ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Желтова Светлана Геннадьевна
зам. директора по НМР, учитель истории и обществознания, к.п.н.
E-mail: [email protected] Кайдышева Наталья Николаевна
учитель истории и обществознания E-mail: [email protected] МБОУ гимназия № 18 г. Нижний Тагил, Свердловская область
J ^
РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР В 6 КЛАССЕ
(опыт проектирования внеурочной деятельности)
Л
Г
Аннотация. В статье представлен опыт организации внеурочной деятельности на метапредметной основе в процессе интеграции учебных предметов: история, обществознание, иностранные языки (английский и французский), технология, хореография, музыка, информатика.
Ключевые слова: ФГОС, внеурочная деятельность, системно-деятельностный, метапредметный подход, история средних веков, универсальные учебные действия.
Новая идеология ФГОС предполагает осуществление перехода от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования... к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе [4]. Таким образом, актуализируется необходимость в формировании мобильных знаний и умений, в развитии способности использовать имеющиеся ресурсы личности в нестандартной ситуации, в стимулировании желания учиться и стремления к самореализации.
В условиях перехода на ФГОС на ступени основного образования, велением времени становится возрождение традиций внеурочной деятельности по предмету. Однако современные школьники испытывают в процессе обучения огромные перегрузки, и если каждый учитель предметник разработает и реализует систему внеурочной деятельности, то ученику придется «прописаться» в образовательном учреждении. Следовательно, моделируя внеурочную деятельность в гимназии, необходимо оптимизировать нагрузки учащихся и педагогов. Для того чтобы модель реализовывалась успешно, необходимо апробировать ее элементы еще до перехода на ФГОС ООО. Данный опыт позволит сделать выводы и принять правильное управленческое решение при внедрении модели в целом. Проектируя модель внеурочной деятельности, мы опираемся на системно-дея-
тельностный и метапредметный подходы в образовательном процессе.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном во времени и пространстве (история), в движении (хореография), в знаках и информационных продуктах (информатика), художественных образах (литература, музыка, ИЗО) и т.д. Личностные качества обнаруживаются и развиваются в деятельности. Чтобы деятельность была личностно-развивающей, она должна быть разнообразной, охватывающей умственную, практическую, эстетическую, эмоциональную и физическую сферы, дающие возможность самовыражению личности [б].
Результатом внеурочной деятельности должны стать универсальные учебные действия. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания [4].
ФГОС предполагает проектирование индивидуальной образовательной траектории в «зоне ближайшего
8
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
развития», поэтому необходимо в первую очередь организовать диагностику «зоны актуального развития».
1. Этап.
Диагностика.
С помощью психолого-педагогической службы гимназии провели диагностические процедуры и выявили уровень сформированности:
• учебной мотивации;
• познавательного интереса;
• познавательной активности;
• ценностных ориентаций.
В параллели шестых классов в двух классах из трех реализуются программы углубленного изучения иностранного языка (английского и французского). У 70% учащихся сформирована устойчивая учебная мотивация. У всех детей присутствует познавательный интерес к предметам гуманитарного цикла, однако направленность интереса разновекторная: история, иностранный язык, обществознание, литература. Качество знаний и умений у шестиклассников высокое и составляет 57%. Дети демонстрируют высокий уровень познавательной активности -90%, принимают участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах всероссийского уровня. Анализ ценностных ориентаций позволил сделать вывод, что в рейтинге ценностей у школьников лидирующее положение занимают общение со сверстниками, учебная деятельность и самореализация. 35% респондентов отметили, что учеба в гимназии - это «лесная дорога - за каждым поворотом открывается что-то новое», 24% написали, что учеба - это «штурм горной вершины -трудно, но интересно». Кроме того, большинство шестиклассников во время диагностической процедуры подчеркивали, что им нравится участвовать во внеклассной работе.
2. Этап.
Целеполагание.
Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в педагогическом процессе характеризуется различными видами их взаимодействия. Можно выделить внутрипредметное и межпредметное взаимодействие урочной и внеурочной работы. Мы выбрали межпредметное взаимодействие, потому что оно в наибольшей степени отвечает развитию интеллектуальной, волевой, эмоциональной сфер личности учащегося, его качеств, отношений, интересов, потребностей. Кроме того, межпредметное взаимодействие способствует сплочению детско-взрослой общности, формированию самостоятельности и творческой активности, познавательных и учебных интересов, потребности в самообразовании и самовоспитании, а также межличностных отношений и универсальных учебных действий [3].
Заканчивая вторую четверть, мы завершили изучение курса «Истории средних веков». Это событие послужило толчком для организации итогового праздника, ведь мы перелистнули еще одну страницу в исторической науке. Для его подготовки было организовано три совета, координаторами которых выступили учителя истории:
1. Совет наставников.
2. Совет рыцарей.
3. Совет родителей.
Совет наставников составил сценарий турнира. Определил цель: «Создать условия для успешного усвоения универсальных учебных действий».
Поставил задачи для педагогов:
1. Укрепить мотивацию к изучению предметов гуманитарного цикла.
4. Стимулировать развитие познавательной активности в процессе обучения.
5. Обогатить познавательный опыт учащихся.
6. Активизировать развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
7. Создать условия для более полной самореализации гимназистов.
8. Укрепить позитивное и продуктивное взаимодействие в детско-взрослой общности.
9. Стимулировать процесс личностного роста в «зоне ближайшего развития».
Поставил задачи для учащихся:
1. Распределить роли для участия в турнире и создать команды.
2. Научиться слушать и понимать друг друга.
3. Спланировать и организовать репетиции хора и дополнительные занятия по хореографии.
4. Научиться доводить любое дело до логического конца.
5. Повторить курс «Истории средних веков».
6. Выполнить самостоятельно домашнее задание к турниру.
7. Выявить свои «слабые места» и найти способ их ликвидировать до турнира.
Определено необходимое оборудование:
• Медиапроектор.
• Ноутбук.
• Акустические колонки.
На классном часе дети избрали представителей в Совет рыцарей.
В результате жеребьевки на турнир должны были приехать рыцари трех стран: Франции, Англии, Шотландии. Принципиальным являлось участие каждого ребенка в турнире. Классы были поделены на три группы по 8-9 человек. Были определены правила турнира:
• В турнире участвуют представители трех средневековых государств.
• Каждая команда имеет три состава.
• Турнир проводится в три этапа (поединка).
• После каждого поединка происходит ротация команд.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
9
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
• Представители команд, не участвующие в поединке участвуют в конкурсах для болельщиков.
• Правильные ответы оцениваются в пять баллов.
• Ответы на задания вносятся на карточки и отдаются жюри.
• Один и тот же игрок может участвовать только в одном поединке.
Совет родителей стал, с одной стороны, опекать юных рыцарей, создавая условия для подготовки к турниру, а с другой - взял на себя все приготовления к праздничному пиру.
3. Этап.
Проектирование.
Совет рыцарей контролировал подготовку к празднику.
Юные рыцари собрали материал для презентаций, оформили их, но при переводе на иностранный язык выяснилось, что им не хватает словарного запаса,- пришлось обратиться за помощью к специалистам. Поскольку не все дети в совершенстве владеют иностранным языком, было принято решение -в презентациях текст оставить на русском языке, а ведущим представлять страну на «родном» языке.
В Совет наставников вошли классные руководители, учителя истории, обществознания, английского и французского, технологии, хореографии, музыки и информатики. Педагоги помогли отобрать материал для презентации и создать информационный продукт, используя различные программы, перевести приветственное слово на иностранный язык, выучить национальную, народную песню и средневековый танец «Куранта», подготовить костюм и флаг (мальчики обрабатывали древко, а девочки шили средневековый стяг).
Совет родителей приготовил сюрпризы для каждого поединка и пир.
4. Этап
Организационный.
Накануне праздника родители и дети оформили зал и сцену, провели генеральные репетиции в классах.
И вот наступил долгожданный праздник...
После уроков все дети перевоплотились в представителей своей страны.
Судьи - «Прекрасные Дамы» - учителя истории, обществознания, английского и французского, технологии, хореографии, музыки и информатики.
Ход турнира
I герольд
Когда - то, в средние века,
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка,
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой,
И на турниры ехали.
II герольд
Всем! Всем! Всем! Спешите! Сегодня рыцарский турнир у короля!
Открывая рыцарский турнир, герольды оглашают правила и объявляют о наградах.
I герольд
И вот, одета пышно рать И гости рыцарям под стать Великолепье их забав И вот, сегодня всех собрав И дам, и воинов, всех в круг И музыки здесь льется звук О, рыцарь доблестный, иди И в честной схватке победи.
Герольды предлагают всем рыцарям дать клятву, что пришли они честно состязаться в знаниях и умениях, а не сводить счеты с кем-нибудь из соперников.
II герольд
В сраженьях рыцарских...
0. нет, чтоб вас не утомил наш сказ Начнем мы зрелище сейчас.
Вот, наконец, турнир, турнир Кричат со всех сторон, кто может И рыцарь каждый знаменит,
А выбрать лучших нам жюри поможет.
Рыцари выступают с презентациями своих стран и исполняют песни на иностранном языке.
I герольд
Поговорка «Поспешишь - людей насмешишь» не всегда верна. Вот и сейчас больше баллов наберёт та команда, которая будет отвечать первой. Отвечает та команда, участник которой первым поднимет руку.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Разминка [2].
1. Как назывались странствующие студенты? (Ваганты)
2. Военный слуга феодала-сеньора. (Вассал)
3. Орган сословного представительства во Франции. (Гзнеральные штаты)
4. Военное состязание рыцарей в силе и ловкости. (Турнир)
5. Владелец земли и крепостных крестьян в Средние века. (Феодал)
6. Земля, дававшаяся, как правило, на определенных условиях в фактически наследственное владение. (Феод)
7. Ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных городов и стран. (Ярмарка)
8. Форма правления, при которой власть передается по наследству. (Монархия)
9. Собрание правил, обязательных для всех членов цеха в средневековом городе. (Устав)
10. Северные германцы. (Норманны)
10
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
11. Название Восточной Римской империи.
(Византия)
12. Противник господствующего вероучения.
(Еретик)
13. Специальный церковный суд. (Инквизиция)
14. Гоамота о прощении грехов. (Индульгенция)
15. Орган представительства сословий в Англии.
(Парламент).
II герольд
Предлагаем Вам проанализировать три фрагмента фильмов, ваша задача - определить, о каком событии средних веков повествует каждый из фрагментов.
Командам представляют фрагменты из фильмов:
1. Жанна д'Арк - 1999 год, режиссер Кристиан Дюгуэй (Канада).
2. Царство Небесное - 2005 год, режиссер Ридли Скотт (США).
3. 1453 Завоевание - 2012 год, режиссер Фарук Аксой (Турция).
I герольд
Поиграем в «Историческое лото».
II герольд
Христианская церковь играла важнейшую роль в жизни средневекового общества. Предлагаем собрать историческое лото. Рыцари получают таблицу и карточки (они выделены цветом), приклеивают карточки в нужные ячейки.
Отличия Название церкви
Католическая Православная
Церковь возглавляет Папа Патриарх
Значение названия Всемирная Правильно славящая Бога
На каких территориях установили влияние? На западе Европы На востоке Европы и в Азии
Чем отличались друг от друга? Богослужение на латыни; запрет браков только для монахов; священники бороды не брили. Богослужение на греческом; запрещено вступать в брак духовенству; священники брили бороды.
I герольд
Слово Прекрасным Дамам.
Подведение итогов и смена команд.
II герольд
Приступает ко второму поединку.
Каждый рыцарь должен знать, где находится Иерусалим, отправляясь в Крестовый поход. Предлагаем Вам найти и исправить ошибки на карте [5].
I герольд
Историю вершат люди. Давайте, их вспомним... (Рыцари получают листы с описанием важных фактов из жизни исторических деятелей [1])
1. «Он родился 2 апреля 742 года, в Ахене. Скончался 28 января 814 года там же. Прославлен как выдающийся воитель, законодатель и просветитель. Его целью было создание благоустроенного христианского государства. Он был помазан на царство в 754 году при жизни отца, Пипина Короткого; до 771 года правил совместно с братом Карломаном. Его империя распалась вскоре после его смерти. (Верденский договор 843 г.)». (Карл Великий)
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
11
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
2. «159-й Папа римский с 12 марта 1088 года по 29 июля 1099 года. В миру -француз эд (Одо) де Шатийон де Лажери (итал. Odon (Otho, Otto) de Lagery). Родился в графстве Шампань недалеко от Парижа. Учился в Реймсе у святого Бруно. Был приором аббатства Клюни. В 1095 году на созванном им Клермонском соборе объявил Крестовый поход против мусульман, пообещав его участникам отпущение грехов». (Урбан II)
3. «15 июня 1215 года группа восставших феодалов и духовенство при поддержке рыцарства и горожан вынудили английского короля подписать грамоту, получившую название «Великая хартия вольности» (Magna carta). этот документ, гарантирующий королевским подданным определенные привилегии и права, сохраняет в Великобритании законную силу и по сей день. Из 63 параграфов хартии наиболее известен 12-й, запрещающий королю вводить налоги без согласия налогоплательщиков, и 39-й, лишающий короля права арестовывать граждан и изымать их имущество без законного приговора суда». (Иоанн Безземельный)
4. «Король Франции из рода Капетингон, правивший в 1226-1270 гг. Провел множество реформ. Сын Людовика VIII и Бланки Кастильской. Умер 25 августа 1270 г в Тунисе. По предложению сына причислен к лику святых». (Людовик IX)
5. «В его учении Церковь увидела опасную ересь, и в 1414 году он был вызван в немецкий город Констанц на церковный собор, который собрался, чтобы положить конец расколу в Церкви и осудить ереси. Он, получив охранную грамоту императора Сигизмунда I, решил поехать в Констанц и отстаивать свои взгляды. Однако в нарушение всех обязательств он был заключён в тюрьму, в которой провёл 7 месяцев. Затем ему предложили отказаться от своих сочинений. 6 июля 1415 года его привели в кафедральный собор и прочитали приговор, по которому, в случае, если он не отречётся от своих взглядов, его отправят на костёр. Он произнес: - Не отрекусь! Он сразу же был лишен сана священника и казнён». (Ян Гус)
6. «Турецкий султан вёл завоевательную политику, лично возглавлял походы турецкой армии. Завоевал (1453) Константинополь и сделал его столицей Османской империи, фактически положив конец существованию Византии. При нём была ликвидирована независимость Сербии (1459), завоёваны Морея (1460), Трапезундская империя (1461), Босния (1463), остров Эвбея (1471), завершено завоевание Албании (1479), подчинено Крымское ханство (1475). При нем был составлен первый свод законов Османской империи». (Мехмед II)
7. «Английские власти выдали Орлеанскую деву суду инквизиции, который обвинил ее в колдовстве и пособничестве дьяволу. Но даже под пытками она сохраняла ясность мысли и достоинство. Когда у нее спросили, верит ли она в свое призвание по милости Божией, то, конечно, хотели ее смутить и поставить в тупик, ибо ответь она утвердительно - ее можно обви-
нить в гордыни, в самозванстве. А если она ответит отрицательно, значит, признает за собой обман. Она ответила просто: «Если нет, да будет угодно Господу укрепить во мне эту веру, если же да, пусть Он ее поддержит во мне». (Жанна Д'Арк)
8. «Родился в Майнце, сменил фамилию отца Генсфляйш на фамилию матери. Обучался ремеслу, но уже в 1434 году был признан мастером в Страсбурге, в 1438 стал компаньоном Андреаса Дрицена и братьев Хейлманнов, Андреаса и Антона, согласившись обучить их некоторым «тайным искусствам», в том числе искусству книгопечатания. Его изобретение ему так и не принесло достатка, хотя конкурирующая типография Фуста и Шёффера успешно развивалась вплоть до захвата Майнца Адольфом II в 1462 году. Последние годы жизни он провел в Майнце, умер 3 февраля 1468 г.». (Иоанн Гутенберг)
9. «Точная дата ее рождения неизвестна. Предполагают, что она родилась в 1443 или 1449 году во владениях своего отца на Пелопоннесе, где получила начальное воспитание. Образование царственной сироты взял на себя Ватикан, поручив ее кардиналу Виссариону Никейскому. Грек по происхождению, бывший архиепископ Никейский, он воспитал византийскую цесаривну в европейских католических традициях. По совету кардинала Виссариона Папа и решил выдать девушку за недавно овдовевшего московского государя Ивана III». (Софья Палеолог)
I герольд
Слово Прекрасным Дамам. Подведение итогов и смена команд.
II герольд
Начинаем третий поединок!
Каждый рыцарь знает, какое событие и когда произошло. Внимание, на экран!
На экране высвечивается поле с цифрами. Команды по очереди выбирают цифры на поле и по ссылке переходят к вопросам.
I герольд
Мы часто используем в своей речи крылатые выражения. Знаете ли вы происхождение и значение следующих выражений? [1].
1. «Пойти в Каноссу»?
Выражение «пойти в Каноссу» означает сдаться на милость победителя, перенести глубокое унижение. Первый германский император XI века выступивший против папы, был отлучен от церкви. Он должен был вымаливать прошение, стоя на коленях перед Канос-сой, где в замке находился папа. Употребляется в случае униженного вымаливания чего-либо.
2. ««Что упало, то пропало»?
Выражение «что упало, то пропало» означает, что по феодальному закону всякая вещь, упавшая на землю, принадлежала владельцу этой земли. Если повозка торговца опрокидывалась, или падала лошадь и товар вываливался на дорогу, он переходил к собственнику земли - феодалу. Отсюда произошла поговорка: «Что с возу упало, то пропало!»
12
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
3. «Вассал моего вассала - не мой вассал»? Выражение «вассал моего вассала, не мой вассал» означает отсутствие абсолютной власти сеньора. Подразумевается, что «непрямой» вассал, например, монарха, не обязан ему подчиняться. Фраза означает, что подданный моего подданного -не мой подданный.
Каждая команда по очереди объясняет выражение II герольд
К нам приехал известный вагант Франсуа Вийона. Ему слово.
«Баллада примет»
Франсуа Вийона Я знаю множество примет;
Я знаю, где есть ход запасный;
Я знаю, кто и как одет;
Я знаю, что и чем опасно;
Я знаю, где овраг пропастный;
Я знаю, часты грозы в мае;
Я знаю, где дождит, где ясно;
Я знаю все, себя не зная.
Я знаю, есть на все ответ;
Я знаю, где черно, где красно;
Я знаю, что где на обед;
Я знаю, лжем мы ежечасно;
Я знаю, хищна волчья стая;
Я знаю, жалобы напрасны;
Я знаю все, себя не зная.
Я знаю были давних лет;
Я знаю, люди разномастны;
Я знаю, кто богат, кто нет;
Я знаю, кожа чья атласна;
Я знаю, глуп, кто любит страстно;
Я знаю, алчности нет края;
Я знаю, умники несчастны;
Я знаю все, себя не зная.
Я знаю, принц, что жизнь ужасна;
Я знаю, на земле нет рая;
Я знаю, смерть над каждым властна;
Я знаю все, себя не зная.
II герольд
Команды выполнили задания. Жюри готово огласить результаты.
Жюри подводит итоги. Король Генрих II награждает победителей.
I герольд
Вот были тогда времена!
Собирал всех великий турнир,
А потом весь народ дотемна Также шумно закатывал пир.
И в сердцах загорался огонь,
И блестели на солнце доспехи,
Мчал, как ветер, бесстрашный конь За победой, а не для потехи.
Все выходят в центр зала и исполняют танец «Куранта».
5 этап.
Рефлексия.
Все учащиеся приняли активное участие в турнире. Степень удовлетворенности детей от участия различна, в зависимости от уровня успешности. Учащиеся узнали много новой интересной информации, расширили свой кругозор. Работая в группах, учились находить компромисс, брали ответственность за принятое решение. Все школьники отмечали, что выявили особенности развития «своих» стран в Средние века, обогатили свой словарный запас по иностранному языку, познакомились и погрузились в средневековую культуру, почувствовав ее не только «кончиками пальцев, но и ступнями ног».
Педагоги работали слажено в одной команде, оказывали качественную и своевременную помощь учащимся во время подготовки. Все рыцари были готовы к поединкам и благодарны своим учителям.
Родители организовали фото и видеосъемку праздника. Все переживали и волновались за «своих». Родители увидели хорошую готовность учащихся к турниру, уверенное владение иностранным языком, исполнение песен и танца сопровождалось бурными овациями.
Рыцарский турнир способствовал развитию позитивного и продуктивного взаимодействия в детско-взрослой общности.
Литература
1. Брандт М. Ю. История средних веков. М: Дрофа, 2001.
2. Ведюшкин В. А. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. М: Просвещение, 2012.
3. Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. [Эл. ресурс] URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/kazar/04.php (Дата обращения: 1.06.2013).
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. / А. Г. Асмо-лов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. Под ред. А.Г. Асмолова.-М: Просвещение, 2010.
5. Контурные карты. История Средних веков. М.: Дрофа, 2008.
6. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
13