Научная статья на тему 'Роль местных органов управления в обеспечении занятости населения сельских территорий в современных условиях'

Роль местных органов управления в обеспечении занятости населения сельских территорий в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / ЗАНЯТОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ / ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лоор И.И.

На федеральном и региональном уровнях многих субъектов сегодня предпринимаются определенные меры для нивелирования негативных воздействий кризиса на сельский рынок труда. Показано, что важная роль в решении этих вопросов принадлежит органам местного самоуправления: из местных бюджетов софинансируются программы занятости и создания условий для развития сельских территорий. Именно органы местного самоуправления способны создать условия, необходимые для развития личных подсобных хозяйств как формы самозанятости сельского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль местных органов управления в обеспечении занятости населения сельских территорий в современных условиях»

Развитие АПК

РОЛЬ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

и. и. лоор,

кандидат экономических наук, председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания E-mail: barnaulhome@mail.ru

На федеральном и региональном уровнях многих субъектов сегодня предпринимаются определенные меры для нивелирования негативных воздействий кризиса на сельский рынок труда. Показано, что важная роль в решении этих вопросов принадлежит органам местного самоуправления: из местных бюджетов софинансируются программы занятости и создания условий для развития сельских территорий. Именно органы местного самоуправления способны создать условия, необходимые для развития личных подсобных хозяйств как формы самозанятости сельского населения.

Ключевые слова: рынок труда сельских территорий, занятость сельского населения, орган местного самоуправления, личное подсобное хозяйство.

Проблема занятости работников является предметом исследования экономической науки со времени ее зарождения. Сама категория «занятость» является сложной и многогранной и объединяет в себе экономические, социальные и демографические аспекты функционирования экономической системы.

Решение вопросов содействия реализации прав граждан на полную и свободно избранную занятость формирует одно из важнейших направлений государственной политики. Еще в 1991 г. был принят Закон РСФСР «О занятости населения в Российской Федерации», который действует и в настоящее время.

Особую актуальность решение вопросов обеспечения занятости населения приобретает в условиях

полномасштабного воздействия мирового финансово-экономического кризиса. По итогам исследования проблем занятости населения, проведенного Росста-том в I кв. 2009 г., общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с методологией Международной организации труда, составила 7,1 млн чел., или 9,5 % экономически активного населения, что на 2,5 % выше, чем в ноябре 2008 г., который многими экспертами определяется как период, ознаменовавший начало кризиса в России.

Сегодня на федеральном уровне разработана Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г., приоритетными направлениями которой являются:

• усиление социальной защиты, сохранение и создание рабочих мест;

• сохранение и повышение промышленного и технологического потенциала;

• внутренний спрос со стороны государства (государственные инвестиции и государственные закупки);

• инвестиции в человеческий капитал;

• снижение административного давления на бизнес и поддержка малого предпринимательства;

• повышение устойчивости финансовой национальной системы;

• макроэкономическая политика.

Таким образом, вопросы безработицы находятся в центре антикризисной программы. И,

как отметил Президент Российской Федерации Д. А. Медведев на встрече с экспертами Института современного развития в апреле 2009 г., это объясняется тем, что «от процессов на рынке труда практически зависят все остальные социальные процессы, которые будут проистекать в российском обществе».

Сферой жизни значительной части населения России (26,9 %) является сельская местность. В отдельных субъектах Южного и Сибирского федеральных округов в сельской местности проживает около и более половины населения региона (табл. 1).

Особенности жизни сельского населения связаны с такими характеристиками, как занятие преимущественно сельскохозяйственным трудом, меньшая степень социально-экономического развития, ограниченный набор видов деятельности, большая профессиональная и социальная однородность населения, более низкий уровень предпринимательской активности.

Массовая занятость сельского населения в сельскохозяйственном производстве и низкое социально-экономическое и финансовое развитие последнего в период продолжительного реформирования аграрной экономики явились причиной неудовлетворительного качества жизни граждан в сельской местности. Банкротство значительного количества сельскохозяйственных предприятий

сопровождалось ростом безработицы, свертыванием социальных программ и деградацией социальной сферы села. Последствием этого стали миграция наиболее трудоспособной и квалифицированной части жителей села, деградация сельских поселений.

По данным проведенного органами государственной статистики обследования, уровень официальной безработицы в сельской местности более чем в 2 раза превышает уровень «городской» безработицы (табл. 2).

В целом проблема занятости в сельской местности за пореформенный период обострилась. С 1992 по 2007 г. численность сельского населения в трудоспособном возрасте увеличилась соответственно с 17,8 до 23,7 млн чел., или на 33 %. Но за 1990—2003 гг. среднегодовая численность работников сельскохозяйственных предприятий сократилась на 6,1 млн чел., или в 2,8 раза. Основная их часть (2,9 млн чел.) перешла в личные подсобные хозяйства (ЛПХ), 0,9 млн чел. пополнили ряды крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), около 2 млн чел. стали безработными или перешли в другие отрасли экономики. При этом уровень занятости сельского населения в трудоспособном возрасте в 2007 г. составил лишь 57 % [2, с. 7]. Это привело к неполному и неэффективному использованию трудового потенциала сельских территорий, а также к ухудшению качественных характеристик трудовых ресурсов.

Таблица 1

Субъекты Российской Федерации с наибольшей долей сельского населения в общей структуре населения [3]

Субъекты Российской Федерации На 01.01.2009 В среднем за 2008 г.

Все население, В том числе Доля сельского Все население, В том числе Доля сельского

чел. сельское, чел. населения,% чел сельское, чел. населения,%

Республика Алтай 209 207 154 027 73,62 208 165 153 418 73,70

Чеченская Республика 1 238 452 801 841 64,75 1 223 746 793 008 64,80

Республика Дагестан 2 711 679 1 561 058 57,57 2 699 751 1 553 424 57,54

Республика Ингушетия 508 090 289 254 56,93 503 796 287 195 57,01

Карачаево-Черкесская 427 194 240238 56,24 427 306 240 349 56,25

Республика

Республика Калмыкия 284 001 157 696 55,53 284 771 158 334 55,60

Республика Тыва 313 940 153 129 48,78 312 780 152 529 48,77

Республика Адыгея 442 775 209 343 47,28 441 976 209 403 47,38

Краснодарский край 5 141 852 2 441 856 47,49 5 131 825 2435890 47,47

Алтайский край 2 496 776 1 155 538 46,28 2 502 627 1 159 456 46,33

Таблица 2

Экономическая активность населения России

Год Всего, тыс. чел. Из них Уровень экономической активности, % Уровень занятости,% Уровень безработицы, %

занятые в экономике безработные

Сельское население

2006 18 249 16 151 2 097 62,6 55,4 11,5

2007 18 482 16 735 1 747 63,1 57,1 9,4

Городское население

2006 55 907 53 006 2 901 67,4 63,9 5,2

2007 56 578 54 079 2 499 68,4 65,4 4,4

Развитие АПК

Алтайский край исторически является крупным аграрным регионом, в котором сельские жители составляют значительную часть населения, а сельскохозяйственное производство играет определяющую роль в формировании экономики. В крае на долю сельского хозяйства приходится 17 % ВРП (по России — около 4 %). Демографические ресурсы сельской территории по состоянию на 1 января 2009 г. составляют 1 155,5 тыс. чел. (6-е место среди субъектов РФ). Согласно требованиям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Алтайском крае создано 795 муниципальных образований — это одно из самых больших количеств муниципальных образований в России, 98 % которых расположены в сельской местности.

Характеристика рынка труда сельских территорий Алтайского края и оценка тенденций его развития представлены в табл. 3.

В конце 2006 г. был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», который определил среди основных целей государственной политики обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни. Следует отметить,

что понятия «устойчивое развитие сельских территорий» и «занятость сельского населения» не случайно стоят через запятую и в одну строку. Занятость сельского населения — весомый, если не сказать главный, фактор устойчивого развития сельских территорий. Аналогичное положение определено и в проекте Концепции устойчивого развития сельских территорий, разработанной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, принятие которой на официальном уровне предполагается в ближайшее время. В частности, в ней сказано, что одним из факторов устойчивого развития сельских территорий является полная и продуктивная занятость трудоспособного населения, т. е. эффективное использование трудовых ресурсов. Учитывая тот факт, что превалирующее количество муниципальных образований объединяют сельские населенные пункты, органам местного самоуправления в решении данных вопросов отводится значительная роль. В настоящих сложных условиях они должны быть не только проводниками реализации федеральных и региональных программ содействия занятости населения, но и быть организующим «ядром» развития самозанятости и несельскохозяйственной занятости сельского населения.

Таблица 3

Показатели рынка труда сельских территорий Алтайского края [3, 4]

Тенденция Показатель Год

2005 2006 2007

Позитивные тенденции

Рост численности трудоспособного населения Численность экономически активного сельского населения, тыс. чел. 569,8 583,5 589,0

Рост численности работающих Численность занятых в экономике, тыс. чел. 509,2 508,5 535,6

Снижение темпов роста безработных в целом по сельским территориям Темп роста безработных по отношению к предыдущему периоду, % 113,1 140,4 71,2

Снижение численности безработных Численность безработных, тыс. чел. 60,6 75,0 53,4

Снижение уровня безработицы Уровень безработицы, % 10,6 12,8 9,1

Негативные тенденции

Стабильное снижение численности населения всех возрастных групп Численность сельского населения, тыс. чел. 1 182,4 1 171,6 1 163,4

Высокая доля безработных сельских территорий в общей численности безработных региона Доля безработных сельских жителей в общей численности безработных края, % 51,9 64,7 63,0

Увеличение количества сельских населенных пунктов, где нет населения Количество сельских населенных пунктов без населения — 18 20

Инерционные тенденции

Половину безработных составляют женщины Доля безработных женщин в численности сельских безработных, % 50,8 52,7 50,7

Низкий уровень оплаты труда в сельскохозяйственном производстве Среднемесячная заработная плата одного работающего в сельскохозяйственном производстве, руб. 2 209,6 2 749,0 3 650,0

Среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций, руб. 4 913,8 6 147,0 7 804,7

Отношение среднемесячной заработной платы работников к среднемесячной заработной плате работников в среднем по краю, % 45,0 44,7 46,8

При этом следует признать, что многие местные органы власти осознают эту роль, стараясь в том числе и финансово, активно участвовать в реализации различных мероприятий по содействию трудоустройству населения. Так, в 2008 г. более 11 % расходов на мероприятия содействия занятости населения в регионах Сибирского федерального округа финансировалось из местных бюджетов. Данная цифра представляется значительной, учитывая относительную скудность подавляющего большинства местных бюджетов (см. рисунок).

В Алтайском крае реализуется краевая целевая программа «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2007—2010 гг., в 2009 г. принята программа «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 г.», общий объем финансирования которой составляет 790 млн руб. Необходимость принятия последней программы обусловлена соответствующим требованием Правительства РФ выделения средств федерального бюджета на эти цели субъектам Российской Федерации в рамках реализации федеральных антикризисных мероприятий. Основными задачами, на решение которых направлена краевая программа, являются:

• повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения;

• стимулирование сохранения и создания рабочих мест;

• развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;

• развитие территориальной трудовой мобильности населения края.

Как показывает практика, эффективность реализации программ для сельских территорий напрямую зависит от эффективности действий муниципальных органов власти. Так, например, при содействии администрации Кулундинского района Алтайского края в рамках опережающего обучения в случае угрозы массового увольнения профессию тракториста получили 28 работников из 8 хозяйств района, подготовили и защитили бизнес-планы 5 безработных граждан, получателями адресной поддержки при переезде для трудоустройства в Сахалинскую область стали 2 жителя. Кроме того,

специалисты районного центра занятости организовали ярмарку вакантных рабочих мест на базе Воздвиженского сельского совета, на территории которого наблюдалась высокая напряженность на рынке труда. Для безработных граждан из сел Воздвиженка и Городецк на вновь открывшемся сельскохозяйственном предприятии ООО «Нива» предложены вакансии рабочих по уходу за животными и птицей и механизаторов. По итогам ярмарки договоры на трудоустройство заключили 40 чел. Также при содействии органов управления Кулундинского района организовано временное трудоустройство более 70 школьников района в возрасте от 14 до 18 лет. Подростки занимаются благоустройством территорий и ремонтными работами. Также следует отметить, что в I кв. 2009 г. в Кулундинском районе были заняты на общественных работах около 100 безработных граждан и 19 граждан, испытывающих трудности в поиске рабочего места. Они трудились на благоустройстве и очистке территорий, делопроизводителями при сельсоветах, а также по договору с органами социальной защиты оказывали помощь престарелым и одиноким людям.

В условиях крайнего дефицита постоянных рабочих мест приоритетным направлением в обеспечении занятости сельского населения является создание условий для самозанятости в ЛПХ. Долгое время лПХ развивались без существенной государственной поддержки как форма вынужденной самозанятости населения в условиях разрушения крупнотоварного производства. В последние годы формирование лПХ осуществлялось в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», который дал существенный толчок их развитию. Для большей части сельских жителей они стали средством самовыживания, самообеспечения

Средства работодателей и иных внебюджетных источников, 25,0 %

Средства местных бюджетов, 11,3 %

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации 4,8 %

Средства федерального бюджета, 58,9 %

Структура финансирования мероприятий по содействию занятости населения в регионах Сибирского федерального округа в 2008 г.

Развитие АПК

продуктами питания и основной сферой приложения труда членов семьи.

Одним из главных ресурсов развития ЛПХ является наличие в сельских домохозяйствах рабочей силы. Согласно официальной статистике, домашние хозяйства в сельской местности Алтайского края состоят преимущественно из 2 или 3 — 4 человек, имеют одного, реже — двух, еще реже — трех детей в возрасте преимущественно от 7 до 15, реже — от 1 года до 6 лет. Основную долю взрослых членов домохозяйств на селе составляют лица от 30 до 59 лет, реже — от 16 до 29 [5].

В качестве примера участия муниципальных органов управления в решении задачи содействия самозанятости сельского населения на основе развития ЛПХ также вновь можно привести администрацию Кулундинского района Алтайского края. Еще в 2005 г. в районе была утверждена программа «Развитие личных подсобных хозяйств на 2005—2008 гг.», которая успешно реализовывалась во взаимосвязи с национальным проектом «Развитие АПК». За время ее реализации ЛПХ района получили 669 кредитов на сумму более 52 млн руб.

Администрация Алтайского края, сознавая роль ЛПХ в современных условиях для обеспечения занятости сельского населения, сохранения сельского образа жизни и социального контроля над территорией, рекомендовало главам муниципальных районов обеспечить предоставление населению земельных участков для ведения ЛПХ с установлением минимальной арендной платы. Привлечь сельских жителей к участию в ежемесячных ярмарках выходного дня, создать условия для обеспечения сельских подворий кормами, племенным скотом, ветеринарными препаратами, семенами и посадочным материалом. Так, в том же Кулундинском районе посредством сформированной системы взаимодействия сельскохозяйственных предприятий и ЛПХ района в среднем ежегодно населению продается более 5 500 т соломы, 2 000 т сена и 2 500 т зернофуража. Коллективные хозяйства продают частным подворьям до 600 голов молодняка крупного рогатого скота для дальнейшего выращивания.

Но кроме решения проблемы самообеспечения продовольствием выгодность подобной формы самозанятости сельских жителей может отражаться и в дополнительных доходах от реализации продукции. Однако следует признать, что «слабым местом» в секторе ЛПХ является сбыт произведенной продукции, ибо далеко не каждый селянин, способный ухаживать за животными

или выращивать овощи на своем подворье, может обеспечить их эффективную реализацию. Поэтому основная задача органов и региональной, и муниципальной власти в настоящих условиях видится в создании системы закупки продукции, производимой в хозяйствах населения по приемлемой цене. Здесь следует заметить, что по отдельным видам сельскохозяйственной продукции ЛПХ являются крупнейшими производителями. Так, по итогам 2008 г. в хозяйствах населения было произведено 54,0 % молока, 95,7 картофеля, 83,4 овощей, 42,2 % яиц. При этом товарность по видам произведенной продукции составила: картофеля — 6,3 %, овощей — 6,4, молока — 27,4, яиц — 8,1 %. Таком образом, наиболее высокую товарность имеет молоко.

Главным управлением сельского хозяйства совместно с управлением пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края разработан проект соглашения о социально-экономическом партнерстве между администрацией муниципального образования, перерабатывающим предприятием или индивидуальным предпринимателем (закупщиком) и владельцем ЛПХ (сдатчиком), которое должно помочь разрешить проблемы со сбытом производимого в сельских подворьях молока. Согласно соглашению администрациям муниципальных образований отводится значительная роль в выстраивании схемы взаимодействия между закупщиками и сдатчиками молока. Они должны контролировать выполнение требований технического регламента на молоко и молочную продукцию при закупке и транспортировке молока закупщиками от населения, разработать мероприятия контроля за своевременностью и полнотой расчетов за закупленную продукцию, содействовать созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов для закупки у населения продукции и ее последующей реализации. Последнее направление является важным и необходимым этапом регулирования самозанятости сельского населения, так как позволяет наладить активное экономическое взаимодействие субъектов аграрного рынка на муниципальном уровне.

Важнейшим направлением обеспечения занятости сельского населения является диверсификация сельской экономики на основе развития альтернативных несельскохозяйственных видов занятости.

Развитие альтернативной занятости в сельской местности впервые возведено в ранг приоритетов федеральной политики на национальном уровне в принятой в 2007 г. Государственной программе

развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применительно к Алтайскому краю важным направлением диверсификации сельской экономики является развитие иных видов предпринимательства на селе — сельского туризма, народных промыслов, рубки срубов домов, бань и хозяйственных построек, охоты, сбора и заготовки дикорастущих растений, корней и ягод, бортничества, охраны лесов, лесо-восстановления, лесозаготовки и др.

При этом развитие новых видов деятельности должно сопровождаться (вернее — предваряться) созданием для претендентов необходимых условий (содействие при получении кредитов, помощь в закупе необходимого оборудования) и активным маркетингом — продвижением новых видов продукции на потребительские рынки.

Значимым фактором закрепления специалистов на селе, а значит, и обеспечения сельскохозяйственного производства квалифицированными кадрами является создание благоприятных условий социальной и бытовой жизни сельского населения. Алтайский край является участником федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 г.». Она сосредоточена на трех основных направлениях — жилищное обустройство сельских граждан (в том числе молодых специалистов, их семей), развитие сетей газификации и водоснабжения в сельской местности, по последним двум направлениям предусмотрено софинансирование капитальных вложений из местных бюджетов. Только за 2006—2008 гг. с участием средств местных бюджетов в Алтайском крае было построено 136,5 км газораспределительных сетей в сельской местности и 125 км сетей водоснабжения.

Таким образом, с учетом проблем, особенностей и накопившихся деформаций сельского рынка труда становится очевидной необходимость усиления роли органов местного самоуправления в решении проблем занятости населения сельских территорий. Необходимо серьезное содействие в реализации антикризисных мер программы занятости населения и социального развития села, развитию личных подсобных хозяйств, альтернативных видов занятости на селе. Именно комплексность их реализации позволит стабилизировать ситуацию на сельском рынке труда, создав серьезную основу для устойчивого развития сельских территорий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агропромышленный комплекс Алтайского края. 2003—2007: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Барнаул. 2008. 116 с.

2. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: проект. М. 2008.

3. Оценка численности постоянного населения субъектов Российской Федерации на 1 января 2009 г. и в среднем за 2008 г.: оперативная информация Федеральной службы государственной статистики // URL:http://www.gks. ru/free_doc/2009/demo/popuЮ9.htm.

4. Труд и занятость в Алтайском крае. 2003 — 2007: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Барнаул. 2008. 148 с.

5. УровеньжизнинаселенияАлтайскогокрая. 2003— 2007: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Барнаул. 2008. 36 с.

Подписка cUBRARty.RU

на электронную версию

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.