Научная статья на тему 'Исследование смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы'

Исследование смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
360
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ОСУЖДЕННЫЕ ИНВАЛИДЫ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЖИЗНЕННАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ЦЕЛИ В ЖИЗНИ / ПРОЦЕСС ЖИЗНИ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЖИЗНИ / ЛОКУС КОНТРОЛЬ-Я / ЛОКУС КОНТРОЛЬ-ЖИЗНЬ / CONVICTS / CONVICTS-DISABLED / PERSONAL MEANING / LIFE ORIENTATION / LIFE SATISFACTION / GOALS IN LIFE / LIFE PROCESS / LIFE EFFICIENCY / LOCUS CONTROL-I / LOCUS CONTROL-LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркова Татьяна Александровна

В статье на основе эмпирического исследования анализируются особенности смысловой сферы, а именно смысложизненных ориентаций и жизненной удовлетворенности, осужденных мужского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Сделан акцент на том, что в работе с осужденными-инвалидами психологи должны ориентироваться на поиск у них личностного смысла в своем настоящем. Исследование было организовано с применением методик «Смысложизненные ориентации» (СЖО) (в адаптации Д.А. Леонтьева) и «Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ) (в адаптации Н.В. Паниной). Показано наличие взаимосвязей между жизненной удовлетворенностью и процессом жизни, результативность жизни, а также осмысленности жизни у инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Выявлено, что чем более наполненной смыслом воспринимает осужденный с инвалидностью свою жизнь в настоящем (процесс), тем более высок у него уровень удовлетворенности жизнью, что снижает опасность дальнейшей деформации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of life orientation and life satisfaction of persons with disabilities serving a sentence of imprisonment

The article analyses the peculiarities of the semantic sphere on the basis of empirical research, namely, life orientations and life satisfaction of convicted males serving prison sentences. It is said that psychologists should focus on finding personal meaning in their present work with convicted persons with disabilities. The study was organised with the application of the methodology "Semantically-life orientation" (WCS) (in the adaptation of Dmitriy Leont’yev) and "Index of life satisfaction" (I) (in the adaptation of Nataliya Panina). It is shown that there are interrelations between life satisfaction and the process of life, the effectiveness of life, as well as the meaning of life in persons with disabilities serving a sentence of imprisonment. It is revealed that the more meaningful the convict with a disability perceives his life in the present (process), the higher the level of satisfaction with life, which reduces the risk of further deformation of the personality.

Текст научной работы на тему «Исследование смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы»

УДК 159.9:316.6

Маркова Татьяна Александровна

Академия ФСИН России, г. Рязань marckova.tatyana2013@yandex.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ ИНВАЛИДОВ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

В статье на основе эмпирического исследования анализируются особенности смысловой сферы, а именно смысложизненных ориентаций и жизненной удовлетворенности, осужденных мужского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Сделан акцент на том, что в работе с осужденными-инвалидами психологи должны ориентироваться на поиск у них личностного смысла в своем настоящем. Исследование было организовано с применением методик «Смысложизненные ориентации» (СЖО) (в адаптации Д.А. Леонтьева) и «Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ) (в адаптации Н.В. Паниной). Показано наличие взаимосвязей между жизненной удовлетворенностью и процессом жизни, результативность жизни, а также осмысленности жизни у инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Выявлено, что чем более наполненной смыслом воспринимает осужденный с инвалидностью свою жизнь в настоящем (процесс), тем более высок у него уровень удовлетворенности жизнью, что снижает опасность дальнейшей деформации личности.

Ключевые слова: осужденные, осуждённые-инвалиды, личностный смысл, смысложизненные ориентации, жизненная удовлетворенность, цели в жизни, процесс жизни, результативность жизни, локус контроль-Я, локус контроль-жизнь.

Нахождение в местах лишения свободы накладывает значимый отпечаток на психологические свойства личности, в том числе и смысловую сферу. Личностный смысл является центральным в структуре направленности осужденного как индивидуальное отношение личности к тем или иным значимым для нее объектам или явлениям. В критических ситуациях, ситуациях выбора поведения именно личностный смысл выступает регулятором поведения человека, в том числе и осужденного [8]. Под влиянием изменения привычных условий происходит перестройка смысловой структуры личности осужденного. Воздействие факторов, связанных с ограничением прав, невозможностью полного удовлетворения важных для личности потребностей, требования режима и существующих в исправительном учреждении межличностных отношений специфически отражается на ценностных компонентах личности. Нормы тюремной субкультуры таят в себе опасность дальнейшей деформации личности. Поэтому внимание к личностному смыслу к его поиску и осознанию осужденных связано с необходимостью коррекции и изменения их поведения в условиях исправительного учреждения и подготовкой к жизни в новых условиях. Особенно остро встает проблема осознания (изучения) смысла существования у осужденных-инвалидов. Это осознание не всегда носит позитивный характер (не знают как быть, что делать после освобождения, куда идти, к кому обращаться).

Физический недуг может быть преградой для удовлетворения человеком своих некоторых базовых физиологических потребностей [7]. Инвалидность (физический недуг), как ключевую из всех существующих проблем человека, решить окончательно нельзя. Инвалид - человек, утративший трудоспособность (полностью или частично)

вследствие ранения, увечья, болезни или старости. Инвалидность - состояние, положение индивида, нетрудоспособность [2]. У окружающих и у самого инвалида физический недуг ассоциируется обычно с окончанием полноценной счастливой жизни, горем, отчаяньем, безнадёжностью, а в некоторых случаях потерей смысла жизни [6].

По мнению Р. Эммонса поиск смысла в собственной жизни облегчает принятие инвалидом своего состояния и адаптацию к нему. Р. Эммонс утверждает, что способность поддерживать стабильное эмоциональное состояние, стремиться к достижению поставленных целей и умение находить смысл в негативных обстоятельствах позволяет человеку благополучно пройти все стадии принятия своего физического недостатка. Если человек не может интегрировать негативные события в свою жизнь, принять их, осознать их значение, он будет испытывать психологический дискомфорт. Кроме того, принятие негативных жизненных обстоятельств тесно связано и с удовлетворённостью жизнью, а также с позитивным видением собственного будущего [10]. По мнению В. Франкла, без поиска и нахождения смысла своей жизни невозможно добиться ощущения счастья [9]. Наличие смысла жизни является основным фактором сформированности личности, показателем того, насколько человек готов изменяться, управлять своей жизнью и быть независимым от внешних обстоятельств. По мнению К.А. Абульхановой-Слав-ской, смысл жизни - это ценность и в то же время переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления [1].

В последнее время проблемы инвалидов и инвалидности изучаются многими исследователями (В.М. Астаповым, Е.Ф. Ачильдиевой, А.А. Барановым, Т.А. Добровольской, Р.К. Игнатьевой, И.П. Катковой, В. В. Кузнецовой, С. С. Кучинским,

© Маркова Т.А., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

75

О.И. Лебединской, С.П. Пяпковым, Г.Г. Силасте, Н.Б. Шабалиной, И.А. Шамес, Б.Ю. Шапиро, С.П. Шевчуком, Ю.Г. Элланским). Но, не смотря на важность изучения данной проблемы, специальных комплексных экспериментальных исследований изучения особенностей смысловой сферы инвалидов, находящихся в местах лишения свободы, с целью последующей коррекционной работы, до настоящего времени проводилось недостаточно. Таким образом, проблема смысловых особенностей осуждённых инвалидов, в силу своей актуальности и недостаточной изученности нуждается в дальнейшей исследовательской разработке.

В данной работе мы будем изучать смысловую сферу осужденных-инвалидов через смысложиз-ненные ориентации и удовлетворенность жизнью. Находясь в условиях отбывания наказания, когда меняется прежний образ жизни, меняются ценности, осужденные ищут новые смысложизненные ориентации, и стремятся их адаптировать в своих условиях. Под смысложизненными ориентациями мы понимаем единую систему сознательных и избирательных связей, отражающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и готовность брать за нее ответственность, влияя на ее ход [3]. Их изучение позволяет судить об осмысленности, насыщенности жизни.

Перед психологами пенитенциарной системы стоит сложная цель, а именно добиться того, чтобы осужденный сам стремился к исправлению, к изменению своей личности, а для этого у него должно быть понимание того для чего и ради чего живет. Есть основание полагать, что у осужденных, имеющих группу инвалидности, личностный смысл должен быть объектом диагностики пенитенциарных психологов, так как именно он влияет на общую удовлетворенность человека своей жизнью, в данном случае в местах лишения свободы. На основе полученных результатов диагностики может строиться психологическая и психокоррек-ционная работа и прогноз поведения осужденных после освобождения.

Методы и организация исследования. С целью изучения некоторых особенностей смысловой сферы осужденных-инвалидов, а именно смыс-ложизненных ориентаций и жизненной удовлетворенности, нами было проведено эмпирическое исследование в исправительных колониях общего и строгого режимов Псковской и Курганской областей. В исследовании приняли участие 59 осужденных (без психических расстройств), имеющих группу инвалидности (5 человек с 1-й, 23 человека со 2-й и 31 человек с 3-й группой). Для выявления особенностей смысложизненных ориента-ций осужденных-инвалидов в исследовании еще участвовали 63 осужденных, не имеющих группу

инвалидности, без психических расстройств (контрольная группа, выборка репрезентативна). Всего приняло участие 122 человека.

Исследование было организовано с применением теста «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) (в адаптации Д. А. Леонтьева) [4], позволяющий оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Методика состоит из следующих субшкал:

- цели в жизни;

- процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни;

- результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией;

- локус контроль-Я (Я - хозяин жизни);

- локус контроль-жизнь, или управляемость жизни;

- общий показатель осмысленности жизни.

Также в исследовании применялась методика

«Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ) (в адаптации Н.В. Паниной) [5], отражающая общее психологическое состояние человека, степень его психологического комфорта и социально-психологической адаптированности, что имеет прямое влияние на личностный смысл человека. Под категорией «жизненная удовлетворенность» понимается самое общее представление человека о психологическом комфорте, которое включает в себя:

- интерес к жизни как противоположность апатии;

- решительность, целеустремленность, последовательность в достижении жизненных целей;

- согласованность между поставленными и реально достигнутыми целями;

- положительная оценка собственных качеств и поступков; общий фон настроения.

Анализ связанности жизненной удовлетворенности и смысложизненных ориентаций проходил при помощи ранговой корреляции Спирмена.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что не все осужденные с группой инвалидности имеют четкие план и цели в настоящем (процесс), которые придают интерес к жизни, к своему существованию и развитию.

В двух группах получены средние результаты по всем показателям, но у осужденных с инвалидностью данные значения ниже, чем у осужденных без группы инвалидности. Это можно видеть из разницы среднего арифметического (табл. 1). В целом значение по показателю «осмысленность жизни» у осужденных с группой инвалидности ниже, чем у осужденных без инвалидности ^ = 1,57). Мы можем говорить, что подтверждается тот факт, что и у осужденных наличие инвалидности влияет на смысложизненные ориентации и уровень удовлетворенности жизнью в сторону ухудшения.

Вестник КГУ Л 2018

76

Таблица 1

Показатели смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью (в стэнах; n = 122)

Показатели смысложизненных ориентаций Инвалиды Без инвалидности d

Цели в жизни 5,73 6,63 0,90

Процесс жизни 4,66 6,05 1,39

Результат жизни 5,54 6,37 0,83

Локус контроль-Я 5,05 6,51 1,46

Локус контроль-жизнь 5,34 6,60 1,27

Осмысленность жизни 5,37 6,95 1,57

Удовлетворенность жизнью 5,25 6,76 1,51

Примечания: 1) 1-3,5 - низкое значение; 3,5-7,5 - среднее; 7,5-10 - высокое значение; 2) (1 - разница средних арифметических значений.

Таблица 2

Значения коэффициентов корреляции смысложизненных ориентаций и жизненной удовлетворенности осужденных (п = 122)

Показатели смысложизненных ориентаций Инвалиды Без инвалидности

Удовлетворенность жизнью Показатели

Цели в жизни 0,23 0,31

Процесс жизни 0,40 0,47

Результат жизни 0,43 0,56

Локус контроль-Я 0,21 0,32

Локус контроль-жизнь 0,23 0,45

Осмысленность жизни 0,39 0,42

Среднее значение коэффициентов корреляции 0,31 0,42

Примечание: жирным шрифтом выделены статистически достоверные коэффициенты корреляции.

В равном значении осужденные-инвалиды ориентированы на цель в жизни и удовлетворенность (результат) самореализацией. Эти показатели можно соотнести с будущим (цели) и прошлым (результат). По категории настоящего (процесс) получено самое низкое значение из всех (4,66 стэнов). Следовательно, некоторые осужденные с группой инвалидности не находят свою жизнь наполненную смыслом в своём настоящем, что объясняется их положением, которое усугубляется условиями отбывания наказания в исправительном учреждении, а именно: ограниченный круг общения, отсутствие возможности для выбора трудовой деятельности, жёсткий распорядок и режим содержания, постоянное нахождение в среде людей с преступным опытом, невозможность остаться наедине с самим собой, социальная дезадаптация и внутренний дискомфорт.

У осужденных с инвалидностью из всех результатов наибольшее значение получено по показателю «Цели» (5,73 стэнов). Это указывает на наличие в жизни большинства осужденных-инвалидов планов на будущее, которые привносят в их жизнь осмысление, направление и перспективу на будущее.

Показатель «Локус контроль-жизнь» (управляемость жизни) у осужденных-инвалидов выражен средне (5,34 стэнов). Они считают, что человек в целом сам контролирует свою жизнь, но не всегда

может свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, что характерно, когда человек имеет инвалидность и находится в местах лишения свободы.

Также у осужденных с инвалидностью в нижнем пороге нормы находится показатель «Локус контроль-Я» (5,05 стэнов), что указывает на недостаточность у них установки «Я-хозяин жизни». У осужденных без инвалидности, значение по данному показателю выше (6,51 стэнов). Это можно связать с тем, что инвалид, порой вынужден обращаться за помощью к другому человеку, так как не всегда может самостоятельно удовлетворить определённые потребности. Физическая инвалидность делает человека зависимым от окружающих его людей почти во всех сферах жизни, начиная с быта.

В целом у осужденных без инвалидности по «Общему показателю осмысленности жизни» значение выше (6,95 стэнов), чем у осужденных с инвалидностью (5,37 стэнов). Такие результаты свидетельствуют о наличии особенностей реакции инвалидов, в связи со своим состоянием, на условия пребывания в местах лишения свободы (от распорядка дня, окружающего контингента, от необходимости просить помощи у других, в связи со своим состоянием).

Проведенное исследование взаимосвязей жизненной удовлетворенности и смысложизнен-ных ориентаций установило, что у осужденных

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2

77

с группой инвалидности есть взаимосвязи между жизненной удовлетворенностью и процессом жизни (r = 0,40) (табл. 2).

Данные результаты свидетельствуют о том, что чем интереснее, эмоционально насыщеннее и более наполненной смыслом воспринимает осужденный с инвалидностью свою жизнь в настоящем (процесс), тем более высок у него уровень удовлетворенности жизнью. Но как мы ранее отметили у осужденных-инвалидов как раз по этой категории настоящего (процесс) получено самое низкое значение из всех (4,66 стэнов).

Выявлены взаимосвязи между жизненной удовлетворенностью и результативностью жизни (r = 0,43). Также выявлена взаимосвязь по показателю «осмысленность жизни» с «удовлетворенностью жизнью». Мы можем говорить о том, что смысложизненные ориентации инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы, влияют на их удовлетворенность жизнью в целом. Следовательно, чем выше, продуктивнее и осмысленнее осужденный с инвалидностью оценивает свой пройденный отрезок жизни, тем выше у него уровень удовлетворенности жизнью.

Если говорить об осужденных без группы инвалидности, то у них установлены взаимосвязи по всем показателям. Полученные значения выше, связь более выражена, чем у осужденных с инвалидностью. Это указывает на то, что наличие инвалидности влияет на смысложизненные ориентации, на смысл жизни, который, в свою очередь влияет на удовлетворенность человеком своей жизнью. Чем выше у человека интерес к жизни и эмоциональная насыщенность, удовлетворенность самореализацией, есть цели в жизни, он осознает себя хозяином жизни, контролирует свою жизнь, тем выше уровень удовлетворенности всей жизнью.

На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. Осужденные с инвалидность «источник» своего смысла жизни больше всего находят в своем будущем (цели). Это указывает на наличие в их жизни планов на будущее, которые привносят в их жизнь осмысление, направление и перспективу на будущее.

2. Осужденные-инвалиды не находят свою жизнь наполненную смыслом в своём настоящее (процесс жизни). У них недостаточный интерес к жизни и эмоциональная насыщенность жизнью, что объясняется их положением (наличие инвалидности), которое может усугубляться условиями отбывания наказания в исправительном учреждении.

3. Чем выше, продуктивнее и осмысленнее осужденный с инвалидностью оценивает свою жизнь в своем настоящем, тем выше у него уровень удовлетворенности жизнью.

Заключение. Таким образом, сопоставляя полученные выше выводы, можно констатировать,

что в работе с осужденными-инвалидами психологи должны ориентироваться на поиск у них личностного смысла в своем настоящем. Чем более наполненной смыслом воспринимает осужденный с инвалидностью свою жизнь в настоящем (процесс), тем более высок у него уровень удовлетворенности жизнью, что снижает опасность дальнейшей деформации личности. Это актуализирует важность проведения в местах лишения свободы глубокой псикоррекционной и психопрофилактической работы по оказанию помощи осужденным-инвалидам в поиске личного смысла, интереса к собственной жизни, нахождения своего Я. Наличие смысла в жизни человека является ведущим критерием сформированности личности, признаком того, насколько человек готов управлять своей жизнью и независим от внешних обстоятельств.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 1998. - 1536 с.

3. Каунова Н.Г. Исследование смысложизнен-ных ориентаций и значимости смысла жизни современной молодежи (на материале Молдовы): авторефер. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006.

4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). - М.: Смысл, 2000. - 18 с.

5. Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути / под ред. А. А. Кроника. - М.: Прогресс, 1993. - С. 107-114.

6. Маркова Т.А. Психологические проблемы осуждённых инвалидов и актуальность их изучения // Актуальные проблемы самореализации личности в современном обществе: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Д.Я. Грибановой. - 2017. - С. 198-200.

7. Смирнов А.В. Профессиональная реабилитация инвалидов // «ПЕРТОНАЛ-PROFY». - 2000. -Вып. № 1. - С. 15.

8. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. - 758 с.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

10. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 416 с.

References

1. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. -M.: Mysl', 1991. - 299 s.

2. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka / sost. i gl. red. S.A. Kuznecov. - SPb.: «Norint», 1998. - 1536 s.

3. Kaunova N.G. Issledovanie smyslozhiznennyh orientacij i znachimosti smysla zhizni sovremennoj

Вестник КГУ 2018

78

molodezhi (na materiale Moldovy): avtorefer. dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 2006.

4. Leont'ev D.A. Test smyslozhiznennyh orientacii (SZHO). - M.: Smysl, 2000. - 18 s.

5. Lifeline i drugie novye metody psihologii zhiznennogo puti / pod red. A.A. Kronika. - M.: Progress, 1993. - S. 107-114.

6. Markova T.A. Psihologicheskie problemy osuzhdyonnyh invalidov i aktual'nost' ih izucheniya // Aktual'nye problemy samorealizacii lichnosti v sovremennom obshchestve: Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red. D.YA. Gribanovoj. -

2017. - S. 198-200.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Smirnov A.V. Professional'naya reabilitaciya invalidov // «PERSONAL-PROFY». - 2000. -Vyp. № 1. - S. 15.

8. Ushatikov A.I., Kazak B.B. Penitenciarnaya psihologiya. - Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Minyusta Rossii, 2003. - 758 s.

9. Frankl V. CHelovek v poiskah smysla. - M.: Progress, 1990. - 368 s.

10. EHmmons R. Psihologiya vysshih ustremlenij: motivaciya i duhovnost' lichnosti / pod red. D.A. Leont'eva. - M.: Smysl, 2004. - 416 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J №2

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.