Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности региональных производителей на основе ресурсов в процессе модернизации отраслей'

Повышение конкурентоспособности региональных производителей на основе ресурсов в процессе модернизации отраслей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / РЕСУРСЫ / СПОСОБНОСТИ ФИРМЫ / ОТНОШЕНИЯ ОБМЕНА / FIRM''S ABILITY / COMPETITIVENESS / MODERNIZATION / FUNCTIONALITY / RESOURCES / EXCHANGE RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тумаланов Николай Васильевич, Тумаланов Эдуард Николаевич, Иванова Любовь Алексеевна

На основе анализа рынков продукции пищевой промышленности и легкой промышленности в ходе модернизации выявлены и обоснованы те изменения, которые происходят в их структуре, условиях конкуренции и конкурентной среде. Осуществлен анализ факторов, способствующих созданию региональными производителями конкурентного преимущества на рынках модернизируемых отраслей. Обоснована возможность лучшего использования некоторых ресурсов, в частности труда и тех нематериальных активов, которые связаны с человеческим капиталом и создаются креативной работой, совершенствующей способности, расширяющей компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тумаланов Николай Васильевич, Тумаланов Эдуард Николаевич, Иванова Любовь Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF REGIONAL PRODUCERS ON THE BASIS OF RESOURCES IN THE MODERNIZATION PROCESS OF INDUSTRIES

In the article on the basis of the analysis of the food industry market and light industry market in the course of modernization the changes that occur in their structure, competition and competitive environment are identified and justified. The analysis of the factors, allowing regional producers to create competitive advantage on the markets of the modernized industries is fulfilled. The possibility of some better use of resources, particularly labor and intangible assets connected with human capital and made by creative work, improving skills, expanding competence is proved.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности региональных производителей на основе ресурсов в процессе модернизации отраслей»

Таким образом, можно сделать вывод, что административные барьеры являются ключевым фактором удовлетворенности населения качеством и доступностью предоставления государственных и муниципальных услуг. Органам исполнительной власти необходимо приложить максимум усилий по их снижению.

СЕРГЕЕВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

SERGEEV DMITRY - candidate of economics sciences, associate professor of State and Municipal Management Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

СЕРГЕЕВА НАДЕЖДА ВЛАДИСЛАВОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

SERGEEVA NADEZHDA - candidate of economics sciences, associate professor of State and Municipal Management Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 338.45:[664+67] ББК У305.7-13

Н.В. ТУМАЛАНОВ, Э.Н. ТУМАЛАНОВ, Л.А. ИВАНОВА

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТРАСЛЕЙ*

Ключевые слова: конкурентоспособность, модернизация, функциональные возможности, ресурсы, способности фирмы, отношения обмена.

На основе анализа рынков продукции пищевой промышленности и легкой промышленности в ходе модернизации выявлены и обоснованы те изменения, которые происходят в их структуре, условиях конкуренции и конкурентной среде. Осуществлен анализ факторов, способствующих созданию региональными производителями конкурентного преимущества на рынках модернизируемых отраслей. Обоснована возможность лучшего использования некоторых ресурсов, в частности труда и тех нематериальных активов, которые связаны с человеческим капиталом и создаются креативной работой, совершенствующей способности, расширяющей компетенции.

N. TUMALANOV, E. TUMALANOV, L. IVANOVA IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF REGIONAL PRODUCERS ON THE BASIS OF RESOURCES IN THE MODERNIZATION PROCESS OF INDUSTRIES

Key words: competitiveness, modernization, functionality, resources, firm's ability, exchange relations.

In the article on the basis of the analysis of the food industry market and light industry market in the course of modernization the changes that occur in their structure, competition and competitive environment are identified and justified. The analysis of the factors, allowing regional producers to create competitive advantage on the markets of the modernized industries is fulfilled. The possibility of some better use of resources, particularly labor and intangible assets connected with human capital and made by creative work, improving skills, expanding competence is proved.

Развитие рынков жизнеобеспечивающих отраслей в ходе модернизации. В модернизации отраслей специализации региона важную роль играют ресурсы и способности фирм, которые вносят серьезные и долгосрочные изменения в условия конкуренции на отраслевых рынках.

Внедрение биотехнологий, технологий замкнутого цикла, а также ряда других нововведений в разных сегментах отрасли, предусмотренные Стратегией развития пищевой промышленности РФ до 2020 г., могут преобразовать возможности отечественных производителей по ряду позиций отраслевой конкурентной среды1.

В результате модернизации отрасли появится ряд новых сегментов рынка. Например, внедрение в мукомольное производство добавления витаминов и

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-12-21016 а/В.

1 Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 559-Р [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».

минеральных веществ позволит довести объем рынка витаминизированной продукции до 1 млн т. Новый сегмент рынка будет создан за счет переработки отходов производства. Новые линии, создаваемые для переработки, общей производительностью в несколько сот тонн продукции способствуют созданию смежного производства и удлинению цепочки создания стоимости.

В хлебопекарном производстве объем диетической и обогащенной микро-нутриентами продукции достигнет нескольких сот тысяч тонн. Это также будет означать появление нового сегмента. Активно происходит сегментация рынка молочной продукции. Она углубляется за счет расширения ассортимента продукции. Модернизация в сахарной промышленности затронет большинство из 79 заводов с устаревшим оборудованием и позволит ввести в строй 6 новых заводов. Это позволит дополнительно производить почти 1,5 млн т, сократить разрыв между производством и потреблением. Масложировую промышленность ожидает модернизация: 24 маслодобывающих заводов и строительство 3 новых крупных заводов мощностью 1,5 млн т в год, соевого масла до 370 тыс. т в год, производство жмыха, шрота на этих предприятиях достигнет 5,1 млн т.

Значительные возможности создает также осуществление Стратегии развития легкой промышленности до 2020 г. Модернизация может позволить отечественным производителям занять важные сегменты рынка отрасли 2в 2000 млрд руб. и увеличить свою долю выручки в нем от нынешних 20% до 50%2.

Помимо спроса домохозяйств в легкой промышленности налицо рост спроса на товары производственного назначения. Существует множество сегментов рынка, модернизация которых ожидается, и это создает обширное пространство для активации производственной деятельности отрасли региона. Это технический текстиль, рабочая одежда, обувь и другая продукция. Есть и другие сегменты рынка отрасли, способные стать привлекательнейшими для отечественных производителей. Малоосвоенными являются рынок детской одежды, игрушек, постельного белья и других товаров, простых в производстве и не требующих больших затрат в модернизации, следовательно, благоприятных для освоения региональными производителями.

Исходя из этих многообразных возможностей, актуально выявить то, что может позволить региональным производителям занять сегменты этих рынков и добиться конкурентного преимущества. Необходимо обратить внимание на базовые ресурсы, труд, землю, капитал. Однако ограничиваться ими не следует, а необходимо, выделив менее явственные факторы из области процессов и действий, нематериальные активы, навыки персонала, организационное обучение, компетенции, определить, как они могут повысить функциональные возможности фирм той или иной отрасли, осуществляющей модернизацию. Для достижения же этой цели первоначально необходимо исследовать те изменения, которые происходят на отраслевых рынках и в их конкурентной среде.

Нами было обращено внимание на использование регионально-территориального фактора. Выбор регионов для видов деятельности помогает достижению конкурентного преимущества. Рациональность принципа заключается в том, что, исходя из потребности ресурсов, необходимых на каждом звене создания стоимости, выбирается территория для этой стадии производства. В ходе территориального распространения деятельности фирмы выявляется, где выгодно осуществлять разработку и дизайн продукта, где осуществлять пошив одежды, сборку обуви, производство ткани, отдельных частей изделия [4]. Благодаря использованию территориального фактора на более высокий уровень поднимается отношение к спросу. Фактор спроса, который, как правило, при-

2 Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 559-Р [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».

нимался как нечто данное, во многих сегментах рынка рассматривается уже как решающий и для стратегии фирм. Во многих сегментах издержки доставки продукта в те регионы, где выгодные рынки сбыта, достаточно велики. Можно осуществлять точечные инвестиции для создания нужных производственных единиц в этих регионах. Опыт свидетельствует, что при этом можно сотрудничать с местными фирмами в производстве, маркетинге и дистрибуции [3]. Можно использовать бренды известных компаний и с выгодой применять способ объединения силы бренда и технологий проникающей компании с производственными мощностями местных фирм, их способностями в маркетинге и дистрибуции, связями в регионе. Появляется возможность осуществлять и прямое инвестирование в регион, ввоз в регион, что позволяет получить большую долю создаваемой стоимости и использовать выгоду изобилия и дешевизны в регионе тех или иных факторов производства.

Преодоление технического и технологического отставания отраслей, замена устаревших машин и оборудования многих предприятий обычно сопровождаются развитием способностей выработать навыки для их освоения и умения координировать эти навыки с технологическими новшествами. Этот особый ресурс часто позволяет создать уникальную ценность для потребителя, что обеспечивает достижение конкурентного преимущества в сегменте рынка и закрепление его.

Изменение условий конкуренции на отраслевых рынках. Модернизация дает мощные эффекты, затрагивающие структуру рынка, конкурентную среду отрасли, внутреннюю среду фирм, сегментацию рынка. Происходят изменения в группе действующих конкурентов. Появляются крупные предприятия, укрепляющие позиции, растет концентрация фирм в отрасли. Структура рынка может приблизиться к олигополии. Происходят изменения в отношениях с потенциальными конкурентами. Появляются новые сильные конкуренты в регионах. В последующем процесс модернизации обеспечивает благоприятные возможности для предприятий регионов. Рыночное пространство конкуренции расширяется. В легкой промышленности привлекательные сегменты появляются в текстильном производстве (геотекстиль, изделия для спорта, туризма), медицине, стройинду-стрии, производстве одежды, обуви, снаряжения для армии и других силовых структур. Появляются многочисленные группы товаров-заменителей. Значительно сокращается время появления на рынке товара-субститута и расширяется ассортимент этих товаров. В легкой промышленности, где конкурентное преимущество создается дифференциацией продукции, производители стремятся определять новые векторы изменения вкусов потребителей, их ожиданий и удовлетворять новые потребности. Конкуренция в сфере товаров-субститутов усиливается, образуются ряд перспективных сегментов рынка. Усложняются отношения с поставщиками: производителями машин и оборудования, их комплектующих, поставщиками сырья, полуфабрикатов, топлива, энергии, воды, услуг коммунальной сферы и инфраструктуры. В этих условиях важно установить надежные и взаимовыгодные отношения с ними. Это вносит весомый вклад в повышение конкурентоспособности фирм, в улучшение их положения на отраслевом рынке.

Модернизация повышает также конкурентоспособность отечественных фирм по отношению с иностранными производителями. В ряде производств один новый современный станок по производительности заменяет 5-7 старых. Такой рост производительности труда резко повышает возможности ценовой политики отечественных производителей. У импортеров они в такой ситуации обычно снижаются, поскольку импорт обслуживается посредниками. Они присваивают большую долю стоимости. Чтобы вести успешную ценовую конкуренцию, им при таком снижении себестоимости внутренней продукции грозит падение прибыльности. Выбытие из рынка отрасли посредников ведет к укреплению

позиций отечественных производителей на рынке отрасли и отдельных его сегментах. Эти изменения в совокупности означают, что модернизация способна обеспечить синергический эффект, когда полученный дополнительный доход превышает простую сумму роста производительности труда и ту стоимость, которая отвоевывается у посредников. Уже само замещение импорта - важнейший результат создаваемого конкурентного преимущества перед иностранными конкурентами. Это - самое важное из всего, что дает модернизация.

Использование ресурсного преимущества в новых условиях. Конкурентоспособность, по существу, является фактором краткосрочного периода, поскольку она может сойти на нет под воздействием внешней среды. Создание конкурентного преимущества - фактор долгосрочного периода. Модернизация создает благоприятные условия для его достижения. Важно выяснить, за счет чего это достигается. Есть хорошо известные способы его достижения, но есть и не столь распространенные.

Базовые условия конкурентного преимущества, которые обеспечивают выгоду обмена, издержки на факторы производства: труд, капитал, землю, природные ресурсы. Труд в отечественной легкой промышленности относительно дешевый. Он дешевле, чем в странах Юго-Восточной Азии, хотя и значительно дороже, чем в Индии, Китае, ряде других стран. Средняя заработная плата работников легкой промышленности, которая составляла в 2013 г. около 12 тыс. руб. в месяц, свидетельствует о том, что дешевле он не станет. Значит, и прорыва за счет относительной дешевизны труда ожидать не приходится. Но в результате модернизации резко повышается производительность труда. Когда отдача от одного работника становится в 3-4 раза выше, даже при двукратном повышении заработной платы в отрасли удельные затраты на оплату труда значительно снизятся. В большинстве регионов России природные условия производства сложнее, чем у большинства наших конкурентов. Энергозатратность намного выше. Процент на капитал - высокий. Если в Японии или США в кризисные периоды процентные ставки снижаются до минимальных 0,25-0,5%, то в отечественной денежно-кредитной системе сохраняется высокая ставка и производители отраслей испытывают острый недостаток кредитных средств.

Однако от использования ресурсного преимущества нельзя отказаться. На рынке труда модернизация должна выправить положение. Нынешняя тенденция сокращения занятых в отрасли и сокращения доли заработной платы в затратах, когда количество работников на текстильных и швейных производствах составляет всего 180 тыс. человек, а заработная плата занимает лишь 20% себестоимости продукции, должна быть преодолена. Поскольку модернизация охватит большинство предприятий отрасли, то уровень оплаты труда на предприятиях повысится. Увеличится и доля заработной платы в структуре затрат. Снижение числа занятых в отрасли в таких случаях сменяется активным переливом труда в отрасль благодаря повышению производительности и за счет входа в рынок новых фирм. При этом современное оборудование и технологии потребуют высококвалифицированных специалистов и заставят предприятия поставить обучение персонала на серьезную основу. Это даст возможность получать выгоду от эффекта опыта, а в отношении кадров придется переориентироваться с низкоквалифицированных работников на высококвалифицированных специалистов нового поколения.

Особые функции, которые присущи в этих условиях нематериальным ресурсам, связанным с человеческим капиталом, заставляют по-новому подходить к проблеме обучения, компетенций, опыта. Важнейшим индикатором является кривая опыта. Когда нисходящая кривая опыта демонстрирует стабильное сокращение удельных издержек, это - естественное состояние фирмы пост-модернизационного периода. Оно свидетельствует о том, что, по существу, достигнуто долгосрочное конкурентное преимущество. Однако достигается оно

только при непрерывной креативной работе над развитием ресурсов и совершенствованием способностей. Постмодернизационная фирма обращает пристальное внимание на создание благоприятного для нее режима распределения стоимости и прибыли. Для этого особо важны удачный выбор при входе на отраслевой рынок и надежная защита нематериального капитала.

Достижению долгосрочного конкурентного преимущества способствует повышение внутреннего функционального потенциала фирм ряда отраслей. В результате модернизации фирма наращивает свои материальные и нематериальные ресурсы, оттачивает организационные способности, воплощающие эти ресурсы в товар. Она расширяет ключевые компетенции, навыки и наработки, которые придают созданному конкурентному преимуществу долгосрочный характер.

Если функции физических факторов производства, которые в процессе модернизации обновляются, на виду, они напрямую воздействуют на производительность труда, то нематериальные активы непосредственно не потребляются. Бренд фирмы, ее репутация среди потребителей, патенты, авторское право косвенно повышают рыночную ценность ее продукции. Модернизация создает самые благоприятные условия для их прироста. Ценнейшей отдачей модернизации являются ключевые компетенции. Они расширяются и оттачиваются благодаря креативности, высокой обученности трудового коллектива и дают возможность фирме действовать с высокой результативностью в новых условиях производства, реализации и обмена [3]. Наращивание функциональной силы фирмы на основе развития ресурсов является одним из важнейших результатов модернизации, поскольку оно дает ей возможность добиться устойчивого конкурентного преимущества в отрасли. Именно этого стремятся добиться региональные производители отраслей, в которых осуществляется модернизация. Системное воздействие этих достижений модернизации важнейших отраслей позволяет повысить конкурентоспособность всей экономики региона и устойчивость ее развития в условиях открытой экономики.

Таким образом, в результате модернизации складывается ситуация, когда появляется реальная возможность создать в ряде отраслей региона конкурентное преимущество местных производителей благодаря росту производительности труда, своевременному использованию структурных изменений рынка и особенностей конкурентной среды, освоению новых сегментов рынка, использованию особенностей региональных условий воспроизводства и рыночного функционирования. Наряду с этим в результате модернизации складываются уникальные условия для интенсификации использования трудовых ресурсов с активизацией творческой деятельности персонала, всесторонней глубокой реализацией потенциала человеческого капитала и нематериальных активов.

Литература

1. КейнсДж.М. Общая теория занятости, процента и денег: пер. с англ. М.: Гелиос АРВ, 1999.

2. Тумапанов Н.В, Иванов В.В. Выявление условий создания конкурентного преимущества на основе ресурсов посредством моделирования: материалы 13-го Всерос. симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий» (11-12 апреля 2012 г.). М.: ЦЭМН РАН, 2012. С. 160-162.

3. Almeida P. Knowledge sourcing by foreign multinationals: Patent citation analysis in the U.S. semiconductor industry // Stratégie Management Journal. 1996. Vol. 17, Winter, Special Issue. P. 155-165.

4. Kogut B. Designing Global Strategies and Competitive Value-added Chains // Management Review. 1985. Summer. Р. 15-38.

5. Ohlin B. Interregional and international Trade. Cambridge, 1967.

6. PrahaladC.K., HamelG. The core competence of the corporation // Harvard Business Review. 1990. Vol. 68(3). P. 79-91.

ТУМАПАНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары.

TUMALANOV NIKOLAY - doctor of economics sciences, professor, head of Public and Municipal Administration Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ТУМАПАНОВ ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ - кандидат экономических наук, исполнительный директор, ООО «Профсоюз», Россия, Чебоксары ([email protected]).

TUMALANOV EDUARD - candidate of economics sciences, executive director, Limited Liability Company «Profsouz», Russia, Cheboksary.

ИВАНОВА ЛЮБОВЬ АЛЕКСЕЕВНА - аспирантка кафедры экономической теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары.

IVANOVA LUBOV - post-graduate student of Economic Theory Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 632.9 ББК 44.9

В.Г. ФЕДОРОВ, Н.П. МАЛОВ

РОЛЬ ЗАЩИТЫ ПОСЕВОВ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР ОТ СОРНЯКОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ключевые слова: Чувашская Республика, продовольственная безопасность, зерновое хозяйство, защита посевов от сорняков, интенсификация, урожайность, рентабельность.

Для обеспечения региональной продовольственной безопасности требуется организация защиты посевов зерновых культур от сорняков. Выявлено, что комбинация биологических (освоение севооборотов, рациональная структура посевов) и техногенных (гербициды, минеральные удобрения) факторов интенсификации является важным направлением подавления сорняков, стратегическим резервом наращивания производства зерна и повышения рентабельности отрасли. Это позволит республике намеченные Доктриной продовольственной безопасности России рубежи «взять» не в 2020 г., а намного раньше.

V. FEDOROV, N. MALOV THE PROTECTION OF GRAINS AGAINST WEEDS IN PROVIDING FOOD SAFETY

Key words: the Chuvash Republic, food safety, grain producing farm, protection of crops against weeds, intensification, crop productivity, profitability.

For providing regional food safety it is necessary to organize the system of protective measures of grain crops against weeds. It was revealed that the combination of biological factors (such as crop rotations, rational sowing structure) with technological intensive means (application of herbicides and mineral fertilizers) were extremely important in control of weeds. They serve as a strategic reserve for increasing grain production and making this branch of industry highly profitable. It will allow our republic to fulfill a food safety program adopted by food Doctrine in Russia not in 2020 but much earlier.

Важной проблемой, связанной с обеспечением продовольственной безопасности страны, является повышение эффективности земледелия и его главной отрасли - зернового производства. Зерновое хозяйство всегда занимало особое место в обеспечении страны хлебом, продуктами животноводства, качества питания и жизни населения. Решение проблемы требует мобилизации всех внутренних возможностей повышения продуктивности пашни и хлебного поля1.

На современном этапе развития сельского хозяйства существенный ущерб зерновому производству причиняют сорные растения, которые снижают урожаи возделываемых культур, перехватывают вносимые с удобрениями питательные вещества, ухудшают качество продукции и повышают ее себестоимость, вызывают поломку уборочных машин, подрывают устойчивость земледелия и зернового хозяйства.

Причинами увеличения засоренности посевов являются: трудности в освоении севооборотов; переход на упрощенные технологии производства; переоценка роли нулевых и минимальных обработок почвы; переложение функций борьбы с сорняками на гербициды; недостаточное использование биологических возможностей культурных растений в подавлении сорняков; низкая культура производства и другие факторы.

Многолетняя практика свидетельствует, что невозможно очистить посевы зерновых культур от сорняков, опираясь только на отдельные противосорняко-вые мероприятия, какими бы на первый взгляд они эффективными ни были.

1 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120 // Рос. газета. 2010. № 21, 3 февр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.