Научная статья на тему 'Рынок образования в странах АТР'

Рынок образования в странах АТР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РЕСУРС / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ / СТРАНЫ АТР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кречетников К.Г., Колояниди П.А.

Рассмотрены вопросы развития рынка образовательных услуг в развитых странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Особый акцент сделан на южных англоговорящих странах региона Австралии и Новой Зеландии. Работа будет полезна исследователям в сфере сравнительной педагогики и управления персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок образования в странах АТР»

32 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

товке после 22 часов приступают 26,8 %; а после 24 часов 33,2 % студентов. Учитывая, что средняя продолжительность самоподготовки составляет 2,53,5 часа, можно заключить, что около 60 % студентов выполняют ее за полночь. Столь позднее выполнение учебного труда требует повышенных затрат нервной энергии, отражается на качестве сна.

Забота о здоровье студентов является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива, и осуществляется она на высоком профессиональном уровне. Основная цель физического воспитания - обеспечить студенческой молодежи высокий уровень реального здоровья, вооружив их необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитав у них культуру здоровья.

Список литературы:

1. Безруких М.М., Сонькина В.Д. Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения» - М., 2002. - 117 с.

2. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе: учеб. пособие / М.Я. Виленский. - М.: МГПИИ им. В.И. Ленина, 1982. - 15б с.

3. Галеев И.Ш. Анализ умственной работоспособности студентов на фоне занятий физической культурой и спортом [Электронный ресурс] / И.Ш. Галеев, Н.В. Святова, А.А. Ситдикова, Л.Т. Миннахметова, А.А. Мис-бахов, А.И. Садыкова // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 2. - Режим доступа: www.science-education.ru/108-9137.

РЫНОК ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ АТР

© Кречетников К.Г.* *, Колояниди П.А.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Рассмотрены вопросы развития рынка образовательных услуг в развитых странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Особый акцент сделан на южных англоговорящих странах региона - Австралии и Новой Зеландии. Работа будет полезна исследователям в сфере сравнительной педагогики и управления персоналом.

Ключевые слова система образования, человеческий ресурс, продолжительность обучения, техническое нормирование, страны АТР.

Новый этап развития, как и новые социально-экономические условия диктуют обществу новые требования к системе образования. Становится

* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

* Студент 3 курса специальности «Управление персоналом».

Педагогические науки

33

понятно, что образование отдельной страны не может оставаться в рамках национальных границ и базироваться только на национальной культуре. Решение проблем образования приобретает международный масштаб.

Человеческий ресурс играет огромную роль в развитии всех сфер деятельности, поэтому страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) создают все условия для раскрытия и развития интеллектуального потенциала своего населения. АТР является достаточно обширным по своей территории и в него входят более 50 стран, поэтому невозможно выделить отличительные особенности региона в целом, так как каждая страна имеет свою специфику и своеобразие. Наиболее развитыми странами АТР являются: Австралия, Китай, Новая Зеландия и Япония. Поэтому рынок образования этих стран представляет особый интерес.

На сегодняшний день Австралия является одним из общепризнанных лидеров в сфере образования. Система образования здесь очень схожа с моделью англоговорящих стран, однако стоимость обучения на 30-40 % ниже, чем в США и Западных странах, что очень привлекает иностранных студентов. Качество образования в Австралии признано во всем мире.

Образование в Австралии начинается с 6 лет, дети поступают в начальную школу, где приобретают знания по общим и творческим дисциплинам. Почти во всех штатах обучение в начальной школе занимает 6 лет, за исключением Квинсленда, Южной и Западной Австралии (7 лет).

Переход в среднюю школу (4 года) - без сдачи экзаменов. Первые 2 года учащиеся также получают знания по общеобразовательным предметам, а в последующие 2 года они выбирают наиболее приоритетные и привлекательные для себя дисциплины, некоторые из них имеют несколько степеней глубины изучения. По окончании 10 класса получается аттестат зрелости, в котором - оценки за 9-10 класс. После этого имеется возможность продолжить обучение (2 года, 11 -12 класс) в средней школе старшего уровня, по окончанию которой ученики получают сертификат.

Помимо средней школы старшего уровня, ученик может получить профессионально-техническое образование. Это возможно при наличии аттестата зрелости. Сертификат, который выдаётся по окончании данного обучения может быть разной степени, в зависимости от длительности выбранной программы. Сертификат об окончании средней школы старшего уровня или сертификат о получении профессионально-технического образования являются пропуском для получения высшего образования. Однако, помимо сертификата, абитуриент должен продемонстрировать уровень своих знаний на вступительных экзаменах.

Всю систему образования в вузах Австралии можно разделить по такому признаку: до получения бакалавра и после. До получения степени бакалавра студент имеет возможность получить диплом, диплом младшего специалиста или диплом продвинутого уровня. Данный диплом выдаётся по

34 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

окончании одного года или двух лет обучения и является свидетельством освоения студентом полупрофессиональной специальности. Все три степени требуют два года очного обучения и, по сути, они эквивалентны, однако диплом младшего специалиста менее ориентирован на продолжение образования.

Предлагаемые австралийской системой образования бакалаврские программы разнятся в зависимости от длительности обучения и ряда дополнительных параметров. Обучение, имеющее специализированную направленность, продолжается 3 года. Четырёхлетние программы имеют профессиональную направленность и пользуются большей популярностью. Получение бакалавра архитектуры, ветеринарии, стоматологии и некоторых других специальностей требует 5 лет обучения, бакалавра медицины - 6 лет. Основу программы бакалавриата составляет ряд основных учебных предметов, ряд специальных и несколько предметов, которые студент выбирает самостоятельно [1].

После получения степени бакалавра студент может продолжить обучение в магистратуре. Продолжительность обучения - один семестр и в конце -написание курсовой работы. Степень магистра можно получить тремя способами: выполнив курсовую работу, проведя уникальное научное исследование или получив определенный опыт в избранной сфере деятельности. Как правило, это занимает не менее 2 лет.

В общем, Австралийская система очень похожа на британскую.

Также как и Австралийская, система обучения Новой Зеландии построена на британской модели, но имеет ряд особенностей.

В школу дети идут с 5-6 лет, и обучение в начальной школе продолжается 8 лет. После окончания начальной школы, а именно в возрасте 13 лет дети переходят в среднюю школу, которую иногда называют «колледжем» или «школой высшей ступени». Здесь учёба продолжается в 9-13 классах, где детей готовят к поступлению в университеты и политехнические институты.

В конце 11 класса получается аттестат о среднем образовании, а по окончанию 13 класса сдаются выпускные экзамены, являющиеся одновременно вступительными для вузов. Зачастую на этих экзаменах проверяются знания по 4-6 профилирующим предметам и в случае сдачи всех экзаменов на отлично выпускник получает денежное вознаграждение.

Большой популярностью в Новой Зеландии пользуются политехнические институты, в которых можно получить степень бакалавра и профессиональную квалификацию. Такую же степень можно получить и в университете, разница только в престиже и стоимости. В большинстве своём «политехи» ориентированы на прикладные специальности, такие как гостиничный менеджмент, информационные технологии, туризм. Помимо долгосрочных программ существуют краткие курсы подготовки.

Престижным, почётным и дорогим считается обучение в университете. Обучение на степень бакалавра занимает 3-4 года в зависимости от профиля

Педагогические науки

35

обучения. Проучившись ещё один год, выпускник может получить степень бакалавра с отличием. Для этого нужно написать научное исследование. Однако, при высокой успеваемости студента, он имеет право начать учиться на эту степень после второго года обучения.

Далее возможно продолжение образования на программах магистратуры, длящихся 1-2 года в зависимости от профиля обучения. Наконец, после дополнительного исследовательского курса и защиты диссертации выпускнику присваивается степень «доктора философии» [4].

Неудивительно, что в соседствующих странах схожа система обучения. Но хоть они и схожи, обучение в Новой Зеландии имеет ряд преимуществ, которые не характерны для Австралийской системы и систем обучения других стран британской модели.

Во-первых, обучение в Новой Зеландии значительно дешевле, чем в Австралии, не говоря уже о США и странах Запада.

Во-вторых, специально для иностранных студентов, в Новой Зеландии существует специальная иммиграционная программа, которая после 3 лет обучения разрешает им работать по специальности в течение двух лет с последующей возможностью получения гражданства.

Кроме того, Новая Зеландия - одна из немногих стран, которая может похвастаться жёстким государственным регулированием в сфере образования. А это гарантирует высокий уровень образования и уверенность в том, что диплом данной страны будет высоко оценён не только на её территории, но и за её пределами.

Если систему образования Австралии и Новой Зеландии мы могли сравнивать на равных, то страны Юго-Восточной Азии имеют отличительные принципы, которые абсолютно не похожи на страны с британской моделью образования.

Например, уже дошкольное образование в Китае сильно отличается от других стран. В этой стране существует очень большая грань между частным и государственным дошкольным образованием, так как в государственных школах обучение больше направлено на подготовку к школе и приучению ребят к труду, а в частных развитее детей носит более эстетический и культурный характер. Каждый день начинается с поднятия китайского флага, что с детства прививает учащимся патриотизм. Ещё одной отличительной особенностью является то, что в китайском дошкольном образовании не стремятся развить индивидуальность ребёнка, а наоборот пытаются показать ему, что он ничем не отличается от других.

Система школьного образования в Китае делится на 3 ступени: начальная, средняя и старшая. В начальной школе ребёнок учится 6 лет, а остальные 2 ступени обучения занимают по 3 года. Обучение в начальной и средней школе бесплатное для всех, а за обучение в старшей школе необходимо платить. Программа начальной школы включает в себя общеобразовательные дисциплины, которые необходимы каждому.

36 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Образование в Китае характеризуется очень строгой дисциплиной и огромными нагрузками, поэтому учебный день китайских школьников разделён на две половины. В первую половину дня изучаются основные дисциплины, а во вторую половину - дополнительные предметы.

После окончания средней школы продолжение обучения не является обязательным, однако, если родители ребёнка имеют возможность оплатить обучение, то он продолжает своё обучение в старшей школе.

В Китае существует два типа старших школ: академического профиля, где подготавливают учеников для последующего поступления в вузы, и профессионально-технического, где подготавливают специалистов для работы на каком-либо производстве.

Высшее образование в Китае доступно лишь тем, кто окончил старшую школу. Система высшего образования в Китае включает в себя колледжи, профессиональные высшие школы и университеты.

Учебная программа колледжей бывает двух видов: двухгодичная - осуществляется подготовка специалистов среднего уровня, и в конце курса обучения студент получает свидетельство; четырехгодичная - после обучения выдается диплом бакалавра.

В университетах Китая по окончании обучения можно получить диплом бакалавра, магистра или доктора наук, в зависимости от продолжительности учебы [3].

В Японии в отличие от Китая 80 % университетов являются частными, а обучение в вузах проводится по двухуровневой системе, схожей с российской и западной, а именно бакалавриат (4 года) и магистратура (ещё 2 года).

Система школьного образования по своей структуре тоже очень похожа на российскую, она длится 12 лет и делится на младшую, среднюю и старшую школу. Обучение в старших классах - необязательно, но подавляющее количество выпускников заканчивают старшую школу. Однако сама система обучения в японских школах невероятно отличается от других. Учебный год начинается 1 апреля и состоит из трёх триместров. Главная особенность школ Японии - на протяжении обучения постоянно меняется состав групп и классов учащихся. Это делается для того, чтобы избегать конфликтов между учениками и учителями, а также для того, чтобы развивать у учащихся коммуникабельность с раннего возраста.

Система дошкольного образования в Японии вообще не имеет ничего общего с какой-либо другой страной, так как дошкольное образование не считается обязательной ступенью обучения [2].

АТР очень развит и богат. И нельзя не заметить, что огромное влияние на все достижения региона имеет научное и информационное обеспечение стран, входящих в состав территории АТР [5]. Большой интерес к себе привлекают развитые страны АТР. Система образования Австралии схожа с системой Новой Зеландии, потому что обе страны берут в основу британ-

Педагогические науки

37

скую модель обучения. Обучение в этих странах сравнительно недорогое по сравнению с США и Западной Европой, хотя качество обучения этим странам не уступает. Данные страны имеют много привилегий для иностранцев, чем привлекают иностранных студентов.

Система обучения Юго-Восточной Азии сильно отличается от стран с британской моделью. Здесь всё базируется на строжайшей дисциплине, поэтому качество образования в этих странах достаточно высокое.

Станы АТР продолжают развиваться во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Поэтому обучение в этих странах - престижно и высоко ценится почти во всех странах мира. Таким образом, выпускники вузов стран АТР имеют высокую степень гарантии трудоустройства.

Список литературы:

1. Система образования в Австралии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://diplomabroad.ru/avstraliya/sistema_obrazovaniya_v_avstralii/.

2. Система образования в Японии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.examen.ru/add/manual/Higher-Education-Abroad/sistema-

obrazovanija-v-japonii.

3. Китайская система образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-kitae.html.

4. Система образования Новой Зеландии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studynewzealand.ru/cgi-bin/issue.cgi?action=artide&ar_id=16.

5. Кречетников К.Г. Современное состояние и тенденции развития высшего образования в Азии [Электронный ресурс] // Заметки ученого. Научно-практический журнал. - 2015 (2). - № 1. - С. 73-76. - Режим доступа: http: //elibra-ry.ru/item.asp?id=24355850.

ОБРАЗОВАНИЕ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ ГЛАЗАМИ КОРЕЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

© Кречетников К.Г.* *, Семёнова П.Ю.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Рассматривается развитие и функционирование системы образования в Республике Корея. Раскрываются некоторые секреты, позволившие Корее, выйти на одно из первых мест в мире по уровню образования. Частично затронут вопрос интернационализации образования в Корее.

* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

* Студент 3 курса специальности «Управление персоналом»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.