Научная статья на тему 'Рынок труда сельских муниципальных образований Орловской области: проблемы и перспективы развития'

Рынок труда сельских муниципальных образований Орловской области: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ / ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ / УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Н. В.

В статье обосновывается необходимость исследования рынка труда сельских муниципальных образований Орловской области, на функционирование которого оказывает влияние значительная часть сельского населения региона. Современная ситуация, сложившаяся на данном рынке труда, достаточно сложна и требует реализации комплексных мероприятий по улучшению кадрового обеспечения регионального сельского хозяйства и повышению конкурентоспособности сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок труда сельских муниципальных образований Орловской области: проблемы и перспективы развития»

УДК 331.5.001.5:332.14 (470.319-22)

рынок труда сельских муниципальных образований

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМы

и перспективы развития

Н. В. ГРИГОРЬЕВА,

старший преподаватель кафедры статистики и экономического анализа деятельности предприятий E-mail: nadezda. grigoreva@yandex. ru Орловский государственный аграрный университет

В статье обосновывается необходимость исследования рынка труда сельских муниципальных образований Орловской области, на функционирование которого оказывает влияние значительная часть сельского населения региона. Современная ситуация, сложившаяся на данном рынке труда, достаточно сложна и требует реализации комплексных мероприятий по улучшению кадрового обеспечения регионального сельского хозяйства и повышению конкурентоспособности сектора.

Ключевые слова: рынок труда, муниципальное образование, сельское поселение, Орловская область, сельское население, сельское хозяйство, уровень занятости, уровень безработицы.

В последнее время значительное внимание уделяется стратегическому планированию социально-экономического развития муниципальных образований субъектов Федерации. Рынок труда — это неотъемлемая часть экономики как региона, так и муниципального образования, без которой невозможно ее эффективное развитие, поэтому проблемы функционирования и развития рынка труда являются предметом исследования отечественных и зарубежных ученых. Необходимо отметить, что изменения, происходящие в экономике страны на уровне муниципальных образований, оказывают влияние и на их рынок труда, что обусловливает необходимость более глубокого исследования проблем занятости на местном уровне.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения [3].

Сельское поселение — это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др.), в которых местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [3].

Система определения сельских территорий в странах Европейского союза значительно отличается от принятой в России. Если в отечественной модели используются два уровня — городские и сельские муниципальные образования, то в странах Евросоюза принята единая методология, разработанная Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В соответствии с методологией ОЭСР выделяют три типа районов:

1) преимущественно сельские — более 50 % населения проживает в сельских муниципальных образованиях (с плотностью населения менее 150 чел. /км2);

- 31

2) в значительной степени сельские — 15—50 % населения проживает в сельских муниципальных образованиях;

3) преимущественно городские — менее 15 % населения проживает в сельских муниципальных образованиях.

Такое деление осуществляется на основе доли населения, проживающего в данной местности, и существования крупного центра, в котором проживает по крайней мере 25 % регионального населения. Также была разработана расширенная типология, которая систематизирует в значительной степени сельские и преимущественно сельские районы, учитывая время ежедневных поездок как минимум 50 % регионального населения в ближайшие крупные городские центры с населением более 50 000 жителей. Для европейских стран такое время в среднем равно 45 мин, в то время как для стран Северной Америки — 60 мин. Расширенная типология включает пять категорий районов: преимущественно городские; небольшие поселения, близкие к городу; небольшие поселения, удаленные от города; преимущественно сельские, близкие к городу; преимущественно сельские, удаленные от города [8].

В Орловской области насчитывается 267 муниципальных образований: 3 городских округа, 24 муниципальных района, 17 городских поселений, 223 сельских поселения. Кроме того, в регионе расположено 2 922 сельских населенных пункта. Численность населения Орловской области на 1 января 2013 г. составила 775,8 тыс. чел., из которых в сельской местности проживает 265,2 тыс. чел. [5]. При этом наблюдается тенденция сокращения доли сельского населения в общей численности жителей региона: с 40 % в 2000 г. до 34 % в 2013 г.

Согласно методологии ОЭСР, 22 муниципальных района Орловской области попадают в группу преимущественно сельских, поскольку доля сельского населения в них превышает 50 %, а в 7 муниципальных районах все население проживает в сельских поселениях. Болховский и Урицкий районы относятся к группе в значительной степени сельских, поскольку в них доля населения, проживающего в сельской местности, составляет 36,7 и 48,6 % соответственно. В категорию преимущественно городских попадают лишь городские округа — Орел, Ливны и Мценск.

Орловская область располагает значительными конкурентными преимуществами для развития

сельскохозяйственного производства: выгодное территориально-географическое положение в центре Европейской части России, благоприятные природно-климатические условия для возделывания большинства сельскохозяйственных культур, наличие плодородных земель и материальной базы. В аграрном секторе производится 13,7 % валового регионального продукта Орловской области.

В регионе действуют 239 сельскохозяйственных организаций (в том числе агрохолдинги, агрофирмы), 1 452 крестьянских (фермерских) хозяйства, более 110 тыс. личных подсобных хозяйств в сельской местности. Среди наиболее крупных объединений в области активно осуществляют производственную деятельность холдинговая компания ОАО АПК «Орловская нива», интегрированные структуры ООО «Знаменский селекционно-гибридный центр», ООО «Эксима-Агро», ООО «Орловский лидер» и др.

В общей земельной площади области, составляющей 2,47 млн га, 1,9 млн га (77 %) занимают сельскохозяйственные угодья, из которых более 1,5 млн га, или свыше 79,4 % — пашня.

В 2012 г. в Орловской области хозяйствами всех категорий произведено продукции в 2,4 раза больше, чем в 2005 г., однако на 3,5 % меньше, чем в 2011 г. [5]. На рис. 1 представлена структура продукции сельского хозяйства региона по категориям хозяйств. В 2012 г. наибольшую долю занимали сельскохозяйственные организации — 61 %, наименьшую — крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) и индивидуальные предприятия — 7 %. За период 2005—2012 гг. произошло следующее структурное изменение: доля сельскохозяйственных организаций возросла на 13 %, доля частных хозяйств населения уменьшилась на 13 %, а уровень производства сельскохозяйственной продукции КФХ остался прежним.

Одним из показателей, с помощью которого можно оценить ситуацию на рынке труда сельских муниципальных образований, является уровень безработицы.

Федеральная служба государственной статистики, руководствуясь методологией Международной организации труда, определяет уровень безработицы как удельный вес числа безработных в общем числе экономически активного населения [6]. В статистике выделяют два способа измерения уровня безработицы: первый, при котором количество безработных определяется на основе выборочных

45%

48%

32%

61%

7%

- Сельскохозяйственные организации

- Крестьянские (фермерские) хозяйства

- Частные хозяйства населения

Рис. 1. Структура продукции сельского хозяйства Орловской области по категориям хозяйств в 2005 (а) и 2012 (б) гг.

обследований населения, а затем устанавливается общий уровень безработицы, и второй — при котором человек признается безработным по решению органов государственной службы занятости, после чего рассчитывается уровень зарегистрированной безработицы.

Одной из особенностей рынка труда как в Орловской области, так и в большинстве регионов страны является расхождение между уровнем общей безработицы и уровнем безработицы, регистрируемой государственными службами занятости. В 2012 г. по данным управления труда и занятости Орловской области, регистрируемый уровень безработицы составлял 1,1 %, а общий уровень — 5,3 % [4], т. е. почти в пять раз выше (для сравнения: в 2004 г. дифференциация составила 2,2 раза). К причинам такой значительной разницы между числом фактических безработных и лиц, зарегистрированных службами занятости в качестве таковых, можно отнести развитие скрытой безработицы, которая в наибольшей степени свойственна сельскому хозяйству. Сложная процедура постановки на учет в службе занятости, связанная с бюрократической волокитой, вынуждает людей самостоятельно искать работу или трудоустраиваться в неформальном секторе экономики.

В 2011 г. по сельским муниципальным районам Орловской области вариация в уровне регистрируемой безработицы составила 1,1 %. Автором была построена картограмма распределения сельских

муниципальных районов региона по уровню регистрируемой безработицы (рис. 2).

К муниципальным районам с самым высоким уровнем безработицы и, соответственно, с самой низкой занятостью относятся Знаменский, Шаблыкинский, Покровский, Крас-нозоренский, Сосковский, Ново-сильский и Дмитровский районы, где уровень регистрируемой безработицы в 2011 г. составил более 1,8%. К районам с наиболее благоприятной обстановкой на рынке труда относятся Урицкий, Колпнянский, Орловский, Ливенский, Троснянский и Малоархангельский муниципальные районы. В них уровень безработицы не превышал 1,3 %.

1,4-1,8%

-более 1,8%

Рис. 2. Картограмма Орловской области по уровню регистрируемой безработицы в 2011 г.: 1 — Болховский район; 2 — Верховский район; 3 — Глазуновский район; 4 — Дмитровский район; 5 — Должанский район; 6 — Залего-

щинский район; 7 — Знаменский район; 8 — Колпнянский район; 9 — Корсаковский район; 10 — Краснозоренский район; 11 — Кром-ской район; 12 — Ливенский район; 13 — Малоархангельский район; 14 — Мценский район; 15 — Новодеревеньковский район; 16 — Но-восильский район; 17 — Орловский район; 18 — Покровский район; 19 — Свердловский район; 20 — Сосковский район; 21 — Троснянский район; 22 — Урицкий район; 23 — Хотынецкий район; 24 — Шаблыкинский район

Рынок труда в сельских муниципальных образованиях Орловской области и уровень безработицы зависят от доли проживающего в них сельского населения (см. таблицу). Так, в 2011 г. с увеличением уровня безработицы в сельских муниципальных образованиях Орловской области наблюдалось сокращение доли сельского населения. Кроме того, на уровень занятости оказывает влияние развитие крупного сельскохозяйственного производства: с ростом числа предприятий, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, уровень безработицы сокращается.

Занятость населения в сельских муниципальных образованиях Орловской области обеспечивается не только крупными сельскохозяйственными организациями, но и развитием малых форм хозяйствования, в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (КФХ). Так, с ростом числа КФХ (в расчете на 1 000 км2 площади) уровень безработицы сокращается.

В группе сельских муниципальных образований области, где уровень безработицы максимален, несмотря на высокую долю сельского населения, отмечено наименьшее число организаций, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, а малые формы хозяйствования развиваются недостаточно.

В современных условиях модернизации аграрного труда сельское население ищет пути для обеспечения достойного уровня жизни. В связи с этим особая роль принадлежит развитию в сельских муниципальных образованиях самозанятости, к основным формам которой относят развитие собственного дела или работу в личных подсобных хозяйствах. Самозанятость сегодня — это реальный шанс для населения избежать безработицы и получать некоторый доход. Особенно востребован этот вид трудовой деятельности жителями сельской местности, где дефицит вакансий ощущается особенно остро.

Развитие личных подсобных хозяйств (ЛПХ) всегда было актуальным в сельской местности. Оно предполагает трудовую занятость сельчан, рост их благосостояния, снижение социальной напряженности. При этом занятость граждан в ЛПХ, с одной стороны, является источником постоянного дохода и одним из способов обеспечения продовольственной безопасности страны, а с другой — способствует развитию скрытой, нерегистрируемой безработицы. Многие крупные организации ведут тесное сотрудничество с ЛПХ, закупая производимую ими продукцию. Однако нужно признать, что данное направление развито недостаточно и требует проведения дальнейших мероприятий по совершенствованию механизма взаимодействия крупных сельскохозяйственных организаций с личными хозяйствами населения и развития сельскохозяйственных кооперативов.

С 2009 г. в рамках мероприятий по снижению напряженности на рынке труда государство оказывает материальную поддержку каждому безработному, намеревающемуся организовать собственное дело, в размере 58,8 тыс. руб., а начиная с 2010 г. — столько же на каждое дополнительно создаваемое рабочее место. Эта мера обусловила значительный приток сельских безработных в службы занятости за содействием в организации собственного бизнеса [1].

В 2011 г. 151,5 тыс. безработных в России получили субсидии на организацию предпринимательской деятельности, причем 56,9 % из них проживают в сельской местности. Было создано 61 тыс. дополнительных рабочих мест, в том числе 40,4 тыс. рабочих мест введено гражданами, открывшими собственное дело в 2011 г., и 20,6 тыс. рабочих мест — гражданами, открывшими собственное дело в 2009—2010 гг. Практически каждое второе дополнительное рабочее место было создано в сельской местности. Общая численность

Показатели уровня безработицы и сельскохозяйственной активности в Орловской области в 2011 г.

Уровень регистрируемой безработицы, % Количество муниципальных районов Доля сельского населения, °% Количество сельскохозяйственных организаций на 1 000 км2 Количество зарегистрированных КФХ на 1 000 км2

Менее 1,3 6 79,6 15 43

В интервале 1,3—1,4 5 65,9 9 70

В интервале 1,4—1,8 6 64,2 9 70

Более 1,8 7 71,9 6 36

В среднем по области — 72,2 10 54

Примечание. Составлено автором по данным [7].

участников этих мероприятий в 2011 г. (с учетом дополнительно созданных рабочих мест) составила 212,5 тыс. чел. [2].

Общим итогом проведения мероприятий по содействию занятости населения Орловской области в 2011 г. стало снижение напряженности на рынке труда до 1,5 человек против 3 претендентов на вакансию в 2005 г.

Подготовкой кадров для организаций и предприятий агропромышленного комплекса в Орловской области занимается Орловский государственный аграрный университет. Наибольший удельный вес в структуре подготовки кадров занимает укрупненная группа специальностей «Сельское и рыбное хозяйство» — 47 %. При этом соотношение спроса и предложения, а также направления подготовки по этой группе специальностей не совпадают. По профессиональному составу среди вакантных рабочих мест преобладают инженеры, агрономы, зоотехники, ветеринарные врачи, в то время как при поступлении в университет абитуриенты в качестве будущих специальностей выбирают не те, которые востребованы на рынке труда, а те, что являются наиболее, на их взгляд, престижными: экономист, бухгалтер, менеджер.

Исследование структуры населения Орловской области показало значительный удельный вес лиц, проживающих в сельской местности, что определяет необходимость совершенствования функционирования рынка труда в сельских муниципальных образованиях. В то же время на рынке аграрного труда наблюдается дисбаланс между спросом и предложением по рабочим профессиям и специалистам среднего звена сельскохозяйственного производства.

Для обеспечения агропромышленного комплекса квалифицированными рабочими кадрами и специалистами среднего звена целесообразно создание областного сельскохозяйственного образовательного кластера (СХОК). Задача СХОК — формирование трудового потенциала сельского хозяйства, обладающего высокими профессиональными знаниями и навыками, конкурентоспособностью и квалификацией, соответствующей потребностям современного рынка труда. Модель взаимодействия субъектов СХОК и рынка труда, представленная на рис. 3, предусматривает наличие следующих его участников: общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования (СПО), представителей аграрного бизнеса,

научно-исследовательских институтов и органов государственной власти Орловской области, учреждений высшего профессионального образования (ВПО), представленных Орловским государственным аграрным университетом.

Поскольку согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», из уровней профессионального образования исключено начальное профессиональное образование, потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах должны обеспечить средние профессиональные образовательные учреждения. В связи с этим автор считает необходимым создание на базе многопрофильного колледжа Орловского государственного аграрного университета учебного центра профессиональной квалификации.

На основе информации о выпускниках, размещенной центром трудоустройства Орловского ГАУ, и данных о наличии вакантных рабочих мест на предприятиях сельского хозяйства областные власти будут иметь возможность прогнозировать потребность в специалистах и размещать государственный заказ на требуемые профессии. Кроме того, это позволит разрабатывать программно-целевые инструменты по совершенствованию кадровой политики в региональном агропромышленном комплексе.

Создание сельскохозяйственного образовательного кластера позволит объединить усилия образовательного учреждения (университета), сельхозпроизводителей и представителей органов власти Орловской области для снятия уровня напряженности на рынке труда сельских муниципальных образований. При этом будет обеспечено качественное и количественное соответствие выпускников образовательных учреждений аграрного профиля реальным потребностям рынка труда, а также повышена конкурентоспособность сельскохозяйственных предприятий и привлекательность сельских территорий для трудовой деятельности.

Список литературы

1. Бондаренко Л. В. Занятость на селе и ресурсное обеспечение организаций малого бизнеса сельскими безработными // Экономика перерабатывающих и сельскохозяйственных производств. 2011. № 12. С. 58—62.

2. Мониторинг реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряжен-

со СТ5

Я >

а я о я

Вт1

Я

к

я

к и

1-3

м ■в м га

Б

1=1 ■в 5

о в к

-а ее -а

а

о

3

О О >4 В"

Рис. 3. Модель взаимодействия рынка труда, субъектов СХОК и производителей сельхозпродукции сельских муниципальных образований Орловской области

ности на рынке труда // Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости. URL: http:// rostrud. m/activities/31/monitormg_tabl/24072.shtml.

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3.

4. Обследование населения по проблемам занятости 2011 // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http:// www. gks. ru/bgd/regl/b11_30.

5. Орловская область в цифрах 2000, 2005, 2010—2012: стат. сб. // Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орел, 2013.

6. Павленков В. А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник. М.: Изд-во МГУ, 2004.

7. Социально-экономическое положение муниципальных районов и городских округов Орловской области в 2005—2010 гг. Сводные информационно-аналитические материалы / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орел, 2011.

8. Dijkstra L., Ruiz V. Refinement of the OECD regional typology: Economic Performance of Remote Rural Regions / Organisation for Economic Cooperation and Development. URL: http:// oecd. org/ dataoecd/41/56/45511797.pdf.

Вниманию руководителей органов власти, специалистов предприятий и учреждений, преподавателей, аспирантов и студентов вузов!

Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»

ISSN 2073-2872

Выпускается с 2005 года. Включен в перечень ВАК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Формат A4, объем 80 - 88 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34129 46573 12926

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 989-96-10, E-mail: [email protected]

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.