УДК 612.112
ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ИЗ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И АФРИКИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ ВУЗА
© В.В. Самаров
Ключевые слова: этнос; функциональная устойчивость; клинический статус; уровень здоровья; адаптация.
В статье дана оценка состоянии здоровья учащихся подготовительного отделения вуза из стран Юго-Восточной Азии и Африки в период адаптации их к процессу обучения. Установлены этнические различия в уровнях здоровья, выявленные на основе показателей клинического статуса, функциональной устойчивости организма и значимых психофизиологических качеств.
Изучение адаптации человека к различным факторам среды остается одним из важнейших направлений современной адаптивной физиологии. Результаты многолетних фундаментальных исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными, свидетельствуют о существовании этнических различий важнейших физиологических констант в функционировании отдельных органов и систем организма, а также морфологических особенностей и адаптивных сдвигов в различных условиях среды обитания [1-2]. В связи с проводимыми комплексными медико-физиологическими исследованиями в последние годы существенно возрос интерес к изучению особенностей культур, быта, обычаев, психологии различных этносов, в т. ч. студентов-иностранцев, получающих образование в России. Формируется новая ветвь физиологии - этническая физиология, что связано и с более широким пониманием адаптационного процесса, затрагивающего все стороны жизни человека [3-4]. Вместе с тем здоровье человека формируется в результате сложного взаимодействия наследственно-конституциональных особенностей организма с природой и обществом, при этом имеет место географическая и этническая вариабельность нормы и патологии. На современном этапе все большее значение приобретает исследование проблемы «этнос» и «здоровье», «этнос» и «болезнь» [5-6]. Изучение адаптационно-компенсаторных механизмов в аспекте этнических особенностей является одной из актуальных проблем современной медицинской науки.
Данное исследование проводилось в рамках изучения этнических особенностей здоровья и адаптивных изменений физиологического статуса иностранных студентов - юношей и девушек - в процессе обучения в вузе в сравнительном аспекте.
Обследовано 120 учащихся в возрастном диапазоне от 17 до 19 лет, прибывших для обучения в РФ из стран Юго-Восточной Азии и Африки. Контрольную группу составили студенты первого курса факультета педагогики и психологии ЛГПУ этого же возраста.
Комплексное изучение функционального состояния организма студентов и определение уровня здоровья проводили с использованием комплекса показателей по
программе «НОРМА», разработанной в ГНИИИ ВМ МО РФ. Система «НОРМА» позволяет производить как общую оценку здоровья обследуемых, так и его компонентов - клинического статуса, функциональной устойчивости, значимых психологических и психофизиологических качеств.
В клинический статус в качестве структурно-функциональных элементов более низкого уровня обобщения входили: статус сердечно-сосудистой системы (ССС), оцениваемый по частоте сердечных сокращений (ЧСС), систолическому, диастолическому и пульсовому артериальному давлению (АД), показателю вариабельности сердечного ритма, наличию экстрасистол; биохимический статус, включающий в себя содержание холестерина и триглицеридов в плазме крови; антропометрический статус, оцениваемый по ростовесовым характеристикам.
Функциональная устойчивость оценивалась по данным статоэргометрической пробы, пробы Вальсальвы, пробы на физическую работоспособность, пробы со статической мышечной нагрузкой.
Значимые психологические и психофизиологические качества определялись на основе психологических (тесты на внимание и пространственную ориентировку) и психофизиологических (критическая частота слияния мельканий, время простой сенсомоторной реакции на свет, показатель тремора кистей рук, балл оценки по методике «самочувствие - активность - настроение») характеристик.
Классификация группы здоровья каждого студента осуществлялась на основании правил, сформулированных экспертом, или, когда такие экспертные правила отсутствовали, путем сопоставления уровня здоровья студентов со значениями реперных точек на шкале его оценок.
Разработанная система относит обследуемого к одному из классов состояний, используя рассчитанный балл показателя здоровья, который представляет собой величину, находящуюся в диапазоне от 2 до 5. Этот диапазон разбит на 4 поддиапазона. В зависимости от того, в каком поддиапазоне находится балл показателя здоровья, студенту присваивается та или иная группа
здоровья. Поддиапазоны баллов здоровья и соответствующие им группы здоровья представлены в табл. 1.
I класс функционального состояния организма -«здоров». Все показатели этого класса по своим величинам соответствуют нормальным значениям для данного возраста обследуемых в условиях обучения.
II класс функционального состояния организма -«практически здоров». Он характеризуется умеренным увеличением значений ЧСС, тонуса магистральных и периферических сосудов, активацией психофизиологических функций и соответствует напряжению функций и умеренного возбуждения в период обучения.
III класс функционального состояния организма -«ослаблен» и требует коррекции. Этот класс характеризуется выраженным спазмом сосудов, вследствие чего показатели артериального давления превышают свои должные значения на 10-15 мм рт. ст., возросшими показателями сердечного выброса. Изменения комплекса психофизиологических данных свидетельствуют о перенапряжении функций, близких к состояниям переутомления.
IV класс функционального состояния организма -«преморбидное состояние». Все показатели этого класса по своим величинам характеризуются резким, неадекватным состоянию покоя приростом величин сердечного выброса крови при значительном спазме периферических сосудов, возросшими величинами ЧСС и АД, превышающими уровень критических порогов, резким снижением профессионально-значимых качеств с резким понижением показателей САН. Подобная реакция свидетельствует о срыве регуляторных механизмов компенсации вследствие кумуляции некомпенсированного утомления, общей астенизации или возникшего заболевания.
Результаты изучения функционального состояния организма обследуемых студентов и учащихся подготовительного отделения представлены в табл. 2.
Как видно из представленных в табл. 2 данных, I класс функционального состояния организма - «здоров» - отмечался у большинства учащихся в группе юношей и девушек из стран Юго-Восточной Азии. Вторую позицию после учащихся-азиатов занимали учащиеся из стран Африки, а группа русских студен-тов-юношей с I классом функционального состояния организма была самой малочисленной и уступала по исследуемым показателям студенткам из России более чем в два раза.
Количество учащихся и студентов со II классом функционального состояния организма - «практически здоров» - в абсолютных числах было наибольшим среди обследуемых в группах русских студентов и уча-щихся-африканцев и наименьшим в группе учащихся из стран Юго-Восточной Азии.
Как уже отмечалось выше, в клинический статус в качестве структурно-функциональных элементов более низкого уровня обобщения входит статус сердечнососудистой системы. В этой связи исследование фактических показателей частоты сердечных сокращений у обследуемых учащихся и студентов показало, что в целом средние их величины укладывались в диапазон возрастных норм, однако прослеживались изменения в зависимости от этнической принадлежности обследуемых. Так, частота сердечных сокращений была достоверно выше у студентов, т. е. в группе представителей русской национальности. Наибольшее достоверное снижение фоновых значений ЧСС отмечалось в группе учащихся из Юго-Восточной Азии. У них частота сердечных сокращений, по отношению к показателям об следуемых студентов, снижалась - у юношей, в среднем, на 15,6 % и девушек, в среднем, на 19,2 %. В количественном отношении этот показатель у юношей и девушек из африканских стран был в два раза ниже. Анализ распределения индивидуальных значений МОК, который рассматривается как основной гемоди-
Таблица 1
Классификация уровней здоровья студентов
Класс функционального состояния Поддиапазоны баллов здоровья Группа здоровья
I 4,5-5,0 «здоров»
II 3,6-4,4 «практически здоров»
III 3,0-3,5 «ослаблен» (требует коррекции)
IV 2,0-2,9 «преморбидное состояние»
Таблица 2
Показатели уровней здоровья в первый месяц обучения на подготовительном отделении у учащихся-иностранцев
и студентов первого курса вуза
Этнос п Здоров Практически здоров Ослаблен Преморбидное состояние
Юноши
Русские 24 6 (25,0 %) 14 (58,4 %) 4 (16,6 %) -
Азиаты 35 27 (77,2 %) 6 (17,0 %) 2 (5,8 %) -
Африканцы 29 10 (34,5 %) 16 (55,2 %) 3 (10,3 %) -
Девушки
Русские 36 20 (55,6 %) 10 (27,5 %) 6 (16,9 %) -
Азиаты 26 21 (80,7 %) 5 (19,3 %) - -
Африканцы 30 14 (46,6 %) 14 (46,6 %) 2 (6,8 %) -
Таблица 3
Показатели центральной гемодинамики (М ± т) в первый месяц обучения на подготовительном отделении у учащихся-иностранцев и студентов первого курса вуза
Этнос n ДАД (мм рт. ст.) САД (мм рт. ст.) ПД (мм рт. ст.) МОК (л/мин.) ЧЧС (уд./мин.)
Юноши
Русские 24 78,1 ± 3,9 129,3 ± 3,5 60,6 ± 3,7 6,5 ± 0,5 74,0 ± 3,9
Азиаты 35 71,2 ± 4,6 118,9 ± 5,7 62,0 ± 4,2 6,2 ± 1,3 62,4 ± 4,1
Африканцы 29 83,7 ± 5,7 137,6 ± 6,2 68,9 ± 4,4 6,7 ± 1,7 68,7 ± 4,5
Девушки
Русские 36 70,3 ± 5,7 127,4 ± 5,6 59,1 ± 4,0 6,3 ± 0,3 72,2 ± 2,3
Азиаты 26 61,5 ± 4,8 121,1 ± 3,8 63,7 ± 5,7 6,0 ± 0,9 58,3 ± 3,4
Африканцы 30 78,3 ± 2,5 132,1 ± 7,1 65,3 ± 3,5 6,6 ± 0,4 66,3 ± 1,9
Таблица 4
Изменение интегральных клинических оценок показателей регуляторных механизмов АД (%) в первый месяц обучения на подготовительном отделении у учащихся-иностранцев и студентов первого курса вуза
Этнос n Гипотонический Нормотонический Пограничные Г ипертонический
статус статус состояния статус
Юноши
Русские 24 0 20,8 45,9 33,3
Азиаты 35 45,7 34,2 8,7 11,4
Африканцы 29 0 17,24 20,6 62,16
Девушки
Русские 36 5,5 27,7 44,4 22,4
Азиаты 26 50 23,0 15,4 11,6
Африканцы 30 1 5,8 36,6 56,6
намический и энергетический показатель адаптации организма обследуемых, показал максимальное число респондентов без превышения нормативных данных в группе учащихся азиатов и достоверное повышение его в группах русских студентов и учащихся-африканцев, что свидетельствует в данном случае о напряжении у них функционирования ССС. Это обстоятельство подтверждается и показателями артериального давления у русских студентов и учащихся из африканских стран. Как видно из представленных данных в табл. 3, у них отмечены значения САД и ДАД, не укладывающиеся в диапазон возрастных норм.
Полученные результаты нашли свое отражение при сопоставлении интегральных клинических оценок регуляторных механизмов артериального давления. Данные отражены в табл. 4.
Как следует из представленных в табл. 4 данных, число учащихся юношей и девушек из стран ЮгоВосточной Азии с нормотоническим статусом было значительно больше, чем среди обследуемых представителей других этносов. Доля студентов и учащихся, регуляторные механизмы которых находятся в пограничном состоянии, была наибольшей у юношей и девушек из России и у учащихся из стран Африки. В этих же группах обследуемых наибольшим было число учащихся и студентов с зарегистрированными гипертен-зивными реакциями по сравнению с учащимися из стран Юго-Восточной Азии. Высокий процент лиц с гипертоническим статусом и зарегистрированные в связи с этим гемодинамические сдвиги и явления вегетативной дисрегуляции, которые произошли в ответ на
новые условия жизни и обучения, не могут не вызвать тревоги. Закрепление подобного типа реагирования на различные факторы внешней среды может стать причиной развития у обследуемых студентов и учащихся сердечно-сосудистой патологии.
Таким образом, в период «острой фазы» адаптации в процессе обучения в организме у студентов и уча-щихся-иностранцев происходит значительное напряжение компенсаторно-приспособительных систем, которое связано с изменениями влияния факторов новых условий жизни.
III класс функционального состояния организма -«ослаблен» - отмечался у незначительного числа студентов и учащихся и был связан с периодом выздоровления после перенесенных ими простудных заболеваний. В этой связи, полученные при обследовании результаты не рассматривались нами в рамках адаптационного синдрома и были отнесены к функциональным изменениям организма, возникающих при заболеваниях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян Н.А. Этнические проблемы адаптационной физиологии. М.: РУДН, 2007. 57 с.
2. Красичков Д.В., Гулин А.В. Функциональное состояние сердечнососудистой системы и адаптивные возможности современных студентов // Окружающая среда и здоровье: сб. статей 4 Всероссийской науч.-практ. конф. Пенза, 2007. С. 117-120.
3. Батоциренова Т.Е. Эколого-физиологические и этнические особенности адаптационных реакций организма студентов из различных природно-климатических регионов: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. М., 2007. 34 с.
Ветчинкина К.Т. Исследование физиологических особенностей процесса адаптации студентов из стран Азии, Африки, Латинской Америки в условиях Москвы: автореф. дис. ... канд. биол. наук. М., 1980. 22 с.
Измайлова М.А. Адаптивные изменения физиологического статуса юношей и девушек ингушской национальности в процессе обучения в вузе: автореф. дис. . канд. биол. наук. М. , 2009. 22 с. Агаджанян Н.А., Цатурян Л.Д. Этнос: экопортрет и особенности адаптации // Экология и здоровье: материалы саттеллитного симпозиума 20 съезда физиологов России. М.: РУДН, 2007. С. 4-7.
Поступила в редакцию 16 ноября 2011 г.
Samarov V.V. ETHNIC FEATURES OF STUDENTS’ HEALTH FROM COUNTRIES OF SOUTH-EAST ASIA AND AFRICA IN ADAPTATION PERIOD OF EDUCATION PROCESS ON UNIVERSITY’S PREPARATION COURSES
The assessment of the students’ health of the preparation courses from the countries South-East Asia and Africa in their adaptation to education process was made. The ethnic differences in the levels of the health, revealed on the basis of results of the clinical status, functional stability of an organism and the psycho-physiological qualities are established.
Key words: ethnos; functional stability; clinical status; level of health; adaptation.