Научная статья на тему 'Механизм устойчивого развития агропромышленного производства в условиях совершенствования рынка материально-технических ресурсов'

Механизм устойчивого развития агропромышленного производства в условиях совершенствования рынка материально-технических ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТ ЭКОНОМИКИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / КРИЗИС / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сохроков Х.Х., Багова О.И.

В современных условиях ключевым фактором развития агропромышленного производства является техническое перевооружение сельского хозяйства. В статье рассматривается трансформация системы материально-технического обеспечения страны в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования, а также организационно-экономический механизм построения системы ресурсного обеспечения национального АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм устойчивого развития агропромышленного производства в условиях совершенствования рынка материально-технических ресурсов»

6 (243) - 2014_ стратег^1я развития экономики

УДК 338.436.33

механизм устойчивого развития

агропромышленного производства в условиях совершенствования рынка

материально-технических ресурсов

Х. Х. СОХРОКОВ,

доктор экономических наук, профессор, заместитель председателя Правительства КБР E-mail: prav-ksm@mail.ru

О. И. БАГОВА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов предприятий и инвестиций E-mail: bagova@list.ru Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, Нальчик

В современных условиях ключевым фактором развития агропромышленного производства является техническое перевооружение сельского хозяйства. В статье рассматривается трансформация системы материально-технического обеспечения страны в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования, а также организационно-экономический механизм построения системы ресурсного обеспечения национального АПК.

Ключевые слова: сегмент экономики, реформирование, интенсификация, кризис, стимулирование, финансирование, кредитование, кризис.

Значение сельского хозяйства в экономическом развитии любой страны неоспоримо. Специфика аграрного сектора обусловлена производством как готовых продуктов питания, так и сырья для многих видов непродовольственных товаров. Таким образом, можно еще раз констатировать, что от уровня развития сельского хозяйства во многом зависит экономическая и продовольственная безопасность страны. Несмотря на то, что в нашей стране принят ряд мер по улучшению экономических условий

функционирования предприятий и организаций агропромышленного комплекса (АПК), пока еще не удалось обеспечить его устойчивого и динамичного развития, отвечающего поставленной задаче ускорения темпов роста экономики, удвоения валового внутреннего продукта страны - многие проблемы продолжают оставаться нерешенными [4].

Ключевая роль в развитии устойчивого агропромышленного производства отводится системе ресурсного обеспечения АПК. Материально-техническое обеспечение АПК является связующим звеном между промышленным сектором, занимающимся непосредственно производством технических ресурсов для аграриев и самим сельским хозяйством. Ресурсное обеспечение АПК охватывает такие широкие сферы деятельности, как сбыт сельскохозяйственной техники и снабжение сельскохозяйственного производства.

Понимание сущности материально-технического обеспечения как необходимого процесса в жизни общества неразрывно связано с его ролью и местом в процессе воспроизводства. Основой социально-экономического развития национальной и регио-

- 15

нальных экономик, расширенного воспроизводства экономического продукта является использование и воссоздание базисных производственных факторов в виде природных ресурсов, рабочей силы и капитала. При этом первые два фактора являются относительно постоянными, ибо они в меньшей мере подвержены существенным трансформациям. Капитал же, которым являются ресурсы, созданные и используемые людьми для производства товаров и услуг с целью получения дополнительного дохода, претерпевает значительные и непрерывные изменения как по форме, так и по содержанию [1].

Что касается эффективности агропромышленного комплекса, то устойчивость его развития неразрывно связана с уровнем механизации и технической оснащенности сельскохозяйственного производства. Опыт развитых стран показывает, что реформы в агропромышленном производстве должны быть связаны в первую очередь с техническим и технологическим перевооружением сельского хозяйства. В сознании и руководства страны, и простых граждан уже четко сформировалось понимание важной роли АПК в развитии экономики. Интенсификация производства данного сектора, повышение конкурентоспособности отечественных сельхозпроизводителей - это проблемы, решение которых связано со стратегической задачей - обеспечением продовольственной безопасности страны.

Применение высокопроизводительных технологий в сельском хозяйстве будет способствовать как росту экономики в масштабах страны, так и повышению рентабельности отдельных сельскохозяйственных производств. Помимо этого использование современных технологий в агропромышленном производстве позволит решить и такие важные задачи, как охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности страны.

Переход от плановой экономики к рыночному регулированию разрушил существовавшую систему ресурсного обеспечения сельскохозяйственного производства, что повлекло за собой определенные негативные последствия. Произошла замена плановых механизмов распределения ресурсов между сельхозпроизводителями взаимоотношениями, основанными на рыночных законах спроса и предложения.

Однако в условиях ускоренного перехода от командно-административной системы к рыночным методам хозяйствования необходимо было учесть, что аграрный рынок имеет свои специфические осо-

бенности. Это, в частности, непрерывность спроса на продукты питания, когда эластичность спроса минимальна и зависит от небольших колебаний цен на продовольственные товары. Другой отличите ль-ной особенностью аграрного рынка является его сезонность, а также высокая конкуренция среди продавцов идентичных товаров. Сельхозпроизводители вынуждены определять отпускные цены по законам спроса и предложения, несмотря на то, что для аграрного рынка характерна нестабильность в рыночной конъюнктуре из-за сезонности сельскохозяйственного производств как в течение года, так и на длительных промежутках времени, в зависимости от урожая.

Отмеченные особенности аграрного рынка должны были учитываться в переходный период, поскольку они определяют дальнейшую рыночную тактику и стратегию в данном секторе. В настоящее время этот рынок имеет сложную структуру (рис. 1), причем некоторые его элементы еще не сформированы до конца (в частности, рынок научно-технической продукции или рынок земли).

Из приведенной на рис. 1 схемы видно, что важное место в системе аграрного рынка занимает рынок материально-технических ресурсов, т. е. средств производства. Остановимся на данном сегменте поподробнее. В современных условиях рынок ресурсного обеспечения аграрного сектора состоит, с одной стороны, из производителей сельскохозяйственной техники, в частности предприятий отечественного сельхозмашиностроения, а с другой - из потребителей данного вида продукции -сельхозпроизводителей.

Необходимо отметить, что в настоящее время рынок производителей отечественной сельскохозяйственной техники представлен в первую очередь тракторостроительным сектором, лидерами которого являются: концерн «Тракторные заводы» (КТЗ), которому принадлежат около 20 профильных предприятий; ОАО «Волгоградский тракторный завод» (ВгТЗ); ОАО «Липецкий тракторный завод» (ЛТЗ); ЗАО «Петербургский тракторный концерн» (ПТК); ООО «Челябинский тракторный завод» (ЧТЗ-Урал-трак); ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» (ВТЗ); АО «Алтайский тракторный завод» (АО «Алтрак»); ООО «Онежский тракторный завод» (ОТЗ). Из наиболее крупных комбайнострои-тельных предприятий можно выделить ОАО «Рост-сельмаш», ОАО «Красноярский завод комбайнов» и ОАО «Таганрогский комбайновый завод».

Рис. 1. Структура аграрного рынка

В настоящее время ситуация такова, что большинство отечественных сельхозпроизводителей используют устаревшую технику (как морально, так и физически). При этом отсутствие возможностей заменить ее негативно сказывается на самом агропромышленном производстве и на его потенциальном поставщике - машиностроительном секторе, поскольку производимая им сельскохозяйственная техника не находит сбыта вследствие неплатежеспособности покупателей. Разорвать этот порочный круг возможно только совместными усилиями государственных органов власти, аграриев, ученых и специалистов-практиков.

Российским сельхозпроизводителям необходима отечественная сельскохозяйственная техника, которая станет доступна массовому потребителю. При этом такая техника должна быть высокопроизводительной, энергосберегающей, ресурсосберегающей, а самое главное - недорогой. Решение данной проблемы является особенно актуальным в условиях вступления России в ВТО, когда многие отечественные производители (в частности, сельхозтехники) оказались в кризисной ситуации. Большинство предприятий не выдерживает конкуренции с западными компаниями, у отечественных производителей сельхозмашин появились серьезные трудности со сбытом готовой продукции. Решение данной проблемы требует принятия скоординированных мер на уровне руководителей предприятий, регионов и страны в целом.

Необходимо отметить, что отечественный агропромышленный комплекс сохранил свой высокий научно-производственный потенциал. При оказании действенной государственной поддержки производители сельхозмашин способны и сегодня полностью удовлетворить потребность АПК в основных видах сельскохозяйственной техники. Для выхода из создавшегося сложного положения федеральным и региональным органам власти необходимо обеспечить формирование и развитие платежеспособного спроса на эту продукцию, а также ускорить реализацию мер адресной государственной поддержки предприятиям.

В данном направлении уже сделаны определенные шаги. Так, Министерством промышленности и торговли РФ разработана Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 г., а Правительством РФ принята Программа обновления парка сельскохозяйственной техники на период 2012-2014 гг. Кроме того, с января 2013 г. стартовала Федеральная программа поддержки отечественных производителей сельскохозяйственной техники. Согласно этой программе, производители сельскохозяйственной техники получат из федерального бюджета субсидии в размере 15 % от цены выпускаемой продукции. Кроме того, государство компенсирует часть затрат на производство техники, чтобы стимулировать обновление ее парка у сельхозпроизводителей.

- 17

Конечно, сами предприятия также должны приложить максимум усилий для выхода из кризисной ситуации. Им предстоит реализовать широкий комплекс мер по реформированию управления, модернизации производственного потенциала и оптимизации мощностей, повышению конкурентоспособности и качества продукции, внедрению современных систем сертификации, созданию и освоению выпуска новой современной сельскохозяйственной техники.

Для эффективной реализации всех указанных выше мероприятий нужно с большим вниманием рассмотреть и доработать организационно-экономический механизм системы материально-технического обеспечения АПК. Он предусматривает определение места размещения и организацию снабженческих и обслуживающих предприятий, создание нормативной базы, организацию процесса снабжения и технического сервиса сельскохозяйственных товаропроизводителей, формирование трудового коллектива и аппарата управления производством, приобретение транспортных средств и технологического оборудования, установление связей с заводами - изготовителями материально-технических ресурсов и др. [2].

Экономический механизм системы материально-технического обеспечения включает совокупность мероприятий по установлению производственных

связей снабженческих предприятий с заводами-изготовителями и потребителями материально-технических ресурсов (услуг) и расчетов с ними, а также разработку цен, наценок, материальное стимулирование, вопросы налогообложения, финансирования, кредитования и др. [2]. Схема системы материально-технического обеспечения агропромышленного производства представлена на рис. 2.

Совместное решение организационных и экономических проблем в системе ресурсного обеспечения АПК представляет собой единый процесс становления и дальнейшего развития системы снабжения, инструментом реализации которого на практике является хозяйственный механизм. Хозяйственный механизм системы материального обеспечения отличается сложной внутренней структурой, в состав которой входят планирование как его важнейшее центральное звено, маркетинг рынка, стимулирование качества снабжения, включая цены, финансово-кредитные механизмы, различные формы оплаты труда и материального поощрения. Единая направленность всех звеньев хозяйственного механизма, их согласованность между собой - важнейшая предпосылка его активного воздействия на повышение эффективности агропромышленного производства и решение социальных задач.

Характер и устойчивость экономических отношений предприятий АПК определяются степенью

Рис. 2. Структура организационно-экономического механизма материально-технического обеспечения АПК

устойчивости их межхозяйственных связей - чем устойчивее связи, тем выше уровень экономических отношений и, наоборот - чем лучше экономические отношения отвечают желаниям участников, тем теснее и совершеннее экономические связи. Основу экономических отношений сельских товаропроизводителей составляют взаимоотношения и по поводу купли-продажи каких-либо работ, услуг, в том числе:

- механизированные работы, связанные с обработкой сельскохозяйственных угодий, и т. п.;

- ремонт и обслуживание техники;

- производство изделий технического назначения (запасных частей к машинам, инвентаря и т. п.);

- предоставление техники в аренду и по лизинговым договорам;

- продажа машин как сельскохозяйственного (тракторы и др.), так и несельскохозяйственного (автотранспорт, бульдозеры и др.) назначения;

- другие виды услуг, продиктованные потребностями сельских товаропроизводителей (например, предоставление автомобильного транспорта в период уборки урожая и т. п.).

В настоящее время рынок материально-технического обеспечения еще не имеет достаточно развитого рыночного механизма саморегулирования, поэтому вмешательство государства в эту сферу просто необходимо, а то, какие способы регулирования экономики (прямые или косвенные) принесут более весомые результаты, зависит от конкретной ситуации и обстоятельств.

Государственное регулирование рынка материально-технического обеспечения АПК должно выражаться в правовой, организационной, экономической, социальной и иной деятельности государственных органов, направленной на эффективное формирование рынка материально-технического обеспечения АПК в случаях, когда рыночный механизм недостаточно эффективен [2].

Мировой опыт подтверждает, что государство было и должно оставаться не только регулятором, но и участником рынка. Речь идет лишь о соответствующих формах и методах его участия в управлении экономикой через механизм регулирования межотраслевых, межрегиональных взаимоотношений, финансово-кредитную, налоговую и ценовую политику, обеспечение паритета доходов сельскохозяйственных и других товаропроизводителей.

В последнее время организационные и распорядительные методы государственного управления ошибочно отождествляются с командно-административной системой прошлых лет. Однако игнорирование этих методов является одним из основных признаков отсутствия управляемости, поскольку они базируются на соблюдении действующего законодательства, трудовой, технологической и производственной дисциплины.

В настоящее время именно экономические методы управления лежат в основе активизации трудовой деятельности, связывают в единую систему общественные, коллективные и личные интересы. Эти методы реализуются через рыночные отношения, планирование, механизм ценообразования, финансирования, кредитования, налогообложения, материального стимулирования [3].

Решить сложную многогранную проблему материально-технического обеспечения, а следовательно, во многом и выхода сельского хозяйства из кризиса возможно только при гарантированной поддержке государством товаропроизводителей, в полной мере используя возможности рыночной экономики. Для этого необходимо решить следующие основные задачи:

• на государственном уровне обеспечить финансовую поддержку сельских товаропроизводителей, чтобы предоставить возможность хозяйствующим субъектам с различным уровнем платежеспособности иметь доступ к технике и использовать ее в нужном количестве;

• снизить диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию;

• привести в соответствие реальный и потенциальный спрос на сельскохозяйственную технику;

• ввести государственный заказ на поставки в АПК техники на основе лизинга, льготного кредитования, бюджетных ссуд и собственных средств сельских товаропроизводителей;

• продолжить работу по созданию и совершенствованию машинно-технологических станций;

• развивать систему рыночной инфраструктуры материально-технического обеспечения АПК на базе сложившейся сети ремонтно-техничес-ких предприятий;

• совершенствовать формы и методы экономических взаимоотношений между производителями и пользователями сельскохозяйственной техники.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что государство - это важный субъект рыночных отношений, который, используя комплекс правовых, финансово-экономических и организационно-административных мер, может существенно повлиять на преодоление спада сельскохозяйственного производства и на развитие АПК.

При этом следует помнить, что рынок нормально функционирует только в своем равновесном состоянии, и различного рода вмешательства и регулирование не должны затрагивать и ограничивать свободы предпринимательства и конкуренции на рынке как основные факторы деловой активности и главные источники повышения эффективности производства.

Список литературы

1. Ашхотов А.М., Ашхотов В. Ю., Суслов Д. А. Воспроизводственный капитал как основа регионального развития // Terra Economicus. 2007. Т. 5. № 4. С. 24-27.

2. Ашхотов В. Ю., Ашхотова Ф. Б., Баксанов И. Р. Организационно-экономические аспекты формирования системы материально-технического обеспечения сельскохозяйственной отрасли АПК. Нальчик: Полиграфсервис Т, 2003.

3. Куликов И. М. Государственное регулирование и инвестиционное проектирование воспроизводства АПК. М. : Изд-во ВОМСХ, 2002.

4. ШогеновБ. А., Жемухов А. Х. Стратегия развития АПК в рыночных условиях хозяйствования // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2006. № 5. С. 19-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.