Научная статья на тему 'Динамика активности симпатоадреналовой системы у иностранных учащихся в процессе адаптации в начальном периоде обучения в вузе'

Динамика активности симпатоадреналовой системы у иностранных учащихся в процессе адаптации в начальном периоде обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
186
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / АДАПТАЦИЯ / АДРЕНОРЕАКТИВНОСТЬ МЕМБРАН / ИНДЕКС КЕРДО / СИМПАТИКО-АДРЕНАЛОВАЯ СИСТЕМА / KERDO''S INDEX / ETHNOS / ADAPTATION / ADRENOREACTIVITY OF MEMBRANES / SIMPATHETIC-ADRENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самаров Владислав Владимирович, Гулин Александр Владимирович

Дана оценка β-адренореактивности мембран эритроцитов, а также вегетативной регуляции функций организма иностранных учащихся. Полученные данные свидетельствуют о возникновении риска срыва адаптации учащихся из стран Африки к процессу обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Самаров Владислав Владимирович, Гулин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF ACTIVITY OF SIMPATHOADRENAL SYSTEM AT FOREIGN STUDENTS IN TH

The assessment β-adrenoreactivity of membranes of erythrocytes and also vegetative regulation of functions of foreign students’ organism is given. Derived facts are evidence of increase the risk of failure of adaptation of students from Africa to the learning process.

Текст научной работы на тему «Динамика активности симпатоадреналовой системы у иностранных учащихся в процессе адаптации в начальном периоде обучения в вузе»

УДК 612.112

ДИНАМИКА АКТИВНОСТИ СИМПАТОАДРЕНАЛОВОЙ СИСТЕМЫ У ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© В.В. Самаров, А.В. Гулин

Ключевые слова: этнос; адаптация; адренореактивность мембран; индекс Кердо; симпатико-адреналовая система.

Дана оценка в-адренореактивности мембран эритроцитов, а также вегетативной регуляции функций организма иностранных учащихся. Полученные данные свидетельствуют о возникновении риска срыва адаптации учащихся из стран Африки к процессу обучения.

Адренергический механизм занимает исключительно важное место в регуляции деятельности внутренних органов и систем, что связано с его участием в процессах адаптации организма к различным условиям среды [1-3]. В результате функционирования адренергического механизма, т. е. взаимодействия агонистов с адренорецепторами, изменяется деятельность внутренних органов и мозговых структур, за счет чего повышаются адаптационные возможности организма [4].

Неблагоприятный прогноз изменений выносливости и функционального состояния организма человека может быть связан с повышенной эмоциональной реактивностью и высокой гормональной активностью как в условиях покоя, так и физической нагрузки [5, 6].

Активация симпатико-адреналовой системы (САС) относится к одному из наиболее хорошо изученных стресс-инициирующих факторов, формирующих опасность перехода от стадии устойчивой адаптации к дезадаптации, к возникновению деструктивных изменений на клеточном уровне и дисрегуляторных - на системном уровне [7]. Выявление начальных стадий дезадап-тационных процессов может дать ценный материал для предупреждения последствий адаптационного срыва.

Вегетативная нервная система (ВНС) является ключевой в процессе адаптации. При этом во время адаптации реагирование ВНС происходит индивидуально в зависимости от личностных особенностей человека. В связи с зависимостью эмоциональной сферы и ВНС необходимо изучать долю вклада психологических и вегетативных функций в процессе адаптации.

Адаптация человека зависит от резервных возможностей организма. Важнейшим индикатором адаптации является поддержание вегетативного тонуса [8]. В зависимости от преобладания симпатического или парасимпатического отделов ВНС людей разделяют на группы ваготонического и симпатического типа [9]. Установлено, что в процессе адаптации человека к новым климатогеографическим условиям происходят различные изменения в функционировании симпатического и парасимпатического отдела ВНС.

Целью исследования явилось изучение динамики адренореактивности мембран эритроцитов, а также вегетативной регуляции функций организма у ино-

странных учащихся, прибывших из стран Юго-Восточной Азии и Африки, в процессе обучения в вузе.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования стали иностранные учащиеся в возрастном диапазоне от 17 до 19 лет, прибывшие на обучение в РФ из стран Юго-Восточной Азии и Африки.

Для оценки адренореактивности организма (Р-АРМ) использовали биохимический нерадиолигандный метод, основанный на оценке изменения осморезистентности эритроцитов в присутствии Р-адрено-блокатора. Метод основан на факте торможения гемолиза эритроцитов, помещенных в гипоосмотическую среду, в присутствии Р-адреноблокатора. Исследование Р-АРМ проводили в микроколичестве крови, взятой при проколе мякоти пальца, с помощью набора реагентов АРМ-Агат (ООО «Агат-Мед», Москва), состоящего из концентрата буфера, раствора адреноактивного вещества и антикоагулянта. Из прокола пальца стеклянной пипеткой, промытой антикоагулянтом, отбирали 0,2 мл периферической крови. Образец крови в присутствии буферного раствора смешивали с раствором ад-ренореактивного вещества, инкубировали при комнатной температуре 15 мин., затем центрифугировали 10 мин. при 1500 об./мин. При помощи электрофотокалориметра КФК-2 измерялась оптическая плотность контрольных и опытных проб против физиологического раствора при длине волны 540 нм. Величина Р-АРМ рассчитывалась по формуле в условных единицах. Нормальные величины показателя Р-АРМ находятся в диапазоне от 2,0 до 20,0 усл. ед. При сниженной адре-нореактивности величина Р-АРМ превышает 20,0 усл. ед. [10].

Процесс адаптации протекает при обязательном участии вегетативной нервной системы. В естественных условиях симпатические и парасимпатические центры находятся в состоянии непрерывного возбуждения, получившего название «тонуса», который рассматривается как одно из проявлений гомеостатического состояния и одновременно как один из механизмов его стабильности.

Индекс Кердо рассчитывали по формуле:

ВИК = ((1 - ДАД)/ ЧСС)х100 %,

ВИК = 0 - равновесие симпато-парасимпатических влияний;

ВИК > 0 - преобладание симпатического тонуса вегетативной нервной системы;

ВИК < 0 - преобладание парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

Повышение активности САС приводит к снижению чувствительности клеточных мембран и, соответственно, к росту показателя Р-АРМ в крови. Рост значений показателя Р-АРМ может свидетельствовать о значительной адаптационной перестройке организма при длительном действии стресс-факторов социальной и окружающей среды [5, 11, 12].

Изучение показателя Р-АРМ в группах обследуемых учащихся представлено на рис. 1.

Как видно из рис. 1, в первый месяц обучения во всех обследуемых группах у иностранных учащихся значения Р-АРМ находились в пределах физиологической нормы. В последний месяц обучения у учащихся из стран Азии показатели Р-АРМ оставались в границах физиологических флюктуаций, а у учащихся из стран Африки они превышали верхние границы нормы: у юношей на 29 % (р < 0,05), а у девушек на 24 % (р < 0,05). Полученные данные свидетельствуют о снижении у учащихся из стран Африки адренореак-тивности, что является проявлением неспецифического механизма защиты организма от деструктивного влияния повышенного содержания катехоламинов в условиях психоэмоционального напряжения в течение всего периода обучения. Это свидетельству-

ет об изменении процессов синтеза, депонирования и метаболизма катехоламинов, а также чувствительности (десенситации) рецепторного аппарата клеточных мембран эритроцитов.

Вегетативное обеспечение процессов жизнедеятельности организма в период формирования адаптационных реакций к различным факторам внешней среды определяется по вегетативному индексу Кердо [13].

Влияние симпатико-адреналовой системы на сердечно-сосудистую систему обусловливает повышение тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы и приводит к снижению стрессоустойчивости организма учащегося, а также отрицательно влияет на его успеваемость [14], а влияние парасимпатического отдела в стрессогенных условиях обеспечивает индивидуальную устойчивость организма стрессу и к возникновению нарушений функции сердечно-сосудистой системы.

На рис. 2 проиллюстрированы результаты изучения роли вегетативной нервной системы в регуляции приспособительных реакций системы кровообращения у иностранных учащихся в начальном периоде обучения.

Как видно на рис. 2, в начале обучения и последний месяцы обучения вегетативный индекс Кердо у учащихся из стран Азии был меньше нуля, что свидетельствует о парасимпатическом влиянии ВНС на систему кровообращения. В группах учащихся из стран Африки ВИК характеризовался разнонаправленностью изменений. Так, у юношей-африканцев в первый месяц обучения отмечалась симпатикотония, а у девушек - пара-симпатикотония. В последний месяц обучения в группах учащихся из стран Африки преобладало влияние симпатического тонуса ВНС.

Рис. 1. Показатели Р-АРМ в период обучения в вузе: А - первый месяц обучения; Б - последний месяц обучения

А

■ ВИК (м) □ ВИК (д)

Б

■ ВИК (м) □ ВИК (д)

Рис. 2. Показатели ВИК в обучения в вузе: А - первый месяц обучения; Б - последний месяц обучения

Таким образом, установлены этнические особенности вегетативной регуляции функций организма у иностранных учащихся в период адаптации к процессу обучения в вузе. У африканских юношей и девушек это проявляется в повышении тонуса симпатического отдела нервной системы, способного оказывать негативное влияние на процесс обучения и индивидуальную стрессоустойчивость. У юношей и девушек из стран Азии преобладают парасимпатические влияния на индивидуальную устойчивость организма к возникающим нарушениям функций ССС в условиях психоэмоционального напряжения. Полученные данные в ходе исследования свидетельствуют о возможности срыва адаптации у учащихся из стран Африки к процессу обучения в высшей школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айламазян Э.К Репродуктивное здоровье женщины как критерий биоэкологической диагностики и контроля окружающей среды // Ж. акуш. жен. болезн. 1997. Вып. 1. С. 6-10.

2. Ноздрачев А.Д., Сабанов В.С., Самойлова В.А. и др. О роли мета-симпатической нервной системы в поддержании постоянства и устойчивости внутренней среды организма // Механизмы адаптации организма. Томск, 1996. С. 32-33.

3. Ноздрачев А.Д., Циркин В.И., Дворянский С.А. и др. Эндогенный сенсибилизатор [3-адренорецепторов // Вестник СПбГУ. Сер. 3. 1997. Вып. 1. № 3. С. 74-84.

4. Длусская И.Г., Карпова Л.Д., Радченко С.Н. Новые критерии прогноза индивидуальной устойчивости к физическим нагрузкам // Авиационная и экологическая медицина. 2004. № 4. С. 53-56.

5. Захряпина Л.В., Гулин А.В., Хлякина О.В. Региональные особенности эндокринных нарушений у женщин фертильного возраста в условиях различного уровня антропотехногенной нагрузки территории резидентного проживания // Успехи современного естествознания. 2010. № 3. С. 37-39.

6. Svensson B. Regional distant sequence homology between amylases, alpha-glucosidases and transglucanosylases // FEBS Lett. 1988. V. 230. Р. 72-76.

7. Меерсон Ф.З. Основные закономерности индивидуальной адаптации // Физиология адаптационных процессов: руководство по физиологии. М.: Наука, 1986. С. 10-76.

8. Мелькова Л.А. Динамика кровообращения у жителей Африки на начальном этапе адаптации при обучении в северном вузе: авто-реф. дис. ... канд. мед. наук. Архангельск, 2005.

9. Воробьева Е.В. Психофизиологические основы эффективности учебной деятельности студентов на этапе освоения фундаментальных дисциплин: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Волгоград, 2001.

10. Длусская И.Г., Стрюк Р.И. Способ определения гиперадренериче-ской формы гипертонической болезни. Патент РФ № 2026552. БИ-1995-01.

11. Красичков Д.В. Физиологические особенности адаптации студен-тов-спортсменов при повышенной физической нагрузке в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. биол. наук. М., 2009.

12. Халимова Ф.Т. Оценка симпатоадреналовой активности в процессе адаптации человека к экопатогенным факторам окружающей среды // Материалы годичной научно-практической конференции, посвященной 70-летию ТГМУ. Душанбе, 2009. С. 76-78.

13. Kerdo I. Ein mes Daten der Blutz irkulation kalkulierter Index zur Beurteilung der Vegetativen Tonuslage // Acta neurovegetativa. 1966. Bd. 29. № 2. P. 250-268.

14. Будук-Оол Л.К Адаптация студентов Республики Тыва к обучению в вузе (этноэкологические, морфофункциональные и психофизиологические особенности): автореф. дис. ... д-ра биол. наук. Челябинск, 2010.

Поступила в редакцию 11 октября 2013 г.

Samarov V.V., Gulin A.V. DYNAMICS OF ACTIVITY OF SIMPATHOADRENAL SYSTEM AT FOREIGN STUDENTS IN THE ADAPTATION PROCESS AT BEGINNING EDUCATION IN UNIVERSITY

The assessment P-adrenoreactivity of membranes of erythrocytes and also vegetative regulation of functions of foreign students’ organism is given. Derived facts are evidence of increase the risk of failure of adaptation of students from Africa to the learning process.

Key words: ethnos; adaptation; adrenoreactivity of membranes; Kerdo's index; simpathetic-adrenal system.

Самаров Владислав Владимирович, Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, аспирант, кафедра медико-биологических дисциплин, e-mail: Gulin49@yandex.ru

Samarov Vladislav Vladimirovich, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russian Federation, Post-graduate Student, Medical and Biological Disciplines Department, e-mail: Gulin49@yandex.ru

Гулин Александр Владимирович, Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор кафедры медико-биологических дисциплин, e-mail: gu-lin49@yandex.ru

Gulin Alexander Vladimirovich, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor of Medical and Biological Disciplines Department, e-mail: gulin49@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.