Е.А. Шерешкова, Е.А. Волгуснова
(г.Шадринск)
ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
RELATIONSHIP OF NEUROPSYCHIC STABILITY AND LIVING ABILITY OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS
В статье представлены результаты корреляционного исследования нервно-психической устойчивости и жизнеспособности студентов - будущих педагогов. Исследование, проведенное на студентах обоих полов, показало, что существуют положительные корреляционные связи нервно-психической устойчивости и отдельных показателей жизнеспособности у девушек и юношей.
Ключевые слова: нервно-психическая устойчивость, жизнеспособность, профессиональные трудности и проблемы, будущие педагоги.
The article presents the results of the correlation study of neuropsychic stability and vitality of students -future teachers. The study conducted with students of both sexes shows that there is positive correlation between neuropsychic stability and individual indicators of vitality in girls and young men. Key words: neuropsychic stability, vitality, professional difficulties and problems, future teachers.
Современный педагог ежедневно подвергается влиянию стрессогенных факторов, обусловленных как противоречиями в самой системе образования, так и противоречиями, возникающими во взаимодействии с другими участниками образовательных отношений (коллеги, обучающиеся, родители). Педагог с низкой жизнеспособностью, сталкиваясь с трудными профессиональными ситуациями, оказывается не в состоянии справиться с ними. Такому педагогу свойственны негативные установки, инертность мышления, пассивность, обесценивание себя и своей деятельности, снижение самоконтроля и самоорганизации, деструктивные копинг-стратегии. Низкая жизнеспособность, с одной стороны, истощает его нервную систему, приводя к эмоциональному выгоранию, а с другой стороны - снижает качество оказываемых образовательных услуг.
В контексте личностно-деятельностного подхода жизнеспособность можно трактовать как свойство личности, определяющее успешность жизнедеятельности и развивающееся на всех этапах жизненного пути.
Отечественные авторы в настоящее время рассматривают жизнеспособность как интегративное динамическое качество личности, дающее возможность успешно функционировать и развиваться в изменяющемся обществе (М.П. Гурьянова); характеристику, реализующую функции, отвечающие за эффективную адаптацию (В.Д. Шадри-ков); интегральную характеристику личности (Ю.В. Науменко); активность субъекта, функционирующего в заданных социальных условиях (К.А. Абульханова-Славская); общесистемное психическое свойство (Е.А. Рыльская, Э.В. Галажинский); синоним психического здоровья и как предпосылку психологического здоровья (О.А. Кондратенко);
устойчивую диспозицию личности (А.А. Нестерова); способность человека к преодолению неблагоприятных жизненных обстоятельств (А.В. Махнач).
Зарубежные авторы в своих исследованиях определяют жизнеспособность как продукт социального взаимодействия, включенности человека в социальные связи (A.S. Master); производную различных комбинаций переменных, которые находятся под влиянием биологических, социальных, культурных, психологических условий (M. Bohman); способность к совладанию с подъемами и падениями в профессиональной деятельности, реализуемую за счет уверенности в себе (J. Kidd); способность преодолеть риски и быть успешным даже в неблагоприятной ситуации (J.M. Richman и M.W. Fraser); способность поддерживать благополучие человека, его психическое и физическое здоровье (D. Hellerstain).
Мы понимает жизнеспособность студента - будущего педагога как совокупность способностей к управлению своими личностными, профессиональными и социальными ресурсами для успешной адаптации, самореализации и саморазвития, а также преодоления трудных ситуаций во всех сферах профессиональной и личной жизни.
Э.Ф. Зеер выделил предикторы, детерминирующие жизнеспособность человека:
1. Индивидные характеристики (соматическое и психическое здоровье, пол, телесность, возраст, наследственность).
2. Психофизиологические, психодинамические свойства (сила, уравновешенность и подвижность нервной системы).
3. Социально-психологические качества (интернальность, экстра- и интроверсия, волевые качества, черты характера).
4. Жизненный опыт (бытие) (образованность, обучаемость, статус, толерантность к неопределенности, мобильность, адаптивность, трудоспособность, готовность к риску, субъектность).
5. Социально-психологическая направленность (смысложизненные ориентации, готовность к неблагоприятным ситуациям и событиям, стиль поведения, социально-профессиональное самосохранение, прогнозирование позитивного будущего) [4].
Э.Э. Сыманюк, А.А. Печеркина утверждают, что на стадии профессионального образования многие молодые люди переживают неблагоприятные социально-экономические изменения в жизни, ощущают разочарование в получаемой профессии, в уровне профессиональной подготовки [11]. В юношеском возрасте происходит возрастной кризис, который проявляет способность личности его преодолеть. Молодые люди с высокой жизнеспособностью активно поддерживают социальные контакты, включаются в организаторскую деятельность, имеют четкие представления о своем будущем. Помимо возрастного кризиса молодые люди переживают кризис выбора профессии, который наиболее ярко проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. Жизнеспособные студенты преодолевают его за счет смены учебной мотивации на социально-профессиональную благодаря профессиональной направленности учебных дисциплин.
Наш научный интерес вызван проблемой соотношения жизнеспособности студентов и их нервно-психической устойчивости. Под нервно-психической устойчивостью понимается целостная система наследственных (биологически обусловленных) и средовых личностных качеств, которые актуализируют ресурсы и резервы психофизиологических возможностей организма, создающие оптимальное функционирование индивида в деструктивных условиях профессиональной среды (Г.И. Крамаренко, И.С. Рудая) [6]. Кроме нервно-психической устойчивости (НПУ) есть противоположное понятие, определяющее также приспособительные способности личности к деятельности в неблагоприятных условиях профессиональной среды - «нервно-психическая неустойчивость» (НПН). Данные феномены обнаруживаются в нестандартных ситуациях или деятельности в непривычных для индивида условиях. Взаимосвязь между ними представляется как обратно противоположная, по формуле НПУ = 1/НПН, и наоборот. При этом нервно-психическая устойчивость и нервно-психическая неустойчивость - это две стороны одного явления, детерминиру-
ющего степень адаптации индивида к профессиональной деятельности [2].
Л.И. Спивак предложил определение, в котором нервно-психическую неустойчивость рассматривают как склонность к срывам в деятельности нервной системы при значительном психическом и физическом напряжении [10].
Цель нашего исследования - выявить взаимосвязь показателей жизнеспособности и нервно-психической устойчивости у будущих педагогов.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между показателями жизнеспособности студентов и их нервно-психической устойчивостью.
В исследовании приняли участие студенты первого курса Педагогического университета в возрасте 18-19 лет (107 девушек и 102 юноши).
Методологическая основа исследования:
- личностно-деятельностный подход (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев);
- концепция жизнеспособности (А.В. Махнач, А.А. Нестерова);
- подход к проблеме нервно-психической устойчивости (Г.И. Крамаренко, И.С. Рудая).
Методики исследования:
1. Методика «Прогноз» (В.Ю. Рыбникова).
2. Методика «Опросник нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчин).
3. Анкета диагностики нервно-психической неустойчивости (Г.И. Крамаренко, И.С. Рудой).
4. Полихроматическая экспресс-методика «Контрасты» (М.М. Решатникова, С.В. Чермянин).
5. Опросник «Жизнеспособность личности» (А.А. Нестерова).
6. Опросник «Жизнеспособность взрослого человека» (А.В. Махнач).
Были изучены показатели жизнеспособности и нервно-психической устойчивости девушек и юношей, обучающихся на педагогических специальностях.
Анализ психолого-педагогической литературы дает возможность выделить компоненты жизнеспособности студентов - будущих педагогов: когнитивный, эмоциональный, мотивационный и поведенческий. Выделенные компоненты представлены в таблице 1.
Высокий уровень когнитивного компонента предполагает наличие у студента способности мыслить гибко и позитивно, находить положительные стороны в деятельности, видеть и признавать свои достижения, свой вклад в успех либо неуспех реализованного дела. Низкий уровень когнитивного компонента предполагает тенденцию студента мыслить стереотипно и негативно, видеть отрицательные стороны в деятельности, обесценивать свои достижения, не признавать свой вклад в успех либо неуспех реализованного дела.
Высокий уровень эмоционального компонента предполагает способность студента осуществлять контроль эмоциональных состояний, понимать свои эмоции и находить способы для их конструктивного выражения. Низкий уровень эмоциональ-
Таблица 1.
Компоненты жизнеспособности студентов - будущих педагогов
Компонент Показатели
Когнитивный позитивные когнитивные установки и гибкость мышления, самоуважение, локус контроля.
Эмоциональный эмоциональный контроль и саморегуляция.
Мотивационный способность к самомотивации и достижениям.
Поведенческий способность к активности и инициативе, адаптивные защитно-совладающие стратегии поведения, способность организовывать свое время и планировать будущее, самоэффективность, семейные и социальные взаимоотношения, настойчивость, социальная компетентность.
ного компонента предполагает тенденцию к эмоциональным срывам, непониманию своих эмоциональных состояний и неадекватному и нестабильному эмоциональному реагированию.
Высокий уровень мотивационного компонента предполагает способность студента стимулировать себя для реализации необходимой деятельности и успешно преодолевать желание откладывать важные и срочные дела, провоцируя тем самым жизненные проблемы. Низкий уровень мотива-ционного компонента предполагает склонность к постоянному откладыванию дел.
Высокий уровень поведенческого компонента предполагает способность к активности и инициативе, настойчивость, адаптивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций, способность организовывать свое время и планировать будущее, способность конструктивно общаться, выстраивать семейные и социальные взаимоотношения. Низкий уровень поведенческого компонента выражается в тенденции к пассивности, деструктивным способам преодоления трудных жизненных ситуаций, неумении организовать себя, неумении общаться и строить отношения.
Данные диагностики компонентов жизнеспособности студентов представлены в таблице 2. Для выявления значимости раз-
личий нами использовался коэффициент углового преобразования Фишера.
Из таблицы 2 видно, что у студентов преобладает средний уровень компонентов жизнеспособности. При этом среди девушек больше испытуемых с высоким уровнем когнитивного компонента, чем среди юношей, а среди юношей больше испытуемых с высоким уровнем эмоционального компонента. Также среди девушек больше испытуемых с низким уровнем эмоционального компонента. Различия по мотивационному компоненту попали в зону неопределенности, а различий по поведенческому компоненту не выявлено.
Проведенное нами ранее исследование динамики показателей жизнеспособности студентов от первого курса к четвертому показало, что снижается количество пассивных студентов, пессимистов, социально некомпетентных, повышается количество организованных [12].
Далее был выполнен корреляционный анализ показателей жизнеспособности и нервно-психической устойчивости посредством критерия Пирсона. Значимые корреляционные связи у девушек - будущих педагогов представлены в таблице 3 (с.152).
Данные таблицы показывают, что у девушек выявлены:
- положительные корреляционные
Таблица 2.
Распределение испытуемых по уровням компонентов жизнеспособности, %
Компоненты Уровни Девушки Юноши ф*критерий Фишера
Когнитивный высокий 26,6 10,2 3.012(р<0.01)
средний 62,9 74,6 1.824(р<0.05)
низкий 10,5 15,2 -
Эмоциональный высокий 10,3 28,3 3.33 (р<0.01)
средний 67,4 53,5 2.029 (р<0.05)
низкий 22,3 8,2 2.843 (р<0.01)
Мотивационный высокий 18,9 28,6 1.69 (р<0.05)
средний 79,2 67,3 1.923 (р<0.05)
низкий 1,9 4,1 -
Поведенческий высокий 15,2 14,6 -
средний 73,1 72 -
низкий 11,7 13,4 -
Таблица 3.
Значимые корреляционные связи между показателями жизнеспособности и нервно-психической устойчивости у девушек - будущих педагогов, %
№п/п Шкала НПУ НПН Нервно-психическое напряжение Функциональное состояние
1 Самомотивация - -,196* -280** -
2 Активность - -,256** -
3 Эмоциональный контроль ,187* -,274** -287** ,210*
4 Позитивные установки ,211* - -,303** -
5 Самоуважение ,209* -,212* -389** -
6 Социальная компетентность - - -325** -
7 Адаптивные стили ,225* - -269** -
8 Самоорганизация ,306** -,204* -,217* -
9 Самоэффективность - - -,205* -
10 Настойчивость - - -,250** ,246*
Примечание: ** - р£0,01; * - рй0,05.
взаимосвязи между нервно-психической устойчивостью и эмоциональным контролем, позитивностью установок, самоуважением, самоорганизацией и адаптивностью;
- отрицательные корреляционные взаимосвязи между нервно-психической неустойчивостью и самомотивацией, эмоциональным контролем, самоуважением, самоорганизацией;
- отрицательные корреляционные связи между нервно-психическим напряжением и самомотивацией, активностью, эмоциональным контролем, позитивными установками, самоуважением, социальной компетентностью, адаптивными стилями, самоорганизацией, самоэффективностью, настойчивостью;
- положительные корреляционные связи между стеническим функциональным состоянием и эмоциональным контролем, настойчивостью.
Значимые корреляционные связи у юношей - будущих педагогов представлены в таблице 4.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что у юношей существуют корреляционные взаимосвязи:
- положительные корреляционные связи между нервно-психической устойчи-
востью и самомотивацией, активностью, социальной компетентностью, адаптивностью, настойчивостью, внутренним локусом контроля ;
- положительная корреляционная связь между нервно-психическим напряжением и взаимоотношениями с близкими;
- отрицательные корреляционные связи между нервно-психической неустойчивостью и самомотивацией, активностью, социальной компетентностью;
- отрицательные корреляционные связи между нервно-психическим напряжением и самомотиваций, активностью, эмоциональным контролем, позитивными установками, самоуважением, социальной компетентностью, адаптивными стилями, настойчивостью, локусом контроля, духовностью, взаимоотношениями.
- отрицательные корреляционные связи между стеническим функциональным состоянием и активностью, адаптивными стилями, самоорганизацией, самоэффективностью, совладанием и взаимоотношениями.
Проведенный нами регрессионный анализ показал, что между переменными отсутствует причинно-следственная связь и необходим поиск детерминант, которые
Таблица 4.
Значимые корреляционные связи между показателями жизнеспособности и нервно-психической устойчивости у юношей - будущих педагогов, %
№п/п Шкала НПУ НПН Нервно-психическое напряжение Функциональное состояние
1 Самомотивация - -,196* -280** -
2 Активность - -,256** -
3 Эмоциональный контроль ,187* -,274** -287** ,210*
4 Позитивные установки ,211* - -,303** -
5 Самоуважение ,209* -,212* -389** -
6 Социальная компетентность - - -325** -
7 Адаптивные стили ,225* - -269** -
8 Самоорганизация ,306** -,204* -,217* -
9 Самоэффективность - - -,205* -
10 Настойчивость - - -,250** ,246*
11 Локус ,222* - -409** -
12 Совладание - - -289**
13 Духовность - - -,305** -
14 Взаимоотношения ,333** ,325** ,315** -,268*
Примечание: ** - р£0,01; * - рй0,05.
определяют развитие нервно-психической устойчивости и жизнеспособности студентов - будущих педагогов.
Результаты проведенного нами исследования показывают, что нервно-психическая устойчивость взаимосвязана с показателями жизнеспособности как у девушек, так и у юношей. У девушек нервно-психическая устойчивость положительно коррелирует с эмоциональным контролем, позитивностью установок, самоуважением, самоорганизацией и адаптивностью. Мы предполагаем, что девушки, которые способны в стрессовой ситуации мобилизовать свои психофизиологические ресурсы, также способны совладать со своими эмоциями, когда этого требует ситуация, организовать себя, положительно настроить и сохранять веру в себя и свои силы. Девушки, которые склонны к высокому нервно-психическому напряжению, не способны эффективно управлять своими личностными, профессиональными и социальными ресурсами для успешной адаптации, самореализации и саморазвития, а также преодолевать трудные
ситуации во всех сферах профессиональной и личной жизни. Девушки, предрасположенные к стеническому функциональному состоянию, лучше контролируют свои эмоции и более настойчивы. По всей видимости, это можно объяснить характеристиками нервной системы испытуемых, что требует дополнительного исследования.
У юношей нервно-психическая устойчивость положительно коррелирует с самомотивацией, активностью, настойчивостью, локусом и взаимоотношениями. Положительные корреляционные связи нервно-психической устойчивости с локусом контроля и отношениями молодых мужчин выявила К.В. Золотарева [5]. Юноши, которые склонны к высокому нервно-психическому напряжению, так же как и девушки обладают низкой жизнеспособностью. У юношей в отличие от девушек, склонных к стеническим функциональным состояниям, ниже активность, адаптивность, самоорганизация, самоэффективность, совладание и взаимоотношения. Мы можем предположить, что в стеническом состоянии у них
происходит перевозбуждение нервной системы, что приводит к деструктивной хаотичной активности, снижающей показатели жизнеспособности. Нервно-психическая устойчивость коррелирует с адаптивностью у девушек и юношей, что подтверждено и в исследованиях В.В. Самарова, А.В. Гулина, К.И. Засядько, Е.М. Беспаленко [9, 3].
Результаты нашего исследования дополняют характеристику групп нервно-психической устойчивости (применительно к студентам - будущим педагогам), предложенную Ю.А. Барановым [1]:
1-2-я группы предполагают высокий и хороший уровень нервно-психической устойчивости и минимальную склонность к нервно-психическим срывам. У девушек высокий эмоциональный контроль, позитивные установки, самоуважение, а у юношей - высокая самомотивация, активность, настойчивость, внутренний локус и хорошие взаимоотношения. Высокая адаптивность.
3 группа с удовлетворительным уровнем нервно-психической устойчивости имеет склонность к вероятным нервно-психическим срывам, особенно в экстремальных условиях. У девушек неустойчивый эмоциональный контроль, противоречивые установки, нестабильное самоуважение, а у юношей - неустойчивые самомотивация, активность, настойчивость, неопределенный ло-кус и хорошие взаимоотношения. Средний уровень адаптивности.
4 группа с неудовлетворительным уровнем нервно-психической устойчивости представлена высокой вероятностью нервно-психических срывов. Эта форма детерминирована пробелами функциониро-
вания нервной системы. У девушек низкий эмоциональный контроль, пессимистичные установки, отсутствие самоуважения, а у юношей - отсутствие самомотивации, активности, настойчивости, внешний локус и негативные взаимоотношения. Низкий уровень адаптивности.
На наш взгляд, повышение личностного потенциала студента создаст условия для повышения его учебно-профессиональной и профессиональной успешности. Приемы повышения нервно-психической устойчивости (релаксация, эмоциональная саморегуляция, медитация и др.) будут повышать жизнеспособность студентов, а приемы повышения жизнеспособности (самопознание, саморазвитие, самоорганизация, самоменеджмент, самовоспитание и др.) будут способствовать повышению нервно-психической устойчивости. Продолжение данного исследования мы видим в разработке и апробации технологии развития личностного потенциала студентов - будущих педагогов.
1. Нервно-психическая устойчивость взаимосвязана с показателями жизнеспособности как у девушек, так и у юношей.
2. У девушек нервно-психическая устойчивость коррелирует с эмоциональным контролем, позитивными установками, самоуважением.
3. У юношей нервно-психическая устойчивость коррелирует с самомотивацией, активностью, настойчивостью, локусом и взаимоотношениями.
4. Нервно-психическое напряжение отрицательно коррелирует с жизнеспособностью и девушек и юношей.
Литература
1. Баранов Ю.А. Нервно-психическая неустойчивость и методы выявления у призывников // Актуальные вопросы ППО и рациональное распределение призывников в военных комиссариатах. - М.: МО СССР, 1988. - С. 62-64.
2. Берг Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. - 63 с.
3. Беспаленко Е.М. Особенности развития и течения невротических расстройств у педагогов с нервно-психической неустойчивостью [Электронный ресурс] / // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 266-269. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/87/16920. - 10.04.2019.
4. Зеер Э.Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека // Педагогическое образование в России. - 2015. -69-76.
5. Золотарева К.В. Личностные детерминанты нервно-психической устойчивости у представителей стрессогенной профессии: моногр. - М. : Лаборатория книги, 2010. - 104 с.
6. Крамаренко Г.И., Рудой И.С. Нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих срочной службы. - Л.: ВмедА., 1984. - 26 с.
7. Махнач А.В. Жизнеспособность человека как предмет изучения в психологической науке // Психологический журнал. - 2017. - Т. 38. - № 4. - С. 5-16.
8. Нестерова А.А. Разработка и валидизация методики «жизнеспособность личности» // Психологический журнал. - 2017. - Т. 38. - № 4. - С. 93-108.
9. Самаров В.В., Гулин А.В., Засядько К.И. Нервно-психическая устойчивость учащихся юго-восточной Азии и Африки как основа их нервно-психической адаптации к процессу обучения // Вестник ТГУ - 2012. - Т.17, Вып.5. - С. 1463.
10. Спивак Л.И. Раннее выявление военнослужащих с нервнопсихическими расстройствами: метод.пособие. - М.: Воениздат, 1984. - 68 с.
11. Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Умникова Е.А. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды // Педагогическое образование в России. - 2011. - №1. - 20-23.
12. Шерешкова Е.А. Динамика показателей жизнеспособности у студентов педагогического университета // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2020. - № 1 (45). - С. 106-112.