УДК 338.43(571.51) О.И. Антамошкина, И.А. Печеная, З.Е. Шапорова
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АПК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Статья посвящена проблемам формирования рыночной инфрастрктуры АПК Красноярского края. Выявлены особенности региональной инфраструктуры рынка, предложены пути решения проблемы. Ключевые слова: экономика, финансовый кризис, структура, общество.
O.I. Antamoshkina, I.A. Pechenaya, Z.E. Shaporova PROBLEMS OF THE MARKET INFRASTRUCTURE FORMATION IN THE AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF KRASNOYARSK REGION
The article is devoted to the problems of market infrastructure formation in the agrarian and industrial complex of Krasnoyarsk region. The features of the market regional infrastructure are revealed.The ways for the problem solution are offered.
Key words: economy, financial crisis, structure, society.
Особенностью современного периода развития АПК является то обстоятельство, что акцент аграрных преобразований все более переносится в регионы. Здесь производится товарная продукция, осуществляются непосредственные экономические связи между сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями, заготовительными организациями и торговлей, формируются первичные производственные отношения.
Необходимо отметить, что сельское хозяйство имеет особый характер, в отличие от большинства других отраслей экономики и соответственно от других отраслей, не довольствуется общеэкономической политикой, а требует особой аграрной политики, учитывающей специфику этого сектора экономики.
Одними из главных факторов, определяющих экономическую эффективность сельскохозяйственного производства и общий уровень социально-экономического положения в субъектах Российской Федерации, являются аграрные преобразования, как необходимая предпосылка формирования и функционирования действенного экономического механизма государственного регулирования аграрной сферы национальной экономики.
Как и всякая объективно существующая система, сельскохозяйственный рынок обладает собственной инфраструктурой. Без целостной эффективно функционирующей инфраструктуры существование современной рыночной экономики невозможно. Развитие инфраструктуры оказывает непосредственное влияние на формирование цивилизованного рынка.
Существующая инфраструктура имеет черты переходного периода. Это выражается в том, что процесс ее формирования происходит стихийно, часто без минимально необходимого государственного регулирования. Серьезное отставание нормативной и правовой основы деятельности характерно практически для всех институтов рыночной инфраструктуры.
Институты рыночной инфраструктуры способны предоставлять сельскохозяйственному товаропроизводителю множество разнообразных механизмов поддержки эффективности его деятельности.
В агропромышленном рынке выделяются три основные проблемы, напрямую связанные с несовершенством рыночной инфраструктуры, обслуживающей агропромышленный комплекс: отсутствие финансирования; отсутствие сбыта; информационная неосведомленность (рис. 1).
Агропромышленный рынок Красноярского края не является исключением. Существует проблема поиска приемлемых рынков сбыта. Многие сельскохозяйственные товаропроизводители значительно эффективнее ведут производство, чем сбывают свою продукцию. Зачастую им недостает времени или сил для того, чтобы понять и удовлетворить потребности сегодняшних рынков. В настоящее время товарообмен в агропромышленном комплексе идет по трем направлениям: через прежнюю государственную распределительную систему; по линии прямых связей; через возникшие новые рыночные структуры.
Рис. 1. Проблемное поле агропромышленного рынка
За последние два года сельскохозяйственные товаропроизводители Красноярского края при реализации продукции использовали оптовое звено, собственные каналы реализации, а также широкое распространение получила реализация по бартеру и с использованием сети общественного питания.
Объемы реализации продукции для государственных нужд продолжали снижаться. Так, по зерну и зернобобовым в 2007 г. было реализовано 76,7% к уровню 2006 г., а по скоту и птице 58,6%. Отсутствие эффективной системы распределения, способной обеспечивать большое количество потребителей более широким набором товаров и услуг, становится непреодолимым препятствием для товаропроизводителей. Многие предприятия создают специальные организации для снабжения своих работников продовольствием и товарами за счет бартера по взаимопоставкам и взаиморасчетам. Так, населению через систему общественного питания, включая продажу и выдачу в счет оплаты труда, в 2007 г. было реализовано овощей в 1,8 раза больше, чем в 2006 году, молока - в 1,2 раза, яиц - в 1,5 раза, а по бартерным сделкам зерновых и зернобобовых - в 1,2 раза, картофеля - в 1,9 раза.
Значительное распространение давальческих операций связано с недостатком денежных средств, при которых сельскохозяйственный производитель перерабатывает свою продукцию на предприятии и расплачивается за нее частью этой же продукции. Особенно большое распространение такая практика получила при переработке зерна на муку.
На продовольственном рынке в крае сохранились многие отрицательные черты административной системы распределения продовольственных ресурсов, до сих пор не сформирован четко функционирующий организованный продовольственный рынок, хотя меры к его созданию предпринимаются администрацией и органами на местах, а также и частным бизнесом. В системе распределения продовольственных продуктов вследствие монопольного положения производителей и посредников складываются большие транзакционные издержки.
Остро стоит вопрос о создании организованных продовольственных рынков в форме системы оптовых и крестьянских краевых, межрайонных и районных рынков. Такая форма позволяет, во-первых, уменьшить долю добавленной стоимости к продукции сельского хозяйства, которая образуется на пути от производителя к потребителю за счет создания конкурентных рынков, и, во-вторых, непосредственно сельскому производителю контролировать этот процесс через свое непосредственное участие в деятельности в системе организованных продовольственных рынков.
Отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры, которая позволяла бы преобразовывать сельскохозяйственную продукцию в конечный потребительский товар, является столь же серьезным ограничением для товаров местного производства в конкурентной борьбе за потребителя, как и климатические условия региона, экологические условия и соотношение цены и себестоимости для сельскохозяйственной продукции. Этот фактор сдерживает экономический рост агропромышленного комплекса Красноярского края.
Сельскохозяйственным товаропроизводителям обычно недостает рыночной силы, потому что в современных условиях многие и сельскохозяйственные предприятия, и фермеры, и хозяйства населения производят сельскохозяйственную продукцию в сравнительно небольших объемах, поэтому у них нет рыночного преимущества, проистекающего из дифференциации продукта. Поэтому самым важным результатом сбытовой и маркетинговой кооперации является предоставление производителям широкого рынка, как с географической точки зрения, так и с точки зрения разнообразия потребителей продукции. В результате в периоды высокого предложения небольшие рыночные излишки продукции в меньшей степени подвержены влиянию цен, а последние более стабильны.
Все указанные проблемы взаимосвязанны, для их ликвидации требуется наличие и эффективное функционирование многих элементов рыночной инфраструктуры, следовательно, необходим комплексный системный подход к проблеме.
Для эффективного функционирования системы товародвижения необходимо большое внимание уделять оптовой торговле и таким двум крупнейшим ее элементам, как товарные биржи и оптовые и розничные продовольственные рынки.
Для многих видов сельскохозяйственной продукции, особенно скоропортящихся, наиболее приемлемой является реализация через систему оптово-розничной продажи сельскохозяйственного продовольствия.
Функционирование оптовых продовольственных рынков на территории края позволит: обеспечить бесперебойное снабжение населения качественной продукцией, сократить потери сельскохозяйственной продукции; предоставить всем поставщикам сельскохозяйственной продукции возможность устойчивого выхода на цивилизованный и конкурентный Демонополизированный) рынок; обеспечить существование единого обустроенного места для осуществления сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции и продовольствия; организовать встречные продажи продукции производственно-технического назначения; повысить эффективность снабжения и распределения продовольствия в крае; обеспечить концентрацию конкретной продукции в конкретном месте; упростить и ускорить процесс движения сельскохозяйственной продукции к конечному потребителю; ускорить и упростить взаиморасчеты и платежи; внедрять и развивать современные методы хранения и реализации продукции; изучать рынок и налаживать деловые контакты с товаропроизводителями и содействовать оптовым организациям в развитии рынка и установлении межрегиональных связей; сформировать рыночную цену и исключить многочисленных посредников в цепи между сельскохозяйственными производителями и потребителями; обеспечить объективной информацией о спросе и предложении на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие и передать ее соответствующим оптовым поставщикам и потребителям.
Важнейшим инструментом межрайонной товаропроводящей системы может стать Агропромышленная корпорация, включающая распределительные центры, создающиеся в целях концентрации и формирования широкого ассортимента продукции от товаропроизводителей к оптово-розничной торговле (рис. 2). Распределительный центр может представлять собой вновь созданное складское помещение, специализированное по видам хранения разных видов сельскохозяйственной продукции и обеспечивать поставки, хранение и выдачу продукции, закупленную оптово-розничной сетью по контрактам. Деятельность распределительных центров может осуществляться на основе договора регионального оптового продовольственного рынка с оптовыми покупателями.
13
ЛПХ
С/Х Потреб-кооперативы
Мелкие и средние товаропроизводители I
Распределительный центр
Автопарк Центр контроля качества Склад
I I
Н-1-I
Л.
ПОТРЕБИТЕЛИ
Перераба-
тывающие
предпри-
ятия
Оптовая
торговля
Розничная
торговля
Межрайонная товаропроводящая система (МТС)
Крупные сельхозпроизводители ь '
I
-I—► I I
I
I
1_ Л
СКЛАД
Консультационноинформационный центр (электронная товарная биржа)
Уполномоче нный банк
ЛПХ Мелкие и средние
товаропроизводители
С/Х Потреб-кооперативы
т
I
Т-
I
I
. I
Центр контр оля качества
СКЛАД
Распределительный центр
Автопарк Центр контроля качества Склад
ПОТРЕБИТЕЛИ
т
экс порт
Краевой оптовый продовольственный рынок (КОРП)
Перераба-
тывающие
предприятия
Оптовая
торговля
Розничная
торговля
Межрайонная товаропроводящая система (МТС)
товарный поток информационный поток финансовый поток
Рис. 2. Агропромышленная корпорация (ОАО)
Вестник^КрасТАУ- 2009. №4
Экономика
В рамках межрегиональной товаропроводящей системы покупатели смогут выставлять заявки на закупку продукции и совершать сделки, участвуя в ежемесячных торгах, на которых должны приниматься меры по контролю над ценообразованием в целях недопущения резкого дневного повышения или понижения цен, их искусственного завышения или занижения.
В настоящее время сельскохозяйственные предприятия, как никогда ранее, нуждаются в информации по сбыту своей продукции: о конъюнктуре рынка, возможных каналах реализации, перспективных сегментах рынка, консалтинговых услугах, прогнозе развития товарных рынков и т. д. Поэтому особое место в предлагаемой системе занимает информационно-консультационная служба.
Основные задачи, решаемые службой, - на основе взаимодействия с районными информационными службами (администрациями районов) и полученной рыночной информацией проводить и координировать сбытовые действия, выбирать наиболее выгодные рынки сбыта; рекомендовать производству виды, объемы и сроки поставки продукции; осуществлять материально-техническое снабжение.
Первый уровень информационной системы формируется на базе сельскохозяйственных товаропроизводителей и содержащей информацию по видам сельскохозяйственной продукции, а также данные о производителе сельскохозяйственной продукции (его имя, адрес и т.д.), об учете отправляемых грузов, о детальном управлении запасами продукции и другие данные.
На этом уровне выполняются следующие функции:
- сбор, обобщение и анализ информации о продовольственных рынках, структуре потребительского спроса, наличии и движении продукции, ценовой мониторинг;
- прогнозирование потребительского спроса на сельскохозяйственную продукцию, объемов производства и реализации продукции и услуг;
- консультирование по вопросам построения бизнес-планов, разработке планов по маркетингу сельскохозяйственной продукции, их исполнению, оценке рисков и прибыли, эффективности маркетинговых решений;
- обеспечение взаимодействия между краевым информационным центром, предприятиями АПК, а также их взаимодействия с торговыми и заготовительными предприятиями независимо от форм собственности.
Второй уровень информационной системы формируется на базе ОПР, который решает следующие задачи:
- осуществление современных организационно-экономических проектов и программ;
- оптимизация структуры сельскохозяйственного производства и товарного ассортимента продукции, совершенствование ее сбыта, механизма взаиморасчетов и каналов натурального товародвижения;
- сбор и анализ рыночной информации, проведение маркетинговых исследований потребительского рынка продовольствия и сырья;
- совершенствование системы стандартизации, сертификации и контроля качества сельскохозяйственной продукции и услуг;
- организация работы по проведению маркетинговых исследований потребительского рынка сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки; ее дифференциации и рыночной сегментации по совершенствованию рыночного ассортимента, выявлению и развитию новых потребительских свойств сельскохозяйственной продукции;
- обобщение и анализ информации о продовольственных рынках, структуре потребительского спроса, наличии и движении продукции, динамике цен посредством телекоммуникационных сетей с федеральной службой рыночной информации и районными маркетинговыми службами, торговыми и заготовительными предприятиями;
- оказание методической помощи в использовании стратегий маркетинга в крае, развитии товарного ассортимента предприятий, определении количественных и качественных параметров продукции, рыночной сегментации, расчета эффективных форм экономического распределения натурального товародвижения;
- организация и обеспечение работы электронной товарной биржи.
Непременное условие успешного функционирования системы в крае - создание единого информационного пространства, которое обеспечит обмен оперативной информацией. Единое информационное пространство создается на базе информационных компьютерных сетей. Основные задачи создаваемой системы - обеспечение всех объектов хозяйствования оперативной конъюнктурной информацией о ценах и объемах реализации (закупок) сельскохозяйственной продукции и продуктах питания на всех этапах прохождения (от производителей, оптовых покупателей, перерабатывающих предприятий и т.д. до продавцов розничной торговой сети и на колхозных рынках). Это позволит сельским товаропроизводителям лучше ориентиро-
ваться в условиях рынка, а на федеральном уровне на основе объективных данных разрабатывать адекватные меры по государственному регулированию рынка АПК, подготавливать и распространять регулярные аналитические материалы о состоянии и тенденциях развития рынков сельскохозяйственной продукции в целом по стране и отдельным регионам и продуктам.
Анализируя существующую инфраструктуру рынка АПК и проблемное поле агропромышленного рынка, можно установить следующие особенности региональной инфраструктуры рынка:
- отсутствие централизации рыночных услуг, разобщенность звеньев;
- обособленность подразделений друг от друга, отсутствие взаимодействия и взаимопомощи;
- несоответствие реально выполняемых функций, обозначенных в учредительных документах, положениях;
- неосведомленность потребителя услуг об оказываемых различными институтами рыночной инфраструктуры услугах;
- недостаточность поддержки объектов рыночной инфраструктуры органами государственной власти;
- безынициативность и недостаточность компетенции многих сотрудников;
- несоответствие существующей инфраструктуры рынка требуемому уровню развития.
Выявленные проблемы могут быть решены путем создания кооперативов, объединяющих ЛПХ;
строительства распределительных центров, включающих в себя автопарк, центр контроля качества и склады; организации краевого оптового продовольственного рынка; создания информационно-консультационных центров.
Аграрная сфера может выжить и развиваться только при условии, если обеспечиваются сбалансированные связи сельского хозяйства, отраслей промышленности, производящих для него средства производства, сферы переработки и реализации продукции.
'--------♦-----------