мзи Р€МШииМ
-20 1 2_
РОССИИСКИИ И ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ
Рынок ОНЛС РФ
ПО ИТОГАМ 2011 Г
Согласно данным IMS Health, по итогам 2011 г. объем реализации лекарственных препаратов по программе обеспечения необходимыми ЛС (включая подпрограмму «7 нозологий», далее ОНЛС) в РФ (рис. 1) в натуральном выражении уменьшился на 1,1% по сравнению с прошлым годом и составил 93,8 млн. упаковок. В денежном выражении рынок ОНЛС снизился на 3,2% и достиг 77,9 млрд. руб. в ценах производителя. Средняя стоимость упаковки составила 830,4 руб. в ценах производителя.
32
В структуре ценовых сегментов (рис. 2) наибольшая доля поставок по ОНЛС в денежном выражении приходится на препараты высокоценового сегмента «> 500 руб.», которая по сравнению с прошлым годом увеличилась на 0,2 п.п. При этом в натуральном выражении основная часть поставок приходилась на препараты «среднеценового» сегмента («100—300 руб.» за упаковку).
В структуре поставок по федеральным округам (рис. 3) по итогам 2011 г. лидируют Москва и Приволжский ФО, меньше всего продаж приходится на Дальний Восток и С.-Петербург. Десятка ведущих производителей фармацевтического рынка в сегменте ОНЛС в денежном выражении представлена зарубежными компаниями (табл. 1). Лидером среди них является компания Roche. Наибольший прирост
как в натуральном, так и в денежном выражении продемонстрировала компания Baxter (+161,4% и +90,9%, соответственно).
Значительно снизились объемы продаж по программе ОНЛС таких компаний, как Johnson&Johnson, Novo Nor-disk.
Суммарная доля десятки лидеров увеличилась на 0,8 п.п. в упаковках, в денежном выражении рост составил 0,5 п.п. В рейтинге ведущих торговых наименований в сегменте ОНЛС в 2011 г. (табл. 2) лидирует препарат Гливек. Наибольший рост поставок наблюдался у препаратов Генфаксон и Гемофил М. Суммарная доля десятки ведущих препаратов составила всего 1,4% в упаковках, в то время как в стоимостном выражении суммарная доля достигла 33,3%, увеличившись по сравнению с прошлым годом на +6,6 п.п. В рейтинге ведущих EphMRA групп (табл. 3) лидируют препараты группы
таблица Ti Ведущие корпорации рынка ОНЛС РФ по итогам 2011 г.
Корпорация Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2011/ 2010, %
2010 2011 2010 2011 упак. руб.
ROCHE 0,8 0,8 12,6 13,6 1,9 4,4
NOVARTIS 1,2 1,1 11,4 10,2 -3,1 -13,6
JOHNSON & JOHNSON 0,6 0,5 9,4 7,8 -14,0 -19,3
TEVA 3,0 3,8 5,1 5,9 25,3 11,5
SANOFI 3,8 3,6 4,5 4,8 -5,4 3,2
BAXTER INT 0,2 0,5 2,2 4,3 161,4 90,9
ASTRAZENECA 1,1 1,1 3,6 4,0 -2,7 6,5
NOVO NORDISK 2,8 2,8 4,8 3,7 -0,9 -25,6
MERCK SHARP DOHME 0,3 0,2 2,8 2,9 -17,2 2,8
ELI LILLY 1,6 1,7 2,2 2,0 2,4 -12,8
Итого 15,4 16,2 58,6 59,1
Источник: IMS Health
Рынок ОНЛС РФ по итогам 2011 г.
Объем продаж, млн. упак.
100 г 100
80 - 94,8 93,8 80
60 - 60
40 - 40
20 - 20
0 0
2010 2011
Объем продаж, млрд.руб.
- 80,4 77,9
-
2010
2011
рисунок
РЫНОК ОНЛС РФ ПО ИТОГАМ 2011 г.
рщщиим 2м0аи2 33
таблица Ведущие торговые наименования рынка ДЛО РФ по итогам 2011 г.
Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2011/ 2010, %
2010 2011 2010 2011 упак. руб.
GLIVEC 0,1 0,1 5,8 6,4 9,0 6,0
MABTHERA 0,1 0,1 5,3 6,1 12,9 11,7
VELCADE 0,1 0,1 6,1 5,7 4,1 -10,8
COPAXONE TEVA 0,1 0,1 3,7 4,0 18,8 5,3
HEMOFIL M 0,1 0,3 0,4 2,1 473,1 396,8
HERCEPTIN 0,0 0,0 1,7 2,0 27,0 17,6
LANTUS SOLOSTAR 0,2 0,5 0,6 2,0 228,3 212,5
REMICADE 0,0 0,0 1,4 1,7 20,6 17,3
COAGIL-VII 0,0 0,0 1,5 1,7 32,4 4,6
GENFAXON 0,0 0,1 0,0 1,5 70259,5 65628,7
Итого 0,6 1,4 26,7 33,3
Источник: IMS Health
рисунок г2 Структура ценовых сегментов рынка ОНЛС РФ
В натуральном выражении
100 80 60 40 20 0
2010
I I — <50 руб.
86,2
5,3
6,3
1,4 0,8
4,8 6,5 1,5 0,8
2010
I I — 50—100 руб.
100 80 60 40 20 0
В стоимостном выражении
Q — 100—300 руб.
2010
Ц — 300—500 руб.
16,9 18,8
11,3 10,1
- 30,5 30,3
16,0 17,1
25,3 23,7
2010
I I — >500 руб.
Источник: IMS Health
рисунок г з Структура продаж рынка ОНЛС РФ по федеральным округам (в натуральном и стоимостном выражении) по итогам 2011 г.
9 „ 9
1 — Moscow city, 25,5%
2 — Privolzhski FO, 16,1%
3 — Rest of Central FO, 13,1%
4 — Sibirian FO, 14,5%
5 — South FO, 7,9%
6 — Uralski FO, 8,8%
7 — Rest of North-West FO, 7,3%
8 — St. Petersburg city, 3,0%
9 — Far-East FO, 3,7%
1 — Moscow city, 21,4%
2 — Privolzhski FO, 17,4%
3 — Rest of Central FO, 17,4%
4 — Sibirian FO, 11,8%
5 — South FO, 10,1%
6 — Uralski FO, 7,2%
7 — Rest of North-West FO, 6,3%
8 — St. Petersburg city, 4,8%
9 — Far-East FO, 3,7%
L01 [Противоопухолевые препараты], их доля выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший рост поставок наблюдался у группы препаратов А16 [Прочие препараты для лечения заболеваний ЖКТ и нарушения обмена веществ]. Сократили долевое присутствие в денежном выражении группы препаратов A10 [Средства для лечения сахарного диабета], B02 [Гемостатики], B03 [Стимуляторы гемопоэза]. Суммарная доля десятки групп препаратов увеличилась как в натуральном, так и в денежном выражении, составив по итогам 2011 г. 37,3 и 78,1% соответственно.
34 май P€MfffUUM
2(1 1 2
РОССИЙСКИЙ и зарубежные рынки
таблица Ведущие EphMRA группы 2-го уровня рынка ОНЛС РФ с ведущими торговыми наименованиями в группе по итогам 2011 г.
Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2011/ 2010, %
2010 2011 2010 2011 Упак. Руб.
L01 [ANTINEOPLASTICS] 0,9 1,0 24,3 25,5 2,0 1,8
GLIVEC 7,8 8,3 23,9 25,0 9,0 6,0
MABTHERA 10,4 11,6 21,7 23,9 12,9 11,7
VELCADE 8,9 9,1 25,3 22,1 4,1 -10,8
A10 [DRUGS USED IN DIABETES] 12,5 12,9 11,6 11,5 2,4 -4,2
LANTUS SOLOSTAR 1,2 3,9 5,4 17,6 228,3 212,5
LANTUS 3,7 1,4 15,8 7,2 -60,6 -56,1
LEVEMIR FLEXPEN 2,1 2,2 6,7 6,4 7,4 -8,8
L03 [IMMUNOSTIMULATING AGENTS] 0,5 0,7 9,4 9,6 19,7 -1,1
COPAXONE TEVA 15,1 15,0 39,7 42,3 18,8 5,3
GENFAXON 0,0 19,3 0,0 15,9
RONBETAL 5,7 7,5 9,2 11,7 55,6 25,7
B02 [BLOOD COAG SYST OTH PROD] 1,1 1,1 10,9 9,4 5,8 -16,6
HEMOFIL M 5,0 27,2 3,8 22,7 473,1 396,8
COAGIL-VII 1,8 2,3 14,2 17,8 32,4 4,6
OCTANATE 40,6 15,3 35,1 11,9 -60,1 -71,7
R03 [ANTI-ASTHMA & COPD PROD] 4,9 5,0 4,5 4,9 2,0 5,6
SYMBICORT TURBUHAL 9,7 10,6 16,1 19,4 11,8 27,8
SERETIDE 8,6 6,6 26,0 16,9 -21,8 -31,2
SPIRIVA 4,2 4,8 12,1 13,6 16,3 18,5
L04 [IMMUNOSUPPRESSANTS] 0,4 0,4 4,1 4,4 14,9 3,1
REMICADE 7,4 7,8 34,9 39,8 20,6 17,3
MYFORTIC 9,9 9,8 16,0 15,3 13,8 -1,5
SANDIMMUN NEORAL 45,0 38,0 21,5 15,0 -3,0 -28,1
L02 [CYTOSTATIC HORMONE THERAP] 0,7 0,8 3,5 3,6 11,6 0,4
ARIMIDEX 14,4 12,4 23,2 20,9 -4,0 -9,5
ZOLADEX 7,4 7,6 18,5 20,9 14,5 13,4
CASODEX 5,7 4,5 9,1 7,1 -10,8 -22,1
B03 [ANTIANAEMICS] 0,7 0,8 3,8 3,5 9,6 -12,6
EPREX 8,3 5,9 34,4 24,3 -21,5 -38,3
RECORMON 18,2 12,0 28,4 21,8 -27,5 -32,8
ERALFON 8,6 7,2 12,7 16,1 -8,2 11,3
A16 [OTHER METABOLIC PRODUCTS] 0,3 0,3 2,9 3,3 14,2 10,8
CEREZYME 6,3 5,4 45,0 41,2 -1,8 1,4
KETOSTERYL 92,2 92,8 28,8 27,9 14,9 7,0
ELAPRASE 0,5 0,5 16,9 17,8 18,3 16,6
C09 [RENIN-ANGIOTEN SYST AGENT] 14,6 14,3 2,3 2,4 -3,0 3,0
PRESTARIUM A 6,9 6,7 21,7 20,6 -5,5 -2,2
LISINOPRIL 16,3 18,0 11,4 9,9 6,8 -10,6
NOLIPREL A FORTE 1,6 1,6 7,0 6,7 -1,8 -1,5
Итого 36,5 37,3 77,3 78,1 -1,1 -3,2
Источник: IMS Health
Материал подготовлен аналитической группой компании «Ремедиум», ведущий аналитик Юлия УВАРОВА. ф