свою точку зрения и анализировать противоположное мнение другого, учить предвидеть последствия развития разнообразных сторон ситуации и т. д.
Таким образом, по нашему мнению, критическое социальное мышление - это подвид социального мышления, характеризующийся большей рефлексивностью и направленностью личности на осознание социальных проблем и противоречий, ориентированный на распознавание эффектов критического мышления за счет актуализации высоких уровней функционирования процессуальных характеристик мышления.
1. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2003.
2. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.
3. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды. Москва; Воронеж, 1999.
4. Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта. Смоленск, 2003.
5. Гудкова М.В. Когнитивная динамическая модель эффекта контраста // Актуальные проблемы современной психологии. Смоленск,
2005. Вып. 4. С. 35-39.
6. John F. Kihlstrom and Nancy Cantor. Social intelligence // Handbook of intelligence. Cambridge, 2000. Р. 358-379.
7. Schustack M. W. Thinking about causality // The psychology of human thought / eds. by R.J. Sternberg, E.E. Smith. Cambridge, 2000. Р. 92-115.
8. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
Поступила в редакцию 25.10.2009 г.
Gudkova M.V. Specifics of the interaction between processual and operational components of critical social thinking under influence of the effect of contrast. In the article an experimental investigation of the interaction between processual and operational components of critical social thinking has been presented. The comprehension of the critical thinking effects as a way of the influence on thinking processes while solving social problems under on the example of the effect of contrast has been disclosed. Some conclusions about conformity of the thinking processes directed at the overcoming of the influence of the critical thinking effects are made.
Key words: critical social thinking; effects of critical thinking; contrast-prompting; processuality; operationality.
УДК 154.3
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ КАК ОСНОВА ИХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
© А.В. Гулин, С. Д. Зайцева, К.И. Засядько
Рассмотрен один из аспектов проблемы психолого-педагогической адаптации подростков с дефектами коммуникативной функции: изучены психологические особенности нервно-психической устойчивости учащихся учреждений начального профессионального образования со слуховой диспер-цепцией и ее влияние на уровень их нервно-психологической адаптации. В результате исследования установлено выраженное снижение адаптационно-психологических возможностей учащихся подростков с нарушением коммуникативной функции по сравнению с их сверстниками без затруднений в речевом общении. Данные, полученные в работе, свидетельствуют о настоятельной необходимости разработки новых подходов к оказанию психолого-педагогической помощи такой категории подростков.
Ключевые слова: психолого-педагогическая адаптация; подростки; дефект коммуникационной функции; нервно-психическая устойчивость.
В последние годы прослеживается отчетливая тенденция к росту числа подростков, имеющих отклонения в развитии и поведении, по различным причинам не вписывающихся в современную социально-экономическую, культурно-нравственную и образовательную ситуацию, дезадаптированных в
социально-психологическом отношении и нуждающихся в психологической помощи и психолого-педагогической реабилитации.
Особенно много таких подростков обучается в условиях учреждений начального профессионального образования (НПО). Так, по данным исследований, проведенных в от-
дельных регионах нашей страны, слабослышащие и глухие составляют около 0,2-0,3 % населения [1, 2].
Как показывает теоретический анализ литературы, сегодня проблема коррекции, компенсации, образования, воспитания, развития, здоровья этого контингента подростков неизбежно встает перед системой НПО. Особо отмечается наличие специфических для учащихся НПО проблем, связанных с адаптацией в новом для них образовательном учреждении, во многом отличающемся от общеобразовательной школы: сложности
взаимоотношений с сокурсниками, отношений с преподавателями, мастерами производственного обучения и как следствие -стрессы, эмоциональные срывы, замкнутость, агрессивность. Значительная часть учащихся НПО находится в состоянии нервно-психического напряжения, проявляющегося на психическом, социально-психологическом и социальных уровнях, выражающихся в отклонениях в психическом здоровье, в межличностных взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, в поведенческих аберрациях [3, 4].
Молодые люди, имеющие отклонения в развитии, отличаются своими психофизиологическими и психическими особенностями, однако в литературе практически не представлены данные исследований влияния особенностей когнитивных, волевых процессов и эмоциональной сферы подростков с нарушениями коммуникативной функции на уровень их нервно-психической и социальнопсихологической адаптации к учебному процессу. Известно, что нарушение коммуникативных функций у людей с нарушениями слуха связано с наблюдаемым у них замедлением операций анализа и синтеза, абстрагирования, трудностями в выделении и осознании цели трудовой деятельности [2, 5]. Нарушение коммуникативной сферы в процессе учебно-трудовой деятельности лиц с недостаточностью слухового восприятия влияет и на замедленное формирование межличностных отношений, в частности, допускаются крайности в оценке окружающих, недостаточно дифференцируются ими личные и деловые отношения [1, 2, 6].
Это диктует необходимость подготовки специалистов к оказанию психологической помощи подросткам с отклонениями в разви-
тии, указывает на потребность в переориентации практических работников образовательных учреждений на психологическую поддержку учащихся с ограниченными возможностями как актуальный аспект их профессиональной деятельности.
Отклонения в поведении зачастую опосредованы явными или скрытыми нарушениями эмоциональной, волевой сферы и интеллектуальной регуляции, которые условно объединяются в понятие «нервно-психическая устойчивость». Под нервно-психической неустойчивостью (НПН) обычно понимают склонность индивида к срывам нервной системы при значительных психических и физических нагрузках, что может служить проявлением снижения его адаптационного потенциала [7].
Обращает на себя внимание выявленный рядом авторов более высокий уровень нервно-психической неустойчивости у современных учащихся НПО, где частота встречаемости лиц со сниженной нервно-психической устойчивостью в 8 раз превышает аналогичный уровень, отмеченный у учащихся НПО в 1980-е гг. [7]. Эти выводы созвучны утверждениям многих исследователей об ухудшении психического статуса и функционального состояния в подростковой и юношеской популяциях, отмечающемся в последние десятилетия. С одной стороны, это обусловлено ухудшением экологической составляющей жизни общества, с другой стороны, социальными стрессами экономических преобразований современного общества [1].
Среди различных видов адаптации: физиологической (взаимодействие различных систем организма), биологической (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно силе воздействий), психологической (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний), социальнопсихологической (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе) - отдельно выделяют нервно-психическую адаптацию (НПА) [8].
Показатели уровня нервно-психической адаптации отражают уровень психического здоровья, и его снижение является важным критерием социально-психологической адап-тированности испытуемого.
Проблема нервно-психической адаптации рассматривается в качестве составляющей общего процесса психической адаптации, которая позволяет человеку устанавливать оптимальные отношения с окружающей средой и вместе с тем удовлетворять актуальные потребности индивида, не нарушая адекватного соответствия между его психическими и физиологическими характеристиками, т. е. сохранять достаточный уровень нервно-психического здоровья [8].
Особо необходимо подчеркнуть позицию Ф.Б. Березина, считающего, что эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок успешной профессиональной деятельности, причем требования к системе нервно-психической адаптации ставятся в прямую зависимость от уровня нервно-психической устойчивости к стрессу в профессиональных ситуациях [9].
В то же время психологические исследования особенностей социально-психологической адаптации учащихся с нарушением коммуникативной функции, обучающихся в учреждениях НПО, практически отсутствуют. Недостаточно изучены психологические особенности нервно-психической устойчивости учащихся НПО с нарушением коммуникативной функции и ее влияние на процесс нервно-психологической адаптации.
Целью работы явились сравнительное изучение уровня нервно-психической устойчивости и проведение оценки состояния нервно-психической адаптации учащихся с нарушениями коммуникативной функции проходящих курс профессионального обучения в учреждении НПО.
В исследованиях приняли участие 42 учащихся специализированного учреждения НПО с сенсорной аудиальной недостаточностью, обоего пола, в возрасте 17-23 года, и 51 учащийся НПО без подобных нарушений сопоставимого поло-возрастного состава.
Уровень нервно-психической устойчивости подростков определялся с помощью бланковой методики «Прогноз», предназначенной для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервнопсихической неустойчивости, разработанной Ю.А. Барановым в 1986 г. в ВМедА им. С.М. Кирова [7].
Уровень нервно-психической адаптации испытуемых определяли по результатам их
тестирования с помощью разработанного в Психоневрологическом научно-исследова-
тельском институте им. В. М. Бехтерева «Теста нервно-психической адаптации». Этот тест направлен на выявление у обследуемых одной из пяти выделяемых в настоящее время [3, 4] групп психического здоровья, или уровня нервно-психической адаптации.
Методическую сложность в проведении исследований среди лиц с затруднениями в вербальной коммуникации представляет донесение до испытуемых смысла текстов опросников, содержащих утверждения, требующие для их осмысления достаточного уровня речевой компетентности и абстрактно-образного мышления [5]. Для нивелирования указанных коммуникационных затруднений при проведении анкетирования один из авторов, психолог-сурдопедагог с большим опытом работы с глухими подростками, осуществляла функцию перевода предварительно адаптированных вопросов тестов на язык жестовой речи и помогала глухим испытуемым в адекватном понимании сути вопроса.
Анализ данных тестирования по методике «Прогноз» показал, что высоким и хорошим уровнем нервно-психической устойчивости обладает 36,1 % учащихся учреждений НПО без затруднений в общении, в то время как среди учащихся с нарушениями коммуникативной функции не выявлено лиц с высоким уровнем НПУ, хороший уровень определен всего у 9,1 % обследованных (табл. 1).
При анализе данных, представленных в табл. 1, особое внимание обращает на себя тот факт, что если среди обычных учащихся учреждений НПО менее половины (44,5 %) имеют признаки нервно-психической неустойчивости, причем крайне низкие значения встречаются только у каждого пятого из них, то у их сверстников с нарушениями коммуникативной функции таковые составляют более половины обследованных, и среди них более 45 % имеют крайне низкие показатели, и им необходима помощь, т. к. и эти лица нуждаются в мероприятиях психологической коррекции. Как следует из данных таблицы, удовлетворительный уровень НПУ среди обычных учащихся учреждений НПО (20 %) встречается почти в 2 раза реже, чем у их сверстников, имеющих нарушение коммуни-
кативной функции (39,9 %), что также можно трактовать как выраженный риск развития у последних в стрессогенной ситуации более высокого уровня нервно-психической неустойчивости (НПН). Наличие НПН способствует, в свою очередь, более высокой вероятности развития пограничных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и отрицательно сказывается на успешности профессионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности будущих рабочих с нарушением коммуникативной функции.
При сравнении количественных показателей нервно-психической устойчивости в обеих группах были выявлены значимые различия между группами (Р < 0,01). Средние показатели уровня нервно-психической устойчивости учащихся подростков с нарушениями коммуникативной функции (29,49 ± 0,71) на треть превышают показатели обычных учащихся (22,85 ± 0,67), что позволяет судить о наличии у будущих рабочих со слуховой дисперцепцией на фоне коммуникативных затруднений более выраженных признаков нервно-психической неустойчивости. Это говорит о том, что среди них имеется более многочисленная группа лиц, нуждающихся в мероприятиях психологической коррекции.
О низком уровне функциональных ресурсов у учащихся НПО с нарушениями коммуникативной функции свидетельствуют полученные данные анализа ответов испытуемых на вопросы опросника «Тест нервнопсихической адаптации». Так, в исследованиях установлено, что среди этих испытуемых нет лиц I группы - здоровых, имеющих отличный уровень нервно-психической адаптации. Практически здоровые, имеющие хороший уровень нервно-психической адаптации с благоприятными прогностическими признаками составили всего 14,3 % опрошенных. По результатам анализа анкет, треть опрошенных (33 %) хотя и имеют удовлетворительный уровень нервно-психической адаптации, но это состояние относится к пограничным, с неблагоприятными прогностическими признаками (возможно развитие признаков дезадаптации). Значительные отличия в состоянии НПА продемонстрировал анализ результатов обследования подростков
без нарушения коммуникативной функции (табл. 2).
Как следует из приведенных в таблице данных, более 20 % учащихся, не испытывающих затруднений в коммуникативной сфере, имеют отличный уровень нервнопсихической адаптации, а 37,5 % - хороший, т. е. более половины учащихся НПО без нарушения слуховой функции не имеют проблем в плане нервно-психической адаптации.
По мнению многих авторов, дезадапта-ционные расстройства занимают пограничное положение между нормальными (физиологически адекватными) реакциями, происходящими в организме человека в процессе адаптации, и патологическими, которые в определенной мере являются первыми симптомами различных болезней. Их еще называют предболезненными состояниями, или нарушениями донозологического уровня [6, 9]. Судя по данным тестирования, более половины обследованных учащихся с нарушением слуховой перцепции находятся в состоянии дезадаптации, 43 % имеют легкую степень дезадаптации, наличие начальных признаков ее развития, а у 10 % респондентов определена выраженная патология, наличие признаков выраженной дезадаптации. При сопоставлении данных табл. 1, 2 обращает на себя внимание факт сопоставимого распределения оценок НПУ в этих же группах учащихся. Поэтому была определена степень корреляционной зависимости между уровнем нервно-психической устойчивости и оценкой нервно-психической адаптации в обследованных группах подростков. Установлено, что имеется выраженная корреляционная связь между этими показателями в обеих группах (г = 0,521 и 0,451 по Спирмену соответственно при Р < 0,01). Однако проявления нервно-психической неустойчивости в каждой из групп пропорционально выше, чем выраженность снижения уровня НПА. Этот факт может свидетельствовать о том, что снижение НПУ в группе глухих подростков является основой более низких показателей НПА.
Таким образом, в результате исследования установлено выраженное снижение адаптационно-психологических возможно-
стей учащихся с нарушением коммуникативной функции, обучающихся в современных учреждениях НПО по сравнению с их сверстниками, не имеющими подобных нарушений.
Таблица 1
Сравнительный анализ результатов изучения НПУ у учащихся учреждений НПО, %
Исследуемые Уровень нервно-психической устойчивости
группы учащихся высокий хороший удовлетворительный низкий крайне низкий
с нарушениями слуха - 9,1 39,9 28,3 22,7
без нарушений слуха 7,0 29,1 19,4 38,6 5,9
Таблица 2
Состояние нервно-психической адаптации учащихся НПО, %
Категория учащихся Отличный уровень НПА Хороший уровень НПА У довлетворительный уровень НПА Легкая степень дезадаптации Признаки выраженной дезадаптации
с нарушением слуха - 14,3 33,3 42,9 9,5
без нарушения слуха 20,8 37,5* 20,8* 13,6* 7,3
Полученные данные говорят о значительно более низком (Р < 0,01) уровне нервнопсихической устойчивости учащихся учреждений НПО, имеющих затруднения в общении, связанные с сенсорной (слуховой) недостаточностью, что может быть объяснено многими причинами, основная из которых - психофизиологические особенности протекания у них когнитивных, волевых процессов и состояния эмоциональной сферы как основ социально-психологической адаптации у подростков с нарушением слуховой функции.
Это находит свое проявление в первоначальном увеличении числа лиц с отчетливыми признаками нервно-психической неустойчивости, следствием чего является появление у лиц с сенсорными недостатками признаков нервно-психологической дезадаптации, проявляющейся в снижении успешности профессионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Данные. полученные в работе, указывают на особое значение и свидетельствуют о настоятельной необходимости разработки новых подходов к оказанию психолого-педагогической помощи учащимся НПО с нарушениями коммуникативной функции.
Установленные в настоящем исследовании особенности психолого-педагогического процесса адаптации к учебно-профессиональной деятельности подростков, испытывающих трудности в коммуникативной сфере, связанные с нарушением слуховой перцепции и вызывающие нарушение их нервно-психической адаптации, дестабилизирующие работоспособность и влияющие
на психическое здоровье, могут быть использованы для определения из их числа «мишеней», нуждающихся в индивидуальной и групповой психолого-педагогической работе.
1. Базоев В.З. Профессиональное образование глухих (состояние и перспективы) // Дефектология. 1996. № 6. С. 18-23.
2. Гозова А.П. Профессиональное обучение глухих. М., 1995.
3. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Рос. педиатр. журн. 1998. № 1. С. 5-8.
4. Ильин А.Г. Состояние здоровья детей в современных условиях: проблемы и пути преодоления кризисной ситуации // Всероссийский журнал для врачей всех специальностей. М., 2005. № 4. С. 3-5.
5. Лихошва В.П., Киселева Н.С. Обоснование методов исследования особенностей восприятия и интерпретации невербальной коммуникации у лиц с нарушением речи // Исследовательский подход в высшем профессиональном образовании: материалы межвуз. науч.-практ. конф. 23-24 марта 2006 г. М.,
2006. С. 18-24.
6. Бабиева Н.С. Системный подход в изучении социально-психологической адаптации неслышащих в условиях производства // «Ребенок в современном мире. Открытое общество и детство»: VI Междунар. конф.: тез. докл. СПб., 1999. С. 95-98.
7. Чермянин С.В., Федосенко Е.В., Туманов М.В. Особенности психического здоровья учащихся учреждений начального профессионального образования // Современные проблемы ги-
гиены труда / под ред. Ю.В. Лизунова. СПб., 2005. С. 173.
8. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.
9. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
Поступила в редакцию 3.11.2009 г.
Gulin A.V., Zaytseva S.D., Zasiadko K.I. Neuropsychic stability of teenagers with breach of the communication function as base of their neuro-psychic adaptation. One of the aspects of the problem of psychological-pedagogical adaptation of teenagers with defects of com-
municative function is considered: psychological features of neuro-mental stability of the students of establishments of initial vocational training with acoustical disperception and its influence on their level of neuro-psychological adaptation are studied. As a result of research the conspicuous decrease of adaptational-psychological possibilities of students-teenagers with infringement of communicative function in comparison with their contemporaries without difficulties in speech dialogue is established. The data received in work testifies to an imperative need of working out of new approaches to rendering of psychological-pedagogical help to such category of teenagers.
Key words: psychological-pedagogical adaptation; teenagers; defect of communicative function; neuropsychic stability.