Научная статья на тему 'Китайский рынок образовательных услуг'

Китайский рынок образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КИТАЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / СТЕПЕНЬ ПРЕСТИЖНОСТИ / ШКОЛЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кречетников К.Г., Лаштованная М.В.

Статья посвящена формированию и развитию рынка образования в Китае. Раскрыта роль образования в становлении китайского общества. Приведены особенности китайского образования, а так же особенности китайского менталитета, позволяющие этой стране добиться грандиозных успехов в не только в экономике, но и в общественном развитии в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китайский рынок образовательных услуг»

Педагогические науки

57

Выполнение подобного рода нестандартных практико-ориентированных заданий свидетельствует о степени влияния процесса обучения на формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС, позволяющих подготовить специалиста нового уровня.

Список литературы:

1. Бундин М.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов: учеб. пособие / М.В. Бундин, Н.Ю. Кирюшина. - Н. Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2012. - 64 с.

2. Старых Г.А. Общие проблемы экологии: учебное пособие / Г. А. Старых. - Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС», 2015. - 72 с.

3. Нечаева О.А. Социально-экологическая компетентность как образовательный результат в авиационном вузе / О.А. Нечаева // Проблемы социального становления личности: сборник научных трудов / под ред. С.И. Хмарского, Н. Н. Никитиной. - Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2010. - С. 241-246.

4. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / Под ред. С.В. Коршунова. - М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 212 с.

5. Харавина Л.Н. Проблема оценки профессиональных компетенций, обучающихся по ФГОС СПО третьего поколения / Л.Н. Харавина // Высшая школа на современном этапе: проблемы преподавания и обучения 2012: мат-лы конф. - Режим доступа: ht:tp://yspu.org/images/1/1b/Формирование_ ОК_и_ПК_тезис_для_А.П. .pdf.

КИТАЙСКИЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

© Кречетников К.Г.*, Лаштованная М.В.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Статья посвящена формированию и развитию рынка образования в Китае. Раскрыта роль образования в становлении китайского общества. Приведены особенности китайского образования, а так же особенности китайского менталитета, позволяющие этой стране добиться грандиозных успехов в не только в экономике, но и в общественном развитии в целом.

Ключевые слова: высшее образование, Китай, профессиональная деятельность, специальные технические школы, степень престижности, школы академического профиля.

* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

* Студент 3 курса специальности «Управление персоналом».

58

ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ

Рынок образовательных услуг - это система социально-экономических отношений между учебными заведениями и потребителями с целью продажи и покупки образовательных услуг Повышение эффективности его функционирования предусматривает внедрение маркетингового подхода в сфере образовательных услуг. Рынок образовательных услуг, как всякий другой рынок, предполагает наличие специфического продукта или услуги (в данном случае - передачу знаний, умений и навыков личности); цены обучения; направлений распределения и продвижения этих услуг на рынок [1].

Во всех странах мира люди имеют право на получение высшего образования. Высшее образование - ключ к карьере, к успешной жизни, стабильному заработку, обеспечению себя и своей семьи всем необходимым. Жители Китая - не исключение. Компас, порох, бумага и бумажное производство, метод и изобретение печати, шелк, фарфор, фейерверки - вещи, которые сейчас нам кажутся совершенно обыденными, были изобретены и разработаны в Китае.

Сегодня Китай - одна из самых перспективных стран в мире. Без правильно организованной образовательной системы в стране у китайской экономики не было бы таких успехов. И хотя в Китае существует проблема безработицы, и в больших городах жёсткая конкуренция, жители гордятся своим государством и готовы трудиться для его блага, не жалея сил [2].

Образование детей в Китае, как и в большинстве странах мира, начинается с дошкольного. Детские сады считаются дошкольными учреждениями Китая. В такие сады родители могут привести детей в возрасте 3-6 лет. В Китае существует около 150 000 таких детских садов, которые делятся на государственные и частные. Для иностранных детей, существуют отдельные детские сады, где обучение проходит либо только на китайском языке, либо второй вариант - основной язык английский, но также есть учителя англоговорящие со знанием китайского языка. Тогда родители должны сами решить, какой язык будет основным для ребенка.

После завершения обучения в детском саду дети переходят к начальному образованию (Primary education). В общеобразовательных -обучение длится 6 лет и делится на 2 ступени - начальную и старшую - продолжительность каждой из которых - 3 года. В образовательную программу таких школ включается изучение различных предметов. На все изучаемые предметы рассчитаны и распределены часы обучения, но преподаванию и изучению китайского языка и математики отведено около 60 % от всего учебного времени.

С 3 класса учеников школ начинают обучать иностранному языку - в основном это английский язык. С 4 класса ученики проводят минимум 2 недели в году в мастерских, близлежащих фермах с целью получения минимального опыта в их возрасте. Также от 1-3 дня в неделю учеников занимают внеклассными мероприятиями и общественной деятельностью. С 4 по 6 класс в

Педагогические науки

59

обучении школьников делается всё больший упор на общественную деятельность и производственную практику.

Далее, с 6 по 9 класс изучение гуманитарных и естественных наук занимает все больше учебных часов. Здесь школьники получают все основные необходимые в этих областях знания.

Человек, окончивший 9 классов в Китае, при нежелании либо невозможности получения дальнейшего образования, уже имеет необходимые навыки и возможность устроиться на работу. Так как девятый класс это завершающая стадия образования в Китае. Получивший девятилетний уровень знаний человек, уже считается образованным.

Получив основное образование 9-летней программы обучения, ученик может перейти в старшую среднюю школу. В зависимости от учебного курса получение образования составляет 2-4 года. У выпускников, окончивших 9 классов, стоит на выбор 2 профиля: академический и профессиональнотехнический. Академический профиль делает упор на более глубокое изучение гуманитарных наук и готовит учеников к поступлению в вузы. Профессионально-технический профиль подготавливает и выпускает специалистов, которые будут уже основательно готовы к профессиональной деятельности. Профессионально-технические школы в свою очередь делятся на технические, профессиональные и сельскохозяйственные.

Престижными учебными заведениями в Китае считаются специальные технические школы, предлагающие программы обучения сроком 4 года, где готовят специалистов сельского хозяйства, экономики, инженерии, медицины, юриспруденции и других областей. Менее престижными по сравнению со школами квалифицированных сотрудников являются технические школы. Они занимаются подготовкой специалистов сталелитейной, текстильной, топливной и фармацевтической промышленности. Эти школы в свою очередь предлагают учебные программы сроком обучения 3 года, но, несмотря на более длительное обучение, всё же считаются менее престижными. Фактически, выпускники профессиональных и сельскохозяйственных школ не получают таких же привилегий при трудоустройстве, как выпускники двух других типов профессиональных образовательных учреждений.

Во время обучения всем ученикам средней школы академического профиля необходимо сдавать экзамены, один из них будет выпускным. При сдаче всех экзаменов: математика, китайский язык, физика, химия, биология, история, политология, иностранный язык, география, информатика, ученики получают аттестат о школьном образовании.

Результаты сдачи экзаменов имеют 100-балльную рейтинговую систему. Сдача каждого экзамена назначена на определенный день, в который ученики всей страны должны показать свои знания. Результаты экзаменов становятся доступны не только экзаменуемым и их родителям, но и каждый желающий может посмотреть итоги.

60

ДОСТИЖЕНИЯ вузовской науки

Для поступления в вуз каждому ученику необходимо сдать специальный экзамен по 7 предметам. Почти весь последний год школы учеников готовят к вступительным экзаменам.

Учебный год поделен на 2 семестра общей продолжительностью в 9,5 месяца, с каникулами с июля по август и с января по февраль. Занятия проводятся с утра и до обеда 5 дней в неделю.

В сфере среднего образования также существуют ограничения на прием иностранных студентов. А именно, не все школы КНР имеют право принимать на учебу иностранных учеников. Только школы с определенным статусом, key-school, вправе обучать иностранных школьников. Для иностранных школьников и их родителей существует ряд требований, позволяющий детям обучаться в школах КНР. У иностранных учеников, нее проживающих с родителями на территории КНР, в соответствии с законодательством должен быть официальный опекун или попечитель на территории Китая.

В Китае вузы различаются степенью престижности, что в свою очередь выстраивается в так называемую иерархию.

Сдав выпускные школьные экзамены, ученики в зависимости от своих результатов могут претендовать на тот или иной вуз. Полученные при сдаче выпускного школьного экзамена баллы дают школьникам право на выбор вуза, в котором они будут сдавать вступительные экзамены. Чем выше выпускные баллы после окончания школы, тем престижнее вуз может быть выбран.

При поступлении в вуз школьники могут столкнуться с высокой конкуренцией - желающих на одно место может достигать до 300 человек.

Высшее образование в Китае может быть доступно выпускникам школ академического профиля и выпускникам специальных технических школ, имеющих возможность поступления в колледж.

В Китае, как и в Европе, действует стандартная трёхуровневая программа подготовки Бакалавриат. Срок обучения: четыре года, реже - пять лет. Принимают на обучение как выпускников специальных технических школ, так и выпускников обычных средних школ. По окончании обучения выпускникам присваивается степень бакалавра или выдается диплом в соответствии с выбранной специальностью.

Следующий уровень - это «магистратура». Длительность обучение меньше: два-три года. После окончания этого этапа студенты-выпускники получают законченное высшее образование с присвоением степени «Магистр».

Докторантура. Срок обучения: два-три, реже четыре года. После успешного окончания этого этапа выпускники получают законченное высшее образование с присвоением степени «Доктор». Степень доктора наук является наивысшей ученой степенью в Китае [3].

Альтернативой общему образованию составляет среднее профессионально-техническое образование (Vocational education). В систему профес-

Педагогические науки

61

сионального образования в Китае входят высшие и средние профессиональные школы, средние техникумы, средние школы профессиональной ориентации, центры профессиональной подготовки, школы технической подготовки для взрослых и другие подобные заведения (secondary vocational schools, secondary specialized schools, vocational senior high schools, skilled workers’ schools, vocational and technical institutes, vocational universities).

В отличие от общего образования, основной целью профессиональнотехнического образования является техническая подготовка специалистов к будущей работе, изучение теоретических основ и развитие практических навыков, относящихся к выбранной профессии, в значительно меньшей степени уделяется внимание общеобразовательным дисциплинам.

Система профессионально-технического образования в Китае подразделяется на три уровня: начальный, средний, высший.

Профессиональные школы начального уровня принимают выпускников общеобразовательной начальной школы - с 12 лет. Обучение в школах начального уровня занимает три-четыре года.

Профессиональные школы среднего уровня принимают лиц с неполным средним образованием (после общей школы первой ступени), то есть лиц, закончивших этап обязательного девятилетнего образования. Обучение в школах этого уровня занимает три-четыре года. Выпускники профессиональных школ готовы к началу профессиональной деятельности по своей специальности [4].

Профессиональные учебные заведения высшего уровня принимают лиц с полным средним образованием (после окончания школы второй ступени). Задачей образовательных учреждений этого уровня является подготовка всесторонне развитых квалифицированных специалистов в своей области. Программы обучения занимают два-три года. Выпускники ПТУ высшей категории вправе начинать профессиональную деятельность либо поступать в вузы общего профиля для получения степени бакалавра.

Образование в Китае может получить любой человек. Получив необходимые знания, окончив 9 классов или техническую школу, высшее учебное заведение или техникум, выпускник может найти вакансию, соответствующую его знаниям. По тому, как сейчас развивается Китай, можно сказать, что образование в Китае занимает одно из первых и главных мест [5]. Ведь без правильно продуманной системы образования, без учета всех экономических и научных аспектов, развитие страны было бы невозможным. Безработица или же переизбыток сотрудников редко встречаются в КНР. Поэтому можно смело сказать, что рынок образования в Китае функционирует без каких-либо существенных осложнений.

Несмотря ни на что, развитие рынка образовательных услуг в Китае пока отстает от других ведущих стран, это происходит из-за неравномерного развития разных районов страны, как и культурного так и экономического,

62

ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ науки

так же из-за очень большой численности населения страны. Только около 10 % населения Китая соответствующего возраста имеют возможность пройти систематическое профессиональное обучение.

Но, несмотря на это, система образования в Китае активно поддерживается государством и тщательно им же контролируется, получает динамическое развитие и подвергается образовательным реформам. Образование в КНР - это важнейший механизм стабилизации и гармонизации общества, достижения общественной справедливости.

Список литературы:

1. Савченко В.А. Управление развитием персонала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://econbooks.ru/books/part/n302.

2. Система образования в Китае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inostudent.ru/obrazovanie/sistemy/sistema-obrazovaniya-v-kitae.html.

3. Система образования в Китае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://letopisi.org/index.php/Система_образования_в_Китае.

4. Система образования в Китае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portalchina.ru/articles/education-system.html.

5. Кречетников К.Г. Особенности высшего образования в Китае [Электронный ресурс] // Наука и образование в современном обществе. Материалы междун. науч.-практ. конф. - Смоленск: Новаленсо, 2015. - Ч. II. - С. 2931. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23799254.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКИМ ГЛАГОЛАМ

ДВИЖЕНИЯ В КИТАЙСКОЙ АУДИТОРИИ

© Саркисян И.Р.* *, Ван Х.*

Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна, Армения, г. Ереван

Сопоставительный билингвальный анализ русских глаголов движения с их китайскими эквивалентами выявляет типологические расхождения, обуславливающие зону интерференции при обучении данным лексическим единицам в китайской аудитории. Результаты типологического анализа могут стать лингвистической базой методики обучения китайских студентов русским глаголам движения (в системе РКИ).

Ключевые слова семантика глаголов, билингвальный анализ, сопоставительное исследование, РКИ, методика обучения, китайская аудитория.

* Заведующий кафедрой Русского языка, доктор педагогических наук, профессор.

* Аспирант кафедры Русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.