Научная статья на тему 'Реструктуризация пищевой промышленности региона как фактор повышения устойчивости продовольственного комплекса'

Реструктуризация пищевой промышленности региона как фактор повышения устойчивости продовольственного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ОТРАСЛИ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИЕРАРХИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ / ПРИНЦИП ИЗМЕНЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекетова О.Н.

Рассматривается реструктуризация пищевой промышленности региона как фактор повышения устойчивости продовольственного комплекса. Акцентируется внимание на наиболее значимых целях, задачах, принципах реструктуризации отрасли. Обосновывается актуальность создания конкурентного отечественного продовольственного рынка на основе концентрации, кооперирования и углубления региональной специализации и постепенного изменения отраслевой структуры продовольственного комплекса в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реструктуризация пищевой промышленности региона как фактор повышения устойчивости продовольственного комплекса»

18(153) - 2010

ПОИСК. ПРОБЛЕМЫ. РЕШЕНИЯ

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

О. Н. БЕКЕТОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии E-mail: astole@yandex. ru Саратовский государственный социально-экономический университет

Рассматривается реструктуризация пищевой промышленности региона как фактор повышения устойчивости продовольственного комплекса. Акцентируется внимание на наиболее значимых целях, задачах, принципах реструктуризации отрасли. Обосновывается актуальность создания конкурентного отечественного продовольственного рынка на основе концентрации, кооперирования и углубления региональной специализации и постепенного изменения отраслевой структуры продовольственного комплекса в регионе.

Ключевые слова: реструктуризация предприятия, реструктуризация отрасли, пищевая промышленность, иерархия целей и задач, принцип изменения отраслевой структуры.

В научной экономической литературе представлены многочисленные теории, в которых отражены главные механизмы и правила осуществления процесса реструктуризации. Среди ученых нет единого подхода к понятию «реструктуризация». В имеющихся публикациях реструктуризация рассматривается как комплекс мер, направленных на повышение эффективности деятельности отдельных субъектов, и в основном затрагивает в качестве субъекта уровень предприятий (организаций, фирм).

При этом под реструктуризацией одни подразумевают кардинальные и радикальные трансфор-

мации, другие — последовательные и постепенные преобразования. И. И. Мазур и В. Д. Шапиро определяют реструктуризацию как совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования компании в соответствии с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития [3, с. 12]. Г. А. Александров особое внимание уделяет фундаментальному, всеобъемлющему характеру реструктуризации. Он отмечает, что реструктуризация — фундаментальные комплексные изменения, в основе которых лежит трансформация структуры бизнеса и образа функционирования предприятия, охватывающие практически все аспекты его деятельности; их конечной целью являются преодоление кризисных явлений, повышение эффективности работы и конкурентоспособности, увеличение прибыльности [1, с. 112]. Л. П. Белых и М. А. Федотова указывают на конечные цели реструктуризации предприятия. С их точки зрения, реструктуризация — процесс, направленный на создание условий для эффективного использования всех факторов производства с целью повышения финансовой устойчивости и ростаконкурентоспособности [2, с. 7].

Самое точное определение реструктуризации, на взгляд автора, предлагает О. С. Сухарев, который отводит ведущее место государственной полити-

ке в области реструктуризации. По его мнению, реструктуризация — совокупность мероприятий, применяющихся на уровне предприятия, региона, отрасли и всей экономики, которые приводили бы к образованию конкурентоспособных, растущих в области занятости, реальных доходов и инвестиций промышленных комплексов в условиях контролируемого государством и достаточного для обеспечения указанных параметров конкурентного прессинга — как со стороны отечественных производителей, так и со стороны иностранных соперничающихфирм [4, с. 5].

По мнению автора, реструктуризацию предприятия нельзя рассматривать в отрыве от его отраслевой принадлежности. В первую очередь должны быть определены концептуальные подходы к отраслевой реструктуризации, т. е. в методическом плане здесь правомерен подход к исследованию «от общего к частному». В подтверждение данного тезиса можно отметить, что на страницах журналов появилось немало публикаций, посвященных реструктуризации как промышленности в целом, так и отдельных ее отраслей, и в первую очередь это касается изменения отраслевой структуры промышленности.

Прогрессивность отраслевой структуры промышленности выражается такими качественными соотношениями отдельных отраслей и производств, при которых обеспечивается наиболее эффективное использование достижений научно-технического прогресса, форм и методов организации производства, материальных и трудовых ресурсов не только в самой промышленности, но и во всех сферах экономики. Совершенствование отраслевой структуры промышленности является важнейшим условием повышения эффективности общественного производства.

Вопросы реструктуризации пищевой промышленности регионов страны не нашли покадолжного внимания со стороны ученых-экономистов, и рассматриваются лишь фрагментарно отдельные аспекты реструктуризации предприятий, изменения их форм собственности, организационно-правовых форм и организационных структур.

Реструктуризация пищевой промышленности как отрасли продовольственного комплекса объективно вытекает из необходимости снижения продовольственной зависимости страны (отдельных регионов) от импорта (и межрегиональных поставок) и создания высококачественного продовольственного рынка с высоким уровнем продукции глубокой переработки.

Актуальность реструктуризации пищевой промышленности в регионах России связана с созданием конкурентного отечественного продовольственного рынка на основе концентрации, кооперирования и углубления региональной специализации и постепенного изменения отраслевой структуры продовольственного комплекса в регионе.

Необходимость изменения отраслевой структуры связана в первую очередь с тем, что пищевая промышленность регионов России, ее отраслевая структура, территориальное размещение были сформированы в условиях планово-директивной экономики, с учетом зональной специализации сельского хозяйства, специфики пищевых производств, численности населения регионов и при централизованном перераспределении готовой продукции.

Как известно, при чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. Дело прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывало невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. В результате в отдельных регионах были построены предприятия-гиганты по переработке сельскохозяйственного сырья республиканского и даже союзного значения, которые в условиях либерализации и регионализации экономики, разрыва внешних связей, ориентации регионов на самообеспечение при высокой доле интервенции импортного продовольствия остались невостребованными. Поэтому сложившаяся отраслевая структура пищевой промышленности региона и ее изменения в перспективе (соответственно и специализация) затрагивают многие аспекты проблемы, требуют комплексного взвешенного подхода в целом и индивидуального к каждой отдельной подотрасли (вплоть до предприятия), учета системы факторов (природно-гео-графических, социально-экономических и т.д.), определяющих отраслевую структуру пищевой промышленности.

Сейчас в России сложилась ситуация, при которой федеральная власть (Правительство РФ) не может гарантировать продовольственную безопасность каждому отдельному региону, так как не проводится общенациональная политика развития специализации и межотраслевого обмена. Регионы оказались не вполне готовы к тому, что им придется в условиях либерализации и регионализации экономики самим самостоятельно решать проблему

продовольственного обеспечения в рамках собственной территории. Их пищевая промышленность, ее отраслевая структура, территориальное размещение предприятий, их производственные мощности уже были сформированы в условиях сверхцентрализации экономики и централизованного межрегионального перераспределения.

В условиях либерализации деятельности предприятий, разрыва связей с традиционными поставщиками сырья и потребителями при росте аналогичных импортных продовольственных товаров произошел резкий спад производства, особенно на крупных предприятиях. Неразвитость продовольственного рынка и межрегионального обмена вынудили предприятия ориентироваться на удовлетворение региональных потребностей, что привело к деспециализации пищевой промышленности регионов. Это можно видеть по изменению в них структуры пищевой промышленности. Так, изучение динамики отраслевой структуры пищевой промышленности Саратовской области за 1990—2009 гг., исчисленной по товарной продукции, подтверждает, что за годы реформ деспециализация пищевой промышленности так и не приостановлена.

Так, если до 1990 г. базовыми отраслями пищевой промышленности Саратовской области являлись мясомолочная (32,97%), мукомольно-крупяная (37,23 %), масложировая (14,75 %), хлебо-

Уровень потребления основных (в процентах к ра!

пекарная (5,48 %), то к 2002г. доля мясомолочной промышленности сократилась (до 13,8 %) и резко возросла доля других видов продукции: хлебопекарной (11,74%), кондитерской (5,09%), масло-жировой (21,9 %) и табачно-махорочной (22,58 %). Высокие темпы роста производства в первых двух подотраслях произошли за счет смены собственника, а в табачно-махорочной — за счет эффективной работы иностранного предприятия и расширения рынков сбыта папирос, что позволило отдельным предприятиям этих подотраслей занять достойную нишу на российском рынке. Однако такие изменения отраслевой структуры, произошедшие под влиянием рыночной стихии, вряд ли можно признать прогрессивными, так как сократилась доля продукции базовых подотраслей пищевой промышленности: в первую очередь мясной, молочной, мукомольно-крупяной. В регионе так и не удается существенно повысить темпы роста производства основных продовольственных товаров. И хотя, начиная с 2000 г., наметилась тенденция роста, но она настолько незначительна, что говорить пока о позитиве преждевременно. Например, уровень самообеспечения Саратовской области молочными продуктами в 2005г. составил 116%. Однако уровень потребления молочных продуктов в расчете надушунаселения (табл. 1) равен 71,3 % от рациональной нормы потребления.

Таблица 1

продуктов питания населением

тональной норме)

Регион Год

1985— 1989* 1990— 1994* 1995— 1999* 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Мясо и мясные продукты

Российская Федерация 77,1 71,8 58,0 54,2 56,6 60,2 62,7 63,9 66,3

Приволжский Федеральный округ 81,9 82,1 61,7 54,2 56,6 60,2 62,7 63,9 65,1

Саратовская обл. 88,0 87,2 60,5 56,6 59,0 62,7 63,9 65,1 62,7

Молоко и молочные продукты

Российская Федерация 107,0 83,2 59,9 53,2 54,2 56,2 57,2 57,7 58,2

Приволжский Федеральный округ 111,4 87,0 69,1 62,1 63,9 66,3 67,8 68,3 69,1

Саратовская обл. 119,4 96,4 71,4 61,6 62,1 64,6 65,3 68,1 71,3

Яйца

Российская Федерация 100,2 84,9 76,0 76,5 79,4 82,1 82,8 81,8 83,9

Приволжский Федеральный округ 111,4 89,4 81,7 80,5 82,4 84,5 84,8 86,1 88,6

Саратовская обл. 107,7 86,4 81,7 91,3 97,3 103,0 92,9 94,6 96,0

Сахар

Российская Федерация 89,8 90,7 83,5 86,0 86,0 88,5 88,5 90,9 93,4

Приволжский Федеральный округ 87,8 86,0 81,1 88,5 86,0 88,5 86,0 88,5 90,9

Саратовская обл. 85,7 72,1 61,4 59,0 61,4 68,8 61,4 66,3 68,8

Масло растительное

Российская Федерация 96,2 66,4 69,2 76,2 80,8 80,0 80,8 84,6 93,8

Приволжский Федеральный округ 82,7 70,4 69,2 81,5 86,9 83,8 83,1 88,5 95,4

Саратовская обл. 120,2 77,6 134,6 140,0 142,3 142,3 143,1 152,3 166,9

Окончание табл. 1

Регион Год

1985— 1989* 1990— 1994* 1995— 1999* 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Овощи и бахчевые культуры

Российская Федерация 100,0 62,1 72,7 59,3 60,7 62,1 64,8 68,3 71,0

Приволжский Федеральный округ 75,0 57,6 58,3 58,6 60,0 60,7 63,4 68,3 71,0

Саратовская обл. 88,4 63,6 59,0 53,1 48,3 50,3 51,7 53,1 53,1

Картофель

Российская Федерация 92,4 85,8 104,2 98,3 101,7 100,8 103,3 106,7 110,8

Приволжский Федеральный округ 99,1 100,0 111,9 105,0 111,7 113,3 115,0 123,3 127,5

Саратовская обл. 64,4 67,2 67,8 59,2 91,7 91,7 96,7 98,3 95,0

Хлебные продукты

Российская Федерация 102,6 110,0 109,1 109,3 112,1 113,1 112,1 111,2 113,1

Приволжский Федеральный округ 107,8 115,5 113,6 113,1 115,9 116,8 115,0 111,2 114,0

Саратовская обл. 106,9 115,5 109,1 111,2 113,1 116,8 118,7 115,0 115,9

* В среднем за год.

Данный пример демонстрирует то, что развитие продовольственного комплекса ограничивается низким уровнем платежеспособного спроса населения. Логично предположить, что по мере выхода из кризиса и повышения уровня жизни основной массы населения стабилизируется спрос на продовольственную продукцию. Поскольку рынок не терпит пустоты, то чем дальше, тем труднее будет выйти на него, особенно предприятиям, выпускающим традиционную продукцию.

Реструктуризация представляет собой комплексный процесс, затрагивающий все стороны функционирования отрасли. При ее проведении на

каждом уровне возникаетряд частных задач. Систематизация целей и задач реструктуризации пищевой промышленности представлена в табл. 2.

Каждая из перечисленных задач сложна, требует применения системного и комплексного подходов к исследованию и разработке организационно-экономического механизма их решения. При этом становится очевидным, что реструктуризация должна проводиться во взаимосвязи с экономической политикой правительствами страны, регионов, администрацией предприятий

Реструктуризация пищевой промышленности может рассматриваться, с одной стороны, в рамках

Таблица 2

Иерархия целей и задач реструктуризации пищевой промышленности.

Уровень Цель Задача

Федеральный Обеспечить продовольственную безопасность страны Решить проблему выхода продовольственного комплекса из кризиса. Создать институциональную основу эффективного развития продовольственного комплекса страны. Сформировать отечественный высококачественный продовольственный рынок с возрастающим уровнем продукции глубокой переработки. Реализовать механизм государственного регулирования продовольственного комплекса

Региональный Обеспечить приоритетность экономического роста в отраслях продовольственного комплекса с учетом его перспективной научно обоснованной специализации Сформировать оптимальную структуру пищевой промышленности региона. Достичь высокого уровня самообеспечения региона продовольственными товарами. Расширить налогооблагаемую базу пищевой промышленности региона. Обеспечить качественное воспроизводство производственного потенциала в подотраслях пищевой промышленности региона

Предприятия Повысить конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность предприятий и обеспечить рост стоимости бизнеса Оптимизировать организационную и функциональную структуру и систему управления предприятием в соответствии со стратегическими целями развития. Осуществить реинжиниринг экономических процессов и, главным образом, производственной и финансовой деятельности. Обеспечить рациональное использование ресурсов предприятия. Оптимизировать количественный и качественный состав персонала

промышленности, так как в соответствии с Единым классификатором отраслей народного хозяйства (ЕКОНХ) она является ее укрупненной отраслью, включающей несколько десятков подотраслей, объединенных в четыре группы: пищевкусовой, мясомолочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности.

С другой стороны, многие ее подотрасли, в первую очередь перерабатывающие, первичное сельскохозяйственное сырье (сахарная, плодоовощная, мясомолочная, мукомольная), требуют изучения в системе продовольственного комплекса региона с тесной увязкой со специализацией сельскохозяйственного производства.

Прежде чем выбрать направление по реструктуризации, необходимо оценить текущее состояние пищевой промышленности, провести ее углубленный финансовый анализ, выявить факторы, которые влияют на максимальную эффективность производства. Также необходимо разработать план мероприятий по формированию принципиально новых и сворачиванию старых видов производств. Развить новые формы организации производства, в частности малого и среднего бизнеса, новые формы научно-производственных комплексов, финансово-промышленных групп и т. д.

Конечным результатом реструктуризации российской пищевой промышленности является обеспечение ее устойчивого развития, позволяющего сформировать отечественный высококачественный продовольственный рынок.

Для региона помимо этого через реструктуризацию его пищевой промышленности необходимо сформировать оптимальную структуру продовольственного комплекса с высоким уровнем специализации, занятости населения, доходности и увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. В этой связи перспективное изменение отраслевой структуры пищевой промышленности региона должно затрагивать многие проблемы. Частично они изучались доктором экономических наук, профессоромА. М. Сухоруковой [5].

Можно согласиться с мнением автора в том, что изменение отраслевой структуры базируется на следующих основополагающих принципах: • достаточность уровня развития сырьевой базы региона. Это связано с оптимальным использованием природно-ресурсного потенциала сельского хозяйства, возможностью завоза сырья из других регионов, организацией производственной инфраструктуры по сбору сырья в регионе (и за ее пределами). При этом необ-

ходимо учитывать, что в условиях становления рыночной экономики и механизма государственного регулирования закупок объем производства сырья определяется не его спросом. Он будет зависеть от внутрихозяйственных нужд (спрос на семена, корм, воспроизводство животных, объем натуроплаты, атакже страховых запасов) и возможных объемов реализации (с учетом завоза сырья извне) перерабатывающим предприятиям, федеральному и региональному продовольственному фондам, другим оптовым покупателям, розничной торговле и за пределы региона, включая экспорт;

• сбалансированность между объемом сырья и производственными мощностями по его переработке. В краткосрочном периоде необходимо исходить из максимальной загрузки существующих мощностей, их перевооружения и реконструкции, в перспективе — из необходимости создания производств на принципиально новой научно-технической основе;

• сбалансированность между спросом и предложением (с учетом расслоения населения на различные социальные группы по уровню дохода, их запросам, и возможностей вывоза продукции, включая экспорт);

• оптимальное соотношение объемов продукции собственного производства и завозимого извне (исходя из политической и экономической целесообразности, т.е. необходимости учета ресурсов, возмещающих импорт, и расширения импортозамещающего производства ит. д.). Максимальный объем производства конкретного вида продукции предприятиями пищевой промышленности региона можно рассчитать по формуле:

где <2и — внутрирегиональные потребности, 0,. = Ч Н., здесь Ч — численность населения

н ¡' " н

региона; Н. — норма потребления — рациональная, исходя из рекомендуемой Академией медицинских наук, или другая, используемая для конкретного расчета по региону (например, с учетом платежеспособного спроса, исходя из физиологической нормы потребления и т. п.);

— объем поставок в федеральный и региональный продовольственные фонды;

— объем стратегических запасов продовольствия;

— объем возможного вывоза в другие регионы;

05. — объем экспорта;

0зав1 — объем завозаизвне, включая импорт.

Учитывая рыночный механизм формирования рынка продовольствия и многоотраслевой характер пищевой промышленности региона, при ее реструктуризации необходимо добиться сочетания территориально-отраслевого и продуктового подходов, т. е. учета специфики развития рынка отдельного вида продукции.

Конкурентные преимущества продукта будут достигаться только за счет качества, цены и стратегии маркетинга. В этом случае высокий уровень эффективности производства может быть достигнут за счет роста его объемов при снижении удельных затрат.

Таким образом, изменение только отраслевой структуры как одного из направлений реструктуризации требует комплексного исследования. В целом же, как отмечено в докладе Правительства Российской Федерации: «Проблема реструктуризации российской промышленности должна предусматривать возможности мобилизации для этой цели всех ресурсов общества — научно-технических, финансовых и сырьевых, ориентируясь на имеющийся научный, изобретательский и конверсионный задел. Концентрируя ресурсы на всей технологической цепочке по выбранным приоритетам — от оригинальной научной идеи до конечного потребления принципиально но-

вых товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом и внутренних рынках» [6]. Все это без исключения можно отнести и к пищевой промышленности.

Список литературы

1. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура / под ред. Г. А. Александрова. М.: БЕК, 2002. 544 с.

2. Белых Л. П. Реструктуризация предприятия: учеб. пособие для вузов / под ред. Л. П. Белых, М. А. Федотова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 399 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Доклад Правительства РФ «О мерах по реструктуризации российской промышленности» (подготовлен по плану заседания Правительства РФ и его президиума за IV квартал 1999 г.). URL: http: www. minprom. га.

4. Мазур ^.^.Реструктуризация предприятий и компаний: учеб. пособие д ля вузов / под ред. И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. М.: Экономика, 2001. 456 с.

5. Сухарев О. С. Экономическая методология и политика реструктуризации промышленности: Механизмы реализации инвестиционных программ: монография М.: Изд-во Акад. наук о Земле, 2000. 179 с.

6. Сухорукова А. М. Регулирование пищевой промышленности: вопросы теории, методологии, практики. Саратов: Издательский центр. СГСЭУ, 1999. 299 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.