УДК 159.9:316.6
Маркова Татьяна Александровна
Академия ФСИН России, г. Рязань [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ ИНВАЛИДОВ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
В статье на основе эмпирического исследования анализируются особенности смысловой сферы, а именно смысложизненных ориентаций и жизненной удовлетворенности, осужденных мужского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Сделан акцент на том, что в работе с осужденными-инвалидами психологи должны ориентироваться на поиск у них личностного смысла в своем настоящем. Исследование было организовано с применением методик «Смысложизненные ориентации» (СЖО) (в адаптации Д.А. Леонтьева) и «Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ) (в адаптации Н.В. Паниной). Показано наличие взаимосвязей между жизненной удовлетворенностью и процессом жизни, результативность жизни, а также осмысленности жизни у инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Выявлено, что чем более наполненной смыслом воспринимает осужденный с инвалидностью свою жизнь в настоящем (процесс), тем более высок у него уровень удовлетворенности жизнью, что снижает опасность дальнейшей деформации личности.
Ключевые слова: осужденные, осуждённые-инвалиды, личностный смысл, смысложизненные ориентации, жизненная удовлетворенность, цели в жизни, процесс жизни, результативность жизни, локус контроль-Я, локус контроль-жизнь.
Нахождение в местах лишения свободы накладывает значимый отпечаток на психологические свойства личности, в том числе и смысловую сферу. Личностный смысл является центральным в структуре направленности осужденного как индивидуальное отношение личности к тем или иным значимым для нее объектам или явлениям. В критических ситуациях, ситуациях выбора поведения именно личностный смысл выступает регулятором поведения человека, в том числе и осужденного [8]. Под влиянием изменения привычных условий происходит перестройка смысловой структуры личности осужденного. Воздействие факторов, связанных с ограничением прав, невозможностью полного удовлетворения важных для личности потребностей, требования режима и существующих в исправительном учреждении межличностных отношений специфически отражается на ценностных компонентах личности. Нормы тюремной субкультуры таят в себе опасность дальнейшей деформации личности. Поэтому внимание к личностному смыслу к его поиску и осознанию осужденных связано с необходимостью коррекции и изменения их поведения в условиях исправительного учреждения и подготовкой к жизни в новых условиях. Особенно остро встает проблема осознания (изучения) смысла существования у осужденных-инвалидов. Это осознание не всегда носит позитивный характер (не знают как быть, что делать после освобождения, куда идти, к кому обращаться).
Физический недуг может быть преградой для удовлетворения человеком своих некоторых базовых физиологических потребностей [7]. Инвалидность (физический недуг), как ключевую из всех существующих проблем человека, решить окончательно нельзя. Инвалид - человек, утративший трудоспособность (полностью или частично)
вследствие ранения, увечья, болезни или старости. Инвалидность - состояние, положение индивида, нетрудоспособность [2]. У окружающих и у самого инвалида физический недуг ассоциируется обычно с окончанием полноценной счастливой жизни, горем, отчаяньем, безнадёжностью, а в некоторых случаях потерей смысла жизни [6].
По мнению Р. Эммонса поиск смысла в собственной жизни облегчает принятие инвалидом своего состояния и адаптацию к нему. Р. Эммонс утверждает, что способность поддерживать стабильное эмоциональное состояние, стремиться к достижению поставленных целей и умение находить смысл в негативных обстоятельствах позволяет человеку благополучно пройти все стадии принятия своего физического недостатка. Если человек не может интегрировать негативные события в свою жизнь, принять их, осознать их значение, он будет испытывать психологический дискомфорт. Кроме того, принятие негативных жизненных обстоятельств тесно связано и с удовлетворённостью жизнью, а также с позитивным видением собственного будущего [10]. По мнению В. Франкла, без поиска и нахождения смысла своей жизни невозможно добиться ощущения счастья [9]. Наличие смысла жизни является основным фактором сформированности личности, показателем того, насколько человек готов изменяться, управлять своей жизнью и быть независимым от внешних обстоятельств. По мнению К.А. Абульхановой-Слав-ской, смысл жизни - это ценность и в то же время переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления [1].
В последнее время проблемы инвалидов и инвалидности изучаются многими исследователями (В.М. Астаповым, Е.Ф. Ачильдиевой, А.А. Барановым, Т.А. Добровольской, Р.К. Игнатьевой, И.П. Катковой, В. В. Кузнецовой, С. С. Кучинским,
© Маркова Т.А., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
75
О.И. Лебединской, С.П. Пяпковым, Г.Г. Силасте, Н.Б. Шабалиной, И.А. Шамес, Б.Ю. Шапиро, С.П. Шевчуком, Ю.Г. Элланским). Но, не смотря на важность изучения данной проблемы, специальных комплексных экспериментальных исследований изучения особенностей смысловой сферы инвалидов, находящихся в местах лишения свободы, с целью последующей коррекционной работы, до настоящего времени проводилось недостаточно. Таким образом, проблема смысловых особенностей осуждённых инвалидов, в силу своей актуальности и недостаточной изученности нуждается в дальнейшей исследовательской разработке.
В данной работе мы будем изучать смысловую сферу осужденных-инвалидов через смысложиз-ненные ориентации и удовлетворенность жизнью. Находясь в условиях отбывания наказания, когда меняется прежний образ жизни, меняются ценности, осужденные ищут новые смысложизненные ориентации, и стремятся их адаптировать в своих условиях. Под смысложизненными ориентациями мы понимаем единую систему сознательных и избирательных связей, отражающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и готовность брать за нее ответственность, влияя на ее ход [3]. Их изучение позволяет судить об осмысленности, насыщенности жизни.
Перед психологами пенитенциарной системы стоит сложная цель, а именно добиться того, чтобы осужденный сам стремился к исправлению, к изменению своей личности, а для этого у него должно быть понимание того для чего и ради чего живет. Есть основание полагать, что у осужденных, имеющих группу инвалидности, личностный смысл должен быть объектом диагностики пенитенциарных психологов, так как именно он влияет на общую удовлетворенность человека своей жизнью, в данном случае в местах лишения свободы. На основе полученных результатов диагностики может строиться психологическая и психокоррек-ционная работа и прогноз поведения осужденных после освобождения.
Методы и организация исследования. С целью изучения некоторых особенностей смысловой сферы осужденных-инвалидов, а именно смыс-ложизненных ориентаций и жизненной удовлетворенности, нами было проведено эмпирическое исследование в исправительных колониях общего и строгого режимов Псковской и Курганской областей. В исследовании приняли участие 59 осужденных (без психических расстройств), имеющих группу инвалидности (5 человек с 1-й, 23 человека со 2-й и 31 человек с 3-й группой). Для выявления особенностей смысложизненных ориента-ций осужденных-инвалидов в исследовании еще участвовали 63 осужденных, не имеющих группу
инвалидности, без психических расстройств (контрольная группа, выборка репрезентативна). Всего приняло участие 122 человека.
Исследование было организовано с применением теста «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) (в адаптации Д. А. Леонтьева) [4], позволяющий оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Методика состоит из следующих субшкал:
- цели в жизни;
- процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни;
- результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией;
- локус контроль-Я (Я - хозяин жизни);
- локус контроль-жизнь, или управляемость жизни;
- общий показатель осмысленности жизни.
Также в исследовании применялась методика
«Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ) (в адаптации Н.В. Паниной) [5], отражающая общее психологическое состояние человека, степень его психологического комфорта и социально-психологической адаптированности, что имеет прямое влияние на личностный смысл человека. Под категорией «жизненная удовлетворенность» понимается самое общее представление человека о психологическом комфорте, которое включает в себя:
- интерес к жизни как противоположность апатии;
- решительность, целеустремленность, последовательность в достижении жизненных целей;
- согласованность между поставленными и реально достигнутыми целями;
- положительная оценка собственных качеств и поступков; общий фон настроения.
Анализ связанности жизненной удовлетворенности и смысложизненных ориентаций проходил при помощи ранговой корреляции Спирмена.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что не все осужденные с группой инвалидности имеют четкие план и цели в настоящем (процесс), которые придают интерес к жизни, к своему существованию и развитию.
В двух группах получены средние результаты по всем показателям, но у осужденных с инвалидностью данные значения ниже, чем у осужденных без группы инвалидности. Это можно видеть из разницы среднего арифметического (табл. 1). В целом значение по показателю «осмысленность жизни» у осужденных с группой инвалидности ниже, чем у осужденных без инвалидности ^ = 1,57). Мы можем говорить, что подтверждается тот факт, что и у осужденных наличие инвалидности влияет на смысложизненные ориентации и уровень удовлетворенности жизнью в сторону ухудшения.
Вестник КГУ Л 2018
76
Таблица 1
Показатели смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью (в стэнах; n = 122)
Показатели смысложизненных ориентаций Инвалиды Без инвалидности d
Цели в жизни 5,73 6,63 0,90
Процесс жизни 4,66 6,05 1,39
Результат жизни 5,54 6,37 0,83
Локус контроль-Я 5,05 6,51 1,46
Локус контроль-жизнь 5,34 6,60 1,27
Осмысленность жизни 5,37 6,95 1,57
Удовлетворенность жизнью 5,25 6,76 1,51
Примечания: 1) 1-3,5 - низкое значение; 3,5-7,5 - среднее; 7,5-10 - высокое значение; 2) (1 - разница средних арифметических значений.
Таблица 2
Значения коэффициентов корреляции смысложизненных ориентаций и жизненной удовлетворенности осужденных (п = 122)
Показатели смысложизненных ориентаций Инвалиды Без инвалидности
Удовлетворенность жизнью Показатели
Цели в жизни 0,23 0,31
Процесс жизни 0,40 0,47
Результат жизни 0,43 0,56
Локус контроль-Я 0,21 0,32
Локус контроль-жизнь 0,23 0,45
Осмысленность жизни 0,39 0,42
Среднее значение коэффициентов корреляции 0,31 0,42
Примечание: жирным шрифтом выделены статистически достоверные коэффициенты корреляции.
В равном значении осужденные-инвалиды ориентированы на цель в жизни и удовлетворенность (результат) самореализацией. Эти показатели можно соотнести с будущим (цели) и прошлым (результат). По категории настоящего (процесс) получено самое низкое значение из всех (4,66 стэнов). Следовательно, некоторые осужденные с группой инвалидности не находят свою жизнь наполненную смыслом в своём настоящем, что объясняется их положением, которое усугубляется условиями отбывания наказания в исправительном учреждении, а именно: ограниченный круг общения, отсутствие возможности для выбора трудовой деятельности, жёсткий распорядок и режим содержания, постоянное нахождение в среде людей с преступным опытом, невозможность остаться наедине с самим собой, социальная дезадаптация и внутренний дискомфорт.
У осужденных с инвалидностью из всех результатов наибольшее значение получено по показателю «Цели» (5,73 стэнов). Это указывает на наличие в жизни большинства осужденных-инвалидов планов на будущее, которые привносят в их жизнь осмысление, направление и перспективу на будущее.
Показатель «Локус контроль-жизнь» (управляемость жизни) у осужденных-инвалидов выражен средне (5,34 стэнов). Они считают, что человек в целом сам контролирует свою жизнь, но не всегда
может свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, что характерно, когда человек имеет инвалидность и находится в местах лишения свободы.
Также у осужденных с инвалидностью в нижнем пороге нормы находится показатель «Локус контроль-Я» (5,05 стэнов), что указывает на недостаточность у них установки «Я-хозяин жизни». У осужденных без инвалидности, значение по данному показателю выше (6,51 стэнов). Это можно связать с тем, что инвалид, порой вынужден обращаться за помощью к другому человеку, так как не всегда может самостоятельно удовлетворить определённые потребности. Физическая инвалидность делает человека зависимым от окружающих его людей почти во всех сферах жизни, начиная с быта.
В целом у осужденных без инвалидности по «Общему показателю осмысленности жизни» значение выше (6,95 стэнов), чем у осужденных с инвалидностью (5,37 стэнов). Такие результаты свидетельствуют о наличии особенностей реакции инвалидов, в связи со своим состоянием, на условия пребывания в местах лишения свободы (от распорядка дня, окружающего контингента, от необходимости просить помощи у других, в связи со своим состоянием).
Проведенное исследование взаимосвязей жизненной удовлетворенности и смысложизнен-ных ориентаций установило, что у осужденных
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2
77
с группой инвалидности есть взаимосвязи между жизненной удовлетворенностью и процессом жизни (r = 0,40) (табл. 2).
Данные результаты свидетельствуют о том, что чем интереснее, эмоционально насыщеннее и более наполненной смыслом воспринимает осужденный с инвалидностью свою жизнь в настоящем (процесс), тем более высок у него уровень удовлетворенности жизнью. Но как мы ранее отметили у осужденных-инвалидов как раз по этой категории настоящего (процесс) получено самое низкое значение из всех (4,66 стэнов).
Выявлены взаимосвязи между жизненной удовлетворенностью и результативностью жизни (r = 0,43). Также выявлена взаимосвязь по показателю «осмысленность жизни» с «удовлетворенностью жизнью». Мы можем говорить о том, что смысложизненные ориентации инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы, влияют на их удовлетворенность жизнью в целом. Следовательно, чем выше, продуктивнее и осмысленнее осужденный с инвалидностью оценивает свой пройденный отрезок жизни, тем выше у него уровень удовлетворенности жизнью.
Если говорить об осужденных без группы инвалидности, то у них установлены взаимосвязи по всем показателям. Полученные значения выше, связь более выражена, чем у осужденных с инвалидностью. Это указывает на то, что наличие инвалидности влияет на смысложизненные ориентации, на смысл жизни, который, в свою очередь влияет на удовлетворенность человеком своей жизнью. Чем выше у человека интерес к жизни и эмоциональная насыщенность, удовлетворенность самореализацией, есть цели в жизни, он осознает себя хозяином жизни, контролирует свою жизнь, тем выше уровень удовлетворенности всей жизнью.
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Осужденные с инвалидность «источник» своего смысла жизни больше всего находят в своем будущем (цели). Это указывает на наличие в их жизни планов на будущее, которые привносят в их жизнь осмысление, направление и перспективу на будущее.
2. Осужденные-инвалиды не находят свою жизнь наполненную смыслом в своём настоящее (процесс жизни). У них недостаточный интерес к жизни и эмоциональная насыщенность жизнью, что объясняется их положением (наличие инвалидности), которое может усугубляться условиями отбывания наказания в исправительном учреждении.
3. Чем выше, продуктивнее и осмысленнее осужденный с инвалидностью оценивает свою жизнь в своем настоящем, тем выше у него уровень удовлетворенности жизнью.
Заключение. Таким образом, сопоставляя полученные выше выводы, можно констатировать,
что в работе с осужденными-инвалидами психологи должны ориентироваться на поиск у них личностного смысла в своем настоящем. Чем более наполненной смыслом воспринимает осужденный с инвалидностью свою жизнь в настоящем (процесс), тем более высок у него уровень удовлетворенности жизнью, что снижает опасность дальнейшей деформации личности. Это актуализирует важность проведения в местах лишения свободы глубокой псикоррекционной и психопрофилактической работы по оказанию помощи осужденным-инвалидам в поиске личного смысла, интереса к собственной жизни, нахождения своего Я. Наличие смысла в жизни человека является ведущим критерием сформированности личности, признаком того, насколько человек готов управлять своей жизнью и независим от внешних обстоятельств.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 1998. - 1536 с.
3. Каунова Н.Г. Исследование смысложизнен-ных ориентаций и значимости смысла жизни современной молодежи (на материале Молдовы): авторефер. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006.
4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). - М.: Смысл, 2000. - 18 с.
5. Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути / под ред. А. А. Кроника. - М.: Прогресс, 1993. - С. 107-114.
6. Маркова Т.А. Психологические проблемы осуждённых инвалидов и актуальность их изучения // Актуальные проблемы самореализации личности в современном обществе: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Д.Я. Грибановой. - 2017. - С. 198-200.
7. Смирнов А.В. Профессиональная реабилитация инвалидов // «ПЕРТОНАЛ-PROFY». - 2000. -Вып. № 1. - С. 15.
8. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. - 758 с.
9. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
10. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 416 с.
References
1. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. -M.: Mysl', 1991. - 299 s.
2. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka / sost. i gl. red. S.A. Kuznecov. - SPb.: «Norint», 1998. - 1536 s.
3. Kaunova N.G. Issledovanie smyslozhiznennyh orientacij i znachimosti smysla zhizni sovremennoj
Вестник КГУ 2018
78
molodezhi (na materiale Moldovy): avtorefer. dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 2006.
4. Leont'ev D.A. Test smyslozhiznennyh orientacii (SZHO). - M.: Smysl, 2000. - 18 s.
5. Lifeline i drugie novye metody psihologii zhiznennogo puti / pod red. A.A. Kronika. - M.: Progress, 1993. - S. 107-114.
6. Markova T.A. Psihologicheskie problemy osuzhdyonnyh invalidov i aktual'nost' ih izucheniya // Aktual'nye problemy samorealizacii lichnosti v sovremennom obshchestve: Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red. D.YA. Gribanovoj. -
2017. - S. 198-200.
7. Smirnov A.V. Professional'naya reabilitaciya invalidov // «PERSONAL-PROFY». - 2000. -Vyp. № 1. - S. 15.
8. Ushatikov A.I., Kazak B.B. Penitenciarnaya psihologiya. - Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Minyusta Rossii, 2003. - 758 s.
9. Frankl V. CHelovek v poiskah smysla. - M.: Progress, 1990. - 368 s.
10. EHmmons R. Psihologiya vysshih ustremlenij: motivaciya i duhovnost' lichnosti / pod red. D.A. Leont'eva. - M.: Smysl, 2004. - 416 s.
Педагогика. Психология. Социокинетика J №2
79