Научная статья на тему 'Изучение личностной автономии студентов педагогического университета'

Изучение личностной автономии студентов педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
515
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностная автономия / самодетерминация / изучение / психодиагностика. / personal autonomy / self-determination / research / psycho diagnostic.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — О С. Ионина

В статье рассматривается проблема личностной автономии, раскрываются подходы разных авторов к трактовке данного явления, выделены компоненты автономии, уровни развития личностной автономии. В статье описано экспериментальное изучение уровня автономии личности студентов педагогического университета. В исследовании приняли участие студенты первого курса. Диагностическое исследование осуществлялось с применением опросника каузальных ориентаций Э. Деси и Р. Райана (адаптация О.Е. Дергачевой и соавт.) и теста межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О.П. Макушиной). В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что наиболее высокий процент студентов педагогического университета демонстрирует средний уровень личностной автономии, кроме того, большое количество студентов находятся на низком уровне развития данного качества, что является явно недостаточным для их дальнейшей профессиональной деятельности и требует специальной работы по развитию личностной автономии студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of personal autonomy of students of pedagogical university

The article deals with the problem of personal autonomy, reveals the viewpoints of different authors to the interpretation of this phenomenon. The article describes the components of autonomy. The article describes the levels of personal autonomy. The author pays attention to the experimental study of the levels of autonomy of students of pedagogical university. The first-year students were involved in the research. The diagnostic research was carried out using the questionnaire of causal orientations of E. Desi and R. Ryan (adaptation by O. E. Dergacheva and others) and the test of interpersonal dependence R. Hirshfild (adaptation by O. P. Makushina). As the result of the research, it was concluded that the highest percentage of students of pedagogical university demonstrates an average level of personal autonomy, in addition, a large number of students are at a low level of development of this quality, which is clearly insufficient for their further professional activities and requires special work on the development of personal autonomy of students.

Текст научной работы на тему «Изучение личностной автономии студентов педагогического университета»

эксперимент показал, что 30% имеют средний уровень умения определить, выразить и контролировать страх, контрольный этап выявил данный уровень у 40% детей. Дети способны демонстрировать эмоцию только по одному или двум компонентам (мимике, жестам, позе), затрудняются ответить, в каких ситуациях испытывали страх, испытывают страх в игре, придумывают, как обмануть лису, планируют свой более безопасный маршрут, придерживаются установленного плана, осуществляют его, несмотря на страх, без затруднений выполняют задание. Констатирующий эксперимент выявил, что 60% детей имели низкий уровень умения дифференцировать, выражать и контролировать страх, на контрольном этапе данный уровень был выявлен у 40% детей. Дети не называют эмоциональных состояний, делают грубые ошибки в определении и дифференцировке эмоций, не могут продемонстрировать эмоцию и ответить, в каких ситуациях испытывали страх, не испытывают страха в игре, не пытаются убежать от источника опасности, не планируют свой более безопасный маршрут, не принимают правил игры.

Таким образом, по сравнению с результатами констатирующего эксперимента, результаты контрольного подтвердили эффективность проведенной работы, цель которой являлось развитие способности к осуществлению сдерживания проявления эмоции страха, ее преодоления в различных ситуациях посредством психогимнастики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. - СПб. : Речь, 2010. - 240 с.

2. Изард, К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изард. - М. : МГУ, 2016. - 439 с.

3. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения и их коррекция в детском возрасте / В.В. Лебединский. - М. : МГУ, 2017. - 196 с.

4. Тиховская, М.Ю. Динамика страхов у дошкольников с задержкой психического развития / М.Ю. Тиховская // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сб. ст. по материалам XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. - Новосибирск : СибАК, 2015. - С. 373-378.

5. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. - М. : Академия, 2016. - 56 с.

6. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. - М. : ВЛАДОС, 2015. - 160 с.

REFERENCES

1. Zakharov A.I. Dnevnye i nochnye strakhi u detei [Day and night fears in children]. Sankt-Peterburg: Rech', 2010. 240 p.

2. Izard K.E. Emocii cheloveka [Person's emotions]. Moscow: MGU, 2016. 439 p.

3. Lebedinskii V.V. Emocional'nye narusheniya i ikh korrekciya v detskom vozraste [Emotional disorders and their correction in childhood]. Moscow: MGU, 2017. 196 p.

4. Tikhovskaya M.Yu. Dinamika strakhov u doshkol'nikov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya [The dynamics of fears in preschoolers with mental retardation]. Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Gumanitarnye nauki: sb. st. po materialam XXXIII mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. [Scientific community of students of theXXI century. Humanitarian sciences]. Novosibirsk: SibAK, 2015, pp. 373-378.

5. Khukhlaeva O.V. Korrekciya narushenii psikhologicheskogo zdorov'ya doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov [Correction of psychological disorders of preschoolers and younger students]. Moscow: Akademiya, 2016. 56 p.

6. Chistyakova M.I. Psikhogimnastika [Psycho-gymnastics]. Moscow: VLADOS, 2015. 160 p.

УДК 159.92

О.С. Ионина,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и

педагогической психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия [email protected] ORCID: 0000-0003-2561-2030

Изучение личностной автономии студентов педагогического университета

В статье рассматривается проблема личностной автономии, раскрываются подходы разных авторов к трактовке данного явления, выделены компоненты автономии, уровни развития личностной автономии. В статье описано экспериментальное изучение уровня автономии личности студентов педагогического университета. В исследовании приняли участие студенты первого курса. Диагностическое исследование осуществлялось с применением опросника каузальных ориентаций Э. Деси и Р. Райана (адаптация О.Е. Дергачевой и соавт.) и теста межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О.П. Макушиной). В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что наиболее высокий процент студентов педагогического университета демонстрирует средний уровень личностной автономии, кроме того, большое количество студентов находятся на низком уровне развития данного качества, что является явно недостаточным для их дальнейшей профессиональной деятельности и требует специальной работы по развитию личностной автономии студентов.

Ключевые слова: личностная автономия, самодетерминация, изучение, психодиагностика.

O.S. Ionina,

Ph.D. in Psychologic Sciences, Assossiated Professor, Department of Psychology of

Development and Pedagogical Psychology Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia

The analysis of personal autonomy of students of pedagogical university

The article deals with the problem of personal autonomy, reveals the viewpoints of different authors to the interpretation of this phenomenon. The article describes the components of autonomy. The article describes the levels of personal autonomy. The author pays attention to the experimental study of the levels of autonomy of students of pedagogical university. The first-year students were involved in the research. The diagnostic research was carried out using the questionnaire of causal orientations of E. Desi and R. Ryan (adaptation by O. E. Dergacheva and others) and the test of interpersonal dependence R. Hirshfild (adaptation by O. P. Makushina). As the result of the research, it was concluded that the highest percentage of students of pedagogical university demonstrates an average level of personal autonomy, in addition, a large number of students are at a low level of development of this quality, which is clearly insufficient for their further professional activities and requires special work on the development of personal autonomy of students.

Keywords: personal autonomy, self-determination, research, psycho diagnostic.

Проблема развития личностной автономии представляет особый интерес для современной психологии. Вместе с тем можно отметить, что в отечественных исследованиях данное явление стало изучаться относительно недавно, именно по этой причине существует сложность подбора диагностических методик, адекватных исследуемому явлению, ввиду их ограниченного количества, по большей части представляющих собой адаптацию зарубежных методик. Кроме того, присутствует сложность описания личностной автономии, поскольку однозначного понятия и определения автономии не существует, а взгляды на природу и проявления данного феномена у разных исследователей могут существенно расходиться.

Сама идея автономии личности изначально изучалась в русле философии, понималась как свобода воли. Так или иначе идеи независимости мышления, принятия самостоятельных решений, сознательной постановки целей, саморегуляции и самоопределения личности рассматривались в русле экзистенциальной и гуманистической философии, литературе такими авторами как А. Камю, Ж. Сартр, М. Бубср, М.М. Бахтин.

Разнообразные проявления и показатели автономности личности нашли свое отражение в трудах представителей гуманистической психологии, направления экзистенциализма, в частности, в исследованиях У. Джемса, Э. Фромма, А. Маслоу, К. Роджерса и других.

Данная проблема в контексте относительности свободы личности, автономии рассматривается и в психоаналитическом направлении и глубинной психологии в работах К. Хорни, К. Юнга и других авторов.

Отдельные аспекты личностной автономии, ответственности личности, свободы выбора включены в предмет исследования ряда советских и российских авторов: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь и другие.

Особое значение в своих исследованиях проблеме автономии личности отведено в трудах таких ученых психологов, как Э. Деси и Р. Райан, О.Е. Дергачева, Д.А. Леонтьев.

В работах указанных выше исследователей анализу подвергаются разные отдельные аспекты личностной автономии, вместе с тем, очевидным остается тот факт, что рассматриваемый нами феномен до сих пор является недостаточно изученным, не окончательно разработанным как в теоретическом, так и практическом аспекте, поэтому, представляющей особый интерес для изучения.

Отечественные исследователи автономии Д.А. Леонтьев, О.Е. Дергачева указывают на важность и сложность организации данного явления, отмечают отсутствие полных и точных определений автономии [2, с. 212].

Чаще всего в различных исследованиях речь идет о личностной и межличностной разновидностях автономии.

Личностная автономия представляет собой своего рода саморегуляцию (самодетерминацию) поведения, в ситуации, осознания человеком личной ответственности за собственные шаги, действия и решения, которые он совершает с опорой на устоявшиеся внутренние нормы, ценности, с учетом своих истинных потребностей и желаний.

Именно с этой точки зрения личностную автономию раскрывают Э. Деси и Р. Райан в теории самодетерминации. В этом контексте автономия представляет собой явление, противоположное слепому удовлетворению неосознаваемых влечений и потребностей с одной стороны, и безвольному подчинению воздействий извне, с другой стороны.

Раскрывая автономию как феномен, характеризующий межличностную сферу отношений, обычно в качестве основных проявлений автономии отмечается способность устанавливать и поддерживать близкие эмоциональные связи с окружающими, не боясь потерять свою уникальность при этом, с учетом своих личностных границ. При этом подходе автономия противопоставляется эмоциональной зависимости и слиянию с близкими, но не является и синонимом изоляции от людей. Подобный подход можно найти в исследованиях Т.В. Казанцевой [3].

В исследованиях Е.Ю. Федоренко и Е.В. Островской автономия также рассматривается как явление, противоположное отчужденности, изолированности от окружающих. Она является активным механизмом, предполагающим выстраивание взаимодействия с другими людьми и умение инициативно включаться и действовать в различных обстоятельствах [5, с. 84].

Мы также придерживаемся подобной точки зрения, поскольку в условиях современной действительности человек, вряд ли способен проявить себя, реализовать свой потенциал в изоляции от общества людей, избегая контактов с ними. Более того, зрелые и гармоничные отношения с окружающими способен наладить только тот, у кого простроены личностные границы, кто осознает отдельные свойства и проявления своей личности, понимает причины своих проблем и переживаний, не перекладывает их на плечи других, то есть, человек в достаточной степени автономный.

Личность, обладающая высокой степенью автономности способна взаимодействовать с окружающими на равных, выстраивать с ними отношения, лишенные психологических зависимостей и невротических проблем. Навыки оказания поддержки, помощи окружающим, умение просить о помощи также могут считаться показателями личности, обладающей таким качеством как автономность.

Таким образом, человеку с высоким уровнем автономности проще выстроить взаимодействие, наладить контакт с другими, такой личности проще знакомится с людьми, поскольку она не боится утраты собственного Я, без страхов пробует что-то новое, обладает высокой толерантностью к неопределенности. И, соответственно, наоборот, личность с низким уровнем автономности испытывает многочисленные трудности при выстраивании контакта с окружающими, демонстрирует высокий уровень социальной тревожности, дискомфорта, неуверенности в общении.

0.Е. Дергачева указывает на тот факт, что личностная автономия может считаться показателем личностной зрелости, недостаточное развитие которой может приводить к поведенческим, эмоциональным и психическим расстройствам разного рода.

Большинство современных авторов сходятся во мнении в том, что у человека есть врожденное стремление к независимости, но оно присутствует на уровне задатка. В целом же, нельзя говорить о том, что автономия является врожденной чертой, скорее наоборот, на ранних этапах развития организма преобладает стремление к зависимости и подражанию, без которого ребенок просто не способен был бы выжить в условиях окружающей его действительности в силу своей беспомощности. В частности, О.П. Макушева и Н.Н. Поскребышева указывают на то, что личностная автономия является не врожденной чертой, а формируется в детстве при наличии благоприятных внешних условиях жизни.

Наряду с понятием личностной автономии, в научном обиходе широко применяется термин самодетерминация. Авторами данной теории являются Э. Деси и Р. Райан. В данной теории рассматриваются факторы, способствующих росту, реализации человеческого потенциала. Понятие самодетерминации Э. Деси и Р. Райан раскрывают как способность самостоятельно выбирать действия, а не опираться на внешние подкрепления [6].

По мнению О.Е. Дергачевой, личностная автономия является механизмом саморегуляции и самодетерминации личности, которое раскрывается в виде осознанного выбора способа действий, учитывающего как внутренние стремления, так и внешние условия жизни человека [1, с. 5].

Структура личностной автономии изучается в исследованиях Н.Н. Поскребышевой, О.А. Карабановой. Они выделяют поведенческий, эмоциональный, когнитивный и ценностный компоненты автономности личности. При этом когнитивный м поведенческий компоненты отвечают за проявление самостоятельности мыслей и действий, планировании и анализе своих целей и перспектив. Таким образом, этот компонент обнаруживает прочную связь с внутренним локусом контроля личности [4, 36].

Эмоциональный компонент предполагает умение понимать свои чувства, эмоции, наличие рефлексии, эмпатии, эмоциональной саморегуляции, самоконтроля. Ценностный компонент связывается с собственной системой ценностей и убеждений.

Характеризуя личность современного студента педагогического ВУЗа, приходится констатировать что одним из важнейших требований, предъявляемых к ней современной действительностью как раз и будет являться личностная автономия. Этот факт достаточно легко обосновать, поскольку будущий специалист сферы образования должен являться достаточно зрелой личностью, умеющей налаживать контакт со своим ближайшим окружением, уметь адаптироваться в условиях меняющейся окружающей действительности, должен обладать сформированной системой внутренних мотивов, способностью к самоорганизации. Вместе с тем, будущий педагог должны обладать стойкой системой внутренних духовных, ориентиров, сформированным мировоззрением, на основе которых он планирует направления личностного и профессионального развития, содействует личностному росту воспитанников и обучающихся. Будущий педагог должен отличаться высокой степенью личностной осознанности, умением понимать себя и других людей, ценить собственную личность, уважительно и бережно относиться к личности других людей, особенно незрелой личности своих воспитанников. Только в этом случае студен способен будет проявить себя как грамотный педагог, способный учитывать собственные потребности, возможности, ориентироваться на них, в процессе принятия решений.

Таким образом, одним из ведущих личностных качеств студента педагогического ВУЗа можно считать личностную автономию, что и определило тему нашего исследования.

Цель исследования - выявить особенности и уровень личностной автономии у студентов педагогического университета.

В исследовании приняли участие студенты первого курса ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». Возраст испытуемых 18-19 лет, количество испытуемых 144 человека.

Методики исследования:

1. Опросник каузальных ориентаций Э. Деси и Р. Райана (Дергачева и соавт., 2008).

2. Тест межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О.П. Макушиной).

С целью изучения самодетерминирующих установок личности студентов нами использовался Опросник каузальных ориентаций Э. Деси и Р. Райана (Дергачева и соавт., 2008). Авторы данной методики предполагают, что тип внутренней мотивации как сочетание когнитивного, аффективного и поведенческого компонента может быть выражен понятием каузальная ориентация. Выделяются три типа каузальной ориентации: внутренняя (интернальная), внешняя (экстернальная) и безличная.

Выраженная автономная каузальная ориентация проявляется в стремлении ориентироваться на внутренние мотивы, что соответствует внутреннему локусу контроля и самодетерминации. Такая личность хорошо осознает свои внутренние потребности, понимает смысл своих действий, гибко реагирует на изменения во внешней или внутренней среде, меняя поведение.

В случае преобладания внешней каузальной ориентации в поведении наблюдается стремление к сверхдостижениям. Личность ориентируется на поиск внешних признаков подтверждения своей значимости, успешности, что может считаться признаком неразвитости самодетерминации. Человек в этом случае ориентируется на внешние мотивы, образцы, что может проявляться в негибком поведении, отсутствии знаний своих внутренних потребностей, опоре на внешний контроль.

В случае безличной каузальной ориентации возникает феномен «выученной беспомощности», поскольку они привыкают к тому, что среда не реагирует на их действия. Самодетерминация не выражена, проявляется автоматическое, бездумное поведение, с присутствием доли внешней мотивации.

По мнению авторов методики, у человека имеется все три типа ориентации, варьируется лишь их соотношение.

Результаты, полученные в ходе диагностического исследования и уровни трех типов каузальной ориентации, предлагаемых авторами опросника представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни каузальной ориентации у студентов, %

Уровни Внутренняя каузальная атрибуция Безличная каузальная атрибуция Внешняя каузальная атрибуция

Низкий 19, 5 25 20

средний 30,5 62 66

высокий 50 13 14

Данные таблицы 1 показывают, что у студентов - участников экспериментального исследования преобладает высокий уровень внутренней каузальной атрибуции (50%). Следовательно, им свойственно наличие внутреннего локуса контроля, присутствует чувство самодетерминации и компетентности. Студенты хорошо осознают свои основные потребности, ориентируются на них при принятии решений.

Средний уровень безличной каузальной ориентации демонстрирует 62 процента испытуемых, что говорит о том, что для них характерно периодическое проявление автоматизма и беспомощности в поведении. Достаточно часто они опираются на внешнюю мотивацию, что может вести к отсутствию гибкости в поведении. Принимая решения о выборе действия, они ориентируются не на свои внутренние потребности, а на внешние воздействия, нормы и эталоны. Поведение в большей степени зависит от внешних причин.

В отношении внешней каузальной ориентации у большинства испытуемых отмечается средний уровень 66%, что является достаточно высоким процентом и позволяет сделать вывод о том, что большая часть студентов выбирает способ действий в зависимости от предполагаемых результатов, демонстрируется высокий уровень автоматических и бездумных действий, в напряженных, стрессовых ситуациях может возникать чувство беспомощности, некомпетентности.

В целях определения навыков психологической поддержки самому себе, что необходимо в стрессовых ситуациях, нами использовался тест межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О.П. Макушиной). Кроме того, данная методика позволяет определить выраженность уровня эмоциональной зависимости личности от

окружающих, необходимость эмоциональной поддержки со стороны, уверенность в себе, стремление к независимости и автономии от мнения близких.

Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования зависимости студентов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровни межличностной зависимости студентов, %

Уровни Эмоциональная Неуверенность в Стремление к Зависимость

опора на других себе автономии

Низкий 3 6,3 16,2 7

средний 29 52 58,8 41

высокий 68 41,7 25 52

Из данных таблицы видно, что для большей части выборки испытуемых преобладает высокий уровень эмоциональной опоры на других (68%), что выражается в стремлении получать положительные оценки своих действий со стороны других людей, отвечать их ожиданиям. Это качество также проявляется в завышенных ожиданиях по отношению к близким, излишней чувствительности к неодобрению и критике со стороны окружающих. В целом это говорит о выраженной потребности в близких людях. 52% студентов характеризует средний уровень неуверенности в себе, что позволяет сделать вывод о том, что студенты часто уступают в споре, не всегда уверены в своих решениях и поступках, стремятся получить совет и поддержку со стороны близких. В отдельные моменты возникает ощущение того, что человек способен справиться самостоятельно с жизненными ситуациями, если они не слишком сложные. Кроме того, достаточно высокий процент испытуемых, испытывающих высокий уровень неуверенности (41,7%). Для них характерна полная неуверенность в себе, ощущение неспособности иметь дело с большинством из жизненных проблем, они не уверенны в своих мыслях, стремятся получать советы окружающих.

Абсолютная уверенность в себе проявляется лишь у небольшого процента испытуемых (6,3%), которые способны не прислушиваться к мнению окружающих, уверены в своих силах и способности решить любую жизненную ситуацию.

Большая часть испытуемых демонстрирует средний уровень стремления к автономии (58,8%), что соответствует стремлению в определенной степени отстаивать свои позиции, принимать долю ответственности за свои решения с учетом мнения окружения, вместе с тем это говорит о стремлении достичь определенной независимости в действиях и мировоззрении.

Анализируя интегральный показатель межличностной зависимости отмечаем, что большая часть испытуемых имеет высокий (52%) и средний (41%) уровни зависимости, что проявляется в потребности в эмоциональной близости, любви и принятии со стороны значимых других, тенденции к получению помощи и поддержки со стороны, чувстве беспомощности.

На основе обобщения данных, полученных в результате диагностического исследования по опроснику каузальных ориентаций Э. Деси и Р. Райана (Дергачева и соавт., 2008) и теста межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О.П. Макушиной), нами были выделены 3 уровня личностной автономии студентов.

1 уровень - низкий уровень личностной автономии (25%) - студент опирается на мнение окружающих, близких, слабо развита внутренняя мотивация, присутствует неуверенность в себе. Отмечаются проблемы с отстаиванием личных границ, своего внутреннего мира, собственных ценностей и убеждений. Присутствует низкая степень понимания себя, уважения к собственной личности, своим потребностям, они обесцениваются. Выражены сложности в проявлении себя в творческой деятельности, присутствует страх неудачи, тревожность, трудности в установлении контакта с окружающими. В деятельности предпочитают ориентироваться на внешние стандарты, образцы, задаваемые извне.

2 уровень - средний уровень личностной автономии (52%) - студенты учитывают в своей деятельности внешние ресурсы, внешние обстоятельства, мнения окружающих людей, недостаточно развита внутренняя поддержка. В сложных ситуациях склонны утрачивать веру в собственные силы, стараются избегать ответственности за выполненные

действия и принятые решения, спрятаться за авторитетами. Периодическая зависимость от мнения других, при этом присутствуют навыки отстаивания личных границ, своего мнения. Способны проявить себя с творческой стороны, обращают внимание на свои сильные и слабые стороны, стараются учитывать их в своей деятельности.

3 уровень - высокий уровень личностной автономии (23%) - студенты опираются преимущественно на внутренние ресурсы, преобладает внутренняя поддержка, выражена уверенность в себе, проявляется независимость от мнения других. Способны отстаивать личные границы, способны проявлять себя как гибкая творческая личность, ориентирующаяся на собственные представления об окружающем мире и своем месте в нем. Наблюдается высокий уровень межличностной коммуникации, умение налаживать контакт с окружающими. Отмечается высокая самооценка, принятие себя.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что наиболее высокий процент студентов педагогического университета демонстрирует средний уровень личностной автономии, кроме того, большое количество студентов находятся на низком уровне развития данного качества, что является явно недостаточным для их дальнейшей профессиональной деятельности и требует специальной работы по развитию личностной автономии студентов.

В качестве гипотезы, объясняющей данные результаты можно привести тот факт, что подавляющее большинство студентов педагогического университета (75%) составляют девушки, для которых в большей степени характерна эмоциональная зависимость от мнения окружающих, нежели у юношей, тенденция к автономии может проявляться менее ярко, что и могло сказаться на результатах диагностического исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Дергачева, О.Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования : автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.Е. Дергачева. - М., 2005.

2. Дергачева, О.Е. Личностная автономия как составляющая личностного потенциала / О.Е. Дергачева, Д.А. Леонтьев // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. - М. : Смысл, 2011. - С. 210-240.

3. Казанцева, Т.В. Социально-психологические детерминанты межличностной привязанности : дис. ... канд. психол. наук / Т.В. Казанцева. - СПб., 2011. - 205 с.

4. Поскребышева, Н.Н. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития / Н.Н. Поскребышева, О.А. Карабанова // Национальный психологический журнал. -2014. - № 4 (16). - С. 34-41.

5. Федоренко, Е.Ю. Личностная автономия и возможности ее развития средствами групповой гештальт-терапии / Е.Ю. Федоренко, Е.В. Островская // Международный журнал экспериментального образования. -2017. - №5.- С. 84-88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Deci, E.L. Handbook of Self-Determination Research / E.L. Deci, R.M. Ryan. - New York, Rochester, 2004. - 470 р.

REFERENCES

1. Dergacheva O.E. Lichnostnaya avtonomiya kak predmet psikhologicheskogo issledovaniya. Avtoref. diss. kand. psikhol. nauk [Personal autonomy as a subject of psychological research. Ph. D. (Psychology) Thesis]. Moscow, 2005.

2. Dergacheva O.E., Leont'ev D.A. Lichnostnaya avtonomiya kak sostavlyayushchaya lichnostnogo potenciala [Personal autonomy as a component of personal potential]. In Leont'eva D.A. (ed.) Lichnostnyi potencial: struktura i diagnostika [Personalpotential: structure and diagnosis]. Moscow: Smysl. 2011, pp. 210-240.

3. Kazanceva T.V. Social'no-psikhologicheskie determinanty mezhlichnostnoi privyazannosti. Diss. kand. psikhol. nauk [Social psychological determinants of interpersonal affection. Dr. Sci. (Psychology) diss.]. Sankt-Peterburg, 2011. 205 p.

4. Poskrebysheva N.N., Karabanova O.A. Issledovanie lichnostnoi avtonomii podrostka v kontekste social'noi situacii razvitiya [The research of the personal autonomy of a teenager in the context of the social situation of development].

Nacional'nyi psikhologicheskii zhurnal [National Psychological Journal], 2014, no. 4 (16), pp. 34-41.

5. Fedorenko E.Yu., Ostrovskaya E.V. Lichnostnaya avtonomiya i vozmozhnosti ee razvitiya sredstvami gruppo voi geshtal't-terapii [Personal autonomy and the possibilities of its development by means of group gestalt therapy].

Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International journal of experimental education], 2017, no. 5, pp. 84-88.

6. Deci E.L., Ryan R.M. Handbook of Self-Determination Research. New York, Rochester, 2004. 470 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.