УДК 159.923
Маркова Татьяна Александровна
Академия ФСИН России, г. Рязань marckova.tatyana2013@yandex.ru
ВЛИЯНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ НА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
В статье приводятся результаты исследования психологических особенностей инвалидов мужского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Изучается влияние наличия группы инвалидности на смысложизненные ориентаций и удовлетворенность жизнью осужденных мужского пола, оценивается «источник» их смысла жизни. Также оценивается локус контроль-Я (Я - хозяин жизни); локус контроль-жизнь (управляемость жизни); общий показатель осмысленности жизни. Проведен корреляционный анализ с целью определения взаимосвязи показателей методики «Смысложизненные ориентации» с показателем методики «Индекс жизненной удовлетворенности». Выявлена связь между собственной оценкой жизни осужденным-инвалидом в целом, с уровнем удовлетворенности всей жизнью, что влияет на их адаптацию к условиям изоляции, исправление и поведение в целом.
Ключевые слова: осужденные, инвалидность, осуждённые-инвалиды, личностный смысл, смысложизненные ориентации, смысловые ценности, удовлетворенность жизнью.
В российском законодательстве понятие «инвалид» определяется как «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Гражданину, признанному инвалидом, устанавливается группа инвалидности (I, II или III), а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид» [11].
Инвалидность требует о человека мобилизации всех психических и физических сил, ставит его в особые условия жизни. И далеко не каждый человек с инвалидностью в состоянии сам справиться с данной ситуацией. Возможно развитие психической дезадаптации. Может наблюдаться нарушение саморегуляции, эмоциональная неуравновешенность, тревожность, утомляемость, ряд психических проблем и нежелательные формы поведения. Все это сказываться на психологическом состоянии инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы [8].
По статистическим данным численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы по состоянию на 1 июля 2017 года, имеющих инвалидность I, II, III группы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях составила 18990 человек, из них 455 чел. - инвалиды I группы, 8067 чел. - инвалиды II группы, 10468 чел. - инвалиды III группы [10, с. 55]. Как видно, большинство осужденных-инвалидов имеют II или III группу инвалидности, они испытывают затруднения в бытовом обслуживании, многие страдают хроническими заболеваниями, часто болеют, а некоторые не могут обойтись без посторонней помощи при осуществлении ежедневного приема пищи, процедур связанных с личной гигиеной и т. д.
Существует большое число работ, посвященных проблемам инвалидов и инвалидности (В.М. Аста-
пов, Е.Ф. Ачильдиева, А.А. Баранов, В.П. Беляева, Л.И. Демидова, Т.А. Добровольская, Р.К. Игнатьева, И.П. Каткова, В.В. Кузнецова, С.С. Кучин-ский, О.И. Лебединская, Н.Р. Линова, Л.В. Молчанов, С.П. Пяпков, Г.Г. Силасте, Н.Б. Шабалина, И.А. Шамес, Б.Ю. Шапиро, С.П. Шевчук, Ю.Г. Эл-ланский и др.), однако эти исследования практически не касались инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Изучая именно эту тему, не следует забывать о том, что на изменения психики человека с инвалидностью влияют не только личные качества человека, но и среда, в которой он находиться. Окружающая среда дает не только ресурсы, необходимые для его эффективной адаптации, но и таит в себе определенный риск для него [1]. И в сложившейся ситуации становится более актуальной и значимой работа и помощь психолога. Данная деятельность невозможна без глу -бокого психологического изучения личности.
В «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» подчёркивается, что одной из её целей является «поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики» [4]. Эта норма права относится ко всем осужденным, в том числе к осужденным-инвалидам. На основе этого существует необходимость особого внимания к инвалидам, к их адаптации в условиях изоляции и исправлению, в связи с их особым состоянием.
Воздействие факторов, связанных с ограничением прав, невозможностью полного удовлетворения важных для личности потребностей, требования режима и существующих в исправительном учреждении межличностных отношений специфически отражается на смысловых компонентах личности [2]. А.Г. Здравомыслов писал: «Ценностные
© Маркова Т.А., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
93
ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии» [3, с. 49]. Тем самым, отбывая наказание в виде лишения свободы, у многих осужденных проявляется деформация базовых ценностей, в том числе и смысла жизни.
Как правило, смысловые ценности отражаются в форме смысложизненных ориентаций и служат значимым фактором социального контроля взаимоотношения людей и поведения индивида. Ключевой потребностью человека выступает стремление к смыслу, удовлетворение которой связано с возможностью возложения на себя ответственности, веры в способность самому контролировать свою судьбу. Основным показателем личностного смысла является осмысленность жизни [5]. В.Э. Чуд-новский указывает на то, что смысложизненные ориентации должны быть «продуктивными», т.е. адекватными, и способствовать позитивному развитию личности [12].
Инвалиды ощущают острый кризис в процессе изменения смысловой сферы в целом, а нормы тюремной субкультуры таят в себе опасность дальнейшей деформации личности. Перед психологами пенитенциарной системы стоит сложная цель, а именно добиться того, чтобы осужденный сам стремился к исправлению, к изменению своей личности, а для этого у него должно быть понимание того для чего и ради чего живет. Поэтому внимание к исследованию смысловой сферы осужденных-инвалидов важно для психокоррекционной работы с целью изменения их поведения в условиях исправительного учреждения и подготовки к жизни в новых условиях. И есть основание полагать, что смысловая сфера личности осужденного-инвалида имеет специфические деформации по сравнению с осужденными, не имеющими инвалидность, что проявляется в снижении уровня осмысленности жизни и удовлетворенности жизнью, неспособностью взять на себя ответственность и осуществлять контроль над своей судьбой.
Исходя из выше сказанного, мы выявили следующее:
- важность изучения психологических особенностей осужденных-инвалидов, в том числе их смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью, которые влияют на их адаптацию к условиям в изоляции, исправление и поведение в целом;
- разногласие между достаточной степенью изученности смысловой сферы инвалидов и малой изученностью смысловой сферы инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы;
- у осужденных-инвалидов, по сравнению с осужденными, не имеющими инвалидность, имеются специфические деформации, влияющие на уровень осмысленности жизни и удовлетворенности жизнью.
С целью изучения влияния наличия инвалидности на показатели удовлетворенности жизнью и смысложизненные ориентации было проведено эмпирическое исследование в исправительных колониях общего и строгого режимов, а так же в колониях-поселениях Псковской, Самарской, Свердловской, Калужской, Новосибирской областей, Республики Калмыкия, Пермского и Ставропольского края.
В исследовании приняли участие 331 осужденный мужского пола (без психических расстройств), имеющих группу инвалидности (20 человек с 1-й, 118 человек со 2-й и 193 человек с 3-й группой). Для выявления особенностей смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью осужденных-инвалидов в исследовании также участвовали 233 осужденных, не имеющих группу инвалидности, без психических расстройств (контрольная группа, выборка репрезентативна). Всего приняло участие 564 человека.
Исследование было организовано с применением методики «Смысложизненные ориентации» (СЖО) (в адаптации Д.А. Леонтьева), позволяющей оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Методика состоит из субшкал: цели в жизни; процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни; результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией; локус контроль-Я (Я - хозяин жизни); локус контроль-жизнь, или управляемость жизни; общий показатель осмысленности жизни [6].
Также в исследовании, с целью изучения общего психологического состояния человека, степень его психологического комфорта и социально-психологической адаптированности, на что имеет прямое влияние личностный смысл человека, применялась методика «Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ) (в адаптации Н.В. Паниной). Под категорией «жизненная удовлетворенность» понимается представление человека о психологическом комфорте: интерес к жизни как противоположность апатии; решительность, целеустремленность, последовательность в достижении жизненных целей; согласованность между поставленными и реально достигнутыми целями; положительная оценка собственных качеств и поступков; общий фон настроения [7].
Анализ связанности жизненной удовлетворенности и смысложизненных ориентаций проходил при помощи ранговой корреляции Спирмена.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что не все осужденные с группой инвалидности имеют четкие планы и цели на будущее, которые придают интерес к жизни, своему существованию и развитию.
Вестник КГУ А 2019
94
Таблица 1
Средние показатели смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью осужденных в зависимости от группы инвалидности (в стэнах; N = 564)
Показатели I группа II группа III группа Без группы
Смысложизненные ориентации (методика СЖО) Цели в жизни 4,33 5,35 6,06 6,43
Процесс жизни 4,33 4,13 5,03 6,15
Результат жизни 4,5 5,3 5,74 6,11
Локус контроль-Я 5,04 4,97 5,17 6,37
Локус контроль-жизнь 4,33 5,35 5,31 6,58
Осмысленность жизни 4,66 4,82 5,74 6,65
Удовлетворенность жизнью (методика ИЖУ) 5,16 5,24 5,43 6,59
Примечание: 1-3,5 - низкое значение; 3,5-7,5 - среднее; 7,5-10 - высокое значение.
Во всех группах получены средние значения по показателям смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью, но у осужденных с инвалидностью данные значения ниже, чем у осужденных без инвалидности (табл. 1). В целом значение по общему показателю СЖО у осужденных с группой инвалидности ниже, чем у осужденных без инвалидности. Мы можем говорить, о наличии факта влияния инвалидности у осужденных на смысложизненные ориентации и уровень удовлетворенности жизнью в сторону снижения.
Как видно из данных таблицы 1, значения по показателю «Цели в жизни» (будущее) ниже у осужденных с группой инвалидности, чем у осужденных без инвалидности, при этом у осужденных с I группой инвалидности данное значение самое низкое из всех (4,33 стэнов). Это указывает на меньшую выраженность у некоторых осужденных-инвалидов (в большей степени осужденных с I группой инвалидности) целей в будущем, которые, в свою очередь, придают осмысленность, направленность и временную перспективу. Возможно, эти люди живут прошлым, жизнью до получения инвалидности.
Не все осужденные с группой инвалидности (по сравнению с осужденными без инвалидности) имеют четкие планы и цели в настоящем (показатель «Процесс жизни»), которые придают интерес к жизни, к своему существованию и развитию. Они воспринимают свою жизнь в настоящем менее эмоционально насыщенной и менее наполненной смыслом. По данному показателю самые низкие значения у осужденных с I (4,33 стэнов) и II (4,13 стэнов) группой инвалидности (разница незначительная), что непосредственно связано с их тяжелым физическим состоянием, которое негативно влияет на уровень удовлетворенности жизнью и на интерес к жизни в настоящем.
Результативность жизни (прошлое), или удовлетворенность самореализацией оценивается осужденными-инвалидами ниже, чем осужденными физически сохранными, что указывает на неудовлетворенность прожитой частью жизни. Осуж-
денные с I группой инвалидности, по сравнению с остальными опрошенными, в большей степени считают свою жизнь наименее продуктивной и осмысленной (4,5 стэнов).
Значения по показателю «Локус контроль - Я» (Я - хозяин жизни) получились примерно одинаковыми у всех осужденных с инвалидностью, но в среднем они ниже, чем у осужденных без группы инвалидности. Это указывает на неверие осужденных с инвалидностью в свои силы контролировать события собственной жизни. Не все инвалиды представляют себя как сильного человека, обладающего достаточной свободой выбора, способного построить свою жизнь в соответствии со своими представлениями о смысле и целями на жизнь.
Что касается показателя «Локус контроль-жизнь» (Управляемость жизни), то здесь общие значения также ниже у осужденных с инвалидностью, а самые низкие из всех у осужденных с I группой инвалидности (4,33 стэнов). Им в большей степени присуща вера в то, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и нет смысла загадывать что-то на будущее.
Изучив смысложизненные ориентации, мы исследовали, насколько в жизни осужденного с инвалидностью присутствует значимая цель, в какой степени он считает процесс своей жизни интересным и насыщенным. Далее изучим, в какой степени осужденные-инвалиды удовлетворены своей жизнью, теми результатами, которых уже достигли, что так важно для людей, находящихся в местах лишения свободы.
Из таблицы 1 мы видим, что по ИЖУ самые высокие значения у осужденных без группы инвалидности (6,59 стэнов), у осужденных с инвалидностью данные значения ниже. Самые низкие получились значения у осужденных с I группой инвалидности (5,16 стэнов). Это указывает в целом на более низкое общее психологическое состояние осужденного с инвалидностью, на более низкую степень его психологического комфорта и социально-психологической адаптированности, что соот-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
95
Таблица 2
Значения коэффициентов корреляции смысложизненных ориентаций и жизненной удовлетворенности осужденных (К = 564)
Показатели смысложизненных ориентаций (методика СЖО) I группа II группа III группа Без группы
Удовлетворенность жизнью (методика ИЖУ)
Цели в жизни 0,26 0,37 0,3 0,33
Процесс жизни 0,36 0,45 0,44 0,46
Результат жизни 0,3 0,53 0,43 0,55
Локус контроль-Я 0,23 0,43 0,43 0,4
Локус контроль-жизнь 0,44 0,38 0,45 0,47
Осмысленность жизни 0,35 0,48 0,49 0,48
Среднее значение коэффициентов корреляции 0,32 0,44 0,42 0,49
Примечание: жирным шрифтом выделены статистически достоверные коэффициенты корреляции.
ветственно, негативно сказывается на личностном смысле человека. Для них в меньшей степени, чем для осужденного без инвалидности характерна такая характеристика, как интерес к жизни.
Проведенный далее корреляционный анализ указал, что большинство показателей методики СЖО взаимосвязаны с показателем методики ИЖУ (табл. 2).
Более значимые корреляции были отмечены в группе осужденных без инвалидности. Все коэффициенты корреляции являются положительными (г > 0,2). Полученный результат указывает на то, что, чем выше у осужденного с инвалидностью интерес к жизни и эмоциональная насыщенность, удовлетворенность самореализацией, есть цели в жизни, он осознает себя хозяином жизни, контролирует свою жизнь, тем выше уровень удовлетворенности всей жизнью, что так важно для людей, находящихся в местах лишения свободы. Чем выше, продуктивнее и осмысленнее осужденный с инвалидностью оценивает свою жизнь в своем настоящем, тем выше у него уровень удовлетворенности жизнью.
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Наличие группы инвалидности у осужденных, находящихся в местах лишения свободы, более негативно сказывается на их смысложизнен-ных ориентациях, чем у осужденных без инвалидности. Данный факт более выражен у осужденных с I группой инвалидности, в связи с их более сложным физическим состоянием;
2. Наличие инвалидности у осужденных, находящихся в местах лишения свободы, оказывает более негативное влияние на их удовлетворенность жизнью в целом, чем у осужденных без инвалидности. Данный факт более выражен у осужденных с I группой инвалидности, в связи с их более сложным физическим состоянием;
3. Чем выше, продуктивнее и осмысленнее осужденный с инвалидностью оценивает свою жизнь в целом, тем выше будет уровень удовлетворенности всей жизнью [9], что в свою очередь бу-
дет положительно влиять на их адаптацию к условиям изоляции, исправление и поведение в целом.
Подводя итог вышесказанному, мы можем говорить о том, что осужденные, имеющие группу инвалидности, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в связи с их особым состоянием, являются одной из наиболее социально-уязвимых категорий осуждённых. Данная категория требует к себе определенный подход в психокоррекционной работе, так как нормы тюремной субкультуры таят в себе опасность дальнейшей деформации личности. Чем более наполненной смыслом воспринимает осужденный с инвалидностью свою жизнь в настоящем (процесс), тем более высок у него уровень удовлетворенности жизнью, что снижает опасность деформации личности. Необходима дальнейшая работа по исследованию смысловой сферы осужденных-инвалидов и на его основе - по оказанию помощи в поиске личного смысла, интереса к собственной жизни, нахождение своего Я.
Библиографический список
1. Бутенко С.В. Формирование ценностно-смысловой сферы подростков-сирот. - Уральск: Ре-дакционно-издательский центр ЗКГУ им. М. Уте-мисова, 2012. - 72 с.
2. Гончарова Н.А. Ценностные детерминанты личности несовершеннолетних правонарушителей // Отечественный журнал социальной работы. - 2012. - № 2. - С. 45-53.
3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2004. - 288 с.
4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 43. - Ст. 5544; 2012. -№ 24. - Ст. 3213.
5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2007. - 512 с.
96
Вестник КГУ ^ 2019
6. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). - М.: Смысл, 2006. - 18 с.
7. Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути / сост. и общ. ред. А.А. Крони-ка. - М.: Изд. группа «Прогресс» - «Культура», 1993. - С. 107-114.
8. Маркова Т.А. Основы изучения ценностно-смысловой сферы осуждённых инвалидов // Гуманитарные науки в XXI веке. - 2016. - № 35. -С. 134-137.
9. Маркова Т.А. Исследование смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. - № 2. - С. 75-79.
10. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь-июнь 2017) / ФКУ НИИИТ ФСИН России. -Тверь, 2017. - С. 55.
11. Статья 9 федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_8559/ (дата обращения 05.09.2018).
12. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. - 1999. - № 2. -С. 74-80.
References
1. Butenko S.V Formirovanie cennostno-smyslovoj sfery podrostkov-sirot. - Ural'sk: Redakcionno-izdatel'skij centr ZKGU im. M. Utemisova, 2012. -72 s.
2. Goncharova N.A. Cennostnye determinanty lichnosti nesovershennoletnih pravonarushitelej // Otechestvennyj zhurnal social'noj raboty. - 2012. -№ 2. - S. 45-53.
3. Zmanovskaya E.V. Deviantologiya: (Psihologiya otklonyayushchegosya povedeniya). - M.: Akademiya, 2004. - 288 s.
4. Koncepciya razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda, utverzhdennaya raspoiyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14 oktyabrya 2010 g. № 1772-r // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2010. - № 43. -St. 5544; 2012. - № 24. - St. 3213.
5. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti. - M.: Smysl, 2007. - 512 s.
6. Leont'ev D.A. Test smyslozhiznennyh orientacii (SZHO). - M.: Smysl, 2006. - 18 s.
7. Lifeline i drugie novye metody psihologii zhiznennogo puti / sost. i obshch. red. A.A. Kronika. -M.: Izd. gruppa «Progress» - «Kul'tura», 1993. -S. 107-114.
8. Markova T.A. Osnovy izucheniya cennostno-smyslovoj sfery osuzhdyonnyh invalidov // Gumanitarnye nauki v XXI veke. - 2016. - № 35. -S. 134-137.
9. Markova T.A. Issledovanie smyslozhiznennyh orientacij i udovletvorennosti zhizn'yu invalidov, otbyvayushchih nakazanie v vide lisheniya svobody // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. -2018. - № 2. - S. 75-79.
10. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy FSIN Rossii (yanvar'-iyun' 2017) / FKU NIIIT FSIN Rossii. - Tver', 2017. - S. 55.
11. Stat'ya 9 federal'nogo zakona ot 24.11.1995 № 181-FZ (red. ot 29.12.2015) «O social'noj zashchite invalidov v Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs] // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1995. -№ 48. - St. 4563. - Rezhim dostupa: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (data obrashcheniya 05.09.2018).
12. CHudnovskij VEH. K probleme adekvatnosti smysla zhizni // Mir psihologii. - 1999. - № 2. - S. 74-80.
Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1
97