Научная статья на тему 'О некоторых итогах по внедрению ФГОС НОО и ООО'

О некоторых итогах по внедрению ФГОС НОО и ООО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС НОО И ООО / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ВКС-ТЕХНОЛОГИИ / METHODICAL WORK / FSES OF PES AND BES / VSC-TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иваненко И.Н.

В статье подводятся итоги системного и целенаправленного внедрения ФГОС НОО и ООО в муници- пальном общеобразовательном учреждении. Отмечено, что нестандартно и результативно строится ме- тодическая работа по реализации ФГОС НОО и ООО второго поколения, в том числе с опорой на активное применение и использование ВКС-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME RESULTS ON IMPLEMENTATION OF FSES OF PES ANS BES

In the article the results of system and purposeful implementation of FSES OF BES and PES in municipal educational institution are summed up. It is noted that unconventionally and productively methodical work on realization of FSES of PES and BES of the second generation, including with a support on active application and use of VSC-technologies is based.

Текст научной работы на тему «О некоторых итогах по внедрению ФГОС НОО и ООО»

УДК 373.51.162 И.Н. ИВАНЕНКО

директор, муниципальная гимназия №39, г. Орел E-mail: orel_school39@mail.ru

UDC 373.51.162

I.N. IVANENKO

Director, Municipal gymnasium № 39, Orel E-mail: orel_school39@mail.ru

О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ ПО ВНЕДРЕНИЮ ФГОС НОО И ООО ABOUT SOME RESULTS ON IMPLEMENTATION OF FSES OF PES ANS BES

В статье подводятся итоги системного и целенаправленного внедрения ФГОС НОО и ООО в муниципальном общеобразовательном учреждении. Отмечено, что нестандартно и результативно строится методическая работа по реализации ФГОС НОО и ООО второго поколения, в том числе с опорой на активное применение и использование ВКС-технологий.

Ключевые слова: ФГОС НОО и ООО, методическая работа, ВКС-технологии.

In the article the results of system andpurposeful implementation of FSES OF BES and PES in municipal educational institution are summed up. It is noted that unconventionally and productively methodical work on realization of FSES of PES and BES of the second generation, including with a support on active application and use of VSC-technologies is based.

Keywords: FSES of PES and BES, methodical work, VSC-technologies.

В муниципальной бюджетной гимназии № 39 г. Орла имени Фридриха Шиллера внедрение ФГОС нового поколения ведется системно и целенаправленно. С 1 сентября 2010г. в пилотном режиме мы начали внедрять ФГОС НОО, а с сентября 2013г. - ФГОС ООО.

Выбор нашей школы для апробации работы в формате новых ФГОС не случаен. Этому способствовал накопленный опыт по обеспечению системно-деятельностного обучения, совершенствованию УУД, организации внеурочной деятельности и системная работа по обеспечению подготовительного этапа.

1. Наличие материально-технической базы для перехода на ФГОС: 22 кабинета, оснащенные мультимедийным оборудованием, 3 интерактивных комплекса, мобильный класс, библиотека гимназии, укомплектованная необходимыми методическими пособиями, продуманная система информационной поддержки и сопровождения, обеспечивающая введение ФГОС.

2. Кадровое обеспечение. Учителя работают творчески, современно, результативно. Лозунг «Кадры решают все!» актуален и сегодня. В гимназии сформирован профессиональный коллектив - команда администрации и учителей.

Я как директор школы и заместитель директора по УВР по начальной школе Новоселова Г.Д. летом 2010 года прошли обучение по ФГОС НОО второго поколения в Москве в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Все учителя начальных классов закончили курсы повышения квалификации в ОИУУ

В связи с внедрением ФГОС ООО второго поколения администрация гимназии, учителя русского языка, литературы, математики, иностранных языков, истории и обществознания, биологии и географии в течение

2013-2014 годов также были подготовлены к работе по освоению ФГОС накурсах повышения квалификации в ОИУУ

3. Осуществление преемственности между НОО и ООО. Учителя, работающие в этом учебном году в 5-х классах, в прошлом году детально ознакомились с особенностями ФГОС НОО, изучили личностные особенности четвероклассников, содержание образовательных программ, рабочих программ, посетили серию уроков в этих классах, классные и родительские собрания, проанализировали результаты исследований психологических особенностей каждого ученика 1-5-х классов, сделанные психологом гимназии.

4. У нас эффективно выстроена система дополнительного образования, поэтому нг было сложностей организации внеурочной деятельности: в гимназии обучаются только в первую смену, вторая половина дня предоставлена для развития творческих способностей, дарований и талантов учащихся, в том числе начальных и 5-х классов.

На базе гимназии функционируют филиалы художественной школы №2, школы искусств имени Д.Б. Кабалевского с филиалами изобразительного искусства, хореографии, вокального и инструментального. Ученики укрепляют своё здоровье в спортивных секциях и филиалах ДЮСШ г. Орла, занимаются баскетболом, футболом, легкой атлетикой, большим теннисом, каратэ и рукопашным боем, шахматами и шашками в стенах нашей школы. С большим желанием ученики начальной школы посещают занятия в бассейне. Техническим творчеством наши дети занимаются в школьных мастерских, занятия с ними проводят учителя школы и специалисты городского центра технического творчества.

© И.Н. Иваненко © I.N. Ivanenko

Ученые записки Орловского государственного университета. №5 (61), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 5 - no. 61. 2014

5. Грамотное управление.

В соответствии с дорожной картой в гимназии создан Совет по введению ФГОС, рабочие группы по внедрению ФГОС второго поколения, которые успешно организовали работу по выработке Основной образовательной программы НОО и ООО.

В 2011 году наша Основная образовательная программа НОО была удостоена второго места в региональном конкурсе этих программ. Единая команда администраторов смогла обеспечить организационную и методическую поддержку внедрения ФГОС НОО и ООО.

Нами разработаны планы повышения квалификации управленческих и руководящих кадров по вопросам реализации ФГОС, планы профессионального развития учителей.

Специалистами Департамента образования и молодежной политики Орловской области, Регионального центра оценки качества образования, работниками ОИУУ, специалистами Управления образования администрации города Орла, администрацией гимназии в системе проводятся совещания, семинары, оперативки, планерки, заседания рабочей группы, деловые игры. Оправдала себя такая форма, как обучение на рабочем месте, инструктажи, обучение в группах, педагогические мастерские. Нашли широкое применение самоанализы уроков и самооценки своей деятельности. Обмен опытом учителя осуществляют в формате открытых уроков и взаимопосещений уроков учителями начальных классов и учителями-предметниками, которым предстояло работать в формате ФГОС ООО. Кроме того, проводятся мастер-классы, открытые уроки, лекции, семинары, тренинги.

6. Методическая работа планируется на 1 год, оперативно корректируется и строится в соответствии с дорожной картой. Основные направления реализуются в таких формах, как:

- стажировочные площадки;

- ежемесячные совещания;

- педагогические мастерские;

- открытые уроки с последующим анализом;

- -трансляция опыта работы на Всероссийских, региональных, муниципальных и локальных площадках.

Мы нестандартно и результативно строим методическую работу по реализации ФГОС НОО и ООО второго поколения, опираясь на активное применение и использование ВКС-технологий.

Активно проводят ВКС-уроки в формате ФГОС НОО и ООО второго поколения учителя начальных классов Дмитриева Н.А. - победитель муниципального и регионального этапов конкурса «Учитель года», учителя высшей категории Сафонова М.Н., Звекова С.В., Русанова Е.Н., учителя - ученые, учителя русского языка и литературы Савостикова А.Б., Гурова В.Я., учитель математики высшей квалификационной категории Чихачева Л.В., учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории Зеленина Л.Г. и Позднякова О. А.

Наиболее эффективными современными образова-

тельными технологиями мы считаем ВКС-технологии. Их мы в течение нескольких лет применяем в целях освоения ФГОС НОО второго поколения, а в 2013-2014 учебном году мы проводили ВКС-уроки и в 5-х классах.

Участие в ВКС-уроках формирует навыки исследовательской деятельности пятиклассников и учащихся начальной школы, работы с цифровыми и электронными средствами, кроме того развивается речь, логическое мышление, умение спорить, оппонировать и доказывать.

Ученики очень серьезно и усиленно готовятся к ВКС-урокам, читают, анализируют, готовят выступления по русскому языку, литературе, истории, обществоз-нанию, иностранным языкам, в центре их внимания - текст, т. к. мы работаем по текстовому пространству по авторской программе нашего научного руководителя, доктора филологических наук Беднарской Л. Д. «Текстовое пространство как методология гуманитарного образования».

Отлаженная методическая работа способствует росту профессионального мастерства учителей гимназии. В нашей гимназии функционируют стажировочные площадки по внедрению ФГОС по начальным классам, русскому языку и литературе, иностранным языкам, истории и обществознанию.

Уроки для слушателей курсов ОИУУ проводили учителя начальных классов Звекова С.В., Дмитриева Н.А., Дюканова В.В., Русанова Е.Н., русского языка и литературы Савостикова А.Б., Гурова В.Я., истории и обществознания Зеленина Л.Г. и Позднякова О. А.

Учителя-предметники, работающие в 5-х классах, обеспечивают системно-деятельностный подход в обучении учащихся, вооружают пятиклассников технологиями получения - добывания знаний. Успешно используются проектные и исследовательские методики.

Наша практика показывает, что важное значение для нравственного формирования школьников имеет организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учителю и своим товарищам, так, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны самими учениками и их товарищами. Это создает благоприятную эмоциональную атмосферу в коллективе, что является одним из важнейших условий его успешного нравственного развития.

Уроки наших учителей отличаются разнообразием коллективных действий и переживаний, накоплением опыта нравственных взаимоотношений.

Наши дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой ученики соотносят свои знания с учителем, товарищами, учатся слушать и понимать своих товарищей и сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать принимать помощь. На уроках школьники вместе переживают острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от ошибок и неудач.

Учителя гимназии осмысливают, что концепция ФГОС второго поколения выстроена на принципах раз-

вивающего обучения и разработана на основе парадигмы системно-деятельностного подхода в образовании, поэтому они дают возможность ученикам усваивать не конкретные знания, а умения работать самостоятельно с объектами, добывать новые знания, овладевать универсальными учебными действиями.

Наши учителя на практике доказывают, что учитель не информатор знаний и истины, а организатор поискового процесса. Они успешно формируют способы получения детьми информации, метапредметные способы работы: навыки планирования и организации учебной деятельности, умения и навыки восприятия информации (работы с различными источниками информации, в том числе с компьютером); навыки мыслительной деятельности (осмысление материала, выделение главного, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, классификация, обобщение, дифференцирование, формирование выводов, решение задач); навыки оценки и осмысления результатов своих действий (самоконтроль и взаимоконтроль).

Формирование этих навыков и умений на уроках является основой концепции ФГОС нового поколения, так как они вписываются в структуру универсальных учебных действий.

Опытные учителя гимназии Русанова Е.Н., Гурова В.Я., Савостикова А.Б., Зеленина Л.Г., Чихачева Л.В. умело мотивируют деятельность учащихся, цели и задачи урока отражают формирование УУД, их ученики с целью актуализации и пробного учебного действия самостоятельно выполняют индивидуальные задания на применение нового знания, фиксируют возникающие затруднения, выявляют, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей, учатся рефлексировать. На этапе самостоятельной работы учителя используют групповую форму работы как средство формирования УУД.

Уроки Савостиковой А.Б. сопровождаются использованием интерактивного комплекса. Учитель истории Зеленина Л.Г. в качестве ИКТ-сопровождения использует интерактивные тесты.

Базовые образовательные технологии учителей: проблемное обучение, ИКТ, исследовательская деятельность, технология критического мышления через чтение и письмо, метапредметный подход учат детей прослеживать, а не запоминать важнейшие понятия учебного предмета.

Результаты предметных и метапредметных работ показали, что ученики 4-х классов справились в период стартовой и итоговой диагностики на базовом уровне от 80% до 96%, на повышенном от 50% до 60%, ученики 5-х классов, начавшие обучение по ФГОС ООО, в период стартовой диагностики показали разные уровни достижений: базовый - 46%, повышенный - 33%), высокий - 21%.

Учителя формируют регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия.

Учителя иностранных языков организуют групповую и парную работу с учетом индивидуальной подготовки детей.

Уроки немецкого языка учителей Бойцовой М.Н. и Ильиной С.А. отвечают требованиям ФГОС, способствуют формированию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их творческой активности, формированию гражданской позиции.

7. В гимназии эффективно функционирует система внеурочной деятельности в 5-х классах различных направлений: спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное.

Спортивно-оздоровительное: секции:

«Кикбоксинг» (тренер Филатов А.А.), «Юный футболист» (тренер Труфанов А.А.), «Тайфун» (тренер Амелехин С.В.), «ОБЖ» (преподаватель-организатор ОБЖ Рязанцев А. Д.).

Общекультурное: театральная студия «Глобус» (педагог Колесник Н.А.), клуб «Юный экскурсовод» (учитель истории Зеленина Л.Г.).

Общеинтеллектуальное: клуб «Юный информатик» (учитель информатики Русских С.Л.), литературная гостиная «В мире литературы» (учитель литературы Савостикова А.Б.), «Французский язык» (учитель иностранного языка Червонникова М.В.), «Английский язык» (учитель иностранного языка Дорофеева К.В.)

Социальное: предметно-практическая мастерская «Юные мастера» (учитель технологии Родиков В. А.)

Вместе с тем в процессе внедрения ФГОС НОО и ООО второго поколения имеются определенные проблемы: не все пятиклассники работают на этапе целе-полагания, работа на этапе рефлексии требует развития мыслительной деятельности.

При работе по формированию и развитию ИКТ-компетентностей возникают сложности.

Внедряя стандарты нового поколения, учителя русского языка и математики испытывают определенные сложности в дозировании письменной деятельности учащихся. С введением ФГОС второго поколения возрастает нагрузка не только на речемыслительную деятельность учащихся первого уровня обучения 5-х и в следующем учебном году 6-х классов, но и на их психофизическое состояние, поэтому необходимо совершенствовать здоровьесберегающие технологии.

Резюмируя изложенное, отмечу, что 2013-2014 учебный год стал важным периодом деятельности педагогического коллектива по внедрению ФГОС НОО и ООО. Накопленный опыт придаст нам новый импульс в выработке технологий освоения стандартов в новом учебном и последующих годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.