Научная статья на тему 'Рынок образования стран АТР. Сравнительный анализ'

Рынок образования стран АТР. Сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЯПОНИЯ / КОРЕЯ / КИТАЙ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИДЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кречетников К.Г., Федосеева С.В.

Данная статья рассматривает вопросы, касающиеся организации и функционирования системы высшего образования в странах Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), отражает методы управления на примерах Японии, Кореи, Китая. Проведён сравнительный анализ функционирования системы образования в данных странах АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок образования стран АТР. Сравнительный анализ»

56

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

позволяет студенту в удобное для него время осваивать учебный языковой материал в лингафонном кабинете, помогает научиться пользоваться техническими средствами и компьютерными технологиями для изучения иностранного языка. В конечном счете, приобретенные навыки самостоятельной учебной деятельности помогают студенту продолжать свое языковое образование в сфере профессиональной деятельности после окончания вуза.

Список литературы:

1. Вейт М.А. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса. - Липецк, 1990. - С. 24.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов / М-во образования Республики Беларусь. - Могилев. 1998. -С. 5.

3. Смирнова С.А. Педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнова. - М., 1999. - С. 10.

4. Томин В.В. Вектор диалоговых отношений в системе педагогических взаимодействий / В.В. Томин // Альманах современной науки и образования. -Тамбов: Изд-во «Грамота», 2013. - № 4. - С. 189-191.

5. Томин В.В. О лингвистических особенностях электронного перевода научно-технических текстов / В.В. Томин, Н.В. Еремина, А.Ю. Богомолова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 11.

6. Сахарова Н.С. Развитие академической мобильности студентов университета в современном пространстве - времени высшего профессионального образования / Н.С. Сахарова, В.В. Томин // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 2. - С. 221-225.

7. Стренева Н.В. Иностранный язык в современном мире / Н.В. Стрене-ва // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса: материалы Всерос. на-уч.-метод. конф. - Оренбург: ОГУ, 2011. - С. 734-736.

РЫНОК ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН АТР. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

© Кречетников К.Г.*, Федосеева С.В.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Данная статья рассматривает вопросы, касающиеся организации и функционирования системы высшего образования в странах Азиатскотихоокеанского региона (АТР), отражает методы управления на при-

* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

* Студент 3 курса специальности «Управление персоналом».

Педагогические науки

57

мерах Японии, Кореи, Китая. Проведён сравнительный анализ функционирования системы образования в данных странах АТР.

Ключевые слова: система образования, Япония, Корея, Китай, качество образования, лидерство, профессиональное образование.

Япония. Японская система образования составляет 6 лет начальной школы, 3 года неполной средней школы, 3 года высшей школы и 4 года университета (или 2 года колледжа). В системе японского образования обучение в начальной школе и неполной средней школе обязательно. Поступление в высшую школу и университет осуществляется через вступительные экзамены. Кроме того, для выпускников средних школ существуют учебные заведения, где преподаются технические науки и прививаются профессиональные навыки. Существуют национальные школы, находящиеся под управлением государства, общественные школы - под управлением префектуры, города, деревни и частные школы - под управлением школьных фондов.

В Японии учебный год начинается 1 апреля и состоит из трех триместров, разделенных каникулами - короткими весной и зимой и более продолжительными летними. График каникул одинаков для школ, детских садов и вузов. Школьники в Японии посещают занятия с понедельника по пятницу или субботу, в зависимости от школы. Отличительная особенность образовательной системы Японии в том, что на протяжении обучения в детском саду и школе постоянно меняется состав групп и классов. Это дает возможность ученикам, у которых по какой-либо причине не сложились отношения в коллективе, подружиться с другими учениками в следующем году. Также считается, что это развивает коммуникабельность. Учителя в детском саду и школе тоже меняются каждый год, это снижает отрицательный эффект в случае, если преподаватель невзлюбит ребенка.

Японская система высшего образования имеет ряд международных исследований по ТОП-университетам [6]. Эти университеты способны действовать как «движущая сила» в области улучшения знаний в системе рынка образования, определения гарантий по обеспечению качества образования. У данных университетов есть возможность разработать задачи, которые позволят достигнуть статуса мирового класса. Если ведущие учреждения в Японии имеют признанный высокий статус в системе мирового высшего образования, то это означает, что они готовы и способны «показать путь», который поможет другим вузам использовать опыт ведущих вузов для разработки своей собственной системы качества.

Однако никакое повышение качества образования не будет эффективным без решения демографических проблем, стоящих перед рынком образования Японии. Сокращение числа студентов может препятствовать развитию системы обеспечения качества знаний [4].

Как показали зарубежные исследования, количество студентов в колледжах Японии постепенно сокращалось с 1992 года из-за снижения рож-

58

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

даемости, а также из-за упадка интереса среди молодых людей. Япония является седьмой страной по количеству обучаемых иностранных студентов в США, после Китая, Индии, Южной Кореи, Саудовской Аравии, Канады и Тайваня.

В связи с затянувшимся экономическим кризисом японские компании сокращали расходы на обучение за их пределами, предпочитая использовать курсы на дому у тренеров, не требующие больших затрат, вследствие чего персонал получал минимальные знания. Согласно опросу, проведенному Министерством здравоохранения, труда и социального обеспечения, в среднем расходы этих компаний на одного работника в 2013 году были ¥ 13,000 или $ 133, - около половины уровня 2008 года, когда было затрачено ¥ 25,000 или $ 294.

Япония делает все возможное, чтобы вырастить глобальный конкурентоспособный человеческий капитал для того, чтобы оживить экономику [1].

Китай. Система образования в Китае является самой большой в мире. Она состоит из 4 уровней: базисное (дошкольное, общее начальное и среднее), среднее профессионально-техническое, общее высшее и образование для взрослых. По данным июня 2015 года, около 9,5 миллионов студентов приняли участие в сдаче единого государственного экзамена. Государство инвестирует 4 % от общего бюджета на образование. В 1986 году китайское правительство приняло закон об обязательном образовании, который включал 9 лет обучения. На данный момент, по заявлению Министерства образования 99,7 % всего населения страны закончили базисный уровень.

В 2014 году на Национальной конференции по профессионально-техническому образованию, Государственный совет издал приказ об ускорении развития современного высшего образования, основанном на долгосрочном международном сотрудничестве [2]. Данный приказ подталкивает китайские высшие учебные заведения использовать высококачественные зарубежные образовательные ресурсы, способствующие:

1) преподавательскому и студенческому обмену деятельностью;

2) ускорению предоставления качественного профессионально-технического образования;

3) предоставлению стимула для развития крупных и учебных программ стандартам в соответствии с международным эталоном.

Для реализации этой новой стратегии, в июне 2014 шесть министерств (Министерство образования, Госкомитет по делам развития и реформ, Министерство финансов, Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения, Министерство сельского хозяйства и Канцелярия Госсовета КНР по оказанию помощи в развитии бедных районов) выпустили план создания современной системы профессионального образования на 2014-2020 годы [3].

Ожидается, что уже к концу 2015 года в Китае будут сделаны первые шаги по формированию современной системы профессионального образования, количество учащихся в средних профессиональных школах страны

Педагогические науки

59

увеличится до 22,5 млн. человек, а число обучающихся в специальных профессиональных училищах достигнет 13,9 млн. человек.

В программе также обозначены конкретные задачи предстоящей работы. Так, планируется реформировать изучаемые дисциплины, увеличить количество специальных предметов, позволить студентам более свободно выбирать специальности и при необходимости менять их.

В организационном плане изменения коснутся системы управления созданием новых дисциплин - теперь это будет реализовываться на региональном уровне и включать большое количество средних и высших профессиональных учебных заведений. Еще одна из задач - создать платформу с информацией об открываемых специальностях и системой оповещения об изменениях в этой области.

Корея. Образование в Корее состоит из шести лет начальной школы, трех лет средней школы, трех лет высшей школы, двух лет колледжа либо четырех лет университета. Высшее образование в целом занимает от восьми до девяти лет: 4 года для степени бакалавриата, два-три года для магистра, и три года для степени доктора. Для корейских граждан только первые девять лет являются обязательными.

Министерство образования является государственной организацией, ответственной за претворение в жизнь политики, связанной с педагогической деятельностью и образованием. В провинциях созданы советы по делам образования, которые функционируют как представительные органы. Эти советы имеют представителей в каждом уезде и городе, отвечающих на местах за деятельность начальных и средних школ. Правительство дает им рекомендации по основным направлениям политики в области образования и оказывает финансовую помощь. Директора корейских школ назначаются лично президентом. Министерство образования готовит списки людей, которые должны стать директорами. Назначение президентом делает директора независимым от государственных чиновников местного управления и даже от министра: чтобы снять директора с работы, тоже требуется решение главы государства. Несмотря на это, корейская система образования чрезвычайно регламентирована. Ее трудно назвать либеральной, но гарантии независимости руководителя - на высоком уровне [7].

Финансирование образования осуществляется централизованно, и правительственные субсидии составляют самую большую часть от всего бюджета образования. Бюджет Министерства образования в среднем составляет примерно 19,25 % всех государственных расходов (примерно 3-4 % от ВНП). Расходы на образование совместно несут правительство и местные власти, их доля соответственно составляет 80 % и 20 %.

В мире находится не так много желающих досконально знать корейский язык, поэтому в стране распространено повсеместное изучение английского, начиная с начальной школы. В обществе с подачи президента страны

60

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

существует мнение о придании английскому языку статуса второго государственного языка.

Что же касается сектора высшей школы, то в Корее существует несколько типов вузов. Это колледжи и университеты, педагогические университеты, в которых курс обучения составляет четыре года (шесть лет в медицинских и стоматологических колледжах), двухгодичные профессионально-технические колледжи, заочные университеты, открытые университеты, а также различные двух- и четырёхгодичные учебные заведения со статусом колледжа, такие как школы медсестер или духовные семинарии. В стране насчитывается 355 высших учебных заведения, в которых обучается 3 млн. 360 тысяч студентов.

В силу климатических условий страны учебный год в университетах разбит на два семестра - с марта по июнь и с сентября по декабрь.

За последние десятилетия, сектор высшего образования в Южной Корее испытал большие трудности и изменения с колоссального расширения от элиты к массовому образованию. На данное расширение очень сильно влияют политические и экономические факторы. Большинство исследований и теорий в области высшего образования первоначально разработаны в западном формате. Однако отличительной чертой Южной Кореи от западных стран является различие в культуре, которая очень сильно влияет на образование [5].

На основе всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Отличительной чертой Японского образования является то, что Япония относительно недавно стала двигаться к интернационализации и глобализации в области образования. Во многих сферах можно наблюдать положительные изменения. И даже, несмотря на тот факт, что процент как входящей, так и исходящей мобильности студентов, низок, Япония является высокоразвитой страной и находится в числе лидеров мировой системы образования.

Отличительной чертой Китайского образования является то, что Китай на данный момент пытается улучшить свою систему с помощью образовательных реформ. Причина, подтолкнувшая государство на данное решение -общие условия на рынке труда благоприятны для высококвалифицированных работников, однако перспективу на работу для недавних выпускников колледжей можно охарактеризовать как скромную.

Отличительная черта Корейского образования - лидерство на рынке образовательных услуг. Корея славится усиленными изнуряющими занятиями в школах. Секрет успеха состоит в том, что родители участвуют в обучении детей, преподаватели используют новую технику, а ученики делают все возможное и невозможное для достижения результатов.

Несмотря на многочисленные преимущества и недостатки данных систем образования, в целом данные страны объединяет одна цель - вырастить высококвалифицированных работников, которые постоянно повышают уровень навыков, приобретают новые способности, сохраняют конкурентоспособность на рынке труда при изменениях в сфере деятельности, а также увеличивают мобильность на рынке труда.

Педагогические науки

61

Список литературы:

1. AEI international education briefing hotel realm // Canberra, 4 March, 2011. - P. 75.

2. Cai, Y, Holtta, S., &Lindholm Establishing sub-campuses in China: A Finnish perspective // Journal of Research in International Education. - 2013. -№ 12 (2). - Р. 142-154.

3. Cai, Y, &Holtta, S. Transformation of higher education innovation systems in China and Finland // Tampere: CEREC. - 2014. - Р. 323-342.

4. International Educational Exchange, published annually by IIE with support from the U.S. Department of State's Bureau of Educational and Cultural Affairs. - Available from: iie.org/opendoors.

5. Mergner J. Internationalization Strategies in South Korean Higher Education. - Available from: http://prezi.com/_6yvcaxe28kd/ internationalization-stra-tegies-in-south-korean-higher-educatioiy.

6. Ranking of the Shanghai Jiao Tong University [online]. - Available from: ed.sjtu.edu.cn/rank/2006/ranking2006.htm.

7. Кречетников К.Г., Федосеева С.В. Секреты лидерства Южной Кореи в высшем образовании // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 47. - С. 187-191.

СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

© Курмаев Т.Э.

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, г. Казань

В статье говориться о формирования патриотизма у молодежи. Рассматривается понятие «молодежный туризм». Поднимается вопрос об основных проблемах патриотического воспитания.

Ключевые слова патриотизм, молодежный туризм, патриотическое воспитание.

«Важно воспитывать молодёжь в моральном климате памяти: - писал академик Д.С. Лихачёв, памяти семейной, памяти народной, памяти культурной» [1, с. 198].

В содержании патриотического воспитания средствами туризма можно выделить такие компоненты, как активно-деятельностный, мотивационноэмоциональный, личностно-ценностный, педагогически-организационный. Все эти компоненты представляют собой единство и совокупность задач, решение которых способствует воздействию на сознание, чувства и поведение личности. В частности, молодёжный туризм, осуществляя важнейшую функцию - удовлетворение потребности личности в общении с природой, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.