Научная статья на тему 'Нервно-психическая устойчивость и стратегия совладания со стрессом у студентов: гендерный анализ'

Нервно-психическая устойчивость и стратегия совладания со стрессом у студентов: гендерный анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1063
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нервно-психическая устойчивость / регуляция стресса / совладающее поведение / студенты / neuropsychic resistance / managing stressful situations / coping behavior / students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Будук-Оол Лариса Кара-Саловна

Было проведено исследование нервно-психической устойчивости, регуляции в стрессовых ситуациях и совладающего поведения у студентов тувинской национальности. Использованы методики: анкета «Прогноз 2» для выявления уровня нервно-психической устойчивости (НПУ); «Диагностика состояния стресса»; «Опросник совладания со стрессом СОРЕ». Результаты исследования выявили удовлетворительную НПУ у всех студентов, при этом у девушек она ниже, чем у юношей. Высокий уровень регуляции стресса показан для всех студентов, однако юноши характеризуются более высоким уровнем самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях. Копинг-стратегии поведения в конфликтной ситуации также имеют гендерные различия. Юношам присуще осмысливать стрессовую ситуацию в позитивном свете, осуществлять рациональный анализ проблемы. Девушки пытаются отвлечься от неприятных мыслей, связанных с проблемой, не думать о проблеме вообще, либо обращаться за социальной поддержкой, за помощью, совет или информацию, чтобы вовлечь других в свои переживания, либо обратиться к религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Будук-Оол Лариса Кара-Саловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROPSYCHIC STABILITY AND STRATEGIES OF STRESS COPING IN STUDENTS: GENDER ANALYSIS

A study of neuropsychic resistance, regulation in stressful situations, and coping behavior among students of Tuvan nationality was conducted. Such methods as the questionnaire "Forecast 2" to determine the level of neuropsychic resistance; the Diagnosis of stress; Stress Management Questionnaire, were used in the study. The results of the study revealed satisfactory neuropsychic resistance for all students. But young women have lower neuropsychic resistance than young men. A high level of stress regulation is shown for all students, however, young men are characterized by a higher level of self-control and emotional lability in stressful conditions. Strategies to overcome conflict behavior also have gender differences. Young men tend to interpret a stressful situation in a positive light, conduct a rational analysis of the problem. Young women tend to distract from unpleasant thoughts related to the problem, not to think about the problem at all, or to seek social support, help, advice or information in order to attract others to their experience or to turn to religion.

Текст научной работы на тему «Нервно-психическая устойчивость и стратегия совладания со стрессом у студентов: гендерный анализ»

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ BIOLOGICAL SCIENCES

Дубровский Н.Г. - редактор раздела

УДК 159.9.072

doi 10.24411/2221-0458-2020-10031

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И СТРАТЕГИЯ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ У СТУДЕНТОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Будук-оол Л.К. Тувинский государственный университет, г. Кызыл

NEUROPSYCHIC STABILITY AND STRATEGIES OF STRESS COPING IN STUDENTS: GENDER ANALYSIS

L.K. Buduk-ool Tuvan State University, Kyzyl

Было проведено исследование нервно-психической устойчивости, регуляции в стрессовых ситуациях и совладающего поведения у студентов тувинской национальности. Использованы методики: анкета «Прогноз 2» для выявления уровня нервно-психической устойчивости (НПУ); «Диагностика состояния стресса»; «Опросник совладания со стрессом СОРЕ». Результаты исследования выявили удовлетворительную НПУ у всех студентов, при этом у девушек она ниже, чем у юношей. Высокий уровень регуляции стресса показан для всех студентов, однако юноши характеризуются более высоким уровнем самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях. Копинг-стратегии поведения в конфликтной ситуации также имеют гендерные различия. Юношам присуще осмысливать стрессовую ситуацию в позитивном свете, осуществлять рациональный анализ проблемы. Девушки пытаются отвлечься от неприятных мыслей, связанных с проблемой, не думать о проблеме вообще, либо обращаться за социальной поддержкой, за помощью, совет или информацию, чтобы вовлечь других в свои переживания, либо обратиться к религии.

Ключевые слова: нервно-психическая устойчивость; регуляция стресса; совладающее поведение; студенты

A study of neuropsychic resistance, regulation in stressful situations, and coping behavior among students of Tuvan nationality was conducted. Such methods as the questionnaire "Forecast

2" to determine the level of neuropsychic resistance; the Diagnosis of stress; Stress Management Questionnaire, were used in the study. The results of the study revealed satisfactory neuropsychic resistance for all students. But young women have lower neuropsychic resistance than young men. A high level of stress regulation is shown for all students, however, young men are characterized by a higher level of self-control and emotional lability in stressful conditions. Strategies to overcome conflict behavior also have gender differences. Young men tend to interpret a stressful situation in a positive light, conduct a rational analysis of the problem. Young women tend to distract from unpleasant thoughts related to the problem, not to think about the problem at all, or to seek social support, help, advice or information in order to attract others to their experience or to turn to religion.

Keywords: neuropsychic resistance; managing stressful situations; coping behavior; students

Студенческая жизнь сопряжена со многими стрессовыми ситуациями, которые необходимо преодолевать с наименьшими потерями физического и психического здоровья. Интенсивная умственная деятельность студентов во время обучения в вузе запускает механизмы приспособления к различным стрессовым ситуациям, однако высокое психо-эмоциональное напряжение отражается не только на состоянии здоровья, но и на успешности обучения.

Нервно-психическая устойчивость рассматривается как синоним стрессоустой-чивости, эмоциональной устойчивости, однако данный феномен связан не только с эмоциональной сферой, но и личностными особенностями психики человека и его воспитания. Матвиенко В.В. с соавт. [1] выявили, что функциональное состояние организма студентов с нервно-психической неустойчивостью существенно снижено.

Это проявлялось ухудшением субъективного состояния, выраженного увеличением тревожности и снижением качества жизни. У студентов с низким уровнем нервно-психической неустойчивости отмечались низкие показатели как физического, так и психологического компонентов здоровья.

Одним из ключевых понятий психологии совладающего поведения является понятие копинг-ресурсов -индивидуальных и средовых средств, ценностей, возможностей, которые имеются в наличии в потенциальном состоянии и которые человек может актуализировать, осознанно использовать при необходимости в целях совладания с трудной жизненной ситуацией. На выбор стратегий совладающего поведения влияет уровень эмоционального интеллекта [2].

Целью исследования явилось изучение взаимосвязи нервно-психической

устойчивости и совладающего поведения тувинских юношей и девушек.

Методика исследования. В

исследовании приняли участие 45 девушек и 24 юноши Тувинского государственного университета.

С целью определения нервно-психической устойчивости (НПУ) и копинг-стратегии использовались следующие методики. Анкета «Прогноз 2» состоит из 84 вопросов, результаты определяются по 10 балльной шкале и выявляют уровень НПУ: высокая (9-10), хорошая (6-8), удовлетворительная (3-5), неудовлетворительная (0-2 баллов). Степень самоконтроля и эмоциональной лабильности определяли по методике «Диагностика состояния стресса» (А.О. Прохоров). Выделяются три уровня регуляции стресса: высокий (0-4), умеренный (5-7), слабый (8-9 баллов).

Копинг-стратегии оценивали по «Опросник совладания со стрессом СОРЕ» (русскоязычная версия Гордеева Т.О. и др.). Опросник состоит из 60 вопросов, объединенных в 15 шкал. Измеряются следующие стратегии совладания. 1. Активное совладание (активные шаги или прямые действия, направленные на преодоление стрессовой ситуации). 2. Планирование (обдумывание того, как действовать в отношении трудной жизненной ситуации, разработка стратегий поведения). 3. Подавление конкурирующей

деятельности (избегание отвлечения другими видами активности и, возможно, игнорирование других вещей, с тем чтобы активнее справляться со стрессовой ситуацией). 4. Сдерживание совладания (ожидание подходящего для действий момента и воздерживание от слишком поспешных, импульсивных действий). 5. Поиск социальной поддержки инструментального характера (стремление получить совет, помощь или информацию). 6. Поиск социальной поддержки по эмоциональным причинам (стремление найти эмоциональную, моральную поддержку, сочувствие и понимание). 7. Концентрация на эмоциях и их активное выражение (фокусировка на неприятных эмоциях, неприятностях и выражении чувств). 8. Позитивное переформулирование и личностный рост (попытки переосмыслить стрессовую ситуацию в позитивном ключе). 9. Отрицание (отказ верить в случившееся или попытки отрицать его реальность). 10. Принятие (принятие реальности произошедшего, стрессовой ситуации). 11. Обращение к религии (обращение к помощи Бога, вере, религии). 12. Использование «успокоительных» (использование алкоголя, лекарственных средств или наркотиков как способ избегания проблемы и улучшения самочувствия). 13. Юмор (шутки и смех по поводу ситуации). 14. Поведенческий уход от проблемы (отказ от достижения цели,

регулирование усилий, направленных на взаимодействие со стрессором). 15. Мысленный уход от проблемы (использование различных видов активности для отвлечения от неприятных мыслей, связанных с проблемой, например, фантазирование, сон). Подсчёт баллов по каждой шкале достигается простым суммированием баллов по всем вопросам, входящим в шкалу. Общий балл не высчитывается, поэтому из опросника извлекается 15 показателей, соответствующих выраженности 15 типов выделяемых защит.

Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи пакета статистических программ «Statistica 10.0» с

учетом нормальности распределения выборки. Рассчитывались средняя M и ошибка средней m. Анализ взаимосвязей переменных осуществлялся методом корреляционного анализа Спирмена (г). Факторный анализ проведен методом главных компонент.

Результаты и их обсуждение.

Нервно-психическая устойчивость это состояние психической адаптации, при которой возникает адекватное личностное реагирование в условиях стрессовой ситуации. В таблице 1 представлены показатели НПУ и уровня регуляции в стрессовых ситуациях.

Таблица 1 - Среднестатистические показатели шкал (M±m)

Шкала нервно-психической устойчивости Шкала уровня регуляции в стрессовых состояниях

юноши 4,4±0,5 2,6±0,4

девушки 3,3±0,3 3,9±0,3

Различия между группами Р< 0,04 0,02

Среднестатистические показатели обеих шкал свидетельствуют об удовлетворительной НПУ (3-5 баллов) и высоком (0-4 баллов) уровне регуляции стресса, как у юношей, так и у девушек. Однако интересно отметить, что между гендерными группами на уровне статистической достоверности выявлены различия в более низкой НПУ и низком уровне регуляции стресса у девушек (чем ниже балл, тем выше уровень регуляции).

Индивидуальное распределение юношей и девушек по уровню регуляции стресса в целом, характеризуясь достаточно широким показателем вариабельности, свидетельствует о преобладании лиц с высоким уровнем регуляции, при этом у юношей их больше на 17,1%. С низким уровнем регуляции юношей нет, а у девушек таких лиц 5,4% (см. Рисунок 1).

Рис.1. Индивидуальное распределение студентов по уровням регуляции стресса

Сравнительный анализ распределения студентов по уровню НПУ показал, что у всех студентов независимо от половой принадлежности преобладают лица с умеренной НПУ, при чем таких девушек больше на 12,2% (см. Рисунок 2). Девушки с высокой НПУ не обнаружены, в то время как среди юношей таковых 5,6%. Значительно больше девушек с удовлетворительной НПУ, а юношей - с хорошей НПУ.

Полученные результаты могут свидетельствовать о большей вероятности возникновения нервно-психических срывов у девушек в условиях стрессовой ситуации, они чаще теряют контроль и не умеют владеть собой. В сравнении с исследованиями Таштимировой Л.А., Ковязиной И.В. [3] у тувинских студентов более высокий риск нервных срывов в стрессовых ситуациях.

Исследование стратегий совладаю-щего поведения с помощью методики COPE показало, что наиболее популярными у студентов являются стратегии позитивного переформулирования и личностного роста, планирования, активного совладания. Меньше всего студенты склонны к

Рис. 2. Индивидуальное распределение студентов по уровню НПУ

стратегии использование «успокоительных».

Также были выявлены некоторые гендерные особенности выбора стратегий совладания. Юноши чаще прибегают к стратегии позитивного переформулирования, а девушки - мысленного ухода от проблем, обращения к религии, эмоциональной социальной поддержки (р< 0.05) (см. Рисунок 3).

Юношам присуще осмысливать стрессовую ситуации в позитивном свете, а девушки пытаются отвлечься от неприятных мыслей, связанных с проблемой, либо обращаться за социальной поддержкой, получить помощь, совет или информацию, либо обратиться к религии. В целом эти предпочтения стратегий соответствуют полоролевым стереотипам в разрешении стрессовой ситуации. Таким образом, девушки в основном пытаются разрешить ситуацию, обращаясь за помощью, а юноши действуют путем преобразования, разрешения этой ситуации.

Рис. 3. Среднестатистические групповые показатели шкал СОРЕ

Прим. Различия между юношами и девушками (р<0.05и выше по шкалам позитивное переформулирование, мысленный уход от проблем, обращение к религии, эмоциональная социальная поддержка. Разъяснение в тексте.

Для изучения взаимосвязи копинг-стратегий со степенью НПУ и управления стрессом проведен корреляционный анализ.

Результаты достоверно значимых связей, обнаруженных в ходе корреляционного анализа, представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Корреляционная плеяда достоверных связей (г)

Шкалы СОРЕ юноши девушки

НПУ Регуляция в стрессовых ситуациях НПУ Регуляция в стрессовых ситуациях

Позитивное переформулирование 0,51

Мысленный уход от проблемы 0,62 0,34

Концентрация на эмоциях и их выражение 0,65

Активное совладание 0,50

Отрицание -0,41

Обращение к религии 0,58 0,29

Юмор -0,36 0,33

Поведенческий уход от проблемы -0,62 0,62

Эмоциональная социальная поддержка 0,74 0,36

Использование «успокоительных» 0,58 0,44

Принятие 0,50 0,37

Из таблицы свидетельствует, что у юношей НПУ имеет положительную связь со шкалой активного совладания и отрицательную с поведенческим уходом от проблем. У девушек НПУ положительно коррелирует с принятием проблемы, а отрицательные связи показаны со шкалами

отрицания и юмора. Исходя из полученных результатов корреляций НПУ и регуляции в стрессовых ситуациях, студентами в зависимости от гендера выбираются разные стратегии копинга. Для юношей характерен проблемно-ориентированный стиль,

направленный на рациональный анализ

проблемы, а для девушек - субъектно-ориентированный стиль, выражающийся в эмоциональном реагировании на ситуацию, который не сопровождается конкретными действиями, которые разрешат проблему.

В основе приспособительных процессов у студентов лежат не только количественные изменения различных показателей, но и формирование новых качественных взаимоотношений различных уровней регуляции. Эти представления хорошо согласуются с идеями Н.П. Бехтеревой [4] о существовании «жестких» (врожденных) и «гибких» (пластических) звеньев систем обеспечения психической деятельности человека. Пластические связи наиболее важны для организации динамических объединений и обеспечения конкретных приспособительных реакций в реальных условиях. Увеличение значений коэффициентов корреляции, а также общего числа корреляционных связей свидетельствует о более жесткой и менее пластичной структуре взаимосвязей отделов головного мозга. Это дает основание предположить, что наиболее

Библиографический список

1. Матвиенко, В. В. Коррекция нарушений психоэмоционального состояния студентов медицинского колледжа с низким уровнем нервно-психической устойчивости / В. В. Матвиенко, К. А. Цоллер, А. Д. Бучнов. -Текст : непосредственный // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. - 2014. - Т. 13, № 4. - С. 6-10.

2. Журавлев, А. Л. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте :

адаптивное значение имеет НПУ в отличие от уровня регуляции в стрессовых ситуациях у всех студентов, независимо от гендера.

Заключение.

Результаты исследования выявили удовлеворительную НПУ у всех студентов, при этом у девушек она ниже, чем у юношей. Высокий уровень регуляции стресса показан для всех студентов, однако юноши характеризуются более высоким уровнем самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях.

Копинг-стратегии поведения в конфликтной ситуации также имеют гендерные различия. Юношам присуще осмысливать стрессовую ситуацию в позитивном свете, осуществлять рациональный анализ проблемы. Девушки пытаются отвлечься от неприятных мыслей, связанных с проблемой, не думать о проблеме вообще, либо обращаться за социальной поддержкой, за помощью, совет или информацию, чтобы вовлечь других в свои переживания, либо обратиться к религии.

монография / А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. - Москва : Институт психологии РАН, 2011. - 512 с. - Текст : непосредственный. 3. Таштимирова, Л. А. Нервно-психическая устойчивость студентов специальности "Безопасность жизнедеятельности" / Л. А. Таштимирова, И. В. Ковязина. - Текст : непосредственный // Научный альманах. -2015. - № 8 (10). - С. 1568-1571.

4. Бехтерева, Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. - 1971. - Ленинград : Наука, 2019. - 119 с. -Текст : непосредственный.

References

1. Matvienko V.V., Coller K.A. and Buchnov A.D. Korrekcija narushenij psihojemocional'nogo sostojanija studentov medicinskogo kolledzha s nizkim urovnem nervno-psihicheskoj ustojchivosti [Correction of disorders of the psychoemotional state of students of a medical college with a low level of neuropsychic resistance]. Fizioterapija, bal'neologija i reabilitacija [Physiotherapy, balneology and rehabilitation]. 2014, vol. 13, no. 4, p. 6-10. (In Russian)

2. Zhuravlev A.L. and Sergienko E.A. Stress, vygoranie, sovladanie v sovremennom

kontekste : monografija [Stress, burnout, resistance in modern context: monograph]. Moscow, Institute of Psychology RAS, 2011, 512 p. (In Russian)

3. Tashtimirova L.A. and Koviazina I.V. Nervno-psihicheskaja ustojchivost' studentov special'nosti "Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti" [Neuropsychic stability of students of the specialty "Life Safety"]. Nauchnyj al'manah [Scientific Almanac]. 2015, no. 8 (10), p. 15681571. (In Russian)

4. Bekhtereva N. P. Nejrofiziologicheskie aspekty psihicheskoj dejatel'nosti cheloveka [Neurophysiological aspects of human mental activity]. Leningrad, Nauka Publ., 1971, 119 p. (In Russian)

Будук-оол Лариса Кара-Саловна - доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, г. Кызыл, e-mail: buduk-ool@mail.ru

Larisa K.-S. Buduk-ool - Doctor of Biological Sciences, Professor at the Department of Anatomy, Physiology and Health Safety, Tuvan State University, Kyzyl, e-mail: buduk-ool@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.