Научная статья на тему 'Самоактуализация и смысложизненные ориентации мужчин и женщин зрелого возраста в контексте задач непрерывного образования'

Самоактуализация и смысложизненные ориентации мужчин и женщин зрелого возраста в контексте задач непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1354
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЗРЕЛОСТЬ / ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ / SELF-ACTUALIZATION / MEANINGFUL ORIENTATIONS / REFLECTION / REFLEXIVITY / PERSONALITY / ACTIVITY / VITAL ACTIVITY / SELF-REGULATION / MATURITY / MATURE AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антилогова Лариса Николаевна, Черкевич Елена Анатольевна

В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи самоактуализации и смысложизненных ориентаций личности в зрелом возрасте. Методологической основой исследования являются: научные принципы: развития и детерминизма; методологические положения о личности как активном субъекте жизнедеятельности. Теоретической основой исследования явились: положения и идеи о структуре, развитии и социальной детерминации смысловой сферы личности; концепции ценностей, ценностных ориентаций и смыслов в отечественной науке; теории и концепции самоактуализации личности; положения и концепции относительно особенностей зрелого возраста. В процессе исследования нами были использованы методика «Самоактуализационный тест» (САТ) Э. Шострома в адаптации Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика, М.В. Кроз, методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, методика А.В. Карпова «Индивидуальная мера рефлексивности». Самоактуализация рассматривается как непрерывный процесс самовыражения, самоутверждения, саморазвития личности. Смысложизненные ориентации определяются как результат осознания человеком собственной жизни. Основными компонентами жизни у мужчин и женщин зрелого возраста являются цели жизни, процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность жизни, результат жизни, или удовлетворенность самореализацией, локус контроля Я, локус контроля жизнь. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при диагностике смысложизненных ориентаций и самоактуализации личности зрелого возраста в работе психологов, акмеологических служб, а также при групповом и индивидуальном консультировании. Полученные данные могут быть положены в основу разработки программ по психокоррекционной и развивающей работе с лицами зрелого возраста по формированию смысложизненных ориентаций, а также развитию самоактуализации, реализации своего потенциала во всех сферах жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Антилогова Лариса Николаевна, Черкевич Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ACTUALIZATION AND IMPLICITUAL ORIENTATIONS OF MEN AND WOMEN OF THE MADDER AGE IN THE CONTEXT OF THE PROBLEMS OF CONTINUOUS EDUCATION

The article presents an analysis of the results of an empirical study of the relationship between self-actualization and meaningful orientations of the personality in adulthood. The methodological basis of the research are: scientific principles: development and determinism; Methodological provisions on the individual as an active subject of life. The theoretical basis of the research was: positions and ideas about the structure, development and social determination of the sense sphere of the individual; The concept of values, value orientations and meanings in domestic psychology; Theory and concept of self-actualization of the individual; Position and concept regarding the characteristics of adulthood. In the course of the investigation, we used the technique of «Self-Actualization Test» (SAT) by E. Shostrom in the adaptation of Yu.E. Aleshina, L.Ya. Gozman, M.V. Zagika, M.V. Kroz, method «Test of meaningful orientations» D.A. Leontief, the technique of A.V. Karpova «Individual measure of reflexivity». Self-actualization is seen as a continuous process of self-expression, self-affirmation, self-development of the individual. Sense of life is defined as the result of a person's awareness of their own lives. The main components of life for men and women of mature age are the goals of life, the life process, the interest and emotional richness of life, the result of life, or satisfaction with self-realization, the locus of control I, the locus of control life. The practical significance of the study is that the results obtained can be used to diagnose meaningful orientations and self-actualization of the mature person in the work of psychologists, acmeological services, as well as in group and individual counseling. The data obtained can be used as the basis for the development of programs on psycho-correctional and developmental work with persons of mature age on the formation of meaningful orientations, as well as the development of self-actualization, the realization of their potential in all spheres of life.

Текст научной работы на тему «Самоактуализация и смысложизненные ориентации мужчин и женщин зрелого возраста в контексте задач непрерывного образования»

Раздел III ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378, ББК 88.4 © Л.Н. Антилогова, Е.А. Черкевич

Л.И. Антилогова, Е.А. Черкевич САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И СМЫСЛОЖИЗНЕИНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи самоактуализации и смысложизненных ориентации личности в зрелом возрасте. Методологической основой исследования являются: научные принципы: развития и детерминизма; методологические положения о личности как активном субъекте жизнедеятельности. Теоретической основой исследования явились: положения и идеи о структуре, развитии и социальной детерминации смысловой сферы личности; концепции ценностей, ценностных ориентаций и смыслов в отечественной науке; теории и концепции самоактуализации личности; положения и концепции относительно особенностей зрелого возраста.

В процессе исследования нами были использованы методика «Самоактуализационный тест» (CAT) Э. Шострома в адаптации Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика, М.В. Кроз, методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, методика A.B. Карпова «Индивидуальная мера рефлексивности».

Самоактуализация рассматривается как непрерывный процесс самовыражения, самоутверждения, саморазвития личности. Смысложизненные ориентации определяются как результат осознания человеком собственной жизни. Основными компонентами жизни у мужчин и женщин зрелого возраста являются цели жизни, процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность жизни, результат жизни, или удовлетворенность самореализацией, локус контроля — Я, локус контроля — жизнь.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при диагностике смысложизненных ориентаций и самоактуализации личности зрелого возраста в работе психологов, акмеологических служб, а также при групповом и индивидуальном консультировании. Полученные данные могут быть положены в основу разработки программ по психокоррекционной и развивающей работе с лицами зрелого возраста по формированию смысложизненных ориентаций, а также развитию самоактуализации, реализации своего потенциала во всех сферах жизнедеятельности.

Ключевые слова:самоактуализация, смысложизненные ориентации, рефлексия, рефлексивность, личность, активность, жизнедеятельность, саморегуляция, зрелость, зрелый возраст.

В современном информационном обществе, с одной стороны, человек сталкивается с большим количеством социально-экономических и социально-культурных проблем и предъявляемых к нему возросших требований, а с другой стороны, он сам стремится соответствовать возросшим групповым ожиданиям: быть успешным, компетентным, способным к инновациям. При этом человек независимо от возраста стремится к постижению своей сущности, природы, к саморазвитию и самосовершенствованию.

В период зрелости, как отмечают многие исследователи, человек наиболее способен к творческой деятельности, реализации себя и своего потенциала.

Это сенситивный период для полноценного развития человека, поскольку он, самоактуализируясь, реализуя смысложизненные ориентации, осознает необходимость вхождения, успешной интеграции в жизнь социума в виде выбора образовательного маршрута, профессиональной деятельности, межличностных отношений. Самоактуализация человека предполагает, прежде всего, рост его духовности и нравственности, включающей всё ценное в жизнедеятельности индивида или социальной общности, что является особенно важным в рамках компетентностного подхода в условиях стандартизации образования [1, 12].

Исходя из анализа психологической литературы (Л.И. Анцыферова, Е.Е. Вахрамов, О.В. Гудимен-ко, Д.А. Леонтьев, Л.В. Лидак, А. Маслоу, Е.В. Са-маль), самоактуализация личности - многоуровневое, многофункциональное психологическое образование, которое можно рассматривать как непрерывный процесс самовыражения, самоутверждения, саморазвития личности, выражающийся в самореализации потенциальных возможностей человека [2, 3, 4, 7, 8, 9, 10].Самоактуализация находится в неразрывной связи со смысложизненными ориентациями как целостной системой сознательных и избирательных связей, отражающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность личностных выборов и оценок, удовлетворенность жизнью, способность брать за нее ответственность, тем самым влияя на ее ход [6, 11].

Для определения взаимосвязи самоактуализации и смысложизненных ориентаций личности было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 45 студентов ОмГПУ заочной формы обучения, из них 17 мужчин и 28 женщин от 40 до 49 лет. В качестве диагностического инструментария были использованы методика «Самоактуализацион-ный тест» (CAT) Э. Шострома в адаптации Ю.Е.

Таблица 1

Матрица корреляции показателей самоактуализации и показателей смысложизненных ориентаций

женщин зрелого возраста

Алешина, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика, М.В. Кроз, методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, методика A.B. Карпова «Индивидуальная мера рефлексивности» [5, 6].

На основе методик Д.А. Леонтьева и Э. Шострома мы получили эмпирические данные, подвергнутые нами корреляционному анализу, который выявил наличие тесной связи показателей смысложизненных ориентаций и показателей самоактуализации, проявляющихся в «ориентации во времени». В частности, тесная корреляционная связь была выявлена между показателем «ориентация во времени» и показателем «локус контроля - Я» (г=0,933, р<0,01), которая свидетельствует о том, что, чем больше возможностей у человека простраивать свою жизнь в соответствии со своими целями и чем более выражена способность контролировать события собственной жизни, тем выше способность переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого жизненного опыта или подготовка к будущей «настоящей жизни» (см. табл.1).

Самоактуализация Смысложизненные ориентации

Цели в жизни Процесс Результат Локус - «я» Локус-«жизнь»

Ориентация во времени 0,871** 0,801** 0,839** 0,933** 0,743**

Условное обозначение: ** - корреляция значима на уровне 0,01 (р<0,01)

Из таблицы 1 видно наличие сильной корреляционной связи между показателем самоактуализации «ориентация во времени» и показателем смысложизненных ориентаций «цели в жизни» (г=871, р<0,01), что означает, что женщины зрелого возраста правильно ориентированы во времени, настоящее воспринимают в единстве с прошлым и будущим, а наличие жизненных целей придает их жизни направленность и временную перспективу.

Выявленная тесная корреляционная связь между «ориентацией во времени» и «результативностью жизни» (г=0,839, р<0,01)

означает, что женщины зрелого возраста удовлетворены прожитой частью жизни.

Вполне закономерной является тесная корреляция между «ориентацией во времени» и «процессом жизни» (г=0,801, р<0,01). Это означает, что чем больше человек удовлетворен своей жизнью, воспринимает процесс своей жизни, наполненный смыслом, тем выше уровень его самоактуализации.

Корреляция между «ориентацией во времени» и «локусом контроля - жизнь» (г=0,743, р<0,01) говорит о том, что женщины зрелого возраста контролируют свою жизнь, свободно принимают решения и воплощают их в жизнь.

_Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий № 2 (22) 2017_

В ходе проведенного анализа нами был показателями рефлексивности и характеристиками выявлен ряд корреляционных связей между самоактуализации мужчин зрелого возраста (см. показателями смысложизненных ориентации, табл.2.).

Таблица 2

Матрица корреляции показателей самоактуализации, рефлексии и смысложизненных ориентации

мужчин зрелого возраста

Шкалы Смысложизненные ориентации Рефлексия

Цели Процес с Результат ЛК- «Я» ЛК- «Ж» Ретроспе ктивная рефлекс ия Рефлекс ия настоящ его Рефлек сия будущ его Рефлекс ия общени я

Ориентация во времени 0,850 ** 0,499 0,891** 0,817** 0,169 0,157 -0,487 0,266 -0,274

Шкала ценностной ориентации 0,309 -0,113 -0,077 0,027 0,270 -0,377 -0,281 0,160 0,729**

Сенситив-ность 0,214 -0,599 -0,111 -0,150 0,133 -0,038 0,019 -0,236 0,670**

Самоуважени е 0,611 ** -0,376 -0,171 -0,136 0,152 -0,164 0,028 0,247 0,466

Взгляд на природу человека 0,644 ** -0,254 -0,466 -0,463 0,464 -0,200 0,158 0,166 0,643**

Контактность 0,181 0,229 -0,043 -0,059 0,399 -0,518 -0,235 0,107 0,623**

Условное обозначение: ** - корреляция значима на уровне 0,01 (р<0,01)

Как видно из таблицы 2, в выборках мужчин, как и женщин, выявлены сильные корреляционные связи между показателем «ориентация во времени» и показателямисмысложизненных ориентаций,

проявляющихся в субшкалах «результат жизнедеятельности» (г=0,891, p<0,01), «цели в жизни» (г=0,850, p<0,01) и «локус контроля - «Я» (г=0,817, p<0,01). Они свидетельствуют о том, что, чем выше способность у мужчин и женщин зрелого возраста строить свою жизнь в соответствии со своими целями, тем больше появляется возможностей соотнести цели с будущим, эмоционально насыщенно жить в настоящем и быть удовлетворенными достигнутыми результатами в прошлом. В ходе анализа нами были выявлены и обратные корреляционные связи между показателями «цели в

жизни» и «самоуважение» (г=-0,611, р<0,01), между показателями «цели в жизни» и «взгляд на природу человека» (г=-,644, p<0,01).

Кроме того, были выявлены и корреляционные связи между показателями самоактуализации и показателями рефлексивности. Отмечена сильная корреляция показателей рефлексии общения и взаимодействия с показателями ценностных ориентаций (г=0,729, р<0,01), которая позволяет говорить о том, что, чем сильнее взаимодействие человека с другими людьми, тем в большей степени он разделяет ценности самоактуализирующейся личности.

Корреляция между показателями рефлексии общения и показателями сенситивности (г=0,670, p<0,01) свидетельствует о том, что, чем

самокритичнее мужчина, чем адекватнее оценивает свои притязания, тем больше он отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах. Наличие значимой корреляционной связи между рефлексией общения и представлениями о природе человека (г=0,643, р<0,01) объясняется тем, что, чем больше у человека развита способность оценивать себя глазами другого, умение понять мысли и действия другого, тем больше человек склонен воспринимать природу человека в целом как положительную.

Таким образом, можно заключить, что существует тесная взаимосвязь между основными показателями смысложизненных ориентаций и показателями ориентации во времени.

Для более детального анализа смысложизненных ориентаций и стремления к самоактуализации мужчины и женщины зрелого возраста, входящие в состав выборки, были разделены на две возрастные группы: 40 - 44 года и 45 - 49 лет. Мы предположили, что показатели по данным возрастным группам будут иметь существенные различия. Применение

параметрического коэффициента линейной корреляции г-Пирсона позволило установить взаимосвязь между показателями смысложизненных ориентаций, показателямисамоактуализации и показателями рефлексии. Обратимся к анализу полученных результатов, которые нашли отражение в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Матрица корреляции показателей смысложизненных ориентаций и показателей самоактуализации женщин в зрелом возрасте 40-44 и 45-49 лет

Самоактуализаци я Возраст Смысложизненные ориентации

Шкала Цели Процесс Результат ЛК - «Я» ЛК - «Жизнь»

Ориентация во времени 40-45 0,841** 0,837** 0,820** 0,910** 0,516

45-49 0,915** 0,787** 0,858** 0,997** 0,862**

Условное обозначение: ** - корреляция значима :

Как видно из таблицы 3, наиболее тесная корреляционная связь показателей смысложизненных ориентаций наблюдается с показателями самоактуализацииу женщин обеих возрастных групп по шкале «ориентация во времени». Значимая корреляционная связь между показателем локус контроля - «Жизнь» и показателем «ориентация во времени» выявлена только в возрастной группе женщин 45-49 лет (г=0.862, р<0,01), что объясняется

Матрица корреляции показателей смысложи показателей рефлексии мужчин

I уровне 0,01 (р<0,01)

тем, что женщины этого возраста в большей степени контролируют свою жизнь и способны оценить необратимость прожитой жизни.

В таблице 4 представлены значимые корреляционные связи между показателями смысложизненных ориентаций, показателями самоактуализации и показателями рефлексивности мужчин 40-44 и 45-49 лет.

Таблица 4

генных ориентаций, показателей самоактуализации и зрелом возрасте 40-44 и 45-49 лет

Само- Воз Смысложизненные ориентации Рефлексиия

актуализа- раст Цели Процесс Результат ЛК- ЛК- Ретро- Рефлек- Рефлек- Рефлек

ция «Я» «жизнь» рефлек-сия сия настояще го сия будущего сия общения

Ориента- 40-44 0,995** 0,652 0,847 0,778 0,815 -0,458 -0,087 0,382 0,224

ция во

времени 45-49 0,818** 0,359 0,910** 0,861** -0,171 0,033 -0,389 -0,280 -0,226

Опора 40-44 0,878** 0,394 0,925** 0,726 0,757 -0,215 0,211 0,142 0,433

45-49 0,442 0,037 0,384 0,224 0,407 -0,248 -0,081 0,052 0,077

Ценностная ориентация 40-44 0,393 -0,045 0,260 0,191 0,536 -0,218 -0,477 0,150 0,909**

45-49 -0,426 -0,182 -0,151 -0,032 0,222 -0,803** -0,253 0,222 0,687

Самоуважение 40-44 -0,402 -0,241 0,521 0,415 0,336 0,235 -0,210 0,542 0,761

45-49 -0,791** -0,547 -0,342 -0,353 0,131 -0518 0,179 0,074 0,376

Условные обозначения: ** - корреляция значима на уровне 0,01 (р<0,01).

Из таблицы 4 видно, что значимая корреляционная связь выявлена между показателем самоактуализации «ориентация во времени» и показателем смысложизненных ориентаций «цели в жизни» (г=0,995, р<0,01). Такая взаимосвязь говорит о том, чем целеустремленнее человек, тем он правильнее ориентирован во времени.

Значимая корреляционная связь между показателем «ориентация во времени» и показателем «результативность жизни» (г=0,910, р<0,01) указывает на то, что мужчины 45-49 лет, в отличие от мужчин 40-44 лет, осмысливая прошлое, дают оценку прожитой жизни. И, если человек понимает, что он продуктивно и осмысленно прожил пройденный отрезок времени, то он насыщеннее живет и в настоящем.

Между показателем «ориентация во времени» и показателем «локус контроля - «Я» также выявлена сильная корреляционная связь (г=0,861, р<0,01). Такая взаимосвязь указывает на то, что, чем больше мужчина обладает свободой выбора, тем больше возможностей у него строить жизнь в соответствии со своими целями на будущее.

Взаимосвязь между показателем «ориентация во времени» и показателем «цели в жизни» (г=0,818, р<0,01) указывает на то, что, чем важнее цели в жизни, тем более правильно человек живет: осмысливает прошлое, строит планы на будущее, при этом живет настоящим.

Выявленная обратная корреляционная связь между показателем «ориентация во времени» и показателем «самоуважение» (г= -0,791, р<0,01) говорит о том, что, если у мужчины отсутствуют цели на будущее, жизнь теряет осмысленность и, как

результат, падает самооценка, что влечет за собой утрату веры человека в свои силы.

Из таблицы 4 видно также наличие взаимосвязи между показателями смысложизненных ориентаций и показателями самоактуализации в группе мужчин 40-44 лет. Установленная взаимосвязь между показателями «опора» и «результативность жизни» (г=0,925, p<0,01) выражается в том, что, чем больше человек удовлетворен прожитым отрезком жизненного пути, тем труднее им манипулировать, тем больше он верит в свои способности.

Показатель «опора» коррелирует и с показателем «цели» (г=0,878,р< 0,01). Такую взаимосвязь можно объяснить тем, что, чем целеустремленнее человек, тем он в большей степени руководствуется собственными убеждениями и принципами

Также нами была выявлена взаимосвязь между показателем «ценностные ориентации» и показателем коммуникативной рефлексии (г=0,909, р<0,01) в группе мужчин 40-44 лет. Такая взаимосвязь объясняется тем, что, чем выше коммуникативные способности человека, тем проще ему выражать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Таким образом, можно заключить, что между показателями смысложизненных ориентаций, показателями самоактуализации в зрелом возрасте у мужчин 40-44 и 45-49 лет выявлены значимые корреляционные связи. При этом, взаимосвязь между показателями самоактуализации и рефлексии была выявлена только у мужчин 40-44 лет. На наш взгляд, мужчинам этой возрастной группы важно то, как их оценивают и воспринимают другие, а мужчинам более старшей возрастной группы важнее осознание

того, чего они добились в жизни, как проживают жизнь «здесь и сейчас», какие еще цели они могут воплотить в жизнь.

Итак, можно констатировать, что степень выраженности самоактуализации и у мужчин, и у женщин зрелого возраста, которые обучаются в вузе, достоверно одинакова. Достоверность различий наблюдается только в том, что мужчины при высоком уровне самоактуализации ориентированы во времени, в большей степени способны к самоуважению и в большей степени терпимы к проявлениям раздражения, гнева и агрессии, воспринимая их как естественное проявление человеческой природы, в отличие от женщин. Достоверность различий выявилась также в выраженности показателя «самопринятие» при низком уровне

самоактуализации. При этом самопринятие у женщин достоверно выше, чем у мужчин. Женщины в большей степени способны адекватно принимать себя такими, какие они есть.

Таким образом, более детальный анализ выявленных корреляционных связей между показателями в возрастных группах 40-44 и 45-49 лет позволяет утверждать, что женщины более старшего возраста чаще задумываются о том, что будущее имеет свои границы, поэтому они живут настоящим, решая насущные проблемы. В отличие от женщин 4044 лет, они уже не боятся свободно принимать решения и сознательно контролировать свою жизнь. Необходимо отметить, что в ходе анализа не выявлены корреляционные связи в обеих возрастных

группах женщин между показателями смысложизненных ориентаций и показателями рефлексии, а в группе мужчин 40-44 лет определена связь между показателем самоактуализации «ценностные ориентации» и показателем «коммуникативная рефлексия». Взаимосвязь между показателями смысложизненных ориентаций и показателем самоактуализации «ориентация во времени» у мужчин 45-49 лет объясняется тем, что, правильно оценивая прожитую жизнь, мужчины ставят перед собой адекватные цели на будущее и живут настоящим.

Итак, проведенное эмпирическое исследование показало, что, с одной стороны, самоактуализация и смысложизненные ориентации личности в зрелом возрасте взаимосвязаны и характеризуют человека как активного, целеустремленного, способного ставить достижимые цели, работающего над собой в плане личностного роста, ответственного, уважающего себя и других. При этом, с другой стороны, исследование подтвердило, что в настоящее время образование проходит через всю жизнь значительного числа людей зрелого возраста, которые, получив ранее высшее образование, продолжают дополнительно и непрерывно обучаться, повышать квалификацию, что позволяет им быть конкурентноспособными на рынке труда, и для которых образование становится стилем жизни, в связи с чем многие вузы предлагают большое разнообразие образовательных программ для такой возрастной группы.

Библиографический список

1. Антилогова, Л.Н. Нравственное становление и воспитание личности в современных условиях [Текст] / Л.Н. Антилогова//Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2012. - №2(49).- С. 71-73.

2. Анцыферова, Л.Н. Концепция самоактуализирующей личности А. Маслоу[Текст] / Л.И.Анцыферова // Вопросы психологии. - 1973. - №4 - С. 173-180.

3. Вахрамов, Е.Е. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии [Электронный ресурс] / Е.Е. Вахрамов. - Режим flocTyna:http:///www.bibliofond.m, свободный.

4. Гудименко, О.В. Самоактуализация как фактор преодоления психологических барьеров у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки [Текст]/ О.В. Гудименко. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. - 151 с.

5. Карпов, A.B. Психология рефлексивных механизмов деятельности [Текст]/ A.B. Карпов. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 424 с.

6. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности [Текст]/ ДА. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.

7. Леонтьев, Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ [Электронный ресурс]/Д.А. Леонтьев. -Режим доступа: http://hpsy.ru, свободный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Лидак, Л.В. Детерминанты успешной самореализации женщин зрелого возраста [Текст]/ Л.В. Лидак, Н.Г. Шевченко. - Пятигорск - Минводы, 2007. - 148 с.

_Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий № 2 (22) 2017_

9. Маслоу, А. Самоактуализация[Текст]/ А. Маслоу // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. -М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 108-118.

10. Самаль, Е.В. Самоактуализация с точки зрения отечественных психологических теорий [Электронный ресурс] / Е.В. Самаль. - Режим доступа: http://inf.yspu.org, свободный.

11. Чухин, С.Г. Гражданская самореализация будущего специалиста в условиях системы высшего профессионального образования [Текст] / С.Г. Чухин// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. -2010. - Т. 7. - № 18. - С. 302-310.

12. Якубенко, О.В. Компетентностный подход в условиях стандартизации образования как фактора развития личности обучающихся [Электронный ресурс] / О.В. Якубенко. - Режим доступа: http://sibadi.org/upload/PIO/programma_7-9_dec_2016.pdf, свободный.

References

1. Antilogova L.N. Nravstvennoe stanovlenie i vospitanie lichnosti v sovremennih usloviyah [Moral formation and upbringing of personality in modern conditions] / L.N. Antilogova // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2012, №2 (49), pp. 71-73.

2. Antsyferova L.I. Koncepciya samoaktualiziruyuschei lichnosti A. Maslou [The concept of self-actualizing personality A. Maslow] / L.I.Antsyferova // Questions of psychology, 1973, № 4, pp. 173-180.

3. Vahramov E.E. Razvitie teorii samoaktualizacii v otechestvennoi pedagogike i psihologii [Elektronniiresurs] [Development of the theory of self-actualization in domestic pedagogy and psychology] [Electronic resource] / E.E. Vahramov. - Access mode: http: ///www.bibliofond.ru, free.

4. Gudimenko O.V. Samoaktualizaciya kak factor preodoleniya psihologicheskih barerov u studentov psihologov v processe professionalnoi podgotovki [Self-actualization as a factor in overcoming psychological barriers among students-psychologists in the process of professional training] / O.V. Gudimenko.- Omsk: Izd-voOmGPU, 2009, 151 p.

5. Karpov A.V. Psihologiya refleksivnih mehanizmov deyatelnosti [Psychology of reflexive mechanisms of activity] / A.B. Karpov. - Moscow: Publishing house "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences", 2004, 424 p.

6.Leontiev D.A. Psihologiya smisla priroda struktura i dinamika smislovoi realnosti [Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality] / D.A. Leontiev. M .: Sense, 1999, 487 p.

7. Leontiev D.A. Samoaktualizaciya kak dvijuschaya sila lichnostnogo razvitiya istorikokriticheskii analiz [Elektronniiresurs] [Self-actualization as the driving force of personal development: historical and critical analysis] [Electronic resource] / D.A. Leontiev. - Access mode: http://hpsy.ru, free.

8. Lidak L.V. Determinanti uspeshnoi samorealizacii jenschin zrelogo vozrasta [Determinants of successful self-realization of mature women] / L.V. Lidak, N.G. Shevchenko. - Pyatigorsk - Mineral Waters, 2007, 148 p.

9. Maslow A. Samoaktualizaciya [Self-actualization] / A. Maslow // Psychology of personality. Texts / ed. Yu.B.Gippenreiter, A.A. Bubble. Moscow: Izd-vo MGU, 1982, pp. 108-118.

10. Samal E.V. Samoaktualizaciya s tochki zreniya otechestvennih psihologicheskih teorii [Elektronniiresurs] [Self-actualization from the point of view of domestic psychological theories] [Electronic resource] / E.V. Samal -Access mode: http://inf.yspu.org, free.

11. Chukhin S.G. Grajdanskaya samorealizaciya buduschego specialista v usloviyah sistemi visshego professionalnogo obrazovaniya [Civil self-realization of the future specialist in the conditions of the higher professional education system] / S.G. Chukhin // Scientific bulletins of the Belgorod State University. Series: The humanities. -2010, T. 7, № 18, pp. 302-310.

12. Yakubenko O.V. Kompetentnostnii podhod v usloviyah standartizacii obrazovaniya kak factor arazvitiya lichnosti obuchayuschih sya [Elektronniiresurs] [Competence approach in the context of the standardization of education as a factor in the development of the personality of students] / [Electronic resource] / O.V. Yakubenko. -Access mode: http://sibadi.org/upload/PIO/programma_7-9_dec_2016.pdf, free.

_Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий № 2 (22) 2017_

SELF-ACTUALIZATION AND IMPLICITUAL ORIENTATIONS OF MEN AND WOMEN OF THE MADDER AGE IN THE CONTEXT OF THE PROBLEMS OF CONTINUOUS EDUCATION

Larisa N. Antilogova,

professor, Omsk State Pedagogical University Elena A. Cherkevich,

associate professor, Omsk State Pedagogical University

Abstract. The article presents an analysis of the results of an empirical study of the relationship between self-actualization and meaningful orientations of the personality in adulthood. The methodological basis of the research are: scientific principles: development and determinism; Methodological provisions on the individual as an active subject of life. The theoretical basis of the research was: positions and ideas about the structure, development and social determination of the sense sphere of the individual; The concept of values, value orientations and meanings in domestic psychology; Theory and concept of self-actualization of the individual; Position and concept regarding the characteristics of adulthood.

In the course of the investigation, we used the technique of «Self-Actualization Test» (SAT) by E. Shostrom in the adaptation of Yu.E. Aleshina, L.Ya. Gozman, M.V. Zagika, M.V. Kroz, method «Test of meaningful orientations» D.A. Leontief, the technique of A.V. Karpova «Individual measure of reflexivity».

Self-actualization is seen as a continuous process of self-expression, self-affirmation, self-development of the individual. Sense of life is defined as the result of a person's awareness of their own lives. The main components of life for men and women of mature age are the goals of life, the life process, the interest and emotional richness of life, the result of life, or satisfaction with self-realization, the locus of control - I, the locus of control - life.

The practical significance of the study is that the results obtained can be used to diagnose meaningful orientations and self-actualization of the mature person in the work of psychologists, acmeological services, as well as in group and individual counseling. The data obtained can be used as the basis for the development of programs on psycho-correctional and developmental work with persons of mature age on the formation of meaningful orientations, as well as the development of self-actualization, the realization of their potential in all spheres of life.

Key words: self-actualization, meaningful orientations, reflection, reflexivity, personality, activity, vital activity, self-regulation, maturity, mature age.

Сведения об авторах:

Антилогова Лариса Николаевна - доктор психологических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, Набережная им. Тухачевского, 14), e-mail: [email protected].

Черкевич Елена Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, Набережная им. Тухачевского, 14), e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.