Научная статья на тему 'Оценка эффективности и направления совершенствования инфраструктуры рынка труда Уральского федерального округа'

Оценка эффективности и направления совершенствования инфраструктуры рынка труда Уральского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сарабский Александр Авдеевич, Руднева Лариса Николаевна

Представлена методика комплексной оценки эффективности функционирования инфраструктуры рынка труда региона, на основе которой применительно к УрФО исследована динамика системы обобщающих и частных показателей. Предложены направления совершенствования инфраструктуры рынка труда рассматриваемого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности и направления совершенствования инфраструктуры рынка труда Уральского федерального округа»

Александр Авдеевич Сарабский

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического

Лариса Николаевна Руднева

Кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой организации

производства и внешнеэкономической

деятельности Тюменского государственного нефтегазового университета

Оценка эффективности и направления совершенствования инфраструктуры рынка труда Уральского федерального округа

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает создание эффективных производственно-хозяйственных механизмов экономического развития. Первостепенное значение при этом приобретают исследование и анализ процессов, происходящих в социально-трудовой сфере. Речь в данном случае идет об организации систематического изучения этой сферы как в целом по России, так и по важнейшим регионам, о выявлении на этой основе главных тенденций и проблем, требующих безотлагательного решения, и, наконец, об определении приоритетных направлений развития социально-экономических факторов эффективной политики занятости.

Сложность выявления приоритетных направлений политики занятости в промышленно развитых регионах связана с рядом особенностей. Во-первых, в минувшие годы в общественном мнении трудящихся были ликвидированы

установки, мотивирующие занятость в условиях формирующегося рынка труда. Регионы переживают период структурной и местной безработицы, особенно тревожной на фоне традиционной для общества низкой мобильности трудовых ресурсов, психологического неприятия безработицы, стагнации, задействованной в народном хозяйстве системы рабочих мест при фактическом инвестиционном кризисе.

Во-вторых, практически повсеместно характерным стал низкий уровень естественного прироста населения. Регионы вступили в период депопуляции, причем низкий уровень жизни сочетается с низким уровнем рождаемости населения.

В-третьих, анализ ситуации с занятостью в некоторых промышленно развитых регионах свидетельствует об отсутствии селективной политики, направленной на стимулирование перспективных производств, свертывание и реорганизацию неэффективных предприятий, поддержку позитивных структурных изменений в экономике. Здесь следует отметить особенность, присущую практически всем регионам, а именно: низкий уровень заработной платы в промышленности в целом и особенно на предприятиях ВПК в настоящее время двойственным образом негативно влияет на занятость: с одной стороны, это резко усилило переток работников в сырьевые отрасли, а также в производства с преобладанием малоквалифицированного труда, где заработная плата, как правило, выше средней, что усложнило и без того нерациональную отраслевую и профессионально-квалификационную структуру занятых, а с другой - привело к деформации потребительского бюджета, снижению уровня жизни, сокращению рождаемости и увеличению смертности населения.

Решение основных задач политики занятости предполагает поиск новых механизмов их реализации. Связано это с тем, что традиционная технология трудоустройства не позволяет районным центрам занятости решать целый ряд проблем местного рынка труда. Так, районным центрам занятости не всегда удается учесть и привлечь к сотрудничеству всех безработных региона - в силу ряда причин у населения сложилось убеждение, что служба занятости не может предложить хороших вакансий. Поэтому определенная часть квалифицированных работников решает проблему трудоустройства самостоятельно, а многие работодатели предпочитают не давать центрам занятости информацию о хороших вакансиях. До сих пор остается мало разработанной проблема скрытой безработицы; несовершенна методика ее расчета, что приводит к недооценке и недоучету значительного контингента активных субъектов рынка труда, решающих вопросы трудоустройства вне службы занятости. Без научно обоснованной методологии оценки скрытой безработицы на любом региональном уровне не удастся решить проблему перераспределения квалифицированных трудовых ресурсов, а службам занятости - взять под контроль и создать механизм их перераспределения с минимальными издержками для всех субъектов этого процесса. Разработка

эффективного механизма учета

и оценки скрытой безработицы позволит избежать социального катаклизма, именуемого обильной безработицей.

Одно из условий эффективного функционирования рынка труда -наличие инфраструктуры, соответствующей объективным условиям развития страны и ее регионов.

Под инфраструктурой рынка труда (ИРТ) понимается система организаций и институтов, действующая на основе совокупности правовых, организационно-экономических и информационных условий, обеспечивающая реализацию функций данного рынка - организацию взаимодействия его субъектов, решение вопросов занятости населения, осуществление социальной поддержки безработных граждан и т.п.

По признаку функционального назначения в инфраструктуре рынка труда региона мы выделяем несколько подсистем (трудового посредничества, профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, социальнопсихологической поддержки, финансов, маркетинга, информации) и нормативно-правовую основу.

Для обоснования необходимости и направлений совершенствования инфраструктуры рынка труда региона необходимо произвести оценку эффективности ее функционирования с использованием системы обобщающих и частных показателей.

В качестве обобщающих мы предлагаем использовать такие показатели, как:

1. Социальная эффективность (СЭ) функционирования

ИРТ:

Ч

СЭ=ф (1)

о

где Чт - число трудоустроенных при содействии служб занятости, чел.;

Чо - число обратившихся в службы занятости по вопросу трудоустройства, чел.

2. Экономическая эффективность (ЭЭ)

функционирования ИРТ. Данный показатель предлагается определять в двух вариантах:

а) по социальной эффективности:

СЭ

ЭЭсэ =--------, (2)

СЭ РФГСЗН ^ '

где РФГСЗН - расходы бюджета территориальных

отделений Федеральной государственной службы занятости населения, р.;

б) по числу трудоустроенных при содействии служб занятости (ЭЭт):

Ч

ЭЭт =----т—. (3)

т РФГСЗН

Эффективность функционирования региональной ИРТ зависит от деятельности составляющих подсистем, каждая из которых вносит свой вклад в достижение результата. Обобщающие показатели не позволяют охарактеризовать отдачу составляющих ИРТ, выделить в ней сильные и слабые звенья и на этой основе определить направления развития. Для этой цели нами предлагается методика комплексной оценки эффективности функционирования региональной ИРТ, в основу которой положен подход, предложенный А. Егоршиным [2].

Использование данной методики предполагает следующие этапы:

1. Определение перечня частных показателей эффективности подсистем ИРТ, оказывающих влияние на результаты ее функционирования.

2. Выбор математической функции стимулирования, отражающей желаемое направление изменения отобранных показателей.

3. Соизмерение показателей различных подсистем инфраструктуры рынка труда с помощью весовых коэффициентов.

4. Расчет комплексного показателя эффективности функционирования инфраструктуры рынка труда.

Для комплексной оценки мы предлагаем ограничиться учетом деятельности подсистем трудового посредничества, профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, социально-психологической поддержки и финансов как наиболее развитых из общего числа выделенных подсистем в составе инфраструктуры рынка труда.

С целью определения набора частных показателей эффективности указанных подсистем нами был проведен анализ исследований по данной проблеме, который показал, что основным объектом оценки является

подсистема трудового посредничества, тогда как остальные подсистемы ИРТ не нашли в литературе должного отражения.

Д. Хлебович [4] для оценки подсистемы трудового посредничества предлагает использовать следующие показатели: процент трудоустроенных из числа ищущих работу; средняя продолжительность ожидания подходящей работы; удельный вес длительно безработных; уровень предотвращенной безработицы; эффект, возникающий у участника экономического процесса, пользующегося услугами различных объектов инфраструктуры трудового посредничества; интерес потребителей к услугам, оказываемым инфраструктурой трудового посредничества; привлекательность различных каналов найма.

О. Варфоломеева [1] предлагает дополнительно использовать показатели, характеризующие эффективность работы служб трудоустройства, в числе которых: доля трудоустроенных граждан, обратившихся в службу занятости, в числе занятых в экономике; доля трудоустроенных при содействии службы занятости граждан, обратившихся за помощью, в числе принятых на работу в отраслях экономики; доля предприятий, представивших вакансии в службу занятости, в общем числе предприятий; доля зарегистрированных в службе занятости безработных в числе незанятых из экономически активного населения и др.

На основе анализа целесообразности применения предложенных в специальной литературе показателей и возможностей официальной статистики нами предлагается система частных показателей, характеризующих и оценивающих эффективность функционирования следующих подсистем: трудового посредничества, профориентации и профессиональной подготовки, социально-психологической поддержки и финансов (табл. 1).

Таблица 1

Система показателей комплексной оценки эффективности функционирования инфраструктуры регионального рынка труда

Обобщающие показатели

Экономическая эффективность

Социальная эффективность по социальной эффективности по числу трудоустроенных при содействии служб занятости

Частные показатели эффективности функционирования подсистем

инфраструктуры рынка труда

I. Подсистема трудового посредничества

1. Число граждан, обратившихся в службы занятости по вопросу трудоустройства, чел.

2. Доля трудоустроенных службами занятости в числе обратившихся, %.

3. Доля трудоустроенных при содействии служб занятости в числе принятых на работу в

отраслях экономики, %.

4. Удельный вес длительно безработных, %.

5. Средняя продолжительность безработицы, мес.

6. Число вакансий, приходящихся на одного зарегистрированного безработного. II. Подсистема профессиональной ориентации и профессиональной подготовки

1. Доля лиц, получивших услуги по профессиональной ориентации, в общем числе обратившихся в службы занятости по вопросу трудоустройства, %.

2. Доля лиц, получивших работу, из числа закончивших профессиональное обучение, организованное службами занятости, %.

3. Доля граждан, которым оказано содействие в самозанятости, в общем числе обратившихся

в службы занятости по вопросу трудоустройства, % .______________________________________

___________________III. Подсистема социально-психологической поддержки__________________

1. Доля лиц, получивших материальную поддержку, в общем числе безработных, %.

2. Доля граждан, участвующих в мероприятиях по социальной адаптации, в общем числе зарегистрированных безработных, %.

3. Число трудоустроенных подростков, чел.

4. Доля граждан, принявших участие в общественных работах, в общем числе обратившихся в службы занятости по вопросу трудоустройства, %.

5. Число трудоустроенных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, чел.___________

________________________________IV. Финансовая подсистема_______________________________

1. Доля расходов по активным направлениям программы содействия занятости в общих расходах ФГСЗН, %.

2. Расходы на профессиональное обучение в расчете на одного официально зарегистрированного безработного, р.

3. Расходы на профессиональную ориентацию в расчете на одного незанятого из числа экономически активного населения, р.

4. Расходы ФГСЗН на социальную поддержку безработных граждан в расчете на одного безработного, р.

5. Расходы по организации общественных работ в расчете на одного принявшего в них участие, р.

По каждому показателю рассчитывается изменение его фактического значения по сравнению с базисной величиной:

Пф

Х = —^ х 100, (4)

г пб

где Х - изменение /-го частного показателя в отчетном периоде, %;

пф - значение /-го частного показателя в отчетном периоде, нат. ед.; пб - то же в базисном периоде, нат. ед.

Полученное численное значение Х/ характеризует степень изменения частного показателя, но не отражает направление данного изменения. Для учета последнего предлагается определить скорректированные значения частных показателей на основе введения функции стимулирования их изменений в желательном направлении:

У = Д (X), (5)

где У, - значение скорректированного /-го частного

показателя, %;

ДХ) - математическая функция стимулирования

изменения /-го частного показателя в

желательном направлении.

В нашем случае предлагается использовать две функции стимулирования:

а) стимулирование по «линейной восходящей» (У = Х), когда поощряется увеличение частного показателя;

б) стимулирование по «линейной нисходящей» (У = 200 - Х), когда желательно уменьшить величину частного показателя.

Для соизмерения частных показателей нами введены весовые коэффициенты В', определяемые экспертным путем на основе ранжирования показателей и присвоения им удельных весов в долях единицы.

С учетом изложенного частные показатели эффективности подсистем ИРТ для целей комплексной оценки рассчитываются по формуле

П = У/ х В/, (6)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Пк - значение /-го частного показателя, рассчитанное для целей комплексной оценки, баллы;

В/ - весовой коэффициент /-го частного показателя.

Комплексный показатель эффективности функционирования инфраструктуры рынка труда Пк определяется суммой значений пк:

П- =£ пк, (7)

/ =1

где п - число частных показателей.

Оценка эффективности функционирования региональной ИРТ зависит от численного значения комплексного показателя: при показателе менее 95 баллов эффективность признается низкой; в диапазоне от 95 до 100 баллов -

удовлетворительной; от 100 до 105 баллов - достаточно высокой; более 105

баллов - высокой.

По приведенной методике нами оценивается эффективность функционирования инфраструктуры рынка труда Уральского федерального округа. Обобщающие показатели эффективности ИРТ нашего региона приведены далее (табл. 2).

Показатель 2001 2002 2203

Социальная эффективность (СЭ) Экономическая эффективность: по социальной эффективности (ЭЭсэ), ед. социальной эффективности/млрд р. по числу трудоустроенных при содействии служб занятости (ЭЭт), чел./млн р. 0,750 1,055 584,0 0,714 0,751 426,5 0,731 0,662 337,5

В 2001-2003 гг. социальная эффективность функционирования ИРТ снизилась на 2,5% вследствие уменьшения удельного веса граждан, трудоустроенных при содействии служб занятости, в общем числе обратившихся в данные службы по вопросу трудоустройства.

Показатель экономической эффективности, рассчитанный по социальной эффективности, имеет тенденцию снижения (за указанный период на 37,2%), что свидетельствует о повышении цены единицы социальной эффективности ИРТ, а значит, о снижении экономической эффективности ее функционирования. Показатель экономической эффективности, рассчитанный по числу граждан, трудоустроенных при содействии посредников на рынке труда, снизился за исследуемый период на 35,3%, что свидетельствует о снижении результативности функционирования региональной ИРТ.

В целом динамика обобщающих показателей позволяет сделать вывод о снижении социальной и экономической эффективности функционирования инфраструктуры рынка труда Уральского федерального округа.

Комплексная оценка эффективности функционирования ИРТ региона показала, что среди частных показателей подсистемы трудового посредничества позитивную тенденцию изменения имеет только один - число граждан, обратившихся в службы занятости по вопросу трудоустройства (за период 2001-2003 гг. его рост составил 3,1%).

В качестве нежелательной тенденции можно отметить снижение числа вакансий, заявленных работодателями в службы занятости, в расчете на одного зарегистрированного безработного (на 39,8%).

Среди частных показателей подсистемы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки отмечается снижение на 5,4% доли лиц, получивших услуги по профориентации, в общем числе обратившихся в службу занятости по вопросу трудоустройства при одновременном

увеличении доли лиц, получивших работу, из числа закончивших профессиональное обучение, организованное службами занятости (на 4,4%); на том же уровне остается доля граждан, которым оказано содействие в самозанятости, в общем числе обратившихся в службы занятости по вопросу трудоустройства.

Из числа показателей, характеризующих эффективность функционирования подсистемы социально-психологической поддержки, положительную тенденцию роста имеют следующие: доля лиц, получивших материальную поддержку, в общем числе безработных (на 8,8%); число трудоустроенных подростков (на 13,8%) и граждан, особо нуждающихся в социальной защите (на 22,7%). Вместе с тем снизились такие показатели, как доля граждан, участвующих в мероприятиях по социальной адаптации, в общем числе зарегистрированных безработных (на 15,7%); доля граждан, принявших участие в общественных работах, в общем числе обратившихся в службы занятости по вопросу трудоустройства (на 32,1%).

К числу частных показателей подсистемы финансов, изменяющихся в желательном направлении, можно отнести долю расходов по активным направлениям программы содействия занятости в общих расходах ФГСЗН, которая за исследуемый период увеличилась на 15,9%, и величину расходов по организации общественных работ (на 84,1%). Остальные показатели имеют ярко выраженную тенденцию снижения. Так, расходы на профессиональное обучение в расчете на одного зарегистрированного безработного уменьшились на 34,4%; на профессиональную ориентацию в расчете на одного незанятого из числа экономически активного населения - на 57,7%; на социальную поддержку безработных граждан в расчете на одного безработного - на 22,0%.

Если в 2002 г. значение комплексного показателя составляло 91,51 балла, что свидетельствует о низкой эффективности функционирования инфраструктуры рынка труда региона, то в 2003 г. этот показатель повысился на 2,85 и составил 94,36 балла. Тем не менее эффективность функционирования ИРТ можно по-прежнему интерпретировать как низкую.

Влияние отдельных подсистем инфраструктуры рынка труда Уральского федерального округа на эффективность ее функционирования показано ниже (табл. 3).

Эффективность функционирования

Название подсистемы 2002 2003 Изменение: «+» (рост), «-» (снижение)

Трудового посредничества Профессиональной ориентации и профессиональной 45,03 42,87 -2,16

подготовки 12,96 14,95 +1,99

Социально-психологической поддержки 15,03 14,92 -0,11

Финансов 18,49 21,62 +3,13

Инфраструктура в целом 91,51 94,36 +2,85

В 2003 г. на снижение результативности функционирования ИРТ в большей степени повлияла подсистема трудового посредничества. В связи с этим основные усилия посредников на рынке труда области должны быть направлены на взаимодействие с работодателями с целью увеличения количества и повышения качества предоставляемых ими вакансий.

Положительно на результативность функционирования ИРТ региона повлияла подсистема профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Снижение эффективности функционирования подсистемы социально-психологической поддержки обусловило снижение комплексного показателя на 0,11 балла. Основным фактором, обусловившим данное снижение, является уменьшение числа граждан, и прежде всего безработных, участвующих в общественных работах.

Важно отметить, что среди показателей подсистемы финансов, внесших наибольший положительный вклад в динамику эффективности функционирования ИРТ, особо выделяются показатели существенного снижения расходов на профориентацию и профобучение при одновременном росте расходов на реализацию активных мероприятий по содействию занятости. Учитывая возросшую результативность профессионального обучения, выражающуюся в увеличении в общем числе обучившихся доли лиц, получивших работу, и важность профориентационной работы среди безработных, представляется целесообразным увеличение объема финансирования по указанным статьям за счет привлечения дополнительных источников.

Результаты комплексной оценки, а также выполненного нами исследования особенностей современного состояния инфраструктуры рынка труда Уральского федерального округа позволили определить направления ее дальнейшего совершенствования (табл. 4).

Направление

1. Повышение степени взаимодействия служб занятости с работодателями

Г оризонтальная и вертикальная интеграция элементов регионального и первичного уровней инфраструктуры рынка труда.

Создание регионального образовательного комплекса_____________________________

2. Совершенствование технологий работы государственных служб занятости

Обеспечение координации между подбором работы и выплатой пособий; между посредничеством в поиске работы и активными программами профессиональной подготовки; между подразделениями, занятыми выплатой пособий, и подразделениями, направляющими безработных на участие в активных программах.

Применение политики активного вмешательства в течение периода безработицы с целью сокращения ее продолжительности.

Профилирование безработных граждан с целью выявления из их числа тех, кто может стать длительно безработным______________________________________________________

3. Создание специализированных структур содействия трудоустройству наименее защищенных на рынке труда групп населения

Создание при профессиональных учебных заведениях специальных отделов по трудоустройству выпускников.

Создание агентств, специализирующихся на работе с трудовыми мигрантами и другими специфическими сегментами рынка труда (женщины, инвалиды, бывшие военные и т.п.)_

4. Совершенствование трудового законодательства

Создание правовых основ для эффективного партнерства субъектов рынка труда; законодательное определение основ регулирования спроса на труд, включая определение критериев отбора персонала и ответственность работодателя за их соблюдение.

Создание правовых норм регулирования деятельности негосударственных организаций содействия занятости и подбора персонала_________________________________________

5. Развитие сети альтернативных (негосударственных) служб трудоустройства

Создание частных агентств по временному трудоустройству и трудоустройству высвобождаемых работников________________________________________________________

6. Совершенствование порядка финансирования государственных служб занятости

Учет специфики субъектов Федерации при определении нормативов финансирования по статьям расходов ГСЗН.

Создание гибкого механизма перераспределения средств по статьям расходов при изменении ситуации на рынке труда________________________________________________

7. Увеличение объема финансирования работ по профессиональной ориентации и

профессиональной подготовке безработных за счет привлечения дополнительных источников_______________________________________________________________________

Литература

1. Варфоломеева О. Становление инфраструктуры рынка

труда в переходной экономике (на примере Санкт-

Петербурга): Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2001.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород: НИМБ, 1997.

3. Тонких Н.В. Формирование и развитие информационных потоков на рынке труда: Автореф. дис. . канд. экон. наук. Екатеринбург, 2004.

4. Хлебович Д.И. Формирование и совершенствование инфраструктуры трудового посредничества в регионе. Иркутск, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.