ББК 88.3 УДК 159.923
Я. К. Смирнова
Подход к суверенной самодетерминации поведения в контексте временных ориентаций личности
Y. K. Smirnova
Approach to Sovereign Self-Determination in the Context of Temporal Orientations of the Individual
В статье феномен психологической суверенности рассмотрен в рамках постнеклассической теории психологических систем как способность к автономной самодетерминации и самоорганизации личности. Суверенность и автономность психологической системы проанализированы как способность к внутренне опосредованной самодетерминации мотивационного вектора выбора, способность согласовывать внешние требования с имеющимся потенциалом для достижения поставленной цели в условиях ограничений, накладываемых текущей ситуацией. Выделяются индикаторы системы самодетерминации. Показано, что подростковый возраст является наиболее сенситивным для становления и формирования психологической суверенности и временных ориентаций личности. Выявлены особенности проявления суверенной самодетерминации в бифуркационный для становления суверенности и временных ориентаций и перспектив жизнеосуществления подростковый период и найдены отличия структуры самодетерминации подростков, воспитывающихся в семьях и детских домах. Ключевые слова: самодетерминация, локус интерналь-ности, казуальные ориентации, психологическая суверенность, суверенизация, жизненное самоосущест-вление, временная перспектива личности, временная ориентация личности.
DOI 10.14258/izvasu(2014)2.1-14
Современные исследователи подчеркивают актуальность феноменов психологической суверенности личности и категории самодетерминации (О. Е. Дергачева, Д. А. Леонтьев, E. Deci, R. Ryan и др.) [1-3]. На данном этапе психологическая суверенность изучена в рамках проявления процесса суверенизации личности в стратегиях коммуникативного поведения (О. Г. Беленко) [4], депривированности жизненного пространства личности (Н. А. Кондратова, О. В. Пополитова) [5]. Отдельно исследована суверенность психологического пространства как фактор, способствующий развитию ценностно-смыслового пространства и благополучия личности (Н. В. Буравцова, Е. Н. Панина) [6, 7].
Понятие психологической суверенности личности в психологии подробно изучалось через катего-
The article is devoted to the phenomenon of psychological sovereignty in postnonclassical theory of psychological systems as the ability to autonomous self-determination and self- identity. Sovereignty and autonomy of the psychological system can be considered as the ability to internally mediated self-determination motivational vector of choice, the ability to negotiate external requirements the potential available to achieve this goal within the constraints imposed by the current situation. The indicators of self determination system are allocated. Adolescence is considered to be the most sensitive age for psychological sovereignty and temporal orientations.
The article shows the peculiarities of manifestation of the sovereign self-determination in the bifurcation for a sovereignty and temporal orientations; differences in the structure of self determination of teenagers, who are brought up in families and orphanages.
Key words: self-determination, locus of internality, casual orientation, psychological sovereignty, sovereignization, self-fulfillment in life, time perspective of personality, individual temporal orientation.
рию субъектности. В данном контексте суверенность отображает состояние границ психологического пространства и субъектное качество личности, позволяющее контролировать психологическое пространство в межличностном взаимодействии и по отношению к жизненному пути в целом. Суверенность в данном понимании — это способность (и реализация этой способности в поведении) регулировать «открытость — закрытость» субъекта другим субъектам, контролировать обмен информации, упорядочивать систему межсубъектных отношений и определять зоны влияния (С. К. Нартова-Бочавер) [8]. Суверенитет — это мера общественного пространства, которым владеет индивид, которая доступна для проявления активности. Факторами суверенитета выделяют ие-
педагогика и психология
рархию и статус субъекта в интерперсональных отношениях. В данном подходе мы прослеживаем социодетерминизм неклассической психологии. Однако на современном этапе психологическая наука переходит к постнеклассическому рассмотрению человека как сложной саморазвивающийся системы. И в рамках теории психологических систем (ТПС) мы будем рассматривать суверенность в контексте способности к суверенной самодетерминации и самоорганизации личности.
В. Е. Клочко [9] выделяет самодетерминацию как способность к инициативному поведению, способность системы «выходить за пределы самой себя». Понятие суверенности вводится в ТПС с целью постулирования особой роли коммуникативных процессов, рассматриваемых в качестве одного из основных механизмов «человекообразования» [9-11]. Суверенная самодетерминация — это то, с помощью чего система (человек) оказывается открытой, т. е. способной к избирательному взаимодействию со средой и в непрерывно создаваемом им самим жизненном пространстве (самоорганизация). Суверенный человек создает этот мир, проецируя себя в среду, он переходит от принципа «отражения реальности» к принципу «порождения новой реальности», к избирательности процесса отражения и к определению уровня условий, детерминирующих возможность взаимодействия [9-11].
Объединяя операционализированные конструкты в рамках теории самодетерминации, суверенность и автономность психологической системы можно рассмотреть как способность к внутренне опосредованной самодетерминации мотивационного вектора выбора, способность согласовывать внешние требования с имеющимся потенциалом для достижения поставленной цели в условиях ограничений, накладываемых текущей ситуацией. Потребность в самодетерминации включает стремление человека самостоятельно контролировать собственные действия и поведение, а также быть их независимым инициатором. Данный факт свидетельствует о большой роли атрибутивных характеристик локуса контроля в обеспечении самодетерминации поведения. Именно поэтому в теорию самодетерминации личности вводится понятие локуса казуальных ориентаций [12].
Для нашего исследования важно системное объединение подходов рассмотрения суверенности и само-детерминации личности в единый подход суверенной самодетерминации, именно поэтому мы попытались выделить индикаторы системы самодетерминации:
1. Когнитивная атрибуция и оценка переживания автономии — уровень субъективного контроля (атрибуция переживания подконтрольности).
2. Потребность в усилении самодетерминации — суверенность психологического пространства (потребность в усилении суверенной регуляции поведения, исход из состояния психологических границ).
3. Локус интернальности — локус казуальной ориентации (локус опосредованности самодетерминации мотивационного вектора выбора).
Отмечают, что бифуркационным, критическим периодом для трансформации детской спонтанности в автономию и интеграцию механизма суверенной самодетерминации зрелой личности является подростковый возраст. В подростковом возрасте актуализируется проблема построения жизненных перспектив и временных ориентаций личности. В рамках нашего исследования необходимо подчеркнуть, что содержание понятия самодетерминации раскрывается через понятие хронотопичности. По мнению
B. И. Ковалева [13], индивидуальная временная транс-спектива является специфическим психологическим механизмом, в опоре на который личность осуществляет субъективную регуляцию времени. При этом уровень самодетерминации человека зависит от типа обстановки, в которой ребенок воспитывался в детстве. Существенное изменение социальных условий существования, депривированный характер социальной ситуация развития особенно ярко испытывают дети, воспитывающиеся в детских домах. Таким образом, целью исследования стало выявление особенностей системы суверенной самодетерминации в контексте временных ориентаций личности.
Эмпирическую базу исследования составили воспитанники детских домов города Барнаула и Новоалтайска. Рандомизированным способом отобраны 60 респондентов в возрасте от 12 до 17 лет (подростковый возраст по возрастной периодизации Л. С. Выготского), из них 30 юношей и 30 девушек. Так же рандомизированным способом набрана контрольная группа из учащихся школ и гимназий города Барнаула.
В ходе исследования были применены следующие психодиагностические методики: опросник «Суверенность психологического пространства» (С. К. Нартова-Бочавер), русскоязычная адаптация опросника казуальных ориентаций (О. Е. Дергачева, Л. Я. Дорфман, Д. А. Леонтьев), уровень субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (Адаптация Е. Ф. Бажина,
C. А. Голынкиной, А. М. Эткинда), опросник временной ориентации (Ф. Зимбардо).
Для подтверждения существования единой системы самодетерминации был применен факторный анализ методом главных компонент с варимакс-вра-щением (для выделения ортогональной структуры компонент системы самодетерминации).
Было получено трехфакторное решение структуры взаимосвязи системы самодетерминации (X = 94) для подростков, воспитывающихся в семьях: l-й фактор (X = 51) — казуальная ориентация (казуальная ориентация контроль); 2-й фактор (X = 22) — суверенность психологического пространства; 3-й фактор (X = 21) — уровень субъективного контроля. Данная
структура самодетерминации выявляет в первичность преобладание локуса интернальности, а именно внешней системы локуса казуальности и мотивационного вектора. Вторым компонентом самодетерминации будет выступать потребность в усилении регуляции психологических границ. Третьим компонентом выделяется когнитивная атрибуция и оценка собственно переживания автономии — уровень субъективного контроля. Иная тенденция отображает трехфакторное решение структуры взаимосвязи системы само-детерминации (X = 97) для воспитанников детских домов: 1-й фактор (X = 56) — казуальная ориентация (автономная казуальная ориентация); 2-й фактор (X = 21) — уровень субъективного контроля; 3-й фактор (X = 20) — суверенность психологического пространства. У воспитанников детских домов главным компонентом в структуре самодетерминации будет выступать локус интернальности — автономная казуальная ориентация. Отсюда самодетерминация будет носить характер суверенного принятия решений (са-модетерминацию) в поведении. Вторым компонентом выступает уровень субъективного контроля и только третьим фактором выделяется суверенность психологического пространства.
Для рассмотрения влияния системы детерминации на выраженность временных ориентаций как параметра потенциала целеполагания во временном интервале «будущего» был применен регрессионный анализ. Различия в моделях самодетерминации временной ориентации на «будущее» можно отразить в следующих регрессионных моделях самодетерминации временной ориентации «будущее»:
Подростки, воспитывающиеся в семьях. Временная ориентация «будущее» = 3,682 + 0,049 * казуальная ориентация контроль — 0,040 * безличная казуальная ориентация — 0,017 * суверенность психологического пространства (при р = 0,017) Воспитанники детских домов. Временная ориентация «будущее» = 11,363 + 0,044 * автономная казуальная ориентация — 0,133 * казуальная ориентация контроль + 0,074 * безличная казуальная ориентация — 0,010 * суверенность психологического пространства — 0,239 * уровень субъективного контроля (при р = 0,44)
В регрессионной модели самодетерминации временной ориентации «будущее» было выявлено, что компоненты рассмотренной самодетерминаци-онной системы прямо и обратно пропорционально способствуют актуализации ориентации личности на будущее, а именно: 1) повышают выраженность временной ориентации на будущее: а) для подростков, воспитывающихся в семьях, — казуальная ориентация контроль; б) для воспитанников детских домов — автономная казуальная ориентация, безличная казуальная ориентация; 2) снижают показатели выраженности временной ориентации на будущее:
а) для подростков, воспитывающихся в семьях, —
безличная казуальная ориентация, суверенность психологического пространства; б) для воспитанников детских домов — казуальная ориентация контроль, суверенность психологического пространства, уровень субъективного контроля.
Таким образом, в исследовании был реализован подход структурной организации системы самодетер-минации в контексте временных ориентаций личности в бифуркационный для становления суверенности и перспектив жизнеосуществления подростковый период. При этом выявлена специфика системы само-детерминации у подростков, находящихся в условиях депривированной социальной ситуации развития, а именно у воспитанников детских домов. Анализ данных показал, что у подростков из детских домов система самодетерминации актуализируется как первичное проявления автономного локуса казуальной ориентации, в противовес подросткам, воспитывающимся в семьях, у которых самодетерминация носит экстернальный локус казуальных ориентаций. То есть у подростков из детских домов первичным является автономный, суверенный аспект самодетер-минации, который может быть связан с компенсаторным ответом на фрустрацию социальной ситуации развития и потребность усилить переживания подконтрольности событий, структурировать жизненное пространство.
Библиографический список
1. Дергачева О. Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования : автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2005.
2. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. — 2000. — № 1.
3. Deci E., Ryan R. Intrinsic motivation and selfdetermination in human behavior. — N.-Y, 1985.
4. Беленко О. Г. Проявление процесса суверенизации личности в стратегиях коммуникативного поведения : дис. ... канд. психол. наук. — Барнаул, 2006.
5. Кондратова Н. А., Пополитова О. В. Суверенность — депривированность жизненного пространства личности подростков и переживание ими страха и тревожности // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования: сб. ст. / сост. Е. В. Иванов. — Великий Новгород, 2010. — Вып. 12.
педагогика и психология
6. Буравцова Н. В. Суверенность психологического пространства как фактор, способствующий развитию ценностно-смыслового пространства личности // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. — 2008. — Т. 2. — № 1.
7. Панина Е. Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности : дис. ... канд. психол. наук. — Красноярск, 2006.
8. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. — СПб., 2008.
9. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). — Томск, 2005.
10. Клочко В. Е., Краснорядцева О. М. Суверенность как результат становления человека в совмещенной психологической системе // Вестник БГПУ — 2001. — № 1.
11. Галажинский Э. В., Рыльская Е.А. Системно-динамический поход к исследованию жизнеспособности человека // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — Т. 33В.
12. Гордеева Т. О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Ч. 2: Вопросы практического применения теории // Психологические исследования: электрон. науч. журн. — 2010. — № 5 (13) [Электронный ресурс]. — URL: http://psystudy.ru.
13. Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии / нод ред. Л. И. Анциферовой. — М., 19ВВ.