Научная статья на тему 'Особенности жизнеспособности студентов с разными уровнями автономности личности'

Особенности жизнеспособности студентов с разными уровнями автономности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
340
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / АВТОНОМНОСТЬ / СОВЛАДАНИЕ / ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / VITALITY / AUTONOMY / COPING / DIFFICULT LIFE SITUATIONS / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шерешкова Елена Андреевна, Ионина Ольга Сергеевна

Актуальность представленного в статье исследования обусловлена противоречием между необходимостью повышения способности молодых людей к преодолению трудных жизненных ситуаций и отсутствием понимания в современной науке путей и способов повышения их жизнеспособности. Гипотеза исследования состоит в том, что студенты с разными уровнями автономности имеют разную выраженность показателей жизнеспособности. В исследовании приняли участие 107 девушек и 70 юношей. Исследователями использовался опросный метод. Для выявления значимости различий показателей жизнеспособности у девушек и юношей с разными уровнями автономности использовался критерий Стьюдента. В статье описаны уровни автономности: низкий, средний и высокий. В исследованной выборке преобладают девушки и юноши автономные с внешней поддержкой. Среди девушек больше зависимых, чем среди юношей. У автономных девушек в большей степени, чем у зависимых выражены активность, самоуважение, социальная компетентность, адаптивные стили поведения. У автономных юношей в большей степени выражены активность, позитивные установки, самоуважение, социальная компетентность, адаптивные стили, самоэффективность, настойчивость, внутренний локус, совладание со стрессом, удовлетворенность взаимоотношениями. Высокие показатели жизнеспособности были обнаружены как у студентов автономных с внешней поддержкой, так и у студентов автономных с внутренней поддержкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of viability of students with different levels of autonomy of the individual

There is a contradiction between the need to increase the ability of young people to overcome difficult life situations and the lack of understanding of ways and means to increase their viability. The hypothesis of the study is that students with different levels of autonomy have different severity of viability indicators. The study involved 107 girls and 70 young men. Researchers used the survey method. We used Student's t-test to identify the significance of differences in indicators. The article describes the levels of autonomy low, medium and high. Autonomous, with external support, girls and boys predominate. There are more dependent girls than boys. Autonomous girls have high activity, self-esteem, social competency, adaptive styles of behaviour. Autonomous young men have high activity, positive attitudes, self-esteem,social competency, adaptive styles, self-efficacy, perseverance, internal locus, coping with stress, and satisfaction with relationships. Autonomous students with external support and autonomous students with internal support have high viability scores.

Текст научной работы на тему «Особенности жизнеспособности студентов с разными уровнями автономности личности»

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-83-90 УДК 159.923

Шерешкова Елена Андреевна

кандидат психологических наук, доцент

Ионина Ольга Сергеевна

канд. психол. наук, доцент Шадринский государственный педагогический университет [email protected], [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ АВТОНОМНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта ШГПУ, договор № 46Н от 22 января 2019 года

Актуальность представленного в статье исследования обусловлена противоречием между необходимостью повышения способности молодых людей к преодолению трудных жизненных ситуаций и отсутствием понимания в современной науке путей и способов повышения их жизнеспособности. Гипотеза исследования состоит в том, что студенты с разными уровнями автономности имеют разную выраженность показателей жизнеспособности. В исследовании приняли участие 107 девушек и 70 юношей. Исследователями использовался опросный метод. Для выявления значимости различий показателей жизнеспособности у девушек и юношей с разными уровнями автономности использовался критерий Стьюдента. В статье описаны уровни автономности: низкий, средний и высокий. В исследованной выборке преобладают девушки и юноши - автономные с внешней поддержкой. Среди девушек больше зависимых, чем среди юношей. У автономных девушек в большей степени, чем у зависимых выражены активность, самоуважение, социальная компетентность, адаптивные стили поведения. У автономных юношей в большей степени выражены активность, позитивные установки, самоуважение, социальная компетентность, адаптивные стили, самоэффективность, настойчивость, внутренний локус, совладание со стрессом, удовлетворенность взаимоотношениями. Высокие показатели жизнеспособности были обнаружены как у студентов автономных с внешней поддержкой, так и у студентов автономных с внутренней поддержкой.

Ключевые слова: жизнеспособность, автономность, совладание, трудные жизненные ситуации, самодетерминация.

Современная психологическая наука с особым вниманием относится к проблеме становления и развития личности человека, разработке теоретических и практических подходов, способствующих поддержанию и сохранению здоровья личности, повышению степени удовлетворенности качеством жизни. Все чаще высказывается идея о том, что человек является активным творцом самого себя, своего жизненного пути. Более того, мировоззрение, ценности, идеалы формируют тот мир, в котором живет индивидуум. В то же время, жизнь человека невозможно представить вне общества, поскольку личность должна уметь органично и бесконфликтно встроиться в существующий миропорядок, проявив при этом свои способности, свою индивидуальность, свой личностный потенциал.

Учитывая условия среды, человек проявляет себя, действует в соответствии со своими взглядами, установками, выступает в жизни как активный субъект деятельности, выбирает подходящие на его взгляд, стратегии взаимодействия с миром в целом и с конкретными людьми.

Учитывая тот факт, что общество лишено стабильности, можно отметить, что человек должен постоянно адаптироваться к изменениям, происходящим вокруг него, изучать окружающую его действительность, быть гибким в приспособлении к ней, уметь ориентироваться в ситуации неопределенности. Важным качеством личности становится способность не полагаться на устоявшиеся

штампы, традиции, нормы, понимать, что это временные явления, уметь пользоваться собственной внутренней системой ценностей, быть самодетерминированной личностью, сознательно и самостоятельно регулирующей свои действия, поступки, отношения с миром.

Вслед за Д. А. Леонтьевым, можно отметить, что мир, где господствует неопределенность, совла-дание с ее вызовом выступает залогом адаптации и эффективного функционирования человека [4].

Следовательно, понятие личностной автономии является важным для характеристики современного самореализующегося, развивающегося в обществе человека. Личностная автономия представляет собой механизм саморегуляции и самодетерминации личности, реализующийся в виде осознанного выбора способа действий, учитывающего как внутренние стремления, так и внешние условия жизни человека (О.Е. Дергачева) [1].

Э. Деси и Р. Райана противопоставляют теорию автономии удовлетворению неосознанных влечений и слепому следованию внешних воздействий [7].

Среди отечественных исследований важная роль проблеме автономии отводится в концепции личностного развития Е.Р. Калитеевской и Д.А. Леонтьева [3], Т.В. Казанцевой [2], О.Е. Дер-гачевой [1], О. А. Карабановой и Н.Н. Поскребыше-вой [5], Е.Ю. Федоренко и Е.В. Островской [6].

Еще одним важным качеством, примыкающим к самодетерминации, выступает жизнеспособность человека. В исследованиях зарубежных

© Шерешкова Е.А., Ионина О.С., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

83

и отечественных авторов жизнеспособность рассматривается как установка человека, позволяющая ему справляться со стрессом, избегая его негативных последствий, сохранять высокий уровень активности в тяжелых жизненных ситуациях (С. Кобейза, С. Мадди, Е.И. Рассказова, Д.А. Леонтьев, Л.А. Александрова).

В современных исследованиях раскрывается роль личностной автономии в профессиональной деятельности педагога (Е.Ю. Почтарева, Н.В. Лукьянченко, Л.А. Кунаковская). Подобные исследования подтверждают тот факт, что личность современного студента, как будущего специалиста в области образования должна соответствовать требованиям времени, к числу которых относиться умение адаптироваться в условиях меняющегося мира, наличие внутренней мотивации, инициативы, самоорганизации. Кроме того, у будущего педагога должны быть стойкие внутренние духовные, мировоззренческие ориентиры, с учетом которых он выстраивает траекторию собственного жизненного пути, своей профессиональной деятельности и карьеры. Будущий педагог должен сформировать гуманистический взгляд на природу человека, понимание своей личности и индивидуальных особенностей окружающих людей. Такая личность способна учитывать собственные потребности, возможности, ориентироваться на них, в процессе принятия решений.

Цель исследования - выявить возрастные и половые особенности жизнеспособности у студентов с разными уровнями автономности.

Гипотеза исследования: студенты с разными уровнями автономности имеют разную выраженность показателей жизнеспособности.

В исследовании приняли участие студенты первого курса г. Шадринска Курганской области в возрасте 18-19 лет, 107 девушек и 70 юношей.

Методики исследования:

1. Опросник каузальных ориентаций Э. Деси и Р. Райана (Дергачева и соавт., 2008).

2. Тест межличностной зависимости Р. Гирш-фильда (адаптация О.П. Макушиной).

3. Опросник «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова-Бочавер).

4. Опросник «Жизнеспособность личности» (А.А. Нестерова).

5. Опросник «Жизнеспособность взрослого человека» (А.В. Махнач).

Для вычисления значимости различий нами был использован критерий Стьюдента.

Результаты исследования.

С целью изучения самодетерминирующих установок личности студентов нами использовался Опросник каузальных ориентаций Э. Деси и Р. Райана (Дергачева и соавт., 2008). Полученные данные представлены в таблице 1.

Данные таблицы 1 показывают, что у девушек (47,5%) преобладает высокий уровень внутренней каузальной ориентации. У них проявляется тенденция воспринимать локус каузальности как внутренний и испытывать чувства самодетерминации и компетентности. При внутренней ориентации отмечается высокая степень осознания основных человеческих потребностей и четкость использования информации для принятия решений о поведении, вследствие чего развито сильное чувство компетентности, самодетерминация и проявление воли на высоком уровне.

Средний уровень безличной каузальной ориентации имеют 62,2% девушек, они время от времени демонстрируют автоматическое и беспомощное поведение. 65,5% девушек иногда оперирует внешней мотивацией, что ведет к негибкости в поведенческих реакциях в процессе переработки информации и решения при этом базируются не на внутренних потребностях, а на внешних импульсах и критериях. Мотивы чрезмерно определяются внешними обстоятельствами.

У юношей также преобладает высокий уровень внутренней каузальной ориентации (70,3%), что говорит о стремлении оперировать внутренней мотивационной системой, присутствуют тенденции воспринимать локус каузальности как внутренний и испытывать чувства самодетерминации и компетентности.

В отношении безличной и внешней каузальной ориентации у юношей преобладает средний уровень: 62% и 67,6% соответственно, что также позволяет отметить определенную степень зависимости поведенческих реакций от получаемых результатов, стремление осуществлять различные действия ради достижения новых результатов. Кроме того, отмечается определенная степень автоматизма в поведении, недостаток самодетерминации в напряженных и сложных ситуациях, ощущение беспомощности в наиболее тяжелые моменты.

Таблица 1

Уровни каузальной ориентации у девушек и юношей, %

Уровни Внутренняя каузальная атрибуция Безличная каузальная атрибуция Внешняя каузальная атрибуция

д. ю. д. ю. д. ю.

Низкий 19,5 16,2 26,4 19 18,4 24,3

Средний 33 13,5 62,2 62 65,5 67,6

Высокий 47,5 70,3 11,4 19 16,1 8,1

Таблица 2

Уровни межличностной зависимости у девушек и юношей, %

Уровни Эмоциональная опора на других Неуверенность в себе Стремление к автономии Зависимость

д. ю. д. ю. д. ю. д. ю.

Низкий 3,5 2,7 7,3 5,4 15,3 19 11,4 2,7

Средний 27,5 32,3 42,3 70,3 58,5 59,4 33,6 56,8

Высокий 69 65 50,4 24,3 26,2 21,6 55 40,5

Тест межличностной зависимости Р. Гирш-фильда (адаптация О.П. Макушиной) был направлен на выявление способности к самоподдержке в поведении, определение степени зависимости от эмоциональной поддержки близких, чувствительности к критике со стороны окружающих, способности к принятию самостоятельных решений. Результаты, полученные по данной методике, представлены в таблице 2.

У девушек (69%) преобладает высокий уровень эмоциональной опоры на других. Это проявляется в направленности на получение высокой оценки с их стороны, склонности многого от них ожидать, чувствительности к неодобрению и критике окружающих, потребности в близких людях. 50,4% девушек чувствуют неуверенность в себе, сомнения в своей способности иметь дело с большинством из тех личностных проблем, с которыми человек сталкивается в жизни. Они не уверенны в своих суждениях и склонны спрашивать совета при необходимости принятия самостоятельных решений.

Большая часть девушек (58,5%) стремятся к автономии, к обособленности, самоопределению своих позиций, принятию ответственности за свои действия и чувства, свободе выбора способа поведения, уместного в данной ситуации, несмотря на окружающее влияние.

Тем не менее, 55% девушек имеют высокий уровень зависимости, выражающийся в потребности в эмоциональной близости, любви и принятии со стороны значимых других, ригидное стремление к получению помощи и поддержки на фоне постоянного ощущения себя как беспомощного и слабого независимо от конкретной ситуации.

У юношей мы наблюдаем схожую картину в отношении такого показателя, как эмоциональная опора на других, высокий уровень которого демонстрирует 65% испытуемых. Следовательно, юноши, также как и девушки, в значительной степени ориентированы на внешнюю оценку их действий, ждут поддержку со стороны значимых лиц, остро реагируют на критику, боятся утратить уважение со стороны окружающих.

В отличие от девушек, юноши в меньшей степени демонстрируют неуверенность в себе, у них явно преобладает средний уровень по этому показателю (70,3%), вместе с тем, можно отметить и снижение доли уверенных в себе юношей, в отличие от девушек (5,4%). Что позволяет говорить

о том, что в целом, юноши не так легко, как девушки уступают в споре, соглашаются с чужим мнением, присутствует ощущение способности справиться с частью жизненных проблем самостоятельно. Вместе с тем абсолютной уверенности в своих силах и возможности не прислушиваться к мнению окружающих еще недостаточно.

В группе юношей преобладает средний уровень стремления к автономии, что позволяет сделать вывод о том, что юноши стремятся определить свои позиции по большинству вопросов, достичь определенной независимости в действиях и мировоззрении.

Для юношей в меньшей степени выражен интегральный показатель межличностной зависимости, нежели у девушек. Для большинства из них характерен средний уровень зависимости, но и низкий уровень зависимости проявляется значительно реже, чем у девушек.

Результаты анализа данных методики позволяют сделать вывод о том, что потребность в эмоциональной близости находится на среднем уровне у юношей, в то время как у девушек более выражена потребность в принятии со стороны близких, либо наблюдается противоположная тенденция низкой зависимости от поддержки со стороны.

С целью изучения психологического благополучия студентов, стремления к независимости, автономности своего внутреннего мира и физического пространства, нами использовался опросник «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова-Бочавер), результаты которого представлены в таблице 3.

У большей части девушек (43,5%) средний уровень суверенности физического тела, что проявляется в отсутствии попыток нарушить их со-магическое благополучие, в переживании комфорта, вызванного прикосновениями, запахами. У 44,4% девушек выявлен средний уровень суверенности территории, они ощущают безопасность физического пространства, на котором находятся. У 60,5% девушек средний уровень суверенности вещей, что подразумевает уважение к их личной собственности и возможность самостоятельно распоряжаться личными вещами. У 52,3% девушек средний уровень суверенности социальных связей, они имеют право иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться близкими. У 78,5% девушек низкий уровень суверенности привычек, что

Таблица 3

Уровни суверенности психологического пространства девушек и юношей, %

Уровни Суверенность физического тела Суверенность территории Суверенность вещей Суверенность социальных связей Суверенность привычек Суверенность ценностей Суверенность психол. пространства

д. ю. д. ю. д. ю. д. ю. д. ю. д. ю. д. ю.

Низкий 35 0 27,4 0 13 0 27, 3 5 78, 5 0 20, 5 0 32, 5 0

Средний 43,5 65 44,4 49 60,5 65 52, 3 49 0 65 47, 2 49 50, 4 68

Высокий 21,5 35 28,2 51 26,5 35 20, 4 46 21,5 35 32, 3 51 27, 1 32

предполагает насильственные попытки изменить комфортный для них распорядок. У 47,2% средний уровень суверенности ценностей, право иметь свою точку зрения.

Из данных таблицы видно, что у юношей также преобладает средний уровень суверенности физического тела (65%), вместе с тем, можно отметить, что в группе юношей отсутствует низкий уровень (0%) и достаточно выражен высокий процент данного показателя (35%). Полученные результаты позволяют говорить о том, что юноши в большей степени, чем девушки ограждают свое тело от нежелательных прикосновений со стороны окружающих. По показателю суверенность территории у юношей преобладает высокий уровень (51%), а также выражен средний уровень (49%), отсутствует низкий уровень (0%), что позволяет сделать вывод о том, что у юношей в большей степени проявляется переживание безопасности физического пространства, на котором находится человек, они в большей степени склонны отстаивать границы своей территории.

По показателю суверенность вещей у юношей отмечается преобладание среднего уровня (65%), достаточно высокий процент высокого уровня (35%), отсутствует низкий уровень. Что соответствует выраженной потребности юношей уважения к личной собственности, недопустимости использования ее другими лицами. Показатель суверенность социальных связей у юношей отличается от девушек в сторону увеличения высокого процента (46%) и среднего процента (49%), при незначительном проценте низкого уровня (5%). Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что для юношей больше выражено желание отстаивать право иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться близкими.

По показателю суверенности привычек различия между юношами и девушками наиболее существенны. У юношей преобладает средний уровень (65%) и средний уровень (35%), отсутствует низкий уровень (0%). Таким образом, можно отметить, что юноши в большей степени стремятся к независимости своих действий, оберегают свою деятельность от вторжения со стороны.

Суверенность ценностей выражена в высокой степени у большинства юношей (51%), на среднем уровне у 49%, отсутствует низкий уровень (0%), что позволяет говорить о выраженной потребности юношей иметь свое собственное мировоззрение, представление о нормах морали.

По результатам теста можно сделать вывод, что у большей части девушек (50%) выражен средний уровень суверенности психологического пространства, т.е. способность поддерживать свои границы целостными, не разрушаться под влиянием внешних воздействий, чувство авторства по отношению к своей жизни. У 27% девушек низкий уровень суверенности психологического пространства, что говорит о зависимости их от других людей и их мнения, нарушении личных границ.

По результатам методики у юношей преобладает средний уровень суверенности психологического пространства (68%), средний уровень отмечается у 32%, отсутствует низкий уровень (0%).

Таким образом, можно отметить, что у юношей в большей степени, чем у девушек выражена суверенность психологического пространства, они в меньшей степени зависимы от мнений и взглядов окружающих, с большей силой отстаивают границы своего физического и психологического пространства, не допускают излишне активного вторжения со стороны.

На основе данных, полученных в результате диагностического исследования, нами были выделены уровни личностной автономии студентов:

1 уровень - зависимые (девушки - 30%, юноши - 10%) - студент опирается на внешние ресурсы, на других людей, отсутствует внутренняя поддержка, неуверенность в себе, зависимость от мнения других, личные границы постоянно нарушаются другими;

2 уровень - автономные с внешней поддержкой (девушки - 50%, юноши - 60%) - студент опираются на внешние ресурсы, на других людей, отсутствует внутренняя поддержка, уверенность в себе, зависимость от мнения других, при этом личные границы не нарушаются;

3 уровень - автономные с внутренней поддержкой (девушки - 20%, юноши - 30%) - студент опи-

Таблица 4

Средние значения показателей жизнеспособности студентов с разными уровнями личностной автономности (девушки и юноши)

Показатели жизнеспособности Уровни личностной автономности

Зависимые Автономные с внешней поддержкой Автономные с внутренней поддержкой

среднее ст. откл среднее ст. откл среднее ст. откл

д. ю. д. ю. д. ю. д. ю. д. ю. д. ю.

Опросник «Жизнеспособность личности» (А.А. Нестерова)

Самомотивация 53,38 48,3 6,43 11,8 49,68 52,34 6,7 7,6 54,58 48,3 5,2 7,5

Активность 50,3 41,3 7,2 12,7 46,36 46,58 7,7 8,5 56,25 52,8 6,2 12,2

Эмоциональный контроль 42,07 39,7 11,94 9,3 43,04 45,74 8,7 12,1 48,83 45,2 11,5 9,7

Позитивные установки 41,15 44,4 7,27 14,5 50,04 51,46 6,1 9,8 52,58 55,3 5,3 11,4

Самоуважение 50,84 45,4 8,16 14,3 49,24 49,37 7,3 9,4 58 54,3 5,9 8,8

Социальная компетентность 53,15 41,6 4,39 7,6 48,80 50,36 8,4 6,9 58,16 56,27 8,9 9

Адаптивные стиль 49,15 41,6 8, 16,2 49,68 51,56 5,9 7,4 58,75 47,56 7,4 10,3

Самооргани-зация 47,23 45 10,68 24,2 39,00 45,87 8,1 10,2 45,08 40,15 9,0 12,7

Опросник «Жизнеспособность взрослого человека» (А.В. Махнач)

Самоэффек-тивность 62,46 48,6 11,43 14,7 66,04 66,34 5,8 7,5 64,08 60,83 8,3 8,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Настойчивость 60,07 50,3 12,34 15,5 60,32 63,68 6,9 8,9 65,5 59,25 7,8 10,1

Локус 63,61 51,3 7,20 10,6 63,08 62,38 5,9 7,4 67,5 59,33 5,3 6,4

Совладание 61,84 33,6 6,17 9,0 63,36 63,28 5,2 6,3 64,58 60,82 3,7 7,6

Духовность 49,69 64 11,25 3 56,88 49,25 15,8 15,4 46,0 41,03 11,9 11,3

Взаимоотно-шения 65,15 23 9,60 31,2 68,16 67,56 7,8 7,3 70,0 64,48 8,4 6,6

раются на внутренние ресурсы, выражена внутренняя поддержка, уверенность в себе, независимость от мнения других, личные границы суверенны.

Для каждой группы испытуемых были подсчитаны средние значения показателей жизнеспособности. По средствам критерия Стьюдента подсчитана значимость различий испытуемых с разными уровнями автономности. Результаты подсчета средних значений показателей жизнеспособности для каждой группы представлены в таблице 4.

Нами выявлены значимые различия в показателе «Активность» у девушек и юношей. У автономных с внутренней поддержкой девушек и юношей активность выше, чем у зависимых (1Эмп = 2,8, р<0,01; 1Эмп = 3,4, р<0,01 соответственно).

У юношей выявлены значимые различия в показателе «Позитивные установки». У автономных с внутренней поддержкой юношей позитивные установки более выражены, чем у зависимых (1Эмп = 3,6, р<0,01). У автономных с внутренней поддержкой девушек и юношей самоуважение выше, чем у зависимых (1Эмп = 3,7, р<0,01; 1Эмп = 3,2, р<0,01 соответственно). У автономных с внутренней поддержкой девушек и юношей социальная компетентность выше, чем у зависимых (1Эмп = 3,2, р<0,01; 1Эмп = 3,5, р<0,01 соответственно). У автономных с внутренней поддержкой девушек выше адаптивные стили поведения, чем у девушек с внешней поддержкой и зависимых (1Эмп = 2,8, р<0,01). У автономных

с внешней поддержкой юношей адаптивные стили поведения выше, чем у зависимых (1Эмп = 2,6, р<0,05). ""

У автономных с внутренней и внешней поддержкой юношей выше самоэффективность, чем у зависимых (1Эмп = 2,3, р<0,05, 1Эмп = 3,6, р<0,01 соответственно). У автономных с внутренней и внешней поддержкой юношей выше настойчивость, чем у зависимых (1Эмп = 3,8, р<0,01, 1Эмп = 3,2, р<0,01 соответственно). У автономных с внутренней и внешней поддержкой юношей выше внутренний локус контроля, чем у зависимых (1Эмп = 2,5, р<0,05, 1Эмп = 2,7, р<0,01 соответственно). У автономных с внутренней и внешней поддержкой юношей выше совладание со стрессом, чем у зависимых (1Эмп = 3,1, р<0,01, 1Эмп = 2,8, р<0,01 соответственно). У зависимых юношей духовность выше, чем у автономных с внутренней поддержкой (1Эмп = 2,7, р<0,01). У зависимых юношей ниже ресурс взаимоотношений, чем у автономных с внутренней и внешней поддержкой (1Эмп = 3,7, р<0,01, 1Эмп = 3,3, р<0,01 соответственно).

У девушек различия шкал Опросника «Жизнеспособность взрослого человека» (А.В. Махнач) статистически не значимы.

Обсуждение.

Гипотеза исследования о том, что студенты с разными уровнями автономности имеют разную выраженность показателей жизнеспособно-

сти, нашла свое подтверждение. В ходе исследования мы выяснили, что у автономных девушек в большей степени, чем у зависимых выражены активность, самоуважение, социальная компетентность, адаптивные стили поведения. У автономных юношей в большей степени выражены активность, позитивные установки, самоуважение, социальная компетентность, адаптивные стили, самоэффективность, настойчивость, внутренний локус, совладание со стрессом, удовлетворенность взаимоотношениями. Вместе с тем, результаты, полученные нами, не демонстрируют очевидной прямой связи жизнестойкости и автономии личности, поскольку высокие показатели жизнеспособности были обнаружены у студентов со средним уровнем автономности - автономных с внешней поддержкой. Возможно, это объясняется тем, что высоко автономные студенты находятся в меньшинстве и внешне не всегда демонстрируют успешную адаптацию и интегрированность в студенческую среду, поскольку не всегда согласны с существующими в ней нормами и правилами.

Теория самоопределения SDT (Ryan & Connell, 1989; Kasser & Ryan, 1996; Ryan & Deci, 2017) указывает на три психологические потребности, которые присущи человеческой природе: автономия, компетентность и родство как необходимость чувствовать ценность и связь с другими.

Результаты нашего исследования показывают, что автономным студентам в большей мере присущи социальная компетентность, самоэффективность, а также удовлетворенность отношениями и социальными связями, ощущение поддержки от близких и значимых людей. Полученные нами данные согласуются с теорией самоопределения.

S.L. Koole, C. Schlinkert, T. Maldei, N. Baumann, считают, что деятельность, осуществляемая автономно, способствует большему удовлетворения потребностей и стимулирует жизнеспособность больше, чем аналогичные виды деятельности, навязываемые внешними силами [8].

Автономные студенты имеют опыт самостоятельного решения трудных жизненных ситуаций, что способствует росту их жизнеспособности. Зависимые студенты имеют опыт перекладывания проблем на других, либо опыт беспомощности, что делает их менее жизнеспособными. Справедливо полагать, что автономные студенты хорошо ориентируются в своих потребностях и предпринимают осознанные действия по их удовлетворению. Зависимые же, в свою очередь, склонны к слиянию с другими людьми, что приводит к подмене своих потребностей чужими, что снижает жизнеспособность человека.

N.I. Zaman, U. Ali установили, что использование проблемно-ориентированных стратегий является следствием автономии среди студентов университетов. Студенты с высоким уровнем ав-

тономии, сталкиваясь с трудной жизненной ситуацией, ориентированы на анализ ситуации, планирование ее разрешения и реализацию активных действий. Использование проблемно-ориентированных стратегий является показателями жизнеспособности личности, так как позволяют справлять с трудными жизненными ситуациями [11].

L.E. Kunst, J. Maas, M.A.L.M. Van Assen, W. Van der Heijden & M.H.J. Беккер полагают, что автономные люди характеризуются самоуправлением, будучи связанными с другими и чувствительными к ним. Дефицит автономности и связанности характеризуется высокой чувствительностью к другим, а также низким уровнем самосознания и низкой способностью управлять новыми ситуациями [9].

Результаты нашего исследования выявили половые различия показателей жизнеспособности у автономных и зависимых студентов. Согласно неоаналитической теории объектных отношений Chodorow, автономия развивается у мальчиков и у девочек по-разному (Chodorow, 1989). Женщины более чувствительны к другим, чем мужчины (van Assen & Bekker, 2009). Чувствительность к другим отражает чувствительность к мнениям, желаниям и потребностям других людей; сочувствие, а также способность и потребность в близости.

B. Soenens, S.-Y. Park, E. Mabbe, S.Van Petegem, K. Brenning полагают, что удовлетворение потребности в автономии включает в себя переживания психологической свободы, воли и подлинности. Испытывая автономию, человек может свободно действовать в соответствии с ценностями, целями и интересами, которые он искренне поддерживает. Разочарование в этой необходимости, напротив, проявляется в чувстве давления и обязательства [10]. Когда вы испытываете разочарование в самостоятельности, человек чувствует себя вынужденным действовать, думать или чувствовать определенным образом (Ryan and Deci, 2000). Многочисленные исследования показали, что удовлетворение этой потребности способствует благополучию детей (например, Veronneau et al., 2005) и подростков (Soenens et al., 2007), тогда как фрустрация является прогностическим фактором плохого самочувствия и даже увеличивает риск для психопатологии (Bartholomew et al., 2011;Vansteenkiste and Ryan, 2013). В то время как удовлетворенность автономией способствует психосоциальной адаптации в разные периоды развития, в особенности в подростковом и юношеском возрасте, удовлетворенность автономией связана с успешным решением юношами таких важных задач развития, как развитие личности (Luyckx et al., 2009; Soenens and Vansteenkiste, 2011) и регулирование эмоций (Brenning et al., 2015; Ryan et al., 2016).

Результаты нашего исследования вносят вклад в понимание роли автономности юношей и девушек в становлении их жизнеспособности. Результа-

ты могут быть использованы для дальнейшего изучения предикторов автономности молодых людей.

Выводы:

1. В исследованной выборке преобладают девушки и юноши - автономные с внешней поддержкой. Среди девушек больше зависимых, чем среди юношей.

2. У автономных девушек в большей степени, чем у зависимых выражены активность, самоуважение, социальная компетентность, адаптивные стили поведения. У автономных юношей в большей степени выражены активность, позитивные установки, самоуважение, социальная компетентность, адаптивные стили, самоэффективность, настойчивость, внутренний локус, совладание со стрессом, удовлетворенность взаимоотношениями.

3. Высокие показатели жизнеспособности были обнаружены как у студентов автономных с внешней поддержкой, так и у студентов автономных с внутренней поддержкой.

4. Результаты исследования дают основание заключить, что автономность повышает жизнеспособность в юношеском возрасте.

Библиографический список

1. Дергачева О.Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 21 с.

2. Казанцева Т.В. Социально-психологические детерминанты межличностной привязанности: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2011. - 205 с.

3. Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2006. -№ 3. - С. 49-55.

4. Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному. Личностный потенциал: структура и диагностика. - М.: Смысл, 2011. - 675 с.

5. Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. - 2014. -№ 4 (16). - С. 34-41.

6. Федоренко Е.Ю., Островская Е.В. Личностная автономия и возможности ее развития средствами групповой гештальт-терапии // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 5. - С. 84-88.

7. Ryan R.M., & Deci E.L. Supporting autonomy, competence, and relatedness: The coaching process from a self-determination theory perspective. In P. Brownell, S. English, & J. Sabatine (Eds.), Professional coaching: Principles and practice. - New York, NY: Springer. - 2019. - Pp. 231-246.

8. Koole S.L., Schlinkert C., Maldei T., Baumann N. (2019) Becoming who you are: An integrative review of self-determination theory and

personality systems interactions theory // Journal of Personality. - 2019. - № 87 (1): 15-36. DOI: 10.1111/ jopy. 12380.

9. Kunst L.E., Maas J., Van Assen M.A.L.M., Heijden W. Van der & Bekker M.H.J. Autonomy deficits as vulnerability for anxiety: evidence from two laboratory-based studies // Anxiety, Stress & Coping. -2019. - 32:3. - Рр. 244-258. DOI: 10.1080/10615806. 2019.1580697

10. Soenens B., Park S.-Y., Mabbe E., Van Petegem S., Brenning K. The moderating role of vertical collectivism in South-Korean adolescents' perceptions of and responses to autonomy-supportive and controlling parenting // Frontiers in Psychology. -2018. - No 9 (JUL). - Pp. 10-80. DOI: 10.3389/ fpsyg.2018.01080.

11. Zaman N.I., Ali U. (2019)Autonomy in university students: Predictive role of problem focused coping Pakistan // Journal of Psychological Research. - 2019. - № 34 (1). - Pp. 101-114. DOI: 10.33824/PJPR.2019.34.1.6

References

1. Dergacheva O.E. Lichnostnaya avtonomiya kak predmet psihologicheskogo issledovaniya: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 2005. - 21 s.

2. Kazanceva T.V. Social'no-psihologicheskie determinanty mezhlichnostnoj privyazannosti: dis. ... kand. psihol. nauk. - SPb., 2011. - 205 s.

3. Kaliteevskaya E.R., Leont'ev D.A. Puti stanovleniya samodeterminacii lichnosti v podrostkovom vozraste // Voprosy psihologii. -2006. - № 3. - S. 49-55.

4. Leont'ev D.A. Novye orientiry ponimaniya lichnosti v psihologii: ot neobhodimogo k vozmozhnomu. Lichnostnyj potencial: struktura i diagnostika. - M.: Smysl, 2011. - 675 s.

5. Poskrebysheva N.N., Karabanova O.A. Issledovanie lichnostnoj avtonomii podrostka v kontekste social'noj situacii razvitiya // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. - 2014. - № 4 (16). - S. 34-41.

6. Fedorenko E. YU., Ostrovskay aE. V. Lichnostnaya avtonomiya i vozmozhnosti ee razvitiya sredstvami gruppovoj geshtal't-terapii // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. - 2017. - № 5. -S. 84-88.

7. Ryan R.M., & Deci E.L. Supporting autonomy, competence, and relatedness: The coaching process from a self-determination theory perspective. In P. Brownell, S. English, & J. Sabatine (Eds.), Professional coaching: Principles and practice. - New York, NY: Springer. - 2019. - Pp. 231-246.

8. Koole S.L., Schlinkert C., Maldei T., Baumann N. (2019) Becoming who you are: An integrative review of self-determination theory and personality systems interactions theory // Journal of Personality. - 2019. - № 87 (1): 15-36 DOI: 10.1111/ jopy. 12380.

9. Kunst L.E., Maas J., Van Assen M.A.L.M., Heijden W. Van der & Bekker M.H.J. Autonomy deficits as vulnerability for anxiety: evidence from two laboratory-based studies // Anxiety, Stress & Coping. -2019. - 32:3. - Pp. 244-258. DOI: 10.1080/10615806. 2019.1580697

10. Soenens B., Park S.-Y., Mabbe E., Van Petegem S., Brenning K. The moderating role of vertical collectivism in South-Korean adolescents'

perceptions of and responses to autonomy-supportive and controlling parenting // Frontiers in Psychology. -2018. - No 9 (JUL). - Pp. 10-80. DOI: 10.3389/ fpsyg.2018.01080.

11. Zaman N.I., Ali U. (2019)Autonomy in university students: Predictive role of problem focused coping Pakistan // Journal of Psychological Research. - 2019. - № 34 (1). - Pp. 101-114. DOI: 10.33824/PJPR.2019.34.1.6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.