3. Income tax Rates. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.citizensadvice.org.uk/tax/income-tax-how-much-should-you-pay/income-tax-rates/ (дата обращения: 12.05.2016).
4. Le Conseil federal. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/19900329/index.html#id-2-1-1/ (дата обращения: 18.05.2016).
5. Журавлева Л. В. Анализ зарубежной практики социальной поддержки семей с детьми в странах ОЭСР // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 16 (58). С. 51-55.
6. Кораблева О. В. Использование принципов семейного налогообложения при налогообложении доходов физических лиц в зарубежных странах // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 26 (68). С. 44-49.
7. Трубин В. В., Буранкова М. А., Журавлева Л. В., Кораблева О. В. Научный доклад Анализ правовых механизмов предоставления мер социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации: Научный доклад. Под редакцией В. В. Трубина // Научно-исследовательский финансовый институт. Москва, 2015.
8. Кораблева О. В. Систематизация терминологии, используемой в области социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 13 (55). С. 63-69.
9. Обзор налоговой системы Швейцарии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.58corporation.com/ru/images/panoramica_sistema_fiscale_ru.pdf/ (дата обращения: 15.05.2016).
10. Tax Rates Around the World 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.worldwide-tax.com/ (дата обращения: 16.05.2016).
11. Буранкова М. А. Налоговый кредит как инструмент социальной поддержки населения в странах ОЭСР и ЕС // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 26 (68). С. 52-60.
12. Income tax Rates and personal allowances. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gov.uk/government/publications/rates-and-allowances-income-tax/income-tax-rates-and-allowances-current-and-past/ (дата обращения: 15.05.2016).
13. Малинина Т. А. Инвестиционные налоговые вычеты для физических лиц в контексте сокращения налоговых льгот // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал, 2016. № 4 (32).
The problem of unemployment and the vacancy structure in the Republic of North Osetia-Alania Seliverstova O. Проблемы безработицы и структура вакансий в Республике Северная Осетия-Алания Селиверстова О. Ф.
Селиверстова Ольга Федоровна /Seliverstova Olga — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Центр методологии бухгалтерского учета Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов России, г. Москва
Аннотация: проведен анализ занятости граждан в одной из республик Северо -Кавказского федерального округа, выявлено несоответствие спроса и предложения рабочей силы, несоответствие профессионально-квалификационной структуры безработных граждан предлагаемым вакансиям; а также значительная дифференциация сельских и городских рынков труда. Предложены возможные пути решения проблемы создания дополнительных рабочих мест.
Abstract: the analysis of the employment of citizens in one of the republics of the North Caucasus Federal district, revealed a mismatch between demand and supply of labour, the discrepancy between the professionally qualified structure of unemployed citizens offer vacancies; and significant
differentiation of rural and urban labor markets. Proposed possible solutions to the problem of creating additional job.
Ключевые слова: безработица, занятость населения, региональный рынок труда, структура вакансий, трудоустройство.
Keywords: unemployment, employment, regional labor market, structure of vacancies, job placement.
УДК 331.526
Вопросы занятости населения в Северо-Кавказском федеральном округе остаются актуальными на протяжении нескольких десятилетий, округ имеет самый высокий уровень безработицы по сравнению с другими регионами Российской Федерации (около 12%), однако среди регионов округа Республика Северная Осетия-Алания сохраняет довольно низкий уровень безработицы. По данным опубликованного отчета Комитета Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения, в целом за 2015 год численность экономически активного населения республики в среднегодовом исчислении составила 329 тыс. чел. Уровень общей безработицы составил 9,3% [1, 2].
Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в течение всего 2015 года, составила 26852 чел. (сравнивая с 23998 чел. в 2014 году, можно отметить рост этого показателя в целом на 11,9%).
В течение 2015 г. официально зарегистрировано в качестве безработных 16641 чел., что составило 62,0% от численности обратившихся в поиске подходящей работы (в 2014 году -72,7%). Из них наибольшую долю составили женщины (63,3%); молодежь в возрасте от 16 до 29 лет составила 37,6%; инвалиды 7,8%. Надо отметить также, что 47,7% граждан, официально признанных безработными, составили жители сельской местности.
Из общего числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы трудоустроились в течение года 10339 чел. (в 2014 году их было 6253 чел.). Численность безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости на 01.01.2016 г., составила 8095 чел.
Статистика показывает, что в течение 2015 года каких-либо существенных изменений в численности безработных в республике не произошло [3] (таблица 1).
Таблица 1. Динамика численности не занятых трудовой деятельностью граждан, в том числе состоящих на учете в органах занятости, в 2015 году
Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, человек Из них безработных
человек % к предыдущему периоду
I квартал (в среднем за месяц) 9759 9353 109,8
2 квартал (в среднем за месяц) 8849 8557 91,5
3 квартал (в среднем за месяц) 8849 8247 96,4
4 квартал (в среднем за месяц) 8331 8035 97,4
Источник: составлено автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия-Алания.
По данным отчета за 2015 год Комитета Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения, отмечается сокращение потребности предприятий в работниках, обостряется проблема с недостаточностью вакантных мест - на 01.07.2015 г. заявленная работодателями потребность в работниках составила 1060 рабочих мест, т. е. в среднем около 8 человек на одну вакансию.
На 31 декабря 2015 года в банке данных службы занятости имелось 646 вакансий (без учета временных), что на 74% меньше, чем количество вакансий в конце 2014 года (2492 вакансии). Коэффициент напряженности на рынке труда в конце 2015 года составил 10,8 ед. [4].
Заметно уменьшился и размер средней заработной платы по представленным вакансиям -8645 руб., тогда как в конце 2014 года он составлял 9653 руб. (данные отчета «О ситуации на регистрируемом рынке труда РСО-Алания в 2015 году и реализации Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Содействие занятости населения Республики Северная Осетия-Алания» на 2014-2018 годы») [4].
В официальных статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия-Алания имеются сведения об уровне средней заработной платы отдельных категорий работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности за январь-июнь 2015 года в целом по республике и в ее столице (таблица 2).
Таблица 2. Уровень средней заработной платы отдельных категорий работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности РСО-А
№ Категории работников Размер средней заработной платы в 2015 году по РСО-А, руб- Размер средней заработной платы в 2015 году по г. Владикавказу, руб.
1 Социальные работники 11526,5 11827,1
2 Средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) 17372 17019,7
3 Работники учреждений культуры 11434,4 12249,4
4 Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования 28077,3 28077,3
5 преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования 21122,5 19881,9
6 Педагогические работники учреждений дополнительного образования детей 20466,8 22374,4
7 Педагогические работники образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей 21611,9 22790,3
8 Педагогические работники образовательных учреждений общего образования 23225,7 24506,4
9 Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений 19174,2 19055,9
10 Научные сотрудники 24698,2 25691,9
Младший медицинский персонал (обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) 12295,8 12951,3
11 Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование 27490,6 26516,5
Источник: составлено автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия-Алания.
Как видно из приведенных данных, в столице средняя заработная плата, как правило, несколько выше, чем средняя по республике, однако по отдельным категориям работников есть исключения. Например, средний медицинский (фармацевтический) персонал в Алагирском муниципальном районе получал в среднем в 2015 году 18335,3 руб., а в Пригородном муниципальном районе 21060,8 руб.; в этом же районе средняя зарплата педагогов дошкольного образования составила 20630,7 руб., что несколько ниже зарплаты во Владикавказе. Врачи в этом районе имели среднюю зарплату также выше средней по республике (32528,6 руб.)
Однако, заметно, что приведенный выше размер средней заработной платы по представленным на конец 2015 года вакансиям (8645 руб.) значительно меньше среднего по республике (20995,3 руб.) [3].
Учитывая специфику региона, нельзя не отметить существенную дифференциацию сельских и городских рынков труда. Например, более половины рабочих мест (60%) предлагали работодатели Владикавказа, где сосредоточена большая часть предприятий и организаций, в то же время в отдаленных и труднодоступных сельскохозяйственных районах нет и десятой доли этого количества свободных рабочих мест. Вследствие этого значительно возрастает продолжительность периода безработицы, растет показатель коэффициента напряженности на рынке рабочей силы (например, по районам республики: Правобережный район - 29,5 ед., Кировский район - 36,4 ед., Алагирский район - 54,5 ед., Ардонский район - 58,7 ед.)
Мониторинг высвобождения работников организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников в течение 2015 года показал, что 140 предприятий республики заявили об увольнении работников в связи с ликвидацией, приостановке производства, сокращением штатов, а также о введении режима неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели. Численность уволенных работников составила 1324 чел., из которых 218 чел. обратились в органы службы занятости. В начале 2016 года 23 предприятия республики подали информацию об угрозе увольнения еще около 400 человек.
Снижению напряженности на рынке труда в отдельных районах способствует временное трудоустройство безработных граждан. По данным Комитета Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения, который осуществляет свою деятельность в рамках государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Содействие занятости населения Республики Северная Осетия-Алания» на 2014-2018 годы», из трудоустроенных в 2015 году 10339 чел. на временную работу приняты 8541 чел. (при этом на постоянную работу - 1798 чел.) [5]. Причем, из числа трудоустроенных на постоянную работу на специально оборудованные (оснащенные) рабочие места были устроены 102 инвалида, а также 6 человек из числа многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
Проблема с молодежной безработицей стоит очень остро: профессиональное бездействие может привести к обострению межэтнических взаимоотношений, к росту уровня преступности, наркомании и алкоголизма у молодежи. Для снижения подобных рисков наибольшее количество временных рабочих мест получили несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время - 6349 чел. Приоритет при временном трудоустройстве был отдан подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации и относящихся к группе риска. Например, в первом полугодии к участию в трудовых отрядах было привлечено 1034 чел. или более 25% от общего числа подростков, приступивших к работам, из них: 64 чел. составили сироты и подростки, оставшиеся без попечения родителей; около 100 чел. из семей безработных граждан; 868 чел. из многодетных неполных семей. При этом размер материальной поддержки составил 1275 руб., средний период участия в общественных работах составил 1 месяц.
Из числа временных рабочих мест на общественные работы было трудоустроено 1545 чел. Основные виды общественных работ на республиканском рынке труда - благоустройство и уборка территорий. Из числа безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, на временные работы было трудоустроено 228 чел.: многодетные и одинокие родители (30,3%), инвалиды (63,6%) и граждане предпенсионного возраста (6,1%).
В этом же количестве временно трудоустроенных была учтена стажировка выпускников профессионального образования (424 чел.), а также 18 выпускников учреждений начального и среднего профобразования в возрасте от 18 до 20 лет, впервые ищущих работу.
Из прошедших стажировку на предприятиях и в организациях республики, доля выпускников с высшим образованием составила 58,8% - юристов, экономистов, врачей, социальных работников, программистов, социологов, психологов, журналистов, менеджеров и др. Заработная плата на каждого стажера составляла не более 5965 руб. в месяц (средний размер минимального размера оплаты труда в РСО-А за рассматриваемый период).
Перечень основных должностей, на которые временно трудоустраивались безработные выпускники учреждений начального и среднего профобразования в возрасте от 18 до 20 лет, впервые ищущие работу: документовед, помощник архитектора, бухгалтер, помощник юриста, оператор ЭВМ, специалист по налогообложению, автомеханик.
Проблема трудоустройства безработных граждан в республике осложняется несоответствием спроса и предложения рабочей силы, а также несоответствием профессионально-квалификационной структуры безработных граждан предлагаемым
вакансиям. В структуре вакансий преобладает спрос на рабочие профессии (63% от общего количества вакансий), не требующие высокого образовательного уровня, тогда как доля безработных, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, в целом составила в 2015 году 56%. В 2015 году на профессиональное обучение было направлено 1020 безработных граждан, что составило 97% от общего числа направленных на профобучение граждан (средняя стоимость профобучения одного безработного гражданина в 1 полугодии 2015 года составила около 12,0 руб.).
Надо отметить также, что не все работодатели ежемесячно информируют органы службы занятости о наличии вакантных рабочих мест, что ведет к искажению реальной ситуации на рынке труда. Одной из форм взаимодействия рынка вакансий и рынка рабочей силы является организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. В 2015 году было проведено 68 ярмарок вакансий, в которых приняли участие 113 работодателей, предоставившие более 2500 вакансий. В результате работы ярмарок было трудоустроено около 300 чел., в том числе на постоянную работу 45 граждан.
В рамках работы по содействию самозанятости за полгода получили государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя 5 граждан, из них один инвалид, и четверо из числа стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва [2].
Достаточно внимания в республике уделяется вопросам трудоустройства инвалидов. Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25.07.2014 г. № 249 установлена квота по трудоустройству инвалидов и несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Квота установлена на 436 предприятиях и организациях республики, где должно быть создано 164 рабочих места для инвалидов и 1008 рабочих мест для несовершеннолетних граждан. Численность работающих инвалидов в организациях, которым установлена квота, составила 2300 чел., а работающих несовершеннолетних - 223 чел. [6].
Однако квоты по трудоустройству инвалидов и несовершеннолетних граждан зачастую оказываются невыполненными. Например, в первом полугодии 2015 года не выполнили квоту для приема инвалидов и несовершеннолетних граждан 25 организаций, сославшись на тяжелые условия труда; 4 организации предоставили информацию о невозможности выполнения квоты по причине временной приостановки производственной деятельности или ликвидации; 142 организации вообще не предоставили информацию о выполнении квоты.
В республике наблюдается также существенная территориальная диспропорция в показателях состояния рынка труда (таблица 3).
Таблица 3. Численность зарегистрированных безработных в муниципальных образованиях Республики Северная Осетия-Алания (на 01.02.2016 г.)
Муниципальные образования РСО-А Численность зарегистрированных безработных, на 01.02.16, чел. Коэффициент напряженности на рынке труда, чел./вак.
г. Владикавказ 2 031 5,6
Алагирский район 580 69,8
Ардонский район 605 30,4
Дигорский район 669 19,3
Ирафский район 769 22,6
Кировский район 447 31,6
Моздокский район 1 074 22,4
Правобережный район 1 047 34,5
Пригородный район 690 5,5
Источник: составлено автором по данным статистики Комитета Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения.
Из таблицы видно, что наибольшее количество безработных зарегистрировано во Владикавказе, но поскольку там же и наибольшее количество предлагаемых вакансий, напряженность рынка труда невелика. В то же время, например, в Кировском районе на учете в службе занятости только 447 безработных, но из-за нехватки рабочих мест коэффициент напряженности на рынке труда очень высок - на одну вакансию приходится более 30 чел.
В профессионально-квалификационном аспекте - вакансии по рабочим профессиям составляют 62%; вакансии, предлагаемые для специалистов, составляют 38%. По рабочим профессиям предлагается наибольшее количество вакансий водителям автомобилей,
подсобным рабочим, поварам, продавцам, уборщикам помещений, грузчикам, слесарям-сантехникам, электрикам, каменщикам, штукатурам, малярам. Самыми востребованными среди специалистов остаются инженеры, врачи, менеджеры, медицинские сестры, бухгалтеры. Очевидно, что менее востребованы граждане с высшим образованием (таблица 4).
Таблица 4. Численность безработных граждан в зависимости от пола и уровня образования
в 2015 году (%)
всего мужчины женщины
Безработные - всего, в том числе имеют образование: 100 100 100
высшее профессиональное, включая послевузовское 33,3 24,4 41,3
среднее профессиональное 22,6 20,8 24,2
начальное профессиональное 18,0 22,9 13,6
среднее (полное) общее 19,5 23,4 16,0
основное общее 3,6 5,4 1,9
не имеют основного общего 3,0 2,9 3,1
Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия-Алания.
Среди мужчин и женщин республики, признанных безработными, наибольшую долю составляют специалисты, имеющие высшее профессиональное образование, включая послевузовское, причем доля женщин-безработных в этой категории намного превышает долю мужчин (почти на 17%). Около четверти безработных имеют среднее профессиональное образование, начальное профессиональное имеют около 22% мужчин, женщин существенно меньше (13,6%). Обращают на себя внимание данные о значительной части безработных граждан (особенно среди мужского населения), имеющих среднее (полное) общее образование - т. е. окончившие только школу и сразу вставшие на учет в органы занятости.
Проанализировав полученные данные, можно отметить, что рынок труда Республики Северная Осетия-Алания характеризуется сокращением потребности предприятий в работниках, обострением проблемы вакантных мест; несоответствием профессионально-квалификационной структуры безработных граждан предлагаемым вакансиям; значительной территориальной дифференциацией, затрудняющей возможности трудоустройства.
По общепринятому мнению, возможности по обеспечению занятости населения в Республике Северная Осетия-Алания существенно ограничены. В силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки республика не обладает достаточной инвестиционной привлекательностью. Однако регион имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы.
Расширение сферы туризма и сферы услуг могут поднять уровень занятости населения. В Республике Северная Осетия-Алания расположена климатическая курортная местность Первый Редант, горнолыжный курорт Цей. Однако на курортах отсутствуют современные специализированные объекты индустрии отдыха и развлечений (спортивные клубы, пункты проката транспортных средств и спортивного инвентаря, магазины, культурно-развлекательные комплексы, др.). Неразвитость сети региональных аэропортов и высокая стоимость авиаперелета приводит к увеличению транспортных издержек. Обеспечение безопасного и комфортного уровня туризма может сделать лечебно-оздоровительный и горнолыжный туризм приоритетным направлением туристической отрасли в республике, создав тем самым немалое количество рабочих мест.
Создать дополнительные рабочие места позволит и развитие сельских территорий путем, например, предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам субсидий на погашение части процентной ставки по привлекаемым кредитам; грантовой поддержки начинающим предпринимателям на создание собственного дела; создание региональных фондов для предоставления поручительств малому и среднему предпринимательству в сельских районах, использование государственно-частного партнерства как наиболее эффективного сочетания интересов государства и предпринимательских структур [7, 8].
Для вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность возможно создание трудовых объединений, молодежных бирж труда, студенческих отрядов. Необходим также пересмотр нормативно-правовой базы для привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов.
Частично сократить безработицу могло бы агентство по трудовой миграции, которое возьмет на себя поиск потенциальных работодателей вне республики, проведение переговоров об условиях привлечения рабочей силы и заключение долгосрочных договоров.
В Республике Северная Осетия-Алания имеются крупные месторождения цинка и свинца, следовательно, развитие добывающих и обрабатывающих секторов промышленности позволит привлечь значительное количество квалифицированных рабочих и специалистов и сделать добычу минералов и руд, металлургию и химическую промышленность также приоритетными отраслями экономики республики.
Литература
1. Иванова В. С. Безработица в Северо-Кавказском федеральном округе и ее социальные последствия // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4 (19).
2. Отчет Комитета Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения в целом за 2015 [Электронный ресурс]: Статистика рынка. Режим доступа: http://www.trud15.ru/employment/stats/ (дата обращения: 31.05.2016).
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия-Алания. [Электронный ресурс]: Основные показатели. Режим доступа: http://osetstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/osetstat/ru/statistic s/employment/ (дата обращения: 02.06.2016).
4. О ситуации на регистрируемом рынке труда РСО-А в 2015 году и реализации Государственной программы РСО-Алания «Содействие занятости населения Республики Северная Осетия-Алания» на 2014-2018 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.trud15.ru%2Fattach%2F2015%2520%25D0 %25Б3%25В0%25БЕ%25В0%25Б4%2520%2520%25В1%2580%25В1%258Б%25В0%25БВ%25 D0%25BE%25D0%25BA%2520%25D1%2582%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25B4%25D0% 25Б0%2520.docx&name=2015%20%D0%Б3%D0%БE%D0%Б4%20%20%D1%80%D1%8Б%D0 %БD%D0%БE%D0%БA%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%Б4%D0%Б0%20.docx&lang=ru& c=57d067c19024/ (дата обращения: 02.06.2016).
5. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 октября 2013 года N 383 «О Государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Содействие занятости населения Республики Северная Осетия-Алания» на 2014-2018 годы». [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и научно-технической информации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460213558/ (дата обращения: 08.06.2016).
6. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25.07.2014 г. № 249 «Об утверждении перечней организаций для установления квоты по трудоустройству инвалидов и несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет на 2015 год» [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и научно-технической информации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/430606938/ (дата обращения: 08.06.2016).
7. Рыкова И. Н., Метелькова Е. О. Эффективность мер государственной поддержки в области сельскохозяйственного машиностроения//Научно-исследовательский финансовый институт: Финансовый журнал, 2016. № 3 (31). С. 98-104.
8. Трубин В. В., Журавлева Л. В., Кораблева О. В, Буранкова М. А. Опыт реализации инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере. // Научно-исследовательский финансовый институт: Финансовый журнал, 2014. № 4 (22). С. 144-154.