Научная статья на тему 'Рынок сельскохозяйственной продукции'

Рынок сельскохозяйственной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2481
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок сельскохозяйственной продукции»

патовой ситуации в данной области. Это в тех условиях, что только в 2005-2011 гг. основные средства в сельскохозяйственных предприятиях выросли на 26730,8 млн грн.

Эти данные хозяйственной деятельности предприятий аграрного сектора экономики Украины в целом, свидетельствуют о скорее экстенсивном, чем интенсивном типе развития. А положительная результативность от внедрения отдельных инновационно-технологических разработок в производство, в отдельных предприятиях, еще не является достаточным двигателем, который бы обеспечил в достаточной мере развитие сельскохозяйственного производства в противовес интенсификации, основанной на развитии научно-технического прогресса.

Следовательно, каждая инновационная разработка, как правило, внедряется в производство с целью повышения уровня производительности труда, но при этом происходит рост безработицы, снижение удовлетворения социальных потребностей людей в сельской местности, усиливается загрязнение окружающей среды.

Таким образом, исследования инновационно-технологических разработок, которые направляются однобоко и только на совершенствование отдельных направлений, без достаточного учета негативного влияния на другие уровни, которые могут возникнуть от их внедрения являются недостаточными. Внедрение "инноваций", следует рассматривать не только с позиции экономического прорыва и повышения эффективности функционирования предприятий, а комплексно, с учетом негативного их действия на каждом направлении отдельно: экономическом, социальном и экологическом.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. т. 5 / В.И. Ленин. - М., 1969. - с.101

2. Маркс К. Сочинения. 2-е изд.; т. 25. - ч. 2 / К.Маркс, Ф.Енгельс. - М., 1965. - с. 227

3. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. - М. : Советская Энциклопедия, 1981. - 1600 с.

4. Экономика сельського хозяйства : под ред. В.А. Добрынина. - 3-е изд. перераб. и доп. /Добрынин В.А., Беляев А.В., Дунаев П.П. и др.]. - М. : Агропромиздат, 1990. - 476 с.

5. Экономическая Энциклопедия. Политическая экономия / гл. ред. А.М.Румянцев. - М. : Сов. Энциклопедия, 1975.

6. Экономическая Энциклопедия : в 3 т. / ред. кол. : С.В. Мочерний (отв. ред.) и др. - К. : Академия, 2000 - 2001.

РЫНОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Павленчик Н.Ф., к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия Львовский национальный аграрный университет

В ходе развития и совершенствования обменных процессов, когда обмен стал не случайным, а регулярным, в том числе, между всеми желающими, а производство в значительной части продуцентов приобрело товарный характер, возникла потребность в сбыте продукции на установленном месте доступным для всех желающих приобрести ее на реальных условиях. Такое место, по нашему мнению, было отмечено как рынок. Процесс эволюции рынка вызывал изменение его сущности и соответствие трактовки.

В научной и экономической литературе и сейчас еще имеют место различия в системе категориально понятийного аппарата рынка продукции сельского хозяйства. Даже в одной и той же работы отдельного ученого могут встречаться различные употребления трактовок рынке аграрной сферы. Чаще всего используются такие дефиниции, как "агропромышленный", "рынок сельскохозяйственной продукции", "аграрный рынок", "агропродовольственный".

Значительное разнообразие понятий обусловлено различными методическими подходами ученых, в основу которых взят, как правило, произвольный формат содержания деятельности и факт нагрузки видов товаров, которые наполняют каждый из указанных рынков. Они не всегда находятся в соответствии, но иногда является в определенном противостоянии. Это затрудняет установление соответствующих контуров границ и

диверсификацию функционирования рынков, а также исключает разработку стратегии и форм и методов эффективного государственного их регулирования с целью улучшения свободного и прозрачного продвижения сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю.

Ученые на протяжении многих лет, пытались усовершенствовать определение рынка, используя различные признаки, свойства и черты, присущие в формате его места, роли, значения, задачи, условий и принципов функционирования в общественном производстве и жизни людей. Убедительным является то, что в основу формулировки понятия "рынок" многие ученые употребляют категорию экономических отношений, сопровождающих процессы производства, обмена и потребления предоставляя им только иную направленность, связанная с обменом товаров.

Формат рынка продукции сельского хозяйства чрезвычайно многовидовой и разнообразным. В его среде создаются и развивается система экономических отношений между производителями и потребителями, формируются производственно-экономические связи и имеет место органического сочетания аграрного производства и других отраслей экономики. В частности отраслей промышленности, поставляющих ресурсы и обслуживают его, транспорта, предприятий по переработке аграрной продукции и сети торговли, доказывающие продукцию сельского хозяйства к потребителю, только через акт купли-продажи, приобретая форму товара.

Наличие разновидности трактовка рынка в аграрной сфере и факт их употребления не соответствует обрисовке нагрузки и ассортимента товаров, которые наполняют каждый из «задекларированных» рынков, затрудняет разработку нормативных правоотношений и основ государственной политики по вопросам регулирования и стимулирования производства сельскохозяйственной продукции, развития ее рынка и обеспечения продовольственной безопасности страны. При таких обстоятельствах, по нашему мнению, возникает объективная необходимость и целесообразность выделения из массы рынков аграрной сферы рынка сельскохозяйственной продукции.

Наши взгляды основываются на том, что в словаре иностранных слов "аграрный" происходит от латинского agrarius - земельный и связан только с землепользованием [1, с. 20]. Современный толковый словарь украинского языка "аграрный" подает, как земельный, занимающийся сельским хозяйством [2, с. 17]. Итак, сущность понятия "аграрный рынок" и "рынок сельскохозяйственной продукции" является одна и та же, назначение которых состоит в создании условий для проведения торговых отношений исключительно с целью купли-продажи только сельскохозяйственной продукции. На этих позициях находятся и авторы экономической энциклопедии, подают трактовка "аграрный рынок", как рынок сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, понятие "аграрный рынок" равнозначно "рынку сельскохозяйственной продукции" и его применение ассоциируется четко с производством и торговлей продуктами сельского хозяйства как в натуральном виде, который используется непосредственно для личного потребления, так и продуктами переработки сельскохозяйственного сырья.

За счет использования черт, особенностей, роли, значения произошла диверсификация трактовка "аграрный рынок". Отдельные ученые считают целесообразным в его сферу деятельности включать не только торговлю сельскохозяйственной продукцией, но и средствами производства для сельского хозяйства. Данный методический подход, по нашему мнению, целесообразно связать с использованием трактовки "агропромышленный рынок", который несет товарные нагрузки как сельскохозяйственного, так и промышленного происхождения и связан с деятельностью агропромышленного комплекса в целом. Его составляющими могут выступать рынок труда, земли, средств производства, техники, средств химизации и т.п.

В формате "агропромышленного рынка", по нашему мнению, должно происходить сочетание технологии и организации сельскохозяйственного производства с предприятиями

несельскохозяйственного сфер экономики, которые стимулируют повышение и дифференциацию качественных показателей сельскохозяйственной продукции, расширение ее ассортимента, рациональное размещение, продуктовую, технологическую и территориальную специализацию и сокращение сезонности сельскохозяйственного производства. Агропромышленный рынок позволяет оптимизировать пропорции между сельским хозяйством и другими отраслями национальной экономики и создает почву для сокращения расходов на межотраслевых стыках, способствует решению социальных задач. Соответственно, в формате агропромышленного рынка должны формироваться производственно-экономические связи между субъектами сельскохозяйственного производства и предприятиями промышленности, транспорта, торговли, поставляющих сельскому хозяйству ресурсы, перерабатывающие его продукцию и доводящие ее до потребителя, направлены на повышение качества продукции, ее хранение и сокращение совокупных расходов и вместе с тем удовлетворение интересов каждого из участников.

При таких обстоятельствах, по нашему мнению, можно выделить два отдельных концептуальные подходы к пониманию сущности понятия рынка аграрной сферы: "агропромышленный рынок" и "рынок сельскохозяйственной продукции".

"Рынок сельскохозяйственной продукции" предлагаем рассматривать, как совокупность взаимосвязанных субъектов отдельных его сегментов, в основе функционирования которых лежат экономические отношения, направлены на обеспечение логистического перераспределения потоков сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю в пространстве и времени, с целью улучшения ее качества и удовлетворения интересов всех участников.

Структура рынка сельскохозяйственной продукции может иметь следующий вид (рис. 1).

Сегмент логистики:

Обеспечение перераспределения потоков сельскохозяйственной продукции як между участниками рынка, так и между другими рынками

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Сегмент производства:

Производители

всех организационно-правовых форм хозяйствования и хозяйства населения

1

Сегмент продукта:

Готовая продукция отечественных и

иностранных производителей; стратегические

запасы государственных институций с регулирования рынка

V

Сегмент реализации:

Места сбыта производителям и оптовых и розничных партий сельскохозяйств енной продукции

У

Сегмент потребителей:

Конечные покупатели; посредники; переработчики

V

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Эффективность деятельности (удовлетворение интересов):

Зависит як от умения использовать личные возможности, так и от умелого избегания влияния внешних угроз

Рисунок 1. Модель парадигмы «рынка сельскохозяйственной продукции» Выделение в отдельный формат и использования, как экономической категории "рынка сельскохозяйственной продукции" способствовать: определению четкого алгоритма его сегментации; регулированию логистических процессов; построении отношений между субъектами рынка на договорной основе; регулированию реализации продукции во времени и пространстве; формированию специфической транспортной инфраструктуры; постоянства мест сбыта продукции сельского хозяйства; улучшения качества сельскохозяйственной

продукции и повышению эффективности деятельности ее производителей; прозрачном товародвижения от производителя к потребителю и формированию справедливого ценообразования; целевой государственной поддержке сельскохозяйственных производителей и возможности его государственного регулирования; созданию условий обеспечения выгоды производителям адекватно затраченным ресурсам; формированию социального развития сельских населенных пунктов.

Предоставление четкой трактовки рынка продукции сельского хозяйства как "рынок сельскохозяйственной продукции" позволит охарактеризовать специфику товара рынка и концентрации внимания на разработке нормативно-правовой базы именно под этот формат с целью обеспечения производства, регулирования логистических процессов и экономических отношений в процессе свободного товародвижения сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю с сохранением ее объема и качества.

Итак, продукция сельскохозяйственных производителей поступает в потребление только в виде товара через обменные операции купли-продажи. И методологический подход к рассмотрению рынка сельскохозяйственной продукции должен рассматриваться как механизм проявления товарно-денежных и экономических отношений взаимодействия покупателей и продавцов, в конкретной форме, на основе согласования их интересов и предпочтений. На такой почве должно строиться исследование формирования рынка сельскохозяйственной продукции послужит выявлению состояния и перспектив развития объемов производства продукции сельского хозяйства, ее ассортимента и улучшения качества и конкурентоспособности, в том числе на мировом рынке.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Словарь иностранных слов / под ред . А.С. Мельничука. - М. : Главная редакция Украинской

Советской энциклопедии, 1977. - 775 с.

2. Современный толковый словарь украинского языка : 50000 слов / об. ред . В.В. Дубичинский . - М.

: ШКОЛА , 2006 . - 832 с.

ОЦЕНКА РИСКОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

Павлушкина О.И., Заслуженный работник сельского хозяйства РФ,

зав. отделом Добровольская О.С., к.э.н., ст.н.с.

Черная А.Е., ст.н.с.

ГНУ Всероссийский научно-исследовательского институт экономики и нормативов

В условиях непрерывного изменения социально-экономической среды происходит постоянная трансформация степени влияния рисков на деятельность хозяйствующих субъектов. В этой связи актуальна оценка рисков функционирования различных сельхозпроизводителей в регионах страны, позволяющая выявить и оценить наиболее рискоопасные области в принимаемых решениях.

При участии авторов в ГНУ ВНИИЭиН проведены исследования по оценке рисков функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в регионах Российской Федерации с использованием различных методов, в том числе был использован метод экспертных оценок [1].

Сущность рассматриваемого метода заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Полученное в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.

Основные этапы проведения экспертного опроса представлены в следующей последовательности:

формулирование цели экспертного опроса формирование перечня рисков и составление опросных листов — отбор и формирование группы экспертов — проведение опроса - анализ и обработка информации экспертов.

Целью экспертного опроса является отбор и оценка наиболее существенных рисков,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.