Научная статья на тему 'Рынок ОНЛС РФ по итогам 2011 г'

Рынок ОНЛС РФ по итогам 2011 г Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОНЛС РФ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

Согласно данным IMS Health, по итогам 2011 г. объем реализации лекарственных препаратов по программе обеспечения необходимыми ЛС (включая подпрограмму «7 нозологий», далее ОНЛС) в РФ (рис. 1) в натуральном выражении уменьшился на 1,1% по сравнению с прошлым годом и составил 93,8 млн. упаковок. В денежном выражении рынок ОНЛС снизился на 3,2% и достиг 77,9 млрд. руб. в ценах производителя. Средняя стоимость упаковки составила 830,4 руб. в ценах производителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitiveness is defined as rivalry between producers for better production and sales conditions in the market. «Better» means better quality and less money spent on delivering the product to the customer, and more efficient resource utilization by the business.

Текст научной работы на тему «Рынок ОНЛС РФ по итогам 2011 г»

мзи Р€МШииМ

-20 1 2_

РОССИИСКИИ И ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ

Рынок ОНЛС РФ

ПО ИТОГАМ 2011 Г

Согласно данным IMS Health, по итогам 2011 г. объем реализации лекарственных препаратов по программе обеспечения необходимыми ЛС (включая подпрограмму «7 нозологий», далее ОНЛС) в РФ (рис. 1) в натуральном выражении уменьшился на 1,1% по сравнению с прошлым годом и составил 93,8 млн. упаковок. В денежном выражении рынок ОНЛС снизился на 3,2% и достиг 77,9 млрд. руб. в ценах производителя. Средняя стоимость упаковки составила 830,4 руб. в ценах производителя.

32

В структуре ценовых сегментов (рис. 2) наибольшая доля поставок по ОНЛС в денежном выражении приходится на препараты высокоценового сегмента «> 500 руб.», которая по сравнению с прошлым годом увеличилась на 0,2 п.п. При этом в натуральном выражении основная часть поставок приходилась на препараты «среднеценового» сегмента («100—300 руб.» за упаковку).

В структуре поставок по федеральным округам (рис. 3) по итогам 2011 г. лидируют Москва и Приволжский ФО, меньше всего продаж приходится на Дальний Восток и С.-Петербург. Десятка ведущих производителей фармацевтического рынка в сегменте ОНЛС в денежном выражении представлена зарубежными компаниями (табл. 1). Лидером среди них является компания Roche. Наибольший прирост

как в натуральном, так и в денежном выражении продемонстрировала компания Baxter (+161,4% и +90,9%, соответственно).

Значительно снизились объемы продаж по программе ОНЛС таких компаний, как Johnson&Johnson, Novo Nor-disk.

Суммарная доля десятки лидеров увеличилась на 0,8 п.п. в упаковках, в денежном выражении рост составил 0,5 п.п. В рейтинге ведущих торговых наименований в сегменте ОНЛС в 2011 г. (табл. 2) лидирует препарат Гливек. Наибольший рост поставок наблюдался у препаратов Генфаксон и Гемофил М. Суммарная доля десятки ведущих препаратов составила всего 1,4% в упаковках, в то время как в стоимостном выражении суммарная доля достигла 33,3%, увеличившись по сравнению с прошлым годом на +6,6 п.п. В рейтинге ведущих EphMRA групп (табл. 3) лидируют препараты группы

таблица Ti Ведущие корпорации рынка ОНЛС РФ по итогам 2011 г.

Корпорация Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2011/ 2010, %

2010 2011 2010 2011 упак. руб.

ROCHE 0,8 0,8 12,6 13,6 1,9 4,4

NOVARTIS 1,2 1,1 11,4 10,2 -3,1 -13,6

JOHNSON & JOHNSON 0,6 0,5 9,4 7,8 -14,0 -19,3

TEVA 3,0 3,8 5,1 5,9 25,3 11,5

SANOFI 3,8 3,6 4,5 4,8 -5,4 3,2

BAXTER INT 0,2 0,5 2,2 4,3 161,4 90,9

ASTRAZENECA 1,1 1,1 3,6 4,0 -2,7 6,5

NOVO NORDISK 2,8 2,8 4,8 3,7 -0,9 -25,6

MERCK SHARP DOHME 0,3 0,2 2,8 2,9 -17,2 2,8

ELI LILLY 1,6 1,7 2,2 2,0 2,4 -12,8

Итого 15,4 16,2 58,6 59,1

Источник: IMS Health

Рынок ОНЛС РФ по итогам 2011 г.

Объем продаж, млн. упак.

100 г 100

80 - 94,8 93,8 80

60 - 60

40 - 40

20 - 20

0 0

2010 2011

Объем продаж, млрд.руб.

- 80,4 77,9

-

2010

2011

рисунок

РЫНОК ОНЛС РФ ПО ИТОГАМ 2011 г.

рщщиим 2м0аи2 33

таблица Ведущие торговые наименования рынка ДЛО РФ по итогам 2011 г.

Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2011/ 2010, %

2010 2011 2010 2011 упак. руб.

GLIVEC 0,1 0,1 5,8 6,4 9,0 6,0

MABTHERA 0,1 0,1 5,3 6,1 12,9 11,7

VELCADE 0,1 0,1 6,1 5,7 4,1 -10,8

COPAXONE TEVA 0,1 0,1 3,7 4,0 18,8 5,3

HEMOFIL M 0,1 0,3 0,4 2,1 473,1 396,8

HERCEPTIN 0,0 0,0 1,7 2,0 27,0 17,6

LANTUS SOLOSTAR 0,2 0,5 0,6 2,0 228,3 212,5

REMICADE 0,0 0,0 1,4 1,7 20,6 17,3

COAGIL-VII 0,0 0,0 1,5 1,7 32,4 4,6

GENFAXON 0,0 0,1 0,0 1,5 70259,5 65628,7

Итого 0,6 1,4 26,7 33,3

Источник: IMS Health

рисунок г2 Структура ценовых сегментов рынка ОНЛС РФ

В натуральном выражении

100 80 60 40 20 0

2010

I I — <50 руб.

86,2

5,3

6,3

1,4 0,8

4,8 6,5 1,5 0,8

2010

I I — 50—100 руб.

100 80 60 40 20 0

В стоимостном выражении

Q — 100—300 руб.

2010

Ц — 300—500 руб.

16,9 18,8

11,3 10,1

- 30,5 30,3

16,0 17,1

25,3 23,7

2010

I I — >500 руб.

Источник: IMS Health

рисунок г з Структура продаж рынка ОНЛС РФ по федеральным округам (в натуральном и стоимостном выражении) по итогам 2011 г.

9 „ 9

1 — Moscow city, 25,5%

2 — Privolzhski FO, 16,1%

3 — Rest of Central FO, 13,1%

4 — Sibirian FO, 14,5%

5 — South FO, 7,9%

6 — Uralski FO, 8,8%

7 — Rest of North-West FO, 7,3%

8 — St. Petersburg city, 3,0%

9 — Far-East FO, 3,7%

1 — Moscow city, 21,4%

2 — Privolzhski FO, 17,4%

3 — Rest of Central FO, 17,4%

4 — Sibirian FO, 11,8%

5 — South FO, 10,1%

6 — Uralski FO, 7,2%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 — Rest of North-West FO, 6,3%

8 — St. Petersburg city, 4,8%

9 — Far-East FO, 3,7%

L01 [Противоопухолевые препараты], их доля выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший рост поставок наблюдался у группы препаратов А16 [Прочие препараты для лечения заболеваний ЖКТ и нарушения обмена веществ]. Сократили долевое присутствие в денежном выражении группы препаратов A10 [Средства для лечения сахарного диабета], B02 [Гемостатики], B03 [Стимуляторы гемопоэза]. Суммарная доля десятки групп препаратов увеличилась как в натуральном, так и в денежном выражении, составив по итогам 2011 г. 37,3 и 78,1% соответственно.

34 май P€MfffUUM

2(1 1 2

РОССИЙСКИЙ и зарубежные рынки

таблица Ведущие EphMRA группы 2-го уровня рынка ОНЛС РФ с ведущими торговыми наименованиями в группе по итогам 2011 г.

Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2011/ 2010, %

2010 2011 2010 2011 Упак. Руб.

L01 [ANTINEOPLASTICS] 0,9 1,0 24,3 25,5 2,0 1,8

GLIVEC 7,8 8,3 23,9 25,0 9,0 6,0

MABTHERA 10,4 11,6 21,7 23,9 12,9 11,7

VELCADE 8,9 9,1 25,3 22,1 4,1 -10,8

A10 [DRUGS USED IN DIABETES] 12,5 12,9 11,6 11,5 2,4 -4,2

LANTUS SOLOSTAR 1,2 3,9 5,4 17,6 228,3 212,5

LANTUS 3,7 1,4 15,8 7,2 -60,6 -56,1

LEVEMIR FLEXPEN 2,1 2,2 6,7 6,4 7,4 -8,8

L03 [IMMUNOSTIMULATING AGENTS] 0,5 0,7 9,4 9,6 19,7 -1,1

COPAXONE TEVA 15,1 15,0 39,7 42,3 18,8 5,3

GENFAXON 0,0 19,3 0,0 15,9

RONBETAL 5,7 7,5 9,2 11,7 55,6 25,7

B02 [BLOOD COAG SYST OTH PROD] 1,1 1,1 10,9 9,4 5,8 -16,6

HEMOFIL M 5,0 27,2 3,8 22,7 473,1 396,8

COAGIL-VII 1,8 2,3 14,2 17,8 32,4 4,6

OCTANATE 40,6 15,3 35,1 11,9 -60,1 -71,7

R03 [ANTI-ASTHMA & COPD PROD] 4,9 5,0 4,5 4,9 2,0 5,6

SYMBICORT TURBUHAL 9,7 10,6 16,1 19,4 11,8 27,8

SERETIDE 8,6 6,6 26,0 16,9 -21,8 -31,2

SPIRIVA 4,2 4,8 12,1 13,6 16,3 18,5

L04 [IMMUNOSUPPRESSANTS] 0,4 0,4 4,1 4,4 14,9 3,1

REMICADE 7,4 7,8 34,9 39,8 20,6 17,3

MYFORTIC 9,9 9,8 16,0 15,3 13,8 -1,5

SANDIMMUN NEORAL 45,0 38,0 21,5 15,0 -3,0 -28,1

L02 [CYTOSTATIC HORMONE THERAP] 0,7 0,8 3,5 3,6 11,6 0,4

ARIMIDEX 14,4 12,4 23,2 20,9 -4,0 -9,5

ZOLADEX 7,4 7,6 18,5 20,9 14,5 13,4

CASODEX 5,7 4,5 9,1 7,1 -10,8 -22,1

B03 [ANTIANAEMICS] 0,7 0,8 3,8 3,5 9,6 -12,6

EPREX 8,3 5,9 34,4 24,3 -21,5 -38,3

RECORMON 18,2 12,0 28,4 21,8 -27,5 -32,8

ERALFON 8,6 7,2 12,7 16,1 -8,2 11,3

A16 [OTHER METABOLIC PRODUCTS] 0,3 0,3 2,9 3,3 14,2 10,8

CEREZYME 6,3 5,4 45,0 41,2 -1,8 1,4

KETOSTERYL 92,2 92,8 28,8 27,9 14,9 7,0

ELAPRASE 0,5 0,5 16,9 17,8 18,3 16,6

C09 [RENIN-ANGIOTEN SYST AGENT] 14,6 14,3 2,3 2,4 -3,0 3,0

PRESTARIUM A 6,9 6,7 21,7 20,6 -5,5 -2,2

LISINOPRIL 16,3 18,0 11,4 9,9 6,8 -10,6

NOLIPREL A FORTE 1,6 1,6 7,0 6,7 -1,8 -1,5

Итого 36,5 37,3 77,3 78,1 -1,1 -3,2

Источник: IMS Health

Материал подготовлен аналитической группой компании «Ремедиум», ведущий аналитик Юлия УВАРОВА. ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.