Управление системой высшего образования в условиях модернизации
187
СЕКРЕТЫ ЛИДЕРСТВА ЮЖНОЙ КОРЕИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
© Кречетников К.Г.* *, Федосеева С.В.*
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Данная статья рассматривает вопросы, касающиеся организации и функционирования системы высшего образования в Южной Корее, отражает методы управления, которые привели к динамичному развитию страны. А на основе изложенного авторы раскроют секреты лидерства Южной Кореи на рынке образования.
Ключевые слова рынок образования, Южная Корея, Конфуцианство, лидерство, высшее образование.
Образование в Корее включает 6 лет начальной школы, 3 года средней школы, 3 года высшей школы, 2 года колледжа либо 4 года университета. Высшее образование в целом занимает от 8 до 9 лет: 4 года для бакалавриата, 2-3 года для магистра, и 3 года для степени доктора. Для корейских граждан только первые 9 лет являются обязательными [1].
Министерство образования является государственной организацией, ответственной за претворение в жизнь политики, связанной с педагогической деятельностью и образованием. В провинциях созданы советы по делам образования, функционирующие как представительные органы. Эти советы имеют представителей в каждом уезде и городе, отвечающих на местах за деятельность начальных и средних школ. Правительство дает им рекомендации по основным направлениям политики в области образования и оказывает финансовую помощь. Директора корейских школ назначаются лично президентом. Это делает директора независимым от государственных чиновников местного управления и даже от министра: чтобы снять директора с работы, так же требуется решение главы государства. Корейская система образования очень регламентирована. Ее трудно назвать либеральной, но гарантии независимости руководителя - на высоком уровне.
Финансирование образования осуществляется централизованно, и правительственные субсидии составляют самую большую часть от всего бюджета образования. Бюджет Министерства образования в среднем - около 19,25 % всех государственных расходов (примерно 3-4 % от ВНП). Расходы на образование совместно несут центральное правительство и местные власти, их доля соответственно составляет 80 % и 20 %.
В мире находится не так много желающих досконально знать корейский язык, поэтому в стране распространено повсеместное изучение английско-
* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.
* Студент 3 курса специальности «Управление персоналом».
188
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
го, начиная с начальной школы. В обществе с подачи президента страны существует мнение о придании английскому языку статуса второго государственного языка.
Что же касается сектора высшей школы, то в Корее существует несколько типов высших учебных заведений. Это колледжи и университеты, педагогические университеты, в которых курс обучения составляет 4 года (6 лет в медицинских и стоматологических колледжах), двухгодичные профессионально-технические колледжи, заочные университеты, открытые университеты, а также различные двух- и четырёхгодичные учебные заведения со статусом колледжа, такие как школы медсестер или духовные семинарии. В стране насчитывается 355 вузов, в которых обучается 3 млн. 360 тысяч студентов.
В силу климатических условий страны учебный год в университетах разбит на два семестра - с марта по июнь и с сентября по декабрь.
За последние десятилетия, сектор высшего образования в Южной Корее испытал большие трудности и колоссально расширился от элиты к массовому образованию. На данное расширение очень сильно влияют политические и экономические факторы. Большинство исследований в области высшего образования первоначально разработаны в западном формате. Однако отличительной чертой Кореи от западных стран является уникальная культура, которая очень сильно влияет на образование [3].
Южная Корея, как и другие страны Восточной Азии, относится к культуре Конфуцианства, что отличает данные страны высокими моральными качествами, такими как бережливость, трудолюбие, сильное рвение к образованию, ярко выраженной привязанности к семье. Некоторые авторы утверждают, что заслуга культуры в успехе в образовательной и экономической сфере страны преувеличена, однако следует отметить, что большинство корейских родителей следят за успеваемостью своих детей и делают все возможное, чтобы их дети получили высшее образование [5].
Престиж крепкой семьи и статуса может влиять на стремление к образованию как положительно, так и отрицательно. Корейцы видят «лихорадку образования» как часть традиций, что отражено в народных сказках, где успех заработан тяжелым трудом.
В Корее, как и в других азиатских странах, образовательный успех тесно связан с социально-экономическим статусом. Конфуцианство подчеркивает важность ценности истории и художественной литературы как источников нравственного обучения, но не видит смысла в практическом обучении математики. Таким образом, образование больше фокусируется на достижении определенного статуса, чем на практических мероприятиях, необходимых для модернизации страны [4].
Поскольку образование рассматривается в качестве средства достижения социального статуса, родители оказывают большое давление на своих детей в учебе, чтобы достичь высокого уровня образования. Это может быть
Управление системой высшего образования в условиях модернизации
189
связано с иерархической структурой членов семьи. Если раньше статус традиционно передавался по наследству, то сегодня люди способны достичь своей цели с помощью получения качественного образования [7].
Корейские семейные роли строго определены и контролируется главой семьи. Таким образом, если умирает глава, эта роль передается к старшему сыну, так что единая группа членов семьи может продолжаться от одного поколения к следующему поколению. Так родители в старости возлагают ответственность на своих детей в экономическом и социальном плане. С детства ребенка подготавливают к тому, что их образовательный успех определяет не только их собственное будущее, но и статус всей семейной линии. В этом моральном принципе закреплена самая главная мотивация к учебе для ребенка.
Между поколениями одной семейной линии существует обратная связь: сначала родители делают все возможное для будущего своих детей, идут на тяжелые экономические и другие жертвы, а потом дети сталкиваются с тяжелой ответственностью работать на образование для успеха, который в свою очередь имеет огромное влияние на статус всей семьи. Данная схема показывает насколько сильно стремление корейских школьников стать лучшими в учебе. Родительское давление в Южной Корее, по сравнению с другими культурами, намного интенсивнее, жестче, но и эффективнее. Данные опроса, проведенного в средней школе, показали, что три четверти студентов в системе среднего образования убегают из дома или даже кончают жизнь самоубийством в связи с жестким родительским контролем над успеваемостью [1].
В 1960-х и 1970-х годах экзаменационное воздействие на каждом этапе учебного процесса привело к тому, что родители и студенты потратили огромное количество финансовых ресурсов и времени на внеклассное репетиторство. Различные социальные опросы выяснили, что все большее число студентов страдают от нервной болезни или нервных срывов, поэтому корейское правительство решило отказаться от частных уроков. В 1980 году государство изменило систему вуза, однако политические действия остались без эффекта [2].
Причина великого желания тратить много денег на внеклассное обучение состоит в ограничении возможностей. С 1968 года существовали вступительные экзамены для средней школы, которые были отменены в целях улучшения позиции рассмотрения проверки знаний. Корейские дети называли испытание «вступительные экзамены в ад». Наиболее распространенными учителями в школах были студенты крупных университетов, для которых данная работа была очень прибыльной. Часто данные студенты были репетиторами для детей родственников, зарабатывающих достаточно, чтобы финансировать жизнь студента.
Важность иерархии может быть найдена в рейтинге университетов. Студенты имеют сильные стимулы для поступления в один из высоко оце-
190
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
ниваемых университетов, так называемых «золотой треугольник» из Сеульского национального университета, университета Кореи и Ёнсе, в связи с тем, что получение диплома элитного заведения играет большую роль в получении достойной работы [6].
Хотя престижные корейские университеты чаще отчисляют студентов и взимают более высокую плату за обучение, они также предоставляют повышенную стипендию и перспективы на рынке труда. Кроме того, регулирующие органы используют ранжирование университетов как эффективный механизм управления, лучшим университетам государство выделяет стимулирующие финансовые выплаты. Между тем, данные университеты платят достойную зарплату сотрудникам, улучшают условия для привлечения профессоров, преподавателей и студентов, которые в свою очередь повышают качество преподавания и научных исследований. С одной стороны, корейское правительство, пытается уменьшить стресс, который студенты испытывают во время конкурсных вступительных испытаний. С другой стороны, они пытаются добиться для KAIST (Корейский институт по науке и технике) и СНУ (Сеульский национальный университет) звания университетов мирового класса [3].
Итак, попытаемся выявить основные секреты лидерства Южной Корее в сфере образования. Корея славится усиленными изнуряющими занятиями в школах. Многие смотрят на этих, не по годам умных, детей и думают, как возможно достичь таких больших результатов в обучении?
Вот краткое резюме таких идей [1-4, 9]:
- научить родителей участвовать в обучении - родители учеников в Южной Корее вовлечены в учебный процесс; они осведомлены о том, что получается у их детей, а в чем возникают трудности; если учитель имеет хорошие отношения с родителями детей, то учебный процесс становится намного эффективнее;
- использовать новую технику - кабинеты в Южной Корее оборудованы техникой: компьютеры, интернет, ЖК-экраны и смарт-доски; она действительно помогает с процессом обучения и предоставляет студентам больше знаний, помогает с дифференцированном обучением и в индивидуальных занятиях; исследования показали, что с помощью техники студенты учатся быстрее и развивают более глубокие навыки;
- делать все возможное каждый день; корейские учителя «прыгают выше головы»; и это то, что мы должны научиться делать; чтобы сделать не только то, что от нас ожидается, а гораздо больше; каждый раз, когда учитель входит в класс, ему следует взять на себя обязательство сделать результат выше; при таком методе обучающиеся больше уважают его, видят в нем авторитет, а учитель с удовольствием выполняет свою работу;
Управление системой высшего образования в условиях модернизации
191
- всегда быть готовым учиться; корейские учителя умеют разнообразить свои уроки интересными и свежими фактами; как только обучающимся становится скучно на занятиях, следует применить новый метод обучения, пробовать новые, улучшенные способы привлечения внимания обучающихся; это позволяет держать их в тонусе;
- вдохновлять студентов, чтобы сделать их лучше; студенты в Корее высоко мотивированы; существует множество способов, способных побудить человека с головой погрузиться в учебу; например, хвалить за хорошую работу, отправлять положительные отметки родителям и регулярно выдавать награды за добросовестно выполненную работу.
Опыт Южной Кореи в сфере образования очень ценен и его несомненно необходимо брать на вооружение для того, чтобы российское образование достигло таких же высот, а российские университеты прочно закрепились в первой сотне мирового рейтинга.
Список литературы:
1. Babbie E. The Practice of Social Research. - Belmont, CA: Thomson Wadsworth, 2007. - Р 55-68.
2. Byun K. New public management in Korean eigher education: Is it reality or another fad // Asia Pacific Education Review. - 2008. - Vol. 9, No. 3. - Р. 190-205.
3. Mergner J. Internationalization Strategies in South Korean Higher Education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prezi.com/_6yvcaxe28kd/ internationalization-strategies-in-south-korean-higher-educatioiy.
4. Kim, T. Higher-Education Reforms in South Korea: public-private problems in internationalizing and incorporating universities // Policy Futures in Education. - 2008. - Vol. 6, No. 5. - Р 558-568.
5. Kim S., & Lee J.-H. Changing facets of Korean higher education: Market competition and the role of the state // Higher Education. - 2006. - Vol. 52. -Р 557-587.
6. MEST Education in Korea. - Seoul: Ministry of Education, Science and Technology, 2009. - Р 141-155.
7. Park E.L. Analysis of Korean students’ international mobility by 2-D model: Driving force factor and directional factor // Higher Education. - 2009. -Vol. 57. - Р 741-755.
8. Yang S., & Shin C.S. Parental attitudes towards education: What matters for children's well-being // Children and Youth Services Review. - 2008. -Р 1328-1335.
9. Кречетников К.Г. Рынок образования в Корее / К.Г. Кречетников,
B. С. Распопина // Новая наука: теоретический и практический взгляд. Материалы 46 междун. науч.-практ. конф. - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. -
C. 94-97.