40 ;0арт имшиим
МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА
Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»
Рынок ОНЛС РФ
ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2010 Г,
Согласно данным IMS Health, по итогам 9 месяцев 2010 г. объем реализации лекарственных препаратов в сегменте ОНЛС РФ (рис. 1) в натуральном выражении сократился на -3,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 76,7 млн. упаковок. В денежном выражении рынок ОНЛС вырос на +1,3% и достиг 67,7 млрд. руб. в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки составила 882,5 руб. в оптовых ценах.
Ключевые слова: обеспечение необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), объем реализации, темпы роста, доля продаж, ценовые сегменты
Что касается структуры ценовых сегментов (рис. 2), то наибольший объем поставок по ОНЛС в денежном выражении приходился на препараты высокоценового сегмента «>500 руб.», доля их увеличилась по сравнению с прошлым годом на +0,7 п.п. При этом в натуральном выражении основная часть поставок приходилась на препараты «среднеценового» сегмента («100—300 руб.» за упаковку). В структуре поставок по федеральным округам (рис. 3) по итогам 9 месяцев 2010 г. лидируют Центр и Приволжье, меньше всего продаж приходится на Дальний Восток и С.-Петербург. Десятка ведущих производителей в сегменте ОНЛС в денежном выражении представлена зарубежными компаниями. Лидером среди них является компания Novartis (вкл. Sandoz-Lek), кото-
рая показала наибольший прирост по ставок в денежном выражении (табл. 1). В натуральном выражении наибольший прирост продемонстрировала компания AstraZeneca (+20,5% по сравнению с прошлым годом).
Значительно снизились объемы поставок по программе ОНЛС таких компаний, как Janssen-Cilag, Octapharma, Bayer Healthcare.
Суммарная доля десятки лидеров со кратилась: в упаковках на -0,7 п.п., в де нежном выражении на -4,9 п.п. В рейтинге ведущих торговых наимено ваний в сегменте ОНЛС по итогам 9 ме
Key words: drug reimbursement, sales volume, growth rates, sales share, price segments.
According to IMS Health, over the period of 9 months 2010 the total volume of the Russian reimbursable drugs market decreased by 3.2% in natural terms against the same period of the previous year and reached 76.7 million packs. In money terms the reimbursable segment increased 1.3% to reach 67.7 billion rubles at wholesale price. The average price per pack equaled 882.5 rubles at wholesale price.
YULIA UVAROVA, Remedium. THE RUSSIAN MARKET OF REIMBURSABLE MEDICINES OVER THE PERIOD OF 9 MONTHS 2010
сяцев 2010 г. (табл. 2) лидирует препарат Велкейд. Наибольший рост объемов поставок относительно прошлого года наблюдался у препарата Ребиф 44 (+56,0% в натуральном и 54,1% в денежном выражении). Значительное сокращение поставок наблюдалось у препаратов Октанат и Гемоктин СДТ.
Суммарная доля десятки ведущих препаратов составила всего 1,7% в упаковках, в то время как в стоимостном выражении она достигла 36,%, увеличив-
таблица 1 Ведущие корпорации рынка ОНЛС РФ по итогам 9 месяцев 2010 г.
Корпорация Доля продаж в натуральном выражении, упаковки, % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2010/2009,%
9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. Упак. Руб.
Novartis (вкл. Sandoz-Lek) 3,2 3,1 10,9 12,7 -4,7 18,1
F.Hoffmann-La Roche 0,7 0,8 10,9 12,5 3,5 16,0
Janssen-Cilag 0,7 0,6 11,7 10,0 -27,5 -12,8
Teva 2,5 2,6 4,9 5,4 3,9 11,2
Octapharma 0,7 0,6 7,6 5,1 -20,2 -32,0
Novo Nordisk 2,8 2,7 7,3 4,8 -6,2 -33,2
Sanofi-aventis 4,2 3,7 3,8 4,2 -14,7 12,1
AstraZeneca 0,9 1,1 3,0 3,2 20,5 9,6
Merck Sharp&Dohme 0,4 0,3 2,4 2,4 -34,9 1,5
Bayer Healthcare 0,2 0,2 5,2 2,3 -29,7 -54,1
Итого 16,5 15,8 67,7 62,8
РЫНОК ОНЛС РФ ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2010 Г.
РЕМШЦЦМ 41
тдвлицдф^ Ведущие торговые наименования рынка ОНЛС РФ по итогам 9 месяцев 2010 г.
Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упаковки, % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2010/2009, %
9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. Упак. Руб.
Велкейд 0,1 0,1 7,4 7,0 1,4 -3,3
Гливек 0,1 0,1 6,0 6,5 17,3 9,3
Мабтера 0,1 0,1 4,3 5,5 33,5 31,3
Октанат 0,6 0,5 6,6 4,3 -22,2 -33,4
Копаксон-Тева 0,1 0,1 3,7 4,1 20,1 11,6
Ребиф 44 0,1 0,1 1,3 2,0 56,0 54,1
Лантус 0,5 0,5 2,0 1,8 -15,8 -10,9
Коагил^П 0,0 0,0 0,0 1,6 — —
Герцептин 0,0 0,0 1,3 1,6 44,2 29,4
Гемоктин СДТ 0,2 0,2 2,2 1,5 -12,6 -31,9
Итого 1,8 1,7 34,8 36,0
шись по сравнению с прошлым годом на +1,2 п.п.
В рейтинге ведущих АТС-групп (табл. 3) лидируют препараты группы 101 [Противоопухолевые препараты], доля которых существенно выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Значительный рост поставок наблюдался также у таких групп препаратов, как L03 [Иммуностимуляторы], L04 [Им-мунодепрессанты], L02 [Противоопухо-
Рынок ОНЛС РФ по итогам 9 месяцев 2010 г.
рисунокСтруктура ценовых сегментов рынка ОНЛС РФ
В натуральном выражении
- 10,9
- 31,2 30,2
16,4 16,3
25,5 25,3
9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г.
| | — >500 руб.
Ц — 300—500 руб.
Ц — 100—300 руб.
— 50—100 руб. | | — <50 руб.
В стоимостном выражении
86,4 87,1
4,8
6,0
1,4
,0,7 |
9 мес. 2009 г.
9 мес. 2010 г.
| | — >500 руб.
Ц — 300—500 руб.
Ц — 100—300 руб.
— 50—100 руб. | | — <50 руб.
левые гормональные препараты]. Сократили долевое присутствие в денежном выражении группы препаратов B02 [Гемостатики], B03 [Стимуляторы гемо-поэза], ОТ9 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин], Ш1 [Ги-поталамо-гипофизарные гормоны и их аналоги]. Суммарная доля десятки групп препаратов увеличилась как в натуральном, так и в денежном выражении, составив по итогам 9 месяцев 2010 г. 36,4 и 78,8% соответственно.
рисунок з Структура продаж рынка ОНЛС РФ по федеральным округам (в натуральном и стоимостном выражении) по итогам 9 месяцев 2010 г.
В натуральном выражении
В стоимостном выражении
1 — Центр, 18,2/13,8%
2 — Приволжье, 18,1/16,8%
3 — Москва (без учета
Центра), 16,6/21,8%
4 — Сибирь, 13,6/17,5%
5 — Юг, 10,8/7,6%
6 — Урал, 7,7 /9,2%
7 — С.-Запад (без учета
С.-Петербурга), 6,8/7,2%
8 — Д.Восток, 4,3/3,7%
9 — С.-Петербург, 3,9/2,4%
42 ;0зг имшиим
МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА
тдвлицдф^ Ведущие АТС-группы 2-го уровня рынка ОНЛС РФ с ведущими
торговыми наименованиями в группе по итогам 9 месяцев 2010 г.
Доля продаж в натуральном Доля продаж в стоимостном Прирост,
Торговое наименование выражении, упаковки, % выражении, руб., % 2010/2009, %
9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г.
L01 [Противоопухолевые 0,8 0,9 23,6 25,6 7,5 9,5
препараты]
Велкейд 11,5 10,9 31,1 27,5 1,4 -3,3
Гливек 8,5 9,3 25,4 25,4 17,3 9,3
Мабтера 9,3 11,6 18,1 21,7 33,5 31,3
B02 [Гемостатики] 1,1 1,2 13,6 12,1 5,2 -10,2
Октанат 55,5 41,0 48,1 35,7 -22,2 -33,4
Коагил-VII 0,0 1,7 0,0 13,4
Гемоктин СДТ 20,5 17,0 16,3 12,3 -12,6 -31,9
L03 [Иммуностимуляторы] 0,6 0,7 10,5 11,0 12,7 6,3
Копаксон-Тева 13,5 14,4 35,7 37,5 20,1 11,6
Ребиф 44 14,5 20,0 12,3 17,9 56,0 54,1
Экставиа 0,0 5,8 0,0 10,5
A10 [Средства для лечения сахарного диабета] 11,2 11,8 11,0 10,7 2,1 -0,9
Лантус 4,7 3,9 18,6 16,7 -15,8 -10,9
Левемир ФлексПен 1,9 2,2 6,7 7,1 19,1 5,1
Хумулин НПХ 6,1 5,5 7,5 6,4 -7,3 -14,5
R03 [Препараты для лечения
обструктивных заболеваний 4,9 4,9 4,2 4,3 -3,5 5,3
дыхательных путей]
Серетид 8,7 8,5 26,4 26,1 -5,1 4,2
Симбикорт Турбухалер 7,7 9,6 12,1 15,7 20,5 35,8
Спирива 3,2 4,1 10,8 12,1 23,1 18,8
L04 [Иммунодепрессанты] 0,3 0,4 3,5 4,0 26,2 15,3
Ремикейд 6,7 6,1 33,0 30,8 16,3 7,5
Сандиммун Неорал 46,9 45,5 23,8 22,7 22,3 10,2
Майфортик 10,8 10,4 18,1 17,6 22,4 12,1
B03 [Стимуляторы гемопоэза] 0,6 0,7 4,3 3,6 2,4 -15,4
Эпрекс 18,7 9,0 52,7 36,0 -50,7 -42,3
Рекормон 18,3 17,5 27,3 27,8 -2,3 -13,6
Эральфон 2,2 8,6 3,2 12,5 306,2 231,1
L02 [Противоопухолевые 0,5 0,6 3,0 3,1 18,6 4,9
гормональные препараты]
Аримидекс 17,5 14,8 27,0 23,4 0,1 -9,0
Золадекс 6,4 7,7 14,8 18,5 41,2 31,2
Касодекс 7,5 5,7 13,1 9,3 -9,7 -25,4
C09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] 15,3 14,7 2,4 2,2 -6,6 -3,5
Престариум A 6,5 6,9 18,8 21,9 0,0 12,6
Лизиноприл 11,7 16,6 10,1 11,8 32,0 11,9
Нолипрел A Форте 0,0 1,6 0,0 6,9 208007,0 190129,5
H01 [Гипоталамо-гипофизарные гормоны и их аналоги] 0,4 0,5 2,5 2,2 26,4 -10,7
Сандостатин Лар 3,4 3,6 30,0 42,5 31,0 26,3
Растан 32,4 67,6 6,4 28,0 164,1 291,5
Минирин 36,9 25,0 16,5 16,2 -14,5 -12,6 у
Итого 35,7 36,4 78,5 78,8 /ф