Научная статья на тему 'Особенности эмоционального интеллекта студентов с разным уровнем нервнопсихической устойчивости'

Особенности эмоционального интеллекта студентов с разным уровнем нервнопсихической устойчивости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1170
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ И СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ / THE IDENTITY OF THE STUDENTS / EMOTIONAL INTELLIGENCE / NEURO-PSYCHOLOGICAL STABILITY / DISADAPTATION / EXTREME AND STRESSFUL SITUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Парамонова Юлия Андреевна, Филатова Елена Анатольевна

В статье рассматриваются особенности эмоционального интеллекта и нервно-психической устойчивости студентов. Методики исследования: «Тест на эмоциональный интеллект» (Тест EQ) Н. Холла и анкета оценки нервнопсихической устойчивости «Прогноз» В.Ю. Рыбникова. В результате эмпирического исследования наша гипотеза подтвердилась: мужчины имеют более высокий уровень нервно-психической устойчивости и у них сильнее выражен такой компонент эмоционального интеллекта, как «управление своими эмоциями». Существует связь между особенностями эмоционального интеллекта и нервно-психической устойчивостью студентов, в частности, чем более выражены такие характеристики как «управление своими эмоциями» и «самомотивация», тем выше уровень нервнопсихической устойчивости. Полученные результаты могут быть использованы в рамках коррекционной программы, так как известно, что эмоциональный интеллект поддается развитию. В результате предположительно снизится уровень дезадаптации при стрессовых ситуациях, а также вероятность нарушения психической деятельности в экстремальных условиях жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Парамонова Юлия Андреевна, Филатова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of emotional intelligence of students with different levels of neuro-psychological stability

In the article features of emotional intelligence and neuropsychic stability of students are considered. Methods of the study: "Test of emotional intelligence" (Test EQ) by N. Hall and test of neuropsychic stability assessment "Forecast" by V.Yu. Rybnikov. As a result of empirical research, our hypothesis was confirmed: men have a higher level of neuropsychic resistance and they have a stronger expressed component of emotional intelligence, such as "managing their emotions." There is a connection between the features of emotional intelligence and the neuropsychic stability of students, in particular, the more pronounced "management of their emotions" and "self-motivation", the higher the level of neuropsychological stability. The results obtained can be used within the framework of the correctional program, since it is known that emotional intelligence lends itself to development. As a result, the level of disadaptation under stressful situations, and likelihood of disturbance of mental activity under extreme conditions of vital activity, is expected to decrease.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоционального интеллекта студентов с разным уровнем нервнопсихической устойчивости»

Особенности эмоционального интеллекта студентов с разным уровнем нервно-

психической устойчивости

Features of emotional intelligence of students with different levels of neuro-psychological

stability

Парамонова Юлия Андреевна

Студент 3 курса Факультет психологии

Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет

Россия, г. Белгород e-mail: yulya.paramonova. 1998@mail.ru

Paramonova Yulia Andreevna

3-year student Psychology faculty Belgorod State National Research University Russia, the city of Belgorod e-mail: yulya.paramonova. 1998@mail.ru

Филатова Елена Анатольевна

Ассистент кафедры общей и клинической психологии Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет

Россия, г. Белгород e-mail:filatova_ea@bsu. edu. ru

Filatova Elena Anatolievna

Assistant of Department of General and Clinical Psychology Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod e-mail:filatova_ea@bsu. edu. ru

Аннотация.

В статье рассматриваются особенности эмоционального интеллекта и нервно-психической устойчивости студентов. Методики исследования: «Тест на эмоциональный интеллект» (Тест EQ) Н. Холла и анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» В.Ю. Рыбникова. В результате эмпирического исследования наша гипотеза подтвердилась: мужчины имеют более высокий уровень нервно-психической устойчивости и у них сильнее выражен такой компонент эмоционального интеллекта, как «управление своими эмоциями». Существует связь между особенностями эмоционального интеллекта и нервно-психической устойчивостью студентов, в частности, чем более выражены такие характеристики как «управление своими эмоциями» и «самомотивация», тем выше уровень нервно-психической устойчивости. Полученные результаты могут быть использованы в рамках коррекционной программы, так как известно, что эмоциональный интеллект поддается развитию. В результате предположительно снизится уровень дезадаптации при стрессовых ситуациях, а также вероятность нарушения психической деятельности в экстремальных условиях жизнедеятельности.

Annotation.

In the article features of emotional intelligence and neuropsychic stability of students are considered. Methods of the study: "Test of emotional intelligence" (Test EQ) by N. Hall and test of neuropsychic stability assessment "Forecast" by V.Yu. Rybnikov. As a result of empirical research, our hypothesis was confirmed: men have a higher level of neuropsychic resistance and they have a stronger expressed component of emotional intelligence, such as "managing their emotions." There is a connection between the features of emotional intelligence and the neuropsychic stability of students, in particular, the more pronounced "management of their emotions" and "self-motivation", the higher the level of neuropsychological stability. The results obtained can be used within the framework of the correctional program, since it is known that emotional intelligence lends itself to development. As a result, the level of disadaptation under stressful situations, and likelihood of disturbance of mental activity under extreme conditions of vital activity, is expected to decrease.

Ключевые слова: личность, студенты, эмоциональный интеллект, нервно-психическая устойчивость, дезадаптация, экстремальные и стрессовые ситуации.

Key words: the identity of the students, emotional intelligence, neuro-psychological stability, disadaptation, extreme and stressful situations.

Вопросы студенческой науки Выпуск № 16, декабрь 2017

Эмоции представляют целостное отношение человека к миру. До недавнего времени было принято, что эмоции лишь сопровождают когнитивные процессы человека, но в данный момент доказано, что эмоции часто даже предшествуют рациональным и сознательным действиям. Управление своими эмоциями и распознавание эмоций других людей дает более полную и реальную картину воспринимаемой ситуации, что составляет преимущество при критических условиях [1]. Эмоциональный интеллект - это комплекс способностей, которые способствуют осознанию и пониманию своих эмоций и эмоций других людей. Эмоциональный интеллект может выступать одним из условий эффективной и адекватной реакции в неблагоприятных условиях [5].

В современном мире людям приходится все чаще сталкиваться с экстремальными, стрессовыми и критическими ситуациями, в которых необходимо быстро и адекватно реагировать на воздействия окружающей среды. Степень устойчивости психической деятельности и риск дезадаптации определяются понятием нервно-психической устойчивости [2; 4]. Увеличение неблагоприятных ситуаций предъявляет повышенные требования к качеству подготовки специалистов, профессионально-важным и личностным особенностям, которые в значительной степени формируются в период обучения в ВУЗе.

В настоящее время исключительное большинство исследований специфики эмоционального интеллекта при различном уровне нервно-психической устойчивости проведены на спортсменах, с учетом их профессиональной деятельности: В.О. Пирожкова, Д.Д. Шандрлоренко [6; 7; 9].

Таким образом, эмоциональный интеллект может способствовать формированию более высокого уровня нервно-психической устойчивости, а это обеспечит уменьшение дезадаптации в стрессовых условиях и снижение нарушений психической деятельности. Также отметим, что, акцентируя внимание на связи эмоционального интеллекта и нервно-психической устойчивости, можно сформировать программу для развития и повышения уровня НПУ. Именно данное положение и определяет актуальность и практическую значимость нашей работы.

Цель исследования: изучить особенности эмоционального интеллекта студентов с разной степенью нервно-психической устойчивости.

В качестве гипотез исследования нами было выдвинуто несколько предположений:

1) мужчины имеют более высокий уровень нервно-психической устойчивости и у них сильнее выражен такой компонент эмоционального интеллекта, как «управление своими эмоциями»;

2) существует связь между эмоциональным интеллектом и уровнем нервно-психической устойчивости студентов, а именно: чем более выражено «управление своими эмоциями» и «самомотивация», тем выше уровень нервно-психической устойчивости.

База исследования: исследование проводилось в г. Белгороде на базе НИУ «БелГУ». Испытуемыми выступали студенты 1-3 курсов в возрасте от 18 до 22 лет в количестве 72 человек.

Диагностический инструментарий: «Тест на эмоциональный интеллект» (Тест БР) Н. Холла и Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» В.Ю. Рыбников.

На первом этапе исследования мы разделили выборочную совокупность на три группы по результатам нервно-психической устойчивости: 1 - неудовлетворительная, 2 - удовлетворительная, 3 - хорошая. Также отметим, что в данном исследовании представители мужского пола при статистических расчетах были обозначены цифрой 1, а женского - 2.

В ходе исследования использовались следующие статистические методы: Н-критерий Краскела-Уоллиса, И-критерий Манна-Уитни, критерий ранговой корреляции Спирмена.

Анализ результатов теста оценки эмоционального интеллекта (Тест БР) Н. Холла показал следующее распределение, представленное на рисунке 1.

Интегративная шкала эмоционального интеллекта в среднем по группе выражена на низком уровне (Ме = 30,18). Испытуемые, имеющие такой уровень выраженности этого показателя, недостаточно пользуются эмоциональным компонентом при общении и деятельности.

Как мы видим из рисунка 1. наибольшую степень выраженности относительно других шкал имеют «эмоциональная осведомленность» (Ме = 9,63) и «эмпатия» (Ме = 8,38), что соответствует среднему уровню. Это говорит о том, что студенты имеют навыки осмысления и понимания собственных эмоций и достаточно осведомлены о собственном внутреннем состоянии, а также понимают эмоции окружающих, способны сопереживать эмоциональному состоянию другого человека и готовы оказать поддержку. Можно сказать, что это некая чувствительность к своему и чужому эмоциональному фону.

30,18

35,00 30,00 25,00 20,00 15,00 10,00 5,00 0,00

9,63

о

«

8,38

0,26

5,35 .....

&

й о

6,68

й К с С о й

Рисунок 1. Выраженность показателей эмоционального интеллекта студентов (в ср.б.)

«Самомотивация» (Ме = 5,35) и «распознание эмоций других людей» (Ме = 6,68) выражены на низком уровне. В соответствии с этим студенты испытывают трудности с управлением собственным поведением, в ситуации необходимости управлять эмоциями и чувствами, а также имеют плохо развитую способность оказать воздействие на эмоциональное самочувствие других людей.

Наименьшую степень выраженности компонентов эмоционального интеллекта имеет шкала «управление своими эмоциями» (Ме = 0,26), что соответствует низкому уровню и в большинстве случаев имеет отрицательное значение. Полученные результаты говорят о том, что студенты почти не проявляют сознательный контроль над собственными эмоциями, для них не характерна эмоциональная отходчивость и пластичность.

Результаты исследования нервно-психической устойчивости студентов представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Распределение студентов по уровням нервно-психической устойчивости (%)

В выборочной совокупности респондентов наиболее представлен удовлетворительный уровень нервно-

106

психической устойчивости, который характерен для 41 испытуемого, что составляет 57% от общего количества. Это говорит о том, что большинство студентов характеризуются возможностью проявления умеренных нарушений психической активности в экстремальных ситуациях и критических условиях, что сопровождается не совсем адекватным поведением, восприятием окружающего мира и искажением самооценки. В целом, данный показатель все же представлен в пределах нормы и отмечается благоприятным прогнозом, что указывает на возможность улучшения и развития нервно-психической устойчивости.

В исследуемой группе студентов хорошая НПУ и неудовлетворительная НПУ представлены практически в равном процентном соотношении - 22% и 21% соответственно, что составляет 16 и 15 респондентов. Испытуемые с хорошей нервно-психической устойчивостью отличаются низкой вероятностью нервно-психических срывов, адекватными самооценкой и восприятием окружающих событий и людей. Нарушения поведения носят единичный и кратковременный характер при значительных отягощающих обстоятельствах. При неудовлетворительной нервно-психической устойчивости высока вероятность нервно-психических срывов, дезадаптации при стрессовых ситуациях, нарушений поведения и восприятия окружающего мира. Прогноз при данном уровне НПУ неблагоприятный, что позволяет рекомендовать не помещать таких людей в экстремальные и критические условия.

Стоит отметить, что ни у одного из респондентов не был выявлен высокий уровень нервно-психической устойчивости, что позволяет предположить возможность нарушений психической деятельности у каждого из студентов, но с различной вероятностью.

На следующем этапе исследования нами были изучены особенности НПУ и эмоционального интеллекта студентов в гендерном аспекте. Результаты представлены на рисунке 3.

35,00 30,00 25,00 20,00 15,00 10,00 5,00 0,00

4,12 3,96

9,63

&

5,10 5,35

1,32 0,26

й О

28,61 30,18

38

6,32 6,68

й к с С

с

мужчины женщины

Рисунок 3. Выраженность показателей НПУ и эмоционального интеллекта студентов среди мужчин и

женщин (в ср.б.)

Как мы видим из рисунка 3. выраженность НПУ и эмоционального интеллекта среди мужчин и женщин имеет небольшие различия. Для проверки достоверности полученных результатов, нами был использован непараметрический статистический критерий Манна-Уитни. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результат статистического анализа данных по показателям НПУ и эмоционального интеллекта между

мужчинами и женщинами

НПУ Эмоциона Управление Самомо Эмпатия Распознани Общий Уровень

льная Своими тивация е эмоций Эмоциональног

осведомле эмоциями других о интеллекта

нность

Статистика 233,000 297,000 209,000 262,500 336,500 335,500 276,50 266,000

и Манна- 0

Уитни

Асимпт. ,050 ,340 ,022 ,140 ,722 ,711 ,207 ,069

знч.

а. Группирующая переменная: Пол

В результате статистической обработки нами были выявлены достоверные различия между мужчинами и женщинами по такому компоненту эмоционального интеллекта, как «управление своими эмоциями» (р= 0,022). Это говорит о том, что мужчины лучше сознательно управляют своими эмоциями, более эмоционально отходчивы и пластичны, чем женщины. Данный аспект дает мужчинам преимущество и показывает их как более приспособленных к жизненным обстоятельствам и уравновешенных.

По нервно-психической устойчивости были обнаружены различия между мужчинами и женщинами на уровне статистической тенденции (р= 0,050). То есть мужчины относительно более устойчивы в экстремальных и критических ситуациях, менее подвержены дезадаптации в стрессовых условиях. Данное положение вытекает также и из различий между мужчинами и женщинами по показателю «управление своими эмоциями». Так как если человек более уравновешен и умеет сознательно контролировать свои эмоции, то его реакции в экстремальных ситуациях будет более адекватной.

На следующем этапе эмпирического исследования нами был применен непараметрический статистический критерий Краскела-Уоллиса для нескольких независимых выборок с целью выявления различий по показателям эмоционального выгорания между респондентами с разным уровнем НПУ: 1 - неудовлетворительная, 2 -удовлетворительная и 3 - хорошая. Результаты статистического анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Результат математико-статистического анализа показателей эмоционального интеллекта студентов,

имеющих разный уровень НПУ

Эмоциональная Управлени Самомотиваци Эмпати Распозна Общи Уровень

осведомленност е своими я я ние й эмоционального

ь эмоциями эмоций других интеллекта

Хи- ,800 23,755 16,722 4,224 3,645 15,929 7,111

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

квадрат

Асимпт. ,670 ,000 ,000 ,121 ,162 ,000 ,029

знч.

a. Критерий Краскела-Уоллиса

b. Группирующая переменная: Уровень НПУ

Вопросы студенческой науки Выпуск № 16, декабрь 2017

В результате статистической обработки нами были выявлены достоверные различия между студентами с разным уровнем НПУ по таким показателям эмоционального интеллекта: «управление своими эмоциями» (р=0,000), «самомотивация» (р=0,000), «интегративный показатель» (р=0,000) и «уровень эмоционального интеллекта» (р=0,029). Это говорит о том, что студенты с разным уровнем НПУ имеют отличительные особенности по некоторым показателям эмоционального интеллекта.

Для уточнения того, между какими из трех выделенных групп существуют достоверные статистические различия необходимо использовать непараметрический критерий Манна--Уитни для двух независимых выборок, который позволяет нам поочередно сравнить 1 и 2 группу, 2 и 3, 1 и 3. А также рассчитать средние по показателям в каждой из выделенных групп. Данные результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Выраженность показателей эмоционального интеллекта студентов в зависимости от уровня нервно-психической

устойчивости (в ст.б.)

Эмоциональная осведомленность Управление своими эмоциями Самомотивация Эмпатия Распознание эмоций других Общий

НПУ 1 8,98 -0,48 4,97 8,21 6,37 27,94

НПУ 2 9,62 0,26 5,35 8,38 6,68 30,18

НПУ 3 9,54 0,56 5,54 8,56 6,83 30,90

Результаты статистического анализа различий между группой 1 - неудовлетворительная НПУ и группой 2 -удовлетворительная НПУ представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Результат математико-статистического анализа показателей эмоционального интеллекта студентов, имеющих

неудовлетворительную и удовлетворительную НПУ

Эмоциональная Управлен Самомотив Эмпатия Распознан Общий Уровень

осведомленность ие своими эмоциями ация ие эмоций других Эмоционального интеллекта

Статистика 271,500 125,000 137,500 205,500 208,500 128,00 202,500

и Манна- 0

Уитни

Статистика 391,500 245,000 257,500 325,500 328,500 248,00 322,500

W 0

Уилкоксона

Асимпт. знч. ,505 ,001 ,002 ,058 ,066 ,001 ,010

а. Группирующая переменная: УровеньНПУ

Статистически достоверные различия между студентами с неудовлетворительной и удовлетворительной НПУ выявлены по таким показателям эмоционального интеллекта, как «управление своими эмоциями» (р=0,001), «самомотивация» (р=0,002), «общий показатель» (р=0,001). Исходя из средних значений показателей эмоционального интеллекта по каждой группе студентов можем отметить, что в группе с удовлетворительной НПУ

компоненты эмоционального интеллекта имеют более высокую степень выраженности. То есть студенты с удовлетворительной НПУ более эмоционально уравновешены, лучше управляют своими эмоциями и, в результате этого своим поведением, чем студенты с неудовлетворительной НПУ.

Затем нами были выявлены различия по показателям эмоционального интеллекта между группами 2 -удовлетворительная НПУ и 3 - хорошая НПУ. Результат математико-статистического анализа представлен в таблице 5.

Таблица 5.

Результат математико-статистического анализа показателей эмоционального интеллекта студентов, имеющих

удовлетворительную и хорошую НПУ

Эмоциональная Управление Самомотивац Эмпатия Распознан Общий Уровень

осведомленност своими ия ие эмоций Эмоциональног

ь эмоциями других о интеллекта

Статистика 285,500 176,500 226,500 266,000 316,500 265,00 319,000

и Манна- 0

Уитни

Статистика 421,500 1037,500 1087,500 402,000 1177,500 1126,0 1180,000

W 00

Уилкоксона

Асимпт. знч. ,449 ,007 ,071 ,270 ,838 ,263 ,849

а. Группирующая переменная: УровеньНПУ

В результате статистического анализа нами были выявлены достоверные различия по такому показателю эмоционального интеллекта как «управление своими эмоциями» (р=0,007). Это говорит о том, что студенты с хорошей нервно-психической устойчивостью осуществляют больший сознательный контроль над своими эмоциями, чем студенты с удовлетворительной НПУ. Таким образом, можно сделать вывод, что чем выше НПУ, тем большее сознательное управление над своими эмоциями, а также выше эмоциональная отходчивость и пластичность. Также стоит отметить, что различий по показателям «самомотивация» и «общий показатель» не было выявлено. То есть студенты с хорошей НПУ не имеют преимущества по данным показателям относительно студентов с удовлетворительной НПУ.

На следующем этапе мы рассчитали различия по показателям эмоционального интеллекта между группой 1 - неудовлетворительная НПУ и группой 3 - хорошая НПУ. Результат математико-статистического анализа представлен в таблице 6.

Вопросы студенческой науки Выпуск № 16, декабрь 2017

Таблица 6.

Результат математико-статистического анализа показателей эмоционального интеллекта студентов, имеющих неудовлетворительную и хорошую НПУ

Эмоциональная Управление Самомотиваци Эмпатия Распознани Общий Уровень

осведомленност своими я е эмоций Эмоционально

ь эмоциями других го интеллекта

Статистика 119,000 5,000 23,500 93,000 82,000 24,000 75,000

и Манна-

Уитни

Статистика 239,000 125,000 143,500 213,000 202,000 144,00 195,000

W 0

Уилкоксона

Асимпт. знч. ,968 ,000 ,000 ,285 ,132 ,000 ,010

а. Группирующая переменная: УровеньНПУ

В результате статистического анализа нами были выявлены достоверные различия между группой 1 и группой 3 по таким показателям эмоционального интеллекта: «управление своими эмоциями» (р=0,000), «самомотивация» (р=0,000), «интегративный» (р=0,000). Это говорит о том, что студенты с хорошей НПУ имеют более сформированные навыки сознательного регулирования своих эмоций, поведения и более пластичны в эмоциональных проявлениях, что обеспечивает большую адекватность действий ситуации. Различия между группами 1 и 3, а также между группами 1 и 2 были выявлены по одинаковым показателям эмоционального интеллекта. Можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект студентов имеет характерные отличительные особенности в зависимости от того удовлетворительная или неудовлетворительная НПУ, при этом значительных различий в зависимости от градации положительных уровней (удовлетворительная или хорошая) не было выявлено.

С целью выявления характера связей между показателями эмоционального интеллекта, пола и нервно -психической устойчивостью нами был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Графически корреляционные связи представлены в виде плеяды на рисунке 4.

Рисунок 4. Корреляционная плеяда по показателям эмоционального интеллекта, пола и нервно -психической устойчивости студентов

Примечание: г>0 ^^^^^^^^ г< 0 " '" '" '" '" '" '" '" ' р < 0,01 - ***

---------------- р < 0,05 - **;

Как мы видим из рисунка 4. в корреляционной матрице всего было обнаружено 5 значимых корреляционных связей, среди которых 3 положительные (прямые) и 2 отрицательные (обратные).

Между нервно-психической устойчивостью и эмоциональным интеллектом студентов было выявлено 3 статистически достоверных связи, которые являются положительными. Корреляционные связи обнаружены со следующими показателями эмоционального интеллекта: «управление своими эмоциями» (г=0,494, р<0,01), «самомотивация» (г=0,432, р<0,01), «интегративный показатель» (г=0,328, р<0,01). То есть чем выше нервно-психическая устойчивость человека, тем больше он проявляет эмоциональную отходчивость и пластичность, тем выше сознательный контроль над собственными эмоциями, а также на основании лучше регуляция своего поведения, за счет управления эмоциональными реакциями. Это говорит о том, что человек с более высокой нервно-психической устойчивостью лучше контролирует свои эмоциональные реакции, более уравновешен и сдержан, более адекватно реагирует относительно восприятия окружающей действительности и частной ситуации. Можно предположить, что высокий уровень нервно-психической устойчивости обеспечивает лучшую адаптацию как к повседневным жизненным обстоятельствам, общению, так и к экстремальным и критическим событиям. В тоже время стоит отметить, что эмоциональный интеллект, а именно такие его компоненты как «управление своими эмоциями» и «саммотивация» в данном случае способствует более устойчивой и благоприятной нервно-психической устойчивости, что обеспечивает преимущество в экстремальных условиях. Нервно-психическая устойчивость наиболее ярко проявляется в неординарных обстоятельствах, когда необходимо принимать быстрые решения и при этом сохранять адекватность своих реакций сформировавшийся ситуации. В данных обстоятельствах, с которыми возможно человеку приходится сталкиваться и впервые, важное значение приобретает именно эмоциональная сфера личности. Необходимо сохранять спокойствие, здравомыслие, контроль над эмоциями и поведением в целом и, возможно, иметь некую холодность. Интенсивные эмоциональные реакции способствуют изменению и искажению поведения, затупляют сознание, в результате чего человек порой не способен воспринимать окружающую действительность адекватно и в полном объеме, что создает состояние «ступора», истерического поведения и т.д. Можно сказать, что эмоциональный интеллект в целом и конкретные его компоненты обеспечивают большую

Вопросы студенческой науки Выпуск № 16, декабрь 2017

дифференциацию эмоций и более высокую чувствительность к эмоциональным проявлениям, жизненным обстоятельствам. На основании этого, человек владеет более широким спектром выбора ответных реакций, что позволяет выделить наиболее адекватную и эффектную в данном случае.

Существует значимая отрицательная корреляционная связь между полом студентов и таким компонентом эмоционального интеллекта, как «управление своими эмоциями» (г= -0,279, р<0,05): представители мужского пола имеют более выраженный сознательный контроль над своими эмоциями, более высокую эмоциональную пластичность и отходчивость, чем лица женского пола. Действительно, признано, что женщины более эмоциональны и экспрессивны в своем поведении. Что же касается мужчин, то они обычно отличаются уравновешенностью, сдержанностью и более сознательном проявлении эмоций и чувств.

На уровне статистической тенденции была выявлена связь между полом студентов и уровнем нервно-психической устойчивости (г= -0,215, р<0,05). Это говорит о том, что мужчины имеют более высокий уровень нервно-психической устойчивости, чем женщины. Данное положение логично вытекает из предыдущей корреляционной связи между полом и управлением своими эмоциями, а также подтверждения связей между НПУ и эмоциональным интеллектом. Также данные факты просматриваются и в историческом аспекте: как правило, мужчины чаще поступают на службу, исполняют воинский долг, имеют преимущество при приеме на работу, связанную с экстремальными и критическими ситуациями, чаще выбирают экстремальные виды спорта.

Таким образом, в результате эмпирического исследования наша гипотеза подтвердилась: мужчины имеют более высокий уровень нервно-психической устойчивости и у них сильнее выражен такой компонент эмоционального интеллекта, как «управление своими эмоциями».

Существует связь между особенностями эмоционального интеллекта и нервно-психической устойчивостью студентов, в частности, чем более выражено «управление своими эмоциями» и «самомотивация», тем выше уровень нервно-психической устойчивости. При этом, имеются статистически достоверные различия по показателям эмоционального интеллекта «управление своими эмоциями», «самомотивация» и «интегративный показатель» между студентами с неудовлетворительной НПУ и удовлетворительной и хорошей НПУ. Различия между студентами с удовлетворительной и хорошей нервно-психической устойчивостью подтвердились только по одному показателю эмоционального интеллекта - «управление своими эмоциями».

На основании этого можно сделать вывод, что особенности эмоционального интеллекта студентов и уровень нервно-психической устойчивости взаимосвязаны. В ходе исследования была обнаружена значимая корреляционная связь с тремя компонентами эмоционального интеллекта: «управление своими эмоциями», «самомотивация» и «интегративный показатель». Исходя из этого, можно сделать вывод, что уровень нервно-психической устойчивости преимущественно связан с сознательным управлением собственными эмоциями и эмоциональной пластичностью, то есть возможностью перехода от одной эмоциональной реакции к другой более адекватной.

На наш взгляд, данные корреляционные связи представляют интерес для дальнейшего изучения и могут быть использованы в рамках коррекционной программы. Так как известно, что эмоциональный интеллект поддается развитию, а на основании полученных результатов это приведет и к повышению уровня нервно-психической устойчивости. В результате предположительно снизится уровень дезадаптации при стрессовых ситуациях, а также вероятность нарушения психической деятельности в экстремальных условиях жизнедеятельности.

Список используемой литературы:

1.Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии - М., 2006. - № 3. - С. 78-86.

2.Берг Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. - 63 с.

3.Диагностика эмоционального интеллекта (Н. Холл) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии,

2002. - С.57-59.

4.Корзунин А.В. Психофизиологические критерии оценки нервно-психической устойчивости в процессе военно-профессиональной адаптации военнослужащих: дис. канд. мед. наук - Спб., 2015. - 155 с.

5.Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 352 с.

6.Пирожкова В.О. Гендерные особенности эмоционального интеллекта, соревновательной надежности и нервно-психической устойчивости у представителей индивидуальных видов спорта // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2016. - Т.18. - №1. - С. 95-100.

7.Пирожкова В.О. Психологические предпосылки эмоциональной устойчивости высококвалифицированных спортсменов в условиях соревновательного стресса // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2015. -Т. 7. - С. 93-98.

8.Практикум по психологии состояний: учебн. пособие - СПб.: Речь, 2004. - 480 с.

9.Шандрлоренко Д.Д. Эмоциональный интеллект как комплементарный компонент в структуре адаптивных способностей студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 3. - С. 36-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.