Научная статья на тему 'Занятость сельского населения области и основные направления совместной работы службы занятости и органов местного самоуправления'

Занятость сельского населения области и основные направления совместной работы службы занятости и органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Занятость сельского населения области и основные направления совместной работы службы занятости и органов местного самоуправления»

Принципиальными элементами прикладной социальной технологии по реализации именно так понимаемой семейной политики являются (при условии наличия соответствующей программы или фонда):

1) обнаружение СБС по их параметрам в ходе социологического или социальнопсихологического исследования;

2) оценка их характеристик и отбор наиболее перспективных из них для участия в мероприятиях семейной политики;

3) расчет параметров (экономических, социально-психологических, юридических и т.д.) стимулирования рождаемости и заключение с выбранными семьями соответствующих договоров;

4) рефлексивный анализ и корректировка деятельности.

Список литературы

1. Антонов А.И. Семейная политика как объект исследования // Вестн. РАН. 1995. №3.

2. Семейная политика в регионе: состояние и механизмы реализации (на примере Челябинской области) / Под ред. Б.С. Павлова. Екатеринбург; Челябинск, 1996.

3. Сысенко В. А. Отцы и дети // Социол. исслед. 1986. №2.

4. Тараданов А.А. Семейный круг. Результаты социологических исследований проблем се-

мьи в Уральском регионе в 1993-1999 годах. Челябинск, 2000.

5. Тараданов А.А. Семейное благополучие: от теории к практике. Челябинск, 2002.

6. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Л.П. Шушарин ЗАНЯТОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Завершился 2003 год. Для экономики области он стал, как известно, достаточно успешным. И что особенно примечательно - закреплены положительные тенденции в сельском хозяйстве.

Рост сельскохозяйственного производства за год составил почти 10%. Экономические показатели в значительной мере обусловили развитие ситуации на рынке труда области. Наступила определенная стабилизация в сравнении с предыдущим 2002 годом.

Средняя численность работающих в экономике области осталась практически на уровне прошлого года. Значительно снизились масштабы высвобождения. Число обращений в службу занятости области в поиске работы высвобожденных работников уменьшилось на 17,2% по сравнению с прошлым годом. При содействии областной службы занятости трудоустроено на 8,2% больше граждан, чем в прошлом году. Временным трудоустройством охвачено 43,9 тыс. подростков, что на 2,4 тыс. ребят больше, чем год назад. Все большее развитие получают отрядные формы организации труда: отряды мэра, губернаторские, экологические, отряды «Милосердия» и другие профильные отряды.

В результате стабилизировались показатели уровня общей и регистрируемой безработицы и в настоящий момент в нашей области они составляют соответственно 6,2 и 1,6%.

Как выглядят на общем фоне областного рынка труда сельские районы?

По данным Челябинского областного комитета государственной статистики численность сельского населения области на 01.01.2003 г. составила 655,5 тыс. чел. или 18,2% (для

сравнения: в 2002 г. - 18,7%, в 2001 г. - 19,8%). Эти данные говорят о том, что идет постоянный процесс сокращения численности и доли сельского населения области1.

За 2003 год в службу занятости сельских районов области обратилось в поиске работы 22 830 чел. или 97,6% к уровню прошлого года, из них признаны безработными 9 927 чел. (в 2002 г. - 9 102 чел.), т.е. рост количества безработных составил 9,1%. На конец года на учете в РЦЗН состоит 5 876 чел., ищущих работу, что на 0,2% меньше, чем на конец прошлого года (5 887 чел.). Уровень регистрируемой безработицы на селе составил на 01.01.2004 г. 2,7% (2,6% - на 01.01.2003 г.), сохраняется большой разброс этого показателя по величине как в городах, так и между районами. Если в Увельском районе уровень регистрируемой безработицы 0,5%, в Кизильском - 0,7%, то в Кусинском и Нязепетровском 9,8 и 11,3% соответственно. Кроме того следует отметить, что в течение 2003 года несколько районов смогли снизить данный показатель по сравнению с 2002 годом: Еткульский - 1,8% (2,1%), Кунашак-ский - 0,8% (1,0%), Кусинский - 9,8% (12,1%), Нагайбакский - 1,0% (1,2%), Нязепетровский

- 11,3% (11,8%), Уйский - 2,0% (2,7%).

По-прежнему остается высоким показатель общей безработицы, рассчитанный с учетом и без учета занятых в личном подсобном хозяйстве и составляющий на начало года в среднем 36,8 и 16,8% соответственно.

Среди экономически активного населения сельских районов большую часть составляют женщины - от 51,3 до 60,4%, из них безработные составляют от 57,2 до 85,3% от общего числа состоящих на учете, причем каждая третья относится к категории социально незащищенной, поэтому не случайно состояние женской занятости и ее регулирование на рынке труда является одним из составляющих направлений деятельности службы занятости в решении проблем сельской занятости в целом.

Решению проблем селянок был посвящен прошедший в апреле минувшего года Первый областной сход женщин села, организованный общественным движением женщин Челябинской области совместно с Департаментом ФГСЗН по Челябинской области, на котором было принято обращение к представителям федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, включающее, в частности, решение вопроса о разработке и принятии целевой программы содействия занятости женщин села на 2004-2005 гг. и выделении дополнительных средств из областного бюджета целевым назначением для организации общественных работ как наиболее значимой формы занятости на селе.

Другая «проблемная» категория экономически активного населения - молодежь в возрасте 16-29 лет, составляющая У часть состоящих на учете безработных сельских территорий. В структуре данной категории граждан 14,6% - выпускники учреждений профессионального образования, численность которых за последние пять лет увеличилась на 22%.

Кроме того, на сельском рынке труда остается острой и другая проблема - несоответствие спроса и предложения квалифицированной рабочей силы. Наглядно это можно видеть по ряду основных сельских профессий (см. табл. 1).

На устранение объективных причин сложившейся ситуации, среди которых следует назвать отсутствие среднесрочного и долгосрочного прогнозирования рынка труда, системы регулирования рынка образовательных услуг, долгосрочных программ подготовки квалифицированных кадров в системе агропромышленного комплекса (АПК) и т.п., направлены совместные усилия Департамента ФГСЗН, Главного управления образования и науки (ГУОиН) и Главного управления сельского хозяйства и продовольствия (ГУСХиП), обозначенных в решениях областного координационного комитета содействия занятости населения (ККСЗН) от 28.01.2002 г. и 03.04.2003 г., рассматривающих проблемы сельской занятости в целом.

1 Предварительные итоги Всероссийской переписи населения в 2003 году Челябинской области: Стат. сб. / Челяб. обл. комитет гос. статистики. Челябинск, 2003.

Таблица 1

Численность безработных на рынке труда области и количество вакантных рабочих мест

по состоянию на 1 октября

2001 год 2002 год 2003 год

Наименование профессии Числен- ность безработ- ных, чел. Потребность в рабочей силе (вакансии) Численность безработных, чел. Потребность в рабочей силе (вакансии) Численность безработных, чел. Потребность в рабочей силе (вакансии)

Оператор машинного доения 102 10 157 8 131 12

Птичница, свинарка, телятница, скотник 47 7 111 4 111 20

Тракторист-маши- нист 53 30 133 51 113 18

Кроме того, кадровые проблемы системы АПК стали предметом обсуждения на установочном совещании по подготовке и проведению научно-практической конференции «О выработке межведомственной стратегии формирования спроса и предложения рабочей силы». Для определения потребности предприятий и организаций АПК в кадрах на 2003 г. служба занятости совместно с ГУСХиП сформировали социальный заказ на подготовку и повышение квалификации специалистов сельхозпредприятий по районам. Однако инициатива службы занятости по реализации составленной заявки не везде нашла поддержку со стороны районных управлений сельского хозяйства.

И тем не менее, отмечая, что подготовка и сохранение профессиональных кадров - одно из приоритетных направлений содействия занятости населения, отметим, что только за 6 месяцев (данные за 9 месяцев с разбивкой по категориям не предусмотрены формами Госкомстата) 2003 г. направлено на обучение по рабочим профессиям 869 чел., из них 373 чел. - профессиональную подготовку; 271 чел. - переподготовку; 93 чел. - получение второй (смежной) профессии; 132 чел. - повышение квалификации.

При содействии службы занятости в течение года из числа селян нашли работу или иное доходное занятие 20 241 чел., в том числе безработные 5 637 чел. (19 788 чел. и 4 566 чел. в 2002 г.), что превышает показатели прошлого года на 2,3 и 23,5% соответственно. Отмечается и заметное увеличение количества вакансий, заявленных работодателями в течение рассматриваемого периода в таких районах, как Агаповский, Еткульский, Кизильский, Ку-нашакский, Сосновский и Увельский.

Анализ реализации основных положений программы содействия занятости населения районных центров занятости свидетельствует о том, что уровень большинства показателей превышает прошлогодний, и это результат четкой координации действий на рынке труда всех заинтересованных структур и системного комплексного подхода к решению проблем сельской занятости.

В течение 2002-2003 гг. вопрос о состоянии сельской занятости населения и мерах по её расширению дважды рассматривался на заседаниях Областного ККСЗН, на которых были приняты план мероприятий по реализации поставленных задач с привлечением областных и муниципальных структур, в числе которых Главное управление сельского хозяйства и продовольствия, комитет по экономике, облпотребсоюз, Главное управление образования и науки, главы муниципальных образований.

В целях дальнейшего расширения занятости сельского населения, повышения востребованности службы занятости, развития системы социального партнерства в практику работы СЗ вошли проводимые на территориях сельских советов расширенные, а также выездные с привлечением депутатов различных уровней, работодателей, представителей обществен-

ности заседания районных ККСЗН, инициаторами которых в свое время стали Троицкий, Аргаяшский и Агаповский ЦЗН. В 2003 г. такие заседания состоялись почти во всех районах Троицкого объединения.

Отмечая, что одной из актуальных проблем на селе является организация закупа у населения продукции, произведенной в ЛПХ, служба занятости выстраивает свои отношения с облпотребсоюзом. Наиболее успешно эта работа организована в Аргаяшском районе, поскольку Аргаяшскому райпотребсоюзу удалось сохранить и продолжить развивать сеть магазинов-заготпунктов. Кроме того, успешной совместной работе способствует тот факт, что председатель райпотребсоюза С. А. Громова является руководителем районного клуба работодателей при Аргаяшском ЦЗН.

Особое внимание в документах, принятых решениями Областного ККСЗН, уделено развитию малого предпринимательства и самозанятости на селе (как объективно необходимого элемента любой хозяйственной системы) и наиболее массовым, динамичным и гибким формам хозяйствования. Примером удачно начавшейся в 1999 г. в нашей области работы в этом направлении послужил эксперимент по развитию личных подсобных хозяйств безработных граждан в Кунашакском и Нязепетровском районах, но, к сожалению, по сложившимся объективным причинам не получивший дальнейшего развития.

Следует отметить, что подобный опыт по организации самозанятости на селе есть в ряде регионов РФ, например, в Коми-Пермяцком автономном округе (КПАО). Возможным он стал при непосредственном участии главы администрации КПАО, утвердившего своим Постановлением специальную программу «Развитие свиноводства в округе», финансируемую из средств Окружного бюджета. Определенные попытки предпринимались в 2003 г. и в нашей области. Так, принятие Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» №112-ФЗ от 07.07.2003 г. позволило Кунашакскому ЦЗН в августе на заседании постоянной комиссии районного Совета депутатов рассмотреть вопрос «О развитии подсобных хозяйств в Кунашакском районе» и принять решение об апробации его на территории одной из сельских администраций с последующим вынесением на сессию райсовета.

Думаем, что благодаря этим мерам удается в какой-то мере сдержать значительный рост безработицы на селе. За год численность безработных выросла на 81 чел., уровень безработицы - на 0,1 процентных пункта.

Тем не менее необходимо отметить, что несмотря на некоторые положительные изменения на сельском рынке труда, проблема занятости селян остается по-прежнему острой, требующей новых форм взаимодействия всех заинтересованных структур, в связи с чем считаем необходимым:

- продолжить изучение проблем сельской занятости, для чего использовать апробированные схемы мониторинга;

- совместно с Главным управлением сельского хозяйства разработать территориальный баланс спроса и предложения рабочей силы на сельском рынке труда;

- согласование объемов и профилей подготовки специалистов для селян профессиональным учебным заведениям проводить в соответствии с территориальным балансом спроса и предложения рабочей силы;

- в целях координации действий и осуществления контроля за выполнением мероприятий, направленных на решение проблем сельской занятости, продолжить практику проведения совместных заседаний ККСЗН, депутатов сельских советов и работодателей;

- вопросы содействия занятости населения систематически выносить на заседания постоянных комиссий районных советов депутатов;

- проводить выездные «Дни службы занятости» непосредственно на территориях сельских Советов;

- обеспечить глав сельских Советов оперативной информацией о состоянии занятости населения и имеющемся в области передовом опыте её организации;

- проводить, по возможности, ежеквартально совещания с руководителями муниципальных структур;

- учитывая рост социальной активности граждан в частном секторе и ответственности каждого трудоспособного за самообеспечение, изучить и применить опыт службы занятости Коми-Пермяцкого Автономного округа по развитию самозанятости сельского населения.

УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

А.П. Карпович

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Циклические колебания и кризисы, являясь неотъемлемым и вместе с тем необходимым элементом функционирования и развития современного общества, предполагают и возможность своего собственного разрешения. В данной статье речь пойдет об экономических кризисах, возникновение которых в городах обусловлено действием двух групп причин: внешних (циклическое развитие макроэкономической системы, зависящее от состояния факторов модели «национального ромба» М. Портера) и внутренних (т.е. кризисным состоянием градообразующих предприятий и в целом предприятий сферы материального производства, действующих на территории муниципального образования) [1]. Все вышеперечисленное усугубляет уже существующие, «хронические» и порождает новые социальноэкономические проблемы, которые наиболее остро выражены в старопромышленных районах, в малых городах и сельских населенных пунктах. Большинство специалистов в области местного самоуправления говорит о двух основных причинах, обусловивших кризисное состояние местной экономики: нарушение бюджетного законодательства и кризисное состояние объектов жилищно-коммунального хозяйства. Так, например, в соответствии с законодательством муниципалитет должен принимать на свой баланс только отремонтированные объекты, но в случае банкротства предприятия он вынужден забирать его собственность, в каком бы состоянии она не находилась.

Термин «антикризисное управление» может рассматриваться как в отношении отдаленной перспективы, так и в отношении сегодняшних возможностей. Одни исследователи трактуют его в терминах права, другие в терминах финансового потока, третьи рассматривают с общеэкономических (точнее общенаучных) позиций. Под антикризисным управлением обычно понимают:

1) управление организацией в условиях уже наступившего кризиса с целью ее ликвидации;

2) управление организацией с целью вывода ее из кризисного состояния, т. е. состояния, угрожающего ее существованию, при этом основной целью управления является выживание организации как таковой.

Иными словами, речь идет только об антикризисном управлении организациями, отдельными предприятиями. Однако современные тенденции развития российского общества привели к необходимости реализации антикризисных мероприятий не только на макроэкономическом и микроэкономическом (отдельное предприятие) уровне, но и на мезоуровне экономики, а именно на уровне муниципального образования. Данная область исследований остается еще малоразработанной1.

Настоящий этап экономических преобразований в России требует от органов местного самоуправления сосредоточения внимания на создании и организации функционирования

1 Среди исследователей, занимающихся вопросами антикризисного управления территорией заметное место занимают работы Ю. Маленкова, Д. и А. Ряховских, И. Остриной, А. Швецова, П. Ореховского, В.Я. Любовного и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.