ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ)
И.Г. Кислицына, канд. филос. наук доцент К.Ю. Вахотин, магистрант
Поволжский государственный технологический университет (Россия, г. Йошкар - Ола)
Аннотация. Исследованы особенности рынка труда на мезоэкономическом уровне, при этом уделено внимание его регулированию со стороны Правительства Республики Марий Эл. На основе авторского мониторинга определены приоритетные направления и выявлены проблемы сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Предложены меры по повышению эффективности активных форм политики занятости на рынке труда и рынке образовательных услуг.
Ключевые слова: рынок труда, занятость населения, спрос и предложение рабочей силы, безработица, напряженность на рынке труда, самозанятость.
Региональный рынок труда находится на едином экономическом поле, на его ситуацию оказывают воздействие экономические, демографические и социальные факторы. Кризисные явления в экономике России отрицательно отразились на экономической ситуации и в Республике Марий Эл, что привело к росту высвобождаемых граждан, к снижению их конкурентоспособности и, в конечном итоге, к напряженности на рынке труда. Учитывая это, в республике сосредоточено внимание на реализации следующих документов: Конституции Республики Марий Эл (ст.37)[1] и Постановлении Правительства Республики Марий Эл от 03 октября 2012 года № 382 «О государственной программе Республики Марий Эл «Содействие занятости населения на 2013 — 2020 годы» [2]. Это привело к следующим положительным изменениям на региональном рынке труда:
- уменьшилась доля обратившихся в органы службы занятости;
- снизился удельный вес уволенных: по собственном желанию (на 27%), лиц предпенсионного возраста (на 15,3%),инвалидов (на 4,4%);
- увеличилось число участников ярмарок вакансий (на10,8%);
- выросла доля работодателей, предоставляющих сведения об имеющихся вакансиях (на 8,6%);
- увеличились услуги по социальной адаптации (на 11,4%);
- отмечен рост услуг по профессиональной ориентации (на10,8%);
- возросло число направленных безработных на самозанятость (на 57,7%).
В то же время мониторинг позволил выявить следующие проблемы:
- рост численности безработных (на 37,1%), в том числе родителей воспитывающих несовершеннолетних детей и многодетных родителей;
- увеличение доли уволенных в связи с ликвидацией предприятия (на 37,5%);
- снижение удельного веса трудоустроенных (на 1,7%);
- снижение числа услуг по информированию о положении на рынке труда (на 13,7%);
- снижение направленных безработных на общественные работы (на 21,6%);
- снижение числа безработных, направленных на профобучение (на 3,3%).
Это привело к росту безработицы и напряженности на рынке труда. В 2015 году уровень безработицы составил 1,14 % (2014 год - 0,84 %) (справочно: в Российской Федерации - 1,3 %, ПФО - 1,1 %) (рисунок 1) [3].
рис. 1. Сравнительная динамика уровня регистрируемой безработицы в России, ПФО и
РМЭ,(%)
Проведенный мониторинг состояния занятости населения в разрезе муниципальных образований показал рост численности безработных граждан во всех
муниципалитетах (кроме Параньгинского района), что не могло не способствовать росту напряженности на рынке труда (рисунок 2) [4].
Рис. 2. Динамика коэффициента напряженности на рынке труда в России,
ПФО, РМЭ (нез. нас. / 1 вак.)
В целях снижения напряженности на рынке труда и в рамках требования Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» [5], в республике широко ис-
пользуются активные программы содействия занятости на рынке труда:
Трудоустройство (рисунок 3)[6].
4000
H (б 1-
(0 I n <J (1) 3000
I e; р
о 1- 0! 1- си с; 2000
05 5 01
I 5 I ^ Т О JT 1000
Q. О ю
С С О го . 0
ч 01
2127
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Рис. 3. Трудоустройство граждан на вновь создаваемые рабочие места в
Республике Марий Эл
2.Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
В 2015 году в республике проведено 516 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, которые посетили 10,2 тыс. безра-
ботных граждан и одна тысяча работодателей. В ходе ярмарок трудоустроено 2 ,3 тыс. человек или 22,4 % от числа граждан, принявших в них участие (рисунок 4)[4] .
Рис. 4. Динамика безработных, участвующих в ярмарках вакансий, %
3. Организация проведения оплачиваемых общественных работ
Так, в 2015 году в общественных работах приняли участие 1064 безработных
граждан (7,4 % численности граждан, обратившихся), что на 21,6 % меньше, чем в 2014 году (в 2014 году - 1385 человек) (рисунок 5).
Рис. 5. Динамика численности безработных ,
4.Содействие самозанятости безработных граждан
В 2015 году данную услугу получили 149 человек, что на 86 больше, чем в 2014
правленных на общественные работы, чел.
году, однако доля от общей численности безработных снизилась почти вдвое (с 0,57% против 0,9%) (рисунок 6).
Рис. 6. Динамика численности безработных, направленных на самозанятость, чел.
5.Содействие повышению конкурентоспособности
В 2015 году к профессиональному обучению приступили 634 безработных гражданина, что меньше уровня 2014 года
3,3%. Доля граждан приступивших к профессиональному обучению в общей численности зарегистрированных безработных составила 5,06 % ,что на 2,04% меньше, чем в 2014 году(рисунок 7).
Рис. 7. Динамика безработных, направленных на профессиональное обучение, чел.
Профессиональное обучение проводилось по 46 профессиям (квалификациям). Рабочие профессии получили 456 человек.
В целях оказания наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве проводятся мероприятия по профилированию безработных граждан. Их цель - повышение качества предоставляемых услуг, сокращения периода поиска работы, повышение потенциала трудоуст-
ройства граждан. Распределение безработных граждан по профильным группам осуществляется с учетом их профессиональной востребованности на рынке труда и степени мотивации к трудовой деятельности [7].
Из 9459 безработных граждан, прошедших профилирование в 2015 году, граждане профильной группы:
Таблица 1 . Результаты профилирования безработных граждан в 201 4 - 2015 гг.
Название профильной группы Численность профильной группы, чел. Трудоустроено, % Получили госуслугу по профориентации, % Направлены на профессиональное обучение, %
2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г.
АА 601 1239 63 55 72 42 9 5
АС 11 10 100 100 100 80 18 10
ВВ 2901 4921 48 40 88 63 9 7
СВ 2771 2477 50 39 77 87 11 9
СС 67 45 36 18 100 100 1,5 9
DD 524 767 37 33 77 68 3 4
«АА» - с высокой мотивацией к труду, активно ищущие работу;
«АС» - с высокой мотивацией, со средней востребованностью на рынке труда;
«ВВ» - с высокой мотивацией, с низкой востребованностью;
«СВ» - со средней мотивацией и средней востребованностью;
«СС» - с низкой мотивацией и средней востребованностью;
«DD» - с низкой мотивацией и с низкой востребованностью.
Проведенный анализ показателя по профилированию безработных граждан показал, что больше половины граждан с высокой мотивацией, но с низкой востребованностью, а граждане со средней моти-
вацией к труду и средней востребованностью на рынке труда составляют 26,2%. С высокой мотивацией к труду и активно ищущие работу (13%), с низкой мотивацией и низкой востребованностью (8,1%), с низкой мотивацией к труду и средней востребованностью (0,5%), с высокой мотивацией и средней востребованностью (0,1%).
Таким образом, мониторинг состояния рынка труда в Республике Марий Эл позволил выявить с одной стороны, положительные изменения на рынке труда, а с другой стороны, проблемы и трудности. Для стабилизации рынка труда считаем целесообразными следующие меры:
1) Повышение сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг, вести подготовку специалистов в соответствии с потребностями рынка труда и прогнозами экономического развития.
2) Внедрение системы государственного заказа на подготовку кадров по наиболее востребованным и перспективным для республики профессиям и специальностям.
3) Создание механизмов повышения мобильности рабочей силы на рынке труда.
4) Создание условий для развития государственно- частного партнерства в под-
Библиографический список
1. Конституция Республики Марий Эл (принята Конституционным собранием Республики Марий Эл 24 июня 1995 г.) (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru/region/cons_mariy/ (дата обращения: 20.10.2016).
2. О государственной программе Республики Марий Эл «Содействие занятости населения на 2013 — 2020 годы» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Республики Марий Эл от 03 октября 2012 года № 382. URL: http://base.garant.ru/20727094/ (дата обращения: 19.10.2016).
3. Низова Л.М., Никитина А.С. Состояние и перспективы рынка труда в регионе // Журнал экономической теории. - 2016. - №2. URL:http://www.uiec.ru/zhurnal_yekonomicheskoi_teori/svezhii_nomer_1/ (дата обращения: 02.10.2016).
4. Результаты авторского мониторинга.
5. О занятости населения в Российской Федерации: федер. Закон Российской Федерации от от 19.04.1991 № 1032- 1 (ред. от 09.03.2016). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (дата обращения: 20.10.2016).
6. Низова Л.М. Занятость населения в современной экономической системе. Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2012. - 401 с.
7. Низова Л.М. Государственное регулирование занятости населения в современной экономической системе. Йошкар- Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2012. - 364 с.
готовке квалифицированных кадров рабочих и специалистов.
5) Формирование комплексной системы профессиональной ориентации и сопровождения профессиональной карьеры молодежи.
6) Организация временной занятости и обучения работников организаций, находящихся под риском увольнения.
7) Стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов.
8) Организация занятости для социально незащищенных категорий населения.
- экономика u ynpaeaenue -
FEATURES OF REGIONAL LABOR MARKET (ON AN EXAMPLE OF MARI EL REPUBLIC)
I.G. Kislitsyna, candidate of philosophical sciences, associate professor K.Yu. Vakhotin, graduate student Volga state university of technology (Russia, Yoshkar - Ola)
Abstract. The article research the labor market especially at the microeconomic level with attention paid to its regulation by the Government of the Republic of Mari El. On the basis of the author's personal monitoring priority areas and identified the problem of balance of demand and supply of labor are identified. Measures to improve the efficiency of active forms of employment policy in the labor market and the education market are also included.
Keywords: labor market, employment, demand and labor supply, unemployment, tension in the labor market, self- employment.