Научная статья на тему 'Программа и учебно-методические материалы по курсу «Теория отраслевых рынков» (уровень бакалавриата)'

Программа и учебно-методические материалы по курсу «Теория отраслевых рынков» (уровень бакалавриата) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1365
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Розанова Н. М.

Цель данной программы заключается в том, чтобы показать, каким образом действуют фирмы в современной экономике, их методы и способы принятия решений, последствия таких решений для экономики в целом и для отдельных рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM AND STUDYING METHODICAL MATERIALS ON INDUSTRIAL ORGANIZATION

Industrial The goal of the program is to show how the firms act in the modern market economy, how they make decisions, and the effects of their decisions on the economy as a whole and separate markets.

Текст научной работы на тему «Программа и учебно-методические материалы по курсу «Теория отраслевых рынков» (уровень бакалавриата)»

Экономический вестник Ростовского государственного университета А 2003 Том 1 № 1

ОТКРЫТАЯ АУДИТОРИЯ

ПРОГРАММА И УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ»

(уровень бакалавриата)

Н.М. РОЗАНОВА

доктор экономических наук, профессор, Государственный университет — Высшая школа экономики

Цель данной программы заключается в том, чтобы показать, каким образом действуют фирмы в современной экономике, их методы и способы принятия решений, последствия таких решений для экономики в целом и для отдельных рынков.

© Розанова Н.М., 2003

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Требования к студентам

Для успешного прохождения курса студентам необходимы базовые знания экономической теории в объеме курса «Микроэкономика-1» и «Микроэкономика-2», хорошее владение математическим аппаратом.

Учебная задача

В процессе обучения студенты развивают и углубляют навыки экономического анализа, учатся оценивать принятые фирмой экономические решения для разных типов рыночных структур. Предполагается развитие инструментария экономического анализа применительно к более глубокому исследованию рыночных структур, углубление понимания закономерностей функционирования отраслей, рынков и фирм, более полное изучение возможности и/или необходимости государственного регулирования отраслевой структуры, а также разные варианты управленческих решений применительно к различным рыночным структурам.

Методы проведения занятий: лекции и семинары. Основное внимание уделяется самостоятельной работе студентов и выполнению учебного проекта.

Формы контроля

— промежуточный контроль: 2 промежуточные контрольные работы; написание учебного проекта;

— итоговый контроль: письменный экзамен.

Итоговая оценка складывается из следующих компонентов:

Вид работы Процент оценки

Работа на семинаре 20

Промежуточная контрольная работа № 1 20

Промежуточная контрольная работа № 2 20

Учебный проект 20

Письменный экзамен 20

Шкала итоговой оценки

Процент от итога Оценка

80-100 отлично

60-79 хорошо

45-59 удовлетворительно

Менее 45 неудовлетворительно

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ

№ Наименование темы Аудиторные часы Кон- трольные работы Самостоя- тельная работа Всего часов

Лекции Семинарские занятия Всего

1 Подходы к анализу рыночных структур, рынок и его границы. Факторы, определяющие структуру рынка 2 2 2 2 4

2 Фирма и рынок 2 2 4 4 8

3 Потери от монопольной власти на рынке 2 2 2 2 4

4 Барьеры входа на рынок и динамика рынка 2 2 4 2 6

5 Доминирующая фирма на рынке 2 2 2 2 4

6 Некооперативные взаимодействия крупных фирм 2 2 4 4 8

7 Кооперативные взаимодействия крупных фирм 2 2 2 4 6

8 Контрольная работа № 1 2 2

9 Ценовая дискриминация и ценовая политика фирмы 2 2 4 4 8

10 Рынки с монополистической конкуренцией 2 2 4 2 6

11 Рынки с асимметричной информацией 2 2 4 2 6

12 Межвременное поведение фирмы 2 2 2 4 6

13 Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения 2 2 4 4 8

14 Отрасли естественной монополии 2 2 4 4 8

15 Государственная политика в отношении рыночных структур 2 2 4 4 8

16 Защита учебного проекта 2 2 6 8

17 Контрольная работа № 2 2 2

18 Экзаменационная работа 2 2

19 Всего 28 30 6 50 108

%

о

Н

со

о

о

Е-

Ш

Е-

К

О

Л

ф

со

к

х

о

и-

О

X

к

ф

со

Е-

О

Л

о

о

о

и-

о

о

со

о

Е-

О

О

X

к

X

Е-

О

ш

со

8 к к

о

ш

т

к

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

X

о

<Т)

3. СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. Подходы к анализу рынков и поведения фирм в мировой экономической литературе. Чикагская и гарвардская традиции. Методы анализа рынков: основные элементы теории игр, микроэкономика, институциональная экономика.

2. Рынок. Установление границ рынка. Схема анализа рынка (отрасли). Типы рыночных структур. Показатели концентрации и рыночной власти фирмы.

3. Факторы, определяющие структуру рынка. Проблема разграничения рынка и отрасли в краткосрочном и долгосрочном периодах. Методика построения стандартного отраслевого классификатора.

4. Фирма как главный экономичес-^ кий агент. Фирма и рынок. Методы ана-^ лиза фирмы. Виды фирм. Цели фирмы.

5. Совершенная конкуренция и монополия: сравнительный анализ поведения

£ фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Потери от монополии: альтер-о нативные варианты подсчетов.

^ 6. Нестратегические и стратегические

ф барьеры входа на рынок и выхода с рынка.

н 7. Динамика рынка. Показатели вхо-

к да фирм на рынок, показатели выхода ^ фирм с рынка. Новые фирмы как «тури-

СО

к сты», а не как «иммигранты» в отрасли. ^ 8. Поведение доминирующей фирмы

о на рынке. Ценовые и неценовые страте-55 гии приобретения и сохранения домини-н рования. Эффективность и неэффективен ность доминирования.

^ 9. Некооперативные взаимодействия

и крупных фирм. Равновесия Бертрана, о Курно, Штакельберга. Роль фактора ог-^ раничения производственной мощности. н 10. Кооперативные взаимодействия (х крупных фирм. Факторы стабильности к картеля. Модель неполного картеля.

£ ч/

ь Эффективный картель. ор 11. Ценовая дискриминация: виды, ус-

=к ловия эффективности, последствия для & общественного благосостояния. Ценовая | политика фирм. Особенности ценообра-§ зования крупных и мелких фирм для ^ разных типов рынков и отраслей.

12. Рынок с монополистической конкуренцией. Дифференциация товара как фактор конкуренции. Модель Бертрана с дифференцированным товаром. Модель Хотеллинга и ее разновидности. Модель Салопа. Реклама как фактор дифференциации.

13. Рынок с асимметричной информацией. Условия полноты и неполноты информации на современных рынках. Виды информационной асимметрии. Модель рынка с асимметрией в отношении качества товара. Неполнота информации в отношении цены товара. Модель рынка «ловушка для туристов».

14. Межвременное поведение фирмы. Парадокс Коуза и способы его разрешения.

15. Вертикальная интеграция: виды, причины, механизм, последствия для общественного благосостояния. Вертикальные ограничения: виды, причины, механизм осуществления, последствия для фирм и для общественного благосостояния. Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.

16. Отрасли естественной монополии. Особенности технологии и стратегии естественных монополистов и олигополистов. Механизм регулирования отраслей естественной монополии.

17. Антимонопольная политика правительства. Правило разумности и закон как таковой. Особенности регулирования неконкурентного поведения фирм в США, Западной Европе и Японии. Добросовестная и недобросовестная конкуренция на рынке. Проблемы антимонопольного законодательства в России.

Планы семинарских занятий и занятий для самостоятельной работы студентов

Семинар 1 Типы фирм

Вопросы для обсуждения:

1. Исходная парадигма: «Структура — поведение — результативность». Позитивный опыт и критика. Гарвардская и

12770116

чикагская традиции в анализе поведения фирм на рынке. Какая связь существует (если существует) между различными подходами к анализу поведения фирмы в экономике? Чем вызвано наличие разных подходов к теории отраслевых рынков? Проанализировать положительные стороны и ограничения каждого подхода.

2. Институциональный подход с точки зрения трансакционных издержек. Причины существования рынков и фирм. Трансакционные издержки и издержки по управлению. Какую роль играют трансакционные издержки и издержки по контролю в определении границ рынка и фирмы, появлении разнообразных типов фирм?

3. Виды фирм с точки зрения внутренней структуры. Многообразие видов фирм как отражение взаимодействия трансакционных издержек и издержек по управлению (контролю). Какова относительная величина ТАИ и ИК для разных типов фирм?

4. Роль экономической теории отраслевых рынков для выработки стратегии и тактики поведения фирмы в разных рыночных структурах, классификации рынков, регулирования отраслевого поведения фирм, выработки оптимальной промышленной и отраслевой политики правительства. Каким образом правительство может регулировать деятельность рынка через регулирование объема информации, доступной для экономических агентов?

Цели фирм в рыночной и российской переходной экономике: сравнительный анализ

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема максимизации прибыли как единственной цели фирмы в микроэкономике. «Удобство» данной концепции в теории и нереальность на практике. Фирма как совокупность поведенческих особенностей разных экономических агентов.

2. Цели акционеров. Противоречия между разными категориями акционеров.

3. Цели индивидуального собственника. Максимизация прибыли и ценность свободного времени.

4. Цели менеджеров. Темп роста фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Предложение фирмы в условиях неопределенности и риска. Проблема агента и заказчика. Методы контроля собственника за поведением управляющих.

5. Цели кредиторов. Проблемы выбора инвестиционного проекта.

6. Цели самоуправляющейся фирмы. Предложение самоуправляющейся фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

7. Цели фирмы в переходной эконо- ^ мике. Проблема сокращения выпуска на государственных предприятиях после — приватизации. Государственное пред- ^ приятие в рыночной экономике.

СО

Семинар 2 р

Общий анализ рынка ^

Вопросы для обсуждения:

1. Схема анализа рынка: особеннос- £

ти прямых и обратных связей. к

2. Фундаментальные условия отрас- & ли (со стороны спроса и со стороны § предложения). Роль базовых условий ^

и

для развития структуры рынка. §

3. Факторы структуры отрасли. Зна- $ чение потенциальных экономических ^ агентов (продавцов и покупателей) как §

ч/ ^

фактора рыночной структуры. ^

[_

4. Параметры поведения фирмы на о рынке. Какие параметры в наибольшей § степени отвечают целям отраслевого ана- § лиза в рыночной и переходной экономи- % ках? В каких случаях главную роль игра- ^ ет цена, в каких — объем выпуска фирмы, к

Ев каких — качество товара как парамет- ^

ры рыночного поведения предприятия?

Каково влияние выбора фирмы на струк- *

туру рынка и его результативность? |

5. Показатели функционирования от- §

К

расли (рынка). Дискуссия относительно о

адекватных показателей результативности для разных отраслей и разных типов экономик. Эмпирические исследования эффективности рыночных структур. Какова взаимосвязь между фундаментальными условиями отрасли, структурой рынка, поведением фирмы и результативностью отрасли? Привести примеры для эффективных и неэффективных отраслей.

6. Факторы отраслевой политики государства. Каковы возможности государственной промышленной политики с точки зрения ее влияния на результативность отраслей экономики?

7. Проанализировать несколько отраслей (с разной рыночной структурой) по предложенной схеме.

^ Факторы, определяющие

^ рыночную структуру

§ Основные понятия:

1. Эффект масштаба. Факторы, ограничивающие эффект масштаба. Роль

о транспортных издержек.

2. Эффект масштаба и вертикальная интеграция.

я 3. Технологические изменения и

Е-

£ рост рынка.

§ 4. Эффект разнообразия. Эффект мас-

са штаба производства на многих заводах.

^ 5. Эффект увеличения стоимости

2 капитала.

* 6. Эффект крупномасштабных метода дов стимулирования сбыта.

& 7. Стохастические факторы, опреде-

ляющие структуру рынка.

О

2 8. Воздействие политики правительства.

2 Вопросы для обсуждения:

о 1. Чем можно объяснить широко

оа

£ распространенные различия рыночных £ структур, которые обнаруживаются в

* разных отраслях?

* 2. Нужен ли такой высокий уровень £ концентрации продавцов, какой отмечается во многих отраслях обрабатываюсь щей промышленности?

к 3. За счет чего достигается эффект

§= масштаба? Какие факторы могут его ^ ограничивать?

4. Каким образом взаимосвязаны эффект масштаба (минимально эффективный выпуск) и внутренняя организация производства?

5. Какую роль в формировании рыночной структуры играют транспортные издержки и плотность распределения потребителей в пределах рынка сбыта?

6. В каких случаях вертикальная интеграция уменьшает величину минимально эффективного выпуска отрасли?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Семинар 3

Показатели концентрации и рыночной власти фирмы

Вопросы для обсуждения:

1. Прокомментируйте табл. 3.1 и 3.2 на с. 56—57 (Шерер). Что можно сказать об уровне концентрации в США?

2. В чем причина того, что одни параметры размера фирмы показывают более высокий уровень концентрации, чем другие? Какие же параметры нам использовать для анализа?

3. Проанализируйте роль крупного и мелкого бизнеса в экономике.

4. Реален ли народный капитализм? Приведите аргументы за и против этой точки зрения.

5. Какую роль играет создание ЕС в усилении или ослаблении уровня совокупной концентрации в Европе и в каждой отдельной европейской стране?

6. Какую роль играет диверсификация компаний в изменении уровня концентрации в стране?

7. Почему позиции лидеров отрасли являются, как правило, устойчивыми? Верно ли это правило для стран с переходной экономикой?

8. С начала XX в. и до конца 70-х гг. «скорость оборота» лидирующих компаний отрасли постоянно снижалась. Обсудите возможные причины этого явления. С начала 80-х гг. «скорость оборота» резко возрастает (табл. 3.4 на

с. 66, Шерер). Как вы думаете, чем это было вызвано?

9. Зависит ли уровень концентрации в стране от формы организации промышленности? Прокомментируйте с этой точки зрения табл. 3.3 на с. 60 (Шерер).

10. Проанализируйте факторы «искажения» уровня совокупной концентрации в стране. Какую роль в этом процессе играет импорт?

Семинар 4

Совершенная конкуренция и монополия: сравнительный анализ общественного благосостояния

Вопросы для обсуждения:

1. Определение конкуренции. Аргументы в пользу конкуренции. Эффективность конкурентных рынков. Проанализируйте альтернативные концепции конкуренции. Конкуренция как поведение экономических агентов, конкуренция как структура рынка. долгосрочные и краткосрочные аспекты конкуренции. Какая концепция, на ваш взгляд, наиболее удачно отражает состояние дел на рынках России?

2. Неэффективность монопольного ценообразования. Проблема второго наилучшего решения. Оценка потерь от монопольных эффектов: разные подходы. В чем заключается причина существования разных методов оценки потерь общества от монополии?

3. Чем отличаются потери экономики от монопольного поведения в краткосрочном и в долгосрочном периодах? Когда такие потери больше: если фирма является монополией только в краткосрочном периоде или если она господствует на рынке и в долгосрочном периоде?

4. В каких ситуациях с точки зрения общественного благосостояния лучше монополия, а в каких конкуренция? Может ли монополия быть более эффективной в отрасли, чем конкуренция? При каких условиях? В каких случаях потери от монополии могут быть минимальными? Равными нулю? Максимальными?

5. В чем заключается особенность монополии на рынках с экстерналиями?

На рынках общественных товаров?

6. Каким образом нужно регулировать эффективную монополию?

Семинар 5

Барьеры входа в российской экономике: подсчет, оценка, выводы

Вопросы для обсуждения:

1. Общие тенденции в слияниях. Роль конгломерационных слияний 60-х гг. Мотивы слияний. Мотив монополии. Спекулятивный мотив. Обычный мотив.

2. Исследования последствий слия-

ний: изменение курсовой стоимости акций; прибыльность до и после слияния, организационные структуры и поведе- ^ ние компаний после слияния. Политика ^ государства в отношении слияний. §

3. Определение барьеров входа. н

Способы входа в отрасль. ^

4. Сравнительный анализ возможных § барьеров входа: концепции Бэйна, Стигле-ра, Демзеца. Проблемы эффективности.

5. Нестратегические барьеры. Абсо- « лютное преимущество в издержках | производства. Положительный эффект ^ масштаба. Роль рынка капитала в со- ® здании барьеров входа на товарный ры- ^ нок. Репутация. Роль накопления опыта 2 функционирования в данной отрасли. я

6. Стратегические барьеры. Лимити- £

рующее ценообразование. Трудности ^ выбора правильного уровня лимитирую- ^ щей цены. Дифференциация товара. Ка- 2 чество товара. Реклама. Дополнитель- 2 ные инвестиции в оборудование. Роль 3 незагруженных мощностей. 2

7. Динамика рынка. Статистика вхо- £

да и выхода. Норма входа и норма § проникновения на рынок. Корреляция “ между входом и выходом. Входящие £ фирмы как «туристы», а не как «иммигранты» рынка. Процесс входа: потенци- 8 альный и реальный вход. ^

8. Простая модель входа. Роль не- о

обратимых издержек. §

т

9. Проанализировать барьеры входа в российской экономике.

10. Какую роль играют наличие значительных территориальных различий между регионами России и высокие транспортные издержки для создания барьеров входа на отраслевые рынки? Проанализируйте эту ситуацию с точки зрения модели ограничения входа на основе стратегии размещения предприятий.

11. Какие формы торможения входа на рынок и вытеснения конкурентов применяет мафия?

12. Есть ли связь между методами вторжения, входа и величиной трансакционных издержек рынка? Если да, то какая и в чем она проявляется? Если

^ нет, то почему?

%

Поведение доминирующей фирмы

§ Вопросы для обсуждения:

н 1. Поведение доминирующей фир-

со мы. Дуополия с однородным и диффе-СЗ г.

о ренцированным товаром. В каких случаях мы считаем фирму, действующую на данном рынке, доминирующей? Ката кие критерии здесь применяются? По-| чему возникает доминирование?

& 2. Олигополия по Штакельбергу с N

“ последователями. Модель Форхаймера.

К

^ 3. Модель рынка доминирующей

о фирмы и фирм-аутсайдеров при сопо-

£

55 ставимости их предельных издержек. н Модель ценового лидерства. Каковы Ц условия возникновения «ценового зон-г? тика»? Для каких фирм возникает это £ явление?

| 4. Модель доминирующей фирмы с

и барьерами входа. Доминирующая фир-5 ма и свободный вход.

^ 5. Сопоставление эффективности и

§ потерь благосостояния рынков монопо-^ лии и доминирующей фирмы.

6. Лимитирующее ценообразование

* в условиях недальновидной и дально-| видной стратегий доминирующей фир-§ мы. Модель «самоубийственного» це-

| нообразования.

т

7. Неценовое поведение в условиях рынка с доминирующей фирмой. Дифференциация товара как фактор стратегического поведения доминирующей фирмы. Модель Ланкастера.

8. Каковы условия эффективности доминирующей фирмы с точки зрения общества? В каком случае потери общества выше: в условиях монополии или в условиях доминирующей фирмы? Почему?

9. Каким образом несовершенная информация и неопределенность экономической ситуации модифицируют поведение доминирующей фирмы, фирмы-аутсайдера, олигополистов, действующих по Курно?

10. Какие формы принимает ценовое лидерство в переходной экономике?

Семинар 6 Олигополия внутри страны

Вопросы для обсуждения:

1. Открытые и тайные соглашения. Проблемы выработки и поддержания соглашений по цене.

2. Проблема выявления нарушений соглашений.

3. Лидерство в ценах: теория и практика в разных отраслях и странах.

4. Эвристическое ценообразование как инструмент координации поведения крупных фирм на рынке.

5. Фокальные точки и молчаливая координация. Потоки заказов, товарноматериальные запасы и координация в условиях олигополии. Может ли государственная макроэкономическая политика служить условием, способствующим координации олигополистов? Подумайте о возможности антиинфляционной политики в России как практики фокальных точек.

6. Раздел рынка. Организация совместного выпуска.

7. Какие условия необходимы, чтобы соглашения олигополистов по цене были эффективными? Как вы думаете, присутствуют ли эти условия в экономи-

ке России? Приведите примеры тайных или открытых ценовых соглашений, действующих на рынках России.

8. Кто выигрывает и кто проигрывает в случае картеля, стабилизирующего цену на рынке?

Олигополия на международных рынках

Вопросы для обсуждения.

1. Стратегические преимущества и недостатки национальной фирмы по отношению к зарубежной на внутреннем рынке, на международных рынках.

2. Роль валютного курса в укреплении позиции национальной фирмы на внутреннем рынке по отношению к зарубежной фирме.

3. Роль государственной внешнеторговой политики для усиления конкурентоспособности национальной фирмы как внутри страны, так и за рубежом.

4. Олигополия в международной торговле. Параметры мирового рынка как результат деятельности олигополистов.

5. Доминирующая зарубежная фирма против монополии на внутреннем рынке. результат введения импортного тарифа или импортной квоты.

Семинар 7 Ценовая дискриминация 1

Вопросы для обсуждения:

1. Виды ценовой дискриминации, встречающиеся на практике. Индивидуальная дискриминация. Групповая дискриминация. Продуктовая дискриминация.

2. Воздействие ценовой дискриминации на экономическое благосостояние. Воздействие ценовой дискриминации на распределение доходов, на экономическую эффективность.

3. Ценовая дискриминация и естественная монополия.

4. Воздействие ценовой дискриминации на конкуренцию. Особые проблемы географической ценовой дискриминации. Ценообразование на основе системы базисных пунктов и конкуренция. Пространственное ценообразование и эффективность.

5. Антитрестовская политика в отношении ценовой дискриминации. Аргументы в защиту дискриминаторов.

6. Межвременная дискриминация. Распределение спроса на товары с длительным сроком службы во времени. Дилемма Коуза. Способы предотвращения снижения прибыли в долгосрочном и краткосрочном периодах. Проблема лизинга или купли-продажи инвестиционных товаров. Планируемое устаревание товара.

Семинар 8

Ценовая дискриминация 2

Вопросы для обсуждения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Проанализировать виды ценовой дискриминации, которые применяют —' российские и зарубежные фирмы в ^ России и на международных рынках.

2. Подготовить сообщение о видах §

о

ценовой дискриминации на примере ка- н кого-либо рынка.

п ОО

3. Прокомментируйте следующее §

см

высказывание.

«Наши цены должны гарантировать ф справедливую норму прибыли. Назна- я чить более высокую цену — несправед- £ ливо для потребителей. Назначить бо- ^ лее низкую цены — несправедливо для ш

К

компании». ^

Каких предпосылок и ценностных 2

о

суждений придерживается автор выска- * зывания? и

Е—

4. Компания А является трудоинтен- &

сивной. Компания Б — капиталоинтен- ^ сивной. Каким образом различия в 2 структуре издержек повлияют на их по- 2 литику ценообразования в следующих ^ ситуациях. о

— спад в экономике, повлекший за ^

собой сокращение спроса; *

—наличие неудовлетворенного ^

о

спроса, который можно покрыть ^ только за счет сверхурочной работы; о

— предложение от крупного мага- к зина купить товар со скидкой в о 20%. §

Семинар 9

Квазимонопольное поведение фирмы на рынке

Вопросы для обсуждения:

1. Чем вызвано квазимонопольное поведение фирмы на рынке? Перечислите и проанализируйте все возможные факторы создания и поддержания рыночной власти фирмы на рынке. Какие из этих факторов в более сильной степени проявляются в России, а какие в странах с развитой рыночной экономикой? В разных отраслях?

2. Каким образом фирма использует дифференциацию товара для увеличения своей власти на рынке? Что может

^ выступать в качестве фактора продук-^ товой дифференциации?

3. Каковы последствия монополис-^ тической конкуренции для общества в £ целом?

4. Каким образом правительство

СО

о может и должно регулировать поведе-^ ние фирмы — монополистического ф конкурента?

5. Каковы параметры рыночного £ равновесия в моделях пространствен-§ ной дифференциации товара?

6. Какую роль в монополистической к конкуренции играют фиксирование цен о и/или фиксирование местоположения § продавца товара?

£ 7. Какие особенности присущи про-

^ цессу формирования спроса и предло-

§ жения при выборе наилучшей товарной о марки?

2 8. Какую роль играет информация о

* качестве товара на рынке?

о 9. В чем заключаются специфичес-

^ кие черты поведения фирм — произ-

* водителей высококачественного това-

к

* ра на рынках с несовершенной ин-^ формацией?

10. Каким образом фирмы и/или о другие экономические агенты рынка мок гут устранить или усилить асимметрию §з информации относительно параметров § товара?

<Г>

Семинар 10 Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения

Вопросы для обсуждения:

1. Уровень концентрации покупателей. Двусторонняя монополия. Каким образом власть покупателя воздействует на параметры рыночного равновесия? В чем выражается власть покупателя? Есть ли различие в формах проявления власти продавца и власти покупателя?

2. Вертикальная интеграция и эффективность. Причины вертикальной интеграции. модель «двойной надбавки», модель трансакционных издержек, модель неопределенности, модель сокрытия налогов, модель внешних эффектов. Каковы причины стремления фирмы к вертикальной интеграции? Какие из этих причин действуют в наибольшей степени в странах с развитой рыночной экономикой, в странах с переходной экономикой, в развивающихся странах?

3. Вертикальная интеграция как источник монопольной власти. Действие уравновешивающей силы и потребительские цены.

3. Двусторонняя олигополия. Перераспределение выгод.

4. Вертикальные ограничения. законодательный и экономический аспекты. Теоретическая проблема вертикальных отношений.

5. Контроль уровня розничных цен в теории и на практике.

6. Ограничительный франчайзинг. Ограничения покупки, ограничения продажи и взаимосвязанные продажи.

Семинар 11 Антимонопольная политика государства

Вопросы для обсуждения:

1. Эволюция антитрестовского законодательства в развитых странах и России.

2. Закон по существу против правила разумности. Изучив опыт антитрестовского законодательства в США и других

развитых странах, проанализируйте аргументы за и против использования правила разумности или закона по существу в практике конкурентной политики России. Примите во внимание такие факторы, как отсутствие рыночного мышления у судей, трудности оценки экономических последствий фиксирования цен, быстроту смены экономических условий. Как отличить применение правила разумности от нарушения антимонопольного закона?

3. Олигопольное ценообразование и доктрина сознательного параллелизма. Лидерство в ценах. Цены торговых ассоциаций.

4. Проблема выявления и контроля цен, препятствующих конкуренции.

5. Каким образом, по-вашему, нужно относиться к практике фиксирования цен? Приведите аргументы в поддержку своей точки зрения. Является ли заключение профсоюзами коллективных договоров практикой фиксирования цен?

6. Возможно ли явление сознательного параллелизма в атомарных отраслях? А как это согласуется с фокальными ценами?

7. Можно ли трактовать торговые ассоциации в качестве средства сокращения асимметрии информации на рынке (через ее распространение среди членов ассоциации), а значит, усиления конкуренции?

Примерная схема учебного проекта

1. Выделить агентов рынка — продавцов и покупателей.

— предприятия — поставщики ресурсов;

— посредники;

— предприятия-переработчики;

— предприятия — потребители ресурсов;

— предприятия конечного и первоначального циклов производства;

— конечные потребители.

2. Оценить уровень концентрации на каждом этапе продуктовой цепочки.

3. Оценить эластичность спроса и предложения по цене на каждом этапе продуктовой цепочки.

4. Оценить фундаментальные условия отрасли (рынка). Какие из них оказывают наибольшее и наименьшее влияние на поведение фирм?

5. Оценить поведение фирм на рынке. Какие агенты (или фирмы) являются доминирующими? На чем основано их доминирование? Какие параметры рынка фирмы используют в качестве инструментов стратегии, а какие «берут» с рынка?

6. Оценить рыночную структуру рынка. Как определить границы рынка (отрасли)? Совпадают ли отрасль и рынок? Привести как можно больше аргу- ^ ментов в защиту вашей точки зрения. %

7. Оценить результативность отрасли в целом.

8. Оценить эффективность государ- £

ственной промышленной политики применительно к данному рынку. Нужно ли о вмешательство государства в деятель- ^ ность данного рынка (отрасли)? Какие меры особенно эффективны и крайне неэффективны для данной отрасли? £

Е-

£

Образец контрольной работы &

со

к

1. Несовершенство рынка можно ^

объяснить. 2

О

a. Неправильными действиями правительства. и

Е—

b. Технологией производства. &

c. Особенностями отраслей.

О

d. Стратегическим поведением 2

фирм. 2

2. К недостаткам микроэкономичес- 3

СО

кого подхода к исследованию поведе- 2 ния фирм можно отнести то, что микроэкономика не учитывает. *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a. Стратегическое поведение фирм. “

b. Действие эффекта масштаба. ш

c. Наличие потерь благосостояния

от монополии. ^

d. Эластичность спроса. |

3. К фундаментальным условиям от- §

расли не относятся. §

О

Н

со

о

о

см

Н

н

О

а

т

К

О

К

к

т

н

о

а

сз

Ч

о

о

о

«

о

и

о

н

о

о

(X

«

К

Н

О

и

=8 « О

у

§

о

К

О

«

т

a. Технология.

b. Местоположение покупателей.

c. Дифференциация продукта.

d. Размер заказов.

4. Пищевая промышленность относится к.

a. Трехразрядной отрасли.

b. Двухразрядной отрасли.

c. Пятиразрядной отрасли.

d. Четырехразрядной отрасли.

5. Основной характеристикой квази-конкурентного рынка является.

a. Наличие большого числа продавцов и покупателей.

b. Однородность продукта.

c. Высокая эластичность спроса.

d. Высокая мобильность ресурсов.

6. На рынке действует 10 фирм, объем продаж которых представлен в таблице (в млрд руб.)

Фирма 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Объем продаж 0,5 6 1,8 4 2,6 4,3 3,2 5,8 7,4 5

Коэффициент Джини для данного рынка равен.

а. 0,281; Ь. 0,782; с. 0,323; d. 0,345.

7. Кривая обучения определяет.

a. Эффективность распределения расходов на производство и сбыт.

b. Эффект масштаба.

c. Минимально эффективный размер завода.

d. Эффект резервных мощностей.

8. В 1998 г. рыночная цена товара составила 100 руб. за единицу, а предельные издержки равнялись 50 руб. Эластичность спроса была равна (—2,5). Товар продается в условиях олигополии, причем на долю каждой фирмы приходится 20 % выпуска. Чему равен отраслевой индекс Лернера, если фирмы-олигополисты взаимодействуют по Курно?

а. 0,5; Ь. 0,4; с. 0,2; d. 0,08.

9. Фирма существует там, где.

a. Рынок не справляется с распределением ресурсов.

b. Не действует государство.

c. Высокие трансакционные издержки.

d. Высокие издержки по управлению.

10. Фирма, максимизирующая прибыль, перешла в руки индивидуального собственника. При этом.

a. Ее выпуск увеличился.

b. Ее цена сократилась.

c. Ее выпуск сократился.

d. Разнообразие ее товаров сократилось.

11. Максимизация темпов роста фирмой предусматривает, что.

a. Рост спроса на продукт фирмы должен соответствовать росту объема используемого капитала.

b. Объем выпуска фирмы будет меньше, чем при максимизации прибыли.

c. Прибыль фирмы будет соответствовать прибыли совершенного конкурента.

d. Число товарных марок, выпускаемых фирмой, должно превышать число наименований используемого капитала.

12. Три фирмы, максимизирующие прибыль, в прошлом году выпускали 100 единиц товара. В данном году первая фирма перешла в руки работников, а вторая — в руки акционеров. При этом цена товара возросла. Как изменился выпуск трех фирм в данном году?

a. Не изменился.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

b. Вырос на первой фирме, сократился на третьей фирме.

c. Вырос на третьей фирме, сократился на второй фирме.

d. Вырос на второй и третьей фирме, сократился на первой фирме.

13. Убытки в условиях монополии.

a. Невозможны.

b. Возможны при вялом спросе.

c. Возможны, если ее средние издержки превышают среднюю выручку в точке равновесия.

d. Возможны, если ее предельные издержки превышают предельную выручку в точке равновесия.

14. При постоянной отдаче от масштаба.

a. Чистые потери благосостояния от монополии составляют половину монопольной прибыли.

b. Л-неэффективность монополии выше, чем чистые потери благосостояния.

c. Л-эффективность монополии больше, чем чистые потери благосостояния.

d. Чистые потери благосостояния равны нулю.

15. Спрос в отрасли равен. О = 1 — Р. Совокупные издержки выпуска монополиста составляют. ТС = 0,2Q. Совокупные издержки фирмы-конкурента равны. ТС = 0,5Q. Совокупные потери благосостояния от монополии составляют.

а. (—0,005); Ь. (+0,115); с. (—0,115);

d. (+0,005).

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. М.: Магистр, 1998.

2. Розанова Н.М., Авдашева С.Б. Лекции по теории отраслевых рынков. М.. ВШЭ, 1996.

3. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков. Учебно-методическое пособие для студентов III курса специализации «Менеджмент». М.. ВШЭ, 1999.

4. Розанова Н.М. Фирма в экономической системе. М.. ТЕИС, 1998.

5. Розанова Н.М. Экономическая теория рынков. М.. ТЕИС, 1997.

6. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. СПб., 1999.

7. Шерер Д., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.. ИНФРА-М, 1997.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Анализ структур товарных рынков. экономическая теория и практика России. М.. ТЕИС, 1998.

2. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Поповская Е.В. Вертикальные ограничения в российской экономике. М.: ТЕИС, 1998.

3. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм / / THESIS. 1994. Вып. 5. С. 91-104.

4. Ансоф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.

5. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М., 1995.

6. Долгопятова Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. М., 1995.

7. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Экономика, 1990.

8. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.

9. Найт Ф. Понятие рынка и неопределенности // THESIS. 1994. Вып. 5. С.12-28.

%

О

Н

со

о

о

см

Е-

Ф

Е-

S

О

ф

со

к

х

о

t—

о

X

к

ф

со

Е-

О

о

о

t—

о

t—

о

о

со

о

Е-

О

О

а*

X

X

к

Е-

О

Ф

СО

s к к

о

ф

т

к

2

о

X

о

О)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.