исследование смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. - № 2. - С. 75-79.

10. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь-июнь 2017) / ФКУ НИИИТ ФСИН России. -Тверь, 2017. - С. 55.

11. Статья 9 федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_8559/ (дата обращения 05.09.2018).

12. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. - 1999. - № 2. -С. 74-80.

References

1. Butenko S.V Formirovanie cennostno-smyslovoj sfery podrostkov-sirot. - Ural'sk: Redakcionno-izdatel'skij centr ZKGU im. M. Utemisova, 2012. -72 s.

2. Goncharova N.A. Cennostnye determinanty lichnosti nesovershennoletnih pravonarushitelej // Otechestvennyj zhurnal social'noj raboty. - 2012. -№ 2. - S. 45-53.

3. Zmanovskaya E.V. Deviantologiya: (Psihologiya otklonyayushchegosya povedeniya). - M.: Akademiya, 2004. - 288 s.

4. Koncepciya razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda, utverzhdennaya raspoiyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14 oktyabrya 2010 g. № 1772-r // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2010. - № 43. -St. 5544; 2012. - № 24. - St. 3213.

5. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti. - M.: Smysl, 2007. - 512 s.

6. Leont'ev D.A. Test smyslozhiznennyh orientacii (SZHO). - M.: Smysl, 2006. - 18 s.

7. Lifeline i drugie novye metody psihologii zhiznennogo puti / sost. i obshch. red. A.A. Kronika. -M.: Izd. gruppa «Progress» - «Kul'tura», 1993. -S. 107-114.

8. Markova T.A. Osnovy izucheniya cennostno-smyslovoj sfery osuzhdyonnyh invalidov // Gumanitarnye nauki v XXI veke. - 2016. - № 35. -S. 134-137.

9. Markova T.A. Issledovanie smyslozhiznennyh orientacij i udovletvorennosti zhizn'yu invalidov, otbyvayushchih nakazanie v vide lisheniya svobody // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. -2018. - № 2. - S. 75-79.

10. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy FSIN Rossii (yanvar'-iyun' 2017) / FKU NIIIT FSIN Rossii. - Tver', 2017. - S. 55.

11. Stat'ya 9 federal'nogo zakona ot 24.11.1995 № 181-FZ (red. ot 29.12.2015) «O social'noj zashchite invalidov v Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs] // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1995. -№ 48. - St. 4563. - Rezhim dostupa: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (data obrashcheniya 05.09.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. CHudnovskij VEH. K probleme adekvatnosti smysla zhizni // Mir psihologii. - 1999. - № 2. - S. 74-80.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.