Научная статья на тему 'Современная структура отраслевого рынка'

Современная структура отраслевого рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3090
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The American scientists E.Mason and J.Bain have found out the leading part of structure of the market in behaviour of businessmen and productivity of branches. In clause the role of the complex, system approach to studying the modern markets is considered.

Текст научной работы на тему «Современная структура отраслевого рынка»

15. Социум XXI века: рынок, фирма, человек в информационном обществе. М.: ТЕИС, 1998.

279 с.

16. ИксановаА. Оффшорное программирование в России // ЭКО. 2003. № 10. С. 106-109.

17. Багриновский К.А., Бендиков М.А. Наукоемкий сектор экономики России: состояние и особенности развития. М., 2001. 120 с.

18. Наука и инновации в период становления постиндустриального общества. М., 1998. 124 с.

УДК 330.0

Е.И. Лавров

Омский государственный университет

СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА

The American scientists E.Mason and J.Bain have found out the leading part of structure of the market in behaviour of businessmen and productivity of branches. In clause the role of the complex, system approach to studying the modern markets is considered.

В диссертационном совете по экономике часто обсуждаются научные исследования аспирантов и соискателей ученых степеней, посвященные тем или иным экономическим проблемам в условиях рынка. Но на вопрос, какие рынки диссертант имеет в виду, нередко приходится выслушивать ответ, что речь идет о «рынках вообще», что рынки противопоставляются административно-командной системе. Такое противопоставление, действительно, может быть важным, поскольку в течение длительного времени в нашей стране игнорировались рыночные условия производства и реализации произведенной продукции.

Но рынки тоже бывают разные. В этом смысле можно утверждать, что не существует «рынка вообще», а есть конкретный рынок, в конкретной стране, в конкретной отрасли и в конкретный исторический период времени. Все это говорит о том, что на практике встречаются разнообразные рыночные условия, в которых функционируют фирмы и в которых приходится работать людям.

От этих конкретных условий зависят такие фундаментальные вопросы экономики, как издержки производства и прибыль, ценообразование, степень влияния руководства фирмы на уровень цен, государственное регулирование отрасли, в том числе государственная промышленная политика. На производство влияет антимонопольное законодательство в той или иной стране, степень его соблюдения, методы стабилизации экономики, обычаи и другие обстоятельства.

Условиями производства определяются как поведение фирмы и ее руководства, так и целевые функции. Все это ставит перед экономистами вопрос о связи поведения руководства фирмы с особенностями функционирования отрасли. Научная разработка этих и других особенностей рынка вызвала необходимость создания особой отрасли экономических знаний - отраслевой экономики.

Основой экономики отраслей стала обрабатывающая и добывающая промышленность. Это объясняется тем, что именно промышленное производство стало играть ведущую роль во многих странах, вставших на путь индустриального развития. Поэтому идеи о ведущей роли торговли в национальной экономике ушли в далекое прошлое.

Одними из первых, кто поставил вопрос о связи поведения фирмы с функционированием отрасли, были такие выдающиеся экономисты, как А. Смит (XVIII в.), А. Курно, Ж. Бертран (XIX в.), А. Маршалл (конец XIX - начало XX в.).

Зарождение теории отраслевых рынков произошло в 30-50-х гг. ХХ в. в странах с развитой рыночной экономикой. Стало очевидно, что при помощи моделей свободной конкуренции, которые господствовали в теории и практике до того периода, невозможно объяснить особенности функционирования фирм в новых условиях, когда на смену совершенной конкуренции пришли монополии, олигополии и предприятия монополистической конкуренции.

На современных предприятиях (фирмах) особенности развития связаны не только с ценообразованием, но также с условиями входа в отрасль, рыночной концентрацией производства, вертикальной интеграцией, диверсификацией производства и пр. Эти условия функционирования фирм в современной экономике приводили не только к изменению ценовой стратегии, но также к изменению практики

конкурентной борьбы, политики слияний и поглощений, инвестиционной тактики и стратегии, инновационной политики и т. д.

Среди первых экономистов, которые стали разрабатывать прогрессивное направление современной науки об особенностях поведения фирм в новых условиях, были профессора Гарвардского университета (США) Эдвард Мейсон и Джо Бэйн. Их научные работы относятся к 30-40-м и 50-м гг. ХХ в.

Значительную роль в разработке теории отраслевых рынков сыграли работы Э. Чемберлина, в которых впервые была раскрыта модель рынка монополистической конкуренции, поставлена проблема взаимосвязи совершенной конкуренции и монополии, отмечены особенности олигопольного ценообразования, а также исследована проблема выхода и входа новых фирм в отрасль, где господствующее положение занимали монополии и олигополии, а также предприятия монополистической конкуренции.

Качественно новый этап в исследовании экономики современных отраслевых рынков произошел в 70-80-х гг. ХХ в. Этот период считается «золотым веком» в исследовании экономики отраслевых рынков.

Значительный вклад в становление науки об экономике отраслевых рынков внесли американские экономисты Ф.М. Шерер и Д Росс. Они опубликовали в 1970 г. учебник, а в 1980 г. второе его издание под названием «Структура отраслевых рынков». По свидетельству самих авторов, оба издания были хорошо приняты не только экономистами, но также и практиками. В процессе научной работы авторам делали замечания многие экономисты, эти замечания при переиздании учебника были учтены. В результате было подготовлено и опубликовано через 10 лет новое, третье издание. Оно было переведено на русский язык и издано в России в 1997 г. в рамках программы «ТЕМПУС» при участии и содействии Европейского сообщества и экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и благодаря массовому тиражу сыграло важную роль в подготовке экономистов.

Среди появившихся российских изданий следует отметить курс лекций под названием «Анализ отраслевой организации рынков» доктора экономических наук профессора Московского университета В.П. Третьяка, опубликованный в журнале «Экономические науки» в 2001-2002 гг., а также учебник А. Вурос и Н. Розановой «Экономика отраслевых рынков», изданный Московским университетом (издательство «ТЕИС») в 2001 г.

Учебный курс под названием «Экономика отраслевых рынков» был введен на экономическом факультете Омского государственного университета в 2002/03 учебном году в связи с утверждением в 2000 г. нового образовательного стандарта. К сожалению, эта дисциплина является обязательной только для специальности «Экономическая теория», а для таких специальностей, как экономика труда, налоги и налогообложение, эта дисциплина относится к числу регионального (вузовского) компонента.

Экономика отраслевых рынков неразрывно связана с такими дисциплинами, которые изучаются на экономическом факультете, как введение в экономическую теорию, микроэкономика, макроэкономика, проблемы экономического роста и др. Но особая связь предмета по экономике отраслевых рынков наблюдается с микроэкономикой. Между этими курсами видны как общие черты, так и отличия. В известном смысле слова можно утверждать, что экономика отраслевых рынков является прямым продолжением микроэкономики, ее развитием.

Ф.М. Шерер и Д. Росс считают, что такими общими их чертами являются:

1) экономические решения о том, что, сколько и как производить, должны быть эффективными, т. е. ограниченные ресурсы должны использоваться рационально, а товары и услуги должны соответствовать количественно и качественно требованиям потребителей;

2) деятельность производителей товаров и услуг должна быть прогрессивной; предприниматели должны использовать достижения науки и техники для увеличения выпуска продукции на единицу затрат и обеспечивать потребителей наилучшими продуктами;

3) деятельность производителей должна способствовать полному использованию ресурсов, особенно трудовых;

4) должен поддерживаться долгосрочный рост реальных доходов на душу населения;

5) распределение дохода должно быть справедливым, хотя определить справедливость очень трудно. Среди критериев справедливости они отмечают стабильность цен и умеренность доходов.

На эту особенность рыночных отношений необходимо особо обратить внимание в России, поскольку после приватизации государственной собственности разрыв между доходами высокими и очень низкими стал катастрофическим, грозящим выйти из-под контроля общества и правоохранительных органов.

Вместе с тем между экономикой отраслевых рынков и микроэкономикой имеются существенные различия. Они состоят в следующем.

Микроэкономика относится к числу теоретических наук. В силу этого она оперирует сравнительно небольшим количеством переменных: спрос и предложение, валовой и предельный доходы, издержки (средние, постоянные, переменные); прибыль и др.

Что касается экономики отраслевых рынков, то она относится к числу более конкретных экономических дисциплин. В этом смысле слова грань между теоретическими и конкретными экономическими дисциплинами сохраняется, хотя и стирается. Это означает, что для изучения экономики отраслевых рынков необходимо хорошее знание экономической теории, в том числе и микроэкономики. Но одного этого недостаточно. Кроме экономической теории необходимо знание данных статистики о структуре и особенностях функционирования отраслей в разных странах, в том числе с учетом зрелости индустриального развития. Одни страны прошли этап индустриального развития и вступили в этап постиндустриального экономического роста и развития; другие находятся на этапе интенсивного индустриального развития; третьи - только на подступах к индустриальному экономическому развитию. Эти исторические особенности каждой страны обязательно оказываются в поле зрения экономики отраслевых рынков, но остаются в тени при изучении микроэкономики.

Кроме знания истории и статистики, изучение экономики отраслевых рынков включает в себя анализ взаимодействия и взаимной зависимости фирм на данном отраслевом рынке, т. е. раскрытие особенностей внутриотраслевой конкуренции. Это положение в дальнейшем требует особого внимания, поскольку структура отраслевого рынка находится в центре всего научного направления. В дальнейшем мы вернемся к этому моменту и рассмотрим его подробнее.

Наконец, при изучении экономики отраслевых рынков особое внимание уделяется анализу экономической политики правительства и особенно его промышленной политики. Одним из центральных моментов является раскрытие антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, организации работы органов исполнительной власти по соблюдению этого законодательства.

Анализ отличий микроэкономики и экономики отраслевых рынков создает необходимость раскрытия в курсе особенностей отраслевой организации рынков в России. Хотя основные теоретические положения экономики отраслевых рынков сформировались в индустриально развитых странах, в том числе в США, Россия также прошла известный исторический отрезок времени в условиях рыночных отношений. Можно спорить по вопросу о том, находится ли Россия на этапе переходного периода от административно-командной системы к рыночной или этот период в основном завершился, но сегодня ясно одно: возврат к изжившей себя системе централизованного управления и господства государственной собственности невозможен.

Основной подход к изучению современных отраслевых рынков получил название системного подхода, на основе парадигмы «структура рынка - поведение предпринимателей - результат». Само понятие «парадигма» определяется как концептуальная связка, схема, модель постановки проблемы и ее решение в новых экономических условиях. Эти новые экономические условия сформировались к середине ХХ в. До этого периода жизнь еще не ставила так остро проблему взаимосвязи структуры рынка и его результативности, эффективности. К середине ХХ в. рыночная ситуация потребовала решения данной проблемы.

В указанный период в мировой экономической мысли по изучению экономики отраслевых рынков сложились две школы: гарвардская и чикагская. На первых этапах эти два подхода к изучению экономики отраслевых рынков разошлись, но к концу ХХ в. они обнаружили тенденцию к слиянию, хоть и сейчас различия сохраняются. Кратко охарактеризуем эти два подхода.

Представители чикагской школы (Д Стиглер, М. Фридмен и Г. Саймон) считали возможным и достаточным изучать экономику современных отраслевых рынков на основе микроэкономики, т. е. оперируя сравнительно небольшим набором экономических моделей.

Представители гарвардской школы (Е. Мейсон и Д. Бэйн) считали необходимым анализировать экономику отраслевых рынков на основе эмпирических исследований, т. е. реально существующих экономических процессов в каждой стране.

Сегодня обнаружились и основные направления развития экономики отраслевых рынков: это использование теории игр, теории трансакционных издержек при сравнительном анализе отраслевых рынков; разработка теории состязательных, или квазиконкурентных, рынков. В этом же направлении развивается теория потенциальной конкуренции, когда конкурентоспособность фирм резко возрастает при угрозе вступления в отрасль одного или нескольких новых конкурентов.

Комплексный, системный подход к исследованию современных рынков вызвал необходимость раскрытия их структуры, т. е. условий производства и сбыта товаров и услуг. Этот подход качественно новый, он принципиально отличается от подхода к изучению отраслевых рынков с точки зрения технологии производства, сырья и материалов. В этом случае среди отраслевых рынков можно выделить фирмы, занимающиеся нефтепереработкой, машиностроением, химическим производством, а также фирмы по производству продуктов питания и т. д. Специалисты по внутренней и внешней торговле разработали подробную классификацию отраслевых рынков на основе технологии производства и потребительских свойств отдельных групп товаров.

Остановимся более подробно на таком подходе к классификации отраслевых рынков. Поскольку субъектом предложения на рынке товаров и услуг являются фирмы, а субъектом спроса являются потребители, то взаимодействие фирм-производителей и конкретных потребителей образуют рынок конкретного товара.

Наиболее полное и точное определение рынка в этом смысле слова дала американский экономист Джоан Робинсон. Она считает отраслевым рынком цепочку товара и его заменителей (субститутов) до того момента, когда обнаруживается резкий разрыв в цепи товарных субститутов. Разрыв в товарных субститутах и ограничивает конкретный отраслевой товарный рынок. После этого разрыва фирмы могут характеризоваться как новый отраслевой рынок товаров (товарных групп), поскольку после такого разрыва данные товары не могут характеризоваться как близкие субституты.

А. Вурос и Н. Розанова считают, что после этого разрыва они составят новый, обособленный рынок товаров.

Э. Чемберлин расширил мотивации, по которым можно определить классификацию отраслевых рынков с точки зрения потребительских свойств товаров и технологии производства. Он считал, что, во-первых, в основе классификации отраслевых рынков лежит взаимозаменяемость товаров, которая оценивается с помощью коэффициента перекрестной эластичности спроса на товар по цене товара-заменителя. Во-вторых, за основу классификации отраслевого рынка он брал взаимозаменяемость фирм-производителей товаров, которая оценивается с помощью коэффициента перекрестной эластичности цены данного товара по объему выпуска товара-заменителя. В этом случае, чем выше коэффициент перекрестной эластичности, тем выше однородность и взаимозаменяемость товара, следовательно, тем выше взаимозаменяемость фирм, которые производят близкие по своим потребительским свойствам товары.

Вместе с тем экономисты отмечают, что очень часто возникают трудности в определении границ отраслевого рынка, особенно когда этот вопрос является центральным, например, для органов антимонопольной политики. В частности, в США известен случай, когда американская компания «Дюпон» контролировала 100 % производства целлофана и мешочков из него в качестве упаковочного материала. По американскому законодательству монополией считается корпорация (фирма), которая обладает 60 % местного или национального рынка. А здесь налицо все 100 % данного отраслевого рынка. И компания была обвинена в нарушении антимонопольного законодательства.

Это обвинение в монополизме вынужден был рассматривать Верховный суд США. Адвокаты компании «Дюпон» отмечали, что в качестве упаковочного материала могут использоваться и другие материалы, кроме целлофана. Верховный суд США своим решением отнес к мягким упаковочным материалам кроме целлофана также фольгу и вощеную бумагу. В этом случае на целлофан и мешочки из него приходилось всего 20 % от общего количества мягких упаковочных материалов, и компания Дюпон была оправдана [1].

Часто границы данного отраслевого рынка устанавливаются эмпирически, опытным путем. Это делают, анализируя последствия изменения цен и спроса на данный товар. Если при росте цены на данный товар спрос снижается, то это означает только одно: у данного товара есть заменители, при помощи которых население, покупатели удовлетворяют свои потребности. Если же при росте цены объем продаж не снизился, а валовая выручка продавцов возросла, то это означает, что данный товар не имеет товаров-субститутов.

Современный системный подход поставил в центр изучения отраслевых рынков условия производства и сбыта товаров, т. е. структуру рынка. Такой подход к изучению отраслевых рынков является комплексным, многогранным. При таком подходе к изучению отраслевых рынков особо выделяются четыре основных типа современного рынка: совершенная конкуренция, чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Они изучаются как в курсе общей экономической теории, так и специально в курсе микроэкономики.

Эта структура современного рынка стала также объектом изучения по экономике отраслевых рынков, но с учетом ее специфики, о чем говорилось выше.

Обосновывая этот подход к исследованию экономики отраслевых рынков, Ф.М. Шерер и Д. Росс обращают внимание на два разных способа достижения результативности и эффективности рыночных структур: А. Смита и современных экономистов. А. Смит ставил во главу угла достижение каждым предпринимателем своего частного интереса, который состоял в стремлении к максимизации объема своего собственного капитала. Но в процессе конкурентной борьбы на рынке возникает эффект «невидимой руки», когда достигается единство экономических интересов как отдельного предпринимателя, так и всего общества, его рыночных участников. Смит считал, что независимое поведение участников рынка возникает даже в том случае, когда на рынке имеется всего 2 продавца, но конкуренция в долгосрочном периоде возможна лишь при условии, когда на рынке имеется не менее 20 продавцов, поскольку 2 продавца могут договориться между собой и конкуренция заменится монополией.

Второй подход ставит в центр изучения отраслевых рынков структуру рынка. Когда в центр экономического анализа берется структура рынка, то выстраивается следующая цепочка: «,азовые условия рынка - собственно структура рынка - поведение фирм на рынке - результативность функционирования рынка».

К базовым условиям рынка сегодня можно отнести такие составляющие, как потребительские свойства товара, технология производства, сырье, длительность пользования продуктом, издержки производства, затраты на единицу продукции, спрос, наличие заменителей (субститутов), темп роста в отрасли, экономические циклы, методы закупок, правовая система в стране, роль профсоюзов и т. д. Эти базовые условия отраслевого рынка, особенно технология производства и сырье, входят в операциональное определение отраслевого рынка, о чем шла речь ранее.

Как уже было сказано, структура рынка является главным элементом комплексного, системного подхода к изучению отраслевых рынков. Здесь особо выделяется рыночная концентрация продавцов товаров и услуг. А в основе рыночной концентрации отраслевого рынка лежат количественные характеристики фирм, которые задействованы на данном отраслевом рынке.

В чистой монополии - это одна фирма, на долю которой приходится 100 % данного отраслевого рынка. Но фактическим монополистом во многих странах считается фирма, на долю которой приходится 60 % отраслевого рынка. Даже если на данном монопольном рынке имеется некоторое число мелких фирм, которые выпускают одинаковую или почти одинаковую продукцию, что и монополист, то они вынуждены подчиняться монополисту в определении цены, условий сбыта, качества товаров и услуг. В противном случае они просто не смогут удержаться на данном отраслевом рынке, их продукция не найдет сбыта.

В современных условиях вследствие антимонопольного законодательства почти не осталось этой структуры рынка во многих странах. А несколько десятилетий назад монополии были господствующей структурой рынка во многих странах: в США, Англии, Франции, Германии, Италии и др. Были монополии господствующей структурой и в плановой системе, преобладающей в СССР.

Эта монополия опиралась на государственную собственность и на политику правительства по созданию в каждой отрасли специализированных крупных предприятий, использующих положительный эффект масштаба производства.

В настоящее время чистая монополия сохраняется лишь в отраслях естественной монополии, где конкурентные начала нежелательны с точки зрения эффективности производства и ценообразования.

В современной структуре рынка сохраняются также отрасли совершенной конкуренции. В таких отраслях задействовано очень большое число фирм, так что на каждую из них приходится менее 1 % продукции отрасли.

Отметим некоторые объективные стороны деятельности фирм на рынке совершенной конкуренции. Это полное отсутствие контроля фирм над ценой; полная возможность входа в отрасль и выхода из нее; невозможность на длительное время сохранения технологической тайны производства; полное подчинение фирм и их руководства рынку; свобода увеличения объема производства для каждой фирмы; высокая эффективность использования ресурсов общества, когда цены устанавливаются на уровне средних общих издержек; выигрыш покупателей в связи с ростом объемов производства и снижением цен; взаимное ограничение власти продавцами и покупателями товаров и услуг; обезличенность рыночного процесса, когда покупатели и продавцы формально независимы друг от друга и связаны только экономическими интересами; свобода выбора как продавцов, так и покупателей и т. д. Этот перечень особенностей и положительных сторон рынка свободной конкуренции можно продолжить.

Вместе с тем рынок совершенной конкуренции имеет и недостатки как для участников рынка, так и для всего общества. Это прежде всего неорганизованность рыночных процессов, в результате которой происходит нерациональное использование национальных ресурсов. Наиболее заметные потери общества состоят в невозможности использования положительного эффекта масштабов производства, поскольку в отрасли существует очень много товаропроизводителей, которые не в состоянии использовать высокопроизводительное специализированное оборудование; кроме того, на рынке совершенной конкуренции происходит массовое разорение фирм, у которых индивидуальные издержки производства выше общественно необходимых. Несогласованность спроса и предложения порождает перепроизводство отдельных товаров и услуг, а это может вызвать кризисы перепроизводства и т. д. История XIX и ХХ вв. для многих индустриально развитых стран показывает все отрицательные стороны рынка совершенной конкуренции, когда эта структура рынка была широко представлена.

В настоящее время в индустриально развитых странах рынок совершенной конкуренции практически отсутствует в промышленном производстве и сохранился лишь в сельском хозяйстве и на его долю приходится не более 5-6 % производства ВНП.

На современном рынке индустриально развитых стран часто возникает ситуация, когда в чистом виде нет ни монополизма, ни свободной конкуренции, но в то же самое время есть признаки как монополизма, так и конкуренции. Это такая ситуация, когда конкуренция между фирмами имеется, но она искажена поведением крупных и крупнейших фирм, обладающих монопольной властью; с другой стороны, монополизм крупных фирм не полный, поскольку в отрасли имеется несколько конкурирующих между собой фирм.

Такие рынки называются рынками несовершенной конкуренции. Это или олигополии, когда в отрасли имеется несколько фирм, а на каждую фирму приходится от 15 до 30 % и выше отраслевой продукции, или предприятия монополистической конкуренции, когда на одну фирму приходится от 1,5 до 5 % отраслевой продукции. Нетрудно подсчитать, что на олигопольном рынке имеется всего от 3 до 7 фирм, а на рынке монополистической конкуренции - от 20 до 70 фирм. Вместе с тем замечено, что на олигопольном рынке больше признаков монополизма, а на рынке монополистической конкуренции больше признаков совершенной конкуренции, чем монополизма.

Олигополии и предприятия монополистической конкуренции используют в своей деятельности положительные стороны как монополии, так и совершенной конкуренции, и то же самое время пытаются освободиться от их отрицательных сторон. От монопольного рынка они берут положительный эффект масштаба производства, а от рынка совершенной конкуренции - принцип конкуренции.

Отмеченные четыре структуры рынка отличаются друг от друга не только степенью рыночной концентрации в отрасли, но также типом продукта, условиями вступления в отрасль, контролем над ценой и т. д.

В свою очередь, структура современного рынка решающим образом влияет на поведение руководства фирмы на рынке. А в центре такого поведения находятся такие ориентиры хозяйственной деятельности, как целевая составляющая, ценовая тактика и стратегия, инвестиционная деятельность, инновационная стратегия, продуктовая политика, практика конкурентной борьбы, стратегия слияния и поглощения и т. д.

Наконец, вся эта цепочка современной структуры рынка замыкается результативностью функционирования отрасли: прибыльностью, эффективностью как для самой отрасли, так и для народного хозяйства, в том числе уровнем занятости, способностью к техническому прогрессу, к достижению справедливости.

Всю эту цепочку зависимости между базовыми условиями, структурой рынка, поведением руководства фирмы и результативностью функционирования отрасли можно изобразить в виде схемы [1, с. 5].

Отмеченная на схеме сплошными стрелками связь отнюдь не означает, что в экономике существует только одна прямая зависимость: базовые условия определяют структуру рынка; структура рынка определяет поведение фирм на рынке, а от поведения предпринимателей на рынке зависит результативность функционирования рынка.

Поскольку экономика - это органическая система, то в ней наблюдается взаимосвязь всех процессов и явлений, предполагающая обратную зависимость, взаимный переход причинно-следственных связей: причина становится при определенных обстоятельствах следствием, а следствие - причиной. Поэтому в реальной жизни кроме доминирующих связей существует и обратная зависимость: энергичная отраслевая НИОКР может решающим образом повлиять на поведение руководителей фирмы в отрасли и т. д. Эти связи на схеме изображены в виде пунктирных линий. Например, в США фирмы,

выпускающие персональные компьютеры, пожаловались на фирму «IBM», что она занижает цены на свою продукцию, в результате чего многим фирмам грозит разорение. К тому же в 1969 г. на долю «IBM» приходилось 76 % продаж персональных компьютеров. Компания «IBM» выиграла судебный процесс, поскольку доказала, что ее низкие цены объясняются энергичной научно-исследовательской работой над персональными компьютерами, а ее работники достигли высокого профессионализма в работе, а это и привело к изменению структуры рынка.

Базовые условия

со стороны спроса со стороны предложения

- эластичность спроса, - сезонность спроса, - динамика спроса, - дислокация потребителей, - формы доведения до потребителей - технология, - сырье и материалы, - срок службы продукта, - размещение производства, - масштабы производства

Ф

Структура рынка

- число продавцов и покупателей,

- рыночная концентрация,

- барьеры входа в отрасль,

- дифференциация продукта,

- вертикальная интеграция,

- диверсификация

Ф

Поведение фирмы на рынке

- выбор продукта и рекламы,

- научные исследования и разработки,

- ценообразование,

- капиталовложения в производственные фонды,

- тактика в области правовых норм,

- слияния и поглощения

Ф

______Результативность функционирования рынка_____

- рыночная цена,

- эффективность производства и распределения ресурсов,

- акционирование,

- качество продукта,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- технический прогресс,

- прибыльность

Г осударственная политика

- государственное регулирование,

- антитрестовская политика,

- барьеры ко входу на рынок,

- налоги и субсидии,

- инвестиционная политика,

- политика занятости,

- макроэкономическая политика

Схема взаимосвязи между структурой рынка, поведением предпринимателей и результатом функционирования рынка

Но существование обратных связей не отрицает, а подтверждает вывод о том, что в современной экономике господствующее положение занимает прямая связь: базовые условия определяют структуру рынка; структура рынка определяет поведение руководства фирмы, а поведение руководства фирмы определяет результативность и эффективность отраслевого рынка.

В реальной жизни наблюдается большое разнообразие рыночных структур. В частности, в экономической теории особо выделяются четыре основные рыночные структуры, при этом за основу взяты продавцы товаров и услуг, т. е. производители. Что касается покупателей товаров, то они как бы не берутся во внимание. Но на самом деле роль покупателей не пассивна, особенно когда покупателями выступают монопсонии или олигопсонии, которые обладают значительной монопольной силой. В таком случае ценообразование в разных рыночных структурах будет складываться под значительным влиянием монопсоний и олигопсоний. Но это - особый разговор об вертикально интегрированных структурах рынка. На данном этапе изучения особенностей структуры рынка считается, что товаропроизводителям противостоят разрозненные покупатели, не обладающие сколько-нибудь заметной монополистической силой.

Характерные черты 4-х основных моделей современного рынка можно изобразить в виде следующей таблицы [4].

Характерная черта Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция Олигополии Чистая монополия

Число фирм Очень большое число Много: 20-70 фирм Несколько: 3-7 фирм Одна фирма

Тип продукта Станд артизир ован-ный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный У никальный

Сфера экономики Сельское хозяйство Розничная торговля; бензин, лекарства Промышленная продукция Телефонная связь, тепло- и водоснабжение

Контроль над ценой Отсутствует Небольшой Взаимозависимый З начительный

Условия вступления в отрасль Очень легкие Сравнительно легкие Существенные препятствия Блокировано

Неценовая конкуренция Отсутствует Упор на рекламу, торговые марки Типична Реклама связей

Методы продаж (маркетинга) Товарные биржи, аукционы Управляемые цены Управляемые цены Об служив ание

В крайних позициях, находясь в рамках рыночных отношений, наблюдается такая закономерность: при конкуренции возникает диктат общества, т. е. потребителей над продавцами, производителями, и на этой основе возможность снижения издержек производства и цен, повышения качества товаров и услуг, возможность установления демократической организации общественного производства. При этом под конкуренцией понимается состязательность предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничиваются другими предпринимателями и участниками рыночного процесса, и в результате каждый предприниматель не может односторонне воздействовать на общие условия производства и обращения товаров и услуг на соответствующем отраслевом рынке.

При монополии, наоборот, товаропроизводители, продавцы, имеют полную власть над обществом, его потребителями. При чистой монополии экономическая власть ничем не ограничена, а конкуренция отсутствует.

Совершенная конкуренция и чистая монополия - противоположные стороны одного экономического явления - рыночной экономики. Вместе с тем они могут находиться в условиях рыночного противоборства друг с другом. Временно одна из них становится доминирующей структурой на рынке, но полностью вытеснить другую с рынка она не может. Поэтому задача курса по экономике отраслевых рынков состоит в том, чтобы проанализировать удельный вес как конкуренции, так и монопольной силы в каждой стране в каждый исторический отрезок времени.

В силу этого обстоятельства изучение различных структур рынка имеет и теоретическое, и историческое значение.

Исторически вначале возник рынок совершенной конкуренции в странах, которые первыми вступили в рыночные отношения. Это современные индустриально развитые страны: Германия, США, Англия, Франция, Италия. Вплоть до конца XIX в. рынок совершенной конкуренции был наиболее типичным в этих странах.

Затем рынок совершенной конкуренции уступил доминирующее положение монопольному рынку. В указанных странах этот переход осуществился в последней трети XIX в. Основные этапы возникновения и развития монопольного рынка протекали в 1860-1870 гг. В эти годы появились первые монополии на рынках. Это был первый этап перехода от совершенной конкуренции к господству крупных фирм и монополий. Второй этап - кризис 1873 г. и период до конца XIX в. В этот период в

главных индустриально развитых странах прошла широкая волна монополистических объединений, но они быстро разрушались.

Третий этап - конец XIX - начало XX в. и кризис 1900-1903 гг. Именно в этот период монопольный рынок стал господствующей структурой рынка. Вначале монополии победили в тяжелой, а затем в отраслях легкой и пищевой промышленности. В этот период вплоть до кризиса 1928-1932 гг. монополии в ряде стран проявили все свои отрицательные стороны.

Мировой экономический кризис 1928-1932-х гг. и последовавшая длительная депрессия вплоть до Второй мировой войны обнаружили несостоятельность монопольного рынка. К тому же во многих странах стало более строго соблюдаться антимонопольное законодательство. Именно в результате этих и других мер монопольный рынок начал быстро сокращаться.

Таким образом, вывод состоит в том, что и рынок монополий, и рынок совершенной конкуренции обнаружили свою несостоятельность с точки зрения экономической эффективности. Они уступили место рынку несовершенной конкуренции - рынку олигополий и рынку монополистической конкуренции.

Современные индустриальные страны стали активно развивать структуру несовершенной конкуренции, начиная с 30-х гг. XX в., а с 50-х гг. эта структура рынка стала преобладающей. Она сохраняет доминирующее положение и в современный период.

Причины, в силу которых рынок несовершенной конкуренции стал преобладающей структурой современного рынка, - разнонаправленные, и они состоят в следующем.

1. Концентрация производства. Конкурирующие фирмы рынка совершенной конкуренции расширяли свое производство за счет использования положительного эффекта масштаба и достигли уровня олигополии и предприятий монополистической конкуренции.

2. Централизация производства за счет разорения конкурентов, а также слияния нескольких самостоятельных фирм в одну крупную корпорацию.

3. Сжатие фирм, когда крупнейшие конгломераты стали освобождаться от части своих подразделений в силу рыхлости, нежизнеспособности всего конгломерата.

4. Государственное регулирование экономики, когда государство или ограничивает, или запрещает монополии. Во многих странах, и в первую очередь в США, крупные монополии дробятся на несколько частей по решению антимонопольных органов и вместо монополии на их месте появляются олигополии или предприятия монополистической конкуренции, которые используют конкурентные начала в своей хозяйственной деятельности.

Как видно, эти причины носят разнонаправленный характер. Кроме того, говоря о современной структуре рынка, необходимо отметить еще один важный момент. Особенность рынка несовершенной конкуренции в современных странах состоит и в том, что наряду с крупными олигополиями и фирмами монополистической конкуренции в каждой отрасли имеется значительное число мелких и средних фирм. Некоторые из этих фирм сотрудничают с олигополиями и фирмами монополистической конкуренции при выпуске сложных товаров.

Удельный вес малого и среднего бизнеса в современных индустриально развитых странах очень высокий: он составляет от 50 до 60 % ВВП каждой страны [3]. Здесь же отметим, что удельный вес малого и среднего бизнеса в России не превышает 12 %.

В некоторых современных индустриально развитых странах широко развит «принцип 80:20». Крупные фирмы должны занимать не более 20 % от общего числа фирм в каждой конкретной отрасли, но на них должно приходиться не менее 80 % объема производства, в то время как 80 % общей численности мелких и средних фирм должны обеспечивать не менее 20 % общего объема производства каждой отрасли.

Такая структура современного рынка накладывает отпечаток на весь механизм конкуренции в отрасли: на ценообразование, на размер прибыли, на отношения между крупными фирмами, с одной стороны, и мелким и средним бизнесом - с другой.

1. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М., 1997.

2. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М.: ТЕИС, 2001. С. 20.

3. Аргументы и факты. 2002. N° 40. С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.