Научная статья на тему 'СААДИ ШИРАЗИ ОБ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ ЛИЧНОСТИ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА'

СААДИ ШИРАЗИ ОБ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ ЛИЧНОСТИ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
139
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSON / ROLE / INTELLECTUAL / EDUCATION / ABILITY / FORMATION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гуломов Абдурахим Остонаевич

В данной статье речь идёт об умственных способностях личности и их роли в жизни человека. Именно эта идея впервые поставила интересы и жизнь человека превыше всего, именно она вывела правило, что жизнью человека может распоряжаться только бог и кто это правило нарушает, виновен перед Богом и людьми. При написании статьи автор использовал многие научные источники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAADI SHEROZI ABOUT MENTAL ABILITY OF THE PERSON AND THEIR ROLE IN HUMAN LIFE

This article is about of mental abilities of the person and their role in human life. This idea has put for the first time interests and human life, it has deduced a rule that God and who breaks this rule can dispose of human life, guilty before God and people. In writing of this article the author used a lot of scientific sources.

Текст научной работы на тему «СААДИ ШИРАЗИ ОБ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ ЛИЧНОСТИ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

СААДИ ШИРАЗИ ОБ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ ЛИЧНОСТИ И ИХ РОЛЬ В

ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Гуломов А.О.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Ещё с древнейших времён проблема человека, способностей его разума, физических и умственных возможностей были предметом исследования учёных разных народов. На современном этапе развития человеческого общества, особенно в условиях глобализации экономической, социальной и культурной жизни, эти проблемы должны стать предметом ещё более глубокого изучения. Перед учёными и сегодня актуальны проблемы исследования тайн человеческой природы, его возможностей и способностей, особенно его умственных способностей, а также проблема человека в целом как объекта исследований.

Одним из первых на проблему изучения человеческих способностей и возможностей, его таланта обратил внимание древнегреческий учёный и мыслитель Сократ. Для учёных интересны его наблюдения и выводы о сущности человеческой природы. По мнению Сократа, умный, грамотный и талантливый человек - это тот, кто свое начатое дело доведет до конца. Философ связывал развитие человеческого общества, единство человечества, сохранение мира между народами и благосостояние людей с разумом человека.

Проблема человеческого разума, его познавательных и умственных способностей в развитии человеческого общества развитие хозяйственной, культурной и других сфер деятельности человека, также были предметом пристального внимания ученых Востока. Для них важное значение имело изучение роли умственных способностей человека в его становлении как личности, определение путей совершенствования и развития умственных способностей человека. К числу таких ученых, проявивших пристальное внимание вопросам разумной деятельности и умственных способностей человека принадлежит Саади Ширази. В своих произведениях, мыслитель важное значение придавал проблемам человеческого разума, его познавательных и умственных способностей. Изучение творчества Саади Ширази показывает, что мыслитель стремился по мере возможности обосновать и показать пути и методы формирования и развития познавательных способностей человека, особенно умственных способностей человека с тем, чтобы таким образом, способствовать воспитанию полноценной личности.

Саади Ширази прекрасно осознавал необходимость развития умственных способностей каждого человека, и поэтому в своих произведениях призывал людей к овладению знаний, развитию своих умственных и интеллектуальных способностей, повышению познавательного и образовательного уровня. По его мнению, правильная организация работы «мактабов» (мактаб-школа-авт.) должна способствовать овладению знаний, повышению познавательской и умственной способности каждого человека.

Эта проблема актуальна и в современных условиях, когда в Таджикистане продолжается процесс строительства суверенного, демократического, правового и светского государства. Основатель мира и национального единства - Лидер нации, Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон принимает все меры для решения проблемы, трудностей учреждений высшего образования страны: «Молодёжь страны должна помнить, что её задача заключается в овладении научных знаний и освоении достижений современной техники и технологий, поскольку наука как луч освещает внутренний мир человека и расширяет его кругозор. Поэтому овладение знаний, получение образования и профессии для каждого человека, прежде всего для молодёжи, считается жизненной необходимостью и требованием времени» [2.22].

Следует отметить, что Саади Ширази призывал людей овладеть научными знаниями и повышать свой образовательный уровень, развивать познавателские способности в целях развития своих умственных способностей. По мнению мыслителя, человек только с помощью своих умственных возможностей может подняться на более высокий жизненный уровень. Саади Ширази в своих произведениях особое внимание уделял роли научных знаний в развитии умственных способностей человека и его формирования как личности. Совершенствование моральных качеств человека он связывал также с умственными способностями человека.

Саади Ширази утверждал, что разум человека играет важнейшую роль в его деятельности, все другие органы не могут сравниваться с разумом. Он был уверен, что человек отличается от животного не только наличием языка, но и своим разумом и умственными способностями, он поднимает человека в степень высшего существа. По этому поводу он говорил:

Гуфтор ба ацл аст, киро ацл надодан,

Мар гову хару астару дигар хаявонро [3.223].

[Благодаря уму, только человеку дана речь,

Что не дано ни корове, ослу и другим животнъм].

По этой причине в его произведениях проблема человеческого разума занимает особое место. В произведениях «Хон-ул-ихвон» и «Джоме'-ул-хикматайн» философ обратил внимание на практическую сторону разумной деятельности человека, т.е. роль разума в его жизни.

Мыслитель был уверен, что красоту внутреннего мира человека, можно определить только по тому, как он в своей повседневной деятельности будет руководствоваться своим разумом. Разум человека способствует развитию его умственных возможностей, позволяет человеку утвердиться в обществе, быть уважаемым и пользоваться авторитетом среди других. Поэтому мыслитель призывал любого человека в различных жизненных ситуациях руководствоваться своим разумом, не позволять себе расслабиться и не терять самообладание: «Андарёфтани гунохи хеш ва покиза кардани нафс бад он аст, ки хар коре, ки он суи акл зишт аст, накунй [7,19]. [«Единственным способом определения своих ошибок и очищения своей души является то, что не совершать неразумные деяния»].

Подводя итог своих наблюдений Саади Ширази пришел к выводу о том, что во многих жизненных ситуациях человек часто руководствуется своими эмоциями, пренебрегая своим разумом в своих личных, часто эгоистических интересах, совершает не благие деяния и поступки. Тогда мы видим, что человек совершает зло, его поступки наносят ущерб другим людям. Мыслитель твердо был уверен, что здоровый разум и чистые помыслы будут подталкивать человека к добрым и благородным поступкам, а нездоровый разум становится причиной совершения злых поступков, деяний и действий.

В своих произведениях Саади Ширази обращая внимание на роль человеческого разума в развитии его умственных способностей, приходит к выводу о том, что знания человека являются продуктом его разума. По его мнению, человеческий разум является высшим творением Бога, а знания способствуют развитию умственных способностей человека, и только благодаря науке и знаниям, человеческий разум может достичь совершенства.

Человек может использовать свои знания в повышении своего жизненного уровня. В своем произведении «Хон-ул-ихвон» Саади Ширази подчёркивает, что разум является отличительной особенностью человека и отличи от всех других живых существ. Только человек обладает способностью мыслить, это способность человека является средством изменения его образа жизни, здоровый разум даёт возможность человеку преодолеть жизненные трудности.

Особо поучительным является стремление двух выдающихся представителей культуры нашего народа - Саади Ширази и Абу Али ибн Сина показать пути, методы и средства овладения знаний и познания наук, развития умственных способностей человека. Использование этого богатого материала имеющего огромное научное и воспитательное значение в наши дни, сохраняет свою актуальность. Об этом подчеркивал Основатель мира и национального единства - Лидер нации, Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон во время встречи с представителями молодежи в мае 1997 года: «Аклу хирад бояд чои хашм, газаб, зуроварй ва бо максади тарсонидани одамон намоишкорона нишон додани мушаку синахои фарохро гирад... аз замонхои кадим, аз давраи Куруши Кабир анъанае буд, ки чавонмардони хакикй камаш аз се имтихони хаёт гузашта, баъд ифтихори чавонмардиро мегирифтанд.

Имтихони аввал тандурустй ва пахлавонй, имтихони дуюм аклу дониши расо ва нихсят имтихони сеюм одобу фаросати хамида буд. Имруз, мутаассифона, як кисми чавонони мо хамин чизро баръакс мепиндоранд. Худро аз чихати чисмонй тарбият дода, ба ташаккули аклу ахлок эътибор намедиханд» [6.15].

[«Разум человека должен возобладать над злобой, ненавистью к насилием, стремлением показать свою широкую грудь и мускулы для устрашения окружающих людей. ещё с времен Куруши Кабир (Великий Кир - авт.) получило распространенная традиция, согласно которой настоящий молодой храбрец должен был пройти три испытания жизни, прежде чем быть признанным в обществе].

Первое испытание было испытанием на мужскую силу и выносливость, второе на ум и полноценные знания и наконец, третьим испытанием было примерное поведение. Сегодня, к сожалению, некоторая часть нашей молодёжи это понимают наоборот, они стремятся закалить себя физически, и при этом не обращают внимание на свое моральное и нравственное совершенствование».

Как было выше сказано, по мнению Саади Ширази важнейшим средством развития умственных способностей человека является познание наук и овладение знаний. Общеизвестно, что и богословские и светские науки способствуют развитию умственных возможностей. Анализ и изучение его творчества показывает, что в период жизни Саади Ширази многие учёные и богословы в процессе овладения научныии знаниями использовали различные методы и пути совершенствования умственных способностей человека. Например, широко было распространено проведение собраний ученых, богословов, философов, поэтов, проведение бесед, диспутов и споров, вечера поэзий, коллективное изучение и обсуждение книг, работ и трудов ученых, встречи с поэтами и мыслителями,

которые играли важную роль не только в профессиональном росте ученых и богословов, но и их последователей, учеников и их окружающих.

По мнению Саади Ширази, не каждый ум приносит пользу человеку, ум направленный против человеческой и религиозной морали приносит человеку только вред. Ум, направляющий человека на нравственное совершенствование и духовное очищение, самопознание, созидательную жизнь является полноценным умом («акле зуфунун»). По его мнению, человек с помощью науки и знаний, познавателной деятельности способен совершенствовать свой ум, развивать свои умственные способности и достичь совершенства.

Обращаясь к своим современникам Саади Ширази призывал и их овладению знаний, получению образования, и таким образом, к развитию умственных способностей как важнейшего фактора воспитания полноценной личности. По его мнению, именно совершенный ум является путеводителем в жизни и средством достижения счастья и благополучия.

Саади Ширази в процессе формирования и развития умственных способностей человека наряду с умом, придавал важное значение образованию и его роли в жизни человека. По его мнению, уровень образованности человека является результатом обучения и овладения знаниями. Познавательную способность человека, считал также божественным даром. Мыслитель постоянно утверждал, что когда человек стремится быть образованным и добивается этого, то в жизни он обязательно достигнет больших успехов. В своем произведении «Гулистан» он призывал людей к познанию самого себя, с тем чтобы уметь различать добро и зло в жизни. По мнению мыслителя только тот человек, который познает себя может понять других, только уважающий себя человек способен проявить уважение к другим.

Изучение творчества Саади Ширази показывает, что мыслитель считал ум, как и познавательную деятельность человека важнейшим фактором совершенствования человеческой личности, в том числе развития его умственных способностей. Высказанные идеи Саади Ширази о воспитании полноценной личности не утратили свое научное и воспитательное значение в организации воспитания подрастающего поколения в средних и высших учебных заведениях, и на современном этапе развития нашего общества.

С другой стороны, изучение творчества Саади Ширази, особенно его взглядов по вопросам обучения и воспитания молодежи актуальны в условиях создания демократического и светского государства основанного на принципах рыночной экономики. В условиях созидательной деятельности всего таджикского общества особое значение приобретает сознательное участие каждого человека, воспитание которого считается важнейшим делом государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдурахимов К.С., Сидикова З.К. Таълимоти ахлокии Саъдии Шерози. Моральное учение Саади Ширази. -Душанбе. 2007. 104 с.

2. Ашуров Г. Философские взгляды Саади Ширази. - Душанбе. 1965 - 113 с.

3. Кулматов Н. Акидадои ахлокии Саьдй. Нравственные идеи Саади. - Душанбе. 1981. - 170 с.

4. Муродова Т. О некоторых аспектах теории эманации Авиценны и Саади Ширази . //Изв. АН Тадж. ССР. Отд-ние обществ. наук. - 1982. - .№1. - с. 61-64.

5. Нуритдинов Г. Н. Педагогические воззрение Саади. - Душанбе, 1974. - 53 с

6. Рахмонов Э.Ш. Молодёжь - будущее нации. Речь на IV съезде Народно - демократической партии Таджикистана 18 апреля 1998 г Душанбе: «Ирфон». 1998. - 68 с.

7. Саади. Бустон. Лирика. - Москва: Наука, 1962. - 321 с.

8. Саади Шерози. Гулистон. - Душанбе. 1962. - 440 с.

СААДИ ШИРАЗИ ОБ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ ЛИЧНОСТИ И ИХ РОЛЬ В

ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

В данной статье речь идёт об умственных способностях личности и их роли в жизни человека. Именно эта идея впервые поставила интересы и жизнь человека превыше всего, именно она вывела правило, что жизнью человека может распоряжаться только бог и кто это правило нарушает, виновен перед Богом и людьми. При написании статьи автор использовал многие научные источники.

Ключевые слова: личность, роль, умственный, воспитания, способности, формирования, развития.

SAADISHEROZI ABOUT MENTAL ABILITY OF THE PERSON AND THEIR ROLE IN

HUMAN LIFE

This article is about of mental abilities of the person and their role in human life. This idea has put for the first time interests and human life, it has deduced a rule that God and who breaks this rule can dispose of human life, guilty before God andpeople. In writing of this article the author used a lot ofscientific sources.

Keywords: person, role, intellectual, education, ability, formation, development.

Сведения об авторе:

Гуломов Абдурахим Остонаевич - старший преподаватель кафедры методики преподавания английского языка, факультета английского языка, ТГПУ имени С. Айни. Тел: (+992) 918773089; E-mail: gulomov-1980@mail.ru;

About the author:

Gulomov Abdurahim Ostonaevich - senior lecturer of the chair of English teaching methodology, faculty of English language, TSPU named after S. Ainy. Тел: (+992) 918773089; E-mail: gulomov-1980@mail.ru.

МАХ,ОРАТИ ЧЕХРАНИГОРЙ ДАР ПОВЕСТИ «ОДИНА» РОМАЩОИ «ДОХУНДА» ВА

«ГУЮМОН»-И С.АИНЙ

Боборацабова Г.

Данишгащ давлатии амузгарииТацикистан ба номи С.Айни

Дар замони муосир зарурати бознигарй ва тахкики вокеъбинонаи адабиёти точикии садаи XX ва махсусан насру назми даврахои аввали адабиёти навини точикй ба миён омадааст. Дар ин радиф хунари чехранигорй аз чумлаи масоили мухими поэтикаи асари адабй ва хоса насри бадей махсуб меёбад. Ин масъала дар хар давраи инкишофи адабиёт, аз чумла адабиёти муосири точик ба тарзхои гуногун вобаста ба хунару истеъдоди адабии нависандагон бозтоб мешавад. Бинобар ин, дар масири бознигарй ва тахкики адабиёти ахди шуравй аз нигохи нав азм намудем, ки ба масъалаи хунари чехранигорй устод С. Айнй дар повести «Одина» романхои «Дохунда» ва <^уломон» равшанй андозем.

Дар повести «Одина», устод С. Айнй мо шеваи вокеънигории тасвири чехраи кахрамонро мебинем, ки он далели равшани камолоти хунари портретнигории нависанда аст. Чунки агар дар повести «Чаллодони Бухоро» фочеаи ичтимоии чомеа ба калам дода шавад, дар киссаи «Одина» фочеаи рузгори шахсии як нафар - Одинаи нокому шурбахт тасвир мешавад. Усулу шеваи чехранигорй дар ин кисса вобаста ба мавзую мазмун ва иштироки шахсиятхои достонй дар чараёни накл аз хам фарк мекунад. Дар киссаи «Одина» чунонки аз номи асар хам маълум аст сарнавишти инсони мушаххас бо хама фочеахои шахсию ичтимоияш баён мешавад. Ин асар дар ибтидо бо номи «Саргузашти як точики камбагал» (1924) ба нашр мерасад ва он ба хайси нахустин киссаи реалистй дар адабиёти муосири точик эътироф гардидааст. Нависанда аз тарики тасвири симои бадеии Одина муносибати гарму самимй, боварию мухаббати худро ва хамдардиву хайрхохиву рахму шафкати хешро нисбат ба мазлумон ва намояндагони халки оддй равшан ифода месозад. Ин асар дар солхои бисту сии садаи XX хамчун намуна ва улгуи хунари нависандагй ва чехранигорй дар насри бадей эътироф гардида буц. Чунонки устод М. Шакурй менависад: «Бо «Одина» одами оддй ва зиндагии рузмарраи у, фикру хиссиёти содда, орзую амали заминии вай ба адабиёти точик дохил гардида, садои тапиши дили инсонии у ба гуши чахониён расид. (1, 119)

Муаллиф бо офаридани чехраи бадеии Одина на танхо махорати баланди нависандагй доштани худро нишон дод, балки у дар тасвир симои ичтимоии инсон, маърифати бадеии вокеияти зинда тавоно будани хешро хам собит намуд. Вакте ки кас ин киссаи пурдардро мутолиа мекунад дар баробари симои инсонии Одина чехраи ичтимоии уро хам равшан тасаввур менамояд. Ин чихати образи Одина дар муносибати у бо Арбобкамол, бо коргарони заводи пахта, бо касоне, ки ба рохсозй мераванд ва бо касони дигаре, ки дар ихотаи у хастанд равшан мешавад.

Симои фардию инсонии у бошад, дар муносибат, рафтору кирдораш бозтоб мегардад, ки инро мо пеш аз хама дар муносибати у бо Бибиоиша ва Гулбибй эхсос менамоем. Одина дар муносибат бо наздиконаш хеле мехрубон, мушфик ва самимй аст вале дар иртибот бо Арбобкамол ва эшону муллохои деха, ки карзи уро бо хар бахона зиёд карда, механданд вайро ба хизматгори хамешагии Арбобкамол табдил диханд, нафрат дорад. Чунки у дар сини дувоздахсолагй аз падару модари худ чудо гардида, бо сабаби карзи гуручуби онхо гирифтори асорати Арбобкамол мешавад. Дар кисмати авали повест симои Одина дар чараёни вокеахо ва муносибати гайриинсонии Арбобкамол нисбати у намоён мегардад. Дар ин маврид вай хамчун як баччаи дехотии саддаи мазлум дар пеши назари хонанда ба чилва меояд. Вале вакте ки дар деха фирор менамояд ва рохи Фаргонаро пеш мегирад симои ботинии у як андоза тагйир меёбад. Нависанда бо ин амали худ образи бадеии офаридаашро дар мачрои накл инкишоф медихад, ки он мантикй хам хаст. Одинаи дехотию мазлум вакте ки аз деха берун мешавад бо чахони дигар, одамони гуногун бархурд менамояд, ки хамаи ин чашми уро ба оламу одам боз мекунад. Вай бо вучуди душворихои кору зиндагй дар заводи пахта, танхо ба хотири ба дидори Гулбибй ва бибиаш расидан ба хамаи сахтихо тоб меорад. Ба кавли муаллиф «Одина ба ин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.