28 РШЩЦЦМ
Рынок ОНЛС РФ
ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2011 Г.
Согласно данным IMS Health, по итогам 9 месяцев 2011 г. объем реализации лекарственных препаратов по программе обеспечения необходимыми ЛС (включая подпрограмму «7 нозологий», далее ОНЛС) в РФ (рис. 1) в натуральном выражении уменьшился на 0,9% относительно аналогичного периода прошлого года и составил 76 млн. упаковок. В денежном выражении рынок ОНЛС снизился на 2,6% до отметки 65,9 млрд. руб. при средней стоимости упаковки 867,1 руб. в оптовых ценах.
В структуре ценовых сегментов наибольшая доля поставок по ОНЛС в денежном выражении приходилась на дорогие препараты — «>500 руб.», она осталась неизменной по сравнению с прошлым годом — 87,1%. При этом в натуральном выражении основная часть поставок приходилась на препараты «сред-неценового» сегмента («100—300 руб.» за
упаковку) (рис. 2). В структуре поставок по федеральным округам по итогам 9 месяцев 2011 г. лидируют Приволжский ФО и Центр, меньше всего продаж приходится на Дальний Восток и С.-Петербург (рис. 3). Десятка ведущих производителей фармацевтического рынка в сегменте ОНЛС в денежном выражении представлена зарубежными компаниями (табл. 1). Лидером
среди них является компания Roche. Наибольший прирост как в натуральном, так и в денежном выражении продемонстрировала компания Laboratorio Tuteur (+252,7% и +313,3%, соответственно). Значительно снизились объемы продаж по программе ОНЛС таких компаний, как Johnson&Johnson, Novartis, Novo Nor-disk.
Суммарная доля десятки лидеров увеличилась на 1,4 п.п. в упаковках, в денежном выражении рост составил 2,5 п.п. В рейтинге ведущих торговых наименований в сегменте ОНЛС в 2011 г. (табл. 2) лидирует препарат Гливек Наибольший рост поставок наблюдался у препаратов Лантус Солостар и Коагил-VII. Наибольшее сокращение продаж наблюдалось у препарата Копаксон Тева. Суммарная доля десятки ведущих препаратов составила всего 1,5% в упаковках, в то время как в стоимостном выражении она достигла 35,3%, увеличившись по сравнению с прошлым годом на +6,7 п.п.
таблиц^ i Ведущие корпорации рынка ОНЛС РФ по итогам 9 месяцев 2011 г.
Корпорация Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 9 месяцев 2011/ 9 месяцев 2010, %
9 месяцев 2010 9 месяцев 2011 9 месяцев 2010 9 месяцев 2011 упак. руб.
ROCHE 0,8 0,8 12,5 13,3 2,9 3,5
NOVARTIS 1,2 1,2 12,2 10,9 -2,1 -12,8
JOHNSON & JOHNSON 0,6 0,5 10,0 8,5 -8,0 -17,9
TEVA 2,9 3,8 5,4 6,1 32,0 10,2
BAXTERINT 0,2 0,6 2,2 4,5 165,1 100,3
SANOFI-AVENTIS 3,7 3,6 4,2 4,5 -4,7 3,9
ASTRAZENECA 1,1 1,1 3,3 3,7 0,4 10,2
NOVO NORDISK 2,7 2,8 4,8 3,6 2,6 -27,5
MERCK SHARP DOHME 0,3 0,2 2,4 2,7 -15,5 11,9
LABORATORIO TUTEUR 0,1 0,3 0,5 2,0 252,7 313,3
Итого 13,6 15,0 57,4 59,7
Источник: IMS Health
Рынок ОНЛС РФ по итогам 9 месяцев 2011 г
РЫНОК ОНЛС РФ ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2011 Г.
РШШииМ ffij 29
таблиц^Ф Ведущие торговые наименования рынка ДЛО РФ по итогам 9 месяцев 2011 г.
Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 9 месяцев 2011/ 9 месяцев 2010, %
9 месяцев 2010 9 месяцев 2011 9 месяцев 2010 9 месяцев 2011 упак. руб.
GLIVEC 0,1 0,1 6,5 7,1 -0,9 -2,6
MABTHERA 0,1 0,1 5,5 6,4 9,0 6,3
VELCADE 0,1 0,1 7,0 6,3 14,2 12,6
COPAXONE TEVA 0,1 0,1 4,1 4,4 2,1 -12,5
HEMOFIL M 0,1 0,4 0,5 2,4 18,2 4,7
LANTUS SOLOSTAR 0,1 0,5 0,5 1,9 481,1 395,8
COAGIL-VII 0,0 0,0 1,6 1,9 298,5 281,2
HERCEPTIN 0,0 0,0 1,6 1,7 39,4 11,9
REMICADE 0,0 0,0 1,2 1,6 13,9 4,4
GENFAXON 0,0 0,1 0,0 1,6 31,3 28,7
Итого 0,6 1,5 28,6 35,3
Источник: IMS Health
рисунок Гг Структура ценовых сегментов рынка ОНЛС РФ
В натуральном выражении
100 80 60 40 20 0
17,4
19,1
10,9 10,4
30,2 29,3
16,3 17,4
25,3 23,9
9 месяцев 2010 9 месяцев 2010
<50 руб. Q — 50—100 руб. Q — 100—300 руб.
В стоимостном выражении
9 месяцев 2010 Ц — 300—500 руб.
9 месяцев 2010
I I — >500 руб.
Источник: IMS Health
В рейтинге ведущих EphMRA групп (табл. 3.) лидируют группа L01 [Противоопухолевые препараты], их доля выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший рост поставок наблюдался у группы А16 [Прочие препараты для лечения заболеваний ЖКТ и нарушения обмена веществ]. Сократили долевое присутствие в денежном выражении группы препаратов A10 [Средства для лечения сахарного диабета], B02 [Гемостатики], B03 [Стимуляторы ге-мопоэза].
Суммарная доля десятки групп препаратов увеличилась как в натуральном, так и в денежном выражении, составив по итогам 9 месяцев 2011 г. 37,4 и 79,1% соответственно.
рисунокг з Структура продаж рынка ДЛО РФ по федеральным округам (в натуральном и стоимостном выражении) по итогам 9 месяцев 2011 г.
9 „ 9
1 — Privolzhski FO, 17,5%
2 — Rest of Central FO, 13,4%
3 — Moscow city, 22,6%
4 — Sibirian FO, 14,7%
5 — South FO, 7,7%
6 — Uralski FO, 9,5%
7 — Rest of North-West FO, 7,5%
8 — St. Petersburg city, 3,1%
9 — Far-East FO, 3,9%
1 — Privolzhski FO, 18,9%
2 — Rest of Central FO, 18,7%
3 — Moscow city, 17,6%
4 — Sibirian FO, 11,7%
5 — South FO, 10,2%
6 — Uralski FO, 7,8%
7 — Rest of North-West FO, 6,7%
8 — St. Petersburg city, 4,5%
9 — Far-East FO, 3,9%
Источник: IMS Health
30 РШЩЦЦМ
РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ
таблиц^Ф Ведущие EphMRA группы 2-го уровня рынка ОНЛС РФ с ведущими торговыми наименованиями в группе по итогам 9 месяцев 2011 г.
Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 9 месяцев 2011/ 9 месяцев 2010, %
9 месяцев 2010 9 месяцев 2011 9 месяцев 2010 9 месяцев 2011 Упак. Руб.
L01 [ANTINEOPLASTICS] 0,9 1,0 25,6 26,3 6,3 0,3
GLIVEC 9,3 9,5 25,4 26,9 9,0 6,3
MABTHERA 11,6 12,5 21,7 24,4 14,2 12,6
VELCADE 10,9 10,4 27,5 24,0 2,1 -12,5
A10 [DRUGS USED IN DIABETES] 12,0 12,7 10,9 10,8 4,4 -3,4
LANTUS SOLOSTAR 1,0 3,8 4,4 17,4 298,5 281,2
LANTUS 3,8 1,3 16,4 6,8 -64,4 -60,3
LEVEMIR FLEXPEN 2,1 2,3 7,0 6,7 12,1 -6,8
L03 [IMMUNOSTIMULATING AGENTS] 0,6 0,7 10,3 10,5 21,1 -1,3
COPAXONE TEVA 16,4 16,0 39,9 42,4 18,2 4,7
GENFAXON 0,0 19,7 0,0 15,1
RONBETAL 6,0 8,1 9,0 11,8 61,7 30,3
B02 [BLOOD COAG SYST OTH PROD] 1,2 1,3 12,1 10,3 4,5 -17,4
HEMOFIL M 5,1 28,5 3,9 23,6 481,1 395,8
COAGIL-VII 1,7 2,3 13,4 18,2 39,4 11,9
BERIATE 7,5 13,5 5,7 11,6 88,2 67,4
R03 [ANTI-ASTHMA & COPD PROD] 4,9 5,1 4,3 4,9 3,3 9,3
SYMBICORT TURBUHAL 9,6 10,4 15,7 18,9 12,8 32,1
SERETIDE 8,4 6,8 26,1 18,3 -17,0 -23,3
SPIRIVA 4,1 4,7 12,1 13,2 18,3 18,9
L04 [IMMUNOSUPPRESSANTS] 0,4 0,5 4,0 4,2 15,5 3,5
REMICADE 6,2 7,0 30,9 38,4 31,3 28,7
MYFORTIC 10,5 9,7 17,7 16,2 5,9 -5,2
SANDIMMUN NEORAL 45,9 38,7 22,8 16,0 -2,5 -27,6
L02 [CYTOSTATIC HORMONE THERAP] 0,7 0,7 3,2 3,4 10,9 2,8
ARIMIDEX 14,3 12,9 22,6 21,4 0,3 -2,6
ZOLADEX 7,4 7,6 17,9 20,4 13,8 17,1
CASODEX 5,6 4,9 9,0 7,5 -3,1 -14,0
B03 [ANTIANAEMICS] 0,7 0,8 3,6 3,3 13,8 -9,0
EPREX 9,0 6,5 36,0 25,3 -17,7 -35,9
RECORMON 17,5 12,0 27,8 21,5 -22,0 -29,6
ERALFON 8,6 7,1 12,5 16,4 -6,2 19,3
A16 [OTHER METABOLIC PRODUCTS] 0,2 0,3 2,3 3,1 24,9 33,0
CEREZYME 6,1 6,5 48,0 50,0 33,0 38,5
KETOSTERYL 92,9 92,2 32,6 27,9 23,9 13,9
ELAPRASE 0,4 0,3 13,4 11,5 14,6 14,3
C09 [RENIN-ANGIOTEN SYST AGENT] 14,7 14,4 2,2 2,3 -3,5 0,6
PRESTARIUM A 7,0 6,6 21,9 20,6 -8,3 -5,3
LISINOPRIL 16,6 17,7 11,8 10,0 3,2 -14,8
NOLIPREL A FORTE 1,6 1,6 6,9 6,9 -1,0 -0,4
Итого 36,3 37,4 78,5 79,1 -0,9 -2,6
Источник: IMS Health
Материал подготовлен аналитической группой компании «Ремедиум», ведущий аналитик Юлия УВАРОВА. ф