Научная статья на тему 'Рынок труда области: проблемы занятости населения'

Рынок труда области: проблемы занятости населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок труда области: проблемы занятости населения»

Л.П. Шушарин

РЫНОК ТРУДА ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

2000 год характеризовался заметным оживлением экономики области. Объем промышленного производства, по данным областного комитета государственной статистики, относительно предыдущего года составил 116 %. Это самый высокий прирост в Уральском федеральном округе. Объем подрядных работ в строительстве вырос на 17,3%, грузооборот транспорта и объем услуг связи - соответственно на 8,1 и 37,2%. Рост инвестиций в основной капитал составил за год 20%.

В связи с этим на рынке труда продолжали развиваться положительные тенденции:

- росла численность занятых (101,4% к 1999 году);

- снизилась неполная занятость работников на 83 тыс. человек;

- уменьшилась по сравнению с предыдущим годом (на 24,5 п.п.) численность работников, намеченных к высвобождению (с 14774 до 9806 человек);

- выросло количество свободных рабочих мест (вакансий) в 1,4 раза;

- сократился дисбаланс между предложением и спросом рабочей силы (с 4,5 человек на одну вакансию до 2,7).

Несмотря на то, что число обратившихся в службу занятости по вопросам трудоустройства увеличилось на 13,0 % по сравнению с предыдущим годом, напряженность на рынке труда области за 2000 год снизилась в 1,7 раза, а уровень регистрируемой безработицы уменьшился с 1,1 % в декабре 1999 года до 0,9 % на декабрь 2000 года.

Численность безработных, поставленных на учет, сократилась за год с 46420 до 40005, т.е. на 6415 человек. В Кыштыме, Коркино, Пласте и Кусинском районе число безработных сократилось более чем на одну треть, а в Верхнем Уфалее -почти на две трети.

Продолжительность безработицы в среднем по области уменьшилась с 5,8 до 5,1 месяца, менее 4 месяцев она составляет в Сатке, Южноуральске, Брединском, Кизильском и Кунашакском районах. Удельный вес безработных, не имеющих работу более года, снизился в течение минувшего года с 12,5 до 9,4 %.

Уровень трудоустройства граждан, ищущих работу, повысился с 67,9 до 75,2%, в том числе безработных - с 58,8 до 60,2%. В Каслях, Копейске, Коркино, Кыштыме, Еткульском, Кизильском и Кунашакском районах уровень трудоустройства зарегистрированных безработных превышает 70%. Это хороший показатель, и он достигнут благодаря тому, что более чем на одну треть увеличилось число граждан, трудоустроенных в первые десять дней с момента регистрации, то есть до присвоения им статуса безработных.

Наряду с регистрируемой сократился уровень общей безработицы (по методике МОТ) - с 8,9 % в начале года до 8,1 % на конец года. Сегодня он самый низкий среди областей Уральского федерального округа.

В определенной мере этому способствовали активные действия службы занятости на рынке труда области, в результате которых почти все показатели программы содействия занятости населения области на 2000 год выполнены.

Трудоустроено 114,8 тыс. человек из 127,4 тысяч, обратившихся в службу занятости по вопросам трудоустройства. Безработными было признано лишь 40,0 тыс. человек, что на 13,8 % меньше, чем в 1999 году. В этом плане важнейшее значение имеет укрепление и развитие форм взаимодействия службы занятости с работодателями. За год состоялось около 400 совещаний и встреч с работодателями

и руководителями кадровых служб, в которых приняли участие 4,5 тыс. представителей предприятий и организаций. Работники территориальных отделов Департамента занятости посетили более 7,5 тыс. предприятий.

Во всех территориальных отделах совершенствовалась маркетинговая деятельность в сфере оказания услуг работодателям, во многих из них использовалась шведская технология ведения банка вакансий, успешно работала «Мастерская поиска работы».

Внедрение элементов голландской технологии способствовало приросту полученных вакансий, увеличению числа трудоустроенных граждан, и прежде всего в первые десять дней, уменьшению числа состоящих на учете безработных при одновременном увеличении обратившихся в службу занятости в поиске работы.

Работодатели постоянно привлекались к участию в ярмарках вакантных рабочих мест, Днях службы занятости и других массовых мероприятиях, проводимых службой занятости. В них приняли участие 11419 представителей работодателей и руководителей учебных заведений.

Наличие банка резерва высококвалифицированных специалистов позволило оперативно и с высоким качеством выполнять заявки работодателей. Благодаря этому банку трудоустроено 1559 человек.

Активизация информационно-издательской деятельности, разработка памяток, буклетов для работодателей и безработных, маркетинговых писем работодателям, информационных щитов, уголков службы занятости на предприятиях, содружество с местными средствами массовой информации способствовали расширению делового сотрудничества органов службы занятости с работодателями. Доля трудоустроенных при посредничестве службы занятости в общем приеме кадров на предприятиях области составила в отчетном периоде 33,7%, почти 71% вакансий заполняется в течение месяца.

Программа содействия временному трудоустройству граждан выполнена на 154,8%. В ней приняли участие 63710 человек, в том числе в общественных работах 14785 человек (104,0%). Трудоустроено 41394 несовершеннолетних (185,6%); по программе «Молодежная практика» - 1469 юношей и девушек (201,2%).

В своем Послании Федеральному Собранию Президент России призвал «раскрепостить потенциал человека, сделать его ответственным за себя, за благополучие своих близких». Именно поэтому в центре внимания нашей службы была Программа содействия развитию самозанятости и предпринимательской инициативы. В целом эта программа выполнена. В 2000 году прошли обучение по организации и развитию собственного дела 1614 человек, что на 2,2% больше, чем в 1999 году. Проконсультировано по развитию малого бизнеса 9487 человек, или на 16,1% больше. Финансовую помощь получили 1010 человек, что на одну треть превысило показатель предыдущего года, из них субсидии взяли 674 человека, рост составил 70,6%.

В различных формах оказано содействие в организации собственного дела 2399 гражданам, что составляет 122,5% к уровню 1999 года. Из них 4 человека зарегистрировали предпринимательскую деятельность с образованием юридического лица и создали дополнительно 14 рабочих мест.

Из числа открывших собственное дело - 1679 женщин (70%) и 1002 - молодежь (41,7%). Часть предпринимателей относится к социально уязвимой группе населения. Среди них 31 инвалид, 4 освобожденных из ИТУ, 17 военнослужащих и членов их семей, 5 беженцев и вынужденных переселенцев, 1 66 одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов.

Стабильные показатели в работе по развитию малого бизнеса имеют Троицкий, Златоустовский, Копейский, Чебаркульский, Еманжелинский, Агаповский, Кусинский и Увельский отделы.

Полезные комплексные услуги (обучение, консультационное сопровождение, организационную поддержку и офисные услуги) оказывало начинающим предпринимателям государственное учреждение «Бизнес--центр».

В сельской местности предпринимательскую деятельность зарегистрировал 701 человек. Департамент продолжил начатый в 1999 году в Кунашакском районе эксперимент по поддержке предпринимательской деятельности путем выделения молодняка свиней, крупного рогатого скота и птицы, а также зерна и комбикормов для их откорма в счет долга сельскохозяйственных предприятий по платежам в Государственный фонд занятости.

Областной координационный комитет содействия занятости населения в мае 2000 года одобрил кунашакский эксперимент и рекомендовал распространить его в других сельских районах. К сожалению, кроме Еткульского районного отдела, практически никто из сельских отделов Департамента ценный почин кунашакцев не поддержал.

Одним из ведущих направлений деятельности областной службы занятости является содействие трудоустройству безработных граждан самых уязвимых групп населения, доля которых в численности безработных составляет более 64%.

На протяжении последних лет Департамент разрабатывает и реализует целевые программы содействия занятости инвалидов, молодежи, в том числе несовершеннолетних и выпускников учебных заведений, женщин, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

На основании постановления губернатора области главами городов и районов были изданы постановления «О квотировании в 2000 году рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите».

В минувшем году в счет квоты трудоустроен 4781 человек, в том числе 722 инвалида; 3098 молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет, среди которых 619 несовершеннолетних граждан в возрасте до 18 лет; 513 многодетных и одиноких родителей, воспитывающих детей-инвалидов и несовершеннолетних. Определены на работу и 387 бывших военнослужащих, среди которых 47 участников вооруженных конфликтов; 178 лиц предпенсионного возраста и 343 освобожденных из мест лишения свободы.

Уровень трудоустройства инвалидов от числа обратившихся составил в 2000 году 68,4%. Активно работают по программе субсидирования занятости инвалидов городские центры занятости Магнитогорска, Миасса, Троицка, Копейска, Кыштыма, Аши.

С 1998 года результативность трудоустройства инвалидов на квотированные рабочие места повысилась почти в три раза. Доля трудоустроенных в счет квоты от общего числа трудоустроенных инвалидов составляет в настоящее время 61-62%.

Мы сделали шаг вперед еще на одном важном направлении нашей работы. Если на профессиональное обучение в 1999 году направляли каждого шестого из зарегистрированных безработных, то в минувшем году - каждого пятого. Увеличилось и число завершивших профобучение, а также трудоустроенных после обучения.

Всего в нашей области было направлено на обучение 9357 неработающих граждан, или 109,5% к программе, из них 8570 безработных (на 1166 человек больше, чем в 1999 году).

Дальнейшее развитие получило профессиональное обучение в Учебно-методическом центре и его филиалах. Из безработных, завершивших обучение в минувшем году, каждый третий прошел переподготовку в УМЦ и его филиалах.

Городскими и районными отделами Департамента регулярно проводилась работа по формированию социального заказа на профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения в соответствии с потребностями реального рынка труда.

Особое внимание уделялось профессиональному обучению социально уязвимых групп населения. Надо отметить, что 4769 безработных, обучающихся по целевым программам, были из этой категории граждан.

Челябинский городской отдел Департамента при работе с инвалидами и лицами, имеющими ограничения по состоянию здоровья, использовал возможности отделения выбора профессии, действующего при Челябинском областном центре профориентации незанятого населения и профреабилитации инвалидов. Это повышало их конкурентоспособность на рынке труда.

Было оказано содействие в опережающем профобучении 1098 высвобожденным работникам предприятий и организаций, что на 16,5% выше показателя предыдущего года. Наиболее активно работали в этом направлении Магнитогорский, Миасский, Златоустовский, Копейский, Каслинский городские, Аргаяшский и Ет-кульский районные отделы Департамента.

Продолжалась работа по внедрению в учебный процесс эффективных технологий обучения и повышения квалификации незанятого населения, позволяющих повышать их профессиональную мобильность и социальную защищенность. В этих целях использовались высокоэффективные модульные системы обучения, полнее учитывающие индивидуальные особенности клиента, степень его подготовки.

О признании положительного опыта челябинцев по одному из ведущих направлений работы службы занятости свидетельствует проведенный в минувшем году на базе нашего Департамента Всероссийский семинар-совещание по теме «Реализация программ профобучения и профреабилитации безработных граждан в новых условиях финансирования».

Таким образом, мы можем сказать, что к началу нового тысячелетия острота проблем занятости трудоспособного населения в области (как и в большинстве регионов России) снята.

Однако это не означает, что они решены в целом. По-прежнему остаются актуальными проблемы:

- занятости сельского населения. Уровень регистрируемой безработицы в сельских районах области выше на 0,3 п.п., чем в городах;

- высокой территориальной неравномерности уровня безработицы по городам и районам как области, так и России. По состоянию на 01.01.2001 года уровень регистрируемой безработицы колебался от 8,1% в Нязепетровском районе до 0,2% в Кизильском. По России - от 7,9% в Корякском АО до 0,3% в Оренбургской области;

- трудоустройства социально незащищенных на рынке труда групп населения: молодежи, инвалидов, беженцев, лиц, вернувшихся из мест заключения, и других.

В то же время на первый план по своей значимости выходят новые проблемы.

Государственные масштабы обретает проблема мотивации населения к труду. Симптом социального иждивенчества охватывает все большее число как молодых, так и взрослых. Служба занятости сегодня сталкивается с представителями уже второго поколения социальных иждивенцев.

Остановить эти тенденции возможно, только объединив усилия государственной власти, службы занятости, работодателей, общественных организаций путем разработки и осуществления целевых комплексных региональных и федеральных программ по воспитанию у молодежи потребности к труду, обеспеченных соответствующими финансовыми и материальными ресурсами. Если в ближайшие годы на государственном уровне не будут приняты необходимые меры, будет поздно.

Быстрыми темпами нарастает проблема недостатка квалифицированных кадров. Уже сегодня эта проблема ощущается как по рабочим профессиям, так и среди специалистов в большинстве отраслей народного хозяйства: машиностроении, строительстве, образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве и других.

В связи с этим перед территориальными органами Минтруда России в области занятости встали новые задачи:

во-первых, ключевой задачей ставится повсеместное внедрение современных методов профилирования безработных. Оно позволит с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем безработных с учетом их «профиля»;

во-вторых, предстоящая работа по профилированию безработных обязывает службу занятости полнее и конкретнее изучать потребности территорий, предприятий и организаций в кадрах, разрабатывать и осуществлять целевые программы профессионального обучения и переобучения граждан;

в-третьих, сегодня, когда нет возможности помочь всем безработным, ресурсы службы занятости должны быть сконцентрированы на эффективной поддержке тех, кто хочет работать, ищет работу и испытывает трудности при самостоятельном поиске работы.

Усиливается селективный подход при высвобождении рабочей силы и приеме на работу в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья в нарушение всех норм действующего законодательства.

Вместе с тем качество рабочих мест снижается: стареет физически и морально оборудование, не соблюдается режим труда, нарушаются элементарные нормы охраны труда. Медленно растет оплата труда. По данным причинам при общем недостатке рабочих мест многие вакансии длительное время остаются незаполненными.

В связи с этим считаем необходимым структурам исполнительной и законодательной власти, органам по труду, занятости, правоохранительным органам, профсоюзам более координированно, настойчиво проводить работу по предотвращению фактов дискриминации труда женщин, молодежи, инвалидов, нарушений норм охраны труда на предприятиях любой формы собственности.

При разработке программ содействия занятости на ближайшие годы служба занятости выделила вышеназванные проблемы в число приоритетных. Но усилий одной этой службы мало. Тем более в новых условиях финансирования этих программ. Для решения отмеченных проблем нужна государственная федеральная программа, которая бы объединила усилия административных органов, объединений предпринимателей, учебных заведений, широких слоев общественности и службы занятости.

Т.Ф.Аносова, Е.Е.Субботина ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К МАЛОМУ БИЗНЕСУ

Одним из слабых мест Российской Федерации является широкий масштаб теневой экономики. В настоящее время теневой капитал достиг критических размеров - до 50% ВВП (и более 30 млн человек экономически активного населения). Теневая экономика вобрала в себя огромные капиталы: у населения РФ находится от 20 до 60 млрд долл., а за границу за годы реформы ушло от 120 до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.