УДК 612.112
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ УЧАЩИХСЯ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И АФРИКИ КАК ОСНОВА ИХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ
© В.В. Самаров, А.В. Гулин, К.И. Засядько
Ключевые слова: иностранные учащиеся; адаптация; нервно-психическая устойчивость; нервно-психическая адаптация; нервно-психическая неустойчивость; психологическая адаптация; психосоциальные факторы. Изучены особенности нервно-психической устойчивости, а также нервно-психической адаптации российских студентов-первокурсников и учащихся подготовительного отделения из стран Юго-Восточной Азии и Африки. Установлено выраженное снижение адаптационно-психологических возможностей учащихся-иностранцев, обучающихся в вузе по сравнению с их российскими сверстниками, не имеющими подобных нарушений. Это находит свое проявление в увеличении числа лиц с отчетливыми признаками нервно-психической неустойчивости. Полученные данные указывают на особое значение и свидетельствуют о настоятельной необходимости разработки новых подходов к оказанию психолого-педагогической помощи учащимся-иностранцам из ЮгоВосточной Азии и особенно - Африки.
Проблема адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе представляет собой одну из важных проблем, значимость решения которой возрастает с ростом международного характера современного образования, повышением академической мобильности студентов, увеличением числа иностранных студентов в мире [1].
По существующей традиции большинство иностранных студентов, прибывающих на обучение в вузы России, проходят курс предвузовской подготовки, дающей им право поступления на основные факультеты российских вузов, поэтому «предвузовская подготовка» занимает особое место в динамике адаптации иностранцев к условиям обучения в российском вузе.
Не вызывает сомнения, что адаптация иностранного студента - это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки по-требностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми для него условиями.
В настоящее время в мероприятиях психологического сопровождения процесса социально-психологической адаптации, в т. ч. к условиям обучения в вузе, пристальное внимание уделяется вопросам диагностики уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) [2-3]. В понятие «нервно-психическая устойчивость» условно объединяются отклонения в поведении, зачастую с явными или скрытыми нарушениями эмоциональной, волевой сферы и интеллектуальной регуляции. Под нервно-психической неустойчивостью (НПН) обычно понимают склонность индивида к срывам нервной системы при значительных психических и физических нагрузках, что может служить проявлением снижения его адаптационного потенциала [4].
Столь внимательное отношение к данному психологически важному качеству объясняется тем, что в
последнее десятилетие отмечается перманентное увеличение среди молодежи лиц с признаками НПН [5-8].
Эти выводы созвучны утверждениям многих исследователей об ухудшении психического статуса и функционального состояния, отмечающихся в последние десятилетия в юношеской популяции. С одной стороны, это обусловлено ухудшением экологической составляющей жизни общества, с другой стороны, социальными стрессами экономических преобразований современного общества [1, 9].
Достаточно интересной является концепция НПН в понимании известного специалиста в области профессионально-психологической адаптации А.Н. Глушко [9]. В его представлении под НПН следует понимать предрасположенность индивида к срывам деятельности при психотравмирующих ситуациях, приводящих к нарушению афферентного синтеза, рассогласованию в деятельности аппарата, оценивающего результат действия, и, как следствие, к искажению оценки ситуации и неадекватному профессиональному и социальному поведению. То есть автор во многом близок к фундаментальной теории П.К. Анохина о динамическом рассогласовании в деятельности мозговых структур. Согласно этой концепции, под влиянием многих факторов постнатального развития человека, в т. ч. и социально-психологических, в ЦНС формируется динамическое рассогласование в работе сенсорных, ассоциативных и двигательных зон больших полушарий головного мозга. Эти формирующиеся в процессе жизни изменения в дальнейшем проявляются в качестве нарушений адаптации на невротическом, неврологическом и поведенческом уровнях.
Резюмируя анализ терминов и определений, можно полагать, что под НПН (донозологическими состояниями психической деятельности) следует понимать такие состояния психической деятельности, которые характеризуются склонностью к срыву опти-
мального функционирования и адекватного реагирования в условиях эмоционального напряжения вследствие ослабления адаптационных и компенсаторных механизмов организма человека. Слабость компенсаторных механизмов является основой НПН и возникает при неблагоприятном взаимодействии организма (индивида) с внешними причинными факторами при наличии определенных внутренних и внешних причинных условий. НПН следует рассматривать как интегральную совокупность врожденных и приобретенных свойств личности, которые могут предопределять вероятность неоптимального типа реагирования на неблагоприятные воздействия профессиональной среды, а именно на новые условия обучения для иностранных студентов.
Как было сказано выше, социально психологическая адаптация, формирующаяся под воздействием новых для иностранного студента факторов среды нарушения, в дальнейшем может проявляться на невротическом, поведенческом и социальном уровнях, что соответствует выделяемым для изучения адаптации трем ее уровням: физиологическому (сенсорная адаптация), психологическому и социальному (социальная адаптация). В случае, когда объектом исследования являются иностранные учащиеся вузов, адаптация - это процесс установления определенного соответствия личности с новой для него иноязычной социальной средой, как правило, в новой климатической зоне. Сам процесс адаптации в этом случае довольно сложен и включает в себя несколько видов адаптации: индивидуально-психологическую, социально-психологическую, этнопсихологическую, культурную, коммуникативную, физиологическую и др. Все они тесно связаны между собой и обусловлены преодолением культурного и языкового барьеров, а также приспособлением организма к новым климатическим условиям [2, 9]. Среди различных видов адаптации: физиологической (взаимодействие различных систем организма), биологической (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно силе воздействий), психологической (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний), социально-психологической (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе), - отдельно выделяют нервно-психическую адаптацию. Показатели уровня нервно-психической адаптации отражают уровень психического здоровья человека, и его снижение является важным критерием социально-психологической адаптированности испытуемого [6, 10].
Проблема нервно-психической адаптации рассматривается в качестве составляющей общего процесса психической адаптации, которая позволяет человеку устанавливать оптимальные отношения с окружающей средой и вместе с тем удовлетворять актуальные потребности индивида, не нарушая адекватного соответствия между его психическими и физиологическими характеристиками, т. е. сохранять достаточный уровень нервно-психического здоровья [10].
Особо необходимо подчеркнуть позицию Ф.Б. Березина, считающего, что эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок успешной профессиональной деятельности, причем требования к системе нервно-психической адаптации
ставятся в прямую зависимость от уровня НПУ к стрессу в профессиональных ситуациях [11]. Исследование нервно-психической адаптации и факторов, ее определяющих, нацелено не только на решение задач психогигиены (профилактики расстройств) у иностранных студентов, но и на более углубленное изучение приспособительных механизмов, осуществляющих адаптацию этого контингента учащихся к условиям обучения в чужой стране.
В этом аспекте в отечественной литературе явно недостаточно данных об исследованиях нарушений социально-психологической адаптации иностранных студентов, обучающихся на подготовительных отделениях в учреждениях ВПО, связанных со снижением их уровня нервно-психической устойчивости к стрессу [1, 12]. Многие аспекты данной проблемы еще остаются неизученными. Так, до сих пор полностью не раскрыты социально-психологические механизмы процесса адаптации в зависимости от степени выраженности НПН. Недостаточно изучены психологические особенности нервно-психической устойчивости учащихся подготовительных отделений вузов у лиц различной этнической принадлежности и влияния НПУ на процесс нервно-психологической адаптации.
Целью работы явилось сравнительное изучение уровня нервно-психической устойчивости и проведение оценки состояния нервно-психической адаптации учащихся из Юго-Восточной Азии и Африки подготовительного отделения Липецкого государственного педагогического университета и их сверстников - сту-дентов-первокурсников.
Уровень нервно-психической устойчивости испытуемых определяли с использованием методики «Прогноз», предназначенной для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервнопсихической неустойчивости (разработана в 1986 г. в ВМедА им. С.М. Кирова Ю.А. Барановым) [4].
Данные об уровне их нервно-психической дезадаптации были получены при помощи теста нервнопсихической адаптации (НПА разработан в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М. Бехтерева И.Н. Гурвичем). Эта методика предназначена для измерения уровня целостной со-цио-психо-биологической адаптации индивида, индикация которой производится путем установления наличия и степени выраженности неких стандартизированных симптомов дезадаптации. Основной задачей применения шкалы является разделение исследуемой группы на категории по уровню нервно-психической адаптации (Гурвич И.Н., 1999). У обследуемых по результатам тестирования определялась одна из пяти выделяемых в настоящее время [2, 8] групп психического здоровья, или уровней нервно-психической адаптации:
I группа - здоровые, отличный уровень нервнопсихической адаптации;
II группа - практически здоровые, хороший уровень нервно-психической адаптации с благоприятными прогностическими признаками;
III группа - практически здоровые, удовлетворительный уровень нервно-психической адаптации с неблагоприятными прогностическими признаками (возможно развитие признаков дезадаптации);
IV группа - легкая степень дезадаптации, наличие начальных признаков ее развития;
V группа - выраженная патология, наличие признаков дезадаптации.
Нервно-психическая адаптация рассматривалась в исследовании как результирующий показатель уровня социально-психологической адаптации.
Анализ данных тестирования по методике «Прогноз» показал, что хорошим уровнем НПУ обладают 33,33 % студенток и 41,7 % студентов - российских первокурсников, в то время как среди учащихся юношей из Африки не выявлено лиц с высоким уровнем НПУ, а хороший уровень определен всего у 6,67 % обследованных девушек-африканок (табл. 1).
При анализе данных, представленных в табл. 1, особое внимание обращает на себя тот факт, что если среди российских студентов всего 8,3 % имеют признаки нервно-психической неустойчивости, т. е. эти лица нуждаются в мероприятиях психологической коррекции, то у их сверстников из Юго-Восточной Азии таковые составляют 37,14 %, а среди африканских учащихся более половины обследованных имеют крайне низкие показатели нервно-психической устойчивости, и им необходима помощь. Как следует из табл. 1, удовлетворительный уровень НПУ среди российских студентов обоего пола (50-55 %) встречается почти в 2 раза чаще, чем у их сверстников-африканцев (37,93-40 %), что также можно трактовать как более выраженный риск развития у последних в стрессогенной ситуации более высокого уровня НПН. Наличие НПН способствует вероятности развития пограничных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и отрицательно сказывается на успешности социально-психологической адаптации, и в частности на успешности обучения.
При сравнении количественных показателей нервно-психической устойчивости в этнических группах были выявлены значимые различия между представителями различного этноса (Р < 0,01). Так, в группе юношей достоверно высокие значения НПУ были у азиатов и африканцев на 35,6 и 44,3 % соответственно в сравнении с представителями русской национальности. При этом в первый месяц обучения НПУ у представителей мужского пола азиатской и африканской национальности можно охарактеризовать как неудовлетворительную, т. к. полученные данные говорят о высокой вероятности нервно-психических срывов.
В группе девушек азиатской и африканской национальности значения НПУ были достоверно выше на 25,2 и 45,7 % соответственно в сравнении с представительницами русской национальности. У представительниц азиатского этноса НПУ можно охарактеризовать как удовлетворительную с возможностью нервно-психического срыва в экстремальных условиях. Среди женского пола африканского этноса так же, как и у юношей этой же национальности, НПУ была неудовлетворительная. При этом стоит также отметить, что большая часть группы нуждается в мероприятиях психологической коррекции (табл. 2, рис. 1 ).
Таким образом, полученные данные позволяют судить о значительно (Р < 0,01) более низком уровне нервно-психической устойчивости у иностранных учащихся учреждений ВПО, что может быть объяснено многими причинами, основная из которых - пси-
хофизиологические особенности протекания у них процессов социально-психологической адаптации. Наиболее низкий уровень нервно-психической устойчивости выявлен у представителей Африки, особенно у юношей. Учащиеся из стран Азии в целом обладают менее выраженными показателями НПН, чем африканцы, но большинство из них находятся в группе риска, что отражается на адаптационном потенциале этих учащихся.
Плата за адаптацию зависит от резервных возможностей организма, которые определяются функциональным состоянием человека, его функциональными
Таблица 1
Сравнительный анализ результатов изучения НПУ у учащихся и студентов разных этнических групп (%)
НПУ
Этнос неудовлетво- удовлетво-
рительно рительно
Юноши
Русские 8,30 50,0 41,7
Азиаты 37,14 42,86 20,0
Африканцы 55,20 37,93 6,87
Девушки
Русские 11,11 55,56 33,33
Азиаты 42,31 46,15 11,54
Африканцы 53,33 40,0 6,67
Таблица 2
Показатели НПУ на подготовительном отделении вуза у учащихся-иностранцев и студентов первого курса
Этнос N НПУ, %
Юноши
Русские 24 20,4 ± 1,4
Азиаты 35 31,7 ± 1,6**
Африканцы 29 36,6 ± 1,1**
Девушки
Русские 36 19,6 ± 1,5
Азиаты 26 26,2 ± 0,5**
Африканцы 30 36,1 ± 1,1**
Примечание: уровень значимости достоверности различия средних значений в сравнении с представителями русской национальности ( -р < 0,01).
40
20
10
ш
ВИЯ*? ш <<<<
В •/// Вт ■ 1 <<<<
Я вш Я» «>>> ■■■ ш Ж4
■ НПУ(м)
□ НПУ (ж)
русские
азиаты африканцы
Рис. 1. Показатели НПУ у учащихся и студентов разных этнических групп
Таблица 3
Состояние нервно-психической адаптации иностранных студентов (%)
НПА
Этнос отличный уровень хороший уровень удовлетворительный уровень легкая степень дезадаптации признаки выраженной дезадаптации
Юноши
Русские 16,67 33,33 29,17 16,67 4,16
Азиаты 11,43 17,14 17,14 48,57 5,72
Африканцы - 6,90 13,79 58,62 20,69
Девушки
Русские 13,89 33,33 30,56 16,67 5,55
Азиаты 7,69 15,38 26,92 38,46 11,55
Африканцы - 3,33 10,0 50,0 36,67
ресурсами [11]. О низком уровне функциональных ресурсов у иностранных студентов свидетельствуют полученные данные анализа ответов испытуемых на вопросы опросника НПА. Так, в исследованиях установлено, что среди испытуемых африканских студентов нет лиц I группы - здоровых, имеющих отличный уровень нервно-психической адаптации. Практически здоровые, имеющие хороший уровень нервно-психической адаптации с благоприятными прогностическими признаками составили всего 6,9 % от опрошенных студентов этого контингента. При этом доля студентов-африканцев, находящихся в состоянии дезадаптации, превышает 70 %, из которых треть вообще нуждается в реабилитационных мероприятиях. Значительные отличия в состоянии нервно-психической адаптации продемонстрировал анализ результатов обследования российских и азиатских студентов (табл. 3).
Как следует из табл. 3, более 16 % российских первокурсников имеют отличный уровень нервно-психической адаптации, а 33,33 % - хороший, т. е. более половины первокурсников из России не имеют проблем в плане нервно-психического здоровья. В состоянии дезадаптации легкой степени находятся 16,67 %, а дезадаптации выраженной степени - 4,16-5,55 %, что вполне согласуется с данными других исследователей [3, 9]. При этом треть россиян находится в зоне риска с удовлетворительным уровнем адаптации. В этом же пограничном, с неблагоприятными прогностическими признаками (возможно развитие признаков дезадаптации) состоянии пребывают по результатам анализа анкет 17,4 % опрошенных азиатских студентов. Однако если большинство россиян имеют прогностически благоприятные показатели, то среди их азиатских коллег практически половина имеет легкую степень дезадаптации, а 5,72-11,55 % - выраженную.
По мнению многих авторов, дезадаптационные расстройства занимают пограничное положение между нормальными (физиологически адекватными) реакциями, происходящими в организме человека в процессе адаптации, и патологическими, которые в определенной мере являются первыми симптомами различных болезней. Их еще называют предболезненными состояниями, или нарушениями донозологического уровня [6, 11]. Судя по данным тестирования, около половины обследованных студентов-иностранцев находятся в состоянии дезадаптации: 48,58-58,62 % имеют легкую
степень дезадаптации, наличие начальных признаков ее развития отмечено у 5,72 % респондентов - азиатских учащихся, и у каждого пятого африканского учащегося определена выраженная патология, наличие признаков выраженной дезадаптации.
При сопоставлении данных табл. 1 и 2 обращает на себя факт сопоставимого распределения оценок НПУ в этих же группах учащихся. Поэтому была определена степень корреляционной зависимости между уровнем нервно-психической устойчивости и оценкой нервнопсихической адаптации в обследованных группах. Установлено, что имеется выраженная корреляционная связь между этими показателями в обеих группах (г = = 0,6 и 0,52 по Спирмену соответственно при Р < 0,01). Однако проявления нервно-психической неустойчивости в каждой из групп пропорционально выше, чем выраженность снижения уровня НПА. Этот факт может свидетельствовать о том, что снижение НПУ в группе иностранных учащихся является основой более низких показателей НПА и может быть рассмотрено в качестве важного прогностического признака.
В результате исследования установлено выраженное снижение адаптационно-психологических возможностей учащихся-иностранцев, обучающихся в вузе по сравнению с их российскими сверстниками, не имеющими подобных нарушений. Это находит свое отражение в увеличении числа лиц с отчетливыми признаками нервно-психической неустойчивости, следствием чего у них могут иметь место признаки нервно-психологической дезадаптации, проявляющиеся в снижении успешности обучения и возникновении преморбидных состояний: «не болезни» и «не здоровья», состояний, при которых значительно ослаблены адаптационные возможности организма человека. Данные, полученные в работе, указывают на особое значение и свидетельствуют о настоятельной необходимости разработки новых подходов к оказанию психолого-педагогической помощи учащимся-иностранцам из Юго-Восточной Азии и особенно - Африки.
Вышеизложенное свидетельствует о настоятельной необходимости формирования новых особых подходов к психологическому обеспечению учебного процесса в вузе для лиц, прибывших из дальнего зарубежья, на основе дальнейшего изучения психологических и психофизиологических особенностей всех аспектов адаптации иностранных студентов.
Таким образом, разработка методов оценки, прогноза и коррекции адаптации зарубежных студентов к учебной и физическим нагрузкам, воздействию комплекса психо-социальных факторов иноязычной среды является актуальной проблемой. Ее решение позволит в значительной мере уменьшить негативное влияние ряда факторов на адаптированность иностранных учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Психодиагностические методы выявления дезадаптационных нарушений в практике клинических психологов / под ред. В.Ю. Рыбникова, С.В. Чермянина. СПб.: Фарминдекс, 2009. 215 с.
2. Арсеньев Д.Г., Зинковский А.В., Иванова М.А. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: труды 2 Всерос. науч.-практ. конференции с междунар. участием. СПб.: Изд-во политех. ун-та, 2007. С. 13-17.
3. Гурвич И.Н., Малахов Ю.К, Антонова Н.А. Шкала всесторонней оценки психического состояния: метод. руководство. СПб., 2003. 60 с.
4. Чайка В.Г. Особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе // Инновации в образовании. 2002. № 2. С. 35-41.
5. Антонова В.Б. Психологические особенности адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Москве // Вестник ЦМО МГУ. 1998. № 1.
6. Гаценко Е.Е., Кулдошина Г.Н. Подросток, его здоровье и система здравоохранения // Социальные и медицинские проблемы здоровья подростков: сборник научных трудов. Рязань: Изд-во РязГМУ, 2001. С. 23-27.
7. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1986. 17 с.
8. Герасименко О.Л. Некоторые аспекты социокультурной адаптации иностранных студентов // Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: материалы 2 Междунар. науч. -метод.
конференции. Минск, 15-16 мая 2008 г. Минск: Издат. центр БГУ, 2008. С. 180-182.
9. Арсеньев Д.Г., Иванова М.А., Зинковский А.В. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. СПб., 2003. 160 с.
10. Глушко А.Н. Психофизиологические основы психогигиены и психопрофилактики // Военно-медицинский журнал. 1998. Т. 319. № 1. С. 63-70.
11. Буняев В.В. Разработка моделей и алгоритмов оценки адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Тула, 2000. 29 с.
12. Клаучек С.В., Севрюкова Г.П. Динамика психофизиологической адаптации зарубежных студентов // Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты зарубежных студентов: тезисы докладов. Волгоград, 1997.
Поступила в редакцию 25 сентября 2012 г.
Samarov V.V., Gulin A.V., Zasyadko K.I. NEUROPSYCHIC STABILITY OF STUDENTS FROM SOUTH-EAST ASIA AND AFRICA AS FUNDAMENTALS OF THEIR NEUROPSYCHIC ADAPTATION TO LEARNING PROCESS
In this work the features of neuropsychic stability as well as neuropsychic adaptation of Russian first-year students and students of the preparatory department of the South-East Asia and Africa were studied. In our study the evident decrease of adaptation and psychological potential of foreign students learning in the university as compared with their Russian peers who haven’t similar malfunctions was established. The increase in number of persons with sharp signs of the neuropsychic instability is considered. Derived data point out the special importance and indicate on urgent necessity of development of new methods to the rendering psycho-pedagogical help to their foreign students from SouthEast Asia and Africa.
Key words: foreign students; adaptation; neuropsychic stability; neuropsychic adaptation; neuropsychic instability; psychological adaptation; psychological factors.