УДК 338.439.6.003.13
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ
В. И. Горшенин, соискатель
ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, т. 8 (3537) 21-46-77; е-таП: [email protected]
Раскрыты основные направления регионального обеспечения населения продовольствием за счет создания современной инфраструктуры, развитой нормативной правовой базы, эффективного функционирования оптовых продовольственных рынков, совершенствования экономического механизма.
Ключевые слова: регион, прогноз развития, инфраструктура продовольственного рынка, система распределения, научно-техническая информация, организационноэкономический механизм, субсидии, кредит.
Регион - это не только совокупность хозяйствующих субъектов, но и социальноэкономическая общность. Поэтому в его рамках прогноз хозяйственной деятельности обязательно должен быть преломлен через призму местных социальных отношений, которые, в частности, реализуются в доходах бюджета территории. Отдельно взятому товаропроизводителю, например,
выгоднее вывозить сельскохозяйственную продукцию за пределы региона, но для бюджета региона целесообразно перерабатывать это сырье на местных предприятиях, поскольку он будет пополняться за счет поступления налогов от этих предприятий, налога на доходы физических лиц [1].
Важной особенностью региональных прогнозов развития агропромышленного
производства является необходимость их конкретизации с учетом динамики межрегиональных продовольственных и сырьевых связей, что требует всесторонней оценки возможного изменения эффективности производства, определения выбора наиболее эффективных смежников и контрагентов, рациональной структуры товарной продукции АПК, ее конкурентоспособности [2].
Практическое использование прогнозов в аграрной сфере экономики способно обеспечить тем больший социальный, производственный, коммерческий и бюджетный эффект, чем полнее оно сочетается с требованиями всей системы объективных экономических законов, как общих для всей экономики, так и специфических для её аграрного сектора.
Рассматривая прогнозные разработки по созданию устойчивой сырьевой базы для производства пищевых продуктов как составной части общей концепции развития агропромышленного комплекса, наибольшее внимание следует уделить изысканию путей выхода его из кризиса, мерам, направленным на устранение диспаритета цен и рост уровня доходов сельских товаропроизводителей на основе:
сдерживания роста цен на работы и услуги, предоставляемые сельскому хозяйству;
удешевления ресурсов, потребляемых в аграрном секторе экономики;
установления транспортных субсидий на межрегиональные грузоперевозки продукции сельского хозяйства;
повышения удельного веса сельских товаропроизводителей в конечной цене на продовольствие, для чего предлагается, в частности, использовать законодательно определяемые ограничения разницы между закупочной, оптовой и розничной ценой, устанавливаемые предельные размеры торговых наценок;
применения на региональном уровне программы повышения потребительского спроса за счет переадресовки на эти цели части средств государственной поддержки животноводства - такие программы не только решают проблему выравнивания доходов, но и наряду с государственными товарными закупками сельскохозяйственной продукции будут способствовать ожив -лению и развитию регионального рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
повышения доступности кредита для сельских товаропроизводителей;
решения проблемы реструктуризации задолженности предприятий АПК.
Задачи улучшения обеспечения пищевыми продуктами как региона в целом, так и отдельных социальных групп его населения вызывают необходимость прогнозирования перспективных показателей среднедушевого потребления отдельных видов продовольствия. Ожидаемое неполное по сравнению с дореформенным периодом восстановление посевной площади зерновых культур и недостаточное материальнотехническое оснащение сельского хозяйства обусловливают целесообразность увеличения, в условиях пониженных доз внесения удобрений, площадей под чистыми парами.
За счет восстановления системы селекции и семеноводства, увеличения применения минеральных удобрений, расширения площади чистых паров, экономического стимулирования производства и реализации зерна предполагается довести урожайность зерновых культур до 12-13 ц/га. Рост урожайности в сочетании с расширением посевных площадей позволит увеличить валовой сбор зерна. С учетом структуры платежеспособного спроса и ожидаемой конкурентоспособности продукции зерновых культур возможно увеличение в ней удельного веса зерна ржи, пшеницы, гречихи, бобовых.
При разработке комплекса мероприятий по формированию и развитию инфраструктуры продовольственного рынка необходимо учитывать особенности последнего, заключающиеся в следующем:
продукция сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности в большинстве своем является продукцией первой жизненной необходимости, а некоторые ее виды незаменимы;
существуют предельные величины потребления продовольствия, обусловленные физиологическими, национальными, территориальными, климатическими особенностями;
между производством и предложением продовольствия на рынке существует известный временной лаг, что усиливает негативное инфляционное воздействие на сельское хозяйство; продовольственный рынок теснейшим образом связан с доходами покупателей, платежеспособный спрос которых оказывает влияние на рынок сельскохозяйственного сырья, продукции пищевой промышленности, а также на рынок средств производства;
региональный продовольственный рынок, как сложная и динамично развивающаяся система экономических отношений между его субъектами, должен иметь дос-
Нива Поволжья № 3 (24) август 2012 65
таточно развитые связи по ввозу и вывозу продовольствия и сырья для его производства.
Создание современной инфраструктуры продовольственного рынка требует координации деятельности различных субъектов экономики в региональном, отраслевом и институциональном аспектах. В этом процессе необходимо участие государства, поскольку построение высокоразвитой инфраструктуры продовольственного рынка сопряжено с большими затратами и не может быть осуществлено в короткие сроки. Следует отметить и то обстоятельство, что на уровне отдельно взятого региона даже при мобилизации значительных финансовых средств такую задачу полностью решить невозможно.
На первом этапе формирования эффективной инфраструктуры продовольственного рынка разрабатывается соответствующая программа, главной частью которой является создание условий и механизмов, обеспечивающих развитие и эффективное функционирование инфраструктуры. Задачами программы являются подготовка и реализация комплекса мероприятий, разработанных на основе анализа функционирования продовольственного рынка с учетом особенностей региональной экономики и социально-экономической политики. При этом реализацию мероприятий региональной программы формирования развитой инфраструктуры продовольственного рынка целесообразно осуществлять поэтапно. На первом этапе разрабатываемые и реализуемые мероприятия должны решать конкретные первоочередные задачи с учетом имеющихся и предполагаемых источников и объемов финансирования, заказчиков и исполнителей, изыскания финансовых и материальных ресурсов для организации оптовых продовольственных рынков, распределительных центров и других рыночных структур, формирования соответствующей нормативноправовой базы. Дальнейшие этапы формируются с учетом хода выполнения первоочередных задач программы [3].
Структурная реорганизация продовольственной сферы регионального АПК включает решение таких вопросов, как определение количества оптовых предприятий, специализирующихся на торговле продовольствием и удовлетворяющих нужды населения в нем; обоснование организационной структуры оптовой системы снабжения продовольствием в городах и промышленных центрах организаций социальной сферы, образования, здравоохранения и
др.; необходимость разработки и освоения организационной схемы функционирования продовольственной сферы с учетом факторов, влияющих на нее, на принципах интеграции всех участников товародвижения. Вместе с тем только оптовые рынки, являющиеся одним из организаторов товародвижения, не в состоянии решить все вопросы рациональной организации оптовой торговли продовольствием. В систему распределения продовольствия следует включать существующие оптовые предприятия, имеющие емкости по хранению, площади и оборудование по переработке грузов, перерабатывающие и вспомогательные предприятия, а также распределительные терминалы крупных оптовых организаций, создавая на их основе оптовые продовольственные рынки, распределительные продовольственные центры. Широкое развитие могут получить автономные распределительные центры, объединяющие экономические интересы производителей, оптовиков, розничной торговли и эффективно использующие существующие системы распределения продовольствия у крупных товаропроизводителей.
Отсутствие развитой нормативно-правовой базы деятельности оптового звена продовольственных рынков является одной из проблем государственно-правового регулирования в части компетенции соответствующих органов, порядка взаимодействия последних с оптовыми продовольственными структурами, осуществления мониторинга и разработки комплексных программ развития оптовых продовольственных рынков, выявления размеров необходимых финансовых ресурсов для их создания и источников финансирования, определения первоочередности расходования средств, формирования системы управления государственной собственностью в оптовой торговле. Условием реализации региональной продовольственной политики должен быть комплексный подход к организации системы управления оптовыми рынками.
Одним из важных элементов, обеспечивающих эффективное функционирование оптовых продовольственных рынков и распределительных центров, является система информационного обеспечения. Особое значение имеет сбор, хранение, обработка, передача, использование рыночной информации (данных о спросе, предложении продукции, ценах, качестве, запасах продовольственных товаров, биржевых ценах, курсах валют, нормативной базе и т. д.). Информация, способная удовлетворить за-
интересованные организации и лица, должна содержать объективные данные о наличии или объемах предложения продовольствия по отдельным видам, ассортиментным группам, качественных параметрах предлагаемого продовольствия, зарегистрированных объемах сделок по основным видам продовольствия, экспертных данных о реальных ценах и объемах сделок, прогнозе изменения цен и объемов сделок по основным видам продовольствия, динамике и прогнозе предложения, оценке влияния различных факторов на параметры и динамику торговли продовольствием, товарных закупок у оптовых покупателей и распределении запасов по территории административного района, городов, региона в целом, наличии свободных торговых мест, складских помещений, транспорта на оптовых рынках и их филиалах. Эта информация должна быть доступна для операторов на оптовом рынке, других организаций и лиц, заинтересованных в ней. Создание такой единой информационной системы позволит централизованно собирать, хранить, обрабатывать, передавать необходимую рыночную информацию.
Однако система информационного обеспечения продовольственного рынка является лишь одним из элементов функционирования общего рынка научно-технической информации. Поэтому особую актуальность приобретает решение вопросов формирования рынка информационной продукции в различных сферах агробизнеса, прежде всего в поиске новых организационных форм обслуживания, способных максимально заинтересовать все субъекты рыночных отношений в системе регионального АПК и продовольственного обеспечения. Для этого требуется значительная трансформация традиционных методов и форм информационного обслуживания, создание новых социально-экономических условий функционирования информационных систем применительно к рыночным условиям хозяйствования.
Неотъемлемой составной частью рынка научно-технической информации являются маркетинговые исследования. Суть их, применительно к информационной сфере АПК, состоит в предварительном изучении информационных потребностей пользователей путем целенаправленного формирования спроса и предложения, более эффективного их удовлетворения, что будет способствовать более полному обеспечению региона продовольствием.
Региональная информационно-консультационная служба АПК должна иметь двухуровневую иерархическую структуру, включая региональный и районный уровни [4].
В перспективе целесообразно создать комплексную организационную структуру информационно-консультационной службы в составе регионального и районных ИКЦ. Ее разветвленные структуры должны оказать методическую и практическую помощь в становлении специализированной системы оптовых продовольственных рынков, распределительных центров, межрайонных оптово-распределительных звеньев.
Литература
1. Алтухов, А. И. Продовольственная безопасность - важный фактор стабильности России / А. И. Алтухов // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - № 12.
2. Методические рекомендации по разработке прогноза производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в стране / А. И. Алтухов [и др.]. - М.: ГНУ ВНИИЭСХ; Ульяновск: УлГУ, 2008. - 135 с.
3. Першукевич, П. М. Инновационное развитие и государственная поддержка сельского хозяйства / П. М. Першукевич // Сибирский вестник сельскохозяйственных наук. - 2009. - № 10. - С.112-120.
4. Прогноз обеспечения России основными видами сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период до 2015 г. / А. И. Алтухов [и др.]. - М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2010. - 99 с.
5. Ахметшина, Л. Г. Оптимизация сырьевых ресурсов - залог продовольственной самодостаточности региона / Л. Г. Ахметшина // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения: материалы Международной научно-практической конференции. - Ульяновск, ГСХА, 2009. - Т. VI. -
С. 255-258.
6. Белкина, Е. Н. Продовольственный
рынок региона: управление устойчивым развитием: монография / Е. Н. Белкина. -Ставрополь: Ставропольсервис. школа,
2003. - 200 с.
7. Буробкин, И. Н. Проблемы обеспечения населения России молоком и мясом / И. Н. Буробкин, В. Гончаров, Б. Казаринов // АПК: экономика, управление. - 2008. -№ 5. - С. 49-51.
8. Ворожейкина, Т. М. Направления совершенствования взаимоотношений на продовольственном рынке / Т. М. Ворожей-кина // Экономика сельскохозяйственных и
Нива Поволжья № 3 (24) август 2012 67
перерабатывающих предприятий. - 2008. -№ 9. - С. 78-80.
9. Гордеев, А. В. Обеспечить продовольственную безопасность России / А. В. Гордеев // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - № 11. - С. 15-22.
10. Губайдуллин, М. С. Формирование продовольственного рынка / М. С. Губайдуллин. - Уфа: Башкирский государственный аграрный университет, 2000. - 139 с.
11. Гусманов, И. У. Региональный рынок продовольствия и земельные отношения (на материалах Республики Башкортостан) / И. У. Гусманов. - Уфа: Гилем, 2001. - 254 с.
12. Дугина, Е. Л. Региональный продовольственный рынок и его развитие в современных условиях: учебное пособие /
Е. Л. Дугина. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2001. - 160 с.
13. Назаренко, В. И. Государственное регулирование и финансовая поддержка сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой: монография / В. И. Назаренко; Российская Академия наук, Институт Европы. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2007. - 530 с.
14. Обеспечение регионов страны продовольствием на основе территориального разделения труда в АПК / А. И. Алтухов [и др.]. - М.: ФГУП «ЭКСПЛОР», ГНУ ВНИИЭСХ, 2005. - 120 с.
15. Пьянкова, К. В. Продовольственное обеспечение промышленных регионов страны (теория, методология, практика) / К. В. Пьянкова. - М.: ВНИИЭСХ, 2007. - 243 с.