Научная статья на тему 'Новые образовательные технологии по управлению инновационными процессами в условиях введения ФГОС НОО и ООО'

Новые образовательные технологии по управлению инновационными процессами в условиях введения ФГОС НОО и ООО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ФГОС НОО И ООО / ГИМНАЗИЯ №39 (ОРЕЛ) / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / INNOVATIVE PROCESSES / FGOS NOO AND LTD COMPANY / GYMNASIUM № 39 (OREL)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иваненко И. Н.

В статье представлены новые образовательные технологии в условиях введения ФГОС НОО и ООО на примере муниципальной гимназии №39 города Орла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FOR MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROCESSES IN THE CONDITIONS OF INTRODUCTION OF FGOS NOO AND LTD COMPANY

In the article new educational technologies in the conditions of introduction of FGOS NOO and Ltd company on the example of municipal gymnasium № 39 of the city of the Orel are provided.

Текст научной работы на тему «Новые образовательные технологии по управлению инновационными процессами в условиях введения ФГОС НОО и ООО»

УДК 373.51.162

UDC 373.51.162

И.Н. ИВАНЕНКО I.N. IVANENKO

директор, муниципальная гимназия №39 (Орел) Director, Municipal gymnasium № 39 (Orel)

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО И ООО

NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FOR MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROCESSES IN THE CONDITIONS OF INTRODUCTION OF FGOS NOO AND LTD COMPANY

В статье представлены новые образовательные технологии в условиях введения ФГОС НОО и ООО на примере муниципальной гимназии №39 города Орла.

Ключевые слова: образовательные технологии, инновационные процессы, ФГОС НОО и ООО, гимназия №39 (Орел).

In the article new educational technologies in the conditions of introduction of FGOS NOO and Ltd company on the example of municipal gymnasium № 39 of the city of the Orel are provided.

Keywords: educational technologies, innovative processes, FGOS NOO and Ltd company, gymnasium № 39 (Orel).

Общеизвестно, что участие в региональной инвестиционной программе «Развитие сетевого взаимодействия и освоение формата видеоконференцсвязи как важнейший этап деятельности инновационных образовательных учреждений» тому, кто сознательно и осмысленно работает в рамках Программы «Гимназический союз России», приносит ощутимые результаты в реализации Основных образовательных программ, в освоении современных образовательных технологий по управлению инновационными процессами введения ФГОС второго поколения, в совершенствовании профессионального мастерства и инновационной компетентности учителя.

Программа «Гимназического союза России» носит инновационный характер. Новые образовательные технологии, которые мы применяем при проведении ВКС-уроков, позволяют нам управлять инновационными процессами при реализации ФГОС НОО и ООО второго поколения в системе аналитико-диагностической и прогностической работы.

ВКС-оборудование - огромная привилегия и преимущество и в то же время ответственность: имеется большая возможность приобщения к передовому опыту лучших школ страны, но и обязательство работать в инновационном режиме, управлять инновационным процессом на основе освоения новых образовательных технологий.

Седьмой год наша гимназия работает в условиях реализации ФГОС НОО и ООО второго поколения, и эта работа идет успешно. Седьмой год мы проводим уроки в формате ВКС по внедрению ФГОС второго поколения прежде всего в рамках межрегионального проекта Всероссийской национальной обра-

зовательной Программы «Гимназический союз России» «Текстовое пространство как методология гуманитарного образования».

Программа проекта направлена на обеспечение системно- деятельностного подхода к обучению, интерактивна, нацелена на интеграцию и систематизацию изучения учебного материала от начальной школы до 11 класса. Это обеспечило выстраивание сквозной вертикальной системы развития речи с начальной школы, которая в течение всех лет обучения готовит учащихся к творческим заданиям. Педагогический коллектив гимназии сумел реализовать следующие задачи проекта: создать систему современных интерактивных уроков по всем предметам школьного цикла, освоить современные образовательные технологии, обеспечивающие системно-деятельностный подход, позволяющие управлять инновационным процессом на основе научных концепций современного образования. Кроме того, представлена система уроков развития речи как методики обучения высказыванию, рассуждению в устной и письменной формах.

В 2014-2015 учебном году учителя начальных классов формировали и совершенствовали навыки сочинения-описания с элементами рассуждения по картине. Учителя применяют проектные методики и мини-исследования, организуют работу в микрогруппах и группах, парах, успешно осваивают технологии личностно-ориентированного обучения и игровые технологии.

Опыт проведения ВКС-уроков развития речи по формированию навыков написания сочинения-рассуждения с применением современных образовательных технологий накоплен и представлен учителями Русановой Е.Н.,

© И.Н. Иваненко © I.N. Ivanenko

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

Сафоновой М.Н., Звековой С.В., Дмитриевой Н.А.

Обеспечивая преемственность обучения, учителя русского языка и литературы, работающие в 5-х классах, совершенствуют заложенные в начальной школе навыки написания сочинений-описаний по картине с элементами рассуждения. Так, например, учителями Савостиковой А.Б. и Портновой Е.Н. проведен ВКС-урок по описанию картины И.И. Левитана «Золотая осень» (6 «Б» класс) и картины В.М. Васнецова «Аленушка» (5 «А» класс). Интерактивные уроки русского языка в 6-7-х классах в режиме ВКС проведены на основе анализа текста с применением исследовательских и проектных методик, личностно-ориентированных, диалоговых технологий, работы в малых группах, обсуждения сложных рисунков, бортовых журналов, стратегии зигзагов, моделирования сочинений. В методический арсенал учителей 1-4-х классов и русского языка входят: урок-деловая игра, урок-экскурсия, театральное представление.

Учителя истории и обществознания успешно освоили опыт проведения интерактивных ВКС-уроков в 5 классах, овладели приемами моделирования сочинений, составления и применения алгоритмов, в 6-х классах органично и умело используются тексты учебника, диаграммы, таблицы, персонификации, драматизации, мини-сочинения.

Учителя начальных классов умело совершенствуют универсальные учебные действия:

регулятивные: на основе таких видов деятельно -сти, как преднамеренные ошибки, поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, заучивание материала наизусть, диспут;

познавательные: действия «найди отличия» (можно задавать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего, лабиринты, упорядочивание, составление схем-опор, работа со словарями, с разного вида таблицами;

коммуникативные: составление заданий, отзыв на работу товарища, диалоговые ситуации.

В нашей гимназии накоплен опыт работы по текстовому пространству учителями математики в формате ВКС-уроков в условиях внедрения ФГОС ООО второго поколения. Учителя совершенствуют УУД, обеспечивая

метапредметность на основе работы с математическими текстами. Управляя инновационными процессами, учителя математики используют мозговые штурмы, блиц-опросы, уроки-соревнования, уроки-консилиумы.

Работа на основе анализа текста, которую мы осуществляем в образовательном пространстве гимназии на ВКС-уроках (и в учебном процессе в нашей образовательной организации), обеспечивает метапредметность обучения и достижение метапредметных результатов. Практика работы в рамках РИП позволяет нам применять современные технологии-инновации, в том числе по новым ФГОС: дифференцированное обучение, предметно-ориентированные технологии, личностно-ориентированное обучение, диалоговые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологии критического мышления, через чтение и письмо, игровые технологии.

О пользе проведения бинарных и интерактивных уроков говорилось на недавно проведенной в режиме ВКС научно-практической конференции РАНХ и ГС совместно с Фондом поддержки образования по правовому просвещению и образованию, а также медиации. Благодаря ВКС-аппаратуре и компьютерам можно слушать лекции, проводить уроки и участвовать в них, выступать на конференциях. Применение ВКС-технологий позволило школам управлять качеством образования, добиваться повышенного и высокого уровня предметных результатов в начальной школе и 5-6-х классах в условиях освоения ФГОС НОО и ООО второго поколения, добиваться высоких результатов в балльном исчислении в период итоговой аттестации.

Однако отметим, что проведение ВКС-уроков не позволяет осуществлять письменные самостоятельные работы, так как паузы невозможны, к тому же требуется серьезная подготовительная работа, что накладывает дополнительные эмоциональные и психологические нагрузки на учителя.

Конечно, необходима детальная корректировка планов работы с целью консолидированного участия в РИП гимназий Ливен и Болхова, а так же Покровского и Мезенского лицеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.