Научная статья на тему 'Роль реализации проекта «Текстовое пространство как методология гуманитарного образования» в подготовке к ГИА и освоении ФГОС НОО и ООО'

Роль реализации проекта «Текстовое пространство как методология гуманитарного образования» в подготовке к ГИА и освоении ФГОС НОО и ООО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗЬ / СЕТЕВОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТЕКСТОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATIVE ACTIVITY / VIDEO CONFERENCING / NETWORK PARTNERSHIP / TEXT SPACE / ARTS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иваненко И.Н.

В статье рассматривается модель реализации инновационной деятельности гимназии, инновационные инструменты программы (видеоконференцсвязь, сетевое партнерство), формы и методы инновационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF IMPLEMENTATION OF THE «TEXT SPACE AS METHODOLOGY OF ARTS EDUCATION» PROJECT IN PREPARATION FOR SFE AND DEVELOPMENT OF FSES NOO AND LTD COMPANY

In the article the model of realization of innovative activity of the gymnasium, innovative tools of the program (a video conferencing, network partnership), forms and methods of innovative work is considered.

Текст научной работы на тему «Роль реализации проекта «Текстовое пространство как методология гуманитарного образования» в подготовке к ГИА и освоении ФГОС НОО и ООО»

УДК 373.51.162

UDC 373.51.162

И.Н. ИВАНЕНКО

директор, муниципальная гимназия №39 (Орел) E-mail: orel_school39@maH.ru

I.N. IVANENKO

Director, Municipal gymnasium № 39 (Orel) E-mail: orel_school39@mail.ru

РОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ТЕКСТОВОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК МЕТОДОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» В ПОДГОТОВКЕ К ГИА И ОСВОЕНИИ ФГОС НОО И ООО

ROLE OF IMPLEMENTATION OF THE «TEXT SPACE AS METHODOLOGY OF ARTS EDUCATION» PROJECT IN PREPARATION FOR SFE AND DEVELOPMENT OF FSES NOO AND LTD COMPANY

В статье рассматривается модель реализации инновационной деятельности гимназии, инновационные инструменты программы (видеоконференцсвязь, сетевое партнерство), формы и методы инновационной ра-боты.

Ключевые слова: инновационная деятельность, видеоконференцсвязь, сетевое партнерство, текстовое пространство, гуманитарное образование.

In the article the model of realization of innovative activity of the gymnasium, innovative tools of the program (a video conferencing, network partnership), forms and methods of innovative work is considered.

Keywords: innovative activity, video conferencing, network partnership, text space, arts education.

В условиях модернизации и развития системы образования в муниципальной гимназии №39 г. Орла реализуется инновационная деятельность с учетом реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, направленная на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий и образовательных ресурсов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 ФЗ - 273 «Об образовании в Российской Федерации» муниципальная бюджетная гимназия №39 г. Орла консолидирует инновационный и методический потенциал образовательных организаций, входящих в состав РИП и Всероссийскую национальную образовательную программу «Гимназический союз России», являясь базовым общеобразовательным учреждением региональной инновационной площадки «Развитие сетевого взаимодействия и освоение ВКС как важнейший этап деятельности инновационного общеобразовательного учреждения», строя модель реализации инновационной деятельности исходя из ВНОП «Гимназический союз России».

Основу педагогической концепции составляет открытое образование.

Основная задача - создание методической, технологической и научно-педагогической базы для самостоятельного функционирования гимназий и лицеев в качестве образовательных ресурсных центров в различных регионах России.

• Инновационными инструментами Программы выступают: Видеоконференцсвязь как коммуникационный и технологический образовательный ресурс нового поколения.

• Сетевое партнерство образовательных учреждений, которые в формате ВКС реализуют межрегиональный проект «Текстовое пространство как методология гуманитарного образования».

Над проектом работали общеобразовательные организации, входящие в РИП, а также инновационные школы-участники ВНОП «Гимназический союз России». Партнерами являются гимназии Ливен, Болхова, Покровского, Мезенский и Ливенский лицеи, участвующие в интерактивных уроках, конференциях и семинарах, проводимых в гимназии №39. Привлеченные партнеры - активные слушатели ВКС-уроков - учителя образовательных организаций города Орла: гимназий №19, 16, лицеев №1, 4, 21, 22, 32, общеобразовательных школ № 3, 5,11,15,18,24,25,26,27,33, близлежащих школ Орловского района. В реализации проекта участвуют школы 55 регионов страны, проведено 86 ВКС-интерактивных уроков.

Обозначены следующие задачи проекта:

- создание системы современных интегрированных интерактивных уроков по всем предметам школьного цикла для всех классов;

- освоение педагогами новых научных концепций, системно-деятельной основы современного образования;

- разработка системы уроков развития речи как методики обучения сочинению-рассуждению от начальной школы до 11 класса;

- освоение новых технологий системной подготовки к итоговому экзамену по русскому языку в 9-ом классе и к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе, а также к выпускному сочинению;

© И.Н. Иваненко © I.N. Ivanenko

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (72), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 72. 2016

- освоение новых технологий и методик реализации ФГОС НОО и ООО второго поколения.

Применяются виды научно-методического сопровождения: аналитический, диагностический, мониторинговый, прогностический.

В целевую группу проекта РИП вошли: руководители образовательных организаций, зам. руководителей по УВР, руководители научно-методических кафедр ПМО учителей, учителя, педагог-психолог.

Процесс научно-методического сопровождения проекта обеспечивали следующие структуры: творческие группы, методические объединения, предметно -методические кафедры, научно-методический и педагогический советы. Информационное сопровождение работы над проектом «Текстовое пространство как методология гуманитарного образования» обеспечивалось работой сайта Фонда поддержки образования и школьным сайтом.

Организационная работа реализации проекта осуществлялась через интерактивные уроки, конференции, семинары, лекции, совещания, заседания научных обществ, круглых столов, предметных методических объединений, в работе которых приняли участие не только учителя нашей гимназии, но и всех школ-участниц РИП, имеющие ВКС-оборудование.

Коллективная деятельность школ, входящих в РИП, позволила развить системно-деятельностное интерактивное пространство, направленное на интеграцию, систематизацию изучения учебного материала на всех уровнях общего образования. Мы смогли создать вертикаль системы развития речи, которая в течение всех лет обучения способствует подготовке учащихся к творческим заданиям, предусмотренным материалами ОГЭ и ЕГЭ.

Учителя начальных классов формировали и совершенствовали навыки написания сочинения-рассуждения с элементами рассуждения по картине, применяли проектные методики и мини-исследования, работу в микрогруппах и группах, парах, успешно осваивали технологии личностно-ориентированного обучения и игровые технологии.

Опыт проведения ВКС-уроков развития речи по формированию навыков написания сочинения-рассуждения на основе алгоритмов с применением современных образовательных технологий накоплен и представлен

учителями Русановой Е.Н., Сафоновой М.Н., Звековой С.В., Дмитриевой Н.А.

Интерактивные уроки русского языка в 5-7-х классах в режиме ВКС проведены на основе анализа текста с применением исследовательских и проектных методик, личностно-ориентированных, диалоговых технологий, работы в малых группах, обсуждения сложных рисунков, бортовых журналов, стратегии зигзагов, моделирования сочинений.

В методический арсенал учителей 1-4-х классов и русского языка входят: урок-деловая игра, урок-экскурсия, театральное представление. Учителя истории и обществознания успешно освоили опыт проведения интерактивных ВКС-уроков в 5 классах.

Удалось выстроить систему уроков развития речи как методику обучения рассуждению в устной и письменной формах; разработать систему подготовки к ОГЭ по русскому языку, литературе, истории, обществозна-нию, к итоговому сочинению по литературе в 11 классе, к ЕГЭ по русскому языку, литературе, математике и другим. Проведено всего 86 интерактивных уроков. В том числе уроки Беднарской Л.Д. «Требования ЕГЭ как импульс к обучению тексту-рассуждению (часть С) по всем предметам школьного цикла», «Интенсификация подготовки к ГИА. Часть А»; уроки Савостиковой А.Б. «Подготовка к написанию сжатого изложения ГИА-9», Урок-обучение написанию сочинений в 11кл., «Система ценностей человека в кризисном 20 веке (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»)»; Гуровой В.Я. «Жанр святочного рассказа в русской и мировой литературе», «Подготовка к ГИА-9 и ЕГЭ по литературе»; Снегиревой И.С. «Тема праведничества в русской литературе (рассказы Лескова «Несмертельный Голован» и Солженицына «Матрёнин двор)» и многие другие.

Каждый проведенный интерактивный урок является определенным этапом на пути реализации проекта. Всего в ходе работы над общим проектом реализованы следующие мини-проекты: «Мой друг», «Выставка любимых книг» «Создание фотоальбома», «Сообщение для первоклассников» и другие. Одним из направлений мониторинга реализации проекта можно рассматривать итоги ГИА в 2015 году - средний балл выпускников по большинству предметов превысил средний балл по городу и региону.

№ п/п Класс Темы сочинения-рассуждения Сроки

1. ЗА Русский язык. Развитие речи. Устное сочинение-описание с элементами рассуждение по картине В.Серова «Портрет Мики Морозова». Проект «Мой друг» 29.11.2011 г. Русанова Е.Н.

2. 4Б Русский язык. Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Моя любимая книга». Проект «Выставка любимых книг» 24.01.2012 г. Сафонова М.Н.

3. 4А Русский язык. Развитие речи. Сочинение-описание с элементами рассуждения «Рассматриваем старинные фотографии» Проект «Создание фотоальбома» 12.03.2013 г. Русанова Е.Н.

4. 4В Русский язык. Развитие речи. «Учимся рассуждать. Составление текста-рассуждения с опорой на наблюдение (в виде доклада)». Проект «Сообщение для первоклассников» 24.09.2013 г. Звекова С.В.

5. 2А Русский язык. «Изменение названий предметов по числам». Проект «Наблюдаем за изменением слова» 16.01.2014 г. Сафонова М.Н.

6. 2А Русский язык. Развитие речи. Сочинение-описание с элементами рассуждения по картине Т.Мавриной «Васильки на окне». Проект «Создание картинной галереи» 14.10.2014 г. Русанова Е.Н.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

В целом работа в формате ВКС направлена на создание системы проектной деятельности, что обеспечивает инновационный характер образовательного пространства гимназии.

Объектом проекта является и процесс освоения ФГОС НОО и ООО второго поколения, которые мы реализуем, опираясь на метод проектирования, вооружение учащихся 1-4, 5-7 классов технологиями добывания (получения) знаний, формирования и совершенствования УУД.

И как результат - ученики начальной школы успешно проходят итоговую аттестацию, качество знаний учащихся 2-4 классов составляет 80%.

Два года ВКС-уроки в формате ФГОС проводят учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, математики, работающие в 5-6 классах, обеспечивая преемственность результатов, достигнутых в начальной школе. На основе дифференцированного, личностно-ориентированного, предметно-ориентированного обучения учителя формируют и совершенствуют навыки проектной и исследовательской работы. Оправдывает себя групповая и парная работа, драматизация, инсценирование, упражнения «займи позицию», мини-сочинения, викторины, коллажи.

Результатом работы над проектом «Текстовое пространство как методология гуманитарного образования» стала система ВКС-уроков, использование современных образовательных технологий, победы в творческих конкурсах различных уровней, в муниципальном, региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников. Ежегодно более 30 учащихся становятся победителями и призерами муниципального этапа, 10-15 - регионального и Всероссийского.

В 2014-2015 учебном году цели и задачи проекта «Текстовое пространство как методология гуманитарного образования» реализованы в полной мере, в результате чего мы сумели в процессе инновационной деятельности в рамках РИП выработать технологии подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, накопили опыт работы по ФГОС НОО и ООО второго поколения на основе системно-деятельностного подхода. В результате работы был создан буклет и сборник интерактивных уроков. Однако при проведении интерактивного урока учителю приходится использовать приемы и методы работы, которые должны быть «смотрибельными», что приводит к минимуму письменных работ. Тем не менее работа по текстовому пространству носит перманентный характер, и инновационная работа будет продолжена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.