Научная статья на тему 'Рынок как основополагающее понятие современной экономической системы и базовое значение для формирования любой экономической структуры'

Рынок как основополагающее понятие современной экономической системы и базовое значение для формирования любой экономической структуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1523
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦИКЛ / ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК / РЫНОЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ / MARKET / FOOD INDUSTRY / ENTERPRISE / DEMAND OF POPULATION / ECONOMIC SYSTEM / PRODUCTION CYCLE / SECTOR MARKET / MARKET INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ялунина Екатерина Николаевна

Пищевая промышленность как отрасль в целом и на уровне каждой специализированной подотрасли неизбежно сталкиваются с необходимостью решить три основные экономические задачи: какие производственные товары должны быть произведены и в каком количестве; как пищевую продукцию произвести, из каких ресурсов, с помощью какой интенсивности технологии; для кого именно производится пищевкусовая продукция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET AS FUNDAMENTAL CONCEPT OF MODERN ECONOMIC SYSTEM AND BASIC VALUE FOR ANY ECONOMIC STRUCTURE

Food industry as industry as a whole and at the level of each specialized sub-sector will inevitably face the necessity to solve three main economic objectives: what goods and quantities should be produced; the resources which are used to make products as well as the intensity of technology; and who these products are made for.

Текст научной работы на тему «Рынок как основополагающее понятие современной экономической системы и базовое значение для формирования любой экономической структуры»

УДК 664:658.5 + 333.45:664 ББК У9(2)-18 + У012.2

РЫНОК КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И БАЗОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЮБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ

Е.Н. Ялунина

Пищевая промышленность как отрасль в целом и на уровне каждой специализированной подотрасли неизбежно сталкиваются с необходимостью решить три основные экономические задачи: какие производственные товары должны быть произведены и в каком количестве; как пищевую продукцию произвести, из каких ресурсов, с помощью какой интенсивности технологии; для кого именно производится пищевкусовая продукция.

Ключевые слова: рынок, пищевая промышленность, предприятие, потребность населения, экономическая система, производственный цикл, отраслевой рынок, рыночные ин-

ституты.

В процессе осмысления и решения этих важнейших задач экономики реализуется миссия пищевой промышленности, которая состоит в обеспечении населения продовольствием, а сущность отрасли и ее развитие проявляется в процессе взаимодействия производства и потребления посредством рынка.

В результате исполнения своих функций пищевая промышленность играет важнейшую роль в экономике России, так как не только удовлетворяет потребности населения, но и отражает уровень жизни в стране.

Все составляющие пищевую промышленность отрасли, подотрасли и производства объединяют сходные черты, которые и формируют значимость отрасли.

1. Главная особенность этих отраслей и подотраслей заключается в исключительной социально-экономической значимости производимой продукции, используемой для продовольственного обеспечения населения. Потребительская ценность пищевой продукции состоит в том, что именно она прежде всего непосредственно воздействует на воспроизводство рабочей силы, продолжительность и качество жизни людей.

Роль пищевой промышленности в развитии производственных сил определяется, прежде всего тем, что она удовлетворяет преобладающую часть потребностей населении в продовольствии, соответственно, является одним из основных ресурсов обеспечения главной составляющей производительных сил - человеческих ресурсов. Пищевая промышленность обеспечивает более рациональное питание населения, способствует обеспечению правильного, сбалансированного питания, устранению неравномерности потребления пищевых продуктов как во времени, так и в региональном разрезе, а также позволяет эффективно использовать сельскохозяйственное сырье, сокращать его потери.

2. Любой и каждый житель страны нуждается

в пище и является носителем текущего и потенциального спроса на рынке продовольственных товаров. Это обстоятельство дает возможность не только наращивать объемы производства отрасли, но расширять сферу своей деятельности путем создания дочерних предприятий, филиалов и т. п. Необходимость развития производства в пищевой промышленности обусловлена наращиванием численности российских и зарубежных продавцов на рынке продовольственных товаров. Увеличение накала конкурентной борьбы заставляет специалистов пищевых предприятий ориентироваться уже не на усредненного потребления, а на потребительские сегменты, различающиеся доходами, демографическими характеристиками, требованиями к качеству и разнообразию товаров - и, как следствие, расширять ассортимент и вновь увеличивать объемы производства.

Особенность пищевой и пищевкусовой промышленности, вырабатывающей сотни миллионов тонн изделий, - необходимость их расфасовки в мелкую тару, соответствующую физическим свойствам продукта. Отсюда эта отрасль стала крупным потребителем стеклянной, бумажной, металлической, полимерной тары. Это обусловило связи отрасли с соответствующими производствами: стекольной, бумажной, металлургической, химической и др. Расфасовка продукции отрасли потребовала разработки упаковочных машин-автоматов для предприятий разных производств. Велики затраты на высококачественную полиграфическую продукцию для оформления тары.

3. Производство продовольственных товаров ориентировано на сельскохозяйственное сырье растительного и животного происхождения, а упаковка готовой к реализации продукции осуществляется в разнообразные виды стеклянной, пластмассовой, картонной тары и бумаги. Все это вызывает объективную необходимость множества хозяйственных связей пищевых отраслей с предприятиями других отраслей промышленности и сель-

ского хозяйства. Таким образом, функционирование предприятий пищевой промышленности стимулирует предприятия-смежников, тем самым создавая основу для развития многих отраслей экономики.

4. Любая отрасль заинтересована в ритмичности производства, отлаженности технологического процесса, постоянной загруженности оборудования и занятости работников. Сезонность большинства сельскохозяйственных производств не обеспечивает регулярности поступления растительного или животноводческого сырья в переработку на предприятия пищевой промышленности. Это осложняет их работу, вынуждая образовывать значительные запасы сырья и прибегая к поставкам зарубежных партнеров, т. е. закуп, транспортировка, хранение и обработка сырья является сложной системой видов деятельности как внутри, так и вне пищевых отраслей.

5. Производственный цикл выпуска продукции на предприятиях пищевой промышленности относительно непродолжительный, что предполагает значительную частоту поставок партий, товара покупателям. Большинство продовольственных товаров являются скоропортящимися, имеют ограниченные сроки хранения и реализации, нарушение которых снижает качество товаров и ведет к материальным потерям. Учет означенной особенности пищевые отрасли преодолевают различными способами: прямыми поставками (минуя посредников) своей продукции в розничную торговлю или иным потребителям; созданием фирменной торговли и т. п. Интересным и прогрессивным направлением является использование технологий, обеспечивающих продление сроков хранения и реализации без ухудшения качества товаров на основе глубокой заморозки, вакуумной упаковки и т. п. и т. д.

Можно отметить и другие характерные черты пищевой продукции, что повышает ее общественно-экономическую значимость.

«На совершенном этапе развития рыночной экономики актуализируется роль пищевой промышленности, что обусловлено ее способностью аккумулировать достижения информатизации и технологизации, определить формирование других секторов экономики, стимулировать рост производительности труда, а также ее относительно невысокой капиталоемкостью и большой социальной эффективностью» [3, с. 195].

Таким образом, пищевая промышленность как отрасль в целом и на уровне каждой специализированной подотрасли неизбежно сталкивается с необходимостью решить три основные экономические задачи.

1. Какие производственные товары должны быть произведены и в каком количестве? Эта задача (что производить?) определяется голосованием рубля потребителя, путем выбора покупки того или иного товара.

2. Как пищевую продукцию произвести, из каких ресурсов, с помощью какой интенсивности технологии? Эта задача (как производить) определяется конкуренцией между различными производителями продовольственных аналогичных или взаимозаменяемых товаров. Единственный путь для производителя - выиграть ценовую конкуренцию и увеличить прибыль - состоит в том, чтобы поддерживать издержки на минимальном уровне, используя наиболее эффективные методы производства и управления.

3. Для какого именно производится пищевкусовая продукция? Это задача (для кого производить?) обуславливается соотношением спроса и предложения на рынках различных видов.

В процессе осмысления и решения этих важнейших задач экономики реализуется миссия пищевой промышленности, которая состоит в обеспечении населения продовольствием, а сущность отрасли и ее развитие проявляется в процессе взаимодействия производства и потребления посредством рынка.

Мезоподход выражается в исследовании экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями какой-либо отрасли промышленности и потребителями ее продукции. Учитывая проблематику данной работы, особого внимания заслуживает изучение рынка пищевой продукции.

Рынок является основополагающим понятием современной экономической системы и базовым значением для формирования любой экономической структуры.

В экономической литературе присутствует множество определений рынка, это объясняется сложностью данной социально-экономической категории. Исследованием сущности рынка в различных аспектах проявления занимались С.Л. Брю, К.Р. Макконел, Д. Линдсей, Э. Додон, Л.И. Абалкин, Ф. Котлер, Е.П. Голубкова, В.Е. Демидова, П.С. Завьялова, С.М. Комплева, В.Е. Маневич и др.

Их обобщенное представление о рынке выразили Р.И. Шнипер и А.С. Новоселов, которые выделяют три понятия рынка.

Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей, посредством которых осуществляется реализация товаров.

Рынок - система социально-экономических отношений в сфере обращения, посредством которой осуществляется реализация товаров.

Рынок - совокупность социальных условий и требований производства и реализации товаров [7, с. 72].

Упрощенное понимание рынка - система экономических отношений по поводу производства и реализации товаров, т. е. по поводу купли-продажи.

Большинство исследований рынка были связаны с особенностями купли-продажи. Товары и услуги, реализуемые на рынках, принципиально

Маркетинг

отличаются друг от друга и формируют таким образом, различные по своему характеру рыночные отношения между субъектами рынка.

В последние годы все большее число исследователей обращают внимание на необходимость изучения процессов развития отраслевых рынков. Наметившиеся преобразования в отечественной экономике проявляются в изменении ее структуры, что делает проблемы исследования тенденций развития отдельных отраслей весьма актуальными.

Основополагающие моменты анализа отраслевых рынков (inadstrial organization) можно обнаруживать в работах А. Смита XVIII в и А. Маршала IX в., посвященных классическому подходу к территории фирмы [1, с. 14]. А. Курно и Ж. Бертран в том же XIX в. достигли ощутимых результатов в исследовании Олигополии. В 1930 г. были опубликованы труды Э. Мэйсона и Д. Бейна, которые сформулировали исходную экономическую парадигму. Парадигма представляет собой попытку объяснить функционирование отраслевых рыночных процессов на основе изучения связи производителей и потребителей через взаимосвязь структуры рынка, поведения фирм и результативности функционирования рынка [5, с. 14]. В современной отечественной литературе отраслевые рынки рассматривали А.В. Вурос, Н.М. Розанова,

С.Б. Авдашева, Л.В. Рой, В.П. Третьяк, Ж. Тироль, Д. Хей, Д. Морис и др. [4].

В таблице скомпонованы формулировки понятия «отраслевого рынка» или «рынка производителей определенной отрасли», наиболее часто цитируемые в научной и учебной литературе. Интегрированный взгляд на сущность отраслевого рынка состоит в том, что большинство авторов основными признаками его считают наличие совокупности субъектов, для которых характерна общность сферы деятельности, выпуск однородной продукции, использование близких ресурсов и близкой технологии.

В представленных подходах прослеживается и важное различие.

Так, Дж. Робинсон считает, что в качестве границ отраслевого рынка, необходимо рассматривать производителей товаров-субститутов [1, с. 14]. Данное определение границ рынка направлено на ограничение количества товаров, образующих отраслевой рынок, через призму отраслевой принадлежности хозяйствующих субъектов.

Позиция Шаталовой И.С. заключается в выделении рынка некого продукта, в производстве и распределении которого, кроме производителей, участвуют субъекты инфраструктуры [6].

Таким образом, автор указывает на необхо-

Отраслевой рынок в трактовке отечественных и зарубежных ученых

1. Горфинкеля В.Я. Отраслевой рынок - это совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность сферы деятельности, выпускаемой продукции, технологии производства, использования сырья, основных фондов и профессиональных навыков работников

2. Зайцев Н.Л. Отраслевой рынок - совокупность предприятий, производящих близкие продукты, с использованием близких ресурсов и близких технологий

3. Еленева Ю.А. Отраслевой рынок является совокупностью предприятий, выпускающих однородную продукцию и входящих в один хозяйственный комплекс

4. Райзберг Б. А. Отраслевой рынок - это экономические отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов

5. Шаталова И.С. Сложная экономическая категория, представляющая совокупность рыночных субъектов, осуществляющих рыночные отношения по перераспределению некого продукта (спрос и предложение) при непосредственном участии других элементов инфраструктуры. Причем предложение образуют предприятия, осуществляющие определенные виды экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, формирование которых происходит на основе имеющихся ресурсов

6. Рой Л.В., Третьяк В.П. Отраслевой рынок - это группа производителей товаров-субститутов. Все фирмы, занятые в той или иной сфере производственной деятельности, обладают некоторыми общими функциями. В то же время они имеют много отличий, которые чаще всего преобладают. Каждую подгруппу можно назвать отраслью, более того отрасль - это группа производителей товаров-субститутов, имеющих дело с одной группой потребителей

7. Сафронова Н.А. Отраслевой рынок - это группа количественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве

8. Тироль Ж. Рынок хорошо определен в себя либо однородный товар, либо группу дифференцированных продуктов, которые представляют собой довольно хорошие заменители (или дополни-тели), по крайней мере, для одного из товаров данной группы и ограниченно взаимодействую с другой экономикой

9. Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Рынок как институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг

10. Робинсон Дж. Под рынком следует понимать совокупность продавцов товаров, которые расцениваются потребителем как близкие взаимозаменяемые продукты. В качестве границ отраслевого рынка, необходимо рассматривать производителей товаров-субститутов

димость рассмотрения отраслевого рынка не только с позиций производителей, но и со стороны хозяйствующих субъектов различных видов деятельности, присутствующих на рынке.

Анализ различных взглядов и подходов к определению отраслевых рынков позволяет нам утверждать, что предметом анализа отраслевых рынков является взаимодействие субъектов, действующих на нем, а объектом - механизм, приводящий производственную деятельность в гармоничное соответствие со спросом на товары и услуги.

Теория отраслевых рынков - раздел современной экономической теории, которая изучает закономерности рыночной структуры, зависимость поведения предприятий и результатов их деятельности от особенностей рынков. При этом возникает вопрос, как соотносятся понятия «отрасль» и «отраслевой рынок». Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что согласно теории отраслевой организации рынок представляет собой явление, анализируемое с позиции спроса. Отрасль же рассматривается с позиции предложения товаров на рынке. Она представляет, как отмечалось выше, совокупность субъектов, производящих продукты-субституты, вошедших в границы отраслевого рынка, на базе схожих ресурсов и аналогичных технологий.

Различия между отраслевым рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль - характером используемых активов. Для более четкого разграничения следует сопоставить определения этих понятий, их задачи и структуры применительно к пищевой промышленности и рынку продовольственных товаров.

В научных современных публикациях такое разграничение представлено только в названии, а на практике «отраслевой рынок» применительно к пищевой промышленности подменен понятием «рынок продовольственных товаров», что имеет определенное основание.

Отрасли обычно определяются по технологическим особенностям, но продукция, произведенная в разных отраслях, может конкурировать на одном рынке, например, рынке продовольственных товаров. Кроме того, отрасли могут конкурировать за ресурсы, за инвестиции, бюджетные преференции, за одни и те же источники сырья, которые обычно представляются более эффективными отраслями.

По нашему мнению, рынок пищевой промышленности характеризует исключительно взаимодействия субъектов отрасли по поводу закупа сырья, оборудования рабочей силы, технологий, осуществления на их основе производства пищевкусовой продукции, а также сбыта этой продукции в сферу переработки или обращения. Таким образом, данный рынок, имеющий определенную специфику и свой механизм установления цен, свои барьеры входа и выхода предприятий и под-

отраслей, свои предельные размеры по количеству товаров (услуг) - это место встречи продавцов и покупателей продукции определенной пищевой отрасли или их совокупности.

Исследование отраслевых проблем свыше обозначенных позиций, по нашему мнению, имеет цель оптимизировать исключительно внутренние проблемы предприятий пищевой промышленности и актуально для совершенствования производственно-технологических процессов, поиска путей снижения себестоимости выпускаемой продукции, увеличения производительности труда и снижения потерь. Однако пищевая промышленность призвана обеспечить население различными продуктами питания в объемах и ассортименте, достаточных для формирования правильного и сбалансированного рациона питания населения. Изучение только отраслевых проблем и учет исключительно внутренних ресурсов и возможностей не обеспечивает решение столь важной социально-экономической задачи. В большой мере ее достижение обеспечивает оптимальное формирование рынка продовольственных товаров.

Основная идеология рассмотрения проблем формирования продовольственного рынка основана на принципах функционирования рыночной экономики.

При этом данный рынок рассматривается, главным образом, как расширенный вариант отраслевого рынка. Данная позиция достаточно подробно представлена в работе Киселевой Е.В., Власовой О.В. и Кононовой Е.Б. [2]. Мы разделяем их мнение, что «данный товарный рынок - это целостная динамическая система рационального формирования и распределения продовольственных ресурсов первичной и вторичной переработки, обеспечивающая взаимодействие производителей и потребителей, установление объемов и структуры производства, а также достижение и поддержку необходимых качества и цены продукции».

В данном определении взаимодействие производителей и потребителей продовольственных ресурсов рассматривается расширительно. Т. е. в качестве производителей кроме пищевой промышленности могут выступать и иностранные предприятия, импортируя свою продукцию, и сельскохозяйственные субъекты, поставляющие продукты без переработки непосредственно на рынок, и общественное питание, производящее и реализующее на рынке полуфабрикаты и выпечку.

По нашему мнению, «рынок продовольственных товаров» - сложная социально-экономическая категория, сущность которой раскрывается при рассмотрении данного рынка в различных аспектах проявления.

Во-первых, в системе общественного воспроизводства данный рынок выступает как сфера товарного обмена, формирование которого - длительный исторический процесс, органически связанный с развитием и углублением общественного

Маркетинг

разделения труда и хозяйственной обособленности производителей.

Во-вторых, рынок продовольственных товаров представляет собой систему организационноэкономических действий, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю в условиях конкурентной среды. До сих пор дискуссионным остается вопрос об особенностях формирования конкурентной среды на отраслевых рынках, определяющих конкурентные преимущества экономики России в целом, ее регионов и отдельных объектов хозяйствования.

Исследованию процессов формирования конкурентной среды, в том числе на продовольственном рынке, в современных условиях посвящены труды Е.Б. Белацкого, Ю.И. Коробкова, Э. Крылатых, М.Е. Кунявского, В.Н. Назаренко, В.М. Пол-теровича, Н.М. Розановой, Г.И. Шмелева, Н.С. Яшина.

В нашей работе в соответствии с ее логикой и построением «конкурентная среда» будет изучена в последующих разделах, посвященных исследованию особенностей формирования и управления предприятий пищевой промышленности.

Рынок продовольственных товаров как особая система хозяйствования выполняет следующие функции:

1. Информационную. Через цены, товары, процентные ставки и т. д. рынок дает участникам информацию об объективно необходимых параметрах, количестве, ассортименте и качестве продовольственных товаров, которые следует поставлять потребителям. Это позволяет товаропроизводителям постоянно координировать собственное производство в связи с меняющимися условиями рынка.

2. Посредническую. Экономически обособленные производители и потребители пищевой продукции в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В рамках рыночной экономики с достаточно развитой конкуренцией посредник имеет возможность выбрать наиболее приемлемого поставщика, а продавец - наиболее подходящего покупателя.

3. Ценообразующую. Рыночное ценообразование подчинено двум законам: закону стоимости и закону спроса и предложения. Но затраты труда на производство однородной продукции у разных производителей могут сильно варьировать. Рынок решает эту задачу путем определения общественно необходимых затрат труда, т. е. затрат, которые готов компенсировать покупатель. Акт купли-продажи не состоится, пока не установится взаимоприемлемая цена, которую называют равновесной, так как она уравновешивает спрос и предложение.

4. Регулирующую. Благодаря взаимодействию спроса и предложения, складывающимся на продовольственном рынке, стихийно действую-

щий рыночный механизм перераспределяет капитал между отраслями и производствами пищевой продукции в соответствии с потребностями.

5. Санирующую. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и дает простор более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости всех пищевых предприятий в целом и пищевой промышленности в частности.

Рынок продовольственных товаров является комбинацией отраслевого рынка и рынка потребительских товаров, развивается по общим законам рыночной экономики. Вместе с тем, он имеет ряд специфических черт, обуславливающих особый подход к предпринимательской деятельности отраслей и предприятий, призванных обеспечить потребность населения в продовольствии. К ним относятся:

- наивысшая, социально-экономическая значимость пищевкусовых товаров в жизни людей и государства, реализующего задачу продовольственного обеспечения населения и повышения качества его жизни;

- высокая динамичность рыночных процессов, характеризующаяся постоянным, возобновляющимся спросом на продовольственные товары;

- существенная конкуренция между производителями пищевой продукции, формирующих и пополняющих товарное предложение;

- высокая скорость оборота капитала, являющаяся следствием относительно непродолжительного производственного цикла и выступающая как одно из основных преимуществ бизнеса в сфере производства и обращения продовольственных товаров;

- высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры из-за невозможности длительного хранения, складирования и ограниченных сроков реализации продукции;

- значительная территориальная дифференциация, обусловленная хозяйственной специализацией регионов, традициями производства и потребления в них, развитием рыночной инфраструктуры.

Функционирование экономической системы, ее равновесие и динамика обеспечиваются деятельностью рыночных институтов - специализированных организаций, действующих в рамках особого рынка. Совокупность связанных между собой инструментов, выполняющих определенные функции, составляет инфраструктуру рыночной экономики. Классификация рыночной инфраструктуры определяется особенностями рынков, в пределах которых функционируют данные элементы.

Важным условием, обеспечивающим оптимальное развитие рынка продовольственных товаров, является наличие адекватной инфраструкту-

ры, обслуживающей его. Инфраструктура представляет собой совокупность объектов и институциональных структур, обеспечивающих осуществление материальных, финансовых и информационных связей между субъектами рынка продовольственных товаров. Рыночная инфраструктура объединяет в единую цепочку сферы производства, обращения и потребления, обеспечивая тем самым непрерывность воспроизводственного процесса. Естественно, сами по себе инфраструктурные объекты не вносят прямого вклада в ВНП, но именно они способствуют ускорению оборота капитала и, в итоге, косвенно влияют на увеличение ВНП.

Литература

1. Хэй, Д. Теория организации промышленности / Д. Хэй, Д. Морис. - СПб.: Высшая школа, 1999. - С. 14.

2. Киселева, Е.Н. Рынок продовольственных товаров: учеб. пособие / Е.Н. Киселева, О.В. Вла-

сова, Е.Б. Коннова. - М.: Вузовский учебник, 2008. -144 с.

3. Межевов, А.Д. Современные тенденции развития отечественной пищевой промышленности / А.Д. Межевов // Экономические науки. -2012. - № 1(86). - С. 195.

4. Робинсон, Дж. Экономическая теория несовременной конкуренции / Дж. Робинсон. - М.: 1996.

5. Вурос, А.Д. Экономика отраслевых рынков: учебник /А.Д. Вурос, Н.М. Розанова. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002. - 14 с.

6. Штапова, И. С. Понятие отраслевого рынка и его когнитивное представление // И. С. Шта-пова // Экономические науки. - 2009. - № 5(54). -С. 185-190.

7. Шнипер, Р.И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект / Р.И. Шнипер, А.С. Новоселов; отв. ред. В.В. Кулешов; ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1993. - С. 72.

Ялунина Екатерина Николаевна. Кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой ООД, Уральский государственный экономический университет (г. Нижний Тагил). Область научных интересов -проблемы и перспективы развития пищевой промышленности. Контактный телефон: 89028789441.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MARKET AS FUNDAMENTAL CONCEPT OF MODERN ECONOMIC SYSTEM AND BASIC VALUE FOR ANY ECONOMIC STRUCTURE

E.N. Jalunina

Food industry as industry as a whole and at the level of each specialized sub-sector will inevitably face the necessity to solve three main economic objectives: what goods and quantities should be produced; the resources which are used to make products as well as the intensity of technology; and who these products are made for.

Keywords: market, food industry, enterprise, demand of population, economic system, production cycle, sector market, market institutions.

Ekaterina Nikolaevna Jalunina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of General Studies, Ural State University of Economics, Nizhny Tagil. Research interests: problems and prospects of food industry development. Contact phone: 89028789441

Поступила в редакцию 17 октября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.