А.В. Гулин,
доктор медицинских наук, Липецкий государственный педагогический университет
В.В. Самаров,
Липецкий государственный
педагогический
университет
Н.Л. Аношкина,
кандидат биологических наук, Липецкий государственный педагогический университет
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS AT THE BEGINNING EDUCATION IN UNIVERSITY
В работе исследуются нервно-психическая устойчивость, нервно-психическая адаптация, реактивная и личностная тревожность, а также цветовой тест Люшера у учащихся подготовительного отделения из стран Юго-Восточной Азии и Африки. Установлено выраженное снижение адаптационно-психологических возможностей учащихся из стран Африки в сравнении с их сверстниками из стран Азии. Полученные данные свидетельствуют о настоятельной необходимости разработки новых подходов к оказанию психолого-педагогической помощиучащимся-иностранцам.
In work neuropsychic stability, neuropsychic adaptation, jet and personal uneasiness, and also Lyusher's color test of students of preparatory department from the countries of South East Asia and Africa is studied. In the researches the expressed decrease in adaptation and psychological opportunities of students from the countries of Africa in comparison with their contemporaries from the countries of Asia is established. The data, derived in work, indicate special value and testify to an imperative need of development of new approaches to rendering the psychology and pedagogical help to foreigner students.
Переход высшей школы на многоуровне-вую систему обучения и продвижение образо -вательных услуг на международный рынок обусловили подготовку конкурентоспособных и квалифицированных специалистов. В по -следние годы неуклонно растет число ино-странных граждан, поступающих в высшие учебные заведения России. Изучение адаптив -ных реакций организма иностранных студен -тов и их психологического статуса в период обучения в вузе является весьма актуальным в связи с модернизацией высшего образования, внедрением информационных технологий в процесс обучения, увеличением объёмов учеб -ного материала, а также изменением форм и методов обучения [3].
В связи с этим изучение адаптивных реакций организма иностранных учащихся и их психофи -зиологического статуса на подготовительном отделении вуза является актуальным и представ -ляет научный интерес с теоретических и практи -ческих позиций.
Целью исследования явилось изучение особенностей психологической адаптации учащих -ся из стран Юго-Восточной Азии и Африки, обучающихся на подготовительном отделении вуза.
Обследовано 120 учащихся в возрастном диапазоне от 17 до 19 лет, прибывших на обучение в РФ из стран Юго-Восточной Азии и Африки.
Исследования проводились по специальным вопросникам, преимущество которых заключалось в том, что их показатели оценивали по стандартным ключам, т. е. независимо от мнения исследователя, и выражали в количественной форме. Это дает возможность учитывать резуль -таты обследования объективно и конкретно.
Оценка наличия психоэмоциональных дис -функций и их уровня осуществлялась с помощью теста Спилбергера—Ханина, принадлежащего к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Это опросник, который состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность), и 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свой -ство тревожности).
Уровень нервно-психической адаптации у иностранных слушателей подготовительного отделения и студентов первого курса определяли по результатам тестирования испытуемых с помощью разработанного в Психоневрологическом научно-
исследовательском институте им. В М. Бехтерева «Т еста нервно-психической адаптации».
Для определения уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) и оценки риска дезадаптации в стрессе использовалась методика «Прогноз», которая позволяет осуществлять первоначальное ориентировочное выявление лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, со склонностью к развитию дезадаптационных нарушений в функциональ -ных системах организма.
Для упрощения процесса обследования иностранных учащихся средствами проективной методики Люшера использовалось автоматизи-рованное рабочее место специалиста профессионального отбора (АРМ СПО).
Цветовой тест Люшера имеет минимум определенности стимульного материала, т .к. отно -сится к проективным методикам цветовой пси -ходиагностики, что не позволяет искажать дан -
Показатели уровня тревожности у иностранных у
ные семантическими погрешностями, вносимыми неадекватностью восприятия вербальных стимулов, свойственной иностранцам при работе с опросниками [4].
Изучение психофизиологического и психи -ческого процесса адаптации, особенностей его механизма при обучении в вузе невозможно без рассмотрения динамики такого важного показа -теля, как тревожность. Известно, что личностная тревожность как черта личности даёт представ -ление об индивидуальных особенностях реаги-рования человека при воздействии на него стресс-факторов, а ситуативная (реактивная) тревожность характеризует в данный момент времени субъективно переживаемые эмоции: напряжение, нервозность и др. [1, 2, 5, 6].
Результаты изучения уровня личностной (ЛТ) и реактивной (РТ) тревожности у иностран -ных учащихся в начальном периоде обучения в вузе представлены в табл. 1.
Таблица 1
хся в начальном периоде обучения в вузе (М±а)
Этнос п ЛТ (у.е.) РТ (у.е.)
в первый месяц обучения в после дний месяц обучения в первый месяц обучения в после дний месяц обучения
Юноши
Азиаты 35 45,6±0,4 40,4±0,7УУУ++ 36,1±1,4у'/'/ 38,4±0,6УУУ++
Африканцы 29 44,2±1,5 47,7±1,2++ 46,0±2,1 52,5±2,4+++
Девушки
Азиаты 26 42,3±1,3УУ 34,6±1,4УУУ+++ 40,3±1,5у'/'/ 37,4±1,9УУУ+
Африканцы 30 47,4±1,8 50,2±2,4+ 49,6±0,6 54,4±1,8++
Уровень значимости достоверности различия средних значений в сравнении с представителями африканской национальности (у -р<0,05; ^-р<0,01; ууу-р<0,001).
Уровень значимости достоверности различия средних значений первого и последнего месяца обучения
(+-р<0,05; ++-р<0,01; +++-р<0,001).
Как видно из табл.1, в начале обучения в группах юношей из стран Азии и Африки показатель ЛТ по уровню значения был умеренным, а в последний месяц обучения значения ЛТ у юношей-азиатов снизились на 11%, а у учащихся-африканцев выросли на 7%. Различие по данному показателю в группе юношей составило 15%.
Если в начале обучения в группе девушек из стран Азии показатель ЛТ был умеренным, у девушек из стран Африки высоким, то в по следний месяц обучения у девушек из Азии значения ЛТ снизились на 18%, а у девушек из Африки повысились на 6%. Разница в значениях ЛТ у девушек выросла на 31%.
В начале обучения в группе юношей из стран Азии показатель РТ имел умеренные значения, а у юношей из стран Африки высокие и превышал значения показателя РТ у азиатских юношей в среднем на 22%. В последний месяц обучения показатель РТ у
юношей-азиатов также имел умеренные значения, в абсолютных числах сопоставимые с периодом начала обучения. У юношей из стран Африки в последний месяц обучения показатель РТ увеличивался в сравнении с первым месяцем обучения в среднем на 12%, и различие между исследуемыми группами возросло до 27%.
В начале обучения в группе девушек из стран Азии показатель РТ был умеренным, а у девушек из стран Африки высоким и превышал показатель РТ у девушек-азиаток в среднем на 19%. В последний месяц обучения у девушек из Азии РТ снижался на 7%, а у девушек из Африки повышался в среднем на 9%.
Результаты изучения динамики показателей ЛТ и РТ свидетельствуют о том, что умеренный уровень тревожности, выявленный у учащихся из стран Азии в начале и конце периода исследования, характеризует более эффективное протекание у них процесса адаптации, а высокий уровень тревожности у учащихся из стран Африки, особенно в конце периода обучения,
говорит о напряжении процессов адаптации в этой группе. Известно, что высокий уровень ЛТ свидетельствует об устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своей личности, связанной с внутренним конфликтом и возможностью психоэмоционального срыва, а высокие значения показателя РТ обусловлены такими проявлениями, как раздражительность, тревога и обеспокоенность. Поэтому полученные в исследованиях данные об учащихся из стран Африки можно интерпретировать как возможность возникновения у африканских учащихся психофизиологических и психологических расстройств.
Донозологические проявления, или признаки нарушений процесса адаптации, описываются понятием «нервно-психическая неустойчивость», наличие которой обусловливает возможность развития нервно психических расстройств, связанных с неполноценностью активности системы психической адаптации человека или её ослаблением.
В табл. 2 отражены результаты изучения особенностей нервно-психической устойчивости иностранных учащихся в начальном периоде обучения в вузе.
T аблица 2
Показатели НПУ у иностранных учащихся в начальном периоде обучения в вузе (М ±a)
Этнос n НПУ(у.е.)
первый месяц обучения последний месяц обучения
Юноши
Азиаты 35 27,7±1,3^ 2б,3±0,б^+
Африканцы 29 3б,б±1,1 39,9±1,4++
Девушки
Азиаты 2б 2б,2±0,5^ 25,2±0,7^+
Африканцы 30 3б,1±1,1 38,б±1,3+
Уровень значимости достоверности различия средних значений в сравнении с представителями африканской национальности (у-р<0,05; уу-р<0,01; ууу-р<0,001).
Уровень значимости достоверности различия средних значений первого и последнего месяца обучения (+-р<0,05; ++-р<0,01; +++-р<0,001).
Как видно из табл. 2, в начале обучения в группе юношей из стран Азии показатель НПУ был удовлетворительным, а у юношей из стран Африки — неудовлетворительным; в последний месяц обучения значения НПУ у юношей-азиатов снижались на 5%, а у юношей-африканцев показатель НПУ повышался в среднем на 8% и они устойчиво закреплялись в группе с неудовлетв орительной НПУ.
В начале обучения в группе девушек из стран Азии показатель НПУ был удовлетворительным, а у девушек из стран Африки неудовлетворительным, в последний же месяц обучения у девушек из Азии значения НПУ были сопоставимы со значениями в начале обучения в вузе, а у девушек из Африки возрастали на 6%.
Оценивая психологический статус иностранных учащихся по результатам НПУ, можно заключить, что юноши и девушки из стран Азии изначально, а затем и в течение всего периода обучения на подготовительном отделении, обладают достаточно
высокой психологической устойчивостью, которая, как уже отмечалось выше, является стороной
процесса адаптации и неотъемлемой частью развития удовлетворительной адаптации к процессу обучения в вузе. Психологический статус учащихся из стран Африки изначально и в течение всего периода обучения характеризуется низкой психологической устойчивостью, что указывает на напряжение механизмов адаптации их организма и высокую вероятность нервно-психических срывов на фоне стрессовых ситуаций, с которыми они сталкиваются в первый год обучения.
Цена адаптации личности зависит от резервных возможностей организма, которые состоят из функциональных ресурсов. О динамике уровня функциональных ресурсов у иностранных учащихся свидетельствуют полученные данные анализа ответов испытуемых на вопросы опросника нервнопсихической адаптации (НПА). Результаты проведенных исследований представлены в табл. 3.
Таблица 3
Показатели НПА у иностранных учащихся в начальном периоде обучения в вузе (М±а)
Этнос п НПА (у.е.)
первый месяц обучения последний месяц обучения
Юноши
Азиаты 35 18,9±0,9 19,4±0,7'"
Африканцы 29 27,6±1,8 29,8±1,9+
Девушки
Азиаты 26 17,6±1,4 18,7±1,3'"
Африканцы 30 26,9±1,5 28,7±1,7+
Уровень значимости достоверности различия средних значений в сравнении с представителями африканской национальности (у-р<0,05; уу-р<0,01; ууу-р<0,001).
Уровень значимости достоверности различия средних значений первого и последнего месяца обучения (+-р<0,05; ++-р<0,01; +++-р<0,001).
Как видно из табл. 3, в начале обучения в группе юношей из стран Азии показатель НПА не превышал 20 баллов, в связи с чем эти учащиеся были отнесены ко второй группе психического здоровья — практически здоровые с благоприятными прогностическими признаками, а у юношей из стран Африки среднее значение показателя НПА было 28 баллов, и они были отнесены к третьей группе психического здоровья, т.е. практически здоровые с неблагоприятными прогностическими признаками (предпатология).
В начале обучения в группе девушек из стран Азии показатель НПА в среднем составлял 18 баллов. Они, так же как и юноши-азиаты, были отнесены ко второй группе психического здоровья, т.е. практически здоровые с благоприятными прогностическими признаками. У девушек из стран Африки в начале обучения показатель НПА был в средним 27,5 баллов, что позволило отнести их, так же как и юношей-африканцев, к третьей группе психического здоровья, т.е. практически здоровые с неблагоприятными прогностическими признаками (предпатология).
К концу периода начального обучения в вузе в группах учащихся из стран Азии показатель НПА достоверно не изменялся, хотя имел тенденцию к росту. Учащиеся из стран Африки к концу начального периода обучения в вузе, несмотря на то, что показатель НПА достоверно увеличивался, по-прежнему оставались в третьей группе психического здоровья.
Адаптация является динамическим процессом, при котором организм в новых для него условиях
среды обитания поддерживает устойчивость функционирования физиологических систем, необходимую для его жизнедеятельности. Процессы физиологической адаптации напрямую связаны с психоэмоциональным напряжением и
стрессоустойчивостью организма к факторам окружающей среды. Проявление психической напряженности у учащихся из стран Африки, по показателям НПА, может привести к снижению устойчивости их психической функции и эффективности деятельности ЦНС, что будет способствовать развитию психической дезадаптации, приводящей к функциональным изменениям в жизнеобеспечивающих системах организма, а также к срыву адаптации и развитию у них пограничных психофизиологических и соматических расстройств.
При изучении адаптации иностранных учащихся из стран Азии и Африки к процессу обучения в вузе наряду с представленными выше психофизиологическими методиками рекомендуется использовать цветовой тест Люшера (ЦТЛ), так, как он имеет минимум определенности стимульно-го материала, т.е. относится к проективным методикам цветовой психодиагностики, что не позволяет искажать данные семантическими погрешностями, вносимыми неадекватностью восприятия вербальных стимулов, свойственной иностранцам, при работе с опросниками [4]. Показатели ЦТЛ в процессе обучения иностранных учащихся на подготовительном отделении вуза представлены в табл.4.
Т аблица 4
Показатели цветового теста Люшера у иностранных учащихся в начальном периоде обучения в вузе (М±а)
Цветовой тест Люшера
Этнос Отклонение от аутогенной нормы Тревога Конфликт Г етеро-номия Автоно- мия Эксцент -ричность Концен- трич- ность Уста -лость
Юноши
Азиаты (I) 16,3±2,1 3,7±1,2^ 3,6±0,9 9,9±0,9 10,2±1,1 9,2± 1,2* 11,4±0,5* 6,6±0,5У
Азиаты (II) ^ / / 14,5±1,1 2,2±1,0^ 1,8±0,7+*у 10,3±0,5У 12,7±0,7+*у ^ / 9,4±0,9 у 13,1±0,8+*у 3,5±0,4+у
Африканцы (I) 17,3±1,4* 7,1± 1,5 4,3±0,9* 8,5±1,8 9,4±0,4 7,5±1,1 10,8±0,4 7,6±0,5
Африканцы (II) 18,3±0,5*** 7,6±0,8** 5,1±0,4* 8,7±1,1* 7,3±1,2+* 5,7±0,2+* 9,2±0,2+ 8,2±0,7
Д евушки
Азиаты (I) 14,5±0,ГУ 2,5±0,8 3,2±0,8*у 12,4±1,2*у 8,4±0,4*у 14,3±0,6* 6,2±0,5*уу 6,4±0,9У
Азиаты (II) 10,5±2,1+*^ 1 Ж / 6,4±1,3+ у 2,3±1,1’/ 10,4±1,1+* 12,1 ±1,2+ 12,5±1,4+у 9,3±1,7+у 3,1±0,9+*уу
Африканцы (I) 10,6±1,4 2,3±0,4 5,1±0,7 9,2±0,8 12,5±1,3 14,1±1,5* 11,3±1,3 4,8±0,5
Африканцы (II) 14,1±1,3++** 4,1±0,6+* 4,6±1,1 9,3±1,9 11,3±0,6 10,1±0,4*+ 5,2±0,4+** 10,4±0,6+*
Уровень значимости достоверности различия средних значений в сравнении с представителями русской национальности ( -р<0,05; -р<0,01). Уровень значимости достоверности различия средних значе-
ний в сравнении с представителями африканской национальности (у-р<0,05; ^ -р<0,01). Уровень значимости достоверности различия средних значений первого и последнего месяца обучения (+-р<0,05; ++-р<0,01). I — первый месяц обучения; II — последний месяц обучения.
Как видно из табл. 4, в группе юношей из стран Африки в сравнении с юношами из стран Азии в начале обучения показатели ЦТЛ были выше по следующим параметрам: отклонение от аутогенной нормы — на 6%; тревоги — на 48%; конфликта — на 16%; усталости — на 13%. По таким показателям, как автономия, гетеронормия, эксцентричность, концентричность различий не наблюдалось.
В последний месяц обучения в группе юношей из стран Африки в сравнении с юношами из стран Азии показатели ЦТЛ также были выше по следующим параметрам: отклонение от аутогенной нормы — на 21%; тревоги — на 71%; конфликта — на 65%; усталости — на 63%. По показателям автономии, гетеронормии, эксцентричности, концентричности были выявлены достоверные различия в группах обследуемых.
В группе девушек из стран Африки в сравнении с девушками из стран Азии в начале обучения показатели ЦТЛ были ниже по следующим параметрам: отклонение от аутогенной нормы — на 27%; конфликта — на 37%; гетерономии — на 26%; усталости — на 25%. По таким параметрам, как автономия и концентричность, были выше соответственно на 33 и 45%.
В после дний месяц обучения в группе девушек из стран Африки в сравнении с девушками из стран Азии показатели ЦТЛ были выше: от -клонение от аутогенной нормы — на 25,3%; тревоги — на 36%; конфликта — на 50%; усталости
— на 70%, тогда как значения эксцентричности и концентричности были ниже соответственно на 19 и 44%.
Полученные данные свидетельствуют о том, что к концу обучения у юношей из стран Азии происходит оптимизация личностных показате-
лей ЦТЛ (снижается их нервно -психическая на -пряженность на фоне снижения тревожности и конфликта). Повышение показателей автономии и концентричности может свидетельствовать об улучшении их социально-личностных и межлич -ностных характеристик, а именно о снижении уровня их готовности к деструктивному поведению в социуме (группе). Рост показателей от -клонения от аутогенной нормы, тревожности, конфликта у африканских юношей к концу обучения может говорить о возрастании у них нерв -но-психической напряженности на фоне снижения их социально -личностных и межличностных характеристик, о чем свидетельствует снижение показателей автономии, эксцентричности и кон -центричности.
Из вышеизложенного следует, что возрастание уровня личностной тревожности и в значительной мере реактивной тревожности у представителей стран Африки не зависит от гендерной принадлежности и свидетельствует о повышении степени беспокойства, озабоченности и нервозности. Высокая личностная тревога прямо свидетельствует о возможности внутреннего конфликта с эмоциональными и невротическими срывами, о вероятности развития дезадаптационных психосоматических расстройств, причем у девушек из стран Африки в наибольшей степени. По полученным результатам можно предположить, что различия в уровнях НПУ у иностранных учащихся, возможно, являются этническими стереотипами психической реакции на процесс адаптации и имеют генетически детерминированное происхождение.
Таким образом, проведенные исследования свидетельствует о необходимости осуществле-ния и формирования новых подходов к психоло-
гическому сопровождению и обеспечению образовательного процесса для иностранных учащих -ся в высшей школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беличенко А.Л., Пароль Н .И. Из опыта комплексного социального изучения личности учащихся ПТУ // Вопросы психической адапта-ции — М., 1974. — С. 138—148.
2. Красичков Д.В. Физиологические особенности адаптации студентов-спортсменов при повышенной физической нагрузке в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. биол. наук.
— М., 2009. — 21 с.
3. Морфофункциональная характеристика микроциркуляторного русла кожи и конъюнктивы глазного яблока у студентов, обучающихся в университете Дружбы народов / Н.В. Крылова [и др.] // Научные основы охраны здоровья студентов: сб. научных трудов. — М., 1987. — С. 73—77.
4. Лебедева Е.Н. Личностная обусловлен-
ность предпочтений цветовых сочетаний (на примере профессии дизайнера): дис. . канд.
псих. наук. — Краснодар, 2010. — 228 с.
5. Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. — М.: Медицина, 1973. — 360 с.
6. Мороз М.П., Вязовец Н.В. Изменение показателей РЭГ и ЭЭГ у студентов с состоянием беспокойства — тревоги в процессе экзаменов // Проблемы умственного труда. — М., 1983. — №6. — С. 38—48.
REFERENCES
1. Belichenko A.L., Parol N.I. Iz opyita kom-pleksnogo sotsialnogo izucheniya lichnosti uchaschih-sya PTU // Viprosyi psihicheskoy adaptatsii. — M., 1974. — S. 138—148.
2. Krasichkov D.V Fiziologicheskie osobennosti adaptatsii studentov-sportsmenov pri povyishennoy fizicheskoy nagruzke v protsesse obucheniya v vuze: avtoref. diss. ... kand. biol. nauk. — M., 2009. — 21 s.
3. Morfofunktsionalnaya harakteristika mikro-tsirkulyatornogo rusla kozhi i kon'yunktivyi glaznogo yabloka u studentov, obuchayuschihsya v universitete Druzhbyi narodov / N.V Kryilova [i dr.] // Nauchnyie osnovyi ohranyi zdorovya studentov: sb. nauchnyih trudov. — M., 1987. — S. 73—77.
4. Lebedeva E.N. Lichnostnaya obuslovlennost predpochteniy tsvetovyih sochetaniy (na primere professii dizaynera): dis. ... kand. psih. nauk. — Krasnodar, 2010. — 228 s.
5. Meerson F.Z. Obschiy mehanizm adaptatsii i profilaktiki. — M.: Meditsina, 1973. — 360 s.
6. Moroz M.P., Vyazovets N.V. Izmenenie poka-zateley REG i EEG u studentov s sostoyaniem be-spokoystva — trevogi v protsesse ekzamenov // Problemyi umstvennogo truda. — M., 1983. — № 6.
— S. 38—48.