Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование совершенствования организационно-экономического механизма развития системы продовольственного обеспечения'

Теоретическое обоснование совершенствования организационно-экономического механизма развития системы продовольственного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
678
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / РЫНОК / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ананьев М.А., Родионов С.Ф., Куркина Н.Р.

В статье обоснована необходимость дальнейшей разработки организационно-экономического механизма развития системы продовольственного обеспечения на основе создания эффективной хозяйственной структуры с учетом использования имеющегося ресурсного потенциала и интеграции интересов субъектов продовольственного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование совершенствования организационно-экономического механизма развития системы продовольственного обеспечения»

УДК 005.7:338.439

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

М. А. АНАНЬЕВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления аграрным производством E-mail: amal959@mail.ru Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имениН.П. Огарева

С. Ф. РОДИОНОВ,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общепрофессиональных дисциплин E-mail: rfsamgups@samiit.ru

Н. Р. КУРКИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры общепрофессиональных дисциплин

E-mail: nadezhda. kurkina@rambler.ru Филиал Самарского государственного университета путей сообщения в г. Рузаевке

В статье обоснована необходимость дальнейшей разработки организационно-экономического механизма развития системы продовольственного обеспечения на основе создания эффективной хозяйственной структуры с учетом использования имеющегося ресурсного потенциала и интеграции интересов субъектов продовольственного рынка.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, продовольствие, рынок, организационно-экономический механизм, обеспечение, ресурсный потенциал.

Организационно-экономический механизм представляет собой совокупность экономических, организационных и социальных отношений в сфере управления процессами продовольственного обеспечения и их регулирования для развития и функционирования национальной продовольственной системы.

Оценка организационно-экономического механизма развития системы продовольственного обеспечения страны свидетельствует о том, что до

настоящего времени не существует эффективных форм и методов воздействия на эти процессы, потому что, несмотря на принимаемые меры по стабилизации, не созданы условия для:

- эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала агропромышленного комплекса как хозяйственной структуры системы продовольственного обеспечения;

- регулирования процессов продовольственного обеспечения с учетом реальных потребностей населения и имеющегося ресурсного потенциала;

- механизма экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках функционально-отраслевой структуры отечественного агропромышленного комплекса;

- организации процессов развития хозяйственной структуры, отвечающей за продовольственное обеспечение страны.

В трудах А. И. Алтухова, Н.И. Буробкина, Э. Н. Крылатых, O.A. Родионовой, Л. П. Силаевой, С.О. Сиптица, A.B. Ткача, И.Г. Ушачева и др. отмечается, что в современных условиях не создан организационно-экономический механизм дальнейшего развития отечественной системы продовольственного обеспечения для формирования эффективной структуры, обеспечивающей реше-ниепродовольственныхпроблем [1, 7, 14, 15].

Это означает, что необходимым является совершенствование организационно-экономического механизма развития системы продовольственного обеспечения, позволяющего обеспечить эффективное функционирование хозяйствующих субъектов на основе экономической заинтересованности, внедрения достижений научно-технического прогресса, управления и регулирования процессов обеспечения населения страны ресурсами продовольственного назначения.

Необходимость уточнения теоретических и практических аспектов продиктована, во-первых, отсутствием системного подхода к решению проблемы продовольственного обеспечения и формирования соответствующей организационной и хозяйственной структуры, а во-вторых, отсутствием методологии реализации концептуальных положений по созданию условий эффективного функционирования хозяйствующих субъектов и регулирования процессов продовольственного обеспечения.

Большинство авторов, занимающихся проблемами развития организационно-экономического механизма, ограничиваются его совершенствова-

нием в отдельных отраслях агропромышленного комплекса.

По мнению авторов, в системе продовольственного обеспечения организационно-экономический механизм соединяет экономические и организационные элементы, отражающие экономические интересы и организационную структуру хозяйствующих субъектов в процессе производства, обмена, распределения и потребления.

Поэтому необходимо рассматривать систему продовольственного обеспечения как целостную, многоуровневую, представленную организациями и предприятиями агропромышленного комплекса и агропродовольственным рынком с учетом специфических макро- и микро-социально-экономичес-ких условий развития территории страны.

Одним из элементов хозяйственной структуры системы продовольственного обеспечения является агропромышленный комплекс, который состоит из функционально зависимых хозяйственно обособленных в рамках взаимодействия отраслей (отрасли промышленности, производящие средства производства для сельского хозяйства и его обслуживания, сельскохозяйственное производство, сферы переработки, хранения, отрасли агросерви-са, социальной инфраструктуры). Практическую значимость приобретает создание эффективных хозяйственных формирований агропромышленного комплекса, под которыми понимается тип хозяйственного взаимодействия субъектов продовольственной системы, обеспечивающий каждому из них необходимый уровень рентабельности для расширенного воспроизводства.

Развитие подобных формирований в агропромышленном комплексе объективно обусловлено необходимостью обеспечения единства и непрерывности взаимосвязанных этапов производства, переработки сельскохозяйственной продукции и доведения ее до потребителей агропродовольствен-ного рынка. При этом наиболее целесообразной формой является продуктовый подкомплекс, так как именно в нем возможно создание организационно-экономических условий, обеспечивающих эффективное функционирование субъектов агро-продовольственного рынка и наращивание объемов продовольствия на основе регулирования процессов взаимной заинтересованности в увеличении продовольственных ресурсов. В связи с этим можно утверждать, что эффективное функционирование формирований можно рассматривать как основу хозяйственной структуры системы продовольственного обеспечения, развитие которых возможно

за счет совокупности организационно-экономических условий, обеспечивающих взаимодействие хозяйствующих субъектов для получения эффекта в виде прироста конечной продукции.

Функционирование и развитие системы продовольственного обеспечения зависят от совершенствования организационно-экономического механизма управления и регулирования. По мнению профессора В. 3. Мазлоева, сущность организационно-экономического механизма представляет собой совокупность взаимосвязанных экономических рычагов и методов воздействия на производство, обмен, распределение и потребление продуктов [9].

Организационно-экономический механизм академик РАСХН В. Р. Боев определяет не как простой набор экономических рычагов и инструментов, а как их систему, т. е. взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание конкретных эко-номическихрегуляторов [2].

По мнению профессора М.П. Гриценко, организационно-экономический механизм представляет совокупность организационных структур, ценовых, финансово-кредитных, налоговых и другихрычагов и стимулов [3].

В Новом экономическом словаре организационно-экономический механизм определяется как совокупность методов и средств воздействия на экономические процессы, урегулирование. При этом экономический механизм представляет собой систему взаимосвязанных экономических явлений, возникающихв определенныхусловиях [10].

Взаимодействие между организационными структурами продовольственной системы (хозяйствующими субъектами, органами управления) реализуется с помощью экономического механизма, который осуществляется через регулирование цен, тарифов, таможенных ставок, финансово-кредитную, налоговую и страховую политику.

Функционирование организационно-экономического механизма в рыночной экономике связано с проблемой адаптации сельскохозяйственной и перерабатывающей промышленности к новым условиям их функционирования, трудностями сбыта продукции, несовершенством механизма ценообразования, разрушением производственного потенциала отраслей и социальной сферы села, обострением экономической ситуации в результате резкого снижения объемов производства, переработки и реализации продукции. Следует также отметить, что снижение поступления перерабатываемого сырья, низкая эффективность производства перерабатывающих

предприятий связаны не только с падением уровня производства сырья, но и с изменениями в системе его переработки, реализации, отсутствием опыта работы в условиях рынка [6].

Важность агропродовольственного рынка состоит в значимости проходящих через него товаров, а именно, продуктов питания и сырья для их производства. Основное свойство этих товаров состоит в том, что им присуща сравнительно высокая степень и стабильность востребованности. Продукты питания необходимы каждому человеку каждый день в количестве, которое позволило бы ему не только поддерживать жизнедеятельность организма, но и реализовать себя как личность. Поэтому от уровня обеспеченности населения страны продуктами питания зависит национальная безопасность, социальная, политическая и экономическая стабильность в обществе.

В то же время потребность человека в пище ограничена его физиологическими возможностями, вследствие чего существует ее определенный количественный порог, что позволяет с учетом оптимального соотношения питательных веществ в рационе определять потребность в отдельных видах продовольствия и выбирать пути ее обеспечения.

Чтобы система продовольственного обеспечения эффективно функционировала и развивалась необходимы структурное развитие и ресурсное обеспечение всех ее элементов, под которыми понимается формирование эффективной хозяйственной структуры, технологическое и организационно-правовое совершенствование, развитие инфраструктуры. Все это в значительной степени позволит обеспечить рынок продовольственных товаров в соответствии с нормами потребления.

Систему продовольственного обеспечения необходимо рассматривать как многоуровневую, в которой можно выделить отраслевые, продуктовые, распределительные подсистемы (см. рисунок).

Отраслевая подсистема объединяет хозяйствующих субъектов по производственно-отраслевому принципу. Совокупность субъектов продовольственного рынка, использующих в своей деятельности экономические процессы, не контролируемые государством, составляет мелкотоварную подсистему, к которой относятся рыночные отношения, складывающиеся между крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами и продовольственной системой. Развитие отраслевой подсистемы направлено на ресурсное обеспечение агропродовольственного рынка с учетом продовольственной безопасности

(|> О

х. гп

о

7\

СО

СП

а?

аг $

а?

и н и В и ч: о

в

«

>4

ч

о в

1-1 и

Он

ОТРАСЛЕВАЯ ПОДСИСТЕМА

I сфера АПК - производство средств производства для сельского хозяйства

Сельскохозяйственные машины, оборудование

Минеральные удобрения

Средства химической защиты растений

Средства биологической защиты растений

II сфера АПК -сельскохозяйственное производство

Растениеводство

Животноводство

III сфера АПК -_пеце^аботка_и хранение_

Заготовка

Хранение

Переработка

ПРОДУКТОВАЯ ПОДСИСТЕМА

Мясопродуктовый подкомплекс

Зернопродуктовый подкомплекс

Молочнопродуктовый подкомплекс

Сахаропродуктовый подкомплекс

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА

Агропродовольственный рынок

По территориальности:

- межрегиональные;

- региональные;

- районные;

- городские

По специализации:

- молочные;

- рыбные;

- мясные

По характеру продаж:

- крупнооптовые;

- мелкооптовые;

- розничные

Товарные биржи

По видам контракта:

форвардные;

фьючерсные

Модель системы продовольственного обеспечения

Ы

н

и В и ч о

в

«

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>4

ч

о в

1-1 и

Он

§

*

м

м со

I

м о

и независимости страны на основе обеспечения достаточности и конкурентоспособности отечественной продукции.

Продуктовая подсистема представлена продуктовыми подкомплексами и включает весь производственный цикл — от создания сырья до конечного продукта и объединяет всю совокупность экономических связей по насыщению рынка тем или иным видом продовольствия.

Распределительная подсистема реализуется через инфраструктуру системы продовольственного обеспечения. В условиях рынка существенно возросла ее роль, так как, выполняя торговые, маркетинговые, логистические и информационные функции, а также осуществляя услуги по складированию, транспортировке, упаковке, подсистема тесно связывает производство товаров с торговлей и создает благоприятные условия для функционирования агропродовольственного рынка.

По экономическому содержанию агропродо-вольственный рынок представляет собой систему экономических отношений в сфере производства, переработки, распределения, обмена и потребления продукции. Он позволяет обеспечивать функционирование агропромышленного комплекса на основе хозяйственно-экономической заинтересованности всех субъектов рыночных отношений в конечных результатах деятельности. Необходимыми условиями его функционирования (как и всех других рынков) являются:

- экономическая свобода субъектов рынка — свобода предпринимательства, выбора рода деятельности;

- свобода ценообразования — соблюдение принципа зависимости цены от спроса и предложения;

- конкуренция — основной двигатель научно-технического прогресса и производственных отношений, оказывающий влияние на ресурсосбережение, цену товара в сторону ее снижения, на потребительную стоимость и др.;

- принцип выгоды — закон рынка, при котором сделка должна быть выгодна и продавцу и покупателю.

Понятие «эффективный агропродовольствен-ный рынок» предполагает наличие следующих признаков:

- обеспечение свободной конкурентной деятельности всех участников рынка;

- свободное передвижение товаров;

- наличие экономическихрычагов, стимулирующих снижение себестоимости и повышение

доходности производства, переработку и реализацию продукции;

- соблюдение принципов саморегулирования и самофинансирования по всему циклу прохождения товаров «поле — магазин»;

- активная деятельность кредитных организаций и страховых компаний;

- повышение роли государства в соблюдении принципа «рынок регулирует — государство корректирует»;

- способность системы обеспечивать продовольственные потребности страны в соответствии с нормами потребления.

С позиции организационного построения агро-продовольственный рынок можно структурировать по следующим секторам: рынок сельскохозяйственной продукции, рынок сельскохозяйственного сырья и рынок продовольствия. На рынке сельскохозяйственной продукции осуществляется сбыт продукции, потребляемой в свежем виде (рынки картофеля, овощей, фруктов и др.). На рынке сельскохозяйственного сырья реализуется продукция, которая используется в промышленной переработке (рынки зерна, молока, живого скота). Рынок продовольствия удовлетворяет потребности покупателей в продовольственных товарах, полученных после переработки сырья (рынки молочных и мясных продуктов, хлеб и хлебные продукты и др.).

Таким образом, инфраструктура характеризует развитие всех элементов продовольственного рынка. Определяющее место в ней занимают товарные биржи, оптовые агропродовольственные рынки. По существу, вся продукция продовольственного назначения должна распределятся в биржевом и небиржевом секторах продовольственной системы. В биржевом секторе реализуются зерно, сахар, крупы и другие сырьевые товары и продовольствие, стандарты на которые позволяют осуществлять торговлю любыми партиями для удовлетворения рыночных потребностей в конкретных видах продукции. На биржах формируются форвардные и фьючерсные контракты, которые обеспечивают сельскохозяйственным производителям свободный выход на рынок и возможность получения кредитов под будущий урожай, формируются цены.

Оптовые продовольственные рынки предназначены для обеспечения торговыми ресурсами сети розничных продавцов такими видами продукции, как овощи, фрукты, рыба и морепродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты. Рынки отличаются по территориальному уровню (межрегиональные, региональные, районные,

городские), по специализации (рыбные, мясные, многопродуктовые), по характеру продаж (крупнооптовые, мелкооптовые, оптово-розничные). Оптовый продовольственный рынок как юридическое лицо не занимается куплей-продажей. Его задача заключается в организации торговли оптовым предприятиям и непосредственно товаропроизводителям на основе долгосрочной аренды складских и торговых помещений.

Формирование оптовых продовольственных рынков на государственном уровне началось после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.1994 № 1121 «О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков» и постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.1998 № 593 «О Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2005 годы» [11,12].

Региональные подсистемы обеспечивают внутрирегиональное потребление и межрегиональное обеспечение продовольственными ресурсами, выполняя тем самым функции национальной системы продовольственного обеспечения как открытая рыночная структура. Особенностью их развития является то, что регионы выступают в двух качествах: как территориальные образования, располагающие продовольственным потенциалом, и как относительно самостоятельные хозяйственные системы (доноры), что определяет необходимость обеспечения оптимальности этого сочетания. Их развитие в значительной степени зависит от ресурсного обеспечения и финансово-экономического положения региона в целом.

Специфика развития национальной продовольственной системы заключается в том, что особое влияние на состояние агропродовольственного рынка оказывает совокупность отношений, реализуемых путем удовлетворения государственных интересов. Она выражается в реализации функций, связанных, во-первых, с ролью государства как управляющей структуры, обеспечивающей реализацию национальных интересов в сфере продовольственного обеспечения страны путем правового, организационного и экономического влияния на состояние национальной системы продовольственного обеспечения; а во-вторых, с необходимостью обеспечения продовольственными ресурсами субъектов федерального значения.

Таким образом, дальнейшее развитие системы продовольственного обеспечения возможно на ос-

нове системного воздействия на процессы развития и интеграции хозяйственных структур. Интеграция в этом случае представляет собой процесс формирования производственных, хозяйственных, экономических связей и объединение хозяйствующих субъектов для переработки сельскохозяйственной продукции и доведения ее в виде продовольствия до потребителя.

В нашей стране сложилась ситуация, при которой многие виды продуктов питания выгодно закупать за рубежом. Это может привести к отрицательным последствиям. Защита отечественных товаропроизводителей является неотъемлемой государственной задачей, поскольку их разорение ведет к продовольственной зависимости страны от зарубежных поставок, подрыву экономики в целом.

В комплексе мер государственного регулирования агропродовольственного рынка важное место должно отводиться внешнеэкономической таможенно-тарифной политике. При этом возможны два базовых ее варианта, которые могут использоваться для регулирования определенных продовольственных рынков независимо, последовательно или в разных вариантах. Первый из них связан с регулированием выбранного для данного рынка комплекса торговых и нетарифных мер на постоянной основе. Здесь доминируют механизмы тарифных импортных квот, а также постоянных импортных тарифов. В соответствии с требованиями ВТО тарифы должны быть увязаны, поэтому необходимо принять обязательства по их уменьшению. Тарифные квоты не могут снижаться, так как должны сдерживать вытеснение отечественных продуктов импортными. Однако возможности применения такого комплекса мер могут оказаться недостаточными. Второй вариант базируется на использовании специальных антидемпинговых и компенсационных мер, для чего следует ввести в практику таможенно-тарифной политики специальные антидемпинговые и компенсационные тарифные квоты.

Одним из составляющих звеньев организационно-экономического механизма является механизм ценообразования. Рыночная цена фактически колеблется в зависимости от качества и уровня издержек. Доказано, что в процессе государственного регулирования должен применяться ценовой механизм, сочетающий свободные (договорные) цены на продукцию сельского хозяйства с регулируемыми — целевыми, гарантированными, залоговыми, ориентированными (рекомендуемыми),

пороговыми. При выделении основных принципов функционирования системы цен на сельскохозяйственную продукцию необходим учет следующих условий:

- обеспечение максимальной эффективности производства имеющихся ресурсов;

- общественно необходимый ассортимент и объем продукции;

- оптимальность пропорций между накоплением и потреблением;

- территориальные и отраслевые различия в темпах воспроизводства и нормах рентабельности, обеспечивающих эти темпы.

Одним из существенных принципов рыночной экономики для системы продовольственного обеспечения является формирование свободной рыночной цены. Ее уровень должен определяться при условии соотношения спроса и предложения на каждый вид товара, в этом случае цены одновременно выражают общественно необходимые затраты на его производство и переработку.

В сельском хозяйстве действует относительно низкая эластичность спроса на основные виды сельскохозяйственной продукции, которая сужает сферу действия равновесных цен. Ценовые отношения следует рассматривать в системе всего производственного процесса от приобретения материально-технических ресурсов до конечной реализации сельскохозяйственной продукции. В ходе этого процесса по всей цепи идет перераспределение доходов. Усиливается обратная зависимость между удельным весом финансово-материальных затрат и прибыли в структуре цены между участниками создания конечного продукта, особенно затрагивая сельское хозяйство, которое имеет наибольший удельный вес по затратам, но относительно меньшую часть совокупнойприбыли [5].

В условиях диспаритета цен рыночный механизм ценообразования должен гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные товары. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определить и реализовать цели и программы экономического развития и формировать соответствующие пропорции [4].

Ценовые отношения в рыночной экономике основываются на сочетании свободного ценообразования и государственного регулирования цен, формировании равновесных цен предложения, обеспечении доходности товаропроизводителей, роста эффективности и снижении издержек производства, оптимизации взаимосвязи с финансово-кредитными органами [8].

Как отмечает академик РАСХН А. Ф. Серков, к настоящему моменту в сельском хозяйстве должен предусматриваться ценовой механизм, сочетающий свободные и регулируемые цены. Свободные цены являются основной формой экономических взаимосвязей сельскохозяйственных товаропроизводителей с другими субъектами аграрного рынка. Однако они сами по себе не обеспечивают экономического роста, что приводит к стремительному повышению уровня цен [13]. Многие ведущие экономисты утверждают, что при отсутствии условий для нормального ценообразования следует ограничить сферу действия цен либо проводить контроль за ними. Основными факторами, способствующими усилению роли цен, выступают улучшение условий для функционирования предприятий в условиях рынка, усиление конкуренции, привлечение доли иностранных инвестиций, внедрение инновационных технологий, доступная кредитная политика.

Одним из элементов экономического механизма являются бюджети бюджетный процесс, так как государственное управление финансами в виде субсидий, субвенций и дотаций возложено на Министерство финансов Российской Федерации. Специфика агропромышленного производства выражается, в частности, в том, что его развитие в значительной степени определяется государственной поддержкой федерального, регионального и местного уровней.

Меры государственной бюджетной поддержки аграрного сектора можно разделить по направлениям:

- поддержка доходов производителей (субсидии и компенсации);

- компенсация издержек (субсидирование части процентных ставок по полученным кредитам, субсидии на компенсацию части затрат по страхованию, субсидии на приобретение материально-технических ресурсов — лизинг, компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, субсидии натранспортные издержки);

- ценовое регулирование (закупки сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд, регулирование агро-продовольственного рынка посредством проведения закупочных и товарных интервенций, защита экономических интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности);

- содействие воспроизводству основного средства производства в сельском хозяйстве.

При этом важнейшей задачей государства в системе продовольственного обеспечения является разработка инвестиционной политики, под которой понимается взаимодействие всех ресурсов, направляемых в материальные и нематериальные активы, позволяющие системе установить приоритеты развития и выполнять поставленные цели, добиваясь при этом устойчивых конкурентных преимуществ на рынке и положительного социального эффекта.

В современной экономической ситуации для сельскохозяйственных товаропроизводителей возможность привлечения отечественных и иностранных инвестиций остается открытой, так как финансовая поддержка как со стороны государства, так и со стороны иностранных предприятий и организаций является недостаточной и нестабильной. Трудности по привлечению инвесторов испытывает большинство предприятий в связи с тем, что большинство из них, имея низкую производственную эффективность, нерентабельны, а принцип инвестирования состоит во вложении финансовых средств в прибыльные предприятия. Государству для получения дополнительных отечественных и иностранных инвестиций, для увеличения их доли вложения в сельское хозяйство необходимо стабилизировать и сбалансировать уровень его развития в перспективе.

С введением единого сельскохозяйственного налога объемы залоговых платежей сельскохозяйственных организаций снизилась. Но увеличилась налоговая нагрузка у контрагентов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Стимулирующее действие на экономику сниженных налогов выражается в высвобождении части финансовых ресурсов предприятий для направления их на производственное и социальное развитие. Однако в сельском хозяйстве относительно умеренные налоги не могут оказывать стимулирующего воздействия на экономику из-за низкой рентабельности производства и его убыточности. Более того, взыскание налогов, не обеспеченных реальными источниками, дестабилизирует экономику сельскохозяйственных организаций, влечет за собой рост кредиторской задолженности, сокращение оплаты труда и другие негативные последствия. В то же время остается важной практической задачей предприятий проведение эффективной налоговой и учетной политики, осуществление эффективного налогового планирования.

Налоговые платежи являются элементом фискальной политики, образуя подсистему нало-

гообложения. Система налогообложения — одно из важнейших условий обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, привлечения в сельское хозяйство полномасштабных отечественных и иностранных инвестиций. Система налогообложения предприятий и организаций агропромышленного комплекса является неотъемлемым фактором, влияющим на конечный финансовый результат их деятельности и определяющим долю получаемой ими прибыли. Региональные органы власти могут проводить самостоятельную налоговую политику в части установления процентных ставок по местным видам налогов в агропромышленном комплексе.

Организационно-экономические меры, направленные на оптимизацию финансово-кредитной системы, должны, во-первых, учитывать специфику аграрного производства с необходимостью высокой доли государственной поддержки, во-вторых, для расширения доступа производителей к финансово-кредитным ресурсам стимулировать появление новых и развитие старых институтов (банки, кредитные кооперативы, страховые, ипотечные, лизинговые компании), в-третьих, развивать новые формы и методы кредитования и финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. К тому же основные объемы средств по всем направлениям государственной поддержки агропромышленного комплекса должны быть закреплены законодательно.

Перед сельскохозяйственными товаропроизводителями остро стоит вопрос организации сбыта и расширения каналов реализации производимой продукции. Сельскохозяйственным товаропроизводителям трудно сориентироваться в современных каналах сбыта не только в связи с уменьшением объемов переработки, но и со сложившимися жесткими условиями конкуренции с производимой и перерабатываемой сельскохозяйственной продукцией, удаленностью от рынков сбыта, существенно снижающей потенциал предприятий в области реализации продукции. Маркетинговый анализ рынков сбыта сырья и продуктов его переработки, экономические взаимоотношения между товаропроизводителями дают возможность понять, как товаропроизводитель должен организовать процесс сбыта сырья и продуктов переработки, как проводить кампанию по продвижению их на рынке новых товаров, строить стратегию рекламы. Сельскохозяйственным и перерабатывающим предприятиям следуетрассчитывать различные варианты эффективности затрат на производство, переработку

и реализацию продукции и услуг, определять, какие виды продукции проданы, какому потребителю, в каком регионе, какую принесут отдачу на каждый рубль, вложенный в производство, переработку, транспортировку, хранение, рекламу и сбыт.

Каждому сельскохозяйственному предприятию для улучшения условий маркетинговой деятельности целесообразно осуществлять комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с производством, переработкой и реализацией продукции и выявлению наиболее выгодных экономических взаимоотношений между производителями аналогичной продукции, перерабатывающими предприятиями и потребителями.

Страхование как одна из форм финансовой деятельности служит средством защиты доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от природных рисков, выражающихся в недоборе или гибели урожая. Страхование функционирует во взаимодействии с другими элементами экономического механизма, прежде всего с кредитованием, гармонизируя отношения в системе и обеспечивая ее надежность.

Для эффективности функционирования организационно-экономического механизма в системе продовольственного обеспечения государство должно ставить целью создание среды для добросовестной конкуренции, организации процесса сбыта, внедрения прогрессивных технологий, снижения себестоимости производимого и перерабатываемого сырья, способствующей эффективному размещению производственных ресурсов и устойчивому экономическому развитию отрасли.

В агропромышленном комплексе остро стоит вопрос конкурентоспособности в связи с формированием и развитием продовольственных рынков. Поэтому законодательно определены правовые положения хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках, для сдерживания диверсификации структуры эконо-

Список литературы

мики. Развитие конкурентной среды предполагает создание равных условий для производителей.

Создание условий сбалансированности межотраслевого обмена предполагает комплексный подход на основе следующих принципов:

- сочетание свободного ценообразования (на основе спроса и предложения) и государственного регулирования цен как общей системы рыночного ценообразования;

- создание равных экономических условий всем товаропроизводителям, независимо от форм собственности и хозяйствования;

- взаимодействие ценовых и финансово-кредитных рычагов в создании условий расширенного воспроизводства инвестиционного типа и экономического роста в аграрном секторе экономики;

- создание единой, взаимоувязанной поддержки и протекционизма интересов отечественных товаропроизводителей и потребителей в связи с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности страны и с учетом предстоящего вступления России в ВТО. Организационно-экономический механизм

внутри системы продовольственного обеспечения строится на признании многообразия форм собственности и хозяйствования, а также на уровнях управления и регулирования.

Таким образом, организационно-экономический механизм развития системы продовольственного обеспечения предполагает изменение полномочий и функций существующих структур управления и регулирования, деятельность которых направлена на разработку, согласование и координацию обеспечения оптимального сочетания рыночных методов хозяйствования с государственным регулированием производства и сбыта продукции продовольственного назначения, что повлияет на эффективность всех элементов системы продовольственного обеспечения.

1. АлтуховА. И. Продовольственная безопасность страны: вопросы теории, методологии и практики. М.: ВНИИЭСХ, 2004.

2. Боев В. Р. Совершенствовать экономический механизм развития АПК // АПК: экономика, управление. 1993. № 3.

3. Гриценко М. П. Совершенствование организационно-экономического механизма хозяйствования// Экономикасельскохозяйственныхи перерабатывающихпредприятий. 1997. № 7.

4. Кириенко Е. Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителям необходима // АПК: экономика, управление. 2007. № 7.

5. Козлов В. В. Инновационное развитие сельского хозяйства: проблемы и решения // АПК: экономика, управление. 2007. № 7.

6. Костенко А. Применение в аграрном секторе информационных технологий как фактора его прогрессивного развития // АПК: экономика, управление. 2007. № 8.

7. Крылатых Э.Н. Интеграция продовольственных рынков: методология, результаты исследования, рекомендации. М.: ВИАПИ им. A.A. Никонова; Энциклопедия российскихдеревень, 2005.

8. Ломидзе Ю. Л. Формирование государственной системы управления сельским хозяйством // АПК: экономика, управление. 2007. № 6.

9. Мазлоев В. 3. Механизмы институциональных преобразований агропромышленных объединений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. № 7.

10. Новый экономический словарь / под ред. А. И. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2009.

И. О Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на

1998—2005 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.1998 № 593.

12. О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков: постановление ПравительстваРоссийской Федерации от03.10.1994№ 1121.

13. СерковА. Ф. Сельское хозяйство России: оценка состояния и долгосрочный прогноз // Экономика сельскохозяйственныхи перерабатывающихпредприятий. 2009. № 10.

14. Ткач А. В. Необходимость развития кооперации в решении продовольственной проблемы и социальных вопросов // АПК: экономика, управление. 2003. № 2.

15. Ушачев И. Г. Рекомендации по организационно-экономическому механизму функционирования интегрированных формирований вАПК. М.: МСХА, 2003.

пагаем более ющих семинаров направлениям

Moscow

Business School

Leadership Energy

119334

Ленинский пр-т, д. 38-а www.mbs-seminar.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тел. +7(495)646-15-05 www.mbschool.ru senninar@nnbschool.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.